Исполнение решений арбитражных судов

⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 58

Порядок исполнения решения арбитражного суда регулируется разд. VII АПК РФ «Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов» и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

По общему правилу решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу в порядке, установленном АПК РФ и федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Вместе с тем АПК РФ предусматривает несколько исключений из общего правила, когда решение подлежит немедленному исполнению. Это касается всех решений, принимаемых Высшим Арбитражным Судом РФ по первой инстанции; решений об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов; решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, принимаемых арбитражными судами первой инстанции; решений арбитражного суда о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок; или права на исполнение судебного акта в разумный срок, а также тех случаев, когда суд обратил решение к немедленному исполнению.

При удовлетворении иска по делу об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, решений и действий (бездействия) указанных органов (признании их недействительными или не соответствующими закону полностью или в части) соответствующее решение подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда (см. ч. 7 ст. 201 АПК). Немедленному исполнению подлежат и решения, которыми признан недействующим полностью или в части отдельных положений нормативный правовой акт.

Возможность немедленного исполнения таких решений определяется характером и порядком их исполнения. В отличие от других решений, исполнение которых требует активных действий взыскателя (по предъявлению исполнительного листа), службы судебных приставов, других органов и организаций, на которых возложено исполнение, исполнение решения о признании недействительным нормативного или ненормативного акта производится в пассивном порядке — путем неприменения акта, чаще всего при этом исполнительный лист не выдается ввиду отсутствия необходимости.

Конечно, из этого правила возможны и исключения: так, исполнение решения, которым признан недействующим нормативный правовой акт, должно заключаться также в приведении его в соответствие с законом, решением, которым признано не соответствующим закону бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностных лиц указанных органов (например, судебного пристава-исполнителя); суд обязывает ответчика совершить определенные действия.

Приведение к немедленному исполнению решения по делам об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностных лиц вовсе не означает, что такое решение вступает в законную силу немедленно (в отличие от решений по делам об оспаривании нормативных правовых актов), поскольку приобретает только 2 свойства законной силы — обязательность и исполнимость; соответственно, такое решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в общем порядке.

Помимо случаев, прямо перечисленных в АПК РФ, решение может быть приведено в исполнение немедленно, до вступления его в законную силу, определением арбитражного суда первой инстанции. С соответствующим заявлением вправе обратиться в арбитражный суд, принявший решение, истец в случаях, когда, по его мнению, замедление исполнения решения вследствие особых обстоятельств может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.

Обязательным процессуальным условием удовлетворения заявления истца о приведении решения к исполнению немедленно является произведение истцом встречного обеспечения на случай необходимости поворота исполнения решения при его отмене судом апелляционной инстанции. Встречное обеспечение производится путем внесения истцом соответствующей денежной суммы на депозитный счет арбитражного суда или предоставления им банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Вопрос о немедленном исполнении решения рассматривается судом обязательно в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле. При наличии соответствующего заявления истца и при условии присутствия в судебном заседании всех лиц, участвующих в деле, заседание по вопросу обращения решения к немедленному исполнению может быть проведено непосредственно после принятия и объявления решения.

Результаты рассмотрения вопроса о приведении решения к немедленному исполнению оформляются отдельным определением (в решении этот вопрос изложен быть не может, так как АПК РФ презюмирует, что до принятия решения суд не может знать о результатах рассмотрения спора): суд либо удовлетворяет заявление истца и указывает о приведении решения в исполнение немедленно, либо отказывает в удовлетворении заявления.

Определения арбитражных судов

Если решением арбитражный суд разрешает дело по существу, то определения выносятся по отдельным вопросам, возникающим в ходе арбитражного процесса. Определения арбитражного суда могут классифицироваться по различным основаниям, что позволяет лучше понять их правовые характеристики.

