Исключительная компетенция

Статья 33. Компетенция общего собрания участников общества
Комментарий к статье 33
1 — 2. В комментируемой статье определена компетенция общего собрания участников общества, являющегося согласно п. 1 ст. 65.3 части первой ГК РФ (в ред. Закона 2014 г. N 99-ФЗ) и ч. 1 п. 1 ст. 32 комментируемого Закона высшим органом общества.
Как установлено в п. 1 комментируемой статьи, компетенция общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с комментируемым Законом. Данное правило основывалось на норме п. 2 ст. 91 части первой ГК РФ, предусматривавшей, что компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с данным Кодексом Законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. В развитие данной нормы в п. 2 ст. 12 комментируемого Закона установлено, что в уставе общества должны содержаться сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. Об исключительной компетенции общего собрания участников общества см. ниже, а о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, см. комментарий к ст. 37 Закона.
В части 1 п. 2 комментируемой статьи определен перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания участников общества. Этот перечень основывался на положениях ч. 1 п. 3 ст. 91 части первой ГК РФ, определявших перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания участников общества, а также норме ч. 2 указанного пункта, согласно которой Законом об обществах с ограниченной ответственностью к компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.
Статья 91 ГК РФ признана утратившей силу Законом 2014 г. N 99-ФЗ, которым одновременно в данный Кодекс включены статьи 65.3 «Управление в корпорации» и 67.1 «Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах».
Как установлено в ч. 1 п. 2 названной статьи 65.3 ГК РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:
определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;
утверждение и изменение устава корпорации;
определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.
При этом в ч. ч. 2 и 3 указанного пункта предусмотрено следующее:
законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов (ч. 2);
вопросы, отнесенные данным Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено данным Кодексом или другим законом (ч. 3).
В соответствии с п. 2 названной статьи 67.1 ГК РФ к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества наряду с вопросами, указанными в п. 2 ст. 65.3 данного Кодекса, относятся:
1) изменение размера уставного капитала общества, если иное не предусмотрено законами о хозяйственных обществах;
2) принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества другому хозяйственному обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), а также утверждение такой управляющей организации или такого управляющего и условий договора с такой управляющей организацией или с таким управляющим, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции коллегиального органа управления общества (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ);
3) распределение прибылей и убытков общества.
Как отмечалось выше (см. комментарий к ст. 32 Закона), первоначально в п. 3 ст. 91 ГК РФ и ч. 1 п. 2 комментируемой статьи говорилось о вопросах, отнесенных к исключительной компетенции, а не к компетенции общего собрания участников общества. Соответствующие изменения внесены Законом 2008 г. N 312-ФЗ, расширяющим компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества, который является факультативным органом общества, осуществляющим общее руководство деятельностью обществом. Наряду с прочим Законом 2008 г. N 312-ФЗ в ст. 32 комментируемого Закона включен пункт 2.1, определяющий перечень вопросов, которые уставом общества могут быть отнесены к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. При этом отдельные позиции указанного перечня совпадают с позициями перечня вопросов, отнесенных в соответствии с ч. 1 п. 2 комментируемой статьи к компетенции общего собрания участников общества. Речь идет о следующих вопросах:
определение основных направлений деятельности общества (подп. 1 п. 2.1 ст. 32 и подп. 1 п. 2 ст. 33);
образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним (подп. 2 п. 2.1 ст. 32 и подп. 4 п. 2 ст. 33);
принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций (подп. 4 п. 2.1 ст. 32 и подп. 1 п. 2 ст. 33);
назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг (подп. 5 п. 2.1 ст. 32 и подп. 10 п. 2 ст. 33);
утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества) (подп. 6 п. 2.1 ст. 32 и подп. 8 п. 2 ст. 33);
создание филиалов и открытие представительств общества (подп. 7 п. 2.1 ст. 32 и подп. 13 п. 2 ст. 33 с учетом п. 1 ст. 5).
Соответственно, иные вопросы, указанные в ч. 1 п. 2 комментируемой статьи, относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Это следующие вопросы:
изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества (подп. 2);
избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества (подп. 5);
утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов (подп. 6);
принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества (подп. 7);
принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (подп. 9);
принятие решения о реорганизации или ликвидации общества (подп. 11);
назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов (подп. 12).
Ранее эти вопросы подразумевались в норме ч. 2 п. 2 комментируемой статьи, устанавливавшей, что вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение совета директоров (наблюдательного совета) общества, за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Законом, а также на решение исполнительных органов общества. Данная норма в соответствии с Законом 2009 г. N 205-ФЗ полностью изложена в новой редакции, прямо указывающей, что предусмотренные подп. 2, 5 — 7, 11 и 12 п. 2 комментируемой статьи вопросы (при этом не вполне понятна причина, по которой не упоминается подп. 9), а также другие отнесенные в соответствии с комментируемым Законом к исключительной компетенции общего собрания участников общества вопросы не могут быть отнесены уставом общества к компетенции иных органов управления обществом. Норма ч. 2 п. 2 комментируемой статьи воспроизводит и развивает норму ч. 3 п. 3 ст. 91 ГК РФ в прежней редакции, согласно которой вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества (до внесения изменений Законом 2008 г. N 312-ФЗ в этой норме Кодекса также говорилось об исключительной компетенции общего собрания участников общества).
Разумеется, указанный перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не является исчерпывающим, как не является исчерпывающим и перечень вопросов, отнесенных в целом к компетенции данного органа общества. В подп. 13 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что к компетенции общего собрания участников общества относится решение и иных предусмотренных комментируемым Законом вопросов, нежели непосредственно перечисленных в данном пункте. Изменением, внесенным Законом 2009 г. N 205-ФЗ, уточнено, что такие вопросы могут быть предусмотрены и уставом общества.
В комментируемом Законе содержится немалое число норм, относящих решение тех или иных вопросов к компетенции общего собрания участников общества. Здесь же представляется целесообразным упомянуть о тех нормах, которые касаются компетенции как общего собрания участников общества, так и совета директоров (наблюдательного совета) общества. Это нормы ст. ст. 45 и 46 Закона, предусматривающие необходимость одобрения соответственно сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и крупных сделок. В этом отношении следует отметить, что данными нормами четко разграничена компетенция общего собрания и совета директоров (наблюдательного совета) по принятию соответствующих решений (см. комментарий к ст. ст. 45 и 46 Закона). С учетом этого в подп. 8 и 9 п. 2.1 ст. 32 Закона указано, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества может быть отнесено решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и крупных сделок только в случаях, предусмотренных ст. ст. 45 или 46 Закона соответственно.

