Исполнительные органы власти осуществляют внутренний бюджетный контроль

Бюджетный контроль – это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций с бюджетными средствами, объективной оценки экономической эффективности использования бюджетных средств, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности. Бюджетный контроль является одной из форм финансового контроля, направленной на выявление случаев нарушений финансовой дисциплины в бюджетной сфере, под которой понимается установленный бюджетным законодательством порядок образования, распределения и использования бюджетных денежных средств РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Формы бюджетного контроля:

1) предварительный контроль. Проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно—финансовым вопросам;

2) текущий контроль. Осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов;

3) последующий контроль. Проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Бюджетный контроль как часть государственного финансового контроля осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; на региональном уровне осуществляется контроль за использованием средств бюджетов субъектов РФ и региональных внебюджетных фондов. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием средств местных бюджетов.

Правовые основы бюджетного контроля установлены гл. 26 БК РФ. Правовое положение органов, осуществляющих бюджетный контроль, определяется нормативными правовыми актами, определяющими статус и полномочия этих органов: на федеральном уровне – федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, на региональном уровне – законами субъектов РФ, на местном уровне – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетный контроль может осуществляться как представительными (законодательными) органами, так и исполнительными органами соответствующего уровня государственной власти или местного самоуправления.

Целями бюджетного контроля являются: укрепление законности в бюджетной сфере; рациональное использование бюджетных средств; устранение препятствий оптимальному функционированию бюджетной системы; совершенствование бюджетной системы.

Органы бюджетного контроля

Система органов бюджетного контроляпредусмотрена положениями ст. ст. 266–270 БК РФ.

Представительные (законодательные) органы всех уровней власти создают свои контрольные органы.

На федеральном уровне таким органом является Счетная палата РФ, созданная в соответствии с положениями Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4–ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», на региональном уровне – представительными (законодательными) органами власти субъектов РФ создаются собственные контрольно—счетные палаты, деятельность которых регулируется законодательством соответствующего субъекта. Органами местного самоуправления создаются муниципальные органы контроля в соответствии с требованиями, закрепленными в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормативных правовых актах соответствующих органов местного самоуправления.

Бюджетный контроль осуществляют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления: Федеральная служба финансово—бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Формы и порядок осуществления контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Федеральная служба финансово—бюджетного надзора и Федеральное казначейство действуют в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово—бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278) и Положением о Федеральном казначействе (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703).

Контрольные органы исполнительной власти субъектов РФ создаются в соответствии с законодательством соответствующего субъекта РФ (законы и кодексы субъекта РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц исполнительных органов власти), а контрольные органы местного самоуправления – в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств являются органы исполнительной власти и иные прямые получатели средств бюджета, которые осуществляют внутриведомственный финансовый контроль. Названный контроль проводится в подведомственных учреждениях и организациях контрольно—ревизионными отделами министерств и ведомств, соответствующими управлениями исполнительных органов власти. Контрольные функции названными органами осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего уровня, определяющими порядок работы указанных органов.

Полномочия органов бюджетного контроля

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно представительными (законодательными) органами РФ, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления (ст. 265 БК РФ).

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов соответствующего уровня (ст. 266 БК РФ).

Счетная палата РФ вправе также проводить проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются получателями межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Контрольные органы, созданные представительным (законодательным) органом субъекта РФ, а также финансовые органы субъекта РФ либо иные органы, уполномоченные органом исполнительной власти субъекта РФ, вправе проводить проверки местных бюджетов, которые являются получателями межбюджетных трансфертов из бюджета данного субъекта РФ.

В соответствии со ст. 267 БК РФ федеральное казначейство осуществляет контроль за:

1) соблюдением лимитов бюджетных обязательств, распределенных между распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

2) соблюдением лимитов кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

3) соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации;

4) наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Федеральная служба финансово—бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она также вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств

(ст. 268 БК РФ).

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств с бюджетными средствами соответствующих бюджетов (ст. 270 БК РФ).

