Исправительно трудовые учреждения СССР

1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система

История Советского государства начала второй половины XX столетия характеризуется глубокими демократическими процессами, связанными с осуждением государственной политики и практики незаконных массовых репрессий в сфере уголовных наказаний и их реализации на протяжении 30-х — начала 50-х годов.

В конце 50-х годов ликвидируются исправительно-трудовые лагеря — становой хребет системы массового использования, часто в нечеловеческих условиях, труда заключенных. В условиях последовательного отказа от уголовной репрессии как основной меры борьбы с преступностью и государственного принуждения, укрепления законности формируется новая система уголовных наказаний и их исполнения.

В сфере исполнения уголовных наказаний утверждаются исправительно-трудовые колонии различных видов режима, обеспечивающих условия содержания осужденных с учетом тяжести и общественной опасности совершенных ими преступлений, индивидуальных особенностей личности преступника.

Эти изменения находят отражение в принятии новых законодательных актов, структурных преобразованиях в сфере исполнения лишения свободы. Примером тому может служить постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1958 г. № 1334, утвердившее новое Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР.

В Положении определены основные задачи мест заключения, закреплены средства воздействия на заключенных и их содержание, виды исправительно-трудовых колоний, порядок и условия содержания заключенных в зависимости от вида режима колоний. Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах внесло существенные изменения в структуру мест заключения, в соответствии с которыми в исправительно-трудовых колониях были установлены три вида режима: общий, облегченный и строгий.

Применение указанных видов режима зависело от тяжести совершенных заключенными преступлений, степени их общественной опасности, наличия прежних судимостей, а также поведения заключенных в период отбывания наказания. При условии обеспечения надежной изоляции заключенных допускалось наличие в пределах одной исправительно-трудовой колонии подразделений с различными режимами: общим, облегченным и строгим.

В 60-е годы дальнейшая разработка правовых основ деятельности мест лишения свободы и их структурных преобразований связана с принятием постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 апреля 1961 г. «О мерах по улучшению деятельности органов Министерства внутренних дел». В связи с этим Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 9 сентября 1961 г. утвердил новое «Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел РСФСР».

Вводится новое деление исправительно-трудовых колоний по видам режима: ИТК общего режима, ИТК усиленного режима, ИТК строгого режима и НТК особого режима. Для исправительно-трудовых колоний всех видов режима устанавливалось единое правило: заключенные Должны содержаться под стражей и надзором, подвергаться обыску, их корреспонденция — цензуре, посылки и передачи — досмотру.

В системе мест заключения сохранялись тюрьмы общего и строгого режимов.

Дальнейшее совершенствование содержания исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы связано с созданием в 1963-1964 гг. в системе исправительно-трудовых учреждений министерств охраны общественного порядка (МООП) союзных республик нового вида колоний — колоний-поселений. Главная цель организации колоний-поселений закреплена в Указе Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 г. «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления», — совершенствование работы по исправлению и перевоспитанию осужденных к лишению свободы и закреплению результатов перевоспитания.

Складывающаяся годами практика регулирования деятельности мест лишения свободы подзаконными нормативными актами в условиях формирования правового государства вступила в явное противоречие с реальной действительностью. Поэтому закономерным в развитии и совершенствовании действующего законодательства в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы явилось обращение к его кодификации.

Принятие в 1969 г. Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик стало значительной вехой в развитии нормотворческой деятельности и практики системы исполнения уголовных наказаний в Советском государстве. Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик создали реальную правовую базу для развития республиканского исправительно-трудового законодательства. В течение 1970-1971 гг. во всех союзных республиках были приняты исправительно-трудовые кодексы. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР был введен в действие с 1 июня 1971 г.

В дальнейшем отдельные стороны деятельности органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, регулировались указами Президиума Верховного Совета СССР, президиумов верховных советов союзных республик. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1981 г. были внесены изменения в ч. 1 ст. 31 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми в ИТУ вводилось всеобщее обязательное среднее образование осужденных из числа молодежи и обязательное общеобразовательное восьмилетнее обучение осужденных, не достигших 40-летнего возраста.

Центральным органом управления местами заключения до 1960 г. являлось Министерство внутренних дел СССР. После упразднения в январе 1960 г. МВД СССР эту функцию выполняло в Российской Федерации МВД РСФСР, в составе которого в качестве отраслевых органов управления выступали Главное управление местами заключения и Отдел детских трудовых и воспитательных колоний.

Положение о Главном управлении местами заключения, объявленное приказом МВД РСФСР № 122 1961 г., определило основные его задачи и функции по обеспечению реализации советской исправительно-трудовой политики, применению норм закона в процессе исполнения уголовного наказания с целью исправления и перевоспитания осужденных.

Управленческая деятельность ГУМЗ МВД РСФСР не охватывала все сферы функционирования мест лишения свободы. В той или иной мере свое влияние на деятельность органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и ее эффективность оказывали другие функциональные службы МВД РСФСР: Управление внутренних войск, внутренней и конвойной охраны, Первый специальный отдел, Оперативно-техническое управление, Медицинский отдел Хозяйственного управления, Управление военного снабжения, Отдел капитального строительства, Управление кадров и учебных заведений, Планово-финансовое управление.

После очередной реорганизации деятельности органов внутренних дел и воссоздания в 1966 г. МООП (с 1968 г. — Министерства внутренних дел) СССР приказом министра от 25 марта 1970 г. № 90 было утверждено новое Положение о Главном управлении исправительно-трудовыми учреждениями МВД СССР, в котором изложены основные задачи этого органа, объем его функций, механизм их реализации с участием других служб министерства.

В 1968 г. в качестве самостоятельного структурного подразделения центрального аппарата МВД СССР образуется Главное управление лесных исправительно-трудовых учреждений (ГУЛИТУ). В условиях существования двух главных управлений — ГУИТУ и ГУЛИТУ МВД СССР — весьма сложно вести разговор об обеспечении единой исправительно-трудовой политики в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Ибо деятельность ГУЛИТУ МВД СССР регламентировалась особым Положением, утвержденным приказом министра внутренних дел СССР от 17 марта 1970 г. № 096 (дополнения внесены приказом МВД СССР от 4 ноября 1978 г. № 0599).

