Исполнение решений суда европейского союза

Официальное наименование. Аналогично другим институтам Европейского Союза его главный судебный орган имеет два наименования — краткое и полное. В текстах учредительных договоров он именуется просто — Суд. С 1958 г., после вступления в силу Римских договоров, создавших ЕЭС и Евратом, Суд является единым институтом для всех Сообществ. С этого момента его официальное наименова­ние — Суд Европейских сообществ. Сохранение старой терминологии (Суд Сообществ, а не Союза) обусловлено тем, что юрисдикция Суда концентрируется в рамках ЕС и других Сообществ, т.е. по вопросам коммунитарного права.

Место в системе органов Европейского Союза. Суд — один из пяти институтов каждого из Европейских сообществ и Европейско­го Союза в целом, осуществляющий юрисдикционную функцию. Аналогично другим институтам основы его правового положения закрепляются в части пятой Договора о ЕС «Институты Сообщества». В то же время Суд— единственный из институтов, имеющий свой Статут. Статут регулирует организационные и процессуальные во­просы деятельности Суда, а также нижестоящих звеньев судебной системы Союза (Трибунала первой инстанции и специализирован­ных трибуналов).

Действующий Статут Суда принят в 2001 г. вместе с Ниццким договором и приложен в качестве протокола к учредительным до­кументам Европейского Союза («Протокол о Статуте Судя», далее — Статут 200? г.). Он включает шесть разделов (около 70 статей), а также приложение, содержащее детальные правила в отношении специали­зированных трибуналов:

раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов»; раздел II «Организация»; раздел III «Процедура»;

раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ»; раздел IV Ыз «Судебные палаты»; раздел V «Заключительные положения».

В соответствии с Договором о ЕС задача Суда — обеспечивать «со блюдение права при толковании и применении настоящего Договора» (ст. 220). Эту задачу Суд решает путем отправления правосудия по делам, отнесенным к его юрисдикции.

Характер юрисдикции Суда не позволяет в полной мере отнести его к одной определенной «ветви» судебной власти, выделяемой в государственном механизме разных стран. При рассмотрении дел по первой или по второй (кассационной) инстанции он совмещает функции суда общей юрисдикции, административного, конституци­онного, а также международного суда.


В настоящее время наиболее важной и по количеству дел, и по значению считается роль «конституционного суда» ЕС. Суд яв­ляется высшим гарантом соблюдения ДЕС, которым он признал еще в 1980-е гг. «конституционной хартией» Сообщества (см. § 5 гл. II).

Аналогично конституционным судам России, Германии и ряда других стран Суд уполномочен рассматривать в преюдициальном порядке обращения всех судебных органов, расположенных на тер ритории Союза, причем суды высших инстанций государств-членов не только вправе, но и обязаны направлять такие запросы.

Местонахождение. Официальной резиденцией Суда является г. Люксембург. Здесь же расположен Трибунал первой инстанции и будут размещаться и функционировать специализированные три­буналы Европейского Союза.

Статут Суда также содержит требование, согласно которому все его члены, а также секретарь «обязаны проживать в месте нахождения Суда», т.е. в Люксембурге.

Состав

В состав Суда входят две категории членов: основная — судьи и до­полнительная — генеральные адвокаты.

Судьи — полноправные члены Суда, участвующие в рассмотре­нии и разрешении дел. Судей всего 27, что соответствует количеству государств-членов. Совпадение не случайно: в силу обычая с момента учреждения ЕС действовало правило «одно государство — один судья». Оно необходимо для того, чтобы в составе Суда имелись специалисты в области правовых систем всех государств — членов Союза. Ницкий договор возвел указанное правило в норму первичного права ЕС. Согласно новой редакции ст. 221 ДЕС «Суд включает по одному судье от каждого государства-члена».


Генеральные адвокаты — вторая, дополнительная категория чле­нов Суда — была введена по образцу судебной системы Франции, где похожая должность существовала еще в Средневековье. Функции генерального адвоката отчасти напоминают по­ложение российского прокурора при судебном рассмотрении неко­торых категорий дел (например, дел о признании безвестно отсут­ствующим, когда суд перед вынесением решения обязан заслушать мнение прокурора).

Согласно абз. 2 ст. 222 ДЕС роль генерального адвоката «состоит в том, чтобы публично, полностью беспристрастно и независимо представлять мотивированные заключения по делам, которые в со­ответствии со Статутом Суда требуют его участия».

Корпус генеральных адвокатов Суда ЕС насчитывает восемь че­ловек. Как показывает практика, этого числа явно недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен один генеральный адвокат. В этой связи ДЕС (ст. 222) допускает возможность увеличения числа генеральных адвокатов. Соответствующее решение должен принять Совет Европейского Союза по ходатайству Суда. Еще одно возможное решение проблемы предусмотрели Пиццкий договор и Статут 2001 г.

Если рассматриваемое дело «не поднимает новых вопросов в об ласти права», то Суд может принять решение о рассмотрении его без участия генерального адвоката (ст. 20 Статута 200 I г.). Генеральные адвокаты, таким образом, получили возможность сконцентриро ваться на анализе действительно сложных (в юридическом смысле) дел, которые способны дать импульс развитию прецедентного права Европейского Союза.

Аналогично судьям при формировании корпуса генеральных адвокатов существуют определенные квоты для государств-членов. Принцип «одно государство — один генеральный адвокат» здесь не­применим. Поэтому в силу специальной декларации 1995 г. установ­лено следующее правило: пять генеральных адвокатов назначаются из числа граждан пяти крупнейших стран ЕС (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Франция). Остальные три вакансии замещаются гражданами других стран в порядке ротации.

Гарантии независимости членов Суда. Суд в целом и каждый его член в отдельности (включая генеральных адвокатов) являются полностью независимыми в своей деятельности. Принцип незави симости — важнейшая гарантия объективного, беспристрастного разрешения дел органами судебной власти как в государствах, так и на уровне надгосударственных институтов Европейского Союза.

