Использование норм права

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 20

Понятие и признаки применения норм права

Примене­ние является особой формой реализации права. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и тре­буется вмешательство в этот процесс компетентных государ­ственных органов. В ходе реализации права часто возникают такие моменты, когда вышеназван­ные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотрен­ные правовыми нормами. Возникает необходимость в применении правакак особой формы его реализации.

Применение права — особая форма воплощения требований юридических норм в отноше­ниях людей, которая является одной из форм государственной деятельности, в ходе которойкомпетентный орган организует и контролирует соблюдение юридических норм.

Физические и юридические лица обычно самостоятель­но реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Применение права необходимо в ряде случаев:

» отношения в сфере государственного управления, когдапредусмотренные юридическиесубъективные права и обязанности непосред­ственно не вытекают из закона, не могут возникнуть и реализоваться без государственно-властной деятельности, и требуется издание компетентным органом властного реше­ния в отношении конкретного лица (например, назначение должностного лица вышестоящим долж­ностным лицом, приказ ректора о зачислении в вуз, директора — на работу и т.п.);

» отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, вы­деление земельных участков);

» отношения при разрешении споров о праве, когда имеются определенные препятствия для исполь­зования субъективных юридических прав гражданами или организациями (например, при судебных спорах, при наличии препятствий осуществления права собственности);

» отношения по привлечению к юридической ответст­венности, назначению и исполнению наказания, когда совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру наказания нарушителю (приговор суда, дисциплинарное взыскание, гауптвахта и др.) или когда юридические обязанности не исполняются доб­ровольно (например, не выполняется договор поставки);

» иные общественные отношения, когда сами граждане в силу специфики юридического действия не полномочны самостоятельно осуществлять его (решение о награж­дении отличившихся граждан).

Признаки применения норм права

1. Осуществление применения права только определенными компетентными органами (должностными лицами)

Отдельные граждане и большинство негосударственных организаций, не являются должностными лицами и специальных полномочий не имеют. Поэтому применять юридические нормы они не вправе. Применять требования правовых норм в необходимых случаях обязаны, например, суды различных уровней в рамках своих полномочий, прокурор, администрация предприятий и т.д.

2. Государственно-властный характервелений правоприменительных органов позволяет обеспечить возможность реального принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм.

Такова деятельность прокурора по осуществлению надзора за точным и неуклонным соблюдением законов.

3. Индивидуальный характер -отражение сущности правоприменительной деятельности в индивидуальном акте применения права.

Эти акты относятся к определенным жизненным обстоятельствам и конкретным субъектам права. Они рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие после реализации конкретных прав и обязанностей.

Принятие индивидуального правового решения, установление конкретных субъективных прав, юриди­ческих обязанностей, ответственности в случае их нару­шения (напри­мер, приказа о назначении на должность, приговора суда).

4.Соблюдение процессуальной формы -осуществление применения норм права в строго установленном законом порядке.

Особое значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

143. Понятие, признаки и структура системы права.

Ответ: Одним из признаков права является системность. Это не простая сумма частей; систему отличает непротиворечивость, взаимозависимость, упорядоченность ее элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а вместе они обеспечивают существование всей системы. Если какой-либо элемент выйдет из строя, приходит в негодность и вся система.

Право тоже представляет собой систему взаимосвязанных элементов: норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Каждый из них выполняет вполне определенную функцию в обществе. Взаимосвязь этих элементов права отражает понятие «система права».

Таким образом, система права — это внутреннее строение права, отражающее характер взаимосвязи его элементов (отраслей, подотраслей, институтов и норм), выделенных в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Элементы системы права связаны отношениями взаимозависимости, взаимовлияния, иерархичности. Первичным элементом системы правы является норма права — общеобязательное правило поведения, установленное государством и обеспеченное возможностью государственного принуждения. Однако для правового регулирования зачастую недостаточно одной нормы, а требуется взаимодействие комплекса правовых норм, составляющих правовой институт.

Правовой институт — это обособленная группа норм, которая регулирует однородные общественные отношения и входит в соответствующую ей отрасль права. Например, институт собственности — это комплекс норм гражданского права, регламентирующий право конкретных субъектов на определенное имущество. Право собственности сводится к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.

Определенный вид однородного общественного отношения, входящего в отрасль, регулирует подотрасль права — обособленная часть отрасли. Например, гражданское право как отрасль, регламентирующая имущественные и связанные с ним личные неимущественные отношения, включает подотрасли: вещное, обязательственное, наследственное, авторское и т.д.

Наконец, наиболее крупным элементом системы права является отрасль права — система норм, регламентирующая всю совокупность однородных общественных отношений (имущественных, управленческих, властных, семейных и т.д.).

Система права имеет ряд признаков:

o непротиворечивость (обеспечивается принципом верховенства норм конституционного права, которым не должны противоречить иные нормы);

o структурированность (направленность па регулирование определенного вида общественного отношения)

o взаимосвязь элементов (норм, правовых институтов, отраслей);

o формирование в соответствии с общественными потребностями.

