Исполнительные действия

В результате изучения материалов гл. 8 обучающиеся должны:

знать виды исполнительных действий, условия и порядок их совершения, особенности совершения исполнительных действий при исполнении различных видов исполнительных документов;

уметь разграничивать исполнительные действия и меры принудительного исполнения, определять нормы законодательства, подлежащие применению к совершению определенных видов исполнительных действий, устанавливающие пределы полномочий судебного пристава-исполнителя по их совершению;

владеть навыками анализа документов, предусматривающих совершение исполнительных действий, на предмет их законности и обоснованности.

Общая характеристика исполнительных действий

В соответствии со ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

  • 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки;
  • 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
  • 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
  • 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
  • 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
  • 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
  • 8) в порядке и пределах, которые установлены Законом об исполнительном производстве, производить оценку имущества;
  • 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности;
  • 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
  • 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
  • 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
  • 13) взыскивать исполнительский сбор;
  • 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены Законом об исполнительном производстве;
  • 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
  • 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1 и ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве;
  • 17) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств.

Перечень исполнительных действий не является исчерпывающим. Пункт 17 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве предусматривает, что судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Как мы видим, в ст. 64 Закона об исполнительном производстве законодателем объединены в единый перечень совершенно разные по своему содержанию действия судебного пристава-исполнителя (адресатами которых являются как стороны исполнительного производства, так и иные лица), которые с трудом могут быть категоризированы. Часть исполнительных действий по своей правовой природе представляет собой обеспечительные меры (арест имущества), другие — процессуальные действия, направленные на получение информации, необходимой в исполнительном производстве (запрос сведений, розыск должника, его имущества), акты судебного пристава по санкционированию действий сторон в исполнительном производстве (рассмотрение заявлений и ходатайств, производство зачета встречных требований), действия по контролю за правильностью исполнения исполнительного документа третьими лицами и т.д.

Исполнительные действия в отношении должника представляют собой меры государственного принуждения, т.е. действия, совершаемые в отношении личности должника или его имущества вопреки или независимо от его воли. Именно поэтому монопольное право на применение таких мер законом передано государственным органам принудительного исполнения. Ряд исполнительных действий представляет собой ограничение конституционных прав должника. Так, например, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель (в отличие от многих иных представителей публичной власти) имеет право без специальной судебной санкции, лишь с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником.

Взыскатель и иные лица, кроме должностных лиц ФССП России, совершать исполнительные действия не могут.

Необходимо различать исполнительные действия и меры принудительного исполнения. Исполнительные действия не могут подменять собой меры принудительного исполнения, и наоборот. Согласно ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. В отличие от исполнительных действий меры принудительного исполнения представляют собой не просто действия по созданию условий для принудительного исполнения, но собственно принудительное исполнение.

Все ли процессуальные действия судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве являются исполнительными действиями? Очевидно, что нет. Как представляется, сознательно законодатель не отнес к исполнительным действиям в ст. 64 Закона об исполнительном производстве возбуждение, приостановление, прекращение, окончание исполнительного производства. Не является исполнительным действием и обращение судебного пристава-исполнителя с заявлением к органу, выдавшему исполнительный документ, о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения. Несмотря на то что, например, обращение к суду за разъяснением выданного им исполнительного документа также имеет своей конечной целью создание условий для применения мер принудительного исполнения, такая связь является косвенной. В связи с указанным, при квалификации того или иного процессуального действия как исполнительного, определение исполнительного действия в ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве должно толковаться ограничительно, действие судебного пристава-исполнителя должно иметь прямую, а не косвенную связь с последующим применением мер принудительного исполнения и (или) понуждать должника к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Пункт 17 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве не предоставляет судебному приставу-исполнителю права совершать действия, не предусмотренные федеральным законом. Как мы уже отмечали, принцип процессуального формализма предполагает, что в исполнительном производстве органами принудительного исполнения совершаются не любые действия, а только те, совершение которых прямо предусмотрено законом.

Какое значение имеет отнесение того или иного действия к исполнительному действию в соответствии со ст. 64 Закона об исполнительном производстве? Законодатель об этом умалчивает, однако совершенно очевидно, что исполнительные действия могут совершаться только при соблюдении определенных условии, требований к процедуре их совершения. Полномочия судебного пристава-исполнителя по совершению исполнительного действия не безграничны, должен существовать определенный юридический режим исполнительного действия, ограничивающий усмотрение должностных лиц ФССП России. Необходимость установления законом условий и порядка совершения исполнительных действий обусловлена тем, что, как следует из их назначения, они связаны с ограничением прав и свобод должника и иных лиц (не только имущественных, но и личных).

