Исполнительная власть и государственное управление

Власть – возможность оказывать влияние (экономическая, психологическая, государственная, исполнительная).

Подходы к пониманию исполнительной власти:

• Сила, возможность воздействия (ее осуществляют)

• Ветвь единой государственной власти (в нее входят органы, они ее составляют)

• Политико-правовая категория;

• Государственное управление в узком смысле (деятельность исполнительной власти) – категория организационно-правовая

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как под законодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления.

Т.О, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Исполнительная власть – вид государственной власти. Значит:

— акты обязательны для всех;

— их исполнение обеспечивается государственным принуждением;

— осуществляется уполномоченными субъектами государства;

— в формах, опосредованных правом и установленных государством.

Функции исполнительной власти: информационное обеспечение, прогнозирование, программирование, создание инфраструктуры, контроль и надзор и т.д.

Признаки исполнительной власти

1. относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти.

• в организационном аспекте (как формируется)

• в функциональном аспекте (как функционирует).

2. вид государственной власти:

• акты обязательны для всех,

• их исполнение обеспечивается государственным принуждением,

• осуществляется уполномоченными субъектами государства, • в формах, опосредованных правом и установленных государством.

3. Цель, миссия — это исполнение (реализация) законов, иных нормативных актов.

4. Для достижения цели — виды (формы) деятельности: нормотворчество, применение (исполнение), принуждение (юрисдикция).

5. Универсальный характер деятельности во времени и в пространстве. (масштабность деятельности).

6. Непрерывность функционирования.

7. Предметный характер деятельности — наличие ресурсов, объектов управления, всего, что требуется для организации исполнения законов.

8. Подзаконный характер.

9. Наличие внутриорганизационной управленческой деятельности.

10. Специальные формы и методы деятельности (процедуры, акты).

11. Наличие специального профессионального аппарата – государственных служащих.

12. Функции управления – это содержание деятельности (прогнозирование, планирование, регулирование, организация, руководство, оперативное распорядительство, координация, контроль).

Государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Целью ГУ является упорядочение объектов управления (объект – общество или социум). Упорядочение достигается с помощью двух основных механизмов:

— сознательное управление (волевое воздействие, осуществляемое субъектами общественной жизни, обладающие волей и сознанием, ставящими осознанные цели и стремящиеся к их достижению);

— стихийное регулирование (когда действуют общественные регуляторы общественных процессов).

СООТНОШЕНИЕ. Исполнительная власть является по существу политико-правовой категорией, в то время как государственное управление — организационно-правовой. Т.е., государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. Государственное управление понимается как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

Понятие «государственное управление» — более широкое по сравнению с исполнительной властью. Исполнительная власть призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая, прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

Административно – правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Реализация норм административного права.

Административно-правовая норма (АПН) – это общеобязательное правило поведения, установленное государством, рассчитанное на многократное применение, адресованное неопределенному кругу лиц, регулирующее отношения в сфере публичного (государственного и муниципального) управления. Ключевые слова: -Правило поведения -Общеобязательный характер; — Неопределенный круг лиц; — государственное управление.

Иерархичность норм АП

— конституционные нормы;

— нормы конституционных законов;

— нормы федеральных законов;

— федеральные подзаконные нормы, установленные субъектами исполнительной власти (они имеют производный или вторичный характер);

— нормы законов субъектов Федерации,

— нормы актов органов исполнительной власти субъектов Федерации

Функции АПН:

Регулятивная функция выражается в установлении правового статуса субъектов административного права, обеспечении реализации прав и свобод граждан и осуществления обязанностей в сфере государственного управления.

Функция правоохраны состоит в установлении границ должного поведения (предписания, запреты, дозволения), правовых стандартов, в пределах которых могут действовать участники управленческих отношений.

Воспитательная функция обеспечивается общим действием, воздействием на сознание о поведении людей по различным информационным каналам (средств массовой информации), позитивным и негативным правовым опытом граждан, наконец, нежеланием подвергнуться государственным принудительным мерам, неблагоприятным последствиям противоправного поведения.

Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по видам:

Управомочивающие и запрещающие

Отраслевые и межотраслевые

Внешние и внутриорганизационные

а) по предмету регулирования:

материальные – устанавливают права и обязанности, ответственность всех субъектов административного права, административно-правовой статус граждан, правовое положение органов исполнительной власти и государственных служащих, правовой статус государственных и негосударственных (коммерческих) предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, религиозных организаций. Эти нормы иногда называют статичными, они отвечают на вопрос, какое должное или возможное поведение установлено для соответствующих субъектов административного права;

процессуальные – устанавливают порядок реализации прав, обязанностей, привлечения к ответственности субъектов, порядок осуществления задач, функций и полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

К процессуальным административно-правовым нормам относятся процедурные (правоприменительные) и юрисдикционные (правоохранительные) нормы.

Процедурные административно-правовые нормы регулируют процедуру осуществления обычной позитивной управленческой деятельности (например, получение паспорта).

Юрисдикционные административно-правовые нормы регламентируют порядок разрешения конфликтных ситуаций: спора о праве, дел об административных правонарушениях и дисциплинарных проступках, жалобы;

б) по юридическому содержанию:

— обязывающие нормы – предписывают субъекту совершать определенные действия;

— запрещающие нормы – воспрещают совершать предусмотренные правовой нормой действия. Они могут быть общими (обращение ко всем субъектам административного права) и специальными (относятся к определенной группе субъектов – сотрудники милиции);

— уполномочивающие (дозволительные) нормы – разрешают субъекту действовать в пределах требований нормы по своему усмотрению, т.е. отсутствует как предписание, так и запрет;

— стимулирующие (поощрительные) нормы – предусматривают материальное, моральное поощрение субъектов административного права в целях получения максимального результата в экономике, социально-культурной и административно-политической деятельности;

рекомендательные номы – не имеют юридического обязательного характера и используются, как правило, в отношении граждан и негосударственных организаций;

г) по территориальному масштабу действия: федеральные; региональные; межрегиональные; местные;

д) по объему регулирования:

— общие , касающиеся всех сфер и отраслей управления;

— межотраслевые или функциональные , имеющие отношение по какому-либо направлению по всем или большинству отраслей и сфер управления;

— отраслевые, т.е. нормы, связанные с регулированием управленческой деятельности в границах какой-либо одной отрасли;

е) по адресату – нормы, определяющие административно-правовой статус граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, негосударственных предприятий, учреждений и организаций;

ж) по времени действия: постоянные; временные; эпизодические;

з) по юридической направленности: внутрисистемные; общеобязательные (внешней направленности).

По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений: 1) обязывающие; 2) уполномочивающие; 3) запрещающие; 4) стимулирующие; 5) согласительные.

По форме предписания административно-правовые нормы бывают: 1) категорические (императивные); 2) рекомендательные; 3) диспозиционные.

По способу действия:

1) в пространстве – общероссийские, в пределах субъекта РФ, местные правовые акты и др.;

2) по времени – с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия;

3) по субъектам регулирования – в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.

Формы реализации административно-правовых норм: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.

Система административных НПА – взаимосвязанная и взаимозависимая совокупность норм и правил, выраженная в форме административных норм, обеспеченных мерами убеждения и государственного принуждения.

Особенности системы административных НПА состоят в том, что они находятся в соподчиненной взаимосвязи друг с другом, тип связи определяется юридической силой этих актов.

Структура нормы административного права – способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.

Гипотеза административно-правовой нормы – управленческие отношения, на которые она призвана при определенных условиях воздействовать.

Диспозиция – правило поведения сторон, предписываемое нормой. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов права.

Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания (или иной меры принуждения), применяемые к правонарушителю. (административные и дисциплинарные (для внешненаправленных и внутриорганизационных норм).

Поощрение – публичное признание заслуг лица в выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы.

Реализация административно-правовых норм — это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.

Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического воплощения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права.

Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.

12345678910

Предмет, метод и система административного права.

Предмет отрасли АП – регулируем. общ. Отнош, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в сфере гос управления. Кроме того, нормами административного права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права, например земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.

Метод– способы и приемы достижения цели. Императивный, диспозитивный

Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы – Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы.

Общая часть: (общие институты АП)– она построена по институциональному признаку

= Государственное управление, исполнительные органы власти;

= АП как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;

= Субъекты административного права;

= Формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

= Административное правонарушение и административная ответственность;

= Административная юрисдикция;

= Административный процесс и виды административного производства;

= Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Особенная часть:-построена по отраслям гос. управления (здравоохранение, образование, экономика)

= Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений;

= Административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;

= Административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;

= Административно-правовое регулирование в иных сферах.