Понятие «норма права»

Жизнь человека в обществе достаточно регламентирована, упорядоченна. Она протекает в соответствии с представлениями о ценностях: что благоприятно или неблагоприятно, что хорошо, а что плохо, что можно, а чего нельзя, господствующих в общественном сознании.

Даже посещение ресторана требует, чтобы вы были одеты должным образом (костюм, галстук), поскольку в одежде для игры в теннис в ресторан вас не пропустят. Это сделано в целях придать взаимоотношениям людей предсказуемый характер, позволяющий строить свое поведение в соответствии с ожидаемым поведением другою человека.

В своей жизни человек стремится к удовлетворению собственных потребностей, реализация которых заставляет вступать во взаимоотношения с другими людьми, также испытывающими различные потребности. В интересах конструктивного развития общества необходимо, чтобы удовлетворение разнообразных человеческих потребностей осуществлялось по общепринятым правилам — их называют нормами.

В обществе существует много норм, и они различаются по своему содержанию и строгости. Одни нормы отличаются своей неопределенностью и допускают возможность выбора варианта поведения (например, могу уступить место в трамвае пожилому человеку, а могу и «не заметить» его). Соблюдение одних норм контролируется теми или иными группами, к которым принадлежит человек.

Однако существуют нормы, содержание которых вполне конкретно, и нарушение их влечет за собой определенное наказание. За их соблюдением осуществляют контроль правоохранительные органы государства (полиция, суд, прокуратура, органы безопасности и т.п.). В этом случае речь идет о норме права.

Норма права, как и любая другая разновидность социальной нормы (норма морали, традиции, обычаи, религиозная норма и т.п.), представляет собой правило поведения, определяющее границы возможного, дозволенного и должного поведения индивида, организаций, государства.

Однако норма права имеет ряд признаков, которые отличают ее от других видов социальных норм:

1) является общеобязательным правилом поведения людей в обществе. Общеобязательность выражается в том, что это — государственно-властное предписание, установленное для всех людей. Правовая норма определяет общеобязательные границы возможного и должного поведения. Правовая норма указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени необходимо действовать человеку. Она задает одинаковый масштаб, равную меру свободы для всех и каждого, кто оказался в сфере ее действия. Общеобязательность нормы права выражается и в том, что она охватывает наиболее типичные, часто повторяющиеся, а не единичные социальные процессы, образцы поведения:

2) является правилом поведения, гарантированным возможностью государственного принуждения. Это отличает правовую норму от всех иных социальных норм и обеспечивает ее действенность, эффективность:

3) отличается неперсонифицированностью, т.е. обращенностью не к конкретному лицу, а к каждому гражданину;

4) характеризуется формальной определенностью — закрепляется в нормативном правовом акте (официальном документе государства). В отличие от норм морали, которые, как правило, не фиксируются в документах государства, правовая норма представляет собой детализированное и четко выраженное в письменной форме правило поведения.

Формальная определенность правовой нормы не только позволяет вычленить ее внутреннюю структуру, но и не допускает двусмысленности, возможной подмены буквы закона субъективно истолкованным духом закона. Древние римляне говорили: «Пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир».

Формально закрепленное правило поведения позволяет оперировать правом в целях упорядочения и целенаправленного воздействия на развитие общества;

5) имеет предоставительно-обязывающий характер. Она регулирует взаимоотношения между людьми через наделение одних правами и возложение на других обязанностей.

Правовая норма предоставляет, например, собственнику свободу действий по удовлетворению своих законных прав: право собственника распоряжаться принадлежащей ему собственностью, как он пожелает: он может ее продать, подарить, отдать в пользование, проиграть в карты, никто не может покушаться на ваши права собственника.

Однако норма права обязывает данного собственника совершать определенные действия, ограничивая, таким образом, его свободу. Если вы — земельный собственник и выращиваете на своем участке наркотики, а затем продаете их, ваши права собственника в этом случае ограничиваются, поскольку своими действиями вы наносите ущерб здоровью других людей.

Таким образом, правовая норма предоставляет свободу действий, направленных па удовлетворение законных прав и интересов одних, одновременно обязывает других совершать определенные действия, ограничивая их произвол;

6) характеризуется многократностью действия. Она создается для постоянного применения, и ее действие не завершается после ее использования.

Таким образом, норма права есть установленное или признанное государством общеобязательное правило поведения, обеспеченное возможностью государственного принуждения, закрепленное и опубликованное в официальных актах государства.

Структура нормы права

Появление нормы права отражало возросший уровень индивидуального сознания и культурного развития человека, его способность соизмерять условия и результаты своего поведения.

Правило поведения бессмысленно, если нет условий для его реализации. Это не способствует упорядочению взаимоотношений между людьми, не делает их взаимодействия предсказуемыми и стабильными. Такая ситуация порождает произвол сильного по отношению к слабому.