Позиция высших судов

ОАО обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя, которым ОАО (должник) как единственному акционеру запрещено принимать решения об одобрении крупных сделок общества. Суд признал такое постановление незаконным на том основании, что, несмотря на то что перечень исполнительных действий является открытым и судебному приставу- исполнителю предоставлено право самостоятельно определять вид исполнительных действий, подлежащих применению, исходя из конкретных обстоятельств, запрещение обществу как единственному акционеру одобрять крупные сделки другого общества является чрезмерным, что необоснованно ущемляет права должника (определение ВАС РФ от 25.03.2013 № ВАС-2785/13 по делу № А11-239/2012).

Примечательно, что в указанном выше деле ВАС РФ, оценивая правомерность действий судебного пристава-исполнителя, указал на п. 5 ст. 4 Закона об исполнительном производстве, устанавливающий принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Арбитражный суд первой инстанции, в качестве причины признания примененной судебным приставом-исполнителем меры чрезмерной, ущемляющей права и законные интересы должника, указал на ее бессрочный характер, однако не признал ее неправомерной саму по себе*67. Как следует же из позиции ВАС РФ, процитированной выше, примененная мера, ограничивающая корпоративные права должника, является неправомерной независимо от срока ее применения. Также следует учитывать, что в рассмотренном деле судебный пристав-исполнитель попытался совершить исполнительное действие, прямо не предусмотренное законом (не арест имущества должника, а запрет осуществления его субъективных прав на участие в юридическом лице).

*67: {См.: решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.03.2012 по делу

№ А11-239/2012.}

Ни ст. 64, ни иные нормы Закона об исполнительном производстве не устанавливают общих условий и порядка совершения исполнительных действий (в Законе об исполнительном производстве нет и прямого нормативного запрета чрезмерных или ущемляющих права иных лиц мер). Отдельными статьями Закона об исполнительном производстве предусматривается порядок совершения лишь некоторых исполнительных действий (например, ст. 64.1—67 Закона об исполнительном производстве). В гл. 4, обсуждая принципы исполнительного производства, мы пришли к выводу о том, что закрепленный нормативно принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения не подлежит применению к исполнительным действиям, как следует из его наименования. Необходим общий принцип соразмерности исполнительных действий, в соответствии с которым при совершении исполнительных действий, выборе конкретного исполнительного действия судебный пристав-исполнитель в целях экономии репрессии, обеспечения прав и законных интересов должника и иных лиц и, одновременно, правильного и своевременного исполнения исполнительного документа должен принимать во внимание всю совокупность обстоятельств исполнительного производства.

Особое значение приобретают установленные законом гарантии при совершении исполнительных действий в тех случаях, когда такие действия затрагивают не только имущественную сферу, но и личность должника. Так, по мнению руководства ФССП России, активное применение судебными приставами-исполнителями предоставленных полномочий по временному ограничению на выезд должника из Российской Федерации способствует повышению фактического исполнения требований исполнительных документов и, следовательно, защите прав и законных интересов граждан, нередко только за счет применения данной меры недобросовестные должники погашают задолженность. В связи с указанным ставится вопрос, в том числе с учетом зарубежного опыта (США, Канада, Израиль, Польша), о введении новых полномочий судебных приставов, направленных на ограничение неимущественных прав должников (лишение специальных прав, установленных разрешением или лицензией, в том числе

водительских прав*68, профессиональных лицензий, разрешений на охоту, рыбалку, занятие водным спортом и т.д.)*69.

*68: { 27 я и паря 2015 г. Государственной Думой в нервом чтении был принят внесенный рядом парламентариев проект федерального закона № 661379-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий возможность введения для недобросовестных должников временного ограничения на управление транспортным средством. См.: URL: asozd.duma. gov.ru/main.nsf/ (Spravka)? OpenAgent&RN-661379—6. Конституционность предложенного авторами проекта механизма установления ограничения вызывает определенные сомнения.}

*69: { См.: Парфенчиков А. О. Принудительное исполнение судебных и иных актов в Российской Федерации. Перспективы развития // Принудительное исполнение актов судов и иных органов. Полномочия должностных лиц при осуществлении исполнительных действий: сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. О. Парфенчиков, Н. М. Кропачев, Д. X. Валеев. М» 2013. С. 13—14.}

Зарубежный опыт

В Израиле судья исполнительного производства может оформить приказ о наложении следующих ограничений:

  • — ограничение на обладание заграничным паспортом или на его продление;
  • — запрет на выезд из страны;
  • — ограничение на пользование банковскими счетами;
  • — ограничение на использование кредитных карточек;
  • — ограничение на учреждение юридического лица;
  • — ограничение на обладание водительскими правами или на их получение*70.