Каждый член суда обладает иммунитетом от уголовной и админи­стративной ответственности. Иммунитет судей и генеральных адвокатов распространяется на дела, рассматриваемые как нацио­нальными судами, так и иными органами, в том числе на стадии пред­варительного расследования. В отношении действий, совершенных членами Суда в официальном качестве, иммунитет сохраняет силу и после прекращения их полномочий.

Снять иммунитет со своего члена может только сам Суд. Если это происходит, то дело о преступлении или ином правонарушении судьи (генерального адвоката) будет рассматриваться в государстве, граждани­ном которого он является. При этом член Суда приравнивается к членам высших органов судебной власти своей страны (ст. 3 Статута 2001 г.).

Несовместимость должностей охватывает не только админи­стративные посты в органах национальной или наднациональной публичной власти, но и любую профессиональную деятельность, опла­чиваемую или нет.

Запрет заниматься политической или административной дея­тельностью носит безусловный характер. В отношении других видов побочной работы (например, научно-преподавательской) «в порядке исключения» судье или генеральному адвокату может быть дозволено осуществлять ее по решению Совета Европейского Союза.

Правило несовместимости должностей, как и в отношении членов Европейской комиссии, сохраняет свое действие также после пре­кращения полномочий судьи/генерального адвоката.

При вступлении в должность судьи и генеральные адвокаты дают «торжественное обещание в течение срока полномочий и после его окончания соблюдать обязанности, вытекающие из их должности, в частности, обязанность после истечения полномочий честно и с необходимой осторожностью подходить к вопросу о занятии опреде­ленных должностей или получении определенных преимуществ».

Возможные споры и сомнения в этой области разрешает сам Суд (ст. 4 Статута 2001 г.).

С правилом несовместимости должностей тесно связан запрет на участие в делах., которые могут представлять для члена Суда личный интерес.

Судьям и генеральным адвокатам не разрешается участвовать в рассмотрении дел, по которым они ранее выступали предста­вителями, адвокатами или защитниками. То же самое относится к делам, которые в прошлом они уже рассматривали в бытность членом национального суда, следственной комиссии или в ином качестве.

В любых «особых обстоятельствах», когда судья или генеральный адвокат считает для себя невозможным участвовать в деле, он обраща­ется к Председателю Суда или его палаты с самоотводом. Председатель может заявить об отводе судьи и по собственной инициативе. Споры и сомнения, опять же, разрешает сам Суд (ст. 16 Статута 1957 г.; ст. 18 Статута 2001 г.).

Важной гарантией независимости судебной власти ЕС служит право Суда самостоятельно определять процедуру своей деятель­ности (в форме акта под названием «процессуальный регламент» (ПР). Данное полномочие, однако, имеет свои пределы. Суд связан положениями учредительных договоров и Статута, которые являются источниками первичного права и не могут изменяться им по своему усмотрению (некоторые положения Статута вправе пересматривать Совет по предложению Суда).

Процессуальный регламент, принятый Судом, для вступления в силу нуждается в одобрении главным законодательным органом ЕС — Советом Европейского Союза.

Материальной гарантией независимости Судя выступает фи нансирование всех его расходов из общего бюджета Европейского Союза, а не из национальных бюджетов стран, гражданами которых являются его члены (ст. 268 ДЕС).

Суд, как и другие институты, самостоятельно разрабатывает проект сметы своих расходов на будущий финансовый год. Вместе с другими расходами они утверждаются Европарламентом и Сове том на основании единого проекта, представляемого Европейской комиссией.

Несменяемость судей и генеральных адвокатов является важной гарантией их независимости. На протяжении срока своих полномочий члены Суда могут быть отрешены от должности только самим Судом при наличии законных оснований, предусмотренныхДЕС.

Принцип тайны совещательной комнаты является одним ич главных правовых средств обеспечения судейской независимости, признанным во всех цивилизованных странах.

В Суде ЕС данный принцип доведен до своего логического предела. Здесь не только запрещен доступ посторонних лиц в совещательную комнату, но вообще не допускается разглашение какой-либо инфор­мации о характере обсуждения и голосования судей при вынесении решения (ст. 35 Статута 2001 г.).

Данное правило обращено прежде всего к самим судьям. Им за­прещено высказывать особые мнения, а также иным образом сооб­щать об индивидуальной позиции по конкретному делу как их самих, так и других судей, участвовавших в принятии решения. Решение выносится от имени всех судей независимо оттого, голосовал ли конкретный судья «за» или «против».

При вступлении в должность каждый член Суда приносит клятву, в которой он обязуется не разглашать тайну совещательной комнаты, в том числе и после истечения срока своих полномочий.

Принцип тайны совещательной комнаты, как он применяется в Суде, на первый взгляд, может показаться недемократичным, так как подавляет индивидуальность членов Суда. На самом деле «обет молчания», наложенный на судей, служит действенной гарантией их реальной независимости. Он лишает государства-члены, а равно другие заинтересованные лица возможности оказывать давление на членов Суда, ибо установить, как на самом деле поведет себя судья в совещательной комнате, нереально. Это особенно важно втехделах, в которых ответчиками выступают государства-члены. Не будь в Суде принципа тайны совещательной комнаты, можно было бы предполо­жить, например, что судьи — германские граждане часто голосовали бы в поддержку своей страны, даже если Германия действительно нарушила право ЕС, французские судьи — «за» Францию и т.д. Вместо правовых интересов определяющее значение приобретали бы, таким образом, политические и иные соображения. Порядок формирования

Состав Суда формируется правительствами государств-членов то общему согласию» в соответствии с охарактеризованными выше национальными квотами (ст. 223 ДЕС). Каждое государство ЕС имеет при формировании Суда право вето. Однако серьезных препятствий оно здесь не представляет. На практике государства- члены, как правило, соглашаются с кандидатурами судей и гене­ральных адвокатов, предложенных каждым из них в соответствии с зарезервированной квотой (один судья плюс, возможно, 1 гене­ральный адвокат).