Исключительная компетенция общего собрания участников ООО

Вопросы исключительной компетенции могут быть решены только на общем собрании участников общества и не могут быть переданы на рассмотрение другим органам управления (п. 2 ст. 65.3, п. 2 ст. 67.1 ГК РФ, п. 2. ст. 33 Закона об ООО). Положения устава, нарушающие данное требование законодательства, ничтожны (абз. третий п. 1 ст. 32 Закона об ООО).

C 01.09.2014 существенно сокращен перечень вопросов исключительной компетенции общего собрания участников ООО. С этой даты к ООО применяются нормы о корпорациях и непубличных обществах (п. 1 ст. 65.1, п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

— внесение изменений в устав ООО, утверждение устава в новой редакции (п. 4 ст. 12, пп. 2 п. 2 ст. 33 Закона об ООО);

— принятие решение о то, что ООО в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, и утвердить устав общества в порядке, установленном Законом об ООО (абз. четвёртый п. 4 ст. 12 Закона об ООО);

— реорганизация общества (п. 1 ст. 92 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 52, п. 2 ст. 53, п. 2 ст. 54, п. 2 ст. 55, п. 2 ст. 56 Закона об ООО);

— ликвидация общества (п. 1 ст. 92 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 57 Закона об ООО);

— определение количественного состава коллегиального органа управления и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено уставом к компетенции общего собрания участников ООО), избрание их членов и досрочное прекращение их полномочий;

— изменение размера уставного капитала общества, в том числе увеличение уставного капитала ООО непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников общества (пп. 1 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 19, пп. 2 п. 2 ст. 33 Закона об ООО);

— утверждение внутреннего регламента или иных внутренних документов общества (п. 5 ст. 52 ГК РФ);

— распределение прибылей и убытков общества (пп. 3 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ст. 28, пп. 7 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Все остальные вопросы, входящие в соответствии с законом об ООО в компетенцию общего собрания участников, могут быть переданы на рассмотрение коллегиального органа управления (совета директоров, наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) ООО (пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Такая передача полномочий возможна путем включения соответствующих положений в устав по единогласному решению учредителей (участников) общества.

До 01.09.2014 к исключительной компетенции общего собрания участников ООО также относились следующие вопросы:

— решение о принятии третьих лиц в общество на основании их заявлений одновременно с увеличением уставного капитала, об определении номинальной стоимости и размера доли или долей третьего лица или третьих лиц, а также об изменении размеров долей участников общества (абз. четвертый п. 2 ст. 19 Закона об ООО);

— решение об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества (п. 1 ст. 19 Закона об ООО);

— утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов (пп. 3 п. 3 ст. 91 ГК РФ в ред. до 01.01.2014, пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Данный вопрос ранее мог быть рассмотрен только на очередном общем собрании участников ООО (ст. 34 Закона об ООО);

— одобрение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если сумма оплаты по сделке или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает 2% стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (п. 3, п. 7 ст. 45 Закона об ООО в ред. до 01.01.2017);

— одобрение крупной сделки, связанной с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 50% стоимости имущества общества (п. 3 ст. 46 Закона об ООО);

— принятие решения о предоставлении, прекращении или ограничении дополнительных прав участников общества (п. 2 ст. 8 Закона об ООО);

— принятие решения о возложении дополнительных обязанностей на участника (участников) общества и об их прекращении (п. 2 ст. 9 Закона об ООО);

— утверждение денежной оценки имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества (п. 2 ст. 15 Закона об ООО);

— согласие на передачу в залог доли участника в уставном капитале общества третьему лицу (п. 1 ст. 22 Закона об ООО).