*70: { См.: Драюнецкая И. Израильская система исполнения судебных решений: текущая ситуация и перспективы развития // Принудительное исполнение актов судов и иных органов. Полномочия должностных лиц при осуществлении исполнительных действий: сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. О. Парфенчиков, П. М. Кропачев, Д. X. Валеев. М., 2013. С. 58.}

В гл. 2, анализируя историю развития законодательства об исполнительном производстве, было отмечено, что смена парадигмы принудительного исполнения в России (как и в других европейских странах) в XIX в. была обусловлена переходом от мер принудительного исполнения, преимущественно направленных на саму личность должника, к мерам имущественного характера, побуждающим должника самого передать присужденное имущество взыскателю либо предусматривающим обращение взыскания на имущество должника помимо его воли специальными должностными лицами, действующими в соответствии с законом. Трудно не согласиться с тем, что меры, направленные на саму личность должника, как правило, намного более эффективны, чем меры имущественного характера, что было продемонстрировано опытом применения в российском исполнительном производстве ограничения на выезд должника за рубеж. Применение таких мер, как правило, требует от государства меньше временных и материальных затрат. Но, как известно, и в уголовном праве смертная казнь — единственное наказание, на 100% гарантирующее, что осужденный не совершит преступление вновь. Указанное, однако, не останавливает многие современные государства от отказа от смертной казни в пользу менее «эффективных» и более затратных видов наказаний.

Вряд ли сами по себе доводы об эффективности должны стать основным обоснованием расширения личных ограничений прав должника и иных лиц в исполнительном производстве. Намного важнее найти действительный конституционный баланс частных и публичных интересов, интересов должника и взыскателя в исполнительном производстве, юридические пределы вмешательства государства в частную жизнь на определенном этапе развития политической, правовой и социально-экономической системы государства. Таким образом, принцип соразмерности исполнительного действия, основанный на положениях Конституции РФ, должен применяться как в конкретных ситуациях, при оценке правомерности и обоснованности конкретного исполнительного действия, так и при определении направлений развития исполнительного производства, создании новых механизмов принудительного исполнения. Указанное относится не только собственно к ограничениям личных прав должников, но и к любым исполнительным действиям, которые затрагивают права должника и иных лиц на честь, достоинство, личную и семейную жизнь, тайну переписки и т.д. Должник в исполнительном производстве не является персоной «вне закона», его права и законные интересы подлежат защите и в исполнительном производстве.

Пример из практики

В одном из субъектов РФ детям, чьи родители являются должниками по алиментным обязательствам, судебные приставы предложили написать письма Деду Морозу, которые судебными приставами-исполнителями будут вручены родителям, которые являются должниками по исполнительным документам. В рейды по адресам злостных неплательщиков алиментов вместе с судебными приставами также были приглашены репортеры ведущих телерадиокомпаний региона, а также корреспонденты печатных изданий*71.

*71: { URL: fssprus.ru/news/documcnt22081709. О «нестандартных» исполнительных действиях см. подробнее: письмо ФССП России от 27.05.2009 № 12/02-7646-АП «О практике применения территориальными органами ФССП России нестандартных методов сбора сведений о должниках и их имуществе».}

Несмотря на объективно аморальное поведение многих должников, с точки зрения принципов правового государства вряд ли допустимо побуждать должника к выполнению его имущественных обязательств посредством освещения в СМИ его личной жизни, раскрытия неопределенному кругу лиц сведений о его семейных отношениях*72. Как верно отмечает А. В. Юдин, анализируя новые «экзотические» способы исполнения требований исполнительных документов, такие меры (например, лишение специального права должника), в отличие от исполнительных действий, указанных в ст. 64 Закона об исполнительном производстве, непосредственно на исполнение требований исполнительного документа не направлены, никакой прямой юридической связи между данными действиями и исполнением судебного акта нет. Такие меры, как правило, имеют личный характер и направлены не столько на исполнение требований исполнительного документа, сколько на иные, чем имущественные, мотивы и доминанты поведения должника, на лишение его душевного спокойствия и комфорта*73. Именно отсутствие юридически значимой связи между содержанием соответствующих мер и обязанностью должника, предусмотренной исполнительным документом, вызывает сомнения относительно правомерности введения личных ограничений в отношении должника по имущественным требованиям. Представляется, что в системе государственного принуждения отсутствие прямой юридической связи между объективной стороной поступка и содержанием реакции на него государства возможно только при применении мер юридической ответственности. Так, очевидно отсутствие прямой связи содержания такой меры наказания, как лишение свободы, с объективной стороной конкретного преступления (например, получение взятки), поскольку цель юридической ответственности не «отражение» преступления наказанием, а воздействие на психическую сферу правонарушителя правовыми методами. Многие государства давно отказались от наказаний, «отражающих» преступление, например отрубание руки за кражу, которой она была совершена, или нанесение преступнику точно таких же увечий, какие он нанес потерпевшему*74.

