Исполнение права

Воплощение всех функций права в жизнь возможно лишь при условии реального действия правовых предписаний или реализации их в деятельности людей и организаций.

Следует подчеркнуть, что под реализацией права понимаются только такие действия, которые соответствуют правовым нормам, так как противоправная деятельность и неправомерное поведение связаны с нарушением юридических предписаний.

Классификация форм реализации правовых норм проводится по различным основаниям.

Наиболее распространенной является классификация форм реализации, построенная в зависимости отхарактера действийсубъектов права.

В соответствии с этим признаком-критерием выделяют три непосредственные формы реализации: соблюдение, исполнение и использование. Этим трем непосредственным формам реализации права соответствуют три способа правового регулирования — запрет, обязывание и дозволение. Непосредственными эти формы реализации называют потому, что субъекты права сами реализуют требования правовых норм в правомерном поведении, не прибегая к помощи органов государства.

В тех случаях, когда реализация права на основе взаимного согласия граждан, организаций невозможна, возникает необходимость государственного вмешательства, без которого претворение предписаний норм права в жизнь невозможно. В этом случае речь идет об особой форме реализации — применении права.

Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.


«Соблюдение норм права связано только с реализацией запрещающих норм. Социальная роль и назначение данной формы реализации права заключается в том, чтобы не допустить совершения действий, которые причинили бы вред не только обществу и государству, но и личности. Соблюдение обязанностей всегда имеет не активный, а пассивный характер. Реализация данной формы достигается не в силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию от совершения запрещенных законом действий””

Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

«””””»Исполнение как форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм, выполнение субъектом права возложенных на него обязательств. Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права.”””

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.

«””””Наконец,использование прав или правомочий выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками общественных отношений.

Примером может служить право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, право родителей дать ребенку имя и др.””””

Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо,исполняя возложенные на него обязанности, в то же времяиспользует определенные права,соблюдаяпри этом границы своей компетенции.

Различают три способа реализации права:

1)непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами;

2)опосредованный, когда реализация права осуществлястся государственно-властным правоприменительным решением;

3)договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

— реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

— процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами;

— как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации.Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

Особой формой реализации права являетсяправоприменение,представляющее собой комплексную властную деятельность, которая сочетает в себе и соблюдение, и использование, и исполнение правовых предписаний.

Применение права — это государственно-властная творческая деятельность компетентных органов, лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально конкретных пpaвовых предписаний.

Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами. Необходимость в нем возникает, когда совершено правонарушение и необходимо установить для правонарушителя соответствующую меру наказания либо когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, поступление в вуз, устройство на работу и т. п.). То же самое относится к возникновению спора о праве и необходимости защитить чье-либо субъективное право. Наконец, необходимость осуществления предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариальное удостоверение бесспорных прав, получение разрешения на какую- либо деятельность и т. п.).

Правоприменение как форма реализации права обладает особымипризнаками, отличающими его от иных форм реализации.

Во-первых, правоприменение — это властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций;

во-вторых, правоприменение характеризуется индивидуализацией правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации;

в-трегьих, правоприменение имеет творческий и организующий характер;

в-четвертых, оно осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах; в-пятых, правоприменение завершается вынесением актов применения права.

Понятие реализации права.

Реализация правовых норм — это воплощение их предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение. Это конечный результат правового регулирования. Нормы права, обладая социальной ценностью, являются важным инструментом воздействия на общественные отношения при условии их претворения в жизнь в результате сознательного поведения людей, поэтому реализация права — необходимая сторона его жизни.

Формы реализации права.

Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими, управомочивающими. Совершенно очевидно, что они воплощаются в соответствующем поведении.

Реализация обязывающих норм — это совершение поступков, предусмотренных диспозицией нормы, имеющих положительное содержание и обязательный характер. Иначе это может быть названо исполнением. В случае уклонения от его исполнения реализация этой нормы переместится на второй уровень — принудительного привлечения со всеми дополнитель­ными для осужденного последствиями.

Реализация запрещающих норм — воздержание субъектов от поступков, на которые нормами права наложен запрет. По-другому это называется соблюдением. Например, воздержание от общественно опасных действий, наказания за которые предусмотрены санкциями норм уголовного законодательства. Когда эти нормы в отношении тех или иных субъектов не «сработали», вступает в действие второй уровень — реализация санкции.