Сравнительный анализ функций ГУИТУ и ГУЛИТУ МВД СССР в обеспечении основных направлений деятельности подведомственных исправительно-трудовых учреждений в основном свидетельствует о совпадении их содержания. Однако в функциях ГУЛИТУ МВД СССР предпочтение отдается обеспечению решения задач в областях организации производства, капитального строительства, планирования и финансирования, сбыта и материально-технического снабжения.

На протяжении 60-80-х годов подготовка и переподготовка кадров системы исполнения уголовных наказаний признавались приоритетным направлением в деятельности МВД СССР. В этих целях постепенно была сформирована комплексная система повышения профессиональной квалификации, которая включала в себя проведение всесоюзных, зональных и республиканских семинаров-совещаний, научно-практических конференций, слетов лучших работников исправительно-трудовой системы, обобщение и распространение передового опыта, подготовку и направление на места методических пособий и рекомендаций, обзорных писем и др.

С участием центральных органов системы исполнения уголовных наказаний создавались и финансировались стационарные ведомственные учебные заведения, в их числе и по повышению квалификации кадров ИТУ.

В качестве головного учебного заведения в системе переподготовки кадров и повышения уровня их профессиональных знаний выступал Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников ИТУ МВД СССР, работавший под непосредственным руководством ГУИТУ МВД СССР. Со дня его создания в 1977 г. и по 1990 год на его базе прошли обучение 42 505 работников ИТУ 170 должностных категорий. В институте была создана уникальная учебно-методическая экспериментально-выставочная база, не имеющая аналогов в мировой пенитенциарной практике.

В системе исполнения уголовных наказаний Советского государства формированию аппарата идеологического воздействия, и прежде всего политического воспитания, придавалось первостепенное значение. В качестве непосредственных организаторов и исполнителей этой работы выступали политические органы ИТУ: политический отдел ИТУ МВД СССР и политический отдел ЛИТУ МВД СССР, политические отделы ИТУ МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов, политические отделы ЛИТУ, политические части мест заключения МВД автономных республик, УВД крайоблисполкомов.

Аналогов подобной практики не было и, по всей вероятности, не будет в обозримом будущем в мировом пенитенциарном деле. Организационно-правовой основой их деятельности стало Положение о политических органах мест заключения МВД Российской Федерации, утвержденное решением Бюро ЦК КПССС по РСФСР 24 февраля 1961 г.

Страницы: 1 2 3

1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система — страница 2

Постановлением ЦК КПСС от 31 марта 1988 г. «О создании единой структуры политических органов в системе МВД СССР» было утверждено новое Положение о политических органах в системе Министерства внутренних дел СССР, в соответствии с которым политические органы ИТУ теряли самостоятельность, видоизменяли свои функции и входили составной частью в структуру соответствующих политических органов МВД-УВД; политические отделы ИТУ и ЛИТУ МВД СССР упразднялись.

В связи с этим упразднение политических органов МВД-УВД в начале 90-х годов в связи с департизацией и деполитизацией правоохранительных органов прошло незаметно для системы исполнения уголовных наказаний.

В роли среднего управленческого звена в системе ГУИТУ МВД СССР выступали: в союзных республиках — Главные управления ИТУ МВД (Украинская ССР, Казахская ССР), управления ИТУ МВД союзных республик; в автономных республиках, краях и областях — управления, отделы ИТУ МВД-УВД; в системе ГУ-ЛИТУ МВД СССР — управления лесных ИТУ.

К концу 80-х годов среднее управленческое звено системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы представляли: два главных и 12 управлений ИТУ МВД союзных республик, 40 управлений и тридцать отделов ИТУ МВД автономных республик, УВД крайоблисполкомов РСФСР, 18 управлений лесных ИТУ.

В составе ГУИТУ МВД Украинской ССР функционировало девять управлений и 16 отделов ИТУ УВД облисполкомов; ГУИТУ МВД Казахстанской ССР — одно управление и 16 отделов ИТУ УВД облисполкомов; УИТУ МВД Белорусской ССР — шесть отделов ИТУ УВД облисполкомов.

В качестве прямого начальника, обладающего реальной властью в отношении учреждений, входящих в состав УИТУ-ОИТУ, выступали заместитель министра внутренних дел соответствующей союзной, автономной республики, заместитель начальника УВД, курирующие службу исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Отработанный годами стереотип организационных структур среднего управленческого звена системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы проявил себя и после реорганизации УИТУ в Службу по исправительным делам и социальной реабилитации МВД-УВД. В данном случае произошло лишь изменение названий служб и их подчиненности при сохранении в основном прежних функций.

В Советском государстве непосредственное исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы осуществляли исправительно-трудовые учреждения, главным образом исправительно-трудовые колонии. Исправительно-трудовая колония являлась сложным социально-правовым государственным институтом, главными задачами которого Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР 1961 г. определяло: обеспечение отбывания осужденными наказания по приговорам судов в точном соответствии с исправительно-трудовым законодательством, исправление и перевоспитание осужденных с целью подготовки их к честной трудовой жизни, предупреждение совершения новых преступлений.

Кроме того, государство возложило на исправительно-трудовые колонии выполнение задач народно-хозяйственного назначения. В конце 80-х годов на территории РСФСР было дислоцировано 85 колоний общего режима, 100 — усиленного, 198 — строгого, 24 — особого режимов, 40 колоний — поселений и 13 тюрем. Кроме того, исправительно-трудовая система включала 60 воспитательно-трудовых колоний и 174 следственных изолятора.

Законодатель в зависимости от степени общественной опасности и тяжести совершенных преступлений, наличия судимостей за ранее совершенные преступления, личности преступника установил перечень режимов исправительно-трудовых колоний для содержания различных категорий осужденных. Согласно ст. 61 ИТК РСФСР этот перечень включал исправительно-трудовые колонии общего, усиленного, строгого, особого видов режима, колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, колонии-поселения.

В части содержания основной массы осужденных в исправительно-трудовых колониях замысел законодателя был успешно реализован. В 1970 г. — 87,1%, в 1975 г. — 84,7%, в 1979 г. -85,2% мужчин, осужденных к лишению свободы, отбывали наказание в исправительно-трудовых колониях. Подобное соотношение сохранилось и в 80-х годах.