*72: { Так, обнародование ФССП России посредством передачи телерадиокомпании видеосъемки исполнительных действий по вселению взыскателя и выселению должника из жилого помещения стало основанием для признания судом соответствующих действий должностных лиц ФССП России нарушающими нрава и законные интересы граждан, причиняющими им моральный вред, поскольку в силу ст. 152.1 ГК РФ использование изображение гражданина допускается только с его согласия. См.: письмо ФССП России от 23.12.2011 № 12/01-31392-АП «О порядке проведення видеосъемки при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения».}

*73: { Юдин Л. В. Опыт юридической оценки «экзотических» способов исполнения судебных актов органами принудительного исполнения // Эффективность принудительного исполнения судебных решений и актов других органов: сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. О. Парфенчиков, Д. X. Валеев. М., 2011. С. 216—223.}

*74: { Указанное не исключает в принципе применения мер ответственности, соответствующих по содержанию проступку, например штрафа как наказания за хищение.}

Иная, чем воздействие на психику преступника, основная цель у других, чем ответственность, мер принуждения, например обеспечительных мер, мер защиты (правовосстановительных), профилактических мер и т.д.*75 Указанные меры по своему содержанию должны всегда соответствовать объективной стороне деяния, которое они предотвращают, пресекают либо последствия которого устраняют. Например, арест имущества как мера обеспечения направлен на предотвращение его отчуждения.

*75: { О вилах государственного принуждения см., например: Алексеев С. С. Общая теория права: учебник. М., 2011. С. 194—205.}

В гл. 5 все обязанности должника в исполнительном производстве предлагалось разделить на пассивные обязанности (по претерпеванию применения в отношении его принудительных действий), к которым относятся, например, обязанности допускать судебного пристава-исполнителя в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов (п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве), соблюдать наложенные аресты на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги (п. 7 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве), соблюдать временное ограничение на выезд за рубеж (л. 15 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве), и активные (по совершению должником действий) обязанности, например по предоставлению по запросу судебного пристава-исполнителя информации (п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве), явке по вызову судебного пристава-исполнителя (п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве) и т.д..

Очевидно, что в качестве санкции за противоправное поведение (уклонение от исполнения обязанности, подтвержденной исполнительным документом или правовым актом, на основании которого он выдан) государство может применить в конституционных пределах к должнику меры принуждения, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве. Однако возложена ли на должника обязанность не только не препятствовать, но и активно содействовать государству в совершении в отношении него исполнительных действий?

А. В. Юдин обращает внимание на отсутствие в Законе об исполнительном производстве прямого указания на юридическую обязанность должника по исполнению судебного решения по имущественному спору, а также на то, что состав принципов исполнительного производства не обнаруживает принципа, который обязывал бы должника к своевременному и реальному исполнению судебного акта. Многочисленные нормы об обязательности исполнения судебных постановлений (ч. 2 ст. 13 ГПК РФ) и законных требований судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 6 Закона об исполнительном производстве) имеют неконкретный характер и «растворяются» во множестве разноотраслевых предписаний*76. Согласимся с тем, что в самом законодательстве об исполнительном производстве нет общей обязанности должника содействовать исполнению требований исполнительного документа, а Закон об исполнительном производстве в ст. 6 предусматривает лишь обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя.

В связи с указанным должник, даже имея возможность исполнить требования исполнительного документа, по известным только ему одному причинам (например, неприязненное отношение к взыскателю, отказ воспринимать исполнительный документ как легитимный) в настоящее время может вести себя в исполнительном производстве пассивно. Как отмечает М, 3. Шварц, обязанность по исполнению исполнительного документа не может трактоваться как обязанность личного совершения действий по исполнению в исполнительных производствах по взысканию денежных средств или передаче имущества. Мотивы, по которым даже платежеспособный должник не платит долг добровольно, могут быть различными. При этом такой должник не препятствует совершению исполнительных действий (что является самостоятельным правонарушением), но лишь отказывается лично платить долг. Применение в отношении такого должника личных ограничений не только поощряло бы пассивность пристава-исполнителя, но и означало бы смену всей современной парадигмы исполнительного производства, основанной на системе имущественных, но не личных ограничений должника, состоящей из предусмотренных законом мер принудительного исполнения. При всей привлекательности и эффективности личных ограничений, они ни в коей мере не могут стать заменой деятельности судебного пристава-исполнителя по применению мер принудительного исполнения*77.