Государство-член, таким образом, просто делегирует «своего» судью/генерального адвоката, хотя, став членом Суда, последний становится полностью независимым и несменяемым. Проверить, как ведет себя «их» судья, государства-члены также не могут в силу принципа тайны совещательной комнаты (см. п. 1).

Реальная личная независимость служит одним из двух обяза­тельных критериев, в соответствии с которыми формируется Суд. Согласно ст. 223 ДЕС судьи и генеральные адвокаты «выбираются из числа лиц, независимость которых не вызывает сомнений». Отсюда следует, что, например, крупный партийный функционер лишен воз­можности стать членом Суда (разумеется, если он заблаговременно не подаст в отставку).

Второй критерий, обусловленный характером функций и полно­мочий Суда, — профессиональная пригодность его членов. Статья 223 допускает назначение судьями и генеральными адвокатами только лиц, обладающих необходимой компетентностью. Кандидатом в чле­ны Суда может быть:

либо человек, который в своем государстве соответствует требо­ваниям для назначения на высшие судебные должности, например, член Верховного суда Греции или Конституционного трибунала Ис­пании;

либо «юрисконсульт с общепризнанной компетентностью». К этой категории относятся, главным образом, профессора университетов и другие крупные специалисты в области права.

Срок полномочий всех членов Суда — шесть лет. Как видно, он весьма небольшой, но по его окончании судьи и генеральные адво каты, как правило, назначаются вновь. Количество повторных на значений не ограниченно, так что некоторые члены Суда находятся в его составе десятилетиями.

С целью обеспечения преемственности в работе Суда обновления его состава осуществляется постепенно, раз в три года. Соответствен но в этот период замещаются должности половины судей (14 или 13) и генеральных адвокатов (4). Внутренняя организация

С точки зрения внутренней организации Суд ЕС похож на высшие судебные органы национальных государств, особенно на конститу­ционные суды, хотя и не копирует их.

Председатель является высшим должностным лицом, руководи­телем Суда КС. Как и Председатель Конституционного Суда РФ, он избирается самими судьями на пленарном заседании.

Председатель избирается на три года, т.е. на половину срока полно­мочий Суда (ст. 223 ДЕС). Однако он может переизбираться неогра­ниченное число раз, что на практике часто и бывает.

Председатель не только осуществляет общее руководство возглав­ляемым им органом, а также аппаратом Суда, но и обладает рядом серьезных прерогатив в области судебной процедуры: ведение пле­нарных заседаний (пленума), распределение дел между судебными палатами и др.

Важным инструментом в руках Председателя служит также право приостанавливать исполнение оспариваемых актов органов ЕС в ка­честве меры по обеспечению иска.

Первый генеральный адвокат обеспечивает распределение посту­пающих в Суд дел между членами корпуса генеральных адвокатов (на­помним, что на каждое судебное дело назначается один-единственный генеральный адвокат).

Первого генерального адвоката также избирают судьи, но сроком на один год.

Пленум, палаты и Большая палата. Для более эффективного рассмотрения поступающих дел в Суде образованы структурные подразделения — палаты в составе трех и пяти судей. Подавляющее большинство (около 90%) дел рассматривается именно ими.

В случае если дело представляет большую важность, а равно по требованию государств-членов или институтов Союза, когда они являются сторонами, судебное разбирательство и принятие решения осуществляется в рамках Большой палаты. Большая палата — это новое структурное подразделение Суда, своеобразный «президиум», образованный в соответствии со Статутом 2001 г. Большая палата включает 13 судей, в том числе Председателя Суда и председателей палат по пять судей1.

Наконец, пленум Суда (собрание всех судей) рассматривает только дела «исключительной важности» (наличие таковой устанавливает сам Суд), а также дела об отрешении от должности несменяемых должностных лиц (членов Комиссии, Омбудсмана и др.).

Секретарь — должностное лицо Суда, которое обеспечивает при­ем, получение и передачу процессуальных документов (исковых заявлений и т.д.), а также ведение протокола и опубликование реше­ний Суда. Кроме того, секретарь осуществляет текущее руководство аппаратом Суда.

Секретаря назначает Суд сроком на шесть лет. В помощь ему Суд вправе назначить одного или нескольких заместителей. Порядок работы н принятия решений

Суд — постоянно действующий орган Сообществ и Союза. Его дея­тельность осуществляется в форме рассмотрения и разрешения дел, что предполагает не только коллективное участие судей в работе пленума или палаты, но также индивидуальную подготовку доклада (заключения) судьей-докладчиком и генеральным адвокатом, на­значенным на конкретное дело.

Число судей, участвующих в рассмотрении дела, псегда должно быть нечетным, а решения принимаются большинством голосом (результаты голосования, напомним, не разглашаются).

Рассмотрение дел в Суде складывается из двух стадий: письменного и устного производства при ведущей роли первого (ст. 20 Статута 2001 г.). Основное содержание первой стадии —это обмен процес­суальными документами между сторонами: исковое заявление, ме морандум ответчика, «реплика» истца и соответствующая реплика ответчика (франц. йирПдие) и др. — все в письменной форме. Эти и иные документы направляются Секретарю Суда, который Пересы лает их Председателю и другим судьям.

Следует отметить, что, по общему правилу, доказательства долж ны быть представлены уже в момент подачи иска или, по крайней мере, должно быть указано, какие доказательства намерена пред ставить сторона. То же самое, в принципе, относится и к ответчику. По обращению сторон или по собственной инициативе Суд вправе вызывать и допрашивать свидетелей, назначать экспертизу, собирать иные доказательства.

Устная процедура начинается после подготовки ответственным судьей (судьей-докладчиком) своего доклада. Суд (пленум или па лата) заслушивают представителей сторон (и те, и другие всегда должны действовать через представителей — агентов, советников или адвокатов)1. Стадия устного разбирательства завершается оглашени­ем заключения генерального адвоката, после чего судьи удаляются

в совещательную комнату.

