Является ли Интернет либо его ресурсы (сайты) — средством массовой информации?
Петрушин Егор Валентинович
По общему правилу интернет-сайт не является средством массовой информации, но в тоже время закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного Кафедрой ЮНЕСКО.
Российское законодательство не дает легального определения понятия «сайт» («сайт в сети Интернет»), хотя достаточно активно им пользуется. Так, термин «официальный сайт» встречается в Лесном, Водном, Земельном и Градостроительном кодексах, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Единственным нормативным актом, дающим легальное — на уровне регионального законодательства — определение понятия «сайт», является закон города Москвы от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы». Здесь в ст. 2 закрепляется: «официальный сайт органа власти — совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения». Отсюда следует, что для регионального законодателя сайт — это некая совокупность информационных ресурсов.
Однако само понятие «информационный ресурс» также не имеет полноформатного легального определения на уровне федерального законодательства. Ранее оно закреплялось в ст. 2 федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», но в настоящее время данный закон утратил силу в связи с принятием федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее — Закон об информации), в котором определение понятия «информационные ресурсы» дается лишь косвенно, и только применительно к государственным информационным ресурсам. В п. 9 ст. 14 говорится: «Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами».
Следовательно, в правовом смысле интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего «на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам» (ст. 2). Однако даже поверхностный взгляд на реальное содержание современных интернет-сайтов позволяет утверждать, что практика намного обогнала законодателя и в нынешних условиях следовало бы определять сайт более широко — как «совокупность определенным образом формализованных объектов».
Понятие средства массовой информации исчерпывающим образом определяется в ст. 2 закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ). Здесь указано: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Очевидно, что Интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой. Может ли он быть признан иной формой периодического распространения массовой информации? Ответ на этот вопрос требует анализа ст.ст. 23 и 24 Закона о СМИ.
Правовая природа иных форм периодического распространения массовой информации определяется в ст. 23 «Информационные агентства» и ст. 24 «Иные средства массовой информации» Закона о СМИ. Может ли Интернет-сайт обладать правовым статусом информационного агентства? На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку, согласно ч. 1 ст. 23 Закона о СМИ на информационные агентства «одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации». Очевидно, что статусом редакции, издателя или распространителя может обладать лишь субъект права, но никак не объект правовых отношений, каким только и может являться сайт как совокупность информации. Другое дело, что сайт может принадлежать информационному агентству, как любой другой объект правовых отношений. Однако в этом случае сам сайт не становится иной формой периодического распространения массовой информации, а следовательно не приобретает правовой статус средства массовой информации.
Если же рассмотреть Интернет-сайт в контексте положений ст. 24 «Иные средства массовой информации» Закона о СМИ, то следует прийти к следующим выводам.
Часть первая ст. 24 Закона о СМИ закрепляет: «Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений». Очевидно, что данная норма к интернет-сайту не может быть применена, поскольку интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой «в виде печатных сообщений, материалов, изображений». Сообщения и изображения, составляющие содержание интернет -сайта, не имеют печатной формы: они визуализируются только на экране компьютера, благодаря чему любое лицо может иметь доступ к ним «в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору».
Не применимы к интернет-сайтам и положения ч. 2 ст. 24, которая гласит: «Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное». С одной стороны, функционирование интернет-сайта может быть интерпретировано как периодическое распространение массовой информации через телекоммуникационную сеть. Такое толкование подкрепляется содержащимся в п. 9 ст. 2 Закона об информации определении понятия «распространение информации» как действий, направленных «на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц».
С другой стороны, ч. 7 ст. 2 Закона о СМИ дает принципиально иное определение понятия «распространение продукции средства массовой информации», которое определяется как «продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ». Конечно, сайт может иметь копии, но вряд ли их число достигнет когда-либо одной тысячи штук. За исключением Интернет — сайтов, с помощью которых осуществляется интернет-вещание, все остальные сайты очевидно не подпадают под приведенное выше определение. В то же время п. 2 ст. 4 Закона об информации устанавливает, что «правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации». Следовательно, определение понятия «распространение информации» должно применяться в сфере массовой информации только в той части, в которой оно не противоречит Закону о СМИ.
Таким образом, интернет-сайт по определению не может считаться «иным средством массовой информации», а следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не основано на Законе о СМИ, который только и устанавливает обязательность регистрации средств массовой информации.
