Исполнительная власть в зарубежных странах

Правительство – возглавляет исполнительную деятельность в стране, осуществляющий руководство государственным управлением. Под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

В состав правительства входит возглавляющий правительство 1. премьер-министр (премьер, министр-председатель, государственный министр). 2. министры, государственные министры, государственные секретари, парламентские секретари, которые обеспечивают связи правительства и министров с парламентскими структурами.

В составе правительства создаются более узкие структуры:

1. кабинет — заседает и правит страной, включающий около 20 министров, которые отбираются премьер-министром и приглашаются им в свою резиденцию на заседания обычно раз-два в неделю;

2. Совет министров и совет кабинета. Заседания совета министров – это официальные заседания правительства, проходящие под председательством президента; на них принимаются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;

3. Президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум принимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции правительства;

4.Межведомственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родственных министерств.

Премьер-министр. От него зависит подбор кандидатур в состав правительства, остальных министров он назначает и смещает сам, принимает решения от имени правительства.

Способ и порядок формирования правительства определяются формой правления, традициями страны:

1. В президентской республике глава государства назначает министров по своему усмотрению из известных деятелей своей партии, хотя в некоторых таких республиках в назначении министров участвует верхняя палата. Это президентский (внепарламентский) способ назначения. Правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него. Внепарламентская модель формирования правительства применяется в дуалистических монархиях, в ряде смешанных республик.

2. В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, для назначения премьер-министра требуется согласие парламента. Министров президент назначает сам. Это полупарламентский способ формирования правительства.

3. В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент. Право на формирование правительства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. Иными, словами, парламентская модель предусматривает образование правительства по итогам парламентских выборов.

По общему правилу, глава государства назначает главу правительства, пользующегося доверием большинства парламента. Такой традиционный порядок формирования правительства существует в Италии, Индии, ФРГ. Согласно конституциям этих стран, глава государства назначает главу правительства, который затем уже формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав и программу действия.

В западной литературе выделяют две основные модели правительства:

1) континентальную (большинство стран), когда в конституции такой орган назван, определен его состав и он реально осуществляет исполнительную власть;

2) англосаксонскую (Австралия, Великобритания, Канада), при которой реально осуществляющий функции исполнительной власти орган – кабинет министров – не имеет статутного оформления, а признаваемый доктриной и нормативными актами в качестве исполнительного органа тайный совет не имеет реальной власти.

— однозвенный. В Конституции устанавливается исключительная компетенция федерации (Германия, Эфиопия, Швейцария).

— совмещенный. Закрепляется сферой федерации и совместной компетенции (РФ, Нигерия, Пакистан). Сложность этого подхода — проблематично провести границу между совместной сферой полномочий субъекта.

— двухзвенный. Выделяется компетенция федерации и субъекта (Канада).

— трехзвенный. Выделяется сфера федерального субъекта совместной компетенции (Бразилия, ФРГ, Австрия, Индия, Малайзия).

— четырехзвенный. Т.е. федеральная сфера (и законодательные и исполнительные полномочия принадлежат федерации); земельная (и законодательные и исполнительные полномочия у субъекта), совместная сфера (законодательные компетенции у федерации, исполнительные компетенции у субъекта), рамочная (законодательные полномочия и у федерации и у субъекта, а исполнительные у субъекта).

Общие проблемы в сфере разграничении компетенции: все большая концентрация власти внутри общенационального правительства; повышение финансового бремени субъекта федерации, выполняют от 50 до 100 государственных функций без должного финансового обеспечения, ущемление прав МСУ, постоянная борьба между субъектами за субсидии, налоги. В составе Европы выделяют следующие федерации: Германия, Австрия, РФ, Бельгия, Швейцария. К унитарным государствам относятся Испания и Италия. В Азии: Индия, Пакистан, Малайзия, ОАЭ. В Африке: Коморские острова, Эфиопия, Нигерия, Танзания. В Америке: Канада, США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла. В Океании: Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Соединенные штаты Микронезии.

Основные модели систем органов государственной и муниципальной власти.

3 основные модели органов государственной власти:

— централизованно сегментарная;

— моноцефальная;

— монотеократическая.

Различия определяются формами взаимодействия между различными ветвями власти, способами их формирования и функционирования.

Централизованно сегментарная модель характерна для правовых государств с развитой системой разделения властей. Тот факт, что различные ветви государственной власти формируются не одинаковым способам, функционирует автономно друг от друга, придает этой системе сегментарный характер, с другой стороны все ветви власти действуют исходя из общих целей, что определяет централистский характер модели.

Моноцефальная модель характеризуется всевластием или одной ветви власти или всевластием одного человека (моно — один; цефал — голова). Характерна для авторитарных государств, полуфашистских или фашистских режимах.