Осуществление бюджетного контроля в разной степени присуще всем органам исполнительной власти. В зависимости от их правового статуса и реализуемых полномочий можно выделить органы исполнительной власти общей и специальной компетенции.

Бюджетный контроль органов исполнительной власти общей компетенции реализуется через Правительство РФ, правительства, администрации, мэрии субъектов РФ, администрации муниципальных образований, главных распорядителей бюджетов, которые осуществляют контрольные полномочия как самостоятельно, так и посредством организации деятельности специализированных контролирующих структур.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти России и в соответствии со ст. 114 Конституции и Законом о Правительстве РФ контролирует разработку и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет контроль валютных отношений.

В целях повышения эффективности проведения финансового контроля Правительство РФ имеет право образовывать специализированные комиссии.

Большое значение в бюджетно-контрольной деятельности имеют специально образованные органы исполнительной власти: Минфин России, Федеральное казначейство, Росфиннадзор, федеральные службы по финансовым рынкам, по финансовому мониторингу, страхового надзора, ФНС России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Минфин России осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств, а также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц, получающих гарантии Правительства РФ, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и бюджетные инвестиции. В определенных случаях Минфин России имеет право осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Федеральное казначейство состоит из центрального аппарата и территориальных органов — управлений Федерального казначейства по субъектам РФ и отделений Федерального казначейства по городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Особое значение в этой системе принадлежит территориальным органам Федерального казначейства, так как именно через них реализуются основные функции по распределению регулирующих налоговых доходов бюджетов и осуществлению расходов федерального бюджета. Данные функции осуществляются при строгом соблюдении принципа единства кассы в соответствии с процессуальными стадиями казначейского исполнения бюджета.

Полномочия Федерального казначейства в бюджетном процессе определены ст. 166.1 БК, на основании которой этот орган уполномочен:
• производить распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с действующим законодательством;
• открывать в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ;
• устанавливать порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств федерального бюджета;
• открывать и вести лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
• вести сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
• доводить до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств;
• вести учет и составлять отчетность по кассовому исполнению федерального бюджета;
• составлять отчетность об исполнении федерального и консолидированного бюджета на основании данных, представленных главными распорядителями средств федерального бюджета и другими уполномоченными органами управления и исполнения бюджетов всех уровней;
• осуществлять иные полномочия в соответствии с БК и иными актами бюджетного законодательства либо полномочия, возложенные Президентом РФ и Правительством РФ.

Выполняя названные функции, органы Федерального казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Они осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Организация действенного казначейского контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжением государственной собственностью является одним из главных приоритетов современной бюджетной политики Российского государства и ее законодательного оформления.

Согласно ст. 269.1 БК Федеральное казначейство осуществляет внутренний государственный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства, а именно;
• за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
• за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
• за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

Названные контрольные полномочия Федеральное казначейство реализует в форме санкционирования операций.

В контрольной деятельности органов Федерального казначейства можно выделить два направления: контроль за доходами и контроль за расходами бюджетных денежных средств. Контрольные полномочия органов Федерального казначейства соответствуют стадиям процесса казначейского исполнения бюджета. На стадии санкционирования расходов проводится предварительный контроль. На стадии финансирования расходов федерального бюджета проводится текущий контроль.

Казначейство является единственным федеральным органом государственного финансового контроля в России, идя которого предварительный контроль является приоритетным направлением деятельности.