Просмотров 1718

Эта страница нарушает авторские права

Суд европейского союза

Суд Европейского союза (Суд ЕС, ранее — Суд Европейских сообществ) учрежден в 1952 г., является одним из институтов ЕС. В 2009 году с вступлением в силу Лиссабонского договора Суд поменял свое название с Суда Европейских сообществ на Суд европейского союза.

Он играет большую роль в формировании правовой структуры Союза и в целом в развитии интеграционного процесса. Основной функцией Суда является обеспечение единообразного толкования и применения права ЕС.

Суд Европейского Союза представляет собой особо важный и влиятельный институт европейской интеграции. Согласно учредительным актам (Маастрихтскому Договору о Европейском Союзе 1992 г., Уставу Суда, утвержденному Протоколом, подписанному в Париже в 1951 г. применительно к Суду Европейского объединения угля и стали, Брюссельским Протоколам от 1957 г. применительно к Европейскому Сообществу по атомной энергии и Европейскому Экономическому Сообществу, а также Процессуальному регламенту Суд Европейского Союза (далее Суд ЕС) относится к числу главных институтов Сообществ и Союза Европейское международное право: Учебное пособие / под ред. Ю.М. Колосова. М., 2005. С. 91..

В соответствии со ст. 19 Договора о Европейском союзе термин «Суд Европейского Союза» обозначает всю судебную систему ЕС в совокупности и включает:

1. Первоначально единственное, а ныне — высшее звено судебной системы — Суд. Он может выступать в качестве суда первой инстанции или в кассационном порядке разрешать дела, рассмотренные трибуналом. Он функционирует с 1952 г., когда вступил в действие Договор о ЕОУС.

2. Следующим звеном является созданный в 1988 г. Трибунал первой инстанции, переименованный Лиссабонским договором в Трибунал; Рассматривает в пределах своей юрисдикции дела по первой инстанции. Либо в кассационном порядке дела, разрешенные специализированным трибуналом.

3. Ниццкий договор 2001 г. предусмотрел учреждение еще одного звена судебной системы, которое представляет собой специализированные трибуналы, рассматривающие отдельные категории правовых споров (служебные, в сфере интеллектуальной собственности и др.). Это звено, созданное в 2004 г., рассматривает дела в пределах своей юрисдикции в рамках первой инстанции.

Часть ученых выделяет еще и 4-ый элемент судебной системы — национальные суды, выступающие в роли «функционального элемента».

Можно сказать, что по сравнению с Европейским Советом, Советом ЕС, Комиссией и Европарламентом Суд ЕС выступает в роли строго специализированного юридического органа неполитического характера. Если в общих чертах определить роль суда в жизни Сообществ, то его деятельность, прежде всего, направлена на единообразное толкование и применение права Европейских Сообществ по отношению ко всем субъектам права ЕС и на всей территории, подпадающей под юрисдикцию Сообществ; на обеспечение расширения юрисдикции Сообществ. Суду удалось повысить авторитет принимаемых им решений, что привело к появлению важнейшего источника права ЕС — судебного прецедента и способствовало успешному развитию процесса европейской интеграции. Кроме того, Суд ЕС «выступил в роли стража европейского права и взял на себя функции арбитра в разрешении споров между государствами-членами и институтами, институтов между собой по всем вопросам, относительно применения права Сообществ» Оппенгейм Л. Международное право. Т. 2. М.: Изд-во иностр. лит., 1949. С. 188..

Следует отметить, что Суд ЕС значительно отличается от национальных судов, и также не стоит его отождествлять с такими немало известными учреждениями, как Европейский суд по правам человека и Международный суд ООН.

Внутренняя организация Суда включает 3 основных элемента:

1. Председатель. Избирается самими судьями тайным голосованием на 3 года. Председатель осуществляет руководство деятельностью Суда, в частности созывает пленарные заседания; председательствует на них, распределяет дела между палатами Суда, может приостанавливать производство по делу и др.

2. Выделяют 8 генеральных адвокатов (5 из которых представляют Великобританию, ФРГ, Испанию, Италию, Францию; остальные 3 — замещаются в порядке ротации). Первый генеральный адвокат. Срок полномочий — 1 год. Основной задачей этого должностного лица является распределение поступающих дел между отдельными членами.

3. Пленум и палаты. В целях увеличения оперативности в разрешении поступающих дел в рамках Суда создаются подразделения — палаты. Важнейшие дела разрешаются Судом на пленарных заседаниях.

В соответствии с Лиссабонским договором, Суд ЕС состоит из Европейского суда (высшая инстанция), Суда общей юрисдикции (первая инстанция) и Трибунала гражданской службы. От каждого государства в нём будет представлен один судья; в нём также будут представлены 11 генеральных адвокатов (на данный момент — восемь). Судьи и адвокаты выбираются из числа выдающихся личностей и назначаются с общего согласия правительств стран-членов на шесть лет после консультаций со специальным комитетом.

Суд также имеет своего секретаря и аппарат.

Состав Суда формируется правительствами государств-членов «по общему согласию» (ст. 223 Договора о функционировании Европейского Союза).

Каждое государство ЕС имеет при формировании Суда право вето. Однако в отличие от процедуры назначения Комиссии серьезных препятствий оно здесь не представляет. На практике государства-члены, как правило, соглашаются с кандидатурами судей и генеральных адвокатов, предложенных каждым из них в соответствии с зарезервированной квотой (один судья плюс, возможно, 1 генеральный адвокат) Курс международного права в 6 томах. Т. 4. Основные институты и отрасли современного международного права / И.П. Блищенко, Н.В. Захаров, Ф.И. Кожевников и др. М., 1968. С. 301-302..

