Исполнение налоговой обязанности

Налоговая обязанность, как и любая другая обязанность, пре­кращается надлежащим исполнением. Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полной сумме и в уста­новленный срок.

По норме ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоя­тельно исполнить обязанность по уплате налога. По общему правилу российским налоговым законодательством не допуска­ется уплата налогов третьими лицами, поэтому различные «на­логовые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и по­добные соглашения являются ничтожными и не влекут право­вых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитаю­щихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ), уплата налога правопреемником реор­ганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ), уплата налогов че­рез законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ), уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Срок исполнения налоговой обязанности устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому конк­ретному налогу. Налогоплательщику не запрещается уплатить соответствующий налог досрочно, т. е. после возникновения налоговой обязанности, но до наступления установленного за­конодательством срока уплаты.

Неисполнение физическим лицом или организацией нало­говой обязанности в добровольном порядке является основани­ем для направления налогоплательщику налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможен­ным органом требования об уплате причитающегося налога. Образовавшаяся в результате неуплаты или неполной уплаты налоговая недоимка взыскивается за счет денежных средств,

Финансовое право России. Особенная часть

находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем обращения взыскания на иное имущество обязанного лица. Следовательно, при выявлении налоговой недоимки на­логовые органы или уполномоченные органы первоначально должны направить налогоплательщику требование о ликвида­ции образовавшегося долга перед казной и причитающейся пени, а только затем — в случае неисполнения этого требова­ния — применять меры принуждения. Наличие данного поло­жения в ст. 45 НК РФ свидетельствует о том, что уплата налога может пониматься в двух значениях: как действие самого нало­гоплательщика (добровольное или на основании требования уполномоченных органов государства); как действие налогово­го или иного уполномоченного органа по взысканию неупла­ченного (не полностью уплаченного) налога.

По общему правилу моментом исполнения налогоплатель­щиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обя­занности по уплате налога служит момент предъявления в банк поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами. Вместе с тем в зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может быть исполне­на и двумя другими способами: в порядке зачета переплаченной ранее суммы налога в соответствии со ст. 78 НК РФ; с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом при взи­мании налога у источника выплаты.

Следовательно, НК РФ также различает уплату налога — как действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет — как действие банка, обслуживающего пла­тельщика налога (сбора). Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными сред­ствами платежного поручения влечет прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений. Однако относительно определения момента уплаты налога нормы НК РФ имеют приоритет над нормами бюджет­ного законодательства. Согласно п. 1 ст. 40 БК РФ налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего

Глава 17. Налоговая обязанность

бюджета с момента, определяемого налоговым законодатель­ством. Следовательно, момент уплаты налога может определять­ся только в соответствии с нормами НК РФ.

В соответствии с НК РФ, ГК РФ (ст. 140), Федеральным за­коном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 27) и Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 1) налоги и сборы уплачиваются толь-» ко в валюте Российской Федерации — в рублях. Уплата обяза­тельных платежей, в том числе иностранными лицами, в инос­транной валюте не допускается.

Налоговое законодательство устанавливает различный, за­висящий от статуса налогоплательщика, порядок принудитель­ного взыскания налога. Относительно организаций предусмот­рен бесспорный порядок. Взыскание налогов с физических лиц производится в судебном порядке. Вместе с тем НК РФ ис­ключает возможность применения бесспорного взыскания на­логов с организаций при наличии одного из следующих усло­вий: 1) если обязанность по уплате налога основана на измене­нии налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или юри­дической квалификации статуса и характера деятельности нало­гоплательщика; 2) пропуск налоговым органом установленного срока для принятия решения о бесспорном взыскании налога.

Принудительное исполнение налоговой обязанности (взыс­кание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета на­логоплательщика или налогового агента, инкассового поруче­ния на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплатель­щика об образовавшейся задолженности перед казной и пред­ложить добровольно погасить недостающие налоговые пла­тежи.

Обязательным правилом бесспорного взыскания налоговой недоимки является необходимость уведомления налогоплатель­щика со стороны налоговых органов о вынесенном решении и его содержании в срок не позднее пяти дней после вынесения такого решения.

‘4 К

рохина.фин право России»

Финансовое право России. Особенная часть

Направленное в банк инкассовое поручение на перечисле­ние налога в соответствующий бюджет подлежит безусловному исполнению банком не позднее одного операционного дня в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

Налоговый орган вправе выставить инкассовое поручение как на рублевый, так и на валютный счета налогоплательщика. НК РФ не допускает обращения взыскания на ссудные, депозитные и бюджетные счета налогоплательщиков или налоговых агентов.