Предварительный казначейский контроль — это контроль, проводимый до совершения финансовых операций на стадии установления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договоров, других финансовозначимых документов. В рамках предварительного контроля оно следит за непревышением лимитов бюджетных обязательств, за непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями бюджетных средств, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств, за соответствием расходов представленным документам и т.п. Этот вид контроля осуществляется в момент учета органами Федерального казначейства принимаемых получателями бюджетных средств денежных обязательств и препятствует принятию обязательств, не обеспеченных назначениями, установленными законом о федеральном бюджете. Получатели бюджетных средств не должны принимать обязательства, оплата которых не предусмотрена в законе о федеральном бюджете. Также принимаемые бюджетные денежные обязательства не должны выходить за пределы доведенных до соответствующих получателей лимитов бюджетных обязательств. Б соответствии с БК принятие денежных обязательств осуществляется путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей. Для постановки на учет в первую очередь проверяется договор, на основании которого производится расходование средств федерального бюджета. Его показатели заносятся в журнал учета договоров на принятие бюджетных обязательств. Принятому на учет бюджетному обязательству присваивается уникальный учетный номер. Бюджетное обязательство вносится в карточку контроля за бюджетными обязательствами, которая открывается учреждению отдельно по каждому коду бюджетной классификации РФ. По окончании финансового года формируется ведомость контроля неисполненных бюджетных обязательств по каждому учреждению (приказ Минфина России от 19.09.2008 N- 98н «О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета»).

На предварительной стадии контролируется соответствие содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств, и наличие у получателя бюджетных средств документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Предварительный казначейский контроль предшествует фактическому исполнению бюджета, т.е. поступлению налоговых и иных платежей в бюджет, расходованию средств бюджета и принятию каких-либо решений по финансовым и другим вопросам. Фактически этот контроль осуществляется в процессе регулирования доходов бюджетов разных уровней, поступающих на счета органов Федерального казначейства.

Основной целью предварительного бюджетного контроля, осуществляемого органами Федерального казначейства, является предотвращение (превенция) нецелевого расходования средств бюджета.

Текущий казначейский контроль проводится в процессе исполнения бюджета путем анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, данных об использовании средств бюджетополучателями. Этот контроль, состоящий в регулярной проверке соблюдения распорядителями бюджетных средств финансовой дисциплины, т.е. соблюдения бюджетных норм и нормативов, своевременного осуществления финансово-денежных расчетов, а также целевого использования бюджетных средств, осуществляется за оперативной деятельностью на этапе совершения финансовых операций со средствами бюджета.

Федеральное казначейство начинает проверочные мероприятия в рамках текущего контроля уже на стадии принятия денежных обязательств получателями бюджетных средств, регистрируя заключение договоров между получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) в порядке, предусмотренном ст. 250 БК. Текущий контроль осуществляется при финансировании расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверки соответствия документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений.

Кроме названного, ст. 243 БК на Федеральное казначейство в рамках текущего контроля возлагает обязанности:
• по регистрации поступлений, регулированию объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;
• совершению разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
• осуществлению платежей от имени получателей средств федерального бюджета.

Наряду с этим на основании ст. 251 БК Федеральное казначейство расходует средства федерального бюджета только после проверки соответствия платежных и иных документов требованиям бюджетного законодательства, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Бюджетное учреждение представляет для проверки в орган Федерального казначейства документы, удостоверяющие факт выполнения принятого обязательства. Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета только после проверки соответствия представленных платежных и иных документов требованиям законодательства, сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Федеральное казначейство осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и совершает разрешительную надпись. Только подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета. На данном этапе Федеральное казначейство препятствует оплате несуществующих расходов бюджетных учреждений, а также расходов, которые превышают доведенные до бюджетного учреждения объемы финансирования по кодам бюджетной классификации. Кроме того, органы Федерального казначейства проверяют соблюдение бюджетными учреждениями требований в отношении подготовки документов на оплату конкретных расходов.

Осуществлению такого бюджетного контроля способствует реализуемая в соответствии с принципом единства кассы технология функционирования единого казначейского счета (ЕКС) (распоряжение Правительства РФ от 23.01.2000 № 107-р; письмо Банка России от 28.02.2000 № 55-Т), которая в качестве обязательного условия включает механизм финансирования расходов через лицевые счета получателей бюджетных средств, открытые в органах Федерального казначейства, и соответствующую систему бюджетного учета и отчетности.

Основными целями текущего бюджетного контроля, осуществляемого органами Федерального казначейства, является использование бюджетных средств в соответствии с утвержденными нормативами, обеспечение правильности ведения операций со средствами федерального бюджета на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета.

