Использование помощи населения при расследовании преступлений

Размещено на http://www.allbest.ru

План

Введение

1. Понятие и признаки преступления

2. Использование помощи населения при расследовании преступлений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Практика борьбы с преступностью свидетельствует, что наряду с другими факторами эффективность правоохранительной деятельности находится в прямой зависимости от используемых при раскрытии и расследовании преступлений средств и методов. Одним из таких средств является использование помощи населения при расследовании преступлений. Учитывая это рассмотрение темы данной работы: «Использование помощи населения при расследовании преступлений» — является весьма актуальной. Использование помощи общественности означает ее содействие следствию в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.

Потребность в использовании помощи населения при раскрытии и расследовании преступлений традиционно определяется:

1) недостатком или полным отсутствием информации о событии преступления и причастных к нему лицах: предполагаемых подозреваемых, потерпевших, очевидцах и свидетелях;

2) невозможностью получить их другим способом;

3) складывающейся следственной ситуацией.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение вопросов участия населения при расследовании и предупреждении преступлений. Объект исследования — общественные отношения, возникающие в процессе, профилактики и расследования преступлений. Предмет — организационно-правовые основы осуществления взаимодействия ОВД с населением. преступление уголовный население расследование

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных ученых по криминологии и уголовному праву, в которых раскрывается место общественности в деле предупреждения и расследования преступности. В работе использованы труды таких авторов как: Агафонов В.В., Гриненко А.В., Корноухов В.Е., Кудрявцев В.Н., Савельева М.В., Топорков А.А. и Филиппов А.Г. Нормативную базу составляют: Конституция РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты РФ.

1. Понятие и признаки преступления

Преступление является важнейшей категорией уголовного права. Все другие понятия и категории уголовного права связаны с преступлением. Наука уголовного права рассматривает преступление не как абстрактную категорию, неизменную, раз и навсегда данную, ни от чего не зависимую, а как реальную социальную категорию, тесно связанную с другими, обусловливающими ее появление и существование социальными явлениями. Рассматривая преступление подобным образом, наука уголовного права устанавливает, что преступление является исторически изменчивой категорией, которая существовала не всегда, а возникла на определенном этапе развития человеческого общества: с общественным разделением труда, образованием частной собственности, делением общества на классы, с появлением государства и права.

Преступным признается такое поведение человека, которое причиняет существенный вред, нарушает общественные отношения в государстве. В эпоху первобытнообщинного строя, когда не было государства и права, не было и понятия преступления, наказания. Если совершались какие-либо эксцессы, действия, вредные, опасные для рода и племени, отдельного лица, то с ними боролись посредством применения мер принуждения, исходящих от рода, племени, например, изгнание из рода, племени, лишение мира, лишение воды.

Понятие преступного, его содержание менялось со сменой общественно-экономических формаций, но его социальная сущность, которая определяется общественной опасностью для существующих общественных отношений, охраняемых уголовным законом, оставаясь неизменной.

Преступление характеризуется рядом обязательных признаков: к ним закон относит общественную опасность деяния, его противоправность, виновность и наказуемость. Только наличие таких признаков в совокупности характеризует правонарушение как преступление. Основной и главный признак преступления — его общественная опасность. Это объективное свойство предусмотренного уголовным законом деяния (действия и бездействия) реально причинять существенный вред охраняемым уголовным законом социальным благам или содержать реальную возможность причинения такого вреда. Общественная опасность является основным и главным признаком преступления потому, что этот признак положен в основу преступного, в основу криминализации, он служит критерием отнесения деяния к категории преступных правонарушений, то есть к преступлениям. Если деяние не содержит значительной степени общественной опасности, то оно не может рассматриваться как преступление. Степень общественной опасности деяний, признаваемых преступлениями, более высокая, значительная, чем при совершении, например, административных правонарушений.

Повышенную степень общественной опасности выражает такой признак, как причинение или создание возможности причинения деянием существенного вреда, охраняемым уголовным законом объектам. На существенность вреда, другими словами, на общественную опасность прямо указывается и при характеристике отдельных преступлений. Например, такие деяния, как злоупотребление должностным положением, самоуправство, воспрепятствование деятельности общественных объединений, признаются преступлениями, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Социальная сущность преступления состоит в его общественное опасности для правоохраняемых уголовным законом интересов (объектов).