В случае недостаточности или отсутствия денежных средств, находящихся на банковском счете, для погашения налоговой недоимки налоговый орган вправе принять одно из следующих решений: продолжить обращение взыскания на банковский счет по мере поступления на него денежных средств; взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налого­плательщика осуществляется в различных правовых режимах, зависящих от организационно-правового статуса частного субъ­екта.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — организации или налогового агента — организации производит­ся на основании решения, вынесенного руководителем (его за­местителем) налогового органа.

Относительно взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика — физического лица определе­ны судебные процедуры в порядке искового производства.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица подается в течение ше­сти месяцев после истечения срока, установленного налоговым органом для добровольного исполнения налоговой обязаннос­ти. Подсудность споров в данной ситуации соответствует общему правилу: исковое заявление о взыскании налога за счет имуще­ства налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица, являющихся индивидуальными предпринимателями, подается в арбитражный суд; исковые за­явления о взыскании налоговой задолженности за счет имуще­ства иных физических лиц подаются в суд общей юрисдикции. Соответственно подсудности спора дело о взыскании налогово­го долга рассматривается в рамках арбитражного или гражданс­кого процесса.

Глава 17. Налоговая обязанность

Последовательность обращения взыскания на имущество налогоплательщика — физического лица соответствует очеред­ности взыскания налога за счет имущества налогоплательщи­ка — организации или налогового агента — организации.

Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1373;

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2002 № 2257/02, согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик вправе досрочно исполнить обязанность по уплате налогов, при этом указанное правило предполагает уплату налога при наличии соответствующей обязанности, но до наступления установленного законом срока. Исполнение же невозникшей обязанности может при определенных обстоятельствах расцениваться в качестве злоупотребления правом.

Так, в одном деле налогоплательщик, не имея перед бюджетом текущих налоговых обязанностей, дал своему банку поручения на перечисление авансовых платежей, а впоследствии уплаченные суммы предъявил к зачету. Инспекция отказала в осуществлении зачета, мотивировав свой отказ следующим. Денежные средства были списаны с расчетного счета налогоплательщика, но не с корреспондентского по причине их отсутствия; на момент направления в банк платежных поручений обязанность по уплате налога у общества не сформировалась, так как отчетный (налоговый) период не закончился; перечисляемые суммы не соответствовали реальным налоговым обязанностям; платежные поручения были оформлены вместо отозванных в тот же день поручений по оплате гражданско-правовых обязательств; клиенты уведомлялись обслуживающими их сотрудниками банка о причинах задержки исполнения поручений, соответствующая информация помещалась на стендах операционного зала в банке; банком было получено предписание ЦБ РФ об ограничениях и запрете на осуществление отдельных операций. По мнению инспекции, указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о намерении у налогоплательщика реального намерения произвести уплату налогов в бюджет.

📌 Реклама

Президиум ВАС РФ поддержал позицию инспекции, отметив при этом следующее. Положение п. 3 ст. 45 НК РФ о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного остатка на день платежа, распространяется только на добросовестных налогоплательщиков. При рассмотрении дел о зачете излишне уплаченных сумм налога указанная правовая норма применяется с учетом обстоятельств, характеризующих налогоплательщика и его добросовестность при выполнении налоговой обязанности, в том числе ее наличия. При отсутствии налоговых обязательств обязанность по уплате налога не может считаться исполненной. Излишняя уплата налога имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

📌 Реклама

Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Незачисление денежных средств на счета соответствующих бюджетов и оформление платежных поручений на уплату налогов в отсутствие налоговых обязанностей и, кроме того, до окончания налогового (отчетного) периода и до наступления срока уплаты налога свидетельствуют в совокупности о недобросовестных действиях налогоплательщика и об отсутствии у него реального намерения исполнения налоговой обязанности (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 № 2105/11).

При допущении ошибок в оформлении платежных поручений на перечисление сумм налога необходимо иметь в виду следующее. Если в результате ошибки в коде бюджетной классификации сумма налога поступила в бюджет другого уровня, то обязанность по уплате налога признается исполненной и соответственно налогоплательщиком может быть подано заявление об уточнении платежа (постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А51/08-2/2631 по делу № А51-2361/200839-38). Если допущенные налогоплательщиком ошибки при оформлении платежного поручения не повлекли неперечисление в бюджет суммы налога, то его обязанность по уплате налога признается исполненной. К таким несущественным ошибкам суды, в частности, относят неправильное указание кода ОКАТО (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4.07.2011 по делу № А05-5601/2010), кода бюджетной классификации (постановление ФАС Московского округа от 1.07.2009 № КА-А41/5651-09 по делу № А41-19848/08).