По форме вынесения и фиксации определения могут выноситься в виде отдельного акта либо без оформления в виде отдельного акта. В соответствии со ст. 184 АПК РФ арбитражный суд обязательно выносит определение в виде отдельного акта, если предусмотрена возможность обжалования такого определения отдельно от обжалования судебного акта, которым разрешается рассмотрение дела по существу, например определение об обеспечении иска. Также обязательно вынесение определения в виде отдельного судебного акта в случаях, прямо установленных АПК РФ (определение о принятии искового заявления, о подготовке дела к судебному разбирательству, о назначении дела, об отложении разбирательства и др.), а также когда рассмотрение дела оканчивается без разрешения спора по существу (об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу).

В определении, выносимом в виде отдельного акта, должны быть указаны:

— наименование арбитражного суда, номер дела, дата вынесения определения, состав суда, предмет спора;

— наименование лиц, участвующих в деле;

— вопрос, по которому выносится определение;

— мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

— вывод по рассматриваемому вопросу;

— порядок и срок обжалования определения.

Определение, которое закон требует выносить в виде отдельного судебного акта, иногда совмещается с другим определением: например, определение о назначении экспертизы может быть изложено совместно с определением о приостановлении производства по делу или об отложении разбирательства.

Без оформления в виде отдельного акта при рассмотрении дела в судебном заседании арбитражный суд вправе вынести определение по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства (протокольные определения). Определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания. В определении указываются вопрос, по которому оно выносится, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и вывод по рассматриваемому вопросу. Ярким примером такого определения является определение об объявлении перерыва в судебном заседании или определение о приобщении к делу дополнительных доказательств.

По правовым последствиям можно различать определения, выносимые в ходе разбирательства дела, обеспечивающие развитие арбитражного процесса (о подготовке дела к судебному разбирательству), и определения, которыми заканчивается производство по делу без вынесения решения арбитражного суда (об оставлении иска без рассмотрения и прекращении производства по делу). Особо среди них выделяется определение о прекращении производства по делу в связи с утверждением арбитражным судом мирового соглашения сторон (ч. 2 ст. 150 АПК РФ), поскольку указанное определение по своим последствиям также разрешает дело по существу, но на условиях, согласованных сторонами и утвержденных арбитражным судом.

По целям, которые обеспечиваются вынесением определений, можно выделить различные группы определений, каждая из которых разрешает конкретный круг задач. Определения, выносимые в стадии возбуждения дела и его подготовки к судебному разбирательству, позволяют разрешать задачи и осуществлять полномочия, которые стоят перед арбитражным судом на данных этапах судопроизводства, например, о принятии искового заявления, об обеспечении иска или доказательств, о направлении судебного поручения, о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, и др.

Определения в стадии судебного разбирательства позволяют разрешать вопросы, возникающие по ходу заседания, например, об истребовании новых доказательств, об отложении разбирательства дела либо приостановлении производства по делу.

Определения об оставлении иска без рассмотрения либо прекращении производства по делу, как уже отмечалось, оканчивают производство по делу без вынесения решения арбитражного суда. Определения о вынесении дополнительного решения, о разъяснении решения и исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок позволяют исправить недостатки уже вынесенного решения по окончании разбирательства дела, в том числе и в стадии исполнительного производства для целей его успешного принудительного исполнения.

По порядку обжалования выделяются определения, которые могут быть обжалованы отдельно от решения арбитражного суда, например определение о приостановлении производства по делу. В таких случаях в АПК РФ каждый раз специально оговаривается, что данное определение может быть обжаловано. Остальные определения отдельно от решения арбитражного суда не обжалуются, но соответствующие доводы могут быть включены заинтересованным лицом в жалобу, подаваемую в апелляционном, кассационном порядке либо в заявлении о принесении протеста в порядке надзора. Например, сторона вправе указать в кассационной жалобе, что отклонение арбитражным судом ее заявления о вызове конкретного свидетеля не позволило установить ряд фактических обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