Стремление повысить эффективность исправительно-трудового процесса на основе внедрения научных положений и рекомендаций вызвало необходимость внесения изменений в структуру и штаты колоний. Так, в соответствии с указаниями МВД СССР в течение 1975-1979 гг. на базе передовых исправительно-трудовых учреждений было создано 28 штатных методических кабинетов, в том числе: в колониях общего режима — 7, усиленного — 8, строгого — 6, особого — 2, колонии-поселении — 1, ВТК — 2.

Практика советских исправительно-трудовых учреждений на протяжении длительного периода времени вела поиск наиболее оптимальных форм официальной среды осужденных с тем, чтобы наиболее эффективно использовать предусмотренные законом формы, методы и средства психолого-педагогического воздействия на личность.

В качестве наиболее удачной формы организации среди осужденных был признан отряд; его настоящее рождение, становление и развитие связано с изданием приказа МВД СССР от 14 июня 1957 г. № 0375 об утверждении «Временного положения о начальнике отряда».

Приказом МВД РСФСР № 421 1960 г. устанавливается штатная численность осужденных в отрядах исправительно-трудовых колоний: колония облегченного режима — 110 — 120 человек; колония общего режима для содержания менее опасных преступников — 110 — 120 человек; колония общего режима для содержания преступников, совершивших тяжкие преступления, — 90 — 100 человек; колония строгого режима — 75 человек; колония спецстрогого режима — 50 человек

В Положении о начальнике отряда заключенных в исправительно-трудовых колониях, утвержденном приказом МВД РСФСР от 9 марта 1962 г. № 130, подчеркивалось, что задача по перевоспитанию осужденных к лишению свободы может быть выполнена лишь при правильной постановке индивидуальной воспитательной работы с каждым заключенным. Для ее успешной организации наиболее подходящими организационными формами среди осужденных признавались отряды, комплектование которых осуществлялось по производственному принципу.

В Положении определена максимальная численность осужденных в каждом отряде с учетом режима отбывания наказания колонии. В исправительно-трудовых колониях общего и усиленного режима эта численность не должна превышать 100 человек, строгого — 85 человек и особого — 50 человек. Впервые на ведомственном уровне закрепляется принцип: «отряд — центр воспитательной работы с заключенными», а начальник отряда объявляется воспитателем и их непосредственным начальником, на которого возлагается ответственность за их исправление.

Приказ МВД СССР № 370 1971 г. закрепил основы формирования отрядов: безусловный учет индивидуальных особенностей осужденных, их возраста, образования, характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений. Было установлено, Что нормальное функционирование отряда должно обеспечиваться стабильностью его состава, а также организацией работы, как правило, на одном производственном объекте и в одну смену.

Приказ МВД СССР № 320 1982 г. в основу формирования отряда закладывает принцип педагогической, режимной и производственной целесообразности. Уточняется принцип комплектования осужденных в отрядах: их распределение по отрядам производится комиссией с учетом индивидуально-психологических, социально-демографических, криминологических и иных особенностей личности, а также имеющейся специальности и видов работ, выполняемых осужденными отрядов.

Для вновь поступивших в исправительно-трудовое учреждение осужденных перед их распределением по отрядом организуется специальная подготовка в условиях строгой изоляции от основной массы осужденных — карантин. Приказ подтвердил и закрепил как обязательное условие организации трудового использования осужденных принцип «отряд — смена».

Развитие системы исполнения уголовных наказаний в целях обеспечения эффективности и законности ее деятельности вызывало необходимость научного определения и законодательного закрепления содержания основных средств процесса исправления и перевоспитания осужденных. Одним из таких средств исправительно-трудового воздействия закон назвал режим отбывания наказания.

В качестве основного документа, определяющего содержание режима и порядок его обеспечения, выступал ведомственный нормативный акт — Правила внутреннего распорядка ИТУ.

История развития пенитенциарной системы со всей очевидностью подтверждает непреходящее значение труда в формировании личности преступника, отвечающей элементарным требованиям общежития.

Труд в исправительно-трудовых учреждениях признавался законом (ст. 27 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик) обязанностью осужденных. Причем эта обязанность исключала применение в отношении их труда понятия «принудительный или обязательный труд», ибо этот термин согласно Конвенции МОТ № 29 о принудительном труде 1930 г. не включает в себя «всякую работу или службу, требуемую от кого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производится под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, кампаний или обществ».

Обязанность осужденных трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом, подтверждена также Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (ст. 76.2).

Государство, провозглашая и закрепляя в законе принцип обязательности труда осужденных, естественно, берет на себя обязательство обеспечить создание условий для их общественно-полезного, производительного труда. Практика сегодня не подтверждает наличия такого механизма, который позволял бы местам лишения свободы решать в полном объеме проблемы создания условий для труда осужденных и их полного трудового использования.

Напротив, государство стремилось получить определенные выгоды от использования труда осужденных в промышленно-хозяйственной деятельности системы ИТУ. Из ежегодной прибыли предприятий ИТУ, которая составляла в 1989 г. около 900 млн. руб., в государственный бюджет было изъято 65%. Для предприятий ИТУ устанавливались самые низкие фонды материального поощрения: всего около 6% к фонду оплаты труда.

Проблемы труда в ИТУ рассматривались как проблемы ведомственные, а не общегосударственные. На протяжении десятилетий из-за непредоставления работы тысячи осужденных оставались без заработка. В 1979 г. были полностью обеспечены работой только 88,4%, в 1989 г. — 91,9% осужденных. При этом многие осужденные были заняты на работах, не требующих профессиональных знаний и навыков, однако существенно влияющих на показатели вывода осужденных на оплачиваемые работы.

Вместе с тем, несмотря на трудности в материально-финансовом обеспечении, производственная база ИТУ постоянно развивалась и укреплялась, хотя и не такими темпами, которые требовали интересы дела. При организации труда осужденных преимущество отдавалось собственному производству. Если в 1970 г. в системе ИТУ функционировало 721 предприятие, в числе которых 458 находились в ведении МВД СССР, то к 1983 г. уже было создано 819 промышленных предприятий, из которых только 313 были подчинены МВД союзных республик.