Монотеократическая модель имеет сходство с моноцефальной. В этой системе определяющее влияние на государственные институты имеет официальная религия. Она сочетает в себе 2 основных элемента: единовластие, основанное на догмах и религии и сохранение некоторых видоизмененных общинных порядков. Наиболее ярко монотеократическая модель проявляется в исламских государствах: Иран, Саудовская Аравия. До марта 2008 года таким был и Непал. Непал — бедная страна, в ней идут постоянные гражданские войны. В настоящее время Непал — федеративная республика. Складывание монотеократических государств относится к 70 — началу 80-х годов. В отличие от арабских стран, граничащих с Израилем и вынужденные быстрыми темпами проводить модернизационные процессы (Иран, Сирия, Ливия). Страны персидского залива развивались более эволюционно. Первый скачок цен на нефть в 1973 году дал им дополнительные средства для проведения модернизации, которые не затрагивает устоев общества, исключением стал Иран, во главе с шахом Рез Пехлеви. Ислам делится на 2 направления: суннитское; шеридское. Быстрые темпы модернизации усилили социальный протест в обществе. Огромные массы людей, оторванные от привычной жизни и не улучшившие свое положение попав в города стали под знамя шеридского духовенства и в 1979 году в результате революции Иран был провозглашен исламской республикой став монотеократическим государством. Идеологом государства является аитолла Хамейни.

Имам — глава государства (избирается из числа наиболее уважаемых исламских богословов). В настоящее время Хаменои.

Консультационные советы при имаме (согласительные, наблюдательные, совет старейшин, совет стражей исламской революции). Президент избирается на 4 года всеобщим голосованием. Избирательным правом обладают граждане, достигшие возраста 14 лет. Законодательная власть: Меджлис избирается на 4 года. Судейская коллегия, которая назначается имамом.

На президентских выборах 2005 года был избран сторонник исламского радикализма — Махмуд Ахмадинежад. Его политика направлена на возврат к традиционному исламизму, на создание исламского государства на территории всех арабских стран, на разрыв отношений с Западом. Иран — 70 % населения ниже уровня бедности.

Глава государства.

1. Институт монархии в современных зарубежных странах.

2. Президентская власть в современном мире.

1. Институт монархии в современных зарубежных странах.

2 вида главы государства: монархия и президентская республика.

Институт монархии сохранился во многих странах Западной Европы, Ближнего Востока, Японии. В Канаде, Новой Зеландии, Австралии формально главой государства считается монарх.

Особенности правового статуса монарха:

— власть монарха не производна от какой-либо другой власти;

— он считается источником всей государственной власти;

— все государственное управление осуществляется от имени монарха;

— личность монарха считается неприкосновенной и даже священной;

— он обладает целым рядом почетных прав и прерогатив не свойственных президенту;

— специальные атрибуты монархической власти;

— уголовное законодательство предусматривает особый состав преступления направленного против личности монарха.

В конкретных монархиях права монарха являются своеобразным конституционным резервом, который используется в критических случаях.

Существует несколько систем престолонаследия:

— салическая (наследование по мужской линии);

— костейская (женщина наследует трон только в том случае, если нет наследников мужского рода).

Современная костейская система — наследует трон старший ребенок (без разницы мужчина или женщина). Также существует австрийская система (женщина наследует трон только при полном отсутствии в роду мужчин).

В современном мире существуют абсолютные, дуалистические и парламентские монархии. Хотя конституционно абсолютных монархий в современном мире нет, фактически они сохраняются в ряде государств (Азия, Африка). Дуалистическая монархия характеризуется тем, что наряду с монархом, в руках которого сосредоточена вся исполнительная власть, существует также парламентская структура, действующая достаточно автономно от короля. В том случае, если в парламенте представлено несколько политических партий, сделать его карманным (послушным) монарху особенно проблематично. Большинство современных монархических государств — парламентские монархии, где полномочия главы государства сведены лишь к представительным функциям.

Одним из классических примеров конституционной монархии является Великобритания. Это первая страна где было введено правило контрасигнатур. Это правило исходит из принципа «король не может ошибаться», ответственность за принятые и подписанные им законы должен нести премьер-министр. В современном мире это правило означает, что любой законодательный акт подписанный главой государства вступает в законную силу лишь после утверждения его премьер-министром. Не смотря на то, что Елизавета II лишена реальных властных полномочий и даже не может открыто высказывать свои политические убеждения, тем не менее, ее влияние на общественное мнение страны настолько велико, что любые сведения об ее отношении к той или иной проблеме вызывает оживленную дискуссию в обществе, к которой вынуждены прислушиваться политики.

Испанская монархия. Монархия в Испании была свергнута в 1936 году, и после гражданской войны был установлен режим генерала Франка. Правящий в Испании род Бурбонов был вынужден эмигрировать, но в 1947 году по инициативе Франка Испания была провозглашена королевством и преемником был провозглашен Хуан Карлос (родился в 1937 году). В 1975 году генерал Франк умер и главой государства был провозглашен Хуан Карлос. Король пошел по пути проведения демократических преобразований. Со всех командных путей были отстранены последователи Франка, было принято негласное соглашение с коммунистической партией Испании о сохранении гражданского мира в стране. Следующим шагом было принятие поправок в конституцию, которые расширяли демократические свободы в стране, а с другой стороны серьезно ограничивали властные полномочия монарха. Хуан Карлос воспринимался как свой человек. Пример современной испанской монархии наглядно демонстрирует, что глава государства, даже не имея серьезных властных полномочий, может влиять на политические процессы в стране, так и на само государственное управление.