АПК РФ не использует по отношению к определению понятие вступления его в законную силу. Связано это с тем, что основной целью вынесения определения является оперативное решение процедурных вопросов, установление же срока, по истечении которого определение приобретало бы свойства обязательности и исполнимости, лишает определение как особый судебный акт практического смысла. С учетом основной цели определения АПК РФ придает ему законную силу, т.е. делает обязательным для исполнения, сразу же после вынесения. В связи с изложенным определение подлежит немедленному исполнению, несмотря на то что большая часть определений, вынесение которых предусмотрено АПК РФ, может быть обжалована. В этом положении проявляется одно из внутренних противоречий, присущих правовой природе определения: противоречие между необходимостью его немедленного исполнения (иначе, как уже отмечалось, вынесение определения и нецелесообразно) и возможностью совершения судебной ошибки, которая хотя и может быть исправлена при апелляционном рассмотрении, но в некоторых случаях только на бумаге (так, например, часто происходит при принятии обеспечительных мер в виде запрета на совершение определенных действий: определение впоследствии может быть отменено, но в период действия запрета лицо лишается права на участие в собрании акционеров, чего, как правило, и добивался инициатор принятия таких мер).

Каких-либо радикальных рецептов решения этой проблемы не существует, но законодатель пытается некоторым образом снизить риск судебных ошибок при принятии определений, например в виде встречного обеспечения. Главная же роль в предупреждении негативных, неисправимых фактически последствий вынесения определений принадлежит, безусловно, суду: от его взвешенной и объективной позиции часто зависит судьба многих участников имущественных отношений.

Обжалование определений, в том числе вынесенных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, производится в вышестоящую инстанцию в месячный срок со дня вынесения определения. АПК РФ установлены общие принципы обжалования определений: подлежат обжалованию либо определения, о возможности обжалования которых прямо указано в АПК РФ, либо определения, препятствующие дальнейшему движению дела (не может в связи с этим быть обжаловано определение об отложении разбирательства, поскольку им хотя и увеличивается срок рассмотрения дела, тем не менее оно бывает направлено на рассмотрение дела).

В АПК РФ (ст. 186) также урегулирован вопрос о направлении определения арбитражного суда. В случаях, когда арбитражный суд выносит определение в виде отдельного акта, оно направляется лицам, участвующим в деле, и другим лицам, которых оно касается, в 5-дневный срок после вынесения заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается им под расписку.

Исполнение судебных актов арбитражных судов — заключительная стадия арбитражного процесса. Это очень важная часть судебного процесса, поскольку судебная защита нарушенных прав и законных интересов включает в себя не только принятие самого судебного акта по существу спора, но и его реальное исполнение. Неисполняемые судебные акты наносят ущерб правам и законным интересам лиц, обратившихся за их судебной защитой в арбитражный суд, и именно при реальном исполнении судебных решений реализовывается сама сущность права на судебную защиту.

Исполнительное производство применительно к арбитражному судопроизводству — это производство по исполнению судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу.

Порядок приведения в исполнение судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, а также судебных актов, приводящихся согласно АПК в исполнение немедленно, определяется АПК и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (ст. 318 АПК). К ним в первую очередь относятся федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов судов влечет за собой ответственность, установленную АПК и другими федеральными законами (ст. 16 АПК).

Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, принявшим соответствующий судебный акт (ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 АПК).

Предъявлением в установленном порядке исполнительного листа к исполнению возбуждается исполнительное производство.

Согласно ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем в 3-дневный срок со дня предъявления исполнительного листа взыскателем, о чем судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Это постановление направляется взыскателю и должнику, и в нем должнику указывается срок для добровольного исполнения судебного акта, который не может превышать 5 дней. В постановлении о возбуждении исполнительного производства указывается также на то, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в добровольном порядке с должника взыскивается исполнительский сбор (до 7% от взысканных сумм) и расходы по совершению исполнительных действий.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест.

Согласно п. 7, 30 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» *(67) обращение заявителя с кассационной жалобой на вступившее в законную силу решение арбитражного суда не препятствует возбуждению исполнительного производства, если исполнение обжалуемого судебного акта не приостановлено судом кассационной инстанции. Исполнительский сбор удерживается с должника после полного удовлетворения требований взыскателя.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в 10-дневный срок в суд (п. 6 ст. 9 Закона).

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в 2-месячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, за исключением случаев немедленного исполнения (ст. 13 Закона). Однако данный срок не является пресекательным, т.е. по его истечении исполнительное производство не оканчивается автоматически. Исполнительное производство считается оконченным по основаниям, указанным в Федеральном законе «Об исполнительном производстве».

