Исполнение решения третейского суда

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в этом решении. Если в решении третейского суда срок не установлен, решение подлежит немедленному исполнению.

При заключении третейского соглашения стороны в соответствии со ст. 31 Закона о третейских судах принимают на себя обязательство по добровольному исполнению решения третейского суда.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в компетентный государственный суд — районный суд общей юрисдикции или в арбитражный суд субъекта РФ в соответствии с общими правилами подведомственности по месту жительства либо по месту нахождения должника. К заявлению о выдаче исполнительного листа прилагаются: оригинал или копия решения третейского суда; оригинал или копия третейского соглашения; документы, подтверждающие уплату государственной пошлины (ст. 45 Закона О третейских судах). Заявление о выдаче исполнительного листа может быть подано не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда. Анализируемая категория дел рассматривается судьями компетентных государственных судов единолично в сокращенный срок — в течение одного месяца с момента поступления заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в компетентный государственный суд. По результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда судья компетентного государственного суда выносит мотивированное определение об отказе в удовлетворении заявленного требования либо о его удовлетворении. Суд выносит определение об отказе в выдаче исполнительного листа, если сторона, против которой было принято решение третейского суда, представит в компетентный суд доказательства того, что:

— третейское соглашение является недействительным;

— решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;

— состав третейского суда или третейское разбирательство не соответствовали требованиям Закона о третейских судах;

— сторона, против которой было принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда либо по другим причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения.

Компетентный суд может вынести определение об отказе в выдаче исполнительного листа, если установит, что спор не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом либо решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Деятельность третейских судов ранее регламентировалась Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Однако с 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ч. 7 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

См. также «Правила арбитража внутренних споров» (приложение 3 к Приказу ТПП РФ от 11.01.2017 N 6)

Деятельность третейских судов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Третейский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

Согласно п. 16 ст. 2 ФЗ «Об арбитраже…» третейский суд — единоличный арбитр или коллегия арбитров (третейских судей), под которыми понимаются физические лица, избранные сторонами или избранные (назначенные) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом.

Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

Виды третейских судов и порядок их образования

Виды третйских судов

1. Третейский суд, назначаемый постоянно действующим арбитражным учреждением.

Постоянно действующее арбитражное учреждение — подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.

В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях.

Постоянно действующее арбитражное учреждение (кроме Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ) вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации (ст. 44 ФЗ).

Не допускается создание постоянно действующих арбитражных учреждений:

  • органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • государственными и муниципальными учреждениями;
  • государственными корпорациями, государственными компаниями;
  • политическими партиями и религиозными организациями;
  • адвокатскими образованиями и нотариальными палатами.

Не допускается создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более некоммерческих организациях.

Компетенция постоянно действующего арбитражного учреждения

Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять только те виды деятельности по администрированию арбитража, которые указаны в правилах постоянно действующего арбитражного учреждения. При этом под администрированием арбитража понимается выполнение функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе

    1. по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров,
    2. ведению делопроизводства,
    3. организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.

Виды деятельности по администрированию арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением:

  1. администрирование международного коммерческого арбитража;
  2. администрирование арбитража внутренних споров;
  3. выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, без общего администрирования спора.

Стороны могут своим соглашением поручить выполнение отдельных функций по администрированию арбитража постоянно действующему арбитражному учреждению, правилами которого предусмотрено осуществление этих видов деятельности. При этом выполнение указанных отдельных функций по администрированию спора постоянно действующим арбитражным учреждением при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, не влечет за собой признание такого арбитража в целом администрируемым со стороны указанного учреждения.

Запрещается выполнение отдельных функций по администрированию арбитража организацией, не получившей в соответствии с настоящим Федеральным законом права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

2. Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора.

Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, — третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража).

Арбитр (третейский судья) — физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

Требования к арбитрам

Порядок избрания (назначения), основания и процедура отвода арбитров регулируется ст.ст. 11-13 ФЗ.

Если стороны не договорились об ином, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора при соблюдении положений части 7 настоящей статьи — председатель третейского суда), должен соответствовать одному из следующих требований:

    1. иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца;
    2. иметь высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.

В случае коллегиального разрешения спора стороны арбитража могут договориться о том, что председатель третейского суда может не соответствовать требованиям, установленным частью 6 настоящей статьи, при условии, что в состав третейского суда будет входить арбитр, соответствующий указанным требованиям.