Государство-член, таким образом, просто делегирует «cвoeго» судью/генерального адвоката, хотя, став членом Суда, последний становится полностью независимым и несменяемым. Проверить, как ведет себя «их» судья, государства-члены также не могут в силу принципа тайны совещательной комнаты. Реальная личная независимость служит одним из двух обязательных критериев, в соответствии с которыми формируется Суд. Согласно Лиссабонскому договору, судьи и генеральные адвокаты «выбираются из числа лиц, независимость которых не вызывает сомнений». Отсюда следует, что, например, крупный партийный функционер лишен возможности стать членом Суда (разумеется, если он заблаговременно не подаст в отставку) Атливанников Ю.Л., Энтин М.Л. Международные суды и международное право. М., 1986. С. 246..

Второй критерий, обусловленный характером функций и полномочий Суда, ? профессиональная пригодность его членов. Лиссабонский договор допускает назначение судьями и генеральными адвокатами только лиц, обладающих необходимой компетентностью. Кандидатом в члены Суда может быть:

? либо человек, который в своем государстве соответствует требованиям для назначения на высшие судебные должности, например, член Верховного суда Греции или Конституционного трибунала Испании;

? либо «юрисконсульт с общепризнанной компетентностью». К этой категории относятся, главным образом, профессора университетов и другие крупные специалисты в области права. С учетом специфики правовых традиций разных стран ЕС от Великобритании и Ирландии (стран общего права с ведущей ролью прецедента и судебной практики) в Суд Европейских сообществ назначаются обычно профессиональные судьи. От остальных государств-членов, где господствует романо-германская традиция с приоритетом закона и правовой доктрины, судьями и генеральными адвокатами чаще становятся «академические юристы», т.е. теоретики права Атливанников Ю.Л., Энтин М.Л. Международные суды и международное право. М., 1986. С. 254-255..

Срок полномочий всех членов Суда ? шесть лет. Как видно, он весьма небольшой, но по его окончании судьи и генеральные адвокаты, как правило, назначаются вновь. Количество повторных назначений не ограничено, так что некоторые члены Суда находятся в его составе десятилетиями. К сказанному следует добавить, что должность генерального адвоката нередко служит «трамплином» для назначения ее обладателя в будущем полноправным судьей. С целью обеспечения преемственности в работе Суда обновление его состава осуществляется постепенно, раз в три года. Соответственно в этот период замещаются должности половины судей (8 или 7) и генеральных адвокатов (4) Курс международного права. В 7 т. Т. 3. Основные институты международного права / М.М. Аваков, М.М. Богуславский, В.А. Вадапалас и др. М.: Наука, 1990. С. 360-361..

Число членов Суда и порядок их назначения определены в учредительных договорах (например, ст.221 Договора о функционировании Европейского Союза). Но если порядок назначения судей не подвергался изменениям, то количественный состав Суда приходилось не раз пересматривать. По мере того как расширялись сообщества, а это происходило неоднократно, росло число членов Суда. Тут действует незыблемое правило: число членов Суда зависит от числа государств-членов; при этом число судей совпадает с числом государств-членов. Последнее расширение Европейского союза произошло в 2013 году. К нему присоединилась Хорватия. Теперь, когда количество государств в Европейском союзе увеличилось до 28, в состав Суда ЕС соответственно входят 28 судей. С учетом того, что Европейский Союз постепенно расширяет свои границы, можно ожидать очередного, и притом весьма значительного, увеличения состава Суда Европейский Союз // Материал из Википедии — свободной энциклопедии..

Таким образом, назначение судей происходит с общего согласия правительств стран-участниц Европейского Союза. Судья занимает свою должность сроком в шесть лет. Следует отметить, что к кандидатам в судьи предъявляются достаточно строгие требования: в ст. 223 Договора о ЕС, говорится о том, что «судьи должны быть лицами, независимость которых не подлежит сомнению, и которые обладают качествами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на высших судебных должностях в своих странах, или являются экспертами по вопросам права высокой и общепризнанной квалификации» Европейское международное право: Учебное пособие / под ред. Ю.М. Колосова. М., 2005. С. 259-260..

До вступления в должность избранный на пост судьи должен принести присягу, таким образом, публично обещая осуществлять вверенные ему полномочия ответственно и беспристрастно, не разглашая тайны совещательной комнаты. Кроме присяги каждый из судей подписывает заявление, в котором говорит о соблюдении в течение всего срока исполнения своих полномочий и обязанностей. Кроме этого, судьи без разрешения Совета ЕС не могут заниматься деятельностью, направленной на извлечение доходов в течение всего срока своих полномочий, не имеют права занимать какие-либо должности (политические, правительственные).

Каждые три года состав суда наполовину обновляется. Это не мешает судьям, срок полномочий которых истек, быть вновь избранными. Возрастного ограничения не существует. До истечения срока своих полномочий судья не может быть отправлен в отставку государством-членом, но если остальные судьи и генеральные адвокаты (о них будет сказано ниже) придут к единогласному выводу о том, что судья «более не отвечает требованиям в связи с выполнением им служебных обязанностей» (ст.6 Статута Суда ЕС), то он может быть отстранен Пушмин Э.А. Мирное разрешение международных споров. М.: Международные отношения, 1974. С. 241-242..

Каждые три года путем тайного голосования, абсолютным большинством голосов судьи избирают Председателя Суда ЕС (President des Gerichtshofs), который играет особую роль в руководстве Суда («в случае, если не один из кандидатов на пост председателя не наберет абсолютного большинства голосов, проводится второй тур, где избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов»). Также как и судья, он может быть переизбран вновь. Председатель Суда ЕС занимается руководством работой Суда и его специализированных служб, в качестве главы Суда присутствует при обсуждении дел в совещательной комнате, на пленарных заседаниях Суда. К его компетенции также относится назначение судьи-докладчика, распределение дел между палатами Курс международного права. В 7 т. Т. 3. Основные институты международного права / М.М. Аваков, М.М. Богуславский, В.А. Вадапалас и др. М.: Наука, 1990. С. 370. .

