Исполнительно распорядительная деятельность

Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Исполнительно-распорядительные органы государственной власти — органы, призванные обеспечивать реализацию политики государства и исполнение законов, принятых его представительными учреждениями. Их деятельность, как правило, осуществляется под контролем представительных органов.

Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все дей­ствия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название — исполнительные.

Существенные признаки исполнительной власти — это ее уни­версальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непре­рывно и везде, на всей территории государства. Этим они отлича­ются и от законодательных, и от судебных органов. Другой при­знак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресур­сы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным форми­рованиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Должностные лица — чиновники — могут делать в процессе управления лишь то, что прямо разрешено установленными правилами, законом. Именно в чиновниках воплощается то свойство профессионализма в области управленческой работы, которое является настолько важным, что мы включили его в определение государства.

Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:

а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением;


б) функционально. Его главное назначение — осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилем функций;

в) юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого-либо иного органа.

Понятие органов исполнительной власти производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти, связано с самой ее сутью настолько, что часто такие органы сами по себе не без оснований признаются исполнительной властью (например, утверждается, что исполнительная власть — «система органов государственного управления (правительство, министерства и т. д.)».

Необходимо уяснить, что орган исполнительной власти — всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления признается органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвленный организационный механизм, в том числе управленческие органы, действующие лишь в качестве звеньев этого механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти. Так, создаваемые Правительством РФ координационные органы, выполняя функции управленческого характера, сами по себе не относятся к органам исполнительной власти. О них и им подобных органах можно говорить как об органах исполнительной власти лишь условно, в смысле их принадлежности к этой власти либо создания их органом данной власти.

Правовое положение органов исполнительной власти во многом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно федеральные) все в большей степени становятся органами политического руководства в установленных сферах, ибо их функции государственного управления в принципе отделены от функций непосредственного управления хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Судебная власть

Судебная власть является одной из разновидностей государственной власти.

Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18 Конституции РФ). Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Возрастание роли суда в охране прав и свобод граждан прямо вытекает из положений главы 2 Конституции РФ.

Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов.

В различных странах, в том числе в России, действует множество различных юридических органов: органы расследования, прокуратура, адвокатура, нотариат и др. Некоторые из них могут быть только государственными (например, прокуратура), другие имеют и государственный и частный характер (государственные и частные нотариусы).

Особое место среди юридических органов занимает суд. Одну из главных ролей играют государственные суды, представляющие особую ветвь государственной власти — судебную власть.

Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Её осуществляет только суд.

Вообще понятие «суд» применяется в различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т.д., но суд, реализующий судебную власть, — это только государственный орган, иные же организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, суды чести в Вооруженных Силах РФ и других войсках), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции и других законах, не обладают и, соответственно, судами не являются.

39.»Нетипичные» ветви государственной власти

Концепция функционального разделения властей: государственная власть делится на законодательные (занимаются законодательством, а также выполняют представительные функции), исполнительные (применяют право к конкретным отношениям, осуществляют управленческие функции) и судебные (занимаются разрешением споров; независимы от других ветвей власти) полномочия.

Однако есть органы (Президент, прокуратура, армия), формально не относящиеся к какой-либо из ветвей, хотя на основе анализа их функций и методов деятельности можно говорить об их принадлежности какой-либо ветви власти.

Президент в государствах с республиканской формой правления — глава государства и исполнительной власти или только государства. Последнее более характерно для любой, кроме президентской, республики.

Так, в России Президент «является главой госу­дарства», гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражда­нина (ст. 80 Конституции). В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает со­гласованное функционирование и взаимодействие органов государ­ственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и фе­деральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представ­ляет РФ внутри страны и в международных от­ношениях.

Президент избирается народом, и его полномочия производны от власти народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции.

Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми властями. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По ст. 11 государственную власть осу­ществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды РФ. Следовательно, Президент также осуществляет государственную власть. Но какую из трех? Поскольку законодательную осуществляет парламент (ст. 94), исполнительную — Правительство РФ (ст. 110), а судебная власть принадлежит судам (гл. 7 Конституции), остается сделать вывод: у Президента — своя форма власти.

Президент обеспечивает согласованное функ­ционирование и взаимодействие всех иных органов государственной власти — и федеральных, и субъектов РФ (ст. 80, 85 Конституции), Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают.

Президент в целом независим от других органов го­сударственной власти. Парламентские и судебные сдержки и проти­вовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль, су­ществуют в самых минимальных размерах.

Возможности самого Президента, особенно по отноше­нию к парламенту, весьма внушительны — начиная от посланий Фе­деральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты — Государственной Думы.

У Президента есть возможности правотворчества по во­просам собственного ведения, а также в определенных пределах и своеобразного законотворчества, т.е. принятия указов, которые в от­сутствие законов регулируют общественные отношения, составляю­щие предмет закона, и действуют до тех пор, пока не появится соот­ветствующий закон.

Президент держит в руках все, нити внутренней и внешней политики государства, определяет ее направления.

Президент — ключевая фигура в руководстве госу­дарством, первое лицо политической жизни страны. Он имеет боль­шой вес на международной арене. Все это в совокупности создает конституционный и политический портрет лидера как государства, так и общества.

Прокуратура — специальный государственный орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе. В одних странах прокуратура является составной частью суда, в других организационно отделена от него. В некоторых странах прокуратура входит в систему министерства юстиции (США, Франция, Нидерланды, Австрия, Япония, Польша). Прокуратура занимает особое место среди правоохранитель­ных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти.

Прокуратура сегодня — это единая федеральная централизован­ная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на терри­тории РФ, а также осуществляющая уго­ловное преследование и координацию деятельности правоох­ранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуратура строится в соответствии с административ­ным и национально-территориальным государственным уст­ройством, установленным Конституцией РФ.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры являет­ся Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генераль­ным прокурором РФ.

Армия – специфический орган, выполняющий функцию обороны от внешнего нападения. Как правило, она управляется через правительство (министерство обороны).

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам РФ

2. Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации

3. Осуществление силовых операций мирного времени

4. Применение военной силы

Функции государственного управления – это виды деятельности органов государственной власти и управления и их должностных лиц, совершаемые в определенном нормативном порядке, направленные на регулирование общественных процессов и отношений и необходимые для достижения поставленных целей.

В научной литературе предложено много классификаций функций государства. Во-первых, различают основные и неосновныефункции государства. Первые связаны с его главными задачами (например, функция обороны страны, для чего создаются государственные и только государственные вооруженные силы), вторые – с задачами, хотя и имеющими существенный характер, но не основными (например, преодоление последствий стихийных бедствий).

Во-вторых, есть функции внутренние,которые государство осуществляет внутри страны (например, экологическая функция, защита среды обитания, природного равновесия), и внешние(участие в поддержании миропорядка).

В-третьих, различают функции постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его развития (например, правоохранительная и правообеспечительная функция), и временные, преходящие (например, создание ракетно-ядерной промышленности, «ядерного щита» в СССР во время острого противоборства («холодной войны») с западными государствами). Основные функции чаще всего имеют постоянный характер, неосновные могут быть временными.

В-четвертых, функции государственного управления делятся на общие и специфические. В рамках теории управления выделены следующие функции: анализ, целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование, организация, координация, мотивация (стимулирование), контроль, регулирование. По отношению к государственному управлению они являются общими.

Специфическими функциями государственного управления выступают, например, государственное регулирование экономики, лицензирование, проведение выборов и референдумов и пр.

Разделение функций по названным четырем группам в известной мере имеет условный характер. Одна и та же функция может быть основной, постоянной и т.д. (например, функция обороны страны), другая может быть временной, осуществляться внутри страны, но иметь внешнеполитические цели (создание ракетно-ядерного «щита»).