Сказанное выше не исключает, а, напротив, предполагает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Исходя из ч. 1 ст. 7 Закона о СМИ, любой гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган вправе учредить средство массовой информации для распространения массовой информации в любой не запрещенной законом форме. Поскольку создание интернет-сайтов не запрещено законодательством, постольку в этом вопросе каждый свободен в самостоятельном выборе меры своего правомерного поведения. Если создатель Интернет — сайта желает, чтобы на его информационный ресурс был распространен правовой режим средства массовой информации, то он должен направить в уполномоченный государственный орган заявление о регистрации данного средства массовой информации в соответствии со ст. 8, 10 Закона о СМИ.
Вывод о том, что интернет-сайт по общему правилу не является средством массовой информации, подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24.02.2005 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» сказано: «Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу». Очевидно, что «распространение в сети Интернет» указывается здесь обособленно от распространения сведений в СМИ, тем более что распространение информации в сети Интернет может осуществляться не только посредством ее размещения на том или ином сайте, но также через электронную почту, ICQ и т.д.
Более того, в постановлении Пленума специально обращается внимание судов на то, что «в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации». Следовательно, интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы.
Обсудить статью в блоге «РГ-Право».
Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации в соответствии со ст. 8. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации.
Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.
Не требует регистрации средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов; периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров; радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов; аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
Изготовление и распространение продукции средства массовой информации без его регистрации влечет административную ответственность в соответствии со статьёй 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Перерегистрация средства массовой информации осуществляется в случаях, перечисленных в ст. 11 указанного Закона:
- 1. смене учредителя,
- 2. изменение состава соучредителей,
- 3. наименования (названия) СМИ,
- 4. языка СМИ,
- 5. формы периодического распространения массовой информации,
- 6. территории распространения СМИ.
Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.
Изготовление и распространение продукции средства массовой информации не прошедшего перерегистрацию влечет административную ответственность в соответствии со статьёй 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При изменении данных:
- 1. местонахождения редакции,
- 2. доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для сетевого издания,
- 3. периодичности выпуска СМИ,
-
4. максимального объема СМИ.
учредителем обязательно в месячный срок письменно уведомить регистрирующий орган. Несоблюдение данного требования влечет административную ответственность в соответствии со статьёй 13.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
-
5. В соответствии с требованиями ст. 20 закона «О средствах массовой информации» не позднее трёх месяцев со дня первого выхода в свет данного СМИ необходимо предоставить в Управление Роскомнадзора по Курганской области копию Устава редакции (или заменяющего его договора), составленного согласно требованиям данной статьи.
Несоблюдение данного требования влечет административную ответственность в соответствии со статьёй 13.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Отсутствие устава редакции либо заменяющего его договора влечет признание недействительным свидетельства о регистрации по иску регистрирующего органа на основании статьи 15 Закона РФ «О средствах массовой информации».
Редакция средства массовой информации вправе выпустить тираж специального выпуска газеты для оперативного доведения тематической информации до читателя, отличительными чертами которого являются ограниченный срок выхода в свет, наличие названия основной газеты, а также публикации выходных сведений в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О средствах массовой информации».
При выпуске приложений к периодическим печатным изданиям, зарегистрированным в установленном порядке, выявлен ряд нарушений. Если приложение к средству массовой информации имеет свое постоянное название, текущий номер и выходит в свет не реже одного раза в год, то это в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», самостоятельное издание, которое необходимо регистрировать в установленном порядке.
Приложением к СМИ (без регистрации как самостоятельное средство массовой информации) может являться вкладыш (региональный, тематический и т.д.) в данное средство массовой информации, имеющий сквозную нумерацию страниц и выходные данные зарегистрированного средства массовой информации, которые размещаются в объеме основного издания и соответствуют регистрационным данным этого (основного) издания.
Изготовление и распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации является незаконным и влечет административную ответственность в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» и статьёй 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учредитель (соучредители) имеет право приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Если учредителем принято решение приостановить деятельность СМИ, в регистрирующий орган необходимо направить заявление о приостановлении деятельности СМИ.
Изготовление и распространение продукции средства массовой информации после принятия решения о приостановлении деятельности СМИ влечет административную ответственность в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» и статьёй 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учредитель (соучредители) имеет право прекратить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Если учредителем принято решение приостановить деятельность СМИ, в регистрирующий орган необходимо направить решение и заявление учредителя (соучредителей) о прекращении деятельности СМИ.