Главным образующим звеном единого предмета административно-правового регулирования является управленческая природа отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности.

Государственное управление, исполнительная власть и административное право

Государственное управление – один из видов государственной деятельности. Это целенаправленное организованное воздействие государства и его органов на различные сферы государственной жизни для их изменения в соответствии с целями государственной политики. Государственное управление в широком смысле – деятельность всех государственных органов в этом направлении; В узком смысле – деятельность лишь органов исполнительной власти. Последнее представляет собой форму реализации исполнительной власти. Чаще всего государственное управление понимается именно в этом значении, поэтому его можно определить как организующую деятельность органов исполнительной власти и иных органов, осуществляемую на основе и во исполнение законов и состоящую в повседневном практическом выполнении функций государства.

Государственное управление объективно необходимо, оно охватывает следующие сферы государственной и общественной жизни:

= экономику (промышленность, финансы и кредит, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговлю и др.);

= социально-культурное строительство (образование, науку, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение и др.);

= административно-политическое строительство (безопасность, оборона, внутренние дела, юстицию, иностранные дела).

Характерными чертами государственного управления являются следующие:

= государственное управление осуществляется от имени государства и является организующей деятельностью;

= функции государственного управления реализуются специально создаваемыми в установленном порядке органами государственного управления, основными из которых являются органы исполнительной власти (например, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и другие ведомства, администрация края, области и др.);

= государственное управление осуществляется путем воздействия на определенные объекты управления. Ими являются граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, коммерческие структуры, а также нижестоящие органы государственного управления и их должностные лица;

= государственное управление часто носит государственно-властный характер, поэтому оно осуществляется преимущественно в правовых формах. Отсюда велика роль административного права в «обслуживании» государственного управления, в реализации исполнительной власти, которое нередко называют управленческим правом;

= государственное управление – подзаконная деятельность, она основывается на законах.

Нередко государственное управление отождествляется с исполнительной властью. Исполнительная власть в значительной степени – категория политико-правовая, в то время как государственное управление – организационно-правовая. Государственное управление представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Исполнительная власть, используя определенную часть государственно-властных полномочий, занимается практической реализацией законов в общегосударственном масштабе через специальные субъекты. Практической формой реализации исполнительной власти является исполнительная деятельность, которая и подвергается регулированию со стороны административного права. Административно-правовое регулирование в современных условиях изменяет свое содержание, однако это не означает отказа от его использования как юридического регулятора общественных отношений.

Административное право как самостоятельная отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации органами исполнительной власти государственно-властных функций. Нормы административного права определяют порядок создания, функционирования, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти, а также органов управления предприятий, организаций и учреждений и их взаимоотношения. В соответствии с Конституцией РФ нормы административного права определяют многие права граждан, порядок поступления и прохождения государственной службы, обязанности государственных служащих и их ответственность.

Административное право устанавливает многие правила поведения граждан, организаций и должностных лиц и административную ответственность за нарушение этих правил, а также порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задача 1

Специфически характерным и неотъемлемым элементом любой разновидности социального управления является формирование и реализация в нем социальной власти, которая уже на раннем этапе развития человеческого общества дифференцируется по функциям, а затем и организационно разделяется по субъектам на три ветви власти: представительную, исполнительную и судебную.

Какова взаимосвязь и соотношение понятий «социальное управление» и «исполнительная власть» с точки зрения субъекта, объекта и процесса их осуществления?

Социальное управление — деятельность людей, их общественных и государственных объединений, управление человека человеком, в целом обществом.

Субъект управления наделяется определенным властным ресурсом; объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта.

Исполнительная власть — ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Исполнительная власть — категория политико — правовая, в то время как социальное управление — категория организационно — правовая. Право на существование имеют обе эти государственно — правовые категории. Соответственно, социальное управление — реальность, без которой государственно — властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, социальное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти.

Каковы характерные отличительные признаки, присущие исполнительной власти как элементу социального управления.

Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными для себя определёнными признаками, позволяющие составить точное представление о них.