Арбитром не может быть лицо:

    • не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена;
    • имеющее неснятую или непогашенную судимость;
    • полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;
    • которое в соответствии с его статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) арбитром.

Согласно закону сторонами арбитража могут быть:

    1. организации-юридические лица;
    2. граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями;
    3. физические лица:
      • которые предъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо
      • к которым предъявлен иск в порядке арбитража, а также
      • которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных Федеральным законом случаях.

Компетенция третейского суда

Согласно ст. 16 ФЗ третейский суд может сам принять постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.

ВАЖНО!

Арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, признается соглашением, не зависящим от других условий договора. Принятие арбитражного решения о том, что договор недействителен, само по себе не влечет недействительность арбитражного соглашения.

Заявление об отсутствии у третейского суда компетенции может быть сделано соответствующей стороной арбитража не позднее представления ею первого заявления по существу спора. Избрание (назначение) стороной арбитра или ее участие в избрании (назначении) арбитра не лишает сторону права сделать такое заявление. Заявление о том, что третейский суд превышает пределы своей компетенции, должно быть сделано, как только вопрос, который, по мнению стороны, выходит за эти пределы, будет поставлен в ходе арбитража. Третейский суд может в любом из этих случаев принять заявление, сделанное позднее, если он сочтет задержку оправданной.

Третейский суд может принять постановление по заявлению о превышени третейским судом пределов своей компетенции

    • либо как по вопросу предварительного характера,
    • либо в решении по существу спора.

Если третейский суд принимает постановление по вопросу предварительного характера, что он обладает компетенцией, любая сторона может в течение одного месяца после получения уведомления о принятии этого постановления подать заявление в компетентный суд о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции. Стороны, арбитражное соглашение которых предусматривает администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, могут своим прямым соглашением исключить такую возможность. Предъявление в суд указанного заявления само по себе не препятствует третейскому суду продолжать арбитраж и принять арбитражное решение.

Ст. 17 ФЗ устанавливает полномочие третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер по заявлению любой стороны, если стороны не договорились об ином.

Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с указанными мерами. Постановления и иные процессуальные акты третейского суда о принятии обеспечительных мер подлежат выполнению сторонами.

Порядок оспаривания решений третейского суда

Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа в соответствии с Федеральным законом и положениями процессуального законодательства Российской Федерации.

Порядок оспаривания арбитражного решения установлен ст. 40 ФЗ.
В арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Окончательное арбитражное решение не подлежит отмене.

Если в арбитражном соглашении не предусмотрено, что арбитражное решение является окончательным, такое решение может быть отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Основаниями отмены решения могут стать, например:

    • недействительность третейского соглашения,
    • выход решения за пределы соглашения,
    • нарушение закона о третейских судах в части несоответствия состава суда и процедуры разбирательства.

Решение третейского суда, принятое на территории Российской Федерации, может быть оспорено сторонами третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в соответствии со статьей 419 ГПК РФ.

С заявлением об отмене решения третейского суда вправе обратиться прокурор, если решение третейского суда затрагивает права и охраняемые законом интересы граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно оспорить решение третейского суда.

Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом. По соглашению сторон третейского разбирательства заявление об отмене решения третейского суда может быть подано в районный суд по месту жительства или месту нахождения одной из сторон третейского разбирательства.

Заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Главная часть заявления — тщательное аргументированное раскрытие таких недостатков третейского производства, которые могут привести к отмене оспариваемого решения.

Осно­вания отмены исчерпывающе перечислены в ст. 421 ГПК РФ:

  1. одна из сторон третейского соглашения, на основании которого спор был разрешен третейским судом, не обладала полной дееспособностью;
  2. третейское соглашение, на основании которого спор был разрешен третейским судом, недействительно по праву, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания — по праву Российской Федерации;
  3. решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;
  4. состав третейского суда или процедура арбитража не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону;
  5. сторона, против которой принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда либо по другим уважительным причинам не могла представить в третейский суд свои объяснения;
  6. спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства;
  7. решение третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации.

Решение международного коммерческого арбитража может быть отменено судом по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

Никакие ссылки на ошибочную оценку доказательств, необо­снованность, незаконность, обычно фигурирующих в жалобах на акты государственных судов, юридической силы по отношению к третейским судам не имеют.

Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий месяца со дня поступления заявления в районный суд. При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства судья может истребовать из третейского суда материалы дела, решение по которому оспаривается в районном суде, по правилам истребования доказательств.

Стороны третейского разбирательства извещаются районным судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.

Отмена решения третейского суда не препятствует сторонам третейского разбирательства повторно обратиться в третейский суд, если возможность обращения в третейский суд не утрачена, или в суд по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом.

Глава 57. ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ И ИНОСТРАННЫХ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ (АРБИТРАЖЕЙ)

57.1. В настоящей главе отражены унифицированные положения главы 45 ГПК и главы 31 АПК.

Иностранные судебные и арбитражные решения признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации судами общей юрисдикции и арбитражным судами в соответствии с их компетенцией, иными словами, с учетом отнесения рассмотренных за границей дел (с точки зрения их содержания) к подведомственности тех и других судов.

Необходимо предусмотреть оговорку о возможности признания и обращения к исполнению в России иностранных судебных и арбитражных решений на основе не только международного договора и федерального закона, но и принципа взаимности.

Этот вывод базируется на определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2002 года N 5-ГО2-64, в котором отмечено, что «ходатайство о признании и исполнении иностранного судебного решения может быть удовлетворено компетентным российским судом и при отсутствии соответствующего международного договора, если на основе взаимности судами иностранного государства признаются решения российских судов».

Необходимо также принять во внимание постановление Европейского Суда по правам человека от 21 октября 2010 года по делу «Петр Королев против Российской Федерации». В этом Постановлении процитировано упомянутое определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, после чего отмечено: «Европейский Суд полагает, что российская правовая система не исключает принудительного исполнения судебных решений, принятых судами того государства, с которыми у России отсутствует соответствующий договор».

57.2. В статье об определении суда по делу о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного третейского суда (арбитража) необходимо уточнить, что определение по делу может быть обжаловано в кассационном порядке (минуя апелляцию). Такая система обеспечивает более быстрое рассмотрение дела.

Предлагается не включать в новый Кодекс положение части 6 статьи 411 ГПК о том, что в случае, если у суда при решении вопроса о принудительном исполнении возникнут сомнения, он может запросить у лица, возбудившего ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда, объяснение, а также опросить должника по существу ходатайства и в случае необходимости затребовать разъяснение иностранного суда, принявшего решение. Российский суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный) вправе по любому находящемуся на его рассмотрении делу запрашивать объяснения у лиц, участвующих в деле, а также у отечественных (а при необходимости — и у иностранных) органов власти, в том числе судебной. Специально оговаривать такое право применительно к данной категории дел нет необходимости.

57.3. Определяя основания для отказа в принудительном исполнении решений иностранных судов, целесообразно изложить основания отказа в принудительном исполнении решений иностранных государственных судов, с одной стороны, и иностранных третейских судов, с другой стороны, в различных статьях, как это сделано в ГПК, в отличие от АПК, который консолидирует основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений в одной статье (ст. 244).

Подход, избранный ГПК, заслуживает предпочтения, поскольку основания для отказа в принудительном исполнении решений иностранных государственных и третейских судов неидентичны.

57.4. Положения о принудительном исполнении решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения на основании исполнительного листа, выдаваемого судом, вынесшим определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, предлагается выделить в отдельную статью.

57.5. Положение о сроке предъявления названных решений к принудительному исполнению, содержащееся в части 2 статьи 246 АПК, предлагается включить в статью 1 данной главы, поскольку оно представляет собой одно из условий признания и исполнения иностранных судебных и третейских (арбитражных) решений на территории Российской Федерации. Представляется поэтому логичным поместить это положение в статью, общим образом характеризующую такие условия.

57.6. В статье о признании решений иностранных судов предлагаемые уточнения касаются следующих аспектов.

В части 2 статьи 413 ГПК указано, в какой суд заинтересованное лицо может подать заявление с возражениями относительно признания иностранного судебного решения. Там говорится, что такое заявление может быть подано в течение месяца после того, как заинтересованному лицу «стало известно о поступлении решения иностранного суда», но не обозначено, куда именно поступило это решение.