Одним из государств, где институт монархии ликвидирован совсем недавно (май 2008 года) является Непал. Правящий в Непале король Биренда, осуществлявший демократические преобразования в стране был убит в 2001 году вместе со всей своей семьей своим старшим сыном. Из всего правящего рода уцелел лишь его двоюродный брат Пьянендра, который и стал королем, но он попытался сосредоточить всю власть, в своих руках не считаясь с парламентом и политическими партиями и применяя силу против оппозиционеров. На фоне острого экономического кризиса в стране это привело к созданию единого оппозиционного блока, который в 2006 году добился снятия с короля титула «живого воплощения бога Виниу», а в мае 2008 года и индивидуального института монархии.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

ПРАВИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ЗА РУБЕЖОМ

Формирование правительства в зарубежных

Итак, в наиболее распространенном понимании правительство — это коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране.

Под видами правительств понимают, чаще всего, их различие по партийному составу. В зарубежных странах бывают партийные и беспартийные правительства.

Так называемые, беспартийные правительства бывают трех видов.

Правительство меньшинства образовывались в скандинавских странах (Дании, Швеции), были такие случаи в Индии и других странах.

Порядок формирования правительства, как правило, определяется формой правления государства. Можно выделить два основных способа образования правительства: парламентский способ и внепарламентский способ.

Если же ни одна партия не располагает большинством в парламенте, то ситуация усложняется. В таком случае глава государства проводит консультации с лидерами партийных фракций и пытается выяснить, возможно ли образование коалиции, и кто из руководителей фракции может возглавить эту коалицию либо организовать вокруг себя коалицию.

В некоторых странах (Голландия, Бельгия, Дания) перед такими переговорами назначается не премьер-министр, а специальная государственная фигура — форматор. Кстати, надо выделить два редких термина: «форматор» и «информатор». Форматор — это такое ответственное лицо, которому глава государства поручает определить потенциальных членов правительства и лиц, которые могли бы возглавить правительство. Это лицо, которое от имени главы государства ведет переговоры с политическими деятелями и занимается организационной работой по поводу будущих членов правительства. Если форматор может договориться с лидерами фракций, может заручиться их поддержкой, он составляет список поддерживающих его фракций. В случае успеха такой миссии форматор, как правило, становится главой правительства — премьер-министром. Однако бывает, что и не становится, а приводит к власти другого. Так, например, в Бельгии в 1982 году была сложная политическая ситуация и сменилось четыре форматора, прежде, чем М. Мартенс, в конце концов, смог предоставить королю список реального правительства и стал премьер-министром.

Другая временная государственная, должность — информатор. Информатор — лицо, которое проводит консультации, встречается с разными политическими силами и подбирает будущего форматора. Информатором, как правило, становится премьер-министр, который собирается уйти в отставку, либо какой-то политический деятель, который не претендует на должность главы правительства, а занимается этой работой для блага государства. В основном, такие своеобразные должности, как форматор и информатор, применяются в скандинавских странах — Дании, Норвегии, Бельгии.

В ряде стран, при образовании правительства, всегда применяется процедура, сутью которой является формальное избрание парламентом главы правительства. То есть, определенное лицо, конкретный политический деятель представляется и предлагается парламенту в качестве главы правительства, а парламент голосует за это лицо. Система санкции парламента и одобрения кандидатуры парламентом применяется в ФРГ, Японии, Швеции и др. В ФРГ кандидат на должность канцлера формально предлагается президентом, но президент не имеет права выбора. Он предлагает то лицо, которое ему представляется руководителями фракций. Обычно фракции заранее договариваются, и после неформального подсчета голосов, и (после того, как они уверены, что предложенное лицо будет избрано) они предлагают данную кандидатуру президенту. Президент вносит такое предложение в Бундестаг, а Бундестаг голосует за это лицо. В ФРГ для избрания канцлера требуется одобрение только нижней палаты.

В некоторых странах требуется одобрение обеих палат. В Японии, к примеру, нужно, чтобы обе палаты поддержали кандидатуру премьер-министра. Если есть разногласия, то мнение нижней палаты считается решающим.

В Швеции своеобразный способ голосования за утверждение премьер-министра членами парламента (Ригсдага). Там избранным считается кандидат, против которого не проголосовало большинство. В литературе отмечен любопытный случай, когда в октябре 1968 года было сформировано правительство, которое располагало поддержкой лишь 10% депутатов. Одновременно с избранием правительства был избран его глава — У. Ульстон — голосами всего лишь 39 депутатов (представителей его партии). Против него проголосовало 72 депутата, остальные воздержались. И поскольку 72 депутата, проголосовавшие против Ульстона, естественно, не составляли абсолютного большинства, он стал премьер-министром и некоторое время исполнял эти обязанности.

В ряде стран для того, чтобы приступить к исполнению обязанностей и стать законным и легитимным правительством, оно должно получить поддержку парламентского большинства. Поддержка оформляется в виде вотума доверия составу правительства, лидеру правительства и программе правительства. Такая модель, когда необходимо получить вотум доверия, называется «позитивный парламентаризм» и применяется в Греции, Италии, Польше, Турции и др.

На получение такой парламентской поддержки выделяется определенное время. Иногда правительство приступает сразу к выполнению своих функций, но затем в течение определенного срока должно получить вотум доверия. В Италии это 10 дней, в Чехии — 30 дней. Если в течение этого времени поддержка не получена, значит, правительство не становится законным органом и уходит в отставку.