К таковым признакам относятся:

1. Орган исполнительной власти является частью системы государственных органов;

2. Исполнительные органы обладают своим статусом, закреплённым в нормативном акте;

3. Органы исполнительной власти обладают определённой организационной структурой;

4. Органам исполнительной власти свойственна определённая самостоятельность;

5. Органы исполнительной власти действуют от имени государства;

6. Органы исполнительной власти наделены компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него задач;

7. Органы исполнительной власти являются подзаконными органами, ориентированными не деятельность на основе и во исполнения закона;

8. В процессе исполнения законов органы исполнительной власти принимают свойственные только им правовые акты;

9. Органы исполнительной власти действуют на основе принципов государственной службы;

10. Органы исполнительной власти являются структурно-организованными;

11. Образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Задача 2

Водитель Бурмистров был остановлен инспектором ГИБДД для проверки документов, в ходе которой инспектор ГИБДД пришел к выводу о необходимости освидетельствования водителя на состояние опьянения. Однако Бурмистров отказался от освидетельствования и сказал, что согласится на его проведение только в присутствии своего адвоката. Инспектор составил протокол об административном правонарушении и направил его в суд. Судья, рассмотрев дело, наложил на Бурмистрова административный штраф.

Все ли процессуальные действия совершены с соблюдением установленных правил?

Согласно правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ №475 от 26 июня 2008 г., достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии алкогольного опьянения является наличие одного или нескольких следующих признаков:

— запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.

В соответствии со ст. 27.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ лицо, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.

Если инспектор считает, что у вас присутствует один или несколько указанных признаков, он составляет протокол об отстранении от управления транспортным средством в присутствии двух понятых. Инспектор также направляет водителя на медицинское освидетельствование в случае, если водитель отказался от проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Инспектор обязан составить Протокол о направлении на медицинское освидетельствование, для чего также обязан привлечь понятых.

Если же вы отказываетесь от прохождения медицинского освидетельствования, инспектор заводит дело об административном правонарушении по ст. 12.26 КоАП (невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, то есть «отказ от медицинского освидетельствования»).

В данном случае при составлении протокола об административное правонарушении не были привлечены понятые, однако за «отказ» предусмотрен такой же штраф, как и за вождение в состоянии опьянения — лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Задача 3

Главный санитарный врач г. Волгограда принял решение о временном отстранении от работы нескольких сотрудников одного из предприятий общественного питания, являющихся носителями возбудителей инфекционного заболевания.

Правомерны ли действия должностного лица?

В каком нормативном акте урегулирован этот вопрос?

Действия должностного лица правомерны, государственные санитарные врачи и их заместители обладают полномочиями по отстранению в соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, они выносят мотивированные постановления о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут стать источниками их распространения в связи с особенностями деятельности или производства (абз. 4 подп. 6 п. 1 ст. 51 вышеуказанного закона).

Задача 4

Грузчик ликероводочного завода похитил бутылку водки, распил ее на производстве, пьяный выражался нецензурной бранью, при задержании оказал злостное неповиновение участковому милиционеру. Разъясните порядок привлечения к ответственности.

Согласно ст. 7.27 КоАП РФ мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ч. 2, 3 и 4 ст. 158, ч. 2 и 3 ст. 159 и частями 2 и 3 ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей.

Ст. 20.1 ч. 2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Задача 5

власть исполнительный самовольный движение

Водитель вагона и диспетчер за самовольное изменение направления движения трамвая без предупреждения пассажиров привлечены к административной ответственности.

Дайте юридический анализ ситуации.

Согласно пункту 4.3.2 правил технической эксплуатации трамваев оперативное руководство движением осуществляется старшим (центральным) диспетчером. Действия работников, связанных движением трамвайных вагонов на линии, определяются в соответствии с указаниями диспетчера. Запрещается давать распоряжения по движению вагонов (поездов), минуя старшего (центрального) диспетчера, а так же пункту 4.3.13. запрещается изменять направление движения вагонов (поездов) с пассажирами, за исключением случаев, когда они не могут следовать по своему направлению. Статьей 11.1 п. 6 КоАП РФ предусмотрено наказание за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 5 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (часть шестая введена Федеральным законом от 28.12.2009 №380-ФЗ).

Задача 6

Вам необходимо разработать схему «Положение о федеральной службе».

Какую структуру вы бы составили? Подготовьте проект этого документа.