В целях более скорого разрешения дел в структуре Суда образуются палаты, наиболее сложные дела рассматриваются пленумом (собранием всех судей). Следует напомнить, что «Суд заседает в пленарных заседаниях, когда государства-члены или какой-либо институт Сообщества, участвующие в разбирательстве, просят об этом» (ст. 223 Договора о функционировании Европейского Союза). В отношении других категорий дел Суд может по своему усмотрению направить дело на рассмотрение в одну из своих палат Международное публичное право. Учебник / под ред. К.А. Бекяшева. М.: Изд-во Проспект, 2004. С. 263-264..

Суд Европейских сообществ (Суд ЕС) является одним из институтов Сообществ. Он играет большую роль в формирова­нии правовой структуры Сообществ и в целом в развитии инте­грационного процесса. Основной функцией Суда, согласно ст. 220 Договора, учреждающего Европейские сообщества, яв­ляется обеспечение применения права Сообществ посредством единообразного толкования и применения Договора.

В состав Суда ЕС входят 15 судей и восемь генеральных ад­вокатов, которые назначаются с общего согласия правительств государств-членов на шесть лет и могут быть назначены на но­вый срок. Судьи назначают председателя сроком на три года.

Судьи и генеральные адвокаты подбираются из числа лиц, независимость которых не подлежит сомнению и которые отве­чают требованиям, необходимым в их странах для выполнения высших судейских функций или из числа юридических экспер­тов, обладающих высшей квалификацией.

Генеральные адвокаты представляют в открытом судебном заседании беспристрастное, независимое и мотивированное за­ключение по делам, рассматриваемым Судом, и оказывают со­действие в выполнении последним его задач.

Суд ЕС наделен весьма широкой компетенцией. К важней­шим полномочиям относятся разрешение споров между госу­дарствами — членами Европейских сообществ, контроль за за­конностью деятельности институтов Союза и государств-чле­нов, обеспечение выполнения права Европейских сообществ и его единообразного толкования, защита прав и интересов фи­зических и юридических лиц.

Маастрихтский договор усиливает полномочия Суда. Его юрисдикция распространена на совместные акты Европарла-мента и Совета, на выполнение национальными центральными банками обязательств по Договору, а в связи с учреждением Европейского центрального банка (ЕЦБ) — и на его акты. За-

Глава 10. Международное право и международное правосудие

крепляются право Суда принимать решения по вопросам за­конности и толкования актов институтов Европейских сооб­ществ и обязанность последних выполнять решения Суда об отмене изданных ими актов. Установлен механизм применения санкций к государству, не выполняющему решения Суда. В та­ких случаях Европейская Комиссия обращается в Суд с иском о применении санкций против данного государства в форме штрафа. Окончательное решение принимает Суд.


Суд обладает юрисдикцией по принятию решений в пре­юдициальном порядке по вопросам, касающимся толкования упомянутого Договора, действительности и толкования актов, принимаемых институтами Сообществ и ЕЦБ, толкования ус­тавов (если устав это предусматривает) организаций, создавае­мых по решению Совета. Он наделен также юрисдикцией по разрешению споров по выполнению обязательств государства­ми-членами по Уставу Европейского инвестиционного банка, по решениям Совета управляющих и Административного сове­та Банка, по выполнению национальными центральными бан­ками обязательств по Договору и Уставу ЕЦБ.

Обращаться в Суд могут все субъекты права: государства-члены, институты Европейских сообществ, юридические и фи­зические лица, а также национальные суды с просьбой о толко­вании права Европейских сообществ.

Суд рассматривает дела на пленарных заседаниях в полном составе либо создает из своих членов палаты (камеры) по три, пять или семь судей для проведения предварительного изуче­ния или проведения судебного разбирательства определенных категорий дел.

Для облегчения работы Суда ЕС при нем учрежден Суд пер­вой инстанции. Он также состоит из 15 судей (генеральных ад­вокатов в нем нет), назначаемых с общего согласия прави­тельств государств-членов на шесть лет. Требования к назначе­нию судей здесь менее строгие.

По просьбе Суда ЕС и после консультаций с Европарламен-том и Комиссией Совет определяет виды исков, которые могут подаваться в Суд первой инстанции. Его компетенция расши­ряется. Так, в соответствии с Ниццким договором он может рассматривать и решать вопросы преюдициального характера в специфических областях, определенных Уставом Суда ЕС. Дан­ный Суд рассматривает трудовые споры между Сообществами и их служащими, иски частных лиц против институтов Сообще-

§ 6. Экономический суд СНГ

ств, относящиеся к контролю за законностью и предусматри­вающие возможность оспаривания их нормативно-правовых актов, иски о бездействии в связи с неисполнением обяза­тельств институтами Сообществ, о возмещении вреда, о дого­ворной и внедоговорной ответственности.

Решения Суда ЕС окончательны и не подлежат обжалова­нию, вместе с тем допускается апелляция по вопросам права на решения Суда первой инстанции.

Значение Суда не ограничивается только принятием право­применительных актов. Его огромная заслуга — формулирова­ние основных принципов и концепции построения правовой системы Европейских сообществ, которые не нашли отражения в учредительных документах. Важнейшие из них, сформулиро­ванные в решениях Суда разных лет, следующие. Право Евро­пейских сообществ имеет прямое действие на территории госу­дарств-членов и верховенство над их национальным правом. Его нормы непосредственно интегрированы в правопорядки стран-членов. Оно может создавать права и обязанности непо­средственно для физических и юридических лиц, признаваемые внутригосударственными судами. Предоставление Сообщест­вам прав и полномочий в соответствии с Договором влечет за собой не подлежащее пересмотру ограничение суверенных прав государств, которое не может быть юридически оспорено ссыл­ками на внутреннее право. Национальные суды обязаны квали­фицировать как недействительные положения внутреннего пра­ва, противоречащие праву ЕС.