Общественная опасность преступления обусловлена тем, что такие деяния причиняют существенный вред или создают угрозу причинения вреда важнейшим объектам уголовно-правовой охраны: личности, ее правам и свободам, конституционному строю, правопорядку и безопасности общества, собственности, природной среде. Перечень объектов уголовно-правовой охраны конкретизируется в статьях Особенной части УК. Уголовный закон в общественной опасности выделяет качественную (характер общественной опасности) и количественную (степень общественной опасности) стороны. Степень общественной опасности выражает сравнительную опасность деяний одного и того же характера. По характеру и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Общественная опасность определяется всеми признаками преступления: объектом преступления, преступными последствиями, способом совершения преступления, формой и видом вины, мотивом и целью совершения преступления, временем, местом, обстановкой его совершения.

2. Использование помощи населения при расследовании преступлений

Взаимодействие следователя с общественностью по сути своей представляет использование им помощи граждан в процессе расследования преступлений. Взаимодействие следователя с органами дознания и общественностью в расследовании диктуется прежде всего потребностями практики. Многие, особенно тяжкие преступления, представляют известную сложность для раскрытия. Преступники тщательно продумывают способы совершения преступления, применяют в процессе осуществления своей преступной деятельности новейшие достижения науки и техники. Они стараются действовать таким образом, чтобы как можно меньше оставлять следов. В ряде случаев они намеренно вводят следствие в заблуждение. Полагаться в борьбе с такого рода противоправными деяниями только на собственное умение, собственные силы и средства следователя нельзя. Сплошь и рядом этого оказывается недостаточно для установления истины.

В процессе предварительного следствия нередко возникают объективные трудности в отыскании носителей доказательственной информации. Усилиями одного следователям крайне затруднительно в короткий срок отыскать необходимых свидетелей, потерпевших. Много времени и сил уходит на поиск следователем вещественных доказательств на значительной территории, в водоемах и в других местах. В таких и им подобных случаях следователь вынужден обращаться за помощью к общественности, населению.

Взаимодействие следователя с общественностью является общим условием предварительного следствия. Сочетание возможностей уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, объединение усилий следователя и общественности в наибольшей степени способствует быстрому и полному установлению обстоятельств совершенного преступления, достижению задач правосудия. Использование помощи общественности при производстве предварительного расследования учитывается статистической отчетностью и служит одним из критерием оценки деятельности следователя.

Привлечение общественности к участию в раскрытии преступления предусмотрено ст. 128 УПК. Закон указывает на использование помощи общественности. Это значит, что общественность оказывает содействие в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, а не осуществляет ее самостоятельно. Участие общественности в раскрытии преступлений это добровольная гласная или негласная, основанная на гражданском сознании деятельность общественных организаций или отдельных граждан по оказанию помощи правоохранительным органам в раскрытии преступлений, розыске виновных лиц, в выявлении и устранении причин и условий. Участие общественности может носить единовременный характер или продолжаться в ходе всего расследования. В одних случаях следователь или оперативный работник сам привлекает общественность к содействию в расследовании, в других используют инициативу добровольных помощников, сигнализирующих о совершенных или готовящихся преступных посягательствах.

Население привлекается следователем в следующих целях:

— Обнаружение и пресечение преступлений;

— Розыск и задержание преступников;

— Выявление факторов, характеризующих обвиняемого;

— Установление потерпевших и свидетелей;

— Розыск похищенного имущества, орудий преступления, вещественных и иных доказательств;

— Проведение следственных действий;

— Устранение причин и условий, способствующих совершению преступления.

Работа с населением может носить как единичный, так и непрерывный характер. Средства (способы) привлечения населения к активному сотрудничеству:

— Обращение к населению (учащимся, пенсионерам, трудящимся) на собраниях по месту жительства, работы или учёбы;

— Обращение к объединениям граждан;

— Обращение к частным сыскным агентствам;

— Обращение по радио, телевидению, через прессу;

Следует иметь в виду, что в любом случае представителям населения нельзя поручать проведение самостоятельных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и действий, входящих в исключительную компетенцию работников милиции, выполнение действий, сопряжённых с опасностью для жизни и здоровья.