*77: { См.: Шварц М. 3. К вопросу о правовой природе личных ограничений в исполнительном производстве // Принудительное исполнение актов судов и иных органов. Полномочия должностных лиц при осуществлении исполнительных действий: сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. О. Парфенчиков. Н. М. Кропачев, Д. X. Валеев. М» 2013. С. 182-183.}

Органами принудительного исполнения в целях облегчения работы судебного пристава по выявлению имущества должника ставится вопрос о введении в законодательство специального механизма самостоятельного декларирования (раскрытия) по требованию судебного пристава-исполнителя должником всего своего имущества и об установлении уголовной ответственности за уклонение от подачи такой декларации либо сообщение в ней заведомо ложных сведений.

В гражданском процессе с учетом принципа состязательности отсутствует ответственность не только за отказ стороны от объяснений и представления доказательств против себя, но даже за заведомо ложные объяснения. Статья 51 Конституции РФ прямо устанавливает, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого. Несмотря на то что соответствующее конституционное право предоставляется, прежде всего, подозреваемому, обвиняемому и подсудимому в уголовном процессе, возложение в исполнительном производстве на должника обязанности раскрыть свое имущественное положение, совершать иные активные действия для облегчения взыскателю и органам принудительного исполнения процесса взыскания (с учетом того, что исполнение такой обязанности обеспечивается уголовно-правовой санкцией) вряд ли будет соответствовать смыслу конституционных норм. Очевидно, что законодательство об исполнительном производстве должно идти по пути поощрения активности взыскателя, установления новых полномочий судебного пристава-исполнителя (в том числе по получению достоверной информации об имущественном положении должника) и лишь в последнюю очередь возлагать соответствующие обязанности по активному содействию исполнительному производству на должника.

Однако, как представляется, «безответственность» должника не безгранична, меры публично-правовой ответственности подлежат применению в случае, если его пассивность станет не просто «неудобной» для взыскателя и судебного пристава, вынужденного применять меры принудительного исполнения и совершать исполнительные действия, но и общественно опасной.

Пример из практики

На основании исполнительного листа о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка возбуждено исполнительное производство. Должник — трудоспособный гражданин не имеет постоянного заработка, задолженность по алиментам не погашает. Судебный пристав-исполнитель обратился в службу занятости с просьбой представить информацию о возможности трудоустройства должника с учетом его квалификации и затем направил ее должнику. Однако должник от всех вариантов трудоустройства отказался.

Безусловно, с этической точки зрения действия должника в рассматриваемой ситуации являются недопустимыми, однако очевидно, что в правовом государстве понудить кого-либо к труду для исполнения своих обязательств нельзя. Вместе с тем систематическое умышленное уклонение от исполнения своих обязанностей не только нарушает права взыскателя в исполнительном производстве, но и может быть квалифицировано как общественно опасное деяние, которое в определенных законом случаях, при соблюдении установленных уголовно-процессуальных гарантий влечет уголовную ответственность уже перед государством (например, ст. 157,177,315 УК РФ).

Исполнительные действия:

Исполнительные действия — совершаемые судебным приставом-исполнителем действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

1)вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены ФЗ, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов;

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены ФЗ;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг и тд;

16.1)производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;

17) иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Исполнительные действия вправе совершать главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.

Исполнительные действия, указанные в пунктах 15, 15.1, совершаются судебным приставом-исполнителем при наличии информации об извещении должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства и при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев объявления должника в розыск.

Меры принудительного исполнения:

Меры принудительного исполнения — действия, указанные в исполнительном документе, или действия,совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполненияприменяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с ФЗ устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Применяются только при наличии оснований -1) предъявление исполнительного документа; 2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства; 3) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем, для добровольного исполнения.

Мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника (право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и тд)

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса;

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц;

6) обращениев регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) принудительное освобождение нежилого помещенияот пребывания в нем должника и его имущества;

10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;

11)иные действия.

По общему правилу исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются в рабочие дни с 6 до 22 часов.

Конкретное время определяется судебным приставом-исполнителем. Взыскатель и должник вправе предложить судебному приставу-исполнителю удобное для них время.

НО в нерабочие дни, а также в рабочие днис 22 до 6 часов допускаются только в случаях, не терпящих отлагательства, включая случаи:

1) создающие угрозу жизни и здоровью граждан;

2) исполнение требований связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) подлежит немедленному исполнению, за исключением требований о взыскании алиментов, выплате заработной платы, восстановлении на работе;

4) имущество подвержено быстрой порче;

5) выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

В этих случаях судебный пристав-исполнитель долженполучить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава или его заместителя, которые незамедлительно уведомляют об этом главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

Отложение исполнительных действий. Не всегда исполнение исполнительного документа может состояться в назначенное судебным приставом-исполнителем время. При совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель может столкнуться с обстоятельствами, препятствующими исполнению исполнительного документа. В этом случае совершение исполнительных действий должно быть отложено.