В других странах Европы применяется принцип, так называемого, «негативного парламентаризма». Это означает, что правительство не должно получать вотума доверия, а действует после формирования до тех пор, пока не будет предъявлен вотум недоверия. Считается, что правительству доверяют до тех пор, пока специально не проголосуют о недоверии. Такая система существует в Дании, Голландии, Норвегии. Там правительство сразу приступает к исполнению своих функций после утверждения главой государства (монархом). При такой ситуации возможно и существование правительства меньшинства. Оно будет действовать до тех пор, пока большинство не решит его сместить.

Чаще всего, правительство формируется следующим образом. Предлагается кандидатура на должность главы правительства, и, если эта кандидатура поддерживается членами парламента, то глава правительства предлагает список членов своего правительства. Обычно этот список утверждается целиком или вообще не утверждается, а считается, что это право премьер-министра.

В некоторых странах встречается практика, когда все члены правительства избираются парламентом. Примером такого рода является Швейцария. Правда, там правительство (Федеральный Совет) состоит всего из 7 человек. Все эти 7 человек избираются на совместном заседании обеих палат федерального собрания.

Следует отметить, что эти процедурные различия и варианты в порядке формирования правительства в парламентарных республиках и монархиях, конечно, имеют юридическое значение, но они не предопределяют ни состав, ни программу, ни направление деятельности правительства, потому что главная роль в формировании правительства в этих странах принадлежит политическим партиям, избирательным блокам, объединениям, которые обладают парламентским большинством. Поэтому, как правило, если партии договариваются, то вопрос о составе правительства решается заранее, и все процедуры будут носить формальный характер.

Достаточно своеобразная специфика существует в тех странах, где существует смешанная форма правления. Во Франции, к примеру, по конституции 1958 года, премьер-министр, а по представлению премьер-министра — члены правительства, назначаются президентом. До 1986 года, поскольку было совпадение парламентского большинства и партийной принадлежности главы государства, каких-то коллизий не возникало. Скажем, президент Де Голль возглавлял партию объединения поддержки республики, которая имела большинство в парламенте, поэтому Де Голль назначал нужное ему лицо премьер-министром. То же было во времена президентов Валери Жискар Д’Эстена и Жоржа Помпиду. Однако в марте 1986 года сложилась ситуация, когда президент Франсуа Миттеран, социалист, столкнулся с парламентским большинством, которое его не поддерживало. В этих условиях он был вынужден назначать не то лицо, которое ему подходило по политическим и прочим условиям, а то лицо, которое пользовалось поддержкой парламента. И хотя выбор нового президента стал ограничен, он все-таки влиял на назначение премьер-министра и некоторых министров путем отклонения некоторых кандидатов (на посты министров иностранных дел и обороны). В любом случае, он был вынужден как бы мириться с фигурой премьер-министра. Этой фигурой был Жак Ширак. А политическое существование президента и премьер-министра, принадлежащим к разным политическим силам получило во Франции забавное наименование — «сожительство».

В президентских республиках глава государства сам является главным обладателем исполнительной (правительственной) власти. В президентских республиках президент назначает и увольняет членов кабинета или правительства. В США формально действует формула, что назначение членов кабинета производится по совету и с согласия Сената. Однако случаи отказа Сената в утверждении предложенных президентом кандидатур встречаются очень редко — лишь в тех случаях, когда против предложенного президентом кандидата есть какой-то негативный материал, о котором президент не знал. Тогда президент сам, как правило, не упорствует и снимает кандидатуру. Если никаких обоснованных возражений не приводится, то назначения утверждаются почти формально. Назначения правительства, аналогичные американскому, проводятся в большинстве латиноамериканских стран — Чили, Уругвае и ряде других. В большинстве развивающихся стран право назначения и увольнения членов правительства также принадлежит главе государства, который является одновременно и главой правительства (Кения, Малави, Заир и др.).

В некоторых странах к лицам, которые претендуют на должность членов правительства, предъявляются специальные требования. Например, в Великобритании, хотя формально нет закона, который обязывал бы министра быть членом парламента, на практике членом правительства может быть только депутат нижней палаты парламента — Палаты Общин. Это связано с многовековой традицией, и ссылки при этом приводятся на то обстоятельство, что министры несут ответственность перед парламентом, они обязаны отвечать на вопросы членов парламента и объяснять свои действия. Считается, что для этого они должны быть членами парламента.

В некоторых странах министры могут быть, но не обязаны быть депутатами. Т.е. наличие депутатского мандата не препятствует быть министром (Испания, Финляндия и др.).

В конституции Японии записано, что большинство министров должны быть членами парламента (ст. 68).

В некоторых странах, наоборот, существует запрет на парламентскую деятельность для министров. В соответствии с французской конституцией деятельность членов правительства несовместима с любой деятельностью профессионального представительства общенационального характера (ст. 23). То есть французский министр не может быть депутатом, и если его назначают на должность министра, он должен сложить свой депутатский мандат.

В некоторых случаях вообще ограничивается любая иная деятельность для членов правительства. Основной закон ФРГ предусматривает, что глава государства (федеральный канцлер или федеральный министр) не могут занимать никакие иные оплачиваемые должности и даже входить в состав наблюдательного совета предприятия без согласия Бундестага.

Некоторые конституции содержат особые требования к лицам, которые претендуют на должность члена правительства. Например, к числу таких особых требований относится то, чтобы министры исповедовали господствующую религию (это присуще исламским странам). В некоторых конституциях предусматривается, что будущий министр должен отличаться особыми моральными качествами и был уроженцем страны. Такие требования записаны в законодательстве Финляндии. В некоторых конституциях закрепляется, что министры должны иметь особую компетенцию, опыт, образование и т.д.