1. Помощь общественности в раскрытии преступлений может выражаться: в оказании следователю содействия в установлении обстоятельств совершенного преступления (граждане по просьбе следователя сообщают ему сведения, которыми располагают, помогают в сборе данных, характеризующих личность обвиняемого, и т.д.; в обнаружении носителей доказательственной информации, могущих быть вещественными доказательствами; в представлении доказательств и т.д.

2. Взаимодействие следователя с общественностью в розыске лица, совершившего преступление, осуществляется в преследовании преступника по свежим следам, задержание и доставление его к следователю, в совместном (под руководством следователя) проведении розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения обвиняемого (подозреваемого), скрывшегося от следствия; участии в различного рода мероприятиях, преследующих цель установления и задержания лица, совершившего преступление.

3. Использование помощи общественности в выявлении причин преступления и условий, способствовавших его совершению, имеет важное значение в решении задач уголовного судопроизводства. Используя помощь общественности, следователь может более глубоко разобраться в причинах противоправного деяния, полнее выявить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и лиц, виновных в возникновении этих обстоятельств.

4. Активную помощь может оказать общественность в реализации намеченных следователем мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Задачей органов предварительного следствия является не эпизодическое, не от случая к случаю использование помощи общественности в расследовании, а установление прочных связей и деловых контактов с населением, постоянное сотрудничество с наиболее активной его частью. Важная роль в деятельности следственного аппарата принадлежит общественным помощникам, а также внештатным сотрудникам полиции.

Результативность взаимодействия следователя и оперативного работника с общественностью достигается при соблюдении следующих условий:

1) строгое выполнение требований закона;

2) недопустимость делегирования представителям общественности процессуальных функций;

3) использование помощи общественности в качестве вспомогательного средства и на строго добровольных началах;

4) привлечение общественности с учетом обстановки, складывающейся при расследовании конкретного дела;

5) недопустимость использования заинтересованных в деле лиц;

6) тщательный инструктаж и контроль действий представителей общественности;

7) возмещение материальных затрат или ущерба, понесенного конкретными представителями общественности;

8) своевременное моральное, а также материальное поощрение общественников, выполнивших данное им поручение.

Успех взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью во многом зависит от правильного руководства взаимодействием со стороны руководителя органа внутренних дел, начальника следственного отдела и начальника органа дознания. Начальник следственного отдела осуществляет ведомственный процессуальный контроль за правильностью, законностью взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью. Он принимает необходимые меры к поддержанию взаимодействия следователя с органами дознания на должном уровне, участвует в подборе общественных помощников следователей, оформлении их. Начальник следственного отдела анализирует состояние указанного вида деятельности, выявляет положительные и отрицательные тенденции, обеспечивая всемерное распространение первых и устранение вторых. В необходимых случаях принимает участие в обсуждении данных, полученных оперативным путем, а также в мероприятиях по их реализации. Начальник следственного отдела оказывает методическую помощь следователю в организации взаимодействия с органами дознания и общественностью, использовании наиболее рациональных способов и средств привлечения общественности к участию в расследовании.

Начальники органов внутренних дел призваны обеспечить эффективное взаимодействие следователей с органами дознания, а также общественностью по каждому уголовному делу. Они несут полную ответственность за правильную организацию взаимодействия. В этих целях руководители органов внутренних дел способствуют деловому сотрудничеству различных служб, установлению необходимых контактов с общественностью. Они следят за тем, чтобы, с одной стороны, следователи не перелагали своей работы на органы дознания, а с другой — чтобы органы дознания не превышали своих полномочий, не вмешивались в деятельность следователей. Министры внутренних дел, начальники управлений внутренних дел краев и областей, начальники органов внутренних дел на транспорте и начальники горрайорганов внутренних дел организуют планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий аппаратами следствия и дознания по преступлениям, представляющим большую общественную опасность и сложность для раскрытия, принимают необходимые меры к реализации намеченных поручений и указаний следователей. Руководители органов внутренних дел в силу своего должностного положения имеют большие возможности в организации использования для раскрытия преступления средств массовой информации, мобилизации большого числа людей для производства отдельных видов следственных действий по приостановленному уголовному делу, осуществляемых в розыскных целях.