Отложение исполнительных действий — это перенесение исполнения исполнительного документа на другое время, назначенное в точно определенный день и час в установленном месте.

Отложение исполнительных действий может иметь место только по заявлению самого взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя. Закон не устанавливает каких-либо специальных условий, при которых возможно совершение этого действия. Однако срок отложения исполнительных действий ограничен и не может превышать 10 дней.

По этому поводу пристав-исполнитель выносит постановление.

Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

К расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на:
1) перевозку, хранение и реализацию имущества должника;
2) вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц

3) перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;
4) розыск должника, его имущества, розыск ребенка;
5) проведение государственной регистрации прав должника;
6) совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.

Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы,за счет должника.

В случае прекращения исполнительного производства из-за отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ или отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство,расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета.

Для достижения целей и решения задач исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения.

Закон об исполнительном производстве содержит перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительного документа (ст.

64). Однако понятие «исполнительные действия» в законе отсутствует. Это вызывает определенные затруднения в определении, какие действия, связанные с исполнением требований исполнительного документа, можно считать исполнительными.

В юридической литературе имеются и другие подходы в определении понятия «исполнительные действия». Так, О. И. Григорьева под исполнительными действиями понимает «правомочия, действия» судебного пристава-исполнителя, которые он вправе совершать, чтобы исполнить требования исполнительного документа (см.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» / Отв. ред. Н. А. Винниченко. С. 173. И. В. Селионов под исполнительными действиями понимает действия, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительного документа. (см.: Голубева А. Р., Салькова Н. В., Селионов И. В. Указ соч. С. 162).

Исполнительные действия — предусмотренные законом средства, с помощью которых судебный пристав-исполнитель самостоятельно или с привлечением иных лиц (органов) на всей территории Российской Федерации, а в определенных случаях на территории иностранного государства, реализует свои полномочия в процессе исполнительного производства в целях своевременного и правильного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, по общему правилу может совершать только судебный пристав-исполнитель в пределах своей компе-

тенции. В некоторых случаях эти действия могут совершать и иные лица, однако только лишь в рамках исполнительного производства и на основании постановления судебного пристава-исполнителя.

Например, розыск должника гражданина, розыск ребенка, согласно ч. 3

ст. 65 Закона об исполнительном производстве, осуществляют органы

внутренних дел.

В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия (ст. 64 Закона об исполнительном производстве):

1)вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2)запрашивать необходимые сведения физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территории иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

3)проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4)давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселения должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7)в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены законом об исполнительном производстве, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

10)производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел, в порядке, установленном ст.

65 Закона об исполнительном производстве;

11)запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

14)обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и в порядке, которые установлены ст. 66 указанного Закона;

15)устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации в порядке, установленном ст. 67 данного Закона;

16)проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе;

17)совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

При совершении исполнительных действий необходимо соблюдать следующие правила:

• исполнительные действия являются средствами процессуального принуждения, поэтому права должника могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ);

• они могут совершаться судебным приставом-исполнителем только по находящемуся у него в производстве исполнительному документу или в процессе выполнения поручения другого судебного пристава-исполнителя, данного в порядке ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве;

• исполнительные действия судебный пристав-исполнитель по общему правилу может совершать на подведомственной ему территории. Однако исполнительные действия, перечисленные в п. 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 ст. 64 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе совершать на всей территории Российской Федерации.

• исполнительные действия, указанные в п. 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 ст. 64 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе совершать и на территории иностранных государств.

Например, запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории иностранных государств в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

• характер исполнительных действий, их количество судебный пристав-исполнитель должен соотносить с размерами требований исполнительного документа;

• исполнительные действия, указанные в п. 7-10, 12-16 ч. 1 ст. 64 вышеуказанного Закона, судебный пристав-исполнитель может совершать только после вынесения соответствующего постановления;

• исполнительные действия, указанные в п. 2, 6 и 8 ч. 1 ст. 64 Закона, судебный пристав-исполнитель может совершать только

с письменного согласия старшего судебного пристава. Такое же согласие требуется и в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 35 Закона об исполнительном производстве;

• некоторые исполнительные действия судебный пристав-исполнитель может совершать только на основании судебного акта. Например, для применения временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации по исполнительному документу, который не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта судебный пристав-исполнитель должен обратиться в суд с заявлением об установлении для должника указанного ограничения;

• исполнительные действия, связанные с вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, совершаются обязательно с участием понятых (ст. 59 указанного Закона). Участие понятых обязательно и в случаях совершения исполнительных действий, указанных в п. 5-7 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве.