Стоимость основных промышленно-производственных фондов в 1982 г. составляла 1,9 млрд. руб., годовой объем промышленного производства — 7,8 млрд. руб. В течение 1976-1980 гг. на предприятиях ИТУ были созданы дополнительные рабочие места, позволившие занять трудом 100 тыс. осужденных. На предприятиях ИТУ с собственным производством в числе работающих было занято трудом: в 1970 г. — 69,3%; 1975 г. — 72,0%; в 1982 г. — 71,8% осужденных.

Наряду с созданием производственной базы, условий для производительного труда осужденных особое значение в ИТУ приобретало формирование производственных отношений на основе обеспечения материальной и моральной заинтересованности осужденных в результате своего труда. Действующая в 60-80-е годы система организации труда и трудового использования осужденных главным образом обеспечивала народно-хозяйственные интересы государства.

Страницы: 1 2 3

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Молчанов Н.А. 1 Вербицкая Н.О. 1 1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» Статья посвящена актуальной на сегодняшний день социально-экономической проблеме развития кад-рового потенциала лесной отрасли за счет привлечения труда осужденных. Рассматриваемая проблема имеет исторический характер, и проведенный авторами анализ позволяет сделать выводы о перспекти-вах освоения осужденными высокотехнологичных видов оборудования в процессе получения среднего и высшего профессионального образования. Исторический анализ демонстрирует взаимосвязанное разви-тие содержания профессионального обучения осужденных с техническим оснащением отрасли лесозаго-товок. Современные технологии, применяемые в лесной отрасли, требуют кардинального обновления системы профессиональной подготовки в направлении создания единой экономико-образовательной системы в лесных учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности. Получение исправи-тельными учреждениями законодательной возможности безвозмездного использования лесных участков согласно ФЗ-32, по-новому ставит задачу формирования кадрового потенциала среди осужденных. Необ-ходимо исторически преемственное инновационное развитие системы профессиональной подготовки осужденных в целях обеспечения устойчивого лесоуправления. 170 KB лесных исправительных колониях. профессиональное образование в исправительно-трудовых лагерях профессиональная подготовка 1. Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1961. — № 37. — С. 556. 2. Детков М.Г., Шамсунов С.Х., Алексушин Г.В., Ященко П.В. Уголовно-исполнительная система. 125 лет / Объединенная редакция УИС Минюста России, 2004. — С. 166-167. 3. Детков М.Г., Шамсунов С.Х., Алексушин Г.В., Ященко П.В. Уголовно-исполнительная система . 125 лет / Объединенная редакция УИС Минюста России, 2004. — 236 с. 4. Журавлев Л.Е., Журавлев Е.П. В едином строю (История Главспецлеса) / Российский Совет ветеранов ФСИН. — М., 2008. — 110 с. 5. Журавлев Л.Е., Журавлев Е.П. В едином строю (История Главспецлеса) / Российский Совет ветеранов ФСИН. — М., 2008. — С. 118-119. 6. Кокурин А.И. ГУЛАГ (Главное управление лагерей) 1917-1960 / Междунар. фонд «Демократия». — М. : Материк, 2000. 7. Краткий автомобильный справочник НИИАТ.- изд. 10-е, перераб. и доп.- М. : Транспорт, 1985.- 70с. 8. Мазур Л.Н. Край ссылки: особенности формирования и развития системы расселения на Урале в 1930-1950-е гг. // Документ. Архив. История. Современность. Вып. 2. — Екатеринбург, 2002. — С. 176-206. 9. Пивоваров Н.С. История механизации лесозаготовок // Российская лесная газета. — 2007. — № 25 от 15.06. — 5 с. 10. Приказ МВД СССР от 15 декабря 1958 г. № 990 с объявлением «Положения об ИТК и тюрьмах МВД СССР». 11. Силаев Г.В., Баздырев Н.Д. Тракторы для лесного хозяйства : учебное пособие. — М. : МГУЛ, 2002. — 46 с. 12. Толстоброва Л.А. От лесных лагерей… Записки северного края. — Екатеринбург : VIP-Урал, 2008. — 8 с.

Образование осужденных является одной из научно-педагогических проблем, которые вызывают многочисленные дискуссии ученых во всем мире. Спектр проблем фокусируется вокруг ряда аспектов, общих для многих стран: от общей грамотности осужденных до экономических эффектов и рисков среднего и высшего профессионального образования заключенных.

В статье поднят вопрос о профессиональном образовании осужденных в лесной отрасли, имеющий глубокие исторические корни, которые закономерным образом перерастают в современные экономические тенденции. Объектом анализа нами выбран Урал, как один из основных регионов, в которых развитие лесной отрасли тесно связано с привлечением труда осужденных.

Исторически во взаимосвязи развития лесной отрасли и профессионального образования можно определить ряд стадий, которые определяют современное состояние проблемы. Актуализация проблематики связана с целым рядом экономических и правовых аспектов развития лесной отрасли.

В настоящее время ведение лесного хозяйства и управление лесами осуществляется на основании Лесного кодекса от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Федерального закона № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ». В данный закон внесены поправки Федеральным законом № 32-ФЗ от 14 марта 2009 года «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определил право за исправительными учреждениями, занимающимися лесозаготовкой и переработкой древесины, закреплять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование на безвозмездной основе. За строками законодательных актов — серьезная экономическая задача организации условий хозяйствования, отвечающих современным техническим и научным достижениям. Эта задача невыполнима без высококвалифицированных специалистов, а это, в свою очередь, требует организации взаимодействия структуры Федеральной службы исполнения наказаний и системы профессионального образования. Анализ исторических традиций этого взаимодействия позволит выявить пути нового устойчивого развития лесных территорий.

Проведем анализ исторически значимых для исследования периодов, который целесообразно начать с Постановления Совета Народных Комиссаров от 11 июля 1929 г. «Об использовании труда уголовно-заключенных». В целях колонизации отдаленных районов и эксплуатации природных богатств стала формироваться сеть исправительно-трудовых лагерей, куда направлялись все лица, осужденные к лишению свободы на сроки от 3 лет. Заключенных предполагалось использовать для сельскохозяйственной колонизации и лесозаготовок.