Правовая норма, будучи четко выраженным детализированным правилом поведения, связывает в единое целое условия для поведения или действия, само действие, т.е. правило поведения, и последствия, наступающие при нарушении данного правила.

Именно эти три фактора обусловили наличие внутри нормы права трех элементов:

1) гипотезы;

2) диспозиции;

3) санкции.

Взаимосвязь этих трех частей правовой нормы осуществляется по правилу «если > то > иначе», где: «если» — условия действия нормы права, «то» — содержание правила поведения, «иначе» — неблагоприятные последствия, которые наступают при нарушении правила.

В соответствии с логической структурой нормы права формируется юридическая структура, которая так же состоит из трех элементов.

Гипотеза — часть правовой нормы, указывающая на конкретные условия (жизненные обстоятельства), наличие которых позволяет осуществить правило поведения. Гипотеза придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение.

Диспозиция — часть правовой нормы, содержащая само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. Обычно диспозиция содержит права и обязанности тех, кто вступает в правоотношения.

Санкция — часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие для нарушителя правила поведения (диспозиции). Ответственность наступает за нарушение определенной нормы права.

В качестве примера рассмотрим установленную ст. 20 Конституции РФ норму «каждый имеет право на жизнь». Она означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Правом на жизнь подразумевается проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты, в которых гибнут люди. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, включая и организованную, и особенно с террористическими акциями.

Кроме того, к гарантиям права па жизнь относятся борьба с детской смертностью, развитие системы здравоохранения, обеспечение техники безопасности и предупреждение несчастных случаев на производстве, дорожно-транспортных происшествий и т.п. Данная норма содержит три компонента. Если право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека и это право охраняется законом (гипотеза), т» никто не произвольно лишен жизни (диспозиция), иначе за особо тяжкие преступления против жизни устанавливается смертная казнь (санкция). Правда, в России с 1996 г. введен мораторий па смертную казнь и суды не выносят подобных приговоров, заменяя их пожизненным заключением.

144. Отрасль и институт права.

Ответ: Определение. Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

Признаки (особенности) отрасли права. Отрасль права – это часть системы права, которая имеет:

1. свой предмет правового регулирования, т.е. вид общественных отношений;

2. особый метод правового регулирования, т.е. свой набор правовых средств воздействия на эти отношения;

3. обособленное, как правило, кодифицированное законодательство;

4. специфические правовые принципы.

Отрасль права имеет две части: общую и особенную. Первая закрепляет основы режима правового регулирования, свойственного отрасли. Вторая – обеспечивает детальную регламентацию конкретных общественных отношений. Обе части органически связаны и существовать друг без друга не могут.

Из других особенностей отрасли права называют:

— «нерасторжимость» входящих в нее институтов; особенности внутренней и внешней формы; своеобразный механизм регулирования (Д.А. Керимов);

— способность взаимодействовать с другими отраслями права на равных началах; количественная достаточность юридических норм, требующих перехода в особое, отраслевое качество (В.Н. Протасов).

Классификация отраслей права. В юридической литературе существуют несколько подходов к классификации отраслей современного права:

1. по содержанию выделяют:

— материальные и

— процессуальные отрасли;

2. по циклам:

— государственно-правовой цикл (группа отраслей);

— криминалистический цикл (группа отраслей);

— административно-правовой цикл (группа отраслей);

— цивилистический;

— процессуальный цикл (группа отраслей) (В.В. Лазарев. С.В. Липень);

3. по закрепленному интересу:

— частное;

— публичное.

4. по значимости:

— профилирующие (базовые, фундаментальные);

— специальные (специализированные);

— комплексные (С.С. Алексеев).

Профилирующие (базовые, фундаментальные) характеризуются тем, что:

— охватывают главные правовые режимы;

— имеют три уровня: а) конституционное право (базовая отрасль всей системы права); б) материальные отрасли права: гражданское, административное и уголовное; в) процессуальные отрасли;

— являются изначальными в историческом процессе развития общества;

Специальные (специализированные) отрасли отличает то, что они:

— модифицированны из фундаментальных; отраслей;

— приспособлены к особым сферам жизни общества;

— воспринимают методы правового регулирования фундаментальных отраслей.

Комплексные отрасли характеризуются тем, что соединяют разнородные институты профилирующих и специальных отраслей (хозяйственное право, природоохранительное, экономическое право, торговое, морское, право прокурорского надзора.

Правовой институт.

Определение. Правовой институт – это обособленный комплекс правовых норм, являющийся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, блок, звено отрасли. Они обладают относительной автономией, т.к. касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Особенности института права. Институт права представляет собой:

1. часть отрасли права;

2. обособленный комплекс юридических норм (в виде глав, разделов и т.п.);

3. регулирует определенную разновидность общественных отношений в рамках отраслевого вида.

Субинститут – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права.

Субинститут – составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты: а) преступления против жизни (его составляют различные виды убийств); б) против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений); в) преступления против достоинства личности (клевета, оскорбление).