______________________________

*(1) 29.12.2015 вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 N 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов». Данным законом, в том числе, были внесены изменения в Закон об ООО, конкретизирующие порядок использования обществами с ограниченной ответственностью типовых уставов. Однако формы типовых уставов пока не утверждены.

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

1. Компетенция общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. К исключительной компетенции общего собрания участников общества относятся:
1) определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
2) изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества;
3) внесение изменений в учредительный договор;
4) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее — управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
5) избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;
6) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
7) принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества;
8) утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);
9) принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
10) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;
11) принятие решения о реорганизации или ликвидации общества;
12) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
13) решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение совета директоров (наблюдательного совета) общества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также на решение исполнительных органов общества.

1. Реализуя право участников общества принимать непосредственное участие в управлении делами общества (ст.8 Закона), общее собрание является именно таким управленческим органом, который учитывает голоса каждого из участников общества, даже если при решении того или иного вопроса участник общества остается в меньшинстве.
Следовало бы обратить внимание на то, что компетенцию общего собрания участников общества определяет не только устав конкретного общества, но и Закон, устанавливающий соответствующие правила, основываясь на положениях ст.91 ГК РФ. Разумеется, участники общества вправе самостоятельно определить, какие именно вопросы они будут рассматривать на своих собраниях. Однако они не вправе исключить из устава вопросы, которые согласно Закону должны решаться только общим собранием участников общества.
Это последнее обстоятельство об исключительной компетенции общего собрания важно потому, что права участников на управление делами общества должны быть реальными.
2. Реальное участие в управлении состоит в том, что Закон определяет перечень наиболее принципиальных вопросов жизни общества, которые рассматриваются его высшим органом — общим собранием. К их числу относятся определение основных направлений деятельности общества, бизнес-плана общества, формирование его исполнительных органов, распределение чистой прибыли между его участниками, реорганизация и ликвидация общества и ряд других.
Однако одно лишь перечисление вопросов, которые должны рассматриваться на общем собрании, недостаточно для гарантий реального права участника общества на участие в управлении его делами. Поэтому в Законе (последний абзац п.2 комментируемой статьи) содержится еще одно важное положение, касающееся недопустимости передачи вопросов, составляющих исключительную компетенцию общего собрания, на решение других органов управления — совета директоров (наблюдательного совета) или генерального директора (директора) общества. Отсутствие такого положения могло бы привести к тому, что в результате делегирования полномочий общего собрания другим управленческим органам участники общества могут оказаться в ситуации, когда утрачиваются их полномочия по управлению обществом.
Устав общества — документ сугубо творческий. К сожалению, на практике нередко приходится сталкиваться с тем, что участники некритически относятся к проекту устава, где перечисляются вопросы, рассматриваемые общим собранием. В результате перегруженность компетенции общего собрания второстепенными вопросами, не имеющими принципиального характера, может отрицательно сказаться на их оперативном решении. И наоборот, при определении компетенции общего собрания следует учитывать особенности конкретного предприятия, общие интересы всех его участников. О содержании устава общества с ограниченной ответственностью см. ст.12 Закона и комментарий к ней.
Важно учесть и то, что чем больше полномочий будет иметь общее собрание, тем меньше будет компетенция других управленческих органов. В связи с этим целесообразно найти такую «золотую середину», которая бы давала возможность полноценно функционировать совету директоров (наблюдательному совету) и генеральному директору (директору), не снижая их ответственности за оперативное решение вопросов управления обществом.
Следует иметь в виду, что участник общества вправе поставить в судебном порядке вопрос о признании недействительным решения общего собрания участников общества, в частности, в случае несвоевременного извещения (неизвещения) участника о дате проведения общего собрания (п.1 ст.36 Закона), в случае непредоставления возможности ознакомиться с информационными материалами, подлежащими рассмотрению на общем собрании (п.3 ст.36 Закона) и т.п. Что касается акционерных обществ, то Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ Постановлением от 02.04.1997г. No.418 дали судам соответствующие разъяснения. Можно предположить, что аналогично будет решен вопрос и в отношении обществ с ограниченной ответственностью.

Добавить комментарий