В результате в массовом порядке в северных районах страны стали создаваться новые колонии. По состоянию на 01.01.1929 г. число заключенных, размещенных на Урале, достигло 11 382 чел., а к концу 1929 г. выросло на 63,3%. По состоянию на 01.01.1930 г. в состав сети исправительно-трудовых поселений входили 13 исправительно-трудовых домов (ИТД) и 5 лесозаготовительных колоний. Численность заключенных составляла 18 590 человек, из них срочнозаключенных — 12 917, подследственных — 4 472, пересыльных — 1 201 человек .

Лесные исправительно-трудовые учреждения (далее — ИТУ) представляли собой часть единого организма системы Главного управления исправительно-трудовых лагерей (далее — ГУЛАГ). Освоение новых сырьевых баз, огромных территорий лесных массивов Уральского региона и других территорий России, возросшие потребности лесоматериалов для нужд развивающейся индустрии СССР дали предпосылки к созданию новых исправительно-трудовых учреждений. «Процесс увеличения оперативной и производственной деятельности ГУЛАГа с этого периода стал значительно возрастать. Лесной сектор в ГУЛАГе реорганизуется в Управление лесной промышленности (Приказ НКВД СССР № 078 от 16 августа 1937 г.), лесной отдел реорганизуется в Управление лесной промышленности (Приказ № 00690 от 22 октября 1937 г.) .

В период 1937-1942 г. на территории Свердловской области организовано три лесных учреждения: Приказом НКВД СССР № 078 от 16.08.1937 создано Управление Ивдельского ИТЛ НКВД (Ивдельлаг), впоследствии Учреждение Н-240; Приказом НКВД № 020 от 05.02.1938 создано Управление Северо-Уральского ИТЛ НКВД (Севураллаг) г. Ирбит Свердловской области, впоследствии Уральское лесное исправительно-трудовое управление (УЛИУ АБ-239) пгт. Сосьва; 08.05.1942 приказом НКВД СССР № 245 произошло разделение Севураллага на два управления — Севураллаг и Востокураллаг в г. Тавда (в дальнейшем Учреждение И-299 . Все они подчинялись лесному отделу главного управления лагерей (ГУЛАГ) НКВД СССР.

Совершенствование процесса заготовки леса происходило поэтапно и было связано с общим развитием научно-технических изысканий в стране, в том числе и в лесной отрасли. Для цели нашего исследования выявлены исторические периоды, отражающие состояние технической вооруженности отрасли лесозаготовок, связанные с требованиями к профессиональной подготовке осужденных и специальностями в системе профессионального образования и должностями в системе исполнения наказаний, курирующими вопросы обучения. Результаты представлены в ряде нижеследующих таблиц.

Таблица 1.1. Периоды технической вооруженности лесозаготовок и требование к профессиональной подготовке осужденных (1930-1940-е годы).

Срок периода (этапы совершенствования лесопромышленного комплекса России)

Основные технические характеристики механизмов и оборудования лесозаготовительной отрасли

Требование к профессиональной подготовке и профессиональному образованию осужденных

Специальности, должности, необходимые для обучения осужденных

1930-1940-е годы. Период ручной лесозаготовки с использованием простейших инструментов

1930-1940-е годы. Лесозаготовка производилась в ручную, с применением простейшей тяговой силы — коней и волов. Поперечной и лучковой пилой производили повал и раскряжовку хлыстов на сортименты. В этот период многие колонии строились на берегу рек. В период весеннего паводка лес сплавлялся на ближайшие лесоперерабатывающие заводы

Профессиональная подготовка и профессиональное образование в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) НКВД не проводилась. Заключенные получали практические навыки и профессиональные знания во время трудовой деятельности в составе бригад и звеньев от более опытных членов бригады

Нормативными документами специальности, должности, необходимые для обучения осужденных, не предусмотрены

Труд осужденных в этот период был физически тяжел и без применения техники малопроизводителен. С годами этот тяжелый труд постепенно, беспрерывно и нарастающими темпами стал заменяться и вытесняться машинно-механизированным способом лесозаготовок. По времени это относится к 50-60-м годам (вплоть до 70-х) XX в. (таблица 1.2).

Таблица 1.2. Периоды технической вооруженности лесозаготовок и требование к профессиональной подготовке осужденных (1950-1960-е годы).

Срок периода (этапы совершенствования лесопромышленного комплекса России)

Основные технические характеристики механизмов и оборудования лесозаготовительной отрасли

Требование к профессиональной подготовке и профессиональному образованию осужденных

Специальности, должности, необходимые для обучения осужденных

1950-60-е годы. Период первичной механизации

Труд осужденных оснащался машинами и механизмами: поперечная и лучковая пилы заменены электропилой К-5, пила работала на токе повышенной частоты — 200 герц и имела более высокую производительность за счет увеличения скорости пильной цепи. Консольная шина длиной 47 сантиметров позволяла спиливать деревья диаметром до 93 сантиметров

Профессионально-техническая подготовка: индивидуальная, бригадная, курсовая формы обучения. С 1968 года утверждено профессионально-техническое обучение в исправительно-трудовых колониях (ИТК)

Вальщик леса;

моторист электропилы-

К-5, моторист бензопилы «Урал», тракторист трелевочного трактора КТ-12, ТДТ-40, ТДТ-60, водители лесовозов ЗИЛ-157 и др.

Благодаря разработчикам ЦНИИМЭ А.И. Осипову, В.В. Куосману, А.К. Морееву, Н.Ф. Харламову, П.П. Пациору и К.И. Вороницыну при наличии профессионально-технической подготовки и опыта мотористы с помощью пилы К-5 (затем бензомоторной пилой «Дружба», позднее бензопилой «Урал») заготавливали в смену 80-100 куб. м леса и более. Лошадь и вола вытеснил газогенераторный трелевочный трактор КТ-12 (трелевочный трактор КТ-12, выпущен в 1948 году, создателем являлся Ж.Я. Котин . Трактор был оснащен газогенераторным двигателем, работающим на топливной чурке) , а в последующем стали использоваться более совершенные ТДТ-40, ТДТ-60. Вывозить древесину стали мощные лесовозы ЗИЛ-157 (грузовой автомобиль повышенной проходимости производства завода им. Лихачева. Выпускался серийно с 1958 года), Урал- 375, МАЗ-500 .