В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Первичным элементом налоговой обязанности является момент, с которого данная обязанность начинает существовать. Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки её реализации опре­деляются по-разному.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется налогопла­тельщиком самостоятельно на основании налоговой базы, налоговой ставки и нало­говых льгот. Следовательно, основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база.

Срок уплаты налога является одним из обязательных элементов налогообложения и должен быть определён по каждому налогу или сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации. При уплате налогов налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечёт начисление пени.

29. Взыскание налога (сбора), пеней, штрафа за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика (плательщика сбора) — организаций (индивидуального предпринимателя) или налогового агента организаций (индивидуального предпринимателя).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

1.1. В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах инвестиционного товарищества.

При отсутствии или недостаточности средств на счетах инвестиционного товарищества взыскание производится за счет средств на счетах управляющих товарищей.

2. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Форма и порядок направления в банк

Порядок направления в банк поручения устанавливается Центральным банком

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

4. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика и подлежит безусловному исполнению банком

Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков в случаях:

изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа;

исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов,;

списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов;

уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации,;

Порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа в электронной форме утверждается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах — с валютных счетов налогоплательщика

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в день получения банком поручения налогового органа поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета.

6.1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика взыскать налог за счет электронных денежных средств.

7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика

30. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя.

налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога,

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

2. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

2) дату принятия и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

3) наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента — организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства налогоплательщика — индивидуального предпринимателя или налогового агента — индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание;

4) резолютивную часть решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя;

6) дату выдачи указанного постановления.

3. Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа.

4. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

5. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:

1) наличных денежных средств и денежных средств в банках

2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей,

4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;.

6. В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения задолженности налогоплательщика за счет вырученных сумм.

31. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

1. В случае неисполнения налогоплательщиком, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом)

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

3. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

4. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

5. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По общему правилу НК всегда устанавливает достаточно чёткие сроки исполнения налоговой обязанности.

Срок уплаты налога – это один из элементов налогообложения; если он не закреплён в законе, налог считается неустановленным.

Срок всегда носит императивный характер, срок не может быть изменён по воле сторон.

В гл.9 НК предусмотрен ряд случаев, когда может быть произведено изменение срока уплаты налога. Закрепляется 4 основных формы, в которых может быть произведено изменение срока уплаты налога:

1) отсрочка

2) рассрочка

3) налоговый кредит

4) инвестиционный налоговый кредит

отсрочка и рассрочка налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит
являются договорными являются внедоговорными
Соответствующее решение об отсрочке или рассрочке принимается исключительно в одностороннем порядке компетентным органом. Основание для применения отсрочки или рассрочки – правоприменительный акт. Кроме принятия решения о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите (вынесения правоприменительного акта), требуется их оформление в виде двустороннего договора с налогоплательщиком.

В гл.9 НК законодатель закрепляет ряд общих требований (правил), касающихся случаев, когда вопрос об изменении сроков уплаты налога не может быть поставлен (правовые преграды, препятствия):

1) если претендующее на изменение срока уплаты налога лицо привлекалось к налоговой ответственности либо к уголовной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

2) если у компетентного органа есть основание полагать, что лицо воспользуется изменением срока выполнения налогового обязательства для сокрытия имущества или планирует выехать за пределы РФ.

В этом также проявляется отличие изменения срока уплаты налога от налоговых льгот.

Изменение срока уплаты налога по смыслу Налогового кодекса не является разновидностью налоговой льготы.

налоговые льготы изменение срока исполнения налоговой обязанности
Понятие налоговой льготы закреплено в ст.56 НК. Из этой статьи вытекает, что налоговая льгота представляет собой определённое преимущество налогоплательщика, выражающееся в возможности не уплачивать налог, уплачивать его в меньшем размере или на более удобных условиях. Подчёркивается, что налоговые льготы не могут быть предоставлены индивидуально (налоговые льготы действуют только в отношении категории плательщиков). Всегда индивидуально, решение принимается в отношении конкретного налогоплательщика.
Использование налоговой льготы не требует какого-либо разрешения (правоприменительного акта) со стороны государственного органа. Например, НК предоставляет льготную ставку НДС или освобождение этих операций от налогов в отношении некоторых медицинских товаров. Налогоплательщик сам учитывает налоговую льготу при исчислении суммы налога. Для изменения срока уплаты налога всегда требуется правоприменительный акт, а иногда – ещё и договор.
Некоторые налоговые льготы тоже предоставляются под контролем, с разрешения налогового органа (например, для приобретения жилья) – но они действуют в отношении категории лиц.