Кроме совершения исполнительных действий судебный пристав-исполнитель вправе в процессе исполнения исполнительного документа применять меры принудительного исполнения.

Меры принудительного исполнения — действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем, в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу (см.схему15).

Меры принудительного исполнения отличаются от исполнительных действий прежде всего тем, что они связаны с непосредственным исполнением требований исполнительного документа. В ходе

этих мер у должника изымается имущество, которое реализуется, а полученные суммы передаются взыскателю, или должник принуждается к совершению действий, указанных в исполнительном документе, содержащем требования неимущественного характера, или воздержаться от действия. А исполнительные действия — это подготовительные, организационные средства, направленные на создание условий исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительные действия могут совершаться на любых стадиях исполнительного производства, а меры принудительного исполнения применяются только после истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Они могут совершаться и в период отложения или приостановления исполнительного производства (если совершение этих действий не отложено или не приостановлено), а меры принудительного исполнения по отложенному или приостановленному производству не применяются.

Таким образом, по своей сути, по цепям, условиям совершения исполнительные действия и меры принудительного исполнения отличаются друг от друга. Без применения мер принудительного исполнения практически не заканчивается ни одно исполнительное производство. Поэтому вряд ли можно согласиться с мнением И. В. Селинова, что меры принудительного исполнения носят вспомогательный (факультативный) характер.

Меры принудительного исполнения применяются в двух случаях, если: 1) в самом исполнительном документе содержится указание на применение меры принудительного исполнения. Например, изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, принудительное выселение или вселение, наложение ареста на имущество должника, находящегося у должника или у третьих лиц; 2) должник уклоняется от исполнения требований исполнительного документа.

Следует согласиться с высказанным в литературе мнением, что обозначенная коллизия норм Закона об исполнительном производстве и Трудового кодекса РФ в данном случае должна быть разрешена в пользу акта, принятого последним, то есть в пользу Закона об исполнительном производстве.

Отсрочка исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц — перенос срока исполнения на другое время.

Рассрочка исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц — предоставление должнику возможности производить исполнение требований исполнительного документа по частям в установленное время.

Схема 15. Виды мер принудительного исполнения

Глава 6. Общие условия совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в исполнительном производстве

обращение в регистрационный орган для регистрации перехода права на имущество

совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе

принудительное выселение должника из жилого помещения

принудительное вселение взыскателя в жилое помещение

освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества

иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом

6.1. Понятие и виды исполнительных действий и мер принудительного исполнения

Порядок применения мер принудительного исполнения рассматриваются в главах 7 и 8.

Прекращение и окончание исполнительного производства.

Исполнительное производство завершается в форме его прекращения либо окончания.

Прекращение исполнительного производства представляет собой форму его завершения без исполнения требований взыскателя и без права такого исполнения когда-либо в будущем. Исчерпывающий перечень оснований для прекращения исполнительного производства судебными органами, а также судебным приставом-исполнителем содержится в статье 43.

Поскольку основаниями для возвращения исполнительного документа служат либо правораспорядительные действия взыскателя, либо объективные обстоятельства, которые могут быть со временем устранены, то возвращение исполнительного документа не является препятствием для его нового предъявления к исполнению в пределах сроков, предусмотренных законодательством.

Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее — оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее — регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Закон об исполнительном производстве говорит, что есть исполнительные действия. То есть действия, которые направлены на исполнение решения суда. Или иных обязательных актов. И осуществляют такие действия только специально уполномоченные должностные лица в рамках исполнительного производства. Речь идет о судебном приставе-исполнителе.

Исполнительные действия могут осуществляться только после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства. О чем уведомляется должник. Если исполнительное производство приостановлено, никакие исполнительные действия осуществляться не могут.

Обязанности пристава-исполнителя, порядок осуществления того или иного исполнительного действия регламентирован Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ.

Исполнительные действия: виды

Закон наделяет судебного пристава правом осуществлять большой перечень исполнительных действий. Среди видов исполнительных действий есть специальные, которые связаны с конституционными правами граждан. Из реализация требует от пристава соблюдать ряд обязательных требований. Причем, как до выполнения, так и во время. Иначе стороны производства могут обратиться в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя.