Наконец, Суд сделал вывод, что право Европейских сооб­ществ есть новый правопорядок: международное право основано на идее сотрудничества, следовательно, является координацион­ным по своей природе, тогда как право Европейских сообществ направлено на развитие и углубление интеграции и имеет в боль­шей мере субординационный характер. Международное право в основном договорное, а право Сообществ развивается в значи­тельной степени институтами Европейских сообществ.

Экономический суд СНГ

Экономический суд — орган СНГ.

Его создание было предусмотрено Соглашением о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными орга-

222 Глава 10. Международное право и международное правосудие

низациями стран — участниц СНГ от 15 мая 1992 г. Вскоре, 6 июля 1992 г., было подписано Соглашение о статусе Эконо­мического суда СНГ, основным решением которого стало ут­верждение Положения об этом Суде.

В Уставе СНГ от 22 января 1993 г. Экономическому суду по­священа ст. 32.

Суд состоит из представителей (по два человека) всех госу­дарств — участников СНГ, избираемых или назначаемых на строго профессиональной основе из числа судей хозяйствен­ных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специали­стами высокой квалификации в области экономических право­отношений. Срок их полномочий — 10 лет. Председатель Суда и его заместители избираются и утверждаются Советом глав го­сударств сроком на пять лет.

Судьи независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государства пребывания, не могут быть привлече­ны к уголовной и административной ответственности в судеб­ном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического суда.

К ведению Экономического суда относится разрешение: а) споров, возникающих при исполнении экономических обя­зательств; б) споров о соответствии нормативных и других ак­тов по экономическим вопросам, принятых в государствах-участниках, соглашениям и иным актам Содружества; в) по договоренности между государствами — других споров, свя­занных с исполнением соглашений и иных актов Содруже­ства.

Суд рассматривает споры по заявлению заинтересованных государств, а также институтов Содружества. Суд не возбуждает дела по собственной инициативе.

Процедура разрешения споров и осуществления толкования определена рядом статей Положения, а также Регламентом, ут­вержденным в 1994 г. самим Судом.

Судопроизводство ведется на языке межгосударственного общения, принятом в СНГ, т. е. на русском языке.

В ходе рассмотрения дела Суд вправе запрашивать необхо­димые материалы от органов государств-участников, субъектов хозяйствования и должностных лиц.

Обращение в Суд не облагается пошлиной. Судебные из­держки возлагаются на сторону, признанную допустившей на-

§ 6. Экономический суд СНГ

рушение либо неосновательно возбудившую спор. По результа­там рассмотрения спора Суд принимает решение, в котором при установлении факта нарушения, как сказано в Положении об Экономическом суде, «определяются меры, которые реко­мендуется принять соответствующему государству в целях уст­ранения нарушения и его последствий». Очевидно, такая фор­мулировка не дает основания для безусловного вывода о реко­мендательном характере решений Суда, поскольку она сопровождается следующим предписанием: «Государство, в от­ношении которого принято решение Суда, обеспечивает его выполнение».

Наряду с разрешением споров Экономический суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам и толковать акты бывшего Сою­за ССР с точки зрения допустимости их взаимосогласованного применения. Толкование осуществляется как при принятии решений по конкретным делам, так и по запросам высших ор­ганов государств, включая их высшие хозяйственные, арбит­ражные суды, и по вопросам институтов (учреждений) Содру­жества.

При этом на практике Суд выходит за рамки вопросов эко­номического характера, оценивая проблемы организационно-политического значения, включая толкование норм Устава СНГ.

Одно из его решений (от 15 мая 1997 г.) обусловлено запро­сом Межгосударственного экономического комитета Экономи­ческого союза относительно толкования нормы Договора о соз­дании Экономического союза, предусматривающей для госу­дарств — членов этого Союза возможность урегулирования спорных вопросов в иных, чем Экономический суд, междуна­родных судебных органах. Это решение ориентирует государст­ва на урегулирование споров именно в Экономическом суде СНГ. И только при невозможности урегулирования спорных вопросов через Экономический суд по основаниям, предусмот­ренным его Регламентом, государства — члены Экономическо­го союза могут обращаться в Международный Суд ООН или ППТС. Иначе говоря, соответствующие споры подпадают под юрисдикцию указанных универсальных (по сфере действия юрисдикции и предмету компетенции) международных судеб­ных органов.

224 Глава 10. Международное право и международное правосудие

Решение Европейского суда может принести пользу только в том случае, если оно приведено в исполнение.

За исполнением решений европейского суда следят специальные органы, уполномоченные осуществлять деятельность такого рода представителями ЕСПЧ города Страсбург.

Такое исполнение решений суда является одним из важнейших прав человека.

Так как Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека, правительство не может не принимать во внимание решения европейского суда.

Исполнение решений европейского суда должно включать принятие соответствующих мер, по улучшению правомерной практики и законодательства.

Важно, чтобы в этих областях страна соответствовала международным нормам.

На данный момент Европейским судом был принят ряд серьезных решений по делам против России.

Во многих случаях вопрос касается неисполнения вынесенных решений государственными судебными инстанциями.

Так как подобные жалобы продолжают поступать в ЕСПЧ, можно сделать вывод, что с течением времени, темпы исполнения решений европейского суда на территории России ничтожно малы.

Если судом было вынесено определенное решение, а исполнено оно не было, судебное разбирательство сразу теряет свою силу.

Особенно серьезно дело обстоит с исполнением решений европейского суда.

Государство не имеет право отказываться исполнять данные решения, мотивируя это отсутствием средств.По мнению аналитиков, исполнение решений европейского суда – это довольно сложный процесс, на осуществление которого нужно большое количество времени.

Данное исполнение включает не только внесение соответствующих изменений в законодательную базу, но и обеспечение материальной выплаты.

Ярким признаком того, что исполнение решений европейского суда было произведено органами власти, будет отсутствие жалоб подобного рода, поступающих на рассмотрение в Европейском суде по правам человека.