Реализация управомочивающих норм — совершение субъектами по своему усмотрению действий, на которые они управомочены нормами права. Такая форма еще называется использованием. Например, субъекты покупают и продают принадлежащие им вещи на праве личной собственности, используя диспозиции соответствующих норм законодательства.

Реализация будет нормальной, если субъекты совершают поступки, дозволенные нормами права. В этих случаях другая сто­рона выступает в качестве субъекта, обязанного к совершению определенных действий, иначе использование дозволенного пове­дения окажется невозможным. Если субъекты вступают в правоотношения в соответствии с управомочивающей нормой, то она реализуется через управомоченное и обязанное поведение конкретных субъектов. В случае ее нарушений она реализуется через применение соответствующих санкций.

Следовательно, нормы права в зависимости от характера предписаний реализуются в различных формах: непосредственно, через поведение субъектов без возникновения конкретных правоотношений; опосредованно, через возникновение конкретных правоотношений. В первом случае осуществляется соблюдение норм права, во втором — их исполнение и использование.

Итак, в зависимости от вида юридических норм различаются следующие формы реализации права:

1. использование – это форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставленные ему юридической нормой. Это означает, что лица вправе осуществлять либо неосуществлять предоставленные им законом права.

2. соблюдение – это форма реализации права, при которой субъект строго следует установленным запретам: не совершает тех действий, которые ему недозволенны.

3. исполнение – это форма реализации права, при которой субъект совершает активные действия во исполнение возложено на него юридической обязанности.

4. применение права.

Применение норм права есть особая форма его реализации, так как она связана с властной организующей деятельностью специальных субъектов (государственных органов, должностных лиц, управомоченных общественных организаций).

В юридической литературе формы реализации права классифицируются и по иным основаниям:

· по характеру правовых связей между субъектами права — в общих и конкретных правовых отношениях;

· по субъектному составу — индивидуальная и коллективная формы;

· по внешнему проявлению — активная и пассивная формы;

· по методу воздействия — добровольное и принудительное осуществление права;

· по правовому положению субъектов — гражданско-правовая и административно-правовая формы.

Как уже отмечалось, применение права — это особая форма реализации норм права.

Правоприменительная деятельность — это сложный процесс, выступающий как способ и средство организации реализации пра­ва; как стадия правового регулирования; как юридический факт; как элемент механизма правового регулирования. Применение права есть всегда действие, акт поведения управомоченного лица, государственного органа, направленный на реализацию нормы права.

Применение права — это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.

Правоприменение отличается от других форм реализации (соблюдения, исполнения, использования) следующими при­знаками:

1. осуществление применения права только определенны­ми компетентными органами (должностными лицами) (отдельные граждане и большинство негосударственных организаций, не являются должностными лицами и специ­альных полномочий не имеют. Поэтому применять юридиче­ские нормы они не вправе. Применять требования правовых норм в необходимых случаях обязаны, например, суды раз­личных уровней в рамках своих полномочий, прокурор, ад­министрация предприятий и т.д.);

2. государственно-властный характер велений право-применительных органов позволяет обеспечить возможность реального принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм (такова, например, деятельность прокурора по осуществлению над­зора за точным и неуклонным соблюдением законов);

3. отражение сущности правоприменительной деятель­ности в индивидуальном акте применения права. Эти акты относятся к определенным жизненным обстоятельствам и конкретным субъектам права. Они рассчитаны на одноразо­вое применение и прекращают свое действие после реализа­ции конкретных прав и обязанностей;

4. осуществление применения норм права в строго уста­новленном законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и граждан­ского права, обеспечивая последовательное проведение за­конности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоя­тельств конкретного юридического дела.