Итак, к исполнительным действиям относятся:

  • вызов к судебному приставу. Причем не только сторон. О необходимости явки судебный пристав уведомляет повесткой (извещением). В ней указаны сроки явки к приставу или на место совершения иных исполнительных действий. При отказе добровольной явки лица могут быть подвергнуты приводу.
  • запрос сведений, в том числе персонального характера, необходимых для исполнительного производства. Такой запрос может быть адресован к любым лицам: физическим, юридическим, государственным органам, банковским и кредитным организациям, как на территории РФ, так и за ее пределами. Запрос сведений может производится и у самих должника, взыскателя. Ответ на него надлежит отправить в течение 7 дней.
  • проверка исполнения финансовых документов. Например, пристав может запросить информацию у работодателя о произведенных выплатах и удержаний из заработной платы;
  • поручение. Например, поручение банку осуществить перевод денежных средств на счет взыскателя. Адресуются третьим лицам.
  • вход в нежилые помещения должника или всех других лиц в целях исполнения исполнительных документов.
  • вход в жилые помещения должника без его согласия. Но при наличии письменного разрешения старшего судебного пристава (если возбуждено производство по выселению должника, а также вселению взыскателя, письменное разрешение не потребуется). Поскольку это действие посягает на гарантированную Конституцией неприкосновенность жилища, судебный пристав обязан заранее уведомить должника о намерении выполнить исполнительное действие. Если только исполнительный документ не подлежит немедленному исполнению, и такой вход в жилище не связан с наложением ареста или принятием обеспечительных мер.
  • арест на имущество должника, его денежные средства или ценные бумаги, их изъятие и передача на хранение;
  • оценка имущества, в том числе привлекать специалистов по оценке.
  • розыску должника;
  • рассмотрение заявлений и ходатайств сторон исполнительного производства, иных лиц, участвующих в исполнительном производстве;
  • взыскание исполнительского сбора;
  • запрос сведений в Росреестр с целью регистрации имущества на имя должника, когда такая регистрация им не произведена;
  • ограничение выезда для должника;
  • иные действия, необходимые для исполнения судебных решений и иных исполнительных документов.

Информация о наиболее популярных исполнительных действиях размещена на сайте. В том числе в рубрика «исполнение рещений”. Образцы ходатайств и заявлений судебным приставам Вы найдете в той же рубрике.

Розыск в ходе исполнительных действий

Исполнительное действие – розыск – применяется к должнику в целях розыска его местожительства или пребывания, его имущества, а также в отношении детей. Это исполнительное действие применяется только в том случае, когда все иные не дали результатов. То есть обстоятельства, по которым начинается розыск, не установлены. Осуществляются розыскные мероприятия специальными должностными лицами в составе службы судебных приставов.

Объявляется розыск по месту исполнения исполнительных действий. Либо по последнему известному месту нахождения имущества, должника или ребенка. Розыск проводится на территории всей Российской Федерации, а также и за ее пределами (когда такой розыск предусмотрен международными договорами).

Судебный пристав-исполнитель может и сам инициировать розыскные мероприятия. Или взыскатель вправе обратиться с соответствующим заявлением, если заявлены требования о взыскании алиментов, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, об отобрании ребенка, об определении порядка общения с ребенком и т.п.

В принципе, зная загруженность службы судебных приставов, рекомендуем взыскателю в письменной форме обратиться к приставу-исполнителю с просьбой об объявлении розыска. На что он обязан будет в письменной форме ответить. Либо возбудить исполнительный розыск, либо отказать (ст. 65 Закона).

Исполнительные действия, ограничивающие конституционные права

Активно применяется в настоящее время такая мера воздействия на должника, как ограничение выезда. Касается она тех должников, которые вовремя не исполнили требования взыскателя. Об ограничении на выезд выносится постановление, которое утверждается старшим судебным приставом. Оно направляется должнику, в пограничную службу, в полицию.

Важно: если исполнительный документ основан не на судебном акте, ограничить выезд из РФ вправе только суд по письменному заявлению должностного лица службы судебных приставов. В иных случаях такие исполнительные действия вправе произвести судебный пристав-исполнитель.

Временное ограничение пользования специальным правом означает, что право управление транспортными средствами приостанавливается. До исполнения требований исполнительного документа либо до отмены такого ограничения. Применение такой процедуры имеет особенности. Однозначно оно не применяется, если:

  • должник окажется лишен основного законного источника средств к существованию;
  • использование транспортного средства является для должника и проживающих с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;
  • должник – инвалид или на его иждивении должника находится инвалид I или II группы либо ребенок-инвалидом;
  • сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей;
  • должник воспользовался отсрочкой или рассрочкой исполнения требований исполнительного документа.

Нарушение должником ограничения может повлечь административную ответственность в виде обязательных работ (до 50 часов) или лишение специального права на срок до одного года.

Судебные приставы наделены большим арсеналом возможностей по осуществлению исполнительных действий в принудительном порядке.

Добавить комментарий