Между тем, важно понимать, что далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут.

Виды институтов права. Классификация видов институтов права проводится по нескольким критериям:

1. в зависимости от характера институты подразделяются на:

— материальные (институт подряда);

— процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

2. в зависимости от сферы распространения:

— от функциональной на отраслевые (институт наследования)

— межотраслевые (институт частной собственности);

3. в зависимости роли:

— на регулятивные (институт мены);

— охранительные (институт привлечения к ответственности).

Подотрасль права – это система однородных институтов определенной отрасли права. Подотрасль – это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права, налоговое право – подотраслью финансового права, муниципальное – подотраслью административного права.

145. Предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на отрасли. Ответ: Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это те общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения — семейно-брачного права.

Вместе с тем, предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли потому, что:

1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;

2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.

Вот почему вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формально-юридическим.

Метод правового регулирования — это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Выделяют следующие основные методы правового регулирования:

— императивный — метод властных предписаний, субординации,

основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;

— диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;

— поощрительный — метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;

— рекомендательный — метод совета осуществления конкретного

желательного для общества и государства поведения и т. п.

В этой статье будет рассмотрено, благодаря каким принципам осуществляется применение норм права, стадии применения норм права, а также формы его реализации. Исходной позицией реализации правовых норм выступает законотворчество. Принимая нормативно-правовой акт, законодатель должен проследить его соответствие по отношению к принятым ранее законам и Конституции. Нормы права создаются для регулирования отношений среди субъектов права.

Применения права – определение понятия

Применение норм права – это деятельность уполномоченных органов власти, которая направлена на принятие законодательных актов путём вынесения конкретных предписаний.

Такой вид деятельности необходим в случаях невозможности полной реализации норм права. Такого рода случаи можно обобщить в несколько групп:

  • когда обязанности и права не возникают у юридических или физических лиц без постороннего вмешательства органов власти (например, призыв на службу в армию);
  • в случае если необходимо установить отсутствие или наличие определённых юридических фактов либо зарегистрировать какие-либо юридические действия (например, удостоверение копии сделки);
  • когда спор между субъектами правоотношения не может быть разрешён без вмешательства органов власти (развод с разделом имущества);
  • когда необходимо установить меру и вид ответственности для правонарушителя.

Правоприменение как разновидность правовых отношений

Так как применение норм права — это отношения между органами государственной власти и его субъектами, направленные на выявление правоприменительных отношений, законодатель не ограничивается делением правоотношений по их правотворческой и служебной роли. Из всех существующих правовых норм следует выделить такие, которые функционально предназначены для непосредственной регламентации правовой деятельности. К числу этих норм относятся отрасли права, которые реализуются в рамках процесса правоприменения.

Существуют также стадии применения норм права и их особенности, которые обладают определёнными специфическими чертами. Правоприменительные отношения прекращаются, изменяются и возникают вследствие наступления юридических фактов, которые, в свою очередь, представлены в виде юридического состава, характеризующегося публично-властными действиями.

Правоприменительные отношения – юридическая природа

Теоретиков более всего интересуют правоприменительные отношения, а также стадии применения норм права. ТГП приравнивает правоприменение к процессуальным отношениям, которые включают в себя как материально-правовую сторону регулирования, так и процессуально-процедурную.

Материальные нормы направлены на регламентацию отношений между субъектами права и органами власти. Предметом регулирования служат организационные отношения, которые складываются в процессе властной деятельности государства.

Правоприменительные отношения определяются как особая разновидность общественных отношений, в рамках которой происходит осуществление государственных полномочий, а также реализация конкретных правовых ситуаций.

Признаки

Стадии применения норм права обладают рядом признаков:

  1. Применение права подразумевает деятельность органов государства.
  2. Несут властный характер, поскольку решения принимаются посредством одностороннего волеизъявления государственного органа.
  3. Правоприменительная деятельность соответствует всем нормативным актам, а также Конституции. Необходимость соблюдать процессуальные нормы в правоприменительной деятельности вытекает из соблюдения требований государственного принуждения, а также законности. Результатом такой деятельности является вынесение конкретных предписаний, которые определяют обязанности и права участников правоотношений.
  4. Правоприменительная деятельность базируется на основе государственных правовых норм.

Применение права — стадии

Стадии применения норм права — это сложная и в то же время многоступенчатая деятельность. Законодательно выделяют 4 стадии правоприменения:

  1. Выяснение обстоятельств по делу.
  2. Установление основы по делу.
  3. Вынесение юридически значимого решения по делу.
  4. Доведение принятого решения до всех заинтересованных общественных и государственных органов и их должностных лиц.

Стадия установления обстоятельств дела

Установление обстоятельств по делу – это подготовительная стадия, благодаря которой осуществляется применение норм права. Стадии применения выражены в виде значимых фактов события, к которому применимы юридические нормы.