Роль Федерального казначейства не ограничивается исполнением формализованных процедур предварительного и текущего контроля. Оно может также выступать в качестве контролера, проверяющего органы исполнительной власти на достоверность финансовых операций (соответствие реальной стоимости товаров (услуг), поставленных по принятым обязательствам, тем суммам, которые были оплачены) и на эффективность расходования средств федерального бюджета. Органы Федерального казначейства на основе Плана основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на очередной год, заданий и указаний Минфина России по собственной инициативе, а также во взаимодействии с другими органами государственного финансового контроля по особому плану могут осуществлять последующий контроль целевого исполнения средств федерального бюджета.

Предварительный и текущий бюджетный контроль, осуществляемый органами Федерального казначейства, охватывает все организации, финансируемые из федерального бюджета через лицевые счета бюджетополучателей.

В процессе осуществления бюджетного контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу. Необходимо отметить, что предварительный и текущий контроль, осуществляемый органами Федерального казначейства, не может полностью исключить возможность нецелевого использования бюджетных средств. В этой связи возникает необходимость последующего бюджетного контроля, который реализуется Росфиннадзором.

Полномочия Росфиннадзора определены ст. 268 БК, согласно которой названный орган осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Росфиннадзор осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетаом контроле и надзоре.

Правовое положение Росфиннадзора определяется постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N- 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» и постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 N-198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора».

Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансов о-бюджета ой сфере.

Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий контроль:
• за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
• соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
• исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

В целях реализации своих полномочий Росфиннадзору предоставлены следующие основные права:
• проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
• проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);
• направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
• осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;
• запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Росфиннадзора вопросам.

Финансовый контроль Росфиннадзора осуществляется путем проведения ревизий и проверок, целью которых является определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Бюджетный кодекс закрепляет за Росфиннадзором руководящую роль в системе органов государственного и муниципального финансового контроля, созданных органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований). Росфиннадзор наделяется правом контролировать все органы государственного (муниципального) финансового контроля, созданные органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), на предмет соблюдения и исполнения ими законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Необходимо также отметить, что в целях совершенствования нормативно-правовой базы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, проработки предложений об установлении стандартов контрольной деятельности, обсуждения актуальных правовых проблем развития государственного финансового контроля и практики правового обеспечения контрольной деятельности при Росфиннадзоре образован Научно-консультативный совет по правовым вопросам.

Последовательное осуществление Федеральным казначейством и Росфиннадзором всех форм бюджетного контроля обеспечивает целевое использование бюджетных средств и предотвращение нарушений финансовой дисциплины участниками бюджетного процесса.

На основании ст. 270.1 БК органы исполнительной власти и органы местной администрации вправе создавать подразделения внутреннего контроля или финансового аудита, осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Органы исполнительной власти и органы местной администрации имеют право создавать подразделения внутреннего финансового аудита, ориентированные в большей мере на эксперт но-аналитическую деятельность. Они должны способствовать повышению эффективности управления и использования бюджетных средств соответствующими органами исполнительной власти (органами местной администрации). Достижение указанных целей может осуществляться за счет разработки и контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также за счет подготовки и организации осуществления мер по повышению результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Содержание и значение бюджетного контроля.

Тема 10. Бюджетный контроль

1. Бюджетный контроль: содержание, виды, формы и методы.

2. Органы бюджетного контроля, их задачи и функции.

3. Меры ответственности за бюджетные правонарушения.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Бюджетный контроль является одной из важнейших управленческих функций государства. Он представляет собой систему мероприятий по проверке соблюдения законоположений, касающихся вопросов формирования и исполнения бюджетов страны всех уровней. К числу основных задач бюджетного контроля относятся:

1) обеспечение правильности составления и исполнения доходных и расходных статей бюджета по объемам, структуре, целевому назначению;

2) финансовая экспертиза проектов законов и нормативных правовых актов, предусматривающих расходы за счет средств бюджета или влияющих на формирование и исполнение бюджета;

3) анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджетов и подготовка предложений, направленных на их устранение и совершенствование бюджетного процесса в целом;

4) контроль за законностью и своевременностью движений средств бюджетов в банках и других финансово-кредитных учреждениях;

5) контроль за соблюдением правил ведения бухгалтерского учета и отчетности;

6) выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижение их расходной части;

7) пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионов;

8) выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных отношений и др.