В научной литературе обычно выделяют четыре основные внутренние функции государства: экономическую, социальную, политическую и идеологическую, а иногда добавляют еще две: экологическую и правоохранительную.

Экономическая функция состоит в установлении государством условий и порядка экономической деятельности, в регулировании экономики. В современных условиях суть этой функции состоит в том, чтобы исправлять недостатки рыночной стихии, не нарушая естественного саморегулирования общества. На практике экономическая функция государства выражается в том, что оно определяет разрешаемые и запрещаемые законом формы экономической деятельности (например, недобросовестную конкуренцию или производство атомного оружия частными предпринимателями).

Социальная функция в современном демократическом государстве имеет общесоциальные цели. Во-первых, это регулирование отношений между различными социальными, этническими, возрастными и другими общностями населения. Во-вторых, это оказание социальных услуг населению: создание сети образовательных учреждений, медицинского обслуживания, систем транспорта и связи, путей сообщения и т.д.

Политическая функция связана, прежде всего, с регулированием политических отношений в обществе, установлением определенных правил «политической игры» (недопущение насильственных действий, запрет создания тайных и вооруженных объединений, правила проведения политических демонстраций, установление порядка проведения выборов государственных органов и референдума, реализации политических прав граждан).

Идеологическая функция. Современные демократические государства конституционно провозглашают и обеспечивают идеологический плюрализм. Однако это не означает, что государство безразлично относится к любой идеологии. Оно поддерживает (в том числе материально) передовые идеологические течения, основанные на признании общечеловеческих ценностей.

Экологическая (природоохранительная) функция стала выделяться в качестве особой в последние десятилетия, что связано с прогрессирующим ухудшением природного состояния планеты. Деятельность человека оказывает вредное воздействие на экосистему, имеет необратимые последствия. Поэтому государство все активней занимается природоохранительной деятельностью и восстановлением нарушенного равновесия. Эта функция по необходимости выходит за пределы государства, становится общей для всех государств.

Правоохранительная функция изначально присуща государству. Сохраняя старые нормы, равно как и устанавливая новые правила, государство охраняет их от нарушений, проводит их в жизнь. Поэтому данная функция на деле является более широкой: она и правотворческая, и правоохранительная, и правореализующая.

Наряду с внутренними государство осуществляет и внешние функции на международной арене. Внутренние функции могут иметь международный элемент (например, экономическая функция в виде внешней торговли), а внешние находят свое продолжение во внутренних (функция обороны требует создания соответствующей оборонной техники внутри страны). Тем не менее, имея в виду целевое назначение, а также главное содержание деятельности, можно выделить следующие внешние функции: обороны, интеграции в мировое сообщество, поддержание миропорядка, международное сотрудничество в решении глобальных проблем современности.

Функция обороны страны может осуществляться индивидуально (каждое государство вправе защищать свою территорию от нападения) и коллективно – при участии других государств (например, на основе договоров о взаимной обороне от агрессии или при участии всего международного сообщества по решениям Совета Безопасности ООН).

Функция интеграции в мировое сообщество осуществляется на основе применения экономических, политических и иных методов (например, соглашения о торговле, заключение договоров о союзе, членство в международных организациях).

Функция поддержания миропорядка имеет в основном политический характер. Она связана с деятельностью универсальной международной организации ООН, участниками которой являются почти все государства планеты. Эта функция, как и функция обороны, также осуществляется государствами коллективно и индивидуально. Каждое государство вправе и обязано поддерживать сложившийся миропорядок, выступать против агрессии.

Функция международного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества связана с охраной мировой экосистемы, освоением космоса, защитой прав человека (для этого созданы международные органы, например Комитет ООН по правам человека).

Поскольку функции государства неодинаковы по своему характеру, они предполагают создание разных управленческих органов и применение неодинаковых способов управления в различных сферах.