В соответствии со ст. 15 закона «О СМИ» свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа только в случаях:
- 1) если свидетельство о регистрации получено обманным путем;
- 2) если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года;
- 3) если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации;
- 4) если имела место повторная регистрация данного средства массовой информации.
Изготовление и распространение продукции средства массовой информации после принятия решения о прекращении деятельности СМИ влечет административную ответственность в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» и статьёй 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно статье 27 Закона РФ «О средствах массовой информации»:
-
• Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:
- 1) наименование (название) издания;
- 2) учредитель (соучредители);
- 3) фамилия, инициалы главного редактора;
- 4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет — также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
- 5) индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;
- 6) тираж — указывать фактически отпечатанный тираж, а не заявленный при регистрации;
- 7) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;
- 8) адреса редакции, издателя, типографии.
- 9) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Содержание и расположение выходных сведений также регулируется Национальными стандартами, действующими на территории Российской Федерации (в настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 апреля 2006 г. № 61-ст.).
- • Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы. При демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, телепрограммы, равно как и кинохроникальные программы, также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
-
• Каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения:
- 1) наименование (название) программы;
- 2) дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;
- 3) фамилия, инициалы главного редактора;
- 4) тираж;
- 5) редакция и ее адрес;
- 6) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно».
- 7) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его наименованием (названием).
Зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.
Выпуск, а равно распространение продукции средства массовой информации без установленных выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными выпуска влечет административную ответственность, предусмотренную статьёй 13.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия поставила точку в вопросе правового статуса интернет-сайтов. Как пишут чиновники, российское законодательство не дает определения понятия «сайт» («сайт в сети Интернет»). Чиновники поясняют, что сайт — это некая совокупность информационных ресурсов.
Однако само понятие «информационный ресурс» также не имеет легального определения на уровне федерального законодательства.
Следовательно, в правовом смысле Интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего «на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам» (ст.2).
Понятие средства массовой информации определяется Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991г.: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Очевидно, что Интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой.
Как пишут чиновники, если рассматривать интернет-сайт в контексте положений ст.24 «иные средства массовой информации» Закона РФ «О СМИ», то следует прийти к следующим выводам. Ч. 1 ст.24 Закона РФ «О СМИ» закрепляет что правила, установленные настоящим законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений» очевидно, что данная норма к Интернет-сайту не может быть применена, поскольку Интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой «в виде печатных сообщений, материалов, изображений».
«Сообщения и изображения, составляющие содержание Интернет-сайта, не имеют печатной формы: они визуализируются только на экране компьютера, благодаря чему любое лицо может иметь доступ к ним «в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору», — пишут специалисты службы.
Не применимы к интернет-сайтам и положения ч.2 ст. 2, которая гласит: «Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное».
Таким образом, Интернет-сайт по определению не может считаться «иным средством массовой информации», а, следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не основан на Законе РФ «О СМИ». А следовательно, владелец сайта не может быть привлечен к ответственности по ст. 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации».
В тоже время, как заключают чиновники, закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца.
Средства массовой информации (СМИ)
Здание ИТАР-ТАСС.
Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 определяет СМИ как совокупность периодических печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации. Принятие этого нормативного акта, а также предшествовавшего ему Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990) – новый этап в истории отечественной журналистики. Впервые за всю историю России деятельность СМИ регулировалась специальным законом, в котором были сформулированы осн. правила учреждения, регистрации, функционирования средств массовой информации, провозглашалась недопустимость всякой цензуры. Это открывало широкие правовые и профессиональные возможности для рос. журналистов и СМИ в целом в освещении важнейших событий политической, экономической, социальной, культурной жизни страны. На основе рос. закона о СМИ и в соответствии с ним были приняты федеральные законы об экономической поддержке СМИ и книгоиздания, об обязательном экземпляре документов, президентские указы и правительственные постановления, определившие правовые основы издательской деятельности, лицензирования телерадиовещания и т. д. В совокупности эти нормативные акты составляют законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации, которое, в свою очередь, опирается на положения ст. 29 Конституции РФ о свободе массовой информации, недопустимости цензуры, праве каждого на информацию и свободу выражения мнений.