Применение права необходимо в следующих случаях:

· тогда, когда права и обязанности позитивного, положительного характера не могут возникнуть без властного решения уполномоченных органов. Например, право на пен­сию у конкретного субъекта реально не возникает, пока не вынесено решение компетентного органа (комиссии по на­значению пенсий;

· правоприменение необходимо в случаях конфликтов сторон: спора о правах, нарушения кем-либо права субъекта, возникновения препятствия при осуществле­нии своего права. В этом случае заинтересованный субъект обращается в суд или в иной компетентный орган, который рассматривает дело и выносит по нему решение, с помощью которого конфликт разрешается, права восстанавливаются, препятствия к их осуществлению устраняются;

· применение права необходимо в случаях со­вершения правонарушения.. При рассмотрении дела, связан­ного с правонарушением, устанавливается степень вины, причиненный ущерб и выносится решение, опреде­ляющее конкретную меру ответственности для правонаруши­телей;

· правоприменение необходимо, когда иным способом нельзя установить, подтвердить наличие факта, имеющего юридическое значение (юридического факта). В этом, случае суд, рассмотрев дело, выносит решение, кото­рым признается наличие или отсутствие факта, имеющего юридическое значение (решение об объявлении длительно отсутствующего умершим, о нахождении лица на иждивении). Подобные дела на­зываются делами особого производства. Так они называются потому, что в этих случаях, в отличие от трех первых, права и обязанности лиц не определяются, а устанавливаются толь­ко факты, которые могут быть положены в основу решения других органов. Например, на основе решения суда об объ­явлении длительно отсутствующего умершим открывается на­следство.

Применение права в каждом конкретном случае оказывает организующее воздействие. Все в совокупности взятые индивидуальные акты в той или иной сфере общественной жизни обеспечивают (вместе с другими формами общественной и государственной деятельности) государственное управление. Применение права выступает одной из форм государственного руководства обществом и способно оказать влияние на развитие конкретных общественных отношений в соответствии с закономерностями его развития.

Стадии применения права

Правоприменение — это всегда логические действия. Они состоят в подведении какого-либо индивидуального случая под общее правило нормы права. Законность и обоснованность применения обеспечивают правильность этого процесса, позволяют избежать отклонения от требований норм права.

Применение права представляет собой сложную, многосту­пенчатую деятельность, в ходе которой необходимо выделять главные звенья (стадии применения), характеризующие последова­тельность действий при рассмотрении юридического дела. Таких основных стадий три: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) выбор и анализ юридических норм, подлежащих примене­нию к установленным фактическим обстоятельствам; 3) решение конкретного юридического дела и его докумен­тальное оформление (принятие, издание правоприменительного акта).

Анализ фактических обстоятельств. На этой стадии идет установление фактов, имеющих значение для решения данного дела (юридических фактов), или, как часто говорится, фактических обстоятельств дела. Фактическими обстоятельствами являются жизненные собы­тия, происшествия, образующие реальную основу применения пра­ва. Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая (главные факты), к которым при­меняются юридические нормы. Факты являются юридически значимыми, если норма права связывает с ними возникновение, изменение или прекращение правоотношений, характер и размер санкций, поэтому следует обратиться к гипотезе нормы, где указаны типичные факты и обстоятельства, при наличии которых норма применяется. Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью доказа­тельств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности. Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (смерть потерпевшего, имущественный ущерб) и источники сведе­ний о фактах (документы, свидетельские показания). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обяза­тельно должен быть подписан обвиняемым). Недопустимыми в качестве юридических доказательств являются сведения, получен­ные, например, в результате физического насилия над обвиняе­мым. Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, которое представляет собой деятельность по установлению истинности отобранных и изученных обстоятельств дела. Анализ фактических обстоятельств дела имеет очень важное значение, и часто в различных отраслях права прямо закреплена обязанность компетентных органов всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела, когда речь идет о выяснении характера правонарушения и применении санкции.

Выбор нормы права — это отыскание той нормы, которая рассчитана на регулирование данных отношений. На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. При этом проверяется: а) подлинность применяемой статьи за­кона, с точки зрения законности, то есть устанавливается, не изменена ли норма, не противоречит ли она иным законам и т.д. б) действие нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц (это означает, что правоприменительный орган должен точно установить: действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело; действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено; распространяется ли действие данной нормы на лиц, в от­ношении которых она должна быть применена); в) возможность коллизий между нормами права и наличие (или – отсутствие) пробелов в праве.

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содер­жанию. Это явление называется коллизией правовых норм. Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами?