В некоторых странах при формировании правительства, особенно в странах с многонациональным составом населения, учитываются географические, этнические и религиозные факторы. В Индии, по многолетней традиции, в совете министров должны быть представлены разные штаты страны и религиозные общины, чтобы правительство не было моноэтничным и не представляло одну религию. Выходцы из крупных штатов обязательно возглавляют несколько важных министерств. Всегда, например, представлен в правительстве штат Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия и т.д.

Нечто похожее существует в Канаде, где есть две основные языковые группы (английская и французская), поэтому в Канаде не может быть такого правительства, где бы были представлены только англоязычные граждане страны. Обязательно будет представлено несколько франкофонов (лиц французского происхождения). Более того, в Канаде просматривается довольно интересная ситуация — в последнее время премьер-министр, самое ведущее лицо страны, представлял франко-канадцев (например, Пьер Трюдо). Кстати говоря, в Канаде также заботятся о том, чтобы в правительстве были представлены канадцы ирландского и шотландского происхождения и представители нескольких крупных городов страны, т.е., чтобы не было представительства какой-то одной группы граждан (например, англосаксы протестантского вероисповедания). Там всегда есть представители нескольких этнических групп и религий.

Правительство — одна из ветвей власти

Как правило, одно лицо (один министр) возглавляет министерство. Хотя есть такие редкие случаи, что во главе министерства стоят сразу два или более министра (таким своеобразием отличается Финляндия). Гораздо чаще встречаются такие варианты, когда есть министр, но наряду с министром назначается государственный министр либо статс-секретарь, который либо является заместителем министра, либо ведает определенным участком работы. Иногда бывают министры или статс-секретари при президенте либо премьер-министре. В общем-то, это помощники главы государства или премьер-министра, но для того чтобы у них был высокий государственный ранг, чтобы они принимались соответственно этому рангу другими государственными служащими и при поездках за границу, чтобы они могли получать более высокое жалование, им присваиваются такие звания.

«Парламентский секретарь» включается в состав правительства Великобритании. Такое наименование носит государственный чиновник, который занимается поддержанием контактов и связей с парламентом. Уже в названии обозначается, чем должен заниматься этот член правительства.

«Министры без портфеля» — это такие должностные лица, которые могут заниматься разными видами деятельности. Так, например, это может быть лицо, выполняющее поручения главы правительства. Некоторые министры без портфеля занимаются координационной деятельностью и являются иногда вице-премьерами, курируют несколько министерств. Иногда такая должность «маскирует» основное занятие данного должностного лица. Например, правительство не желает оглашать круг обязанностей данного министра, назначает его министром без портфеля, а этот министр может заниматься руководством, к примеру, атомной промышленностью, или делами вооружения.

В некоторых странах предусмотрена должность заместителя премьер-министра, а в некоторых странах заместителей нет. Там премьер-министр — это единовластная фигура. Конституция ФРГ предусматривает, что канцлер может иметь заместителя, но на практике заместителем становится министр иностранных дел. Он считается вторым по важности министром.

В некоторых странах в конституции записано строго лимитированное число и виды министерств и министров. Превысить этот лимит нельзя. Например, США и Швейцария предусматривают определенное количество этих структурных единиц. В США 12 министерств (департаментов). Самое последнее было создано в 1977 году — министерство энергетики. Первоначально при образовании США их было всего три (Госдепартамент, т.е. Министерство иностранных дел, Министерство обороны и Министерство финансов).

В некоторых странах нет никакого перечня количества министерств и министров, и каждое правительство может образовывать разные министерства. Конечно, какой-то основной блок остается, но возможны варианты.

Перечень основных министерств, в большинстве случаев, не содержится в Конституции, а находится в специальных законах, либо иногда даже в актах главы государства.

Правительство может влиять на численность своего состава, поскольку помимо членов правительства и основных министров, премьер может назначать государственных министров или статс-секретарей, которые будут выполнять министерские обязанности. Например, в Японии Премьер-министр может лично назначить до 20 государственных министров.

В некоторых странах устанавливается минимальное число членов правительства, в некоторых — максимальное. В некоторых — и то, и другое. Например, в Ирландии закреплено, что в состав правительства могут входить от 7 до 15 министров.

В большинстве стран употребляются привычные для всех наименования — министр, премьер-министр или глава совета министров — но в некоторых странах используются старинные наименования. Там, где в ходу традиции и обычаи. Например, отдельные члены правительства Великобритании имеют названия такие же, как и 200 или 300 лет назад.

Мы читаем в газете «министр финансов Великобритании», но официально эта должность именуется Канцлер казначейства. Лорд-канцлер — это глава верхней палаты (Палаты Лордов) одновременно глава судебной власти. Есть Первый лорд адмиралтейства (военно-морской министр). Есть такие наименования, как Лорд хранитель печати, Канцлер герцогства Ланкастерского (это министры без портфеля, которые выполняют поручения премьер-министра).

Мы говорим «Министр обороны США», «Министр финансов США», «Министр труда США», но все министры США именуются на самом деле секретарями, а министерства — департаментами. Единственная непереводимая должность — это, так называемый, — Госсекретарь. Госсекретарь США, по европейскому стандарту — это Министр иностранных дел.