С выплатой накладываемых решением суда материальных обязательств проблем не возникает, в то время как принятие мер, призванных улучшить ситуацию в стране встречает много непреодолимых препятствий.

Для того чтобы обеспечить исполнение решений ЕСПЧ в данной сфере, необходимо изменить не только законодательную базу, но и организационную часть работы органов, следящих за исполнением принимаемых в судебных инстанциях решений.

Под «Судом Европейского Союза» понимается вся система наднациональных органов правосудия ЕС. Эта система сохранит трехзвенный характер: Суд, Трибунал и специализированные трибуналы.

Количество судей: 27 в Суде (по одному от каждого государства-члена), столько же в Трибунале и 7 в Трибунале по делам публичной службы. В соответствии с реформой Суд ЕС приобретает статус высшего судебного органа ЕС.

Он рассматривает по первой инстанции сравнительно ограниченную категорию дел, решение которых имеет существенно важное значение для обеспечения единства и целостности европейского права. За ним в основном сохраняется преюдициальная юрисдикция. Он выполняет функции кассационного и конституционного судов.

Юрисдикция Суда Европейского Союза охватывает все сферы компетенции данной организации кроме отдельных изъятий, прямо предусмотренных учредительными документами.

Наиболее серьезным среди этих изъятий служит невключение в юрисдикцию Суда Европейского Союза вопросов общей внешней политики и политики безопасности. Соответственно, и в дальнейшем Суд Европейского Союза не будет полномочен контролировать правомерность актов Европейского совета и Совета, принимаемых по общеполитическим вопросам международных отношений ЕС (например, правомерность решений о военных операциях и гражданских миссиях Европейского Союза на территории третьих стран, изданных в соответствии со статьей 43 Договора о Европейском Союзе)

31.Консультативные органы Европейского Союза

Наиболее важными и авторитетными органами консультативного характера выступают Экономический и социальный комитет и Комитет регионов, функционирующие в рамках ЕС и Евратома (первой опоры). Кроме того, у Союза имеется большое число специализированных консультативных органов, компетенция которых охватывает отдельные виды деятельности (например, Комитет по вопросам занятости).

Экономический и социальный комитет — орган, состоящий из представителей разных классов и социальных групп Европейского Союза: наемных работников, работодателей, фермеров, ремесленников и т.д. Их работа в данном Комитете дает возможность «различным социально-экономическим составляющим организованного гражданского общества» Европы (ст. 257 Договора о ЕС) оказывать большее влияние на политику наднациональных институтов.

Это влияние осуществляется путем вынесения Экономическим и социальным комитетом консультативных заключений по законопроектам ЕС, а также по иным актуальным вопросам общественной жизни. Комитет может давать их как по собственной инициативе, так и по запросу со стороны политических институтов Союза (чаще всего, Комиссии).

Во многих областях Договор о ЕС предусматривает обязательную консультацию с Экономическим и социальным комитетом (аграрная, социальная политика, охрана окружающей среды, здравоохранение и др.). Правовые акты по этим вопросам могут быть изданы лишь «после консультации» с Комитетом, которому дается месячный срок (как минимум) на подготовку своего заключения.

Экономический и социальный комитет включает 344 члена, избираемых на четыре года Советом Европейского Союза из списка кандидатов, которые представляют каждое государство-член.

Члены Экономического и социального комитета «осуществляют свои функции полностью независимо, в общих интересах Сообщества» (ст. 258 Договора о ЕС). Внутри Комитета они объединяются в группы в зависимости от их социального происхождения: группа I «Наемные работники», группа II «Работодатели» и группа III «Прочие виды деятельности» (представители ремесленников, ассоциаций потребителей и т. п.).

Наиболее многочисленной в составе Комитета является первая группа, объединяющая в основном представителей профессиональных союзов, большинство из которых входят в Европейскую конфедерацию профессиональных союзов .

Представитель каждой из этих групп поочередно избирается на пост Председателя Экономического и социального комитета, представители двух других — соответственно вице-председателями. Коллегиальным руководящим органом Комитета выступает Бюро, избираемое также на паритетных началах из членов разных групп. Срок полномочий всех этих внутренних органов — два года.

В целях более эффективной работы в структуре Комитета образованы специализированные секции в соответствии с направлениями политики ЕС (по транспорту, сельскому хозяйству и др.); допускается учреждение подкомитетов.

Экономический и социальный комитет работает в сессионном порядке.

Комитет регионов состоит из представителей территориальных и местных коллективов, т.е. административно-территориальных образований внутри государств-членов на разных уровнях (области, провинции, коммуны и т. п.).

Согласно Договору о ЕС (ст. 263) в качестве этих представителей могут выступать либо «обладатели выборного мандата в рамках территориального или местного коллектива» (например, депутаты городского совета), либо должностные лица, «политически ответственные перед избираемой ассамблеей» (например, мэр города, назначенный местным советом).

Благодаря Комитету регионов, таким образом, обеспечивается привлечение низовых звеньев публичной власти к решению общих дел в рамках Европейского Союза. Данный орган выносит консультативные заключения по законопроектам и иным документам, принимаемым институтами Союза. Во многих случаях такая консультация обязательна (сферы культуры, здравоохранения, образования и др.).

Состав (344 человека), порядок формирования (назначение Советом на четыре года) и правовой статус членов Комитета регионов сходны с Экономическим и социальным комитетом. Похожи также организация работы (сессионная) и внутренняя структура обоих комитетов: Председатель, вице-председатели (в Комитете регионов они назначаются по принципу «один вице-председатель от каждого государства-члена»), Бюро, специальные комиссии.

С учетом особенностей состава Комитета регионов его члены объединяются в политические группы — фракции (в этом он сходен с Европарламентом), а также в национальные делегации (объединяют членов Комитета — выходцев из одного государства).

Добавить комментарий