· если обнаружено противоречие между нормой федерально­го закона и нормой республиканского закона, то необходимо при­менять норму федерального закона;

· если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;

· при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;

· в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

Решение конкретного юридического дела и его докумен­тальное оформление.

Это завершающая и основная стадия применения норм права. Компетентные правоприменительные органы или должност­ное лицо (суд, прокуратура и т.п.) на основании подлинного зна­ния и убеждения в достоверности и законности результатов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям. Результат решения юридического дела — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в до­кументальную форму, в форму акта-документа — приговора, ре­шения, определения, заключения и т.д.

На этом процесс применения норм права заканчивается. На­чинается реализация акта применения права, то есть воплощение конкретных прав и обязанностей, указанных в этом акте.

Реализация права – это претворение юридических норм в жизнь. Чаще всего выделяют следующие формы реализации права: использование, исполнение, соблюдение, а также особую форму реализации права – применение права.

  • 1. Использование права – это такая форма, которая дает возможность субъекту выбирать саму модель (вариант поведения). Используют именно права. Например, юридические нормы, предоставляющие право на создание семьи. Человек сам решает, вступать ему в брак или нет. Другой пример – право на труд. Оно также может быть реализовано в форме использования. Человек сам решает, устраиваться ему на работу или нет, сам выбирает предприятие, на котором он хотел бы работать. Разумеется, при этом должны соблюдаться и все другие условия, предусмотренные нормами права (например, обязательное наличие специального образования, если имеется в виду труд врача, судьи и др.). В форме использования реализуются нормы права управомочивающего характера (например, право на труд, образование, выбор профессии, право избирать и быть избранным и т.п.).
  • 2. Исполнение права – это такая форма, которая требует от субъекта совершения только действия, предусмотренного в норме. Исполняют именно обязанности. Здесь уже отсутствует возможность выбора модели поведения. Например, это относится к обязанностям заплатить налоги, соблюдать Конституции РФ и законы, защищать Отечество и т.д. В этой форме реализуются нормы права обязывающего характера.
  • 3. Соблюдение права – это такая форма, которая требует от субъекта воздерживаться от совершения деяний, запрещенных законом, и соблюдать правила юридической процедуры, необходимой для достижения юридически значимого результата. Например, закон запрещает совершать убийство, кражу, браконьерство и т.п. В этой форме реализуются нормы права запрещающего характера (юридические запреты), а также предусмотренный правом порядок оформления, осуществления или защиты своего права. Например, граждане соблюдают право и тогда, когда заключают договор, оформляют доверенность, составляют завещание, предъявляют иск, вступают в права наследования и т.п. В упомянутых случаях правом определены формы документов, их перечень, сроки представления, оплата пошлин. Несоблюдение соответствующих юридических правил не является правонарушением, но препятствует наступлению юридического результата.
  • 4. Применение права – это властного характера деятельность компетентных и уполномоченных на то государственных органов по реализации правовых норм относительно определенных субъектов и конкретных фактических обстоятельств. В процессе реализации права нередко возникают ситуации, когда субъекты не могут сами осуществить юридические предписания. При этом они с точки зрения закона и практики не лишены и не ограничены в своих возможностях и способностях реализовывать правовые нормы. Такие ситуации с неизбежностью требуют «вмешательства» государства в лице конкретных органов. Именно такого рода ситуации предполагают особую форму реализации права – применение права. Например, молодой человек не может самостоятельно реализовать норму о воинской обязанности. В данном случае обязательно необходима деятельность военного комиссариата. Без деятельности органов ЗАГС лица, вступающие в брак, не могут реализовать соответствующие нормы семейного законодательства. Не может быть гражданин признан виновным в совершении преступления без деятельности соответствующих правоохранительных органов (органов прокуратуры, суда). Из приведенных примеров видно, что право применяют разные государственные органы, деятельность которых может существенно отличаться по своей форме и содержанию. Поэтому принято выделять два вида применения права: 1) оперативно-исполнительная деятельность (ее в наших примерах осуществляют органы ЗАГС и военные комиссариаты); 2) правоохранительная деятельность (ее осуществляют органы прокуратуры, суда, внутренних дел).

Оперативно-исполнительная деятельность заключается в организации выполнения предписаний правовых норм, предполагающей в том числе издание индивидуальных правовых актов (регистрации сделок с недвижимостью, брака и т.п.).