Глава правительства

В абсолютных и дуалистических монархиях и президентских республиках фактическим главой правительства и главой исполнительной власти является глава государства (монарх либо президент). Поэтому здесь как бы нечего рассказывать, поскольку речь о главе государства шла выше.

В парламентарных и смешанных республиках и парламентарных монархиях всегда имеется должность главы правительства. Глава правительства в разных странах называется по-разному. Самое популярное наименование — это либо премьер-министр (это французский термин), либо первый министр. (Англичане употребляют слово prime minister — первый министр). Кроме этого, есть такие названия, как Председатель совета министров (Италия), Председатель правительства (Испания и Чехия). В некоторых странах главу правительства называют Министр-председатель. В немецких землях (субъектах федерации) то, что мы называем Премьер-министр, называется Министр-президент.

Употребляются также национальные названия. Например, в Германии и Австрии глава правительства называется Федеральный канцлер или просто Канцлер. В Ирландии, хотя там все говорят по-английски, сохранены ирландские названия некоторых должностей и органов. Там по традиции парламент именуется Дойл, а премьер-министр — Тишок.

При парламентарной форме правления роль и значение главы правительства очень велики. Формально являясь главой исполнительной власти, на практике глава правительства выполняет все полномочия главы государства. Во всяком случае, он определяет основную внутреннюю и внешнюю политику государства и реализует ее на практике.

Это место и роль главы правительства очень часто закрепляется также и в конституции. Например, Основной закон ФРГ предусматривает, что федеральный канцлер устанавливает основные направления политики и несет за это ответственность (ст. 65). В Италии Премьер-министр должен руководить политикой правительства и также нести за нее ответственность (ст. 95 Конституции). Полномочия главы государства при этих формах правления очень велики. Часто глава правительства возглавляет какую-то партию и, стало быть, одновременно является лидером правящей партии. Важные политические решения глава правительства принимает, как правило, единолично, либо после консультации с главами других ветвей власти. Естественно, что полномочия главы правительства, когда он опирается на правительственное большинство, гораздо шире, чем в том случае, когда он руководит коалиционным правительством. Существование в рамках коалиции всегда менее удобно: приходится делить свои полномочия и согласовывать свои действия с лидерами других партий и политических течений.

Формально, название должности главы правительства в большинстве стран звучит как первый министр. Первоначально это действительно был старший (первый) министр (к примеру, при королевском правительстве), который помогал монарху осуществлять власть в стране. Постепенно, с оттеснением абсолютной власти, с переходом к иным отношениям, фигура премьер-министра стала совершенно особенной. Эта фигура заняла лидирующую роль.

В большинстве стран глава правительства подбирает членов правительства, составляет их список. С его подачи они утверждаются на своих должностях. По желанию и по велению главы правительства члены правительства могут быть отправлены в отставку. Хотя формально члены правительства назначаются и смещаются главой государства, мы знаем, что главы государства при парламентарных республиках или монархиях выполняют лишь официальные функции, формально подписывая предоставляемые им проекты указов, которые реально составляет глава правительства.

Как правило, если прекращаются полномочия главы правительства, то это означает прекращение полномочий и всего правительства. Полномочия и реальная власть премьер-министров в парламентских республиках (ФРГ, Италия), парламентской монархии (Великобритания) очень велики. Премьер-министры издают и подписывают правительственные указы, они реально осуществляют большинство полномочий, которые формально принадлежат главе государства, включая право досрочного роспуска парламента. Сложившаяся практика сводится к тому, что премьер-министр реально руководит и внутренней жизнью государства, и внешними проблемами. (Хотя, естественно, существуют должности министров внутренних дел, иностранных дел и т.д.).

Объем полномочий ряда глав правительств настолько велики, что в некоторых случаях зарубежные ученые именуют таких премьер-министров некоронованными монархами. Наиболее сильная фигура премьер-министра, очевидно, в Великобритании. Там премьер-министр назначает, перемещает, отзывает членов правительства единолично и руководит их деятельностью. Он полностью формирует все правительство — и кабинет, и узкий состав кабинета — определяет порядок работы и формулирует окончательные решения своего правительства. Заседания кабинета являются закрытыми, члены кабинета не имеют права разглашать те сведения, которые им стали известны. Мнение даже большинства членов кабинета не обязательно для премьер-министра. А если член правительства не согласен с мнением премьера, у него есть только один способ выразить свое несогласие — уйти в отставку.

Главы правительства в таких монархиях и республиках, где существуют парламентарные формы, по объему своих полномочий и фактическому положению мало отличаются от таких «сильных» президентов, как президент США или президент Франции. К числу очень влиятельных и сильных глав правительств можно также отнести премьер-министров Японии, Австрии (канцлер), Канады, Австралии, Португалии и ряда других стран.

Следует также отметить, что в последнее время наблюдается такое явление, что при правительстве, при главе правительства, создается особый аппарат, ведающий делами главы государства. Руководитель этого аппарата часто имеет ранг министра. В Великобритании важным органом является личный секретариат Премьер-министра. (Есть так же специальный секретариат кабинета). Во Франции при Премьер-министре есть гражданский и военный кабинеты. Это специальные структуры внутри правительства. В Германии есть ведомство Федерального канцлера, оно возглавляется государственным чиновником в ранге министра. Это ведомство разрабатывает рекомендации для правительства и для его главы, готовит проекты законов и правительственных постановлений. Есть аналогичные структуры и в других странах. Например, в Испании есть специальный закон, который предусматривает создание вспомогательных органов для правительства. Это — государственный секретариат по отношениям с парламентом, секретариат по законодательству, генеральный секретариат, и т.д.