Несмотря на то, что большая часть обвиняемых, скрывавшихся от следствия, своевременно разыскивается и привлекается к уголовной ответственности, руководителям органов внутренних дел известно, что в розыскной работе следственных и оперативных аппаратов имеются некоторые недостатки. Не всегда в случаях избрания меры пресечения, не связанной с лишением свободы, об этом информируются участковые инспекторы, отделы кадров по месту работы обвиняемого, паспортные столы, военкоматы. В ныне существующей системе учета преступления, совершенные лицами, скрывшимися от следствия, почему-то считаются раскрытыми. Это приводит к тому, что работники органов дознания нередко самоустраняются от осуществления необходимых мероприятий по розыску скрывшихся обвиняемых. Представляется, что данная система нуждается в некотором изменении. До тех пор, пока по делу ведется следствие, его нельзя считать раскрытым, даже если кому-нибудь из подозреваемых избрана мера пресечения или предъявлено обвинение.

Сущность взаимодействия при розыске скрывавшегося обвиняемого заключается в том, что:

1) оно может осуществляться как в процессе предварительного расследования, так и по приостановленному уголовному делу;

2) при его осуществлении деятельность следователя и органа дознания направлена на установление местонахождения лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, независимо от того, скрылся обвиняемый до или после предъявления ему обвинения;

3) правовым основанием для организации розыска является соответствующее постановление следователя о поручении розыска органу дознания. Такое постановление может быть вынесено в процессе предварительного расследования, а также и одновременно с приостановлением уголовного дела;

4) следователь и по его поручению работник органа дознания до приостановления уголовного дела вправе осуществлять необходимые розыскные и следственные действия, направленные прежде всего на проверку сообщения о неизвестности местонахождения обвиняемого; во-вторых, на осуществление взаимосвязанных мероприятий по розыску скрывшегося обвиняемого;

5) после приостановления уголовного дела следователь и работник органа дознания вправе осуществлять только розыскные действия, которые проводятся на основе совместно разработанного плана.

Заключение

Следователь в процессе расследования может использовать помощь граждан для раскрытия преступления, розыска лиц его совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений. К процессуальным формам участия граждан в расследовании преступлений относятся: представление доказательств по делу (ч. 2 ст. 70 УПК), дача письменного поручительства за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого к следователю и прокурору (ст. 94 УПК), участие в следственном действии в качестве понятого.

В следственной практике используются внепроцессуальные формы привлечения граждан к участию в расследовании преступлений. Следователь вправе обратиться к населению через печать, радио, телевидение с просьбой

сообщить сведения о совершенном преступлении, о личности подозреваемого и других обстоятельствах дела. В необходимых случаях граждане могут быть привлечены к производству действий, требующих большого числа участников, например осмотру обширной территории, поиску скрывающегося на местности подозреваемого и др.

Своевременное и тактически правильное привлечение общественности к расследованию и предупреждению преступлений — эффективное средство повышения качества следственной деятельности, изобличения виновных лиц, устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Гражданский кодекс РФ. ч.2 от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 30.01.2014).

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.02.2014).

4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (редакция от 03.02.2014).

5. Федеральный закон от 12 августа 1995?№ 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (редакция от 21.12.2013).

Научная и учебная литература:

6. Агафонов В.В. Криминалистика. Крат. курс лекций.-М: Юрайт, 2013.-184с.

7. Гриненко А.В. Руководство по расследованию преступлений. Гриф МВД РФ.- М: Норма, 2013.- 768 с.

8. Корноухов В.Е. Методика расследования преступлений: теоретические основы.- Москва: Норма, 2012.- 224 с.

9. Краткий курс по криминалистике. Учеб. пособ.-М: Окей книга, 2013.- 112с.