I. Общие положения: содержит сведения о назначении и области применения данного положения, определяет цели и направление деятельности органа исполнительной власти, функции и права по контролю и надзору в указанной сфере деятельности. Отображает, какими нормативными документами руководствуется данная служба, определяет структуру и подчиненность.

II. Полномочия: в данном разделе закрепляются четкие механизмы работы службы, обязанности, полномочия, а также правила, которыми служба руководствуется служба при осуществлении своей деятельности.

III. Организация деятельности: устанавливает обязанности и полномочия лица назначенного на должность главы данной службы.

Положение о Федеральной службе

I. Общие положения

1. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по правовой защите интересов государства.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ей федеральные государственные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

6. Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

7. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты;

8. Федеральная служба в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

9. Привлекать в установленном порядке подведомственные федеральные государственные учреждения для проведения подготовительных работ в целях осуществления Службой юридически значимых действий в установленной сфере деятельности;

10. Пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

11. Создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

12. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы.

III. Организация деятельности

13. Федеральную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Руководитель Федеральной несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу функций в установленной сфере деятельности.

14. Руководитель Федеральной службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Федеральной службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

15. Федеральная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральная служба вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Службой по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

Задача 7

Дайте полную характеристику административно-правового статуса Президента РФ.

Статус Президента Российской Федерации в исполнительной власти РФ определяется в первую очередь Конституцией РФ.

В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ среди перечисленных субъектов, осуществляющих государственную власть, Президент РФ находится на первом месте, далее следует Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительства РФ, и суды Российской Федерации.

Ст. 80 Конституции РФ определяет, что Президент — гарант Конституции, прав и свобод человека; он принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Полномочия Президента РФ по отношению к органам исполнительной власти:

· назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

· принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

· представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

· по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

· формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

· утверждает военную доктрину Российской Федерации;

· формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

· назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

· издает указы и распоряжения;

· вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что в России официально нет отдельной «президентской ветви» власти и поэтому возникает справедливый вопрос, к какой власти, собственно относится Президент РФ? Бесспорным является то, что он глава государства, но он одновременно играет роль и главы исполнительной власти.

Задача 8

11 октября 2004 г. Образовано Федеральное медико-биологическое агентство. Охарактеризуйте указанный орган, разъясните порядок и последовательность действий по образованию федерального агентства.

Федеральное медико-биологическое агентство России — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Осуществляет функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные органы. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, как правило, создаются в качестве окружных, межрегиональных, региональных (в границах субъекта Российской Федерации), межрайонных, городских или районных органов.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти являются государственными органами, находящимися в его подчинении. Порядок организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти предусматривается в регламенте соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Полномочия федерального органа исполнительной власти на отдельных территориях могут осуществляться его представителями, которые являются государственными служащими, занимающими должности в центральном аппарате этого органа.

Осуществление части полномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации может быть передано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

Не допускается наделение полномочиями территориального органа государственных учреждений и иных организаций, не являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации государственными органами.

Правительство на основе предложений руководителей государственных комитетов, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство, утверждает схему размещения территориальных органов указанных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральное министерство на основе предложений руководителей находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств утверждает схему размещения территориальных органов указанных федеральных органов исполнительной власти.

Схема размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти включает их перечень, фонд оплаты труда и предельную численность работников территориальных органов каждого федерального органа исполнительной власти.

Задача 9

Объясните, какие из названных организаций, их органов или структурных подразделений являются органами государственного управления: областной комитет профсоюзов, Министерство внутренних дел РФ, финансовый отдел районной администрации, городская прокуратура, президиум областной коллегии адвокатов, административная комиссия при районной администрации, райком партии.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

Прокуратура — особая система органов. Органы прокуратуры осуществляют надзор: за исполнением законов в сфере государственного управления, экономической деятельности и охраны прав и свобод граждан; за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; за соответствием закону судебных актов; за исполнением законов в местах содержания задержанных и предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.

Финансовый отдел районной администрации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями.

Административная комиссия при районной администрации является постоянно действующим коллегиальным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных к ее компетенции.

Задача 10

Объясните, что вкладывается в понятие отношений по внутриорганизационному управлению как части предмета российского административного права. Приведите приметы таких отношений применительно к деятельности законодательных органов, судебных органов, органов прокуратуры.

Административное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления), а также внутриорганизационные отношения в аппаратах государственных органов, отношения, связанные с государственной службой и осуществлением административной юрисдикции.