С уходом от системы лагерей, каторжного лесоповала труд осужденных становился более цивилизованным, осмысленным, снижал свою карательную нагрузку. Эти изменения находят отражение в принятии новых законодательных актов, структурных преобразованиях в сфере исполнения наказания. Примером этого может служить постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1958 года № 1334, утвердившее новое Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР . В положении определены основные задачи мест заключения, закреплены средства воздействия на заключенных и их содержание, виды исправительно-трудовых колоний, порядок и условия содержания заключенных в зависимости от вида режима колоний. Согласно Положению, на исправительно-трудовые колонии и тюрьмы возлагались задачи: обеспечение отбытия заключенными наказания по приговорам судов; исправления и перевоспитания заключенных с целью приобщении их к честной трудовой жизни; предупреждения совершения заключенными новых преступлений. К основным средствам воздействия на заключенных отнесены: строгое соблюдение режима содержания; обязательное участие заключенных в общественно полезном труде…; общеобразовательное и профессионально-техническое обучение заключенных…) .

К 1965 году лесные ИТУ перешли на полную механизацию лесозаготовочных работ от валки до погрузки, обеспечили переход на вывозку древесины в хлыстах и механизированную разделку-сортировку на нижних складах. На данном этапе высокомеханизированное производство потребовало создания собственной базы профессионально-технического обучения осужденных, так как только при наличии специальности или профессии освобожденный от наказания мог успешно адаптироваться к жизни на свободе. Правовой основой системы профессионально-технической подготовки осужденных явилось Общее положение о профессионально-технических училищах при ИТУ МООП СССР, которое было утверждено совместным приказом Государственного комитета Совета Министров СССР от 26 июня 1968 г. № 45/ 411. В этом же году приказом МООП СССР от 24 октября № 806 утверждается Положение о профессионально-техническом обучении заключенных на производстве ИТУ МООП СССР, закрепившее индивидуальные, бригадные и курсовые формы профессиональной подготовки заключенных.

Организация в колониях профессионально-технического обучения изменила отношение осужденных к профессиональной подготовке. Одним из важных обстоятельств, объясняющих авторитетность ПТУ у осужденных, является то, что училище, как государственное учреждение, выдавало документ об окончании ПТУ общегосударственного образца, одинаково принимаемый любым предприятием народного хозяйства . Освободившийся, предъявляя этот документ, не испытывал дискомфорта, он был уравнен с другими выпускниками гражданских ПТУ. Система профессионально-технического обучения стала одним из активных звеньев воспитательного процесса, оказала большую пользу в решении основной задачи исправительно-трудовых учреждений. Для категории осужденных, готовых встать на социально-реабилитационный путь, вышел Указ Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 г. «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления» , предусмотревший организацию в системе исправительно-трудовых учреждений МООП РСФСР исправительно-трудовых коло­ний-поселений для содержания в них осужденных к лишению свобо­ды, отбывших часть срока наказания и твердо вставших на путь исправ­ления. Этот указ создал первые предпосылки социально-реабилитационного направления отбытия остатка срока осужденным в колонии-поселении.

К 80-м годам прошлого столетия в исправительных учреждениях сложилась целостная система профессионального образования осужденных. Использовались различные формы обучения: индивидуальная, бригадная, курсовая, обучение в школах передового опыта и классах мастеров (таблица 1.3).

Таблица 1.3. Периоды технической вооруженности лесозаготовок и требование к профессиональной подготовке осужденных (1980-90-е годы).

Срок периода (этапы совершенствования лесопромышленного комплекса России)

Основные технические характеристики механизмов и оборудования лесозаготовительной отрасли

Требование к профессиональной подготовке и профессиональному образованию осужденных

Специальности, должности, необходимые для обучения осужденных

1980-90-е годы. Период механизированной лесозаготовки и переработки древесины

Валка леса: пила «Дружба-4м». Технические характеристики: двигатель бензиновый, одноцилиндровый, двухтактный, мощность 2,94 кВт. Рабочая длина пильного аппарата 46 см.

Бензопила «Урал-2М». Технические характеристики: двигатель бензиновый, одноцилиндровый, двухтактный, мощность 3,68 кВт. Длина пильного аппарата 46 см

Подготовка специалистов проводилась в профессионально-технических училищах ИТК, с 1997 года — исправительных колониях ( ИК). Общее образование осужденных должно быть неполное среднее либо среднее.

Введена должность гражданского сотрудника — инженера по профессиональной подготовке осужденных

Вальщик леса — моторист бензопилы «Дружба-4м», «Урал 2»; тракторист трелевочного трактора ТДТ-55, ТТ-4; водитель лесовоза категории С и Е (в колонии-поселении, с принятием экзаменов сотрудниками Госавтоинспекции)

В 1991 году произошел распад СССР. В конце года прекратили деятельность всесоюзные органы государственной власти и управления. С разрушением социалистической системы перестали существовать идеологические и экономические условия, лежавшие в основе уголовно-исполнительной системы, и она начала быстро разрушаться. Стало очевидным, что эта система в её прежнем виде просто больше не может существовать, её нужно коренным образом менять, реформировать . Кризис 90-х годов имел серьезнейшие последствия для профессиональной подготовки осужденных. В условиях отсутствия бюджетного финансирования профессиональное образование превратилось в полузакрытую систему, нацеленную в основном на самообслуживание, т.е. велась подготовка специалистов непосредственно для производственной деятельности конкретного исправительного учреждения. Это привело также к существенному снижению эффективности и качества образования, к оторванности от реальных потребностей экономики. Государственное регулирование вопросов профессионального образования осужденных в ИТК определилось только в 1995 году с изданием 22 ноября 1995 года совместного приказа Минобразования РФ № 592 МВД ЗФ № 446 «Об утверждении Инструкции по организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». С утверждением данной инструкции государство впервые за годы социально-экономического кризиса 90-х годов определяет статус профессиональных образовательных учреждений в ИТК как государственных. «Профессиональное училище является государственным образовательным учреждением начального профессионального образования, учреждается (создается), реорганизуется и ликвидируется Министерством образования Российской Федерации по согласованию с центральным органом управления уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предложению органа управления образованием (профессиональным образованием) субъекта Российской Федерации и территориального органа управления уголовно-исполнительной системы МВД России».