Арбитражный суд в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, по заявлению судебного пристава-исполнителя рассматривает вопрос о разъяснении судебного акта (ст. 17 Закона)

Согласно ст. 324 АПК, ст. 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

По результатам рассмотрения заявления выносится определение, которое может быть обжаловано.

Арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (ст. 327 АПК).

Данный Закон устанавливает случаи обязательного приостановления исполнительного производства (ст. 20 Закона) и случаи, когда исполнительное производство может быть приостановлено (ст. 21 Закона).

Согласно ст. 23 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается в случаях:

1) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

2) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

3) смерти взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего;

4) недостаточности имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя;

5) истечения установленного законом срока для данного вида взыскания;

6) отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа, который в силу закона является исполнительным документом;

7) отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю.

Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.

По приостановленному или прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются (п. 2 ст. 24 Закона).

Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя арбитражным судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления, о чем выносится определение (ч. 2, 4, 5 ст. 327 АПК).

Согласно ст. 328 АПК при наличии обстоятельств, препятствующих совершению отдельных исполнительных действий, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя может отложить исполнительные действия по исполнительному производству.

Отложение исполнительных действий производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, в котором указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия, или событие, наступление которого является основанием для возобновления судебным приставом-исполнителем исполнительных действий.

Кроме того, сам судебный пристав-исполнитель вправе при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней по заявлению должника или по собственной инициативе, о чем выносится постановление и о чем уведомляются стороны, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. Постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок (ст. 19 Закона).

Согласно ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается:

1) фактическим исполнением исполнительного документа;

2) возвращением исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя;

3) возвращением исполнительного документа по основаниям, указанным в данном Законе;

4) направлением исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника;

5) направлением исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие;

6) прекращением исполнительного производства.

Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть признано незаконным, если им не были приняты все предусмотренные законом меры по отысканию имущества и доходов должника (п. 10 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77).

В случаях, предусмотренных АПК, арбитражный суд решает вопрос о повороте исполнения судебного акта, т.е. возвращения сторон в прежнее состояние, имевшееся до исполнения судебного акта.

Согласно ст. 325 АПК, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Если не приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, либо производство по делу прекращено, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному в соответствующей части судебному акту.

Вопрос о повороте исполнения судебного акта решается тем арбитражным судом, который отменил или изменил ранее принятый судебный акт, о чем выносится определение. Оно может быть обжаловано согласно ст. 326 АПК.

1. Судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

2. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения, требования к форматам исполнительных листов, направляемых для исполнения в форме электронного документа, утверждаются Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2008 года Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 225-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 41-ФЗ.

Комментарий к статье 318 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 15 АПК РФ арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения. В соответствии со ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Судебное решение арбитражного суда первой инстанции приобретает свойство исполнимости после его вступления в законную силу (ст. 180 АПК РФ). Однако в определенных случаях допускается немедленное исполнение решения суда, т.е. исполнение судебного акта до его вступления в законную силу. Основания и порядок немедленного исполнения регулируются ст. 182 АПК РФ.

Определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено настоящим Кодексом или арбитражным судом (ст. 187 АПК РФ).

Аналогичным образом регулируется вопрос об исполнении постановлений судов вышестоящих инстанций (апелляционной, кассационной, надзорной), с учетом того что указанные акты вступают в законную силу со дня их принятия.

Исполнительное производство как вид деятельности специального государственного органа — Федеральной службы судебных приставов — регулируется Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Именно в этом Законе содержатся нормы о принципах исполнительного производства, субъектах исполнительного производства, сроках совершения исполнительных действий, об общих правилах обращения взыскания на имущество должника и особенностях обращения взыскания на имущество должника-организации и т.д. Необходимо отметить, что большинство решений в рамках исполнительного производства принимается непосредственно самим судебным приставом-исполнителем, однако часть вопросов разрешается под контролем суда.

Нормы комментируемого раздела регулируют вопросы, разрешаемые в рамках исполнительного производства арбитражным судом.