По-видимому, имелась в виду ситуация, когда иностранное судебное решение поступило в Министерство юстиции РФ, которое, придя к выводу, что принудительного исполнения решения не требуется, воздержалось от его направления в какой-либо суд.

Однако такая ситуация не является единственно возможной. Не исключено, например, что Министерство юстиции РФ, даже будучи убеждено в отсутствии необходимости принудительного исполнения иностранного судебного решения, предпочтет все же направить решение в компетентный суд, с тем чтобы последний сам определился с вопросом о том, подлежит ли это решение принудительному исполнению в России.

Кроме того, в соответствии с Киевским Соглашением 1992 года о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, суды договаривающихся государств могут общаться между собой непосредственно. Следовательно, суд одного государства, вынесший решение, может направить его непосредственно в суд другого государства, в том числе Российской Федерации, не обращаясь к Министерствам юстиции этих государств.

Не подлежит сомнению, что в обоих указанных случаях возражения заинтересованного лица против исполнения такого иностранного судебного решения должны быть рассмотрены российским судом, в который решение поступило, безотносительно к тому, расположен ли этот суд на территории Российской Федерации по месту жительства или по месту нахождения заинтересованного лица.

Следует предусмотреть возможность восстановления судом месячного срока (нет необходимости особо указывать на наличие уважительной причины, поскольку об этом говорится в соответствующей статье главы ГПК о процессуальных сроках, к которой должна быть сделана отсылка).

57.7. Статья об отказе в признании решения иностранного суда требует изменения, которое состоит в том, что в одноименной статье 414 ГПК употреблен глагол «допускается», создающий впечатление, что при наличии этих оснований все зависит от усмотрения суда. Между тем, как представляется, в упомянутых случаях суд не просто вправе, но и обязан отказать в признании иностранного судебного решения.

57.8. Текст статьи об отказе в признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей) должен быть сформулирован на основе статьи 417 ГПК, которая, в свою очередь, почти дословно воспроизводит текст статьи V Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958).

Вместе с тем в статье 417 ГПК (вслед за статьей V Конвенции) указано, что в перечисленных в ней случаях в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения может быть отказано.

Между тем представляется, что в этих ситуациях компетентный государственный суд обязан отказать в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения. Иначе запретительный эффект правил, изложенных в данной статье, может быть по существу сведен к нулю усмотрением суда.

Исполнительный лист — это разновидность исполнительных документов. Получается на решения, приговоры и прочие судебные акты, которые подлежат обязательному исполнению.

Получение исполнительного листа на решение третейского суда

На все решения Федерального Арбитражного третейского суда города Москвы канцелярия суда самостоятельно получает исполнительные листы по заявлению выигравшей стороны. Для получения исполнительного листа третейским судом, выигравшая сторона должна оплатить государственную пошлину за выдачу исполнительного листа на решение третейского суда в компетентный суд, оформить доверенность на сотрудника третейского суда и предоставить весь комплект документов по делу.

Самостоятельное получение исполнительного листа на решение третейского суда

В случае самостоятельного получения исполнительного листа, выигравшая сторона направляет в третейский суд заявление об отказе в получении исполнительного листа.

Для самостоятельного получения исполнительного листа на решение третейского суда, необходимо подготовить заявление на получение исполнительного листа и оплатить госпошлину в компетентный суд по адресу Ответчика или по месту нахождения имущества. Заявление и комплект документов можно подать в компетентный суд:

  • по почте;
  • лично в канцелярию суда;
  • on-line на сайте суда (при наличии в суде такой возможности).

Определение компетентного суда для выдачи исполнительного листа

Исполнительный лист выдается компетентным судом в соответствии с подсудностью:

Для Юридических лиц — Арбитражным судом по адресу ответчика или местонахождения имущества,

Для Физических лиц — Районным судом по адресу ответчика или местонахождения имущества.

Процедура выдачи исполнительного листа на решение третейского суда

После принятия заявления на выдачу исполнительного листа на решение третейского суда, Компетентный суд выносит определение о назначении даты рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда и отправляет уведомление сторонам. В указанную дату, обычно не более 30 дней от даты подачи заявления, происходит заседание суда. После вынесения решения в течение 5 дней истец или канцелярия Федерального Арбитражного Третейского суда города Москвы получает исполнительный лист.