Особенности государственного управления как вида государственной деятельности состоят, прежде всего, в его специфическом назначении. В наиболее общей форме оно может быть выражено следующим образом: исполнение, то есть проведение в жизнь, или практическое осуществление, общих норм, изданных законодательной ветвью власти. Отсюда четко вырисовывается исполнительный характер такой деятельности, ибо осуществление, проведение в жизнь, законов и подзаконных актов по существу и означает их исполнение.

Итак, государственное управление в собственном смысле есть, прежде всего, исполнительная деятельность. Именно это отграничивает его от других видов государственной деятельности.

Исполнительная деятельность органов государственного управления:

  • а) имеет общегосударственный характер, то есть охватывает все имеющие значение для государства стороны жизни общества. По существу объектом государственного управления является общество в целом, организованное на государственной основе. Именно в подобном варианте исполнительная деятельность представляет собой средство практического осуществления всех задач и функций государства;
  • б) является исполнительной по отношению к деятельности, совершаемой органами законодательной власти. Она осуществляется на основе законов и других актов, принимаемых Советами, под их руководством и контролем. Исполнительный характер деятельности органов государственного управления выражает природу взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной властей;
  • в) является активной и целенаправленной. Подобные качества она приобретает благодаря тому, что осуществляется применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего и оперативного руководства. В этом специфика ее активности, предопределяемая тем, что в непосредственном ведении соответствующих органов управления находятся объекты, составляющие материальную базу государственного управления в собственном смысле слова. Таковых нет у органов суда и прокуратуры (кроме объектов, обслуживающих их внутриведомственные потребности);.
  • г) имеет в качестве непосредственных объектов (в наиболее общем варианте) отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства; предприятия, учреждения и организации соответствующего профиля.

В управлении имеются:

  • * области государственного управления, то есть сгруппированные на базе единства основного назначения (профиля) отрасли государственного управления (например, управление народным хозяйством);
  • * сферы государственного управления, то есть комплексы организационных отношений, связанных с осуществлением межотраслевых функций специального характера (например, ценообразование);
  • * отрасли государственного управления, то есть системы различного рода звеньев и отношений, объединяемых общностью профиля объектов и их конкретного назначения (например, управление промышленностью, сельским хозяйством, здравоохранением);
  • * комплексы внутриотраслевого и межотраслевого характера (например, объединения, фирмы);
  • * трудовые коллективы — производственные, хозяйственные, культурные и т.п. (например, социально-культурное учреждение);
  • * отдельная личность (ее действия, поведение).

Таким образом, объекты исполнительной деятельности могут быть как коллективными, так и индивидуальными;

  • д) сочетает в себе основное назначение государственного управления (проведение в жизнь законов и других решений законодательных органов) с деятельностью, которая применительно к органам законодательной власти, суда и прокуратуры характеризуется как внутриорганизационная;
  • е) имеет ярко выраженное организационное содержание, то есть в процессе исполнительной деятельности организуются совместные труд членов общества, отношения между конкретными людьми, социальными коллективами;
  • ж) осуществляется повседневно, непрерывно. Исполнительная деятельность неотделима от руководства подведомственными объектами, что уже предполагает ее повседневность и непрерывность;
  • з) имеет юридически-властный, или распорядительный, характер.

Исполнительная деятельность — это административная деятельность, предполагающая подчинение объекта управления его субъекту;

и) является подзаконной деятельностью, то есть закон непосредственно или в конечном счете определяет ее направленность, главные средства достижения целей, она осуществляется на основе закона.

Таковы существенные черты и особенности исполнительной деятельности. Соответственно государственное управление в собственном смысле слова может быть определено в качестве подзаконной, юридически-властной организующей деятельности особой группы органов государства, состоящей в практическом исполнении законов в процессе повседневного, непосредственного руководства хозяйственным, социально культурным и административно-политическим строительством.

Добавить комментарий