Фактические обстоятельства выступают в роли юридически значимых только в том случае, если правовая норма связывает с ними прекращение или изменение правоотношений, характер и размер санкций. В юридической практике они именуются главными фактами либо обстоятельствами, подлежащими доказыванию (например, факт убийства).

Полная достоверность и надлежащее юридическое закрепление – это принципы, характеризующие применение норм права. Стадии применения выражены посредством установления доказательств по делу. Доказательства – это данные касаемо фактических обстоятельств, к которым относятся доводы в спорах, логические аргументы.

Источники сведений о фактических обстоятельствах дела требуют процессуального удостоверения или закрепления. Например, протокол с перечнем предметов, обнаруженных при обыске, в обязательном порядке подписывается понятыми. Законом закреплена всеобщая доступность доказательств, но в случае их неправомерного получения, они считаются недействительными (например, незаконное прослушивание телефонного разговора).

Установление доказательств – это предварительная стадия, благодаря которой осуществляется применение норм права. Стадии применения представлены в виде логической деятельности субъектов, которая направлена на установление доказательств, их исследование и оценку.

Если при расследовании дела сразу не было выявлено всех юридически значимых фактов и событий, которые имеют отношение к правонарушению, по истечении времени сделать это будет гораздо сложнее. Чем больше обстоятельств и фактов будет выявлено на первом этапе правоприменительной деятельности, тем быстрее смогут реализоваться все последующие этапы.

Установление юридической основы дела

Установление основы по делу – это вторая стадия, благодаря которой осуществляется применение норм права. Стадии применения представляют собой структурированную деятельность органов власти, которая предполагает:

  1. Выбор нормы, которая впоследствии подлежит применению.
  2. Проверку текста нормативного акта, содержащего необходимую норму.
  3. Проверку её подлинности и закономерности действия в пространстве, по кругу лиц и времени.
  4. Уяснение содержания и смысла нормы.

Выбор нормы права осуществляется после установления характера рассматриваемых обстоятельств. Стадии процесса применения норм права прежде всего направлены на определение отрасли законодательства, которая регулирует конкретные правоотношения. После чего устанавливается вид отношений, под которые подбирается определённая норма, предусматривающая конкретную жизненную ситуацию.

Выбрав норму права, законодатель проверяет подлинность текста правового акта, где содержится предписание. Затем выясняется, какие изменения были внесены в нормативный акт. После этих действий в обязательном порядке производится «критика» правовой нормы, которая подразумевает детальную и всестороннюю проверку возможности применения нормы права к конкретному жизненному случаю. Критика, в свою очередь, подразделяется на «низшую» и «высшую».

Благодаря «высшей» критике производится проверка правомерности закона, устанавливается наличие противоречий. Также проверяется, не приостановлен ли он в действии, распространяется ли круг его влияния на возникшие правоотношения. Если норма права не проходит «высшую» критику, её применение ставится под вопрос. Нельзя применять правовую норму, которая была принята после наступления регулируемых правоотношений.

«Низшая критика» относится только к законодательному тексту. Она направлена на оценку словесного изложения нормы, а также на устранение погрешностей (машинописных или полиграфических), которые были допущены в процессе набора.

Первый этап стадии применения норм права кратко можно охарактеризовать как предварительную правовую квалификацию, по окончании которой подлежит определению круг обстоятельств по делу. Окончательная квалификация осуществляется при формулировке итогового вывода, касаемо юридических норм, которые подпадают под конкретный жизненный случай.

На последнем этапе правоприменительного процесса подлежит выяснению смысл, а также содержание законодательного акта, иными словами, осуществляется толкование правовой нормы. Такой вид деятельности осуществляют все участники правоотношений, так как нормы права носят абстрактный характер, хотя и применяются к определённому жизненному случаю. Также на этом этапе правоприменения необходимо установить все вспомогательные нормы, которые впоследствии помогут уяснить основную норму права.

Вынесение решения по делу

К завершающей стадии процесса применения норм права относится вынесение решения дела. С формальной стороны эта стадия выражена в виде умозаключения, в котором факты подлежат подведению под правовую норму. В этой ситуации суд или другой правоприменительный орган в силу своих властных полномочий применяет общие правила к сложившимся жизненным обстоятельствам.

Результатом решения дела является властное предписание или веление, которое представлено в документальной форме (акт, приговор, решение, заключение). Государственно-властное веление имеет двоякую функцию:

  1. Юридическое значение заключается в констатации или признании существования определённых фактов по делу, а также их правомерности.
  2. После принятия решения есть необходимость дополнительной деятельности компетентных органов, направленной на исполнение решения суда, которым было наложено взыскание.
  3. Решение по делу занимает подчинённое положение по отношению к остальным актам правотворчества, а также основывается на нормах права, издаваемых с целью индивидуального воздействия.
  4. Органами власти принимаются юридически значимые документы, которые характерны конкретно для этой стадии применения норм права (примеры: основной акт, закрепляющий решение по делу, и вспомогательный акт – принимаемый при установлении фактических обстоятельств в ходе судебного процесса).