Внутриорганизационные отношения опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности, поэтому их нередко именуют внутриаппаратными административно-правовыми отношениями, в отличие от внешнеуправленческих отношений. Внутриаппаратная внутриорганизационная деятельность является обязательным атрибутом осуществления любого вида государственной деятельности, будь то собственно управленческая исполнительно-распорядительная деятельность, или законодательная, судебная, прокурорская, или другого вида.

Организационные отношения могут иметь место не только в сфере государственного управления. Так, отдельные их проявления обнаруживаются в деятельности органов законодательной и судебной властей, органов прокуратуры. Они связаны, например, с функционированием аппарата Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратов законодательных органов субъектов Федерации, с деятельностью руководителей судебных органов по руководству аппаратом и прокуроров по назначению работников нижестоящих звеньев прокурорской системы, по осуществлению контроля за их работой и т.п. По своей сути такого рода деятельность не является проявлением законодательной или судебной власти, прокурорского надзора. Она служит целям организационного обеспечения выполнения конституционных функций, возложенных на эти государственные органы.

Конечно, она не является и проявлением исполнительной власти. Но, будучи внутриорганизационной, она осуществляется на основе правил, устанавливаемых нормами административного права. Однако руководители вышеуказанных органов часто используют юридически властные полномочия, характерные для исполнительных органов (например, при наложении административных взысканий). Очевидно, что в подобных случаях налицо административно-правовая регламентация такого рода их деятельности, осуществляемая КоАП.

Литература

1. Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации;

2. Комментарий к кодексу РФ об Административных правонарушениях (под ред. кандидата юрид. наук, профессора, заслуженного юриста РФ Н.Г. Салищевой);

3. Административное право России (ред. Л.Л. Попов);

4. Административное право в вопросах и ответах (Н.М. Конин);

5. Административное право, В.С. Четвертиков;

6. Административное право, учебный курс (Лапина М.А., учебно — методический комплекс);

Размещено на Allbest.ru

Стр 1 из 21

Лекция 1.1. Управление, государственное управление, исполнительная власть. Предмет и метод административного права

Вопросы:

1. Общее понятие управления. Управление как социальное явление

2. Государственное управление и его признаки

3. Исполнительная власть: понятие, признаки и соотношение с государственным управлением

4. Понятие и предмет административного права

5. Методы правового регулирования в административном праве

Общее понятие управления. Управление как социальное явление

Управление является функцией организованных систем любой природы и сложности и связано по сути своей с определенным воздействием одного элемента (субъекта управления или управляющего субъекта) на второй элемент (объект управления или управляемый объект) с целью достижения задач, стоящих перед системой, элементами которой оба они являются, ее должной организации и обеспечения необходимого режима ее функционирования. Неотъемлемым элементом системы управления, помимо ее субъекта и объекта, является также и элемент обратной связи между ними.

Управление осуществляется в механических, иных технических, биологических и социальных системах. Иными словами, в связи с воздействием человека на различные сферы жизни выделяют следующие виды управления:

1) технологическое (или техническое) управление – это управление технологическими процессами, машинами, механизмами и пр.

2) биологическое управление – это управление, связанное с выбором надлежащей формы воздействия на животный и растительный мир;

3) социальное управление – это управление человеческим обществом, формирующее формы влияния на связи человека с человеком, на общность людей с целью упорядочения общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед обществом задач.

Социальное управление как атрибут общественной жизни характеризуется следующими признаками:

1) оно организует людей для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет;

2) его главным назначением является воздействие на участников совместной деятельности для придания взаимодействиям людей признаков организованности;

3) его объектом являются существующие в обществе отношения, социальные образования, отдельные люди и их взаимоотношения между собой;

4) оно всегда базируется на соподчиненности волевых качеств людей;

5) оно всегда нуждается в особом механизме реализации, т. е. в наличии определенной группы людей, организационно оформленной в виде соответствующих органов управления.

Социальное управление достигает своей цели в рамках управленческих отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются между субъектом, обладающим определенными властными полномочиями, и объектом, обязанным подчиняться указаниям данного субъекта.

Социальное управление подразделяется на несколько разновидностей, одной из которых является государственное управление, с функционированием которого и связано формирование административного права.