Исполнительный лист является бессрочным и может быть предъявлен в Службу Судебных Приставов России по адресу должника или местонахождения имущества в любое время.

На видео показано судебное заседание Арбитражного суда города Москвы по заявлению о выдаче исполнительного листа на решение Федерального Арбитражного третейского суда города Москвы.

Образец исполнительного листа

Исполнительный лист должен содержать резолютивную часть решения, адрес и реквизиты суда, № дела, на основании которого выдан исполнительный лист, дату вынесения решения и дату вступления решения в силу, дату выдачи исполнительного листа, сведения о должнике и взыскателе. Для Физических лиц: фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, для должника также — год и место рождения, место работы. Для Юридических лиц: наименование, юридический адрес. На фото представлен образец исполнительного листа Арбитражного суда города Москвы.

Заявление о выдаче исполнительного листа может быть подано не позднее трех лет со дня окончания срока добровольного исполнения третейского решения (п. 4 ст. 45 Федерального закона от 24.07.02 № 102‑ФЗ «О третейских судах в РФ»). Иностранное арбитражное решение может быть предъявлено к принудительному исполнению не позднее трех лет со дня вступления его в законную силу (ч. 2 ст. 246 АПК РФ).

Исполнительный лист не выдадут, если третейское решение вынесено с нарушениями Сторона третейского разбирательства, против которой принято решение, может возражать против выдачи исполнительного листа.

Она вправе ссылаться на допущенные третейским судом нарушения, предусмотренные частью 2 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса, и представлять доказательства таких нарушений.

При этом арбитражный суд должен, не вдаваясь в суть спора, проверить вынесенное третейским судом решение на соответствие требованиям, предъявляемым к процедуре третейского разбирательства. Суд обязан осуществить такую проверку, если сторона, против которой вынесено решение, представит доказательства того, что (ч. 2 ст. 239 АПК РФ):– третейское соглашение недействительно; – сторона не была надлежащим образом извещена об избрании третейских судей или о третейском разбирательстве либо по другим уважительным причинам у нее не было возможности представить третейскому суду свои объяснения; – третейское решение вынесено по спору, не предусмотренному условиями третейского соглашения или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения; – состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствует соглашению сторон или федеральному закону; – третейское решение не стало обязательным для сторон третейского разбирательства, отменено или приостановлено компетентным судом.

📌 Реклама

При отсутствии доказательств вышеуказанных нарушений арбитражный суд, рассматривающий заявление о выдаче исполнительного листа, должен проверить, во-первых, допустимо ли рассмотрение данного спора третейским судом в соответствии с федеральным законом и, во-вторых, не нарушены ли решением третейского суда основополагающие принципы российского права (ч. 3 ст. 239 АПК РФ). Если указанные основания для отказа в выдаче исполнительного листа отсутствуют, арбитражный суд выносит определение о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 240 АПК РФ). Это определение порождает у заявителя право получить сам

исполнительный лист.

Не всякое третейское решение можно исполнить в принудительном порядке Помимо указанных в статье 239 Арбитражного процессуального кодекса РФ существуют и иные основания, делающие невозможным исполнение третейского решения. Проблема с исполнением может возникнуть, например, если стороны в процессе третейского разбирательства заключили мировое соглашение, которое третейский суд, прекратив производство по делу, утвердил своим определением.

📌 Реклама

Такая процедура прекращения третейского разбирательства предусмотрена статьей 38 Федерального закона от 24.07.02 № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ». В то же время Арбитражный процессуальный кодекс предусматривает выдачу исполнительных листов на принудительное исполнение только третейских решений. Определение третейского суда не может быть обеспечено принудительной силой по правилам параграфа 2 главы 30 кодекса. Поэтому, если стороны в процессе третейского разбирательства пришли к взаимовыгодному мировому соглашению, данное соглашение лучше оформить решением третейского суда (так называемое решение на согласованных условиях).

Тогда при возникновении проблем с исполнением компания-взыскатель может обратиться в арбитражный суд с требованием о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение условий этого мирового соглашения (п. 18 обзора). Проблема исполнения третейского решения может быть связана и с существом заявленного требования. Дело в том, что параграф 2 главы 30 кодекса не предусматривает возможности признания третейского решения. Он устанавливает только возможность выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение такого решения.

Добавить комментарий