Таблица 1.4. Периоды технической вооруженности лесозаготовок и требование к профессиональной подготовке осужденных (2000-е годы).

Срок периода (этапы совершенствования лесопромышленного комплекса России)

Основные технические характеристики механизмов и оборудования лесозаготовительной отрасли

Требование к профессиональной подготовке и профессиональному образованию осужденных

Специальности, должности, необходимые для обучения осужденных

2000-е годы — наше время. Период высокотехнологического оборудования и машин лесозаготовительной отрасли

Бензопилы «Дружба- 4М», бензопила МП-5 «Урал- 2Т ЭЛЕКТРОН», Husqvarna 262 XPH. Двигатель бензиновый, мощность 3,40 кВт, длина пильного аппарата до 50 см.

Валочно-пакетирующая машина с харвестерной головкой ЛП-19+SP 650. Технические характеристики: максимальный диаметр срезаемого дерева 600 мм, максимальный вылет манипулятора 8 м.

Харвестер, модель «Амкодор 2541». Технические характеристики: обработка стволов деревьев до 70 см в диаметре, вылет стрелы 9 м. Обрабатывает до 120 деревьев в час

Подготовка специалистов для работы на высокотехнологическом оборудовании в среднем профессиональном (СПО) или высшем техническом учебном заведении лесного профиля

Машинист лесозаготовительных машин (оператор харвестера, форвардера с электронно-программным управлением)

С 2008 года в уголовно-исполнительной системе России проводится реформирование производственного сектора. Согласно «Положению о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы», утвержденного Приказом Минюста РФ от 01.04.2008 г. № 80, созданы центры трудовой адаптации осужденных или учебно-производственные мастерские. В положении сказано, что «Центр трудовой адаптации осужденных или учебно-производственная (трудовая) мастерская является структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков». Исходя из вышеуказанного Приказа Минюста РФ от 01.04.2008 г. № 80, проблемные вопросы разрыва между современными технологиями лесной промышленности и других отраслей народного хозяйства РФ и более высоким качеством профессионального образования осужденных определяет система УИС, переориентируясь на решение социальных задач, связанных с их профессиональной подготовкой. Предусматривается создание на базе существующих предприятий центров трудовой адаптации осужденных и учебно-производственных мастерских.

Исходя из исторически существующей взаимосвязи между техническим вооружением лесной отрасли, требованиями к квалификации специалистов и необходимыми профессиями по образованию современный период характеризуется переходом к высокотехнологичному оборудованию и уже упомянутыми нами в начале статьи новыми экономическими условиями хозяйствования. Исходя из практики работы в ГУФСИН России по Свердловской области, можно констатировать факт недостатка высококвалифицированных специалистов из числа осужденных при существующем потенциале для получения заключенными новых специальностей.

Для анализа кадрового потенциала в получении новых видов профессиональной подготовки в рамках нашего исследования были опрошены осужденные 7 исправительных колоний Свердловской области. В целом по области по состоянию на 01.09 2013 г. в лесных учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности насчитывается 9661 осужденный. Из них 3288 (34%) имеет среднее общее образование; 1359 (14%) начальное профессиональное образование; 1250 (12,9%) среднее профессиональное образование; 136 (1,4%) высшее профессиональное образование. Данные говорят о наличии кадрового ресурса среди осужденных, который может быть актуализирован в создании перспективных экономических зон лесопользования в Уральском регионе, обеспечивающих устойчивое лесоуправление и инновационное развитие территорий. Для этого необходимо развитие исторически сложившейся системы профессиональной подготовки осужденных в направлении получения квалификаций для освоения высокотехнологичного оборудования. Такая подготовка послужит для осужденного социально-реабилитационной поддержкой как в период отбывания наказания, так и гарантирует трудоустройство в постпенитенциарный период.

Рецензенты:

Пономарев А.В., д.п.н., заведующий кафедрой организации работы с молодежью Уральского федерального университета, г. Екатеринбург.

Герц Э.Ф., д.т.н., профессор, директор Института лесного бизнеса и дорожного строительства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Молчанов Н.А., Вербицкая Н.О. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В РАЗВИТИИ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10958 (дата обращения: 20.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

В ВТК самая высокая доля опущенных (т.е. изнасилованных и используемых постоянно в качестве сексуального объекта), которая в 70-80-е годов доходила в некоторых регионах до 30%. В 90-е годы количество опущенных в ВТК начало заметно снижаться. В некоторых регионах отмечаются и «нововведения»: теперь подростков опускают на воле, и они, приходя в СИЗО, уже знают свое «место» и сразу объявляют свой статус.

С 1.01.97 ВТК переименованы в ВК (воспитательные колонии).

Выкупить — найти, выследить, разоблачить кого-то (например, стукача) в зоне или камере.

Выломиться — вырваться из камеры под защиту администрации и потребовать перевода в другую.

Г

Главпетух — неформальный лидер в касте опущенных. Является полномочным представителем опущенных в контактах с лидерами других неформальных групп, решает все проблемы, возникающие в группе опущенных, участвует в разрешении спорных вопросов между опущенными и другими мастями. Иногда его функции исполняют два неформальных лидера — папа и мама.

Гладиатор (бык, боец, атлет, танкист) — сильный человек, служащий орудием исполнения планов и приказов блатного, которому он привержен.

Гопник — насильно отнимающий что-то у другого человека, грабитель, разбойник.

Гоп-стоп — уличный разбой.

Грев — деньги и продукты, нелегально поступающие в места лишения свободы на поддержание заключенных.

ГУИН — Главное Управление по исполнению наказаний. Ранее (до 1999 г. в системе МВД РФ, в настоящее время — в составе Министерства юстиции РФ). Ведомство, в ведении которого находится большинство пенитенциарных учреждений России. ГУИН управляет пенитенциарными учреждениями через региональные управления ИТУ.

Прежние названия ГУИН:

ГУЛАГ — Главное управление лагерями (30-50-е годы).