Решение по делу считается одним из наиболее важных актов по двум причинам:

  • субъекты, которые принимают решение, ответствены за свои действия перед гражданами и государством;
  • решение играет решающую роль в судьбе субъектов, на которых распространяется действие нормативного акта.

Вынесение правильного решения обеспечивает:

  • укрепление законности и правопорядка в целом;
  • поддержку авторитета государства в обществе;
  • формирование уважения к закону;
  • охрану прав человека.

На практике все стадии применения права находятся в неразрывном единстве друг с другом, а также нередко выражаются посредствоом идентичных действий. В практической деятельности стадии разбирательства представлены в гражданском и уголовном производстве.

В уголовной сфере представлены такие стадии правоприменения, как:

  1. Судебное разбирательство.
  2. Предварительное следствие.
  3. Исполнение приговора.

В гражданском делопроизводстве выделяются стадии:

  1. Судебной подготовки.
  2. Рассмотрения спора.
  3. Исполнение принятого решения.

Но, несмотря на деление правоприменительных стадий по отраслям, все они преследуют единую цель – установление обстоятельств дела и принятие юридически значимого решения.

Доведение принятого решения к сведению всех заинтересованных общественных и государственных органов, а также должностных лиц

Компетентный орган занимается не только вынесением властного решения по делу, но и доводит сведения о его принятии до заинтересованных лиц. Такие действия осуществляются как после принятия решения, так и по истечении определённого временного промежутка.

Принятое решение определяет дальнейшую судьбу субъектов, фигурирующих в деле, оказывает воздействие на фактические обстоятельства по делу, устанавливает обязанности и права лиц, участвующих в производстве, закрепляет санкции по отношению к правонарушителям.

На этой стадии процесс правоприменения заканчивается, после чего наступает реализация принятого решения.

Применение права представляет особый вид деятельности компетентных органов, которая направлена на реализацию законодательных норм посредством вынесения индивидуальных предписаний.

Основные стадии применения норм права осуществляются в четыре этапа:

  1. Определение юридической основы по делу.
  2. Установление обстоятельств дела.
  3. Вынесение решения.
  4. Доведение установленного решения до сведения всех заинтересованных общественных, государственных органов, а также должностных лиц.

Все четыре стадии объединяет одна специфическая черта, которая выражается в юридической оценке всей совокупности обстоятельств по делу путём отнесения конкретного случая к необходимой юридической норме.

Правоприменение обязано соответствовать основным требованиям законности, целесообразности, справедливости и обоснованности.

Применение права – одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

Государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.

Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.

Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.

Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.

Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т.п. – такова задача субъектов правоприменения».

Субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.

В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. В силу чего правоприменительный процесс становится целенаправленным, в значительной мере огражденным от влияния случайных факторов и непродуманных решений. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

В-четвертых, применение права как самостоятельная форма реализации – сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

В-пятых, применение права – это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).

В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Все изложенное позволяет сделать вывод, что применение права – важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности.

Под применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

Можно выделить следующие стадии применения правовых норм:

1) установление фактических обстоятельств;

2) выбор и анализ юридической нормы;

3) вынесение правоприменительного решения.

На первой стадии процесса применения норм права, в ходе установления фактических обстоя тельств определяются следующие основные фак ты, Которые следуют из диспозиций норм права и влияют непосредственно на юридическую оценку жизненной ситуации. При не установлении или непра вильном установлении главных фактов принятое по делу решение должно быть отменено.

Также на этой стадии определяются вспомога тельные (иначе — факультативные) факты, которые не влияют напрямую на юридическую квалификацию и оценку содеянного. Эти факты могут также отсут ствовать. К вспомогательным фактам относят:

1) различные доказательственные факты, способные после установления судом быть доказательством обстоятельств, входящих в предмет доказывания; 2) процессуальные факты;

3) ПРОВЕРОЧНЫЕ ФАКТЫ, СПОСОБНЫЕ ПОДТВЕРДИТЬ ИЛИ ОПРОВЕРГНУТЬ ПРЕДЪЯВЛЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. ЭТИ ФАКТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДЪЯВЛЕНЫ ВМЕСТЕ С ДОКАЗА ТЕЛЬСТВАМИ. ВМЕСТЕ С ТЕМ НЕ ПОДЛЕЖАТ УСТАНОВ ЛЕНИЮ ФАКТЫ, ПРИЗНАННЫЕ ДРУГОЙ СТОРОНОЙ, ОБ-ЩЕИЗВЕСТНЫЕ И ПРЕЮДИЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ, КОТОРЫЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ РЕШЕНИЕМ ИЛИ ПРИГОВОРОМ СУДА, ВСТУПИВШИМ В ЗАКОННУЮ СИЛУ. НА ВТОРОЙ СТАДИИ, ПРИ ВЫБОРЕ И АНАЛИЗЕ ЮРИДИ ЧЕСКОЙ НОРМЫ (УСТАНОВЛЕНИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДЕЛА), ЮРИДИЧЕСКУЮ ОЦЕНКУ (ПРАВОВУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ) УСТАНОВЛЕННЫМ ФАКТИЧЕСКИМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ РАС СМАТРИВАЕМОГО ДЕЛА ДАЕТ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, НА ДАННОЙ СТАДИИ:

1) устанавливается отрасль права;

2) определяется институт права и конкретная норма права;

3) осуществляется проверка нормы, которая призва на устранить все возможные коллизии;

4) устанавливается точный смысл, толкуется содер жание и сопоставляется с другими нормами.