Порядок деятельности правительства

В других странах есть аналогичные заседания. Например, в Норвегии правительство заседает два раза в неделю в форме Кабинета (под председательством главы правительства) и один раз в форме Государственного совета, т.е. ранг повыше (это под председательством Короля).

В парламентарных государствах заседания правительства проходят достаточно часто. Они могут проводиться один раз в неделю (Великобритания, Индия, Испания), может быть два раза в неделю (Япония, Ирландия), иногда — три раза в неделю.

Точно также, как основные вопросы, которые выносятся на рассмотрение парламента, решаются до сессии, так и, в большинстве случаев, самые важные вопросы решаются не на официальных заседания правительства, а до них. В ряде стран в рамках правительства организуются и специальные, более узкие по составу, органы.

Такие специальные (внутренние) правительственные органы, чаще всего, называются также, как органы парламента: комиссии и комитеты. Система комитетов правительства встречается в разных странах. Такие комитеты создаются в качестве постоянных или временных, специализированных или универсальных.

Отмечается, что наиболее разработанная система комитетов кабинета работает в Великобритании. Первоначально вспомогательные органы постепенно трансформировались в самостоятельные государственные органы с достаточно серьезной компетенцией и правом выносить решения. Решения этих комитетов имеют почти ту же силу, что и решение кабинета в полном составе.

Самый старейший комитет правительства Великобритании был образован в 1904 году. Это Комитет обороны и заморской политики. Ключевые комитеты возглавляет, как правило, сам глава правительства, приглашая туда министров по своему усмотрению или иных должностных лиц. Деятельность этих комитетов не афишируется, иногда даже не признается. Кроме названного комитета в Великобритании существует еще несколько, но их существование держится почти в тайне. Поэтому их названия даже не приводится. В литературе, как правило, пишется, например, что в кабинете Тэтчер было 4 постоянных комитета, в том числе по обороне и внешней политике. Названия трех остальных не указывается.

В ФРГ при федеральном правительстве существует более 10 постоянных комитетов. Они могут называться по-разному, например, федеральный комитет безопасности. Кстати, этот федеральный комитет безопасности, который работает на правах комитета правительства, согласно его регламенту, наделен правом окончательного решения вопросов, по кругу проблем отнесенных к ведению. Если этим вопросом не занимается другой государственный орган, данный комитет принимает окончательное решение.

Во Франции при правительстве действует Комитет внутренней безопасности. Такого рода органы существуют и внутри других правительств. В некоторых случаях могут создаваться чрезвычайные комитеты, занимающиеся сверхординарными проблемами. Например, во время вооруженного конфликта между Аргентиной и Великобританией в составе правительства был создан Военный кабинет, который включил Премьер-министра, Министра обороны. Председателя консервативной партии (партия, которая тогда имела большинство в парламенте), Министра иностранных дел, Начальника штаба обороны и Лидера Палаты Общин. Этот военный комитет решал все важные вопросы, связанные с проведением вооруженных действий.

Система комитетов достаточно распространена, и можно отметить только то; что в каждой стране есть своя специфика. В одной стране эти комитеты занимаются вопросами обороны и внутренней безопасности, в другой стране это могут быть иные вопросы. Например, в Индии в рамках правительства существует Комитет по политическим вопросам, внутри которого обсуждаются вопросы внутренней стратегии правительства. Примерно тем же занимается Комитет приоритетов и политики, который существует внутри канадского правительства (его возглавляет Премьер-министр). Отмечается, что, несмотря на то, что в ФРГ комитетов достаточно много, они представляют собой как бы малые кабинеты министров, и иногда так и именуются — не комитетами, а кабинетами: экономический кабинет, социальный, финансовый и т.д. Согласно мировой традиции самый важный комитет внутри правительства ФРГ называется Комитет федеральный совет по вопросам безопасности.

Понятие главы государства. Место главы государства в системе государственной власти. Юридическая форма главы государства в зарубежных странах.

Глава государства — монарх. Системы наследования престола в зарубежных странах. Права монарха. Особенности правового статуса монарха в современных монархических государствах. Проблема политической и юридической ответственности монарха. Понятие регентства. Глава государства – президент. Порядок выборов президента. Срок полномочий президентов в зарубежных странах. Полномочия президентов при различных формах республиканского правления. Порядок привлечения президента к ответственности (американская, французская и германская модель).

Понятие правительства. Порядок формирования правительства (парламентская и внепарламентская модель). Полномочия правительства при различных формах правления. Аппарат управления. Министерства, ведомства, комитеты, «независимые» агентства и публичные корпорации. Политическая ответственность правительства и её особенности. Резолюция порицания и вотум недоверия. Конструктивный вотум недоверия. Юридическая ответственность правительства и отдельных его членов.

ТЕМА 12. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Понятие судебной власти. Социальные функции судебной власти. Отличия судебной власти от других ветвей власти. Основные принципы организации и деятельности судебных систем в зарубежных странах. Особенности функционирования суда присяжных в зарубежных странах. Формы обжалования судебных решений в зарубежных странах.