10. Криминалистика. Учебник//под ред. Топоркова А.А.-М: Риор, 2013.- 464с.

11. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью.-М: Наука,2013.-366с.

12. Савельева М.В. Криминалистика.- Москва: Дашков и Ко , 2013.- 608 с.

13. Филиппов А.Г. Криминалистика. Учебник для бакалавров. Гриф УМО.- Москва: Юрайт, 2013, 466 с.

Размещено на Allbest.ru

Участие граждан в уголовном судопроизводстве осуществляется в следующих основных формах:

1.непосредственное привлечение общественности к раскрытию преступлений, в том числе:

-сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, послужившее поводом для возбуждения уголовного дела;

-как личное поручительство, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, залог, наблюдение командования воинской части;

2.участие в судопроизводстве представителей общественных организаций и трудовых коллективов;

3.участие в судебном разбирательстве в качестве присяжных заседателей.

Принцип всесторонности, полноты и объективности.

В соответствии с УПК РФ прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, обязаны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

Полнота– это требование, обращенное к исследованию доказательств. Оно означает получение необходимой совокупности доказательств, необходимой для принятия решения по делу.

Объективностьпредполагает непредвзятое, беспристрастное исследование как уличающих, так и оправдывающих, как отягчающих, так и смягчающих вину обвиняемого обстоятельств. В целях обеспечения незаинтересованности закон устанавливает обстоятельства, исключающие возможность участия в деле судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика ( ст.61 УПК РФ).

Свобода оценки доказательств.

В соответствии с этим принципом судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы

( ст.17 УПК РФ).

Принцип права на обжалование процессуальных действий и решений.

Данные принцип ( ст. 19 УПК РФ) предусматривает, что каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном законом. Обжаловать действие ( бездействие) и решение суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя вправе любой из участников уголовного процесса.

Тема 1.4 Уголовное преследование. Реабилитация. – 2 часа

Сегодня наиболее широкое применение в правоохранительной практике имеют следующие формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями, участвующими в охране правопорядка:

1. Обмен информацией о состоянии общественного порядка и общественной безопасности. Эта информация необходима для определения актуальных задач по предупреждению и пресечению правонарушений, планирования работы, повышения ее эффективности и оценки конечных результатов. Объем и содержание информации, которой органы внутренних дел обеспечивают общественные формирования, определяются руководителями соответствующих органов внутренних дел.

2. Совместное планирование и проведение мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, по предупреждению и пресечению правонарушений.

3. Оказание органами внутренних дел содействия и поддержки общественным формированиям в выполнении возложенных на них задач в сфере правопорядка.

4. Обучение сотрудниками органов внутренних дел членов общественных формирований методам и формам предупреждения и пресечения правонарушений; проведение с ними работы по правовому обучению; оказание методической и иной помощи в планировании и учете их работы.

5. Направление органами внутренних дел материалов о правонарушениях в общественные формирования для рассмотрения и принятия соответствующих мер общественного воздействия к правонарушителям.

6. Передача общественными формированиями материалов о правонарушениях в органы внутренних дел, если при рассмотрении дела о правонарушении общественное формирование придет к убеждению о необходимости привлечения правонарушителя к уголовной или административной ответственности.

7. Сотрудничество граждан с органами внутренних дел в охране правопорядка на договорно-возмездной основе за счет средств органов внутренних дел.

Органы государства оказывают поддержку общественным объединениям в их социально полезной деятельности.

Деятельность ряда общественных объединений непосредственно связана с профилактикой правонарушений, охраной правопорядка. Так, общественные воспитатели несовершеннолетних оказывают помощь родителям или лицам, их заменяющим, в воспитании несовершеннолетних в духе уважения законов и правил общежития. Общественные воспитатели работают в тесном контакте с членами комиссий по защите прав несовершеннолетних, педагогическими коллективами, администрацией предприятий и учреждений по месту работы несовершеннолетнего, с органами внутренних дел (полицией), с общественными организациями по месту учебы или жительства несовершеннолетнего, с врачами и другими специалистами.

Добавить комментарий