Институты российского права

Институт права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт – лишь их вид.

Институт – гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т.п.

Виды институтов:

1) в зависимости от характера – институты материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

2) в зависимости от сферы распространения – отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

3) в зависимости от функциональной роли – регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Субинститут права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Субинститут – составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление).

Между тем важно помнить, что далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Субинститут – это проблема деления институтов права.

Вместе с тем сами институты могут «складываться» в такие более крупные подразделения системы права, как подотрасли.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права – это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право – подотраслью финансового права; муниципальное – подотраслью административного права.

Правовой институт — это элемент отрасли права, включающий

совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

Правовые институты могут быть классифицированы по различным основаниям.

По сфере распространения:

1) отраслевые — это небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки отрасли права. Такие институты объединяются в самостоятельные группы, которые называются по наименованию соответствующей отрасли права, например гражданские, уголовные, финансовые и т.п. в рамках таких групп правовые институты регулируют лишь какое-либо одно или один из его элементов (в уголовно-процессуальном праве известны институты потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, определяющие правовой статус одного из субъектов уголовно-процессуальных отношений);

2) межотраслевые институты — существуют и действуют в рамках двух или более отраслей права. Наличие подобных институтов объясняется там, что однородность регулируемых отраслью права отношений является отнюдь не идеальной, в ней всегда присутствует некоторое количество иных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению.

По правовому характеру принято говорить о материальных и процессуальных институтах. Первые регулируют реально складывающиеся между людьми отношения по поводу производства распределения, обмена, передачи материальных благ, реализации субъектами общественных отношений своих прав и свобод. Вторые в свою очередь регламентируют исключительно процедурные, организационные вопросы (порядок разрешения споров, конфликтов, расследование и рассмотрение правонарушений и т.п.), которые тесно связаны с использованием и реализацией индивидами своих прав.

По выполняемым функциям институты права подразделяют на: регулятивные, учредительные и охранительные. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений; учредительные — закрепляют правовой статус субъектов общественных отношений; охранительные — охраняют нормальный ход, и развитие общественных отношений оберегают их от пагубного воздействия с чьей-либо стороны.

По внутренней структуре выделяют простые (они не содержат в себе каких-либо внутренних образований) и сложные (имеют е составе мелкие самостоятельные элементы — субинституты).

1. Назовите основные исторические этапы становления правоведения?

Ответ: основными историческими этапами становления правоведения являются:

1) Древнекитайский (551-479 гг. до н. э) Конфуций.

2) Древнегреческий 9428-348 гг. до н. э) Платон.

3) Римский

4) Западноевропейский (17-19 века) Ж.Ж. Руссо, К. Маркс, Ф. Энгельс

2. В чем состоит сущность конституционного права, чем оно отличается от других отраслей права?

Ответ: Конституционное право является ведущей отраслью права. Это обуславливается рядом взаимосвязанных обстоятельств.

1. Конституционное право регулирует правоотношения во всех сферах

российского общества, тогда как отдельные отрасли права регулируют правоотношения только в определенных сферах.

2. Конституционное право устанавливает государственное устройство, организацию государственной власти и местного самоуправления, регулирует отношения между государством и другими субъектами правоотношений.

З. Нормы конституционного права являются основным источником и базой всех норм права. Так, например, статья 58 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам», — является важным источником экологического права России.

4. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой. Например, если тот или иной нормативный акт логически противоречит норме конституционного права, то он не имеет юридической силы. Это очень важно знать каждому гражданину для того, чтобы его конституционные права и свободы не нарушались действием каких бы то ни было нормативных актов.

5. Конституционное право носит наиболее стабильный характер, меньше подвергается изменениям, менее зависимо от текущих политических процессов.

3. В чем выражается сущность современного российского общества и политического режима российского государства.

Современное российское общество находится на стадии перехода от советского общества, т.е. общества основанного на государственно феодальном способе производства с элементами социализма к обществу, основанному на буржуазном способе производства. Буржуазное общество — это высший этап экономической формации, для которого характерно расширение свободы личности. На данном этапе государство, осуществляя свои функции, способствует общественному прогрессу и интеграции человечества. Функции государства — это направления деятельности, которые в соответствии с основными сфера общества можно подразделить на экономические, социальные, политические и культурные. Экономические функции государства проявляются в следующем:

формировании государственного бюджета и контроле за его исполнением;

определении общих программ экономического развития и сохранении окружающей природной среды;

обеспечении перехода к рыночным отношениям;

создании благоприятных условий для осуществления и развития

предпринимательской деятельности и добросовестной конкуренции;

совершенствовании финансового контроля, налогообложения и

взимания налогов.