Исполнительная власть: понятие, признаки

Лекция 1.2. Административно-правовые нормы и отношения

Вопросы:

1. Понятие и особенности административно-правовой нормы

2. Виды (классификация) административно-правовых норм. Реализация административно-правовых норм

3. Административно-правовые отношения: понятие, структура (основные черты), виды

Лекция 1.4. Государственная служба.

Вопросы:

1. Понятие и виды государственной службы

2. Принципы государственной службы

3. Система управления государственной службой

4. Понятие и виды государственных служащих

5. Права и обязанности государственных служащих

6. Прохождение государственной службы (на примере государственной гражданской службы)

В Российской Федерации

Межотраслевое управление – это исполнительная и распорядительная деятельность, которая осуществляется органами исполнительной власти, наделенными полномочиями надведомственного характера по отношению к организационно неподчиненным им объектам.

На практике органы, выполняющие специализированные межотраслевые функции, создаются как в форме федеральных министерств, так и в форме федеральных служб (преимущественно, федеральных служб по надзору) и федеральных агентств. Они осуществляют полномочия в отношении организационно неподчиненных им органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций вне зависимости от их организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности.

К субъектам межотраслевого управления федерального уровня можно, например, отнести: Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство финансов РФ и др.

Субъекты межотраслевого управления обладают надведомственными полномочиями именно межотраслевого характера. Они могут касаться вопросов, имеющих значение для нескольких отраслей либо конкретных отраслей, а также других субъектов межотраслевого управления.

Лекция 1.1. Управление, государственное управление, исполнительная власть. Предмет и метод административного права

Вопросы:

1. Общее понятие управления. Управление как социальное явление

2. Государственное управление и его признаки

3. Исполнительная власть: понятие, признаки и соотношение с государственным управлением

4. Понятие и предмет административного права

5. Методы правового регулирования в административном праве

  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
  2. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
  3. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
  4. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.

Административное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления.

ПРЕДПОСЫЛКИ

1.Развитие философских воззрений о роли и месте государства и государственного управления в общественной жизни; увеличение роли государства в общественной жизни; государственное управление становится ведущей формой деятельности государства.
2.Употребление в конституциях ведущих стран мира термина «разделение властей», необходимость создания государственных органов для каждой ветви власти.
3.Развитие общей теории управления (специализация, кооперация, конспирация, взаимодействие…)
4. Необходимость охраны общественного порядка.
5.Необходимость защиты прав граждан в условиях концентрации властных полномочий в руках государства и его органов.

2.ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Управление – совокупность действий совершаемых для достижения определённых целей путём использования имеющихся ресурсов (финансовых, материальных, кадровых, информационных); руководства чем-либо, когда осуществляется воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием разнообразных механизмов и средств.

Государственное управление представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.

Государственное управление – подзаконная , исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.

Таким образом, сущность государственного управления заключается в целеноправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект.

Два подхода к государственному управлению.
1.Деятельность всех государственных органов.
2.Деятельность органов исполнительной власти.

Основные характерные признаки государственного управления
1.Исполнительно-распорядительный характер.
Основным направлением этой деятельности является проведение в жизнь НПА, а средством достижения этой цели- использование необходимых юридически-властных полномочий.
2.Организационная и практическая направленность.
3.Подзаконная деятельность и подзаконное нормотворчество.

Другие признаки государственного управления.
1.Тесная связь с разработкой и практической реализацией государственной политики.
2.Определённая целевая и функциональная специфика
3.Наличие определённых ресурсов.
4.Непосредственная ответственность за исполнение законов.
5.Использование определённых форм и методов.

Атаманчук Г.В. под государственным управлением понимает практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

3. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Основные характерные черты исполнительной власти.
1.Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями.
2.Исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.
3.Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделённых исполнительной компетенцией – органами исполнительной власти.
4.Исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Такого рода государственная деятельность является практической формой её реализации, а власть представляет собой сущностное выражение функциональной направленности и компетенционной определённости исполнительной деятельности.
5.Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
6.Исполнительная власть характерна также и тем, что в непосредственном ведении и распоряжении реализующих её субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации,армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п.

Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.

4.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Итак, исполнительная власть – категория политико – правовая, в то время как государственное управление – категория организационно – правовая. Право на существование имеют обе эти государственно – правовые категории. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно – властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно – распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

Добавить комментарий