Бюджетный контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходов и расходов бюджета, а также на органы управления, предприятия, учреждения и организации, которым предоставляются бюджетные средства в виде субсидий и субвенций на выполнение целевых программ и государственных (муниципальных) заказов. Контролю подлежит деятельность юридических лиц, финансируемых из бюджета на возвратной и безвозвратной основах или имеющих налоговые, таможенные либо другие льготы.

В зависимости от субъектов, осуществляющих бюджетный контроль, различают следующие его виды:

а) общегосударственный контроль — проводится органами государственной власти с целью обеспечения интересов государства по поступлению доходов и при распределении государственных средств;

б) ведомственный контроль — осуществляется контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств и охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

в) внутрихозяйственный контроль — проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций;

г) общественный контроль — осуществляется неправительственными организациями, объект контроля зависит от стоящих перед нимизадач;

д) независимый контроль- проводится специальными органами аудиторскими фирмами и другими службами.

Различаются следующие формы бюджетного контроля:

— предварительный контроль — проводится до совершения финансовых операций. Законодательными органами власти такой контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных законов по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль производится на стадии составления смет расходов бюджетных учреждений, расчетов на получение субсидий, субвенций и других средств из бюджета. Органы Федерального казначейства осуществляют предварительный контроль на стадии сверки соответствия плановых сметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования. Предварительный контроль служит для предотвращения нецелевого, неэффективного и нерационального расходования бюджетных средств;

— текущий контроль -производится в ходе исполнения бюджетных смет расходов бюджетных учреждений в течение всего бюджетного года. Текущий контроль опирается на проверку и анализ первичных документов бухгалтерского учета и отчетности. Органами законодательной власти текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов. Органы Федерального казначейства осуществляют текущий контроль на стадии финансирования расходов с лицевых счетов получателей бюджетных средств после проверки документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений. Текущий контроль помогает оценить ход исполнения бюджета, полноту поступления доходов в бюджет, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, дать оценку действующему бюджетному законодательству, способствует соблюдению финансовой дисциплины;

— последующий контрольпроводится путем анализа и ревизий бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Законодательными органами власти такой контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета. Последующий контроль за целевым и рациональным расходованием бюджетных средств производится органами Федерального казначейства, контрольно-ревизионными службами Министерства финансов РФ и другими контрольными органами. Последующий контроль тесно связан с предварительным контролем и базируется на его выводах.

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на документальные и камеральные проверки, обследование, экономический анализ, ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе плановых, отчетных бухгалтерских, финансовых и других документов. В процессе проверки выявляются нарушения бюджетно-налоговой дисциплины, проверяются использование бюджетных средств по целевому назначению, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей и др.

Документальные проверкипроводятся непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Камеральные проверки осуществляются по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных документов.

Обследованиезаключается в ознакомлении с отдельными сторонами деятельности предприятий, учреждений и организаций. В ходе обследования могут производиться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, электроэнергии. Обследование может вестись путем опроса, анкетирования, инспекции, наблюдения и т.д.

Экономический анализкак разновидность бюджетного контроля предполагает детальное изучение исполнения доходной и расходном частей бюджетов всех уровней, смет доходов и расходов бюджетные учреждений, бухгалтерской отчетности с целью оценки результатом финансовой деятельности контролируемого объекта. Главное назначение экономического анализа — выявление причин, способствуют и или препятствующих достижению намеченных целей.

Ревизияпредставляет собой глубокий и всеобъемлющий метод бюджетного контроля. Она включает систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемых организаций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.