Социальная функция государства направлена на создание благоприятных

условий для социального взаимодействия людей, совершенствования их быта, развитие образования и здравоохранения, на оказание социальной помощи нуждающимся слоям населения.

Политико-правовая функция заключается в дальнейшем расширении демократии, обеспечении законности и правопорядка.

Культурная функция государства направлена на развитие свободы личности, повышение ее культурно-технического уровня, расширение гласности и идеологического плюрализма, развитие общечеловеческой культуры по содержанию и национальной по форме.

4. Что такое правовой статус человека?

Ответ: В современном мире в каждом государстве человек имеет свой правовой статус правовой статус человека — это его положение исходящее из существующих норм права, определяющее его права и обязанности

Важнейшие принципы правового статуса человека — правоспособность, равенство перед законом, приоритет прав человека, неотчуждаемость прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и т.д.

Все люди, независимо от пола и возраста, социального происхождения и социального положения, имеют равные права.

5. Что такое правовая система?

Ответ: Правовая система — это совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых отношений.

Правовая система показывает, из каких частей состоит право и как они связаны между собой. Система права позволит раскрыть подлинный смысл я содержание правовых норм, рассматривая их во взаимосвязи и взаимозависимости. Внутреннее свойство права характеризует его как особую разновидность социальных норм.

Правовая система — сложное иерархичное образование, характеризующееся внутренними процессами. в нем протекающими. Система права показываю не только то, из чего состоит право, но и связь и зависимость его компонентов друг от друга. Правовая система, как и любая правовая категория и закономерность, обладает рядом специфических черт, позволяющих говорить об уникальности этого явления.

1. Единство и согласованность входящих в нее норм. Единство определяется

2. Различия. Они различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методу правового регулирования, санкциям и т.п.

З. Объективность. Система права не зависит от воли и желания государства, его органов и должностных лиц, всего общества в целом и отдельных его представителей

4. Взаимодействие.

5. Способность к делению. Вследствие многообразия и постоянного развития общественных отношений происходит постепенное расширение и укрупнение регулируемых правом сфер. Этот процесс зачастую порождает необходимость формирования новых или модернизацию существующих элементов системы права. Таким образом, последняя находится в своеобразной динамике, движении.

6. Материальная обусловленность. Несмотря на то, что правовая система — категория объективного порядка, однако и ей присуща некоторая зависимость и, в частности, зависимость от явлений и процессов внешнего мира. Именно они обусловливают внутреннее строение права, его модернизацию и развитие. Тем самым отношения, регулируемые правом, оказывают большое влияние на его систему.

Структурные элементы правовой системы:

норма права — базовый, первичный элемент системы права;

отрасль права — совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную сферу (род) общественных отношений;

подотрасль права — структурный элемент отрасли права;

институт права — регулирует определенный вид общественных отношений. По охвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты;

субинститут права — самостоятельное мелкое образование в составе институтов.

6. Что такое норма права?

Ответ: Норма права — это особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики и специфические признаки. Правовым

нормам должны быть свойственны все признаки, характерные для права. Это

такие признаки, как свобода, равенство, справедливость общеобязательность, нормативность, системность.

Признаком правовой нормы является, во-первых, ее формальная

определенность. Это свойство не только позволяет выделить норму права из словесной оболочки того или иного источника права, но и определить структуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали, соотнести норму права с конкретной ситуацией, с ее участниками. Формальная определенность характеризуется тем, что норма права выражена в письменной форме, то есть имеет государственно-признанную форму выражения: форму закона нормативного договора и т.д. Формальная определенность нормы права является одним из факторов культурного развития человечества.

7. Что такое семья? Какую роль играет семья в жизни общества и государства?

Ответ: Семья — это объединение лиц, связанных:

браком или родством;

взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой;

рождением и воспитанием детей;

взаимными личными и имущественными правами и обязанностями.

Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство — не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек, как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья.

8. Какой концепции происхождения государства и права вы отдаете предпочтение?

Ответ: Исторически государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин в результате упадка родового строя и перехода к более высокому состоянию человеческого общежития.

Договорная теория. Сторонники названной концепции исходили из того, что государству предшествует естественное состояние. В это время не существовало ни государства, ни права. Люди жили в соответствии со своими естественными правами.

Однако в таком состоянии каждый преследовал только свои интересы, не считаясь с интересами других, что приводило к войне всех против всех.

В связи, с чем и возникла потребность в формировании института, способного оградить и защитить интересы каждого. Ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу безопасность. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Что такое законность?