На третьей, главной, стадии принимается ре шение по делу. Таким образом, в ходе этой стадии:

1) происходит оценка собранных доказательств;

2) дается окончательная юридическая оценка совер шенного;

3) проходит окончательное оформление решения. Решение по каждому делу влечет за собой юриди ческие последствия.

Доказательствами называют фактические дан ные, посредством которых устанавливаются обстоя тельства, имеющие большое значение для правиль ного разрешения дел.

Требования, которые предъявляются к доказатель ствам:

1) относимость, т.е. использование сведений, которые

имеют значение для рассматриваемого дела;

2) допустимость,т.е. использование сведений, которые были получены с соблюдением процессуальной фор мы из установленных законодательством источников;

3) достоверность сведений, которые отражают все обстоятельства рассматриваемого дела;

4) достаточность сведений, которые позволят разре шить возникший юридический спор.

Можно выделить следующие виды доказательств:

1) показания подозреваемого, обвиняемого, свидете лей и потерпевшего;

2) объяснения двух сторон, а также третьих лиц;

3) установленные следствием письменные и вещест венные доказательства;

4) аудио- и видеозаписи;

5) показания и заключения, представленные экспер тизой.

РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА




Реализация права – это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

К формам реализации права относятся:

1) соблюдение норм права;

2) исполнение норм права;

3) использование норм права;

4) применение норм права.

Соблюдение норм права – это такая форма их реализации, которая заключается в воздержании субъекта права от совершения запрещенных правом деяний. Иначе говоря, это пассивная форма поведения субъекта права. Примером может служить правовое предписание, обязывающее граждан не нарушать правил уличного движения.

Исполнение норм права – это такая форма их реализации, которая требует активного поведения субъекта права по осуществлению возложенных на него обязанностей. Так, согласно трудовому законодательству, администрация предприятий, организаций обязана предоставлять всем рабочим и служащим ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Использование норм права представляет собой такую форму их реализации, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права. Примером такой формы реализации права является право на образование, которое реализуется субъектами права.

Применение норм права – это форма их реализации, осуществляемая государством в лице своих органов применительно к конкретным случаям жизни. Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершение им преступления.

К содержанию книги: Теория государства и права

Всеобщая история государства и права зарубежных стран история экономической мысли

Конституционное и государственное право зарубежных стран История государства и права

Правовые системы. Сравнительное правоведение как юридическая наука

Римское право. Законы 12 таблиц Теория государства и права

Предмет истории государства и права России

История государства и права близка к науке теории государства и права. Обе они изучают возникновение государства и права. …

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

История государства и права тесно связана с уже изученными студентами дисциплинами — Историей государства и права стран и Теорией …

Понятие финансового права. Система финансового права. Аспекты …

Большинство авторов, разрабатывающих общие проблемы теории государства и права, а также изучающих вопросы финансовой деятельности, …

Философия права принадлежит к числу основополагающих дисциплин …

Традиционно она служит теоретическим введением к ряду других юридических курсов — общей теории государства и права, истории, …

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации …

М.В.Ломоносова. Соискатель кандидатской степени в Институте государства и права РАН. Тема диссертации: «Теория разделения…
bibliotekar.ru/kodex-arbitrazh/index.htm

Историография истории государства и права России

Тем не менее, элементы предмета истории государства и права России можно найти в … наиболее влиятельным из которых был…
bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/2.htm

Бухарин. Маркс. Энгельс. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Необходима, следовательно, социологическая теория государства. … было заявлено, что «целью правителя являются в стране права, …

Применение норм права

Правовое регулирование общественных отношений государство осуществляет не только на абстрактном уровне (установлением предписаний правовых норм), но и на уровне конкретных общественных отношений (реальных жизненных ситуаций).

В общественной жизни очень часто возникает необходимость государственного вмешательства в обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений. Речь идет о правоприменительной деятельности по реализации предписаний юридических норм. Сущностью правоприменительной деятельности является разрешение юридически значимых дел. Действия правоприменяющего органа (должностных лиц) призваны содействовать реализации предусмотренных законом прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Применение норм права — это особая форма реализации права, связанная с деятельностью органов государственной власти, должностных лиц. Например, совершение правонарушения — это юридический факт, с которым закон связывает реализацию санкции правовой нормы, что является исключительной прерогативой государства.