По полноте и степени охвата хозяйственной деятельности различают:

— сквозные ревизии, когда проверке подвергается деятельность отраслей национальной экономики, они проводятся одновременно и в вышестоящих и нижестоящих предприятиях, организациях, учреждениях;

— локальные ревизии, которые проводятся только на одном предприятии, учреждении, в организации;

— полные ревизии, предусматривающие проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;

— частичные ревизии, проводимые для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;

— комплексные ревизии, охватывающие все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации — хозяйственную, финансовую, вопросы сохранности, эффективного использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состоянии бухгалтерского учета и отчетности и др.;

— тематические ревизии, которые проводятся по отдельным вопросам или определенным участкам деятельности предприятий, учреждений, организаций;

— сплошные ревизии, предполагающие проверку всех операций на определенном участке за весь проверяемый период;

— выборочные ревизии, означающие проверку определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени;

— комбинированные ревизии, предусматривающие проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным.

Цель ревизии — контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, а также за обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основной задачей ревизии при осуществлении бюджетного контроля является проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций по следующим направлениям:

— соответствию деятельности организации учредительным документам, обоснованности расчетов сметных назначений;

— исполнению смет доходов и расходов;

— использованию бюджетных средств по целевому назначению;

— обеспечению сохранности денежных средств и материальных ценностей;

— обоснованности поступления и расходования внебюджетных источников финансирования;

— соблюдению финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности и др.

Ревизии осуществляются как в плановом порядке (в соответствии с утвержденными планами работы контрольно-ревизионных органов), так и во внеплановом (по обращениям органов государственной власти, мотивированным постановлениям правоохранительных органов и др.).

При проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации проводится проверка учредительных, регистрационных, плановых, отчетных бухгалтерских и других документов по форме содержанию в целях установления законности и правильности проведенных операций. При этом выясняются точность заполнения бланков, наличие всех необходимых реквизитов, сопоставляются показатели отчетности по данным первичного бухгалтерского учета, проводится арифметическая проверка первичных документов, проверяется фактическое соответствие совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи денежных среде материальных ценностей, фактически выполненных работ, оказания услуг и т.п. В случаях выявления неточностей либо возникновения сомнений в законности и правильности проведенных финансовых операций осуществляются встречные проверки путем сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

Фактический контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затем полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг осуществляется путем проведении инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции и т.п.

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта должна содержать: наименование темы ревизии; дату и место составления акта ревизии; кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также ссылку на плановый характер ревизии или ссылку на задание); проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика; ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности организации; лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, имеющиеся у организации; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, а также лицевые счета, открытые в органах казначейства; сведения о том, кто в проверяемый период имел право первой подписи и кто являлся главным бухгалтером, кем и когда проводилась предыдущая ревизия и какие меры приняты по ее результатам.

Описательная часть акта ревизии составляется из разделов, соответствующих вопросам, указанным в программе проверки. При написании акта необходимо соблюдать объективность, обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами встречных проверок, процедур фактического контроля и других ревизионных действий. Описание фактов нарушений должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные акты и другие нормативные правовые акты были нарушены; кем, за какой период и в чем выразились нарушения; размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений. В ходе ревизии по отдельным вопросам, требующим принятия срочных мер, может составляться промежуточный акт. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии. К акту ревизии обязательно должны быть приложены документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных лиц и т.п., на которые имеются ссылки в акте ревизии.

По результатам ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Результаты ревизии также могут быть направлены вышестоящей организации.

Контроль за соблюдением законности в сфере бюджетной и налоговой деятельности, а также за общим состоянием финансов в государстве служит важнейшим инструментом государственного управления. Состояние финансов — это главный индикатор состояния экономики и благосостояния народа. Поэтому государственные структуры наряду с другими контрольными органами осуществляют постоянный контроль как за формированием доходов, так и за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств. Основы государственного финансового регулирования в Российской Федерации находят отражение в комплексе законодательных актов и программных документов, принятых на федеральном уровне и подписанных Президентом РФ.