Правоохранительная деятельность выражается в применении мер государственного принуждения в целях предупреждения или пресечения правонарушений или наказания за их совершение.

Можно выделить следующие черты применения права: а) это всегда властная и даже часто властно-принудительная деятельность компетентных органов; б) эта деятельность осуществляется только относительно конкретных норм права, субъектов, фактических обстоятельств; в) она, как правило, завершается принятием акта (документа) применения права.

Применение права является деятельностью со своими субъектами, стадиями, формами, процессуальными действиями. Поэтому в процессе применения права выделяют следующие стадии:

  • 1) установление и изучение фактических обстоятельств дела. Эта стадия предполагает сбор, анализ и оценку фактов, в том числе доказательств, необходимых для решения вопроса (рассмотрения дела);
  • 2) выбор правовой нормы для юридической квалификации обстоятельств дела. На этой стадии возникает необходимость в толковании нормы права.

Толкование права в зависимости от субъектов, которые его осуществляют, и последствий толкования подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование осуществляется специально уполномоченными на то органами государственной власти и имеет юридически значимые последствия. Оно может быть аутентичным (т.е. производиться тем органом, который принял толкуемый акт) и легальным (его дает государственный орган, специально уполномоченный на то законом). В России это, в частности, Конституционный Суд РФ, который уполномочен давать толкование Конституции нормами самой действующей Конституции РФ (ч. 5 ст. 125).

Казуальное (т.е. в связи с конкретным делом) толкование осуществляется судами по вопросам применения права.

Неофициальное толкование дастся частными лицами и не имеет юридически значимых последствий обязательной силы. Принято подразделять его на следующие разновидности: обыденное, профессиональное, доктринальное толкование. Обыденное – может быть произведено любым гражданином на бытовом уровне. Профессиональное является результатом размышлений над соответствующими правовыми предписаниями специалистов в сфере применения права (адвокатов, нотариусов, следователей, прокуроров и др.). Доктринальное толкование дается учеными-юристами. Примеры такого толкования представлены в виде разного рода комментариев к законам (например, комментарии к Конституции РФ, ГК РФ, УК РФ и т.п.);

  • 3) стадия принятия решения по делу, принятие в этой связи акта применения права и доведение его содержания до сведения заинтересованных лиц;
  • 4) стадия обжалования решения по делу – это факультативная стадия, т.е. имеет место только в тех случаях, когда подается жалоба;
  • 5) стадия исполнения решения по делу. После исполнения правоприменительный процесс заканчивается, а акт применения права утрачивает силу.

Акт применения права носит индивидуальный характер и не содержит норм права. Он обладает следующими признаками:

  • 1) имеет властный (официальный) характер, выражающий веление государства (например, приговор, вынесенный судом);
  • 2) его адресат индивидуально определен (пенсия назначается конкретному гражданину);
  • 3) является юридическим фактом, т.е. порождает, изменяет или прекращает правоотношения (акт о регистрации брака порождает особого рода взаимоотношения между супругами – брачные отношения, одну из разновидностей семейных отношений);
  • 4) имеет разовый характер, который означает, что действие такого акта прекращается после его исполнения (так, действие приговора завершается вследствие его исполнения). Необходимо отметить, что правоприменительные акты различаются по времени действия: они могут быть актами однократного действия (например, о взыскании) и длящегося действия (регистрация права собственности или вступления в брак).

Акты применения права издаются в установленной законодательством форме и имеют определенные реквизиты, отсутствие хотя бы одного из которых влечет за собой недействительность акта. К ним относятся: 1) наименование акта; 2) дата издания; 3) место издания; 4) наименование органа (должностного лица), издавшего акт; 5) подписи уполномоченных лиц.

Изучение понятия права, его признаков, места права в системе социальных норм, действующих в обществе, функций, формы реализации права помимо всего прочего подводят нас к мысли о том, что общество, в котором право не просто присутствует как «декоративный» элемент культуры, а выполняет свое важное предназначение, приобретает какие-то особые свойства.

Эти особые свойства воплощены в категориях законности и правопорядка.