Основная роль арбитражного суда в исполнительном производстве — судебный контроль за правильностью действий судебного пристава-исполнителя, который может иметь либо предварительный, либо последующий характер.

Предварительный судебный контроль проявляется в виде дачи разрешения на совершение тех или иных исполнительных действий (в соответствии со ст. 77 Закона об исполнительном производстве обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, производится только при условии предварительного получения определения суда).

Последующий судебный контроль осуществляется после совершения того или иного исполнительного действия судебным приставом-исполнителем, но по инициативе заинтересованных лиц — сторон исполнительного производства — или других граждан и организаций, права которых нарушены в результате действий судебного пристава-исполнителя и которые обращаются в суд с соответствующим заявлением. Под последующий судебный контроль могут подпасть практически любые действия, решения или бездействие судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц ФССП России (ст. 128 Закона об исполнительном производстве). Последующий судебный контроль может быть подразделен на прямой и косвенный. Прямой контроль осуществляется при оспаривании действий должностных лиц службы судебных приставов в порядке ст. 128 Закона об исполнительном производстве, гл. 24 АПК РФ, когда суд констатирует правомерность или неправомерность тех или иных действий судебного пристава-исполнителя и обладает правом отменить незаконное постановление судебного пристава или обязать его выполнить определенные действия для восстановления нарушенных прав заявителя. Косвенный контроль проявляется при возникновении споров о праве, тем или иным образом связанных с исполнительным производством, например, при подаче иска об исключении имущества из описи (об освобождении от ареста) или о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями судебного пристава-исполнителя, и т.п.

Кроме того, некоторые решения, касающиеся движения исполнительного производства, на сегодняшний день имеет право принимать только арбитражный суд, но не сам судебный пристав-исполнитель. Объектами указанных решений согласно Закону об исполнительном производстве являются:

— восстановление пропущенного срока исполнительной давности (ст. 23);

— разъяснение положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения в случае их неясности (ст. 32);

— отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов, изменение способа и порядка их исполнения (ст. 37);

— отложение исполнительных действий, помимо случаев, когда указанное действие вправе совершить судебный пристав-исполнитель (ст. 38);

— приостановление и прекращение исполнительного производства по ряду оснований (ст. ст. 39, 43, 45);

— замена выбывшей стороны исполнительного производства ее правопреемником (ст. 52);

— наложение штрафа за неисполнение исполнительного документа банком или иной кредитной организацией (ст. 114).

В судебной практике возникало немало проблем с определением того, в каком порядке подлежат рассмотрению вопросы, возникающие на стадии исполнения судебного акта арбитражного суда <1>. Поскольку порядок рассмотрения арбитражным судом всех возникающих на стадии исполнения вопросов детально не урегулирован, применяются нормы, регулирующие сходные отношения (например, ст. 324 АПК РФ). Так, в результате внесенных в ст. 324 АПК РФ изменений предусмотрено, что по правилам, установленным ч. 2 ст. 324 АПК РФ, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом. Такой подход представляется оправданным.

2. В соответствии со ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов. Системное толкование ст. ст. 5, 7 — 9 данного Закона позволяет прийти к выводу, что Федеральная служба судебных приставов является единственным органом принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель имеет право осуществлять принудительное исполнение только тех документов, которые названы в указанном Законе в качестве исполнительных (ст. 12).

Как правило, основанием для принудительного исполнения выступает исполнительный лист, выдаваемый в порядке, указанном ст. 319 АПК РФ. Непринудительное исполнение судебных актов арбитражного суда (минуя службу судебных приставов) может осуществляться и при отсутствии исполнительного листа. Например, определение арбитражного суда об обеспечении иска в виде наложения ареста на объект недвижимости может быть направлено для исполнения в Федеральную регистрационную службу без выдачи исполнительного листа, что только ускорит процедуру наложения ареста. Однако новый Закон об исполнительном производстве регулирует указанный вопрос несколько иначе: в соответствии с ч. 2 ст. 7 данного Закона указанные в этой статье органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, перечисленных в ст. 12 этого же Закона.

3. Форма бланка исполнительного листа, а также порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения урегулированы Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2008 г. N 579 «О бланках исполнительных листов». Данным Постановлением утверждены также Правила изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов.