Какие органы ответственны (компетентны) в сфере изменения сроков исполнения налоговой обязанности (т.е. кто принимает решение об этом):

По общему правилу, это финансовые органы (Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы местного самоуправления) когда налог уплачивается в один бюджет (например, налог на доходы физических лиц уплачивается в муниципальный бюджет) решение об изменении срока уплаты налога принимается финансовыми органами местного самоуправления
когда налог уплачивается в несколько бюджетов (например, налог на прибыль организаций уплачивается в 3 бюджета) решение должно быть принято в отношении каждой доли налога соответствующим органом: ü в части налога, уплачиваемого в федеральный бюджет – Министерством финансов РФ ü в части налога, уплачиваемого в бюджет субъекта федерации – Министерством финансов республики или области ü в части налога, уплачиваемого в муниципальный бюджет (2%) – финансовыми органами местного самоуправления
Имеется ряд исключений в части платежей, взимаемых таможенными органами решение об изменении срока уплаты налога принимают таможенные органы
по сборам, контроль за взиманием которых обеспечивают суды и иные компетентные органы решение принимает суд или иной компетентный орган
в определённой доле некоторые налоги (например, единый социальный налог) поступают во внебюджетные фонды в этой части налога решение принадлежит соответствующему внебюджетному фонду

Кто вправе претендовать на изменение сроков исполнения налоговой обязанности:

1) налогоплательщики

2) согласно правовой позиции Министерства финансов – налоговые агенты (это дискуссионный вопрос, т.к. в гл.9 НК такое право за налоговыми агентами не закреплено)

3) плательщики сборов (не во всех формах, а только отсрочка и рассрочка)

4) какие-либо законные представители и иные лица, выполняющие функции налогоплательщика (во всех формах).

Объект изменения срока уплаты налога – это сумма налога или сбора, а также сумма пени (на это указывает название главы 9 НК).

Сумма санкции не может быть объектом изменения срока уплаты налога (т.к. конечное определение размера санкции осуществляется судом). Отсрочка исполнения судебного решения будет осуществляться не в порядке гл.9 НК, а по закону «Об исполнительном производстве».

Гл.9 НК предусматривает, что изменение срока уплаты возможно в отношении налогов, сборов, пени. Налоговая санкция не является объектом изменения срока уплаты, поскольку принудительное взыскание налоговых платежей предполагается в судебном порядке.

Основные формы, в которых может быть произведено изменение срока уплаты налога – это отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.

Отсрочка и рассрочка – это внедоговорные формы изменения срока уплаты. Они закреплены в ст.64 НК.

Эти формы объединяет то, что изменение срока уплаты осуществляется на основании решения компетентного органа.

Основания до применения отсрочки и рассрочки закреплены в ст.64 НК.

Общее свойство этих форм заключается в том, что во всех случаях говорится об определённых обстоятельствах, свидетельствующих о том, что налогоплательщику будет затруднительно исполнить свою налоговую обязанность, поскольку

1) имущественная база налогоплательщика пострадала в результате каких-то чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий и т.п. либо

2) в результате экономической деятельности возникла угроза банкротства.

Отсрочка и рассрочка – это такие формы изменения срока уплаты налога, которые предоставляются на неопределённый срок. Закон ограничивает этот срок 6-ю месяцами.

Существуют процедурные аспекты, которые обеспечивают право налогоплательщика на получение отсрочки или рассрочки – должно быть подано заявление. Закон не предусматривает конкретных требований к заявлению в части его формы, также как и к форме решения, принимаемого компетентными органами по такому заявлению. Применяются общие требования, предъявляемые к любому управленческому акту:

ü решение выносится компетентным органом

ü решение должно содержать информацию о вынесшем его органе или должностном лице

ü информация о налогоплательщике

ü должен быть по существу рассмотрен предмет обращения

ü мотивированность (решение должно быть мотивированным).

Налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит – это договорные формы изменения срока уплаты налога.