Специализированной структурой в Администрации Президента РФ и ее самостоятельным подразделением, осуществляющим финансовый контроль, является Главное контрольное управление Президента РФ. Его основными функциями являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ, включая финансовые аспекты деятельности. На главное управление возложено решение задач по организации контроля и проверке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей; координация деятельности органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах РФ; осуществление методического руководства аппаратом полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе по вопросам организации контроля за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, реализацией федеральных программ.

Главное управление наделено правом привлекать к своей работе представителей и специалистов правоохранительных, контролирующих органов, органов исполнительной власти, научных учреждений, отдельных должностных лиц и специалистов; требовать любую информацию, необходимую для проведения проверок; взаимодействовать со всеми органами государственной власти; вносить предложения по результатам проверок на рассмотрение Президенту РФ; направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям органов исполнительной власти.

Осуществляя бюджетный контроль, законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления необходимые сопроводительные материалы к проекту закона о бюджете. В ходе исполнения бюджета они могут получать от органов, исполняющих бюджеты, необходимую оперативную информацию, по окончании финансового года утверждать или не утверждать отчет об исполнении бюджета.

Федеральное Собрание (Парламент РФ), состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы — в части бюджетного контроля рассматривает в обязательном порядке законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютно-кредитного и таможенного регулирования.Для осуществления постоянного государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета Федеральным Собранием образован специальный орган — Счетная палата РФ.Создание контрольных палат для осуществления общегосударственного контроля закреплено в Конституции РФ. Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности,

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др.

В процессе реализации этих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, исполь­зуют средства федерального бюджета или федеральную собственность, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти РФ, руководителям предприятий, учреждений и орга­низаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства. В случаях выявления хищений, а также других злоупотреблений она передает материалы проверок в правоохранительные органы. При выявлении нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

Особое место в осуществлении государственного финансового контроля органами исполнительной власти занимает Министерство финансов РФи его региональные структуры (министерства финансов республик, финансовые комитеты, управления и другие органы управления финансами в субъектах РФ). На Минфин РФ возложены широкие полномочия в проведении Контрольной деятельности при составлении и рассмотрении консолидированного бюджета, смет расходов главных и нижестоящих распорядителей бюджетных средств, аккумуляции доходов в бюджет и финансирования расходов, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на предприятиях, в учреждениях в организациях различной формы собственности и ведомственной принадлежности.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

— совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

-концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

— разработка проекта и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

— осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля и др.

Функции Минфина РФ вытекают из возложенных на него задач. К ним относятся:

— разработка необходимых мер по стимулированию предпринимательской деятельности в стране, способствующих увеличению национального дохода и поступлений в бюджет;

— организация работы по составлению проекта федерального бюджета, составление прогноза консолидированного бюджета РФ, разработка проектов норматива отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ;

— разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы и др.;

Подразделением Министерства финансов РФ, осуществляющим в пределах своей компетенции возложенные на него функции государственного финансового контроля, является Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Департамент выполняет следующие основные функции: осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; проводит в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; осуществляет руководство деятельностью аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам РФ и, контроль за организацией этой деятельности; участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает формирован и функционирование и развитие системы аудита в РФ и др.

Подразделениями, контролирующими исполнение федерального бюджета в регионах, являются контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ в субъекте РФ. Они работают в тесном взаимодействии с территориальными органами Федерального казначейства.

Органы государственного управления финансами в регионах (департаменты, комитеты, управления и др.) в пределах своей компетенции осуществляют контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Для этих целей могут быть созданы специальные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы). Контрольные функции также выполняют другие управления и отделы по своим сферам деятельности.