Ответ: Расширение демократии, свободы личности и гласности невозможно представить без укрепления законности. В свою очередь, укрепление законности и правопорядка невозможно без расширения демократии, свободы личности, так как указанные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Законность — это правовое регулирование общественных отношений т.е. соблюдение, исполнение, использование и применение норм права в социальной практике.

Законность выражается:

во-первых, в принятии и реализации законов на основе существующей системы права, отраслей права;

во-вторых, в соблюдении юридической силы норм различных отраслей права, например, норм конституционного права, гражданского права, в т. ч. обязательственного права (положений отдельного договора);

в-третьих, в четком следовании содержанию и букве закона.

Законность подразумевает равенство прав и обязанностей всех граждан, т.е. перед законом все равны. Выполнение указанных прав и обязанностей и есть реализация требований законности и активизации участия граждан как в общественной жизни, так в делах государства. Демократия обеспечивает соответствующее содержание законодательства, заинтересованность в исполнении законов и подконтрольность деятельности государственного аппарата, что является надежной гарантией законности.

10. В чем сущность рынка? Какова его связь с гражданскими правоотношениями?

Ответ: Рынок — это важнейший этап развития товарно-денежных отношений, когда наряду с предметами потребления и средствами производства товаром становится рабочая сила — знания, умения, навыки трудящего.

В русской обществоведческой литературе на закате СССР и постсоветское время термин «рынок» обозначал буржуазные производственные отношения. При таких односторонних отношениях между нанимателем и работником никакого рынка рабочей силы существовать не могло.

После 1917 г., когда началась широкая декларация строительства нового общества — «социализма» — товарно-денежные отношения строго регулировались государством. В рыночные отношения включались только предметы потребления, а не средства производства. Соответственно, гражданские правоотношения в советское время имели весьма ограниченный характер. Развитие гражданских правоотношений началось вместе с расширением товарно-денежных отношений, с началом перехода к рынку. В постсоветское время началось включение средств производства в товарно-денежные отношения, а затем постепенное вовлечение в них и рабочей силы. Ныне существует явный приоритет работодателя при покупке рабочей силы, нет равноправия между ра6отодателем и наемным работником. Достижение не формального, а действительного равноправия между покупателем и продавцом рабочей силы ознаменует окончание переходного периода в экономике России.

Формирование рынка способствует расширению гражданских правоотношений, т.е. отношений, объективно возникающих в соответствии с нормами гражданского права, которые регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. В свою очередь, гражданские правоотношения и обуславливающие их нормы гражданского права способствуют нормированию и развитию рыночных отношений.

Понятие конституционно-правового института

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регу­лирующие относительно самостоятельные сферы конституцион­но-правовых отношений.

Под конституционно-правовым институтом понимается определён­ная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Для конституционного института характерны два признака:

  • наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституцион­ных норм;
  • внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регу­лирования.

Каждый конституционно-правовой ин­ститут включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Кон­ституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти — из тех же источников плюс указы Президента и т. д.

Система конституционного права объективно обусловлена са­мим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между института­ми — напротив, создает принципы их взаимодействия между со­бой, чем обеспечивается единство конституционно-правового ре­гулирования. Фундаментом высту­пают единые принципы конституционного права:

    • суверенитет на­рода;
    • естественное право;
    • приоритет охраны прав и свобод;
    • разде­ление властей;
    • независимое правосудие;
    • правовое государство.

Первичное и самое общее деление правовых норм на институ­ты устанавливает Конституция. Ее разделы — это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуют­ся подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конститу­ционного права полностью не совпадают, система конституцион­ного права при определенных условиях может сложиться и раз­виваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.

Система российского конституционного права включает сле­дующие основные правовые институты с их основными внутрен­ними подразделениями (подсистемами):

    1. основы конституционного строя;
    2. права и свободы человека и гражданина;
    3. федеративное устройство;
    4. избирательная система (избирательное право);
    5. президентская власть;
    6. законодательная власть;
    7. исполнительная власть;
    8. судебная власть;
    9. государственная власть в субъектах РФ;
    10. местное самоуправление;
    11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

Виды конституционных институтов

В конституционном праве выделяются три разновидности консти­туционных институтов:

  • головные;
  • сложные;
  • одноэлементные (простые).

Головные конституционные институты

Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др. Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксировать­ся как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, феде­ральных законах и т.д.). Например, не все институты и нормы, объеди­нённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ. Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.

Сложные конституционные институты

Сложные конституционные институты могут входить в состав го­ловных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институ­тов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам отно­сятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.

Одноэлементные (простые) конституционные институты

Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, от­личаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президен­та, институт Конституционного Суда и др. Эти правовые институты мо­гут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от соци­ально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др.

Добавить комментарий