1. Соблюдение. Соблюдение нормы права – это форма реализации права, при которой субъект права, подчиняясь требованию нормы, воздерживается от определенного поведения. Например, человек воздерживается от совершения каких-либо противоправных действий.

2. Исполнение. Исполнение нормы права – это форма реализации права, при которой субъект права действует в точном соответствии с требованиями нормы, обязывающей субъекта действовать именно так, а не иначе. При исполнении нормы права, в отличие от соблюдения, необходимы активные действия субъекта: например, у сотрудников милиции есть обязанность при совершении на их глазах преступления принять все необходимые меры по пресечению преступления, защите граждан и их имущества и задержанию преступника.

Соблюдение права характеризуется повседневным поведением субъектов в соответствии с юридическими запретами.

Исполнение права терминологически и по смыслу тесно связано с соблюдением. Но если соблюдение выражается в пассивном поведении и в воздержании от нарушения правовых запретов, то исполнение предполагает активную деятельность, в процессе которой реализуются обязывающие нормы.

74.Определите понятие дисциплины в государственном управлении, назовите ее виды, охарактеризуйте систему правовых средств укрепления дисциплины и основные принципы их применения

Дисциплина есть форма общественной связи, свидетельствующая о признании и соблюдении человеком согласованных правил, норм, процедур поведения, общения, ведения определенных (порученных ему) дел. Она тесно связана с законностью и в известном смысле может рассматриваться как одно из средств ее обеспечения. В то же время дисциплина имеет самостоятельный смысл, набор элементов и их структур, место и результаты применения. С законностью она образует общее сегментное «поле», за пределами которого каждая выполняет свои функции. Об этом нельзя забывать.

Виды дисциплины в сфере гос управления

ü Трудовая дисциплина – обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей.

ü Финансовая дисциплина — точное и своевременное выполнение предприятия ми, организациями и учреждениями установленных в соответствии с законодательством и изданными на его основе правилами бюджетных, кредитных, расчетных и других финансовых обязательств.

ü Производственная дисциплина — исполнение указаний и распоряжений, связанных с производственной деятельностью, соблюдение производственных связей в процессе труда, сроков их исполнения….

ü Воинская дисциплина — строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

ü Технологическая

ü Договорная

ü Плановая

ü Служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка гос органа и должностного регламента, установленных в соответствии с законодательством.

ü другие

Есть два мнения о дисциплине в государственном управлении: одно характеризует ее в институциональном аспекте как совокупность норм, правил, процедур, требований, которые выработаны и утверждены в управляющей системе и подлежат исполнению каждым, кто в ней действует или с ней соприкасается; другое — раскрывает через фактическое поведение людей в управленческих процессах.

Правовые средства укрепления дисциплины — поощрение, контроль и принуждение.

Средства укрепления и обеспечения законности являются и средствами укрепления дисциплины .

Принципы и требования законности. Для уяснения сущности законности в управлении важное значение имеет вопрос о ее принципах и требованиях. Принципы законности — это основополагающие идеи, выражающие содержание законности, а требования это то, чего требует законность, т.е. правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в управленческой деятельности делает последнюю законной.

К принципам законности относятся: верховенство закона; единство законности; недопустимость противопоставления за конности и целесообразности; реальность законности; гласность законности и т.д…..

Дисциплина и законность взаимосвязаны. Соблюдение законов к иных нормативных актов — требование как законности, так государственной дисциплины. Законность служит основой дисциплины, ибо одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативно-правовых актов. Без соблюдения дисциплины невозможна законность. Средства укрепления и обеспечения законности являются и средствами укрепления дисциплины. Несмотря на взаимосвязь законности и дисциплины они не тождественны. Дисциплина охватывает порядок поведения людей не только в сфере правового регулирования общественных отношений. Ее содержание шире содержания законности, поскольку включает исполнение обязанностей и реализацию прав, основанных не только на требованиях правовых, но и иных социальных норм. Законность же требует соблюдения и исполнения предписаний норм права. Выполняя требования законности и дисциплины каждый субъект управления, юридические и физические лица обязаны следить за соблюдением законности и дисциплины в управлении.

74.Назовите и охарактеризуйте способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.(см вопрос

Обеспечение законности и дисциплины достигается при помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способ обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов. 2 основных способа обеспечения законности и дисциплины являются контроль и надзор.