Еще одним управлением Минфина РФ, наделенным широкими полномочиями по контролю за полнотой поступления, целевым и экономным расходованием бюджетных средств, является Главное управление Федерального казначейства и его территориальные органы на местах. Среди основных задач казначейства можно выделить контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам и контроль за поступлением средств государственных внебюджетных фондов. При этом в соответствии с возложенными задачами Федеральное казначейство осуществляет функции по организации бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и внебюд­жетных фондов исходя из принципа единства кассы; организует распределение доходов между бюджетами различных уровней в соответствии с установленными нормативами; организует и осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов; представляет высшим органам государственной власти отчетность о финансовых операциях Правительства РФ по исполнению федерального бюджета, состоянию бюджетной системы РФ, о федеральных внебюджетных фондах; обеспечивает совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга и др.

В соответствии со ст. 215 БК РФ в Российской Федерации устанавливается казначейская система исполнения бюджетов. В регионах также создаются соответствующие подразделения для организации, осуществления и контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Для формирования доходной части бюджета в РФ созданы и функционируют органы государственного налогового контроля. К налоговым органам в Российской Федерации относятся Федеральная налоговая служба РФ и Государственный таможенный комитет РФ.

Федеральная налоговая служба РФпредставляет собой единую, централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления и осуществляющую контрольные действия за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Основными задачами ФНС РФ являются: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов и местных органов власти. К основным функциям налоговых органов относятся: обеспечение учета налогоплательщиков, контроль за выполнением всеми участниками налоговых отношений налогового законодательства, применение мер по пресечению нарушений налогового законодательства, применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства.

Государственный таможенный комитет РФявляется центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в России. Таможенный орган — это государственный правоохранительный орган исполнительной власти, наделенный специальными полномочиями в целях выполнения возложенных на него задач и функций в сфере таможенного дела и в других, связанных с ним областях, в том числе в налоговой сфере и сфере валютного контроля. Полномочия таможенных органов в сфере налогов распространяются на НДС, акцизы на ввозимые и вывозимые товары и таможенную пошлину. Права и обязанности таможенных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства при перемещении товаров через таможенную территорию РФ идентичны правам и обязанностям налоговых органов. Они имеют право проводить налоговые проверки, проверять все документы, связанные с исчислением налогов, взимаемых таможенными органами; получать необходимую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов; приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении ими налогового законодательства; взимать недоимки по налогам; применяй, штрафные санкции и др. Согласно ст. 120 Таможенного кодекса РФ налоги и таможенные пошлины уплачиваются таможенному органу РФ, осуществляющему оформление товаров до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Полученные средства затем перечисляются в федеральный бюджет или бюджет субъекта РФ.

В проведении бюджетного контроля участвуют также министерства и ведомства, отделы и управления органов исполнительной власти и которые осуществляют ведомственный контроль за рациональным, эффективным и целевым использованием государственных средств и государственной собственности. Ведомственный контроль распространяется на государственные унитарные предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчиненности соответствующих министерств и ведомств. Последние несут ответственность за состояние экономики и финансов, организацию учета и отчетности подведомственных им предприятий и организаций.

Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово-хозяйственных операций; соблюдение финансовой, бюджетной, налоговой и сметной дисциплины; контроль за рациональным и целевым использованием средств, полученных от главных распорядителей бюджетных средств; выявление хищений, злоупотреблений и незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей; проверка правильности постановки бухгалтерского учета и отчетности, достоверности первичных и бухгалтерских документов и т.д.

Работниками финансово-бухгалтерских служб предприятий, учреждений и организаций осуществляется внутрихозяйственный контроль их деятельности. Особая роль при этом отводится главному бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего субъекта хозяйствования, с тем чтобы исключить возможность образования недостач, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей, хищений.

Наряду с государственным, внутриведомственным и внутрихозяйственным контролем в практике широко используется аудиторский контроль, который представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и др. Аудиторский контроль информирует заказчиков аудита о состоянии финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта и помогает ему выйти на качественно новый уровень развития, избежать многих проблем во взаимоотношениях с государственными органами, в первую очередь с налоговыми, и в конечном итоге успешно выполнить свои задачи и функции.

Добавить комментарий