Следует отметить, что речь не идёт о применении каких-либо гражданско-правовых положений о договоре. Ст.65 – 67 НК не предусматривает возможность применения к подобным отношениям гражданско-правовых норм даже в субсидиарном порядке.

Налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит – это особы публично-правовые договоры.

НК позволяет их разграничить с иными кредитными отношениями финансово-правовой принадлежности (в частности имеется в виду бюджетный кредит, понятие которого закреплено в ст.76 Бюджетного кодекса). Основное различие состоит в том, что бюджетный кредит предполагает предоставление денежных средств, уже находящихся в бюджете, в пользу какой-либо организации или иного плательщика. Налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (подобно отсрочке и рассрочке) означает лишь возможность не зачислять налог в бюджет в установленный срок, т.е. перенос срока уплаты налога; средства из бюджета в данном случае не предоставляются.

В отличие от отсрочки и рассрочки налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит предоставляются на более длительные сроки: налоговый кредит – на срок до 1 года, инвестиционный налоговый кредит – на срок до 5 лет.

Эти формы изменения срока уплаты налога являются принципиально различными по экономическому и правовому содержанию. Налоговый кредит в общем и целом предоставляется по тем же основаниям, что и отсрочки и рассрочка, т.е. в случае финансовых затруднений налогоплательщика. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется только тогда, когда все объективные данные свидетельствуют об устойчивом финансовом положении налогоплательщика. Для того чтобы его получить налогоплательщик должен осуществлять какую-либо социально-значимую деятельность. Согласно ст.66 НК основанием для его предоставления является осуществление налогоплательщиком инновационной, внедренческой деятельности, реализация важных социально-значимых программ на территории региона.

Инвестиционный налоговый кредит стоит особняком среди иных форм изменения срока уплаты налога. Критериями выступают не только основания и цель предоставления.

отсрочка, рассрочка, налоговый кредит инвестиционный налоговый кредит
предоставляются и физическим лицам и организациям предоставляется только организациям
объектом предоставления являются суммы любого налога, сбора, пени может быть предоставлен в части федеральных налогов только по налогу на прибыль организации

Однако, учитывая тот факт, что инвестиционный налоговый кредит призван стимулировать социально-значимую экономическую деятельность, законодатель полагает справедливым, что решение о представлении инвестиционного налогового кредита принимается на уровне регионов – представительным органом власти субъекта РФ и органами местного самоуправления. Т.е. полномочиями в области предоставления и регулирования инвестиционного налогового кредита обладают органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления. Органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления вправе установить дополнительные требования для его предоставления, а также расширить перечень налогов, в отношении которых предоставляется инвестиционный налоговый кредит. Однако общий принцип остаётся неизменным: инвестиционный налоговый кредит субъектом РФ может быть предоставлен только за счёт тех сумм налога, которые поступают в бюджет данного субъекта РФ (это и федеральные и региональные налоги в той части, в которой они поступают в бюджет субъекта РФ).

Ст.68 НК отдельно регулирует вопрос о том, как прекращаются отношения по изменению срока уплаты налога.

Существенное влияние оказывает здесь то, какая выбрана форма изменения срока уплаты:

ü прекращение отношений по изменению срока уплаты налога в форме отсрочки и

рассрочки возможно в том числе и в одностороннем порядке (например: если будет установлен тот факт, что в целях получения отсрочки или рассрочки налогоплательщиком были предоставлены недостоверные сведения)

ü при налоговом кредите и инвестиционном налоговом кредите налоговый орган не

вправе осуществить расторжение договора в одностороннем порядке, в этом случае обязательным является обращение в суд.

Вопрос о возмездности изменения срока уплаты налога (т.е. начисляются ли проценты за пользование кредитом, предоставление отсрочки или рассрочки?)

НК регулирует этот вопрос.

ü При отсрочке и рассрочке предусмотрена возможность безвозмездного изменения

срока уплаты налога (например, если тяжёлое финансовое положение налогоплательщика возникло в результате задержки финансирования из бюджета). При стечении тяжёлых обстоятельств – отсрочка и рассрочка предоставляются на возмездной основе (т.е. за их предоставление взимается определённый процент (часть) от ставки рефинансирования Центрального Банка).

ü Инвестиционный налоговый кредит всегда предоставляется только на возмездной

основе.

Иногда это влечёт удвоение имущественных обязанностей налогоплательщика в случае расторжения договора, т.к. с него будут взысканы: 1) проценты за пользование кредитом, 2) пени, 3) сумма налога.

Добавить комментарий