Структура судебной власти в зарубежных странах. Отличия американской и европейской моделей организации судебной власти. Конституционно – правовой статус судей, прокуроров и следователей. Органы судейского самоуправления.

Органы содействующие судебной власти (прокуратура, адвокатура, нотариат). Порядок их деятельности. Третейские суды в зарубежных странах.

ТЕМА 13. ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Понятие формы территориального устройства. Основные формы территориального устройства. Понятие унитарного государства и его виды (централизованные и децентрализованные унитарные государства). Сущность федеративного государства. Признаки федеративного государства. Виды федераций. Территориальный и национально – территориальный принципы организации федеративного государства. Правовой статус субъектов федерации в федеративных государствах. Проблема сецессии в федеративных государствах. Модели разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами в зарубежных странах. Процедуры разрешения конфликтов между федеральным центром и субъектами федерации. Институт федерального вмешательства в федеративных государствах, его виды и особенности применения. Понятие конфедерации и её отличия от федеративного государства.


Понятие автономии. Отличия автономий от субъектов федерации в зарубежных странах. Виды автономий.

Понятие и основные характеристики регионалистского государства.

ТЕМА 14. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

История возникновения идеи европейской интеграции. Римский договор. Расширение Европейского Союза и влияние этого процесса на развитие европейских институтов.

Европейский парламент. Порядок формирования Европейского парламента и его состав. Полномочия Европейского парламента. Внутренняя структура парламента.

Исполнительные органы Европейского союза и порядок их формирования. Порядок принятия решений органами Европейского Союза. Принцип консенсуса и причины отказа от него. Особенности «ниццской процедуры». Проект конституции Европейского Союза и причины отказа от него. Перспективы принятия нового конституционного документа для единой Европы в будущем.

4. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение по дисциплине

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Конституция Российской Федерации.2007г.

2. Конституции зарубежных государств.- М., 1997, 1998, 1999, 2001, 2002, 2006.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие.- М., 2004г.

2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебник для вузов.- М., 1998.

3. Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии. Учебник для вузов.- М., 1999.


4. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право.- М., 2000.

5. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю.И.Лейбо и Л.М.Энтина.- М., 2005.

7. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций.- М., 2002.

8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник.- М., 2002.

9. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 2005г.

Понятие главы государства, особенности его конституционного статуса. Юридические формы главы государства. Особенности правового положения монарха. Характеристика основных систем престолонаследия. Особенности конституционного статуса президента в зависимости от формы правления. Характеристика основных способов избрания президента. Основания для досрочного прекращения полномочий президента.

Компетенция главы государства. Внешние и внутригосударственные полномочия. Полномочия в отношении парламента. Полномочия по формированию других органов государства. Полномочия в сфере нормотворческой деятельности. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Полномочия по распоряжению вооруженными силами. Полномочия в сфере назначения государственных служащих. Полномочия в сфере правового статуса личности. Полномочия по объявлению референдумов. Право на обращение к парламенту и народу.

Понятие правительства. Виды правительств. Парламентская и внепарламентская модели формирования правительства. Структура правительств. Место правительства в системе органов власти государства. Компетенция правительств. Управление государственным аппаратом. Исполнение законов. Контроль над законодательной деятельностью парламента. Нормоустанавливающая деятельность правительств. Составление и исполнение бюджета. Осуществление внешней политики. Чрезвычайные полномочия правительств.

Тема 9. Судебная власть в зарубежных странах

Понятие суда. Виды государственных судебных систем. Судебные инстанции.

Конституционное регулирование судебной власти: основные принципы организации и деятельности.

Конституционно-правовой статус судей.

Тема 10. Муниципальные системы зарубежных стран

Англосаксонская, континентальная, иберийская и советская системы местного самоуправления, их характеристика.

Организационно-правовые формы местного самоуправления зарубежных стран.

Компетенция муниципальных органов зарубежных стран. Финансовая база органов местного самоуправления и управления. Местные налоги и сборы. Дотации. Субвенции.

МОДУЛЬ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 11. Основы конституционного права Великобритании

Конституция Великобритании. Характеристика ее особенностей. Статуты. Конституционные обычаи. Судебные прецеденты. Доктринальные источники.

Основы правового статуса личности британских поданных.

Форма правления. Особенности конституционного статуса монарха. Парламент Великобритании. Характеристика верхней и нижней палат парламента.

Форма государственного устройства. Региональное и местное самоуправление и управление.

Тема 12. Основы конституционного права США

Конституция 1787 года и ее специфические черты. Поправки к конституции.

Форма правления. Место и роль Президента США в системе государственных органов. Конгресс США (Палата представителей, Сенат). Компетенция палат парламента.

Форма государственного устройства. Американский федерализм. Муниципальная система США.

Тема 13. Основы конституционного права ФРГ

Основной Закон ФРГ, его характеристика.

Форма правления. Бундестаг. Бундесрат. Федеральный президент. Правительство.

Германский федерализм. Местное самоуправление и управление.

Тема 14. Основы конституционного права Франции

Конституция пятой республики, ее характеристика.

Форма правления. Место и роль Президента Франции в системе государственных органов. Парламент Франции (Национальное собрание и Сенат). Совет министров Франции, его особенности. Конституционный совет. Экономический и социальный совет.

Форма государственного устройства. Муниципальная система Франции.

Добавить комментарий