Другой комментарий к статье 318 АПК РФ

Часть 2 настоящей статьи оставляет открытым вопрос: по всем ли делам выдаются исполнительные листы? До Президиума ВАС РФ дошел спор, в котором по заявлению налогоплательщика суд признал незаконными действия налогового органа и указал, как допущенные нарушения должны быть устранены. Суд первой инстанции отказался выдать исполнительный лист на судебный акт, поскольку пришел к выводу, что судебный акт не подлежит принудительному исполнению. Президиум ВАС РФ отметил, что, «как следует из резолютивной части решения, суд не только признал незаконными определенные действия инспекции, но и обязал ее устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя. У суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления предпринимателя о выдаче исполнительного листа. В случае неясности положений исполнительного листа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения».

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 N 1570/09.

Дискуссионным является вопрос о том, как исполнять судебный акт о взыскании денежных средств с федерального бюджетного учреждения, если у него отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства. Президиум ВАС РФ предложил следующую конструкцию: «.в силу статей 16, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.

Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе как через лицевые счета.

Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.

Орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.

При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание».

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2008 N 6758/08.

См. также: Постановления Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 9647/10, от 21.10.2008 N 6758/08.

§7. Исполнение постановлений арбитражного суда

Постановления арбитражного суда, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения всеми, к кому они обращены. Обязательность исполнения постановлений арбитражного суда (ст. 13 АПК РФ) не означает, что оно должно быть исполнено во всех случаях в принудительном порядке, поскольку не исключается возможность и добровольного исполнения обязательства должником.

В стадии исполнения решения арбитражного суда участвуют стороны и органы исполнения. Стороны исполнительного производства — это взыскатель и должник. Как правило взыскатель — это истец, а должник — это ответчик. Однако в случаях удовлетворения основного и встречного исков истец и ответчик могут быть одновременно и взыскателем и должником по отношению друг к другу. При повороте исполнения решения или взыскания расходов по делу возможна перемена взыскателя и должника. А при вступлении в процесс правопреемника замена взыскателя и должника производится по заявлению заинтересованной стороны на основании определения о допуске в процессе правопреемника.

Решения арбитражного суда могут исполняться банком, иными кредитными учреждениями, налоговым органом и судебными исполнителям. Через банк осуществляется взыскание денежных сумм со счетов организаций при инкассовом поручении установленной формы. Налоговые органы по месту нахождения должника (плательщика) взыскивают доходы в бюджет. Во всех остальных случаях исполнение производится через судебного исполнителя.

Исполнительным документом является исполнительный лист, выдаваемый арбитражным судом на основании решения, вынесенного по любому делу, разрешенному арбитражным судом. В исполнительном листе указывается наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист, номер дела и дата вынесения решения, дата вступления решения в законную силу, дата выдачи исполнительного листа и срок его действия, наименование взыскателя и должника и дословное изложение резолютивной части решения. В случаях отсрочки или рассрочки исполнения об этом указывается в исполнительном листе, а также указывается время, с которого начинается течение срока для исполнения. На исполнительном листе должна быть подпись судьи арбитражного суда, вынесшего решение, и его гербовая печать.

Исполнительный лист может быть выдан взыскателю, который при взыскании денежных сумм направляет его в банк или иное кредитное учреждение, где находятся активы должника, а в иных случаях — судебному исполнителю. Арбитражный суд по своей инициативе направляет исполнительный лист только в случаях взыскания денежных средств в доход бюджета в адрес налогового органа по месту нахождения должника (ч. 2 ст. 198 АПК РФ).

Исполнительный лист не заменяет собой решение арбитражного суда, являясь совершенно самостоятельным процессуальным документом, обеспечивающим применение принудительной силы решения. Поэтому, если исполнительный лист утерян, исполнение возможно лишь после выдачи арбитражным судом, вынесшим решение, дубликата исполнительного листа на основании ходатайства об этом заинтересованной стороны. Заявление с просьбой о выдаче дубликата исполнительного листа рассматривается в заседании арбитражного суда с извещением взыскателя и должника, неявка которых не препятствует рассмотрению заявления. О выдаче дубликата исполнительного листа выносится определение, которое направляется взыскателю и должнику.

Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения решения, либо со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению без учета времени, в течение которого исполнение могло быть приостановлено. При возвращении исполнительного листа за невозможностью исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению начинает течь с момента возвращения исполнительного листа взыскателю. Срок исполнения может быть прерван предъявлением исполнительного листа к исполнению или частичным исполнением.

При пропуске срока на предъявление исполнительного листа к исполнению он может быть восстановлен арбитражным судом при наличии уважительных причин. Заявление о восстановлении пропущенного срока рассматривается в заседании арбитражного суда с извещением взыскателя и должника, чья неявка, однако, не препятствует рассмотрению заявления. По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение, которое направляется взыскателю и должнику и может быть ими обжаловано.

В стадии исполнения решения арбитражного суда возможны отсрочка, рассрочка, изменение способа и порядка исполнения решения по заявлению взыскателя, должника или судебного исполнителя. При отсрочке или рассрочке исполнения решения арбитражный суд может принять меры к обеспечению исполнения по правилам обеспечения иска. Рассмотрение ходатайства об отсрочке, рассрочке, изменении способа или порядка исполнения рассматриваются в заседании арбитражного суда с вызовом взыскателя и должника, чье присутствие в заседании суда является обязательным. Вынесенное по результатам рассмотрения ходатайства определение направляется взыскателю и должнику и может быть ими обжаловано.

Неприведенное в исполнение решение может быть прекращено исполнением, если оно отменено, изменено, принято новое решение о полном или частичном отказе в иске, вынесено определение о прекращении производства по делу и иск оставлен без рассмотрения. О прекращении исполнения арбитражный суд выносит определение о полном или частичном прекращении взыскания по измененному или отмененному в соответствующей части решению.

Как правило, исполнение решений арбитражных судов обращается на денежные средства должника, но законодатель предусматривает возможность обращения взыскания и на имущество должника. В качестве меры принудительного исполнения может быть и обязанность должника совершить определенные действия, не связанные с передачей денег или имущества. Если у должника денежных средств для исполнения решения недостаточно, исполнение может быть обращено на любое, принадлежащее должнику имущество или имущество, ему принадлежащее, но находящееся в другой организации или у другого гражданина-предпринимателя, в порядке, установленном федеральным законом.

Законодателем установлен и ряд санкций за нарушение порядка и правил исполнения решений арбитражного суда. Так, банк или иное кредитное учреждение может быть подвергнуто штрафу в размере до 50% суммы, подлежащей взысканию, за неисполнение решения арбитражного суда. Неоднократное неисполнение судебных решений арбитражных судов банками или кредитными учреждениями может повлечь за собой отзыв лицензии на совершение банковских операций. Неисполнение указанных в исполнительном листе действий служит основанием для наложения штрафа на виновное лицо. Все санкции налагаются по определению арбитражного суда и не освобождают от обязанности по исполнению решения.

Средствами зашиты права взыскателя и должника в исполнительном производстве являются поворот исполнения решения и обжалование действий органов исполнения. Поворот исполнения решения, т.е. возвращение должнику всего, что было с него взыскано, возможен лишь в случаях, которые перечислены как основания к прекращению исполнения. Арбитражный суд выдает исполнительный лист на возврат денежных сумм, имущества или его стоимости по заявлению организации, гражданина-предпринимателя. К заявлению прилагается документ, подтверждающий исполнение ранее принятого решения.

Действия банка или иного кредитного учреждения или судебного исполнителя, а также налогового органа могут быть обжалованы заинтересованными сторонами в связи с исполнением решения арбитражного суда. Жалоба на действия банка, кредитных учреждений и налоговых органов подается в порядке подчиненности, а на действия судебного исполнителя непосредственно в тот суд общей юрисдикции, при котором он состоит. Поскольку арбитражные суды не имеют в своем подчинении органов исполнения, постольку арбитражные суды не вправе принимать и рассматривать какие бы то ни было жалобы на действия органов исполнения судебных актов арбитражных судов.

Добавить комментарий