Контрольосуществляется различными органами.

2 разновидности:

• государственный контроль, осуществляется уполномоченными госорганами, судом

• общественный контроль, осуществляется общественными организациями, не наделенными государственно-властными полномочиями

Контроль является одной из основных функций большинства ОГУ. Специфика контроля зависит от того, какими полномочиями наделен соответствующий орган (судебный орган осуществляет контроль в ходе правосудия, законодательные – в ходе законотворческого процесса). Для некоторых органов контроль является основной функцией, для других – вспомогательной.

Административный надзор – это специализированный вид правоохранительной деятельности ряда ОГУ. Он состоит в осуществлении наблюдения за деятельностью поднадзорных субъектов и исполнение ими действующего законодательства. Содержание административного надзора являются:

• надзор за соблюдением соответствующих правил и инструкций

• контроль за организацией работников по исполнению и соблюдению действующих правил

Законодательством предусмотрен обширный перечень органов, осуществляющих административный надзор. Вместе с тем ключевым критерием, определяющим полномочия по осуществлению административного надзора является соответствующая государственно-властная функция, которой наделен орган управления. От административного надзора следует отграничить общий надзор прокуратуры. Административный осуществляется ОГУ, к которому прокуратура не относится. Соответственно прокурорский надзор имеет более широкий характер. Он распространяется не только на контроль в сфере управления, но и на осуществление правосудия, законотворческой деятельности.

ДОП ИНФА:

Способы обеспечения законности:

· контроль

· надзор.

Контроль осуществляется различными органами

· государственный контроль, осуществляется уполномоченными госорганами, судом

· общественный контроль, осуществляется общественными организациями, не наделенными государственно-властными полномочиями

Контроль является одной из основных функций большинства ОГУ.Специфика контроля зависит от того, какими полномочиями наделен соответствующий орган (судебный орган осуществляет контроль в ходе правосудия, законодательные – в ходе законотворческого процесса). Для некоторых органов контроль является основной функцией, для других – вспомогательной.

Административный надзор – это специализированный вид правоохранительной деятельности ряда ОГУ. Он состоит в осуществлении наблюдения за деятельностью поднадзорных субъектов и исполнение ими действующего законодательства.

Содержание административного надзора являются:

· надзор за соблюдением соответствующих правил и инструкций

· контроль за организацией работников по исполнению и соблюдению действующих правил.

Ключевым критерием, определяющим полномочия по осуществлению административного надзора является соответствующая государственно-властная функция, которой наделен орган управления.

От административного надзора следует отграничить общий надзор прокуратуры. Административный осуществляется ОГУ, к которому прокуратура не относится. Соответственно прокурорский надзор имеет более широкий характер. Он распространяется не только на контроль в сфере управления, но и на осуществление правосудия, законотворческой деятельности.

Организация административного надзора предусматривает создание специализированного органа (в системе ОВД создается специализированная контролирующая инстанция):

1) разрешительная система (дает разрешение на использование огнестрельного газового оружия)

2) паспортно-визовая служба (осуществляет контроль за соблюдением паспортного режима)

3) ГАИ (осуществляет административный надзор на безопасностью дорожного движения)

Контроль и административный надзор различаются и по методам реагирования на нарушение законности.

Контроль за соблюдением дисциплины предполагает в большей степени использование дисциплинарных методов, административный надзор носит более императивный государственно-властный характер.

Различные формы реагирования на нарушение законности и дисциплины.

При осуществлении контроля формы реагирования в большей степени связаны с применением мер дисциплинарного взыскания. При осуществлении административного надзора уполномоченный орган использует более широкий спектр возможных мер воздействия на правонарушителя (ОВД, осуществляя административный надзор, имеет право по его результатам привлекать виновного к административной или уголовной ответственности).

Способы обеспечения законности и дисциплины имеют специфические особенности, однако они связаны единством главной цели – обеспечивают точное соблюдение требований законности и дисциплины каждым звеном госаппарата управления.

75.Раскройте понятие контроля в государственном управ­лении и назовите его виды. Определите назначение и принципы контроля.

Обобщенно контроль — это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины. Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками.

Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.

Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда — необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий. В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка, различают контроль предварительный, текущий и последующий. Контроль, осуществляемый за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти, общественных организаций), именуется внешним, а осуществляемый самими органами исполнительной власти внутри своей системы — внутренним.

По отношению (связи) субъектов контроля с государством, контроль подразделяется на:

1) государственный – осуществляется госорганами и их должностными лицами (президент, парламент и т.д.)

2) общественный – осуществляется организациями, объединениями (профсоюзы, политические партии)

Виды классификации:

1) по объему

• общие – исследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных субъектов

• специальные – проверка подконтрольного объекта по четко определенному кругу вопросов

2) по стадиям проведенного контроля

• предварительный – основная цель профилактика правонарушений

• текущий – непосредственно в ходе контроля

• последующий – проверка устранения ранее выявленных недостатков

3) в зависимости от субъектов

• президентский

• контроль органа представительной власти

• исполнительной власти

• судебный

• КГК

Содержание контроля состоит из:

1) наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении подконтрольными правил и поручений. Наблюдение осуществляется путем изучения данных учета, проверки документов на месте, проведение ревизии и т.д.

2) анализ собранной информации, выявление тенденций, причиненных разработкой прогнозов

3) принятие мер по предотвращению нарушения законности и дисциплины

4) пресечение противоправной деятельности

5) выявление виновных, привлечение их к ответственности

Основные принципы контроля:

1) законность

2) объективность

3) независимость

4) гласность

5) сохранение государственной, коммерческой и других, охраняемых законом тайн.

II. Исполнение права.

I. Соблюдение права.

Соблюдение права – это такая форма реализации, которая состоит в воздержании от совершения запрещенных нормами права действий. Именно в этом смысле говорится о законопослушных гражданах, которые воздерживаются от действий (бездействий), нарушающих нормы права. При соблюдении выполняется пассивная обязанность, так как в данном случае не требуется осуществлять какую-либо специальную деятельность по реализации правовых норм, а достаточно не совершать запрещенных правом действий. В этом и состоит главная форма реализации права. Путем соблюдения реализуются запрещающие нормы права: не тогда, когда кто-то их нарушает, а когда воздерживается от нарушения установленных правом запретов. Соблюдения норм права осуществляется субъектами, как правило, добровольно, и если же предписания правовых норм не соблюдается, их реализация сожжет быть достигнута с помощью государственного принуждения.

Исполнение права – это форма реализации, которая состоит в обязательном совершении предусмотренных нормами права действий. В отличие от соблюдения, при данной форме реализации происходит исполнение активных юридических обязанностей. В данной ситуации субъекты должны совершать активные действия, предусмотренные нормой права. Путем исполнения реализуются обязывающие нормы права. Исполнение права предполагает существование механизма, принуждающего в случае необходимости к выполнению возложенной юридической обязанности. Обращения, заявления, жалобы в соответствующие органы государства приводят этот механизм в действие, и заставляют обязанное лицо, например, вернуть долг, возместить ущерб, выполнить какую-либо работу и так далее.

Использование права – это такая форма реализации, которая состоит в осуществлении субъектами своих прав. В отличии от соблюдения и исполнения связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование права представляет собой совершение дозволенных правом действий, поэтому путем использования реализуются управомочивающие нормы права. Совершая, например, продажу или дарение какой-либо вещи, собственник осуществляет свое право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, то есть реализует норму права, закрепленную в статье 209 ГК РФ.

Использование права предполагает активное сознательное расположение к своим правам и свободам, так как субъект имеет возможность осуществить выбор различных вариантов поведения. Главное, что при этой форме реализации у субъекта есть выбор вариантов поведения.

Но с этим выбором, с возможность использования своих прав и связан такой феномен, как злоупотребление правом. Употребление либо использование права во зло, в ограничении прав и свобод других появляется там и тогда, где и когда нарушается мера разумного социального поведения, нарушается баланс своих и чужих прав.

Субъектами соблюдения, исполнения и использования правовых норм выступают различные государственные органы, должностные лица, граждане и их объединения. Данные формы называются формами непосредственной реализации права, потому что субъекты права реализуют установление правовых норм непосредственно сами в процессе своей деятельности.

IV. Применение права. Особой формой реализации пава является его применение.

Добавить комментарий