Применение норм права имеет место и тогда, когда суд разрешает гражданский спор в связи с открытием наследства, приказ руководителя предприятия о приеме на работу гражданина, приказ ректора о зачислении абитуриентов, прошедших конкурс, в число студентов вуза. Таких примеров можно привести очень много. Во всех этих случаях речь идет о применении норм права компетентными органами государственной власти к конкретным правоотношениям в установленном процессуальном порядке.

Применение права имеет большое значение в механизме правового регулирования общественных отношений, так как для стабильного функционирования и развития общества необходимы обстоятельства, которые нужно использовать в процессе правового регулирования мер государственно-правового характера, что обосновывает потребность в специальной деятельности по применению права.

Роль и место правоприменительной деятельности в механизме правореализации обусловлены наличием объективных предпосылок, предопределяющих необходимость такой стадии. Главная цель правоприменительной деятельности — содействие в реализации субъективных прав и юридических обязанностей, а также осуществление контроля со стороны государства в лице его специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм.

В правовом государстве права и свободы человека как таковые приобретают непосредственное юридическое действие, так как они имеют «высшую ценность» по отношению к другим общественным ценностям и включены в систему конституционного регулирования. Основные права и свободы человека и гражданина являются основой для юридически обязательных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Следовательно, применение права как стадия в общем механизме осуществления прав и свобод личности должно быть направлено на защиту и обеспечение законных интересов индивида.

Применение права — это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием конкретного решения компетентным органом государственной власти. Государство определяет, в каких случаях правоприменение обязательно, каковы его границы в сфере регулирования и охраны общественных отношений, каков круг субъектов, применяющих право, и т. д.

В процессе применения норм права органы государственной власти и должностные лица осуществляют свою деятельность по управлению обществом. Применяя предписания правовых норм, государство тем самым обеспечивает установление законности и правопорядка в обществе.

Применение норм права — это властная специальная юридическая деятельность, осуществляемая компетентными органами государственной власти и должностными лицами по реализации предписаний юридических норм в четко установленном процессуальном порядке к конкретным правоотношениям индивидуального характера.

Правоприменительная деятельность имеет свои характерные особенности в механизме правового регулирования общественных отношений.

Во-первых, это властная, специальная юридическая деятельность, субъектами которой могут быть только компетентные органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения, если они на то уполномочены государством или государство признает их решения юридически значимыми.

Выделяют следующие признаки, определяющие властный характер правоприменения:

1. Правоприменительной деятельностью в пределах своей компетенции занимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения. Такова, например, деятельность суда по осуществлению правосудия или следственных органов по расследованию уголовных дел.

2. Правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных субъектов правоприменения.

3. Исполнение правоприменительных актов носит обязательный характер.

4. В необходимых случаях правоприменительные акты обеспечиваются государственным принуждением.

Правоприменительную деятельность осуществляют как органы правосудия, так и органы исполнительной власти. Судебные органы, рассматривая конкретные юридические дела, тем самым создают условия для реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Применение норм права в сфере социального управления осуществляется посредством властных действий органов исполнительной власти.

Во многих случаях возникает необходимость содействия органов исполнительной власти в реализации субъективных прав граждан. Как отмечает В.А. Туманов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии, правосудие — охраняет эти права от нарушителей, от кого бы они ни исходили, то создание необходимых материальных, организационных и иных условий (в той мере, в какой они зависят от государства) реализации прав и свобод — сфера деятельности исполнительной власти».

Необходимо отметить, что не всегда правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных органов. Так, в некоторых случаях, чтобы начать правоприменительный процесс, гражданин должен обратиться в компетентный (правомочный) орган государственной власти. Например, гражданско-правовые особенности правоприменительной деятельности предопределены в целом особенностями метода правового регулирования, диспозитивным характером подавляющего большинства юридических предписаний.

Во-вторых, право на правоприменительную деятельность субъекта сливается с его обязанностью осуществлять эту правоприменительную деятельность. Законодательство возлагает обязанность на субъектов правоприменительной деятельности заниматься этой деятельностью в силу их полномочий.

В-третьих, правоприменительная деятельность всегда связана с решением конкретного дела, жизненного случая, то есть носит индивидуальный характер. Индивидуальные правоприменительные акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, приговор суда в отношении лица, совершившего преступление, решение администрации города о выделении земельного участка под строительство жилого дома конкретному гражданину, указ Президента о награждении гражданина Почетной грамотой и др.

В-четвертых, вся правоприменительная деятельность осуществляется в четкой процессуальной форме, строго в рамках правомочий, предоставленных соответствующим субъектам. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Во многих случаях правоприменительная деятельность урегулирована процессуальным законодательством.

Например, органы судебной власти, правоохранительные органы при рассмотрении гражданских и уголовных дел руководствуются нормами гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства. Органы государственной власти и должностные лица, рассматривающие административные правонарушения, руководствуются нормами административно-процессуального законодательства. Правоприменительные органы (должностные лица) должны последовательно обеспечивать законность при рассмотрении конкретного юридического дела.

Добавить комментарий