ГУИТК — Главное управление исправительно-трудовыми колониями (конец 50-х годов).

ГУИТУ — Главное управление исправительно-трудовыми учреждениями (начало 60-х -середина 80-х годов).

ГУИД — Главное управление по исправительным делам (до конца 80-х годов).

ГУЛАГ — 1) Главное управление лагерями. Название советской системы концентрационных лагерей, появившееся еще в 30-м году.

2) Общее название советской системы массового уничтожения людей и подавления всякого инакомыслия (иногда — подобной же системы других тоталитарных стран); слово стало международным после публикации на Западе книги А.Солженицина «Архипелаг ГУЛАГ».

3) Используемое журналистами и правозащитниками название современной пенитенциарной системы стран бывшего СССР, во многом сохранившей черты ГУЛАГа, несмотря на ряд существенных перемен, происшедших со сталинских времен, и неоднократную смену вывесок (см. ГУИН).

ГУЛИТУ — главное управление лесными ИТУ. Ранее структурное подразделение МВД СССР (с 1992 г — МВД РФ), в введении которого находились управления лесными ИТУ — УЛИТУ. В отличие от региональных управлений ГУИТУ, лесные управления подчинялись непосредственно ГУЛИТУ (управления «центрального подчинения»). Затем ГУЛИТУ был переименован в «Спецлес МВД РФ». С 1995 г. управление лесными ИТУ стало департаментом ГУИН, началось расформирование УЛИТУ. На 1.01.1998 г. осталось 122 лесных ИТК с общей численностью заключенных в 46,6 тысяч человек.

Д

ДВК — детская воспитательная колония. (см. «Короедка», ВТК).

ДИЗО — дисциплинарный изолятор. Камера для содержания нарушителей режима содержания в ВТК. Отличается от ШИЗО более мягким режимом содержания. Например, максимальный срок ДИЗО — десять суток (в ШИЗО пятнадцать).

ДК — детская колония.

Домушник (т) — квартирный вор. См. Домушники, шнифера…

ДПНК — дежурный помощник начальника колонии. Сотрудник ИТК, офицер, осуществляющий непосредственный контроль за ситуацией в конкретной ИТК.

ДПНСИ — дежурный помощник начальника следственного изолятора (СИЗО). Должность, аналогичная должности ДПНК.

ДТК — детская трудовая колония. В 30-50-е годы — лагерь для несовершеннолетних правонарушителей.

Дубак (вертухай, пупок) — контролер СИЗО, надзиратель, надсмотрщик.

Дурак — 1) Подследственный, направленный на психиатрическую экспертизу.

2) Подследственный, прошедший психиатрическую экспертизу и признанный невменяемым во время совершения преступления (признанные дураки, признанные).

3) Заключенный, признанный психически больным после соответствующего заключения комиссии психиатров.

Душняк — создание особо невыносимых условий для одного, нескольких заключенных или для всей колонии с целью добиться изменения поведения заключенных. Душняк может быть ментовский (создаваемый администрацией) или зековский (в отношении одного заключенного или группы заключенных).

Е

ЕПКТ — единое помещение камерного типа.

До 1 июля 1997 г. законодательством были предусмотрены только ПКТ структурные подразделения конкретных ИТУ, внутренняя тюрьма колонии. ЕПКТ же является структурным подразделением не отдельного ИТУ, а регионального управления по исполнению наказаний.

Первое ЕПКТ создано в 1980-м году в Соликамске (Усольское УЛИТУ) в качестве эксперимента на базе ТПП (транзитно-пересыльный пункта) того же управления. Среди заключенных оно больше известно под названием Белый Лебедь. В 1988-м году приказом министра МВД А.В. Власова подобные учреждения созданы еще в 7-ми управлениях ГУЛИТУ.

Ж

Жулик — см. блатной.

З

Загашенная камера — камера, в которой содержатся заключенные, решившие выломиться из других камер.

Закон — система неформальных норм, правил, установок, санкций против нарушителей, «понятий», процедур разрешения конфликтов, введения новых норм и т.д., действующая в сообществе заключенных (тюремный закон) или в пределах отдельной группы, касты заключенных (например, воровской закон).

Законтачить — предметы, а особенно продукты питания, до которых дотронулся опущенный, табуируются для других групп заключенных; такие вещи и называются «законтаченными», то есть грязными, испорченными, представляющими опасность для нормальных людей.

Закрыть — посадить в ШИЗО.

Западло — нарушения тюремных норм, которые для заключенных разных групп (мастей) могут быть различными. «Не западло» — то есть поступок в соответствии с этими нормами.

Запретка, запретная полоса — полоса вскопанной и разровненной граблями земли, хорошо сохраняющей следы наступившего на нее; расположена между заборами, окружающими все ИТУ или промышленную и жилую зону. Обработка запретной полосы (вскапывание, разрыхление, разравнивание земли) входит в обязанности охраны колонии. Согласно правильным понятиям, заключенный, согласившийся выполнять эту работу («выйти на запретку»), считается козлом (для козлов и опущенных эта работа не считается позорной).

«Выгнать на запретку» — один из способов борьбы администрации ИТУ с неформальным тюремным законом. В настоящее время работа заключенных на «охранных сооружениях» запрещена законом. Однако администрация колоний продолжает использовать различные способы подавления тех, кто придерживается тюремного закона (см. тумбочка, СПП). Отказавшихся выполнять позорную, с точки зрения тюремного закона, работу обычно наказывают водворением в ШИЗО, прессуют. Это также один из способов выявления администрацией отрицалова.

Заминироваться — то же, что зашквариться, законтачиться, — войти в контакт с опущенным, его вещами или местом на нарах, т.е. как бы оскверниться.

Заочница — женщина, вступающая с заключенным в переписку заочно, не будучи с ним лично знакомой.

Иногда такая переписка длиться годами и — бывают случаи — завершается она созданием семьи. Для заключенного это очень важное средство восстановления утраченных связей с внешним миром.

Заточка — железный стержень, заостренный с одного конца, оружие, применяемое в междоусобных столкновениях и во время бунтов.

Зачушканить — примерно то же самое, что и законтачить, т.е. осквернить, испоганить. «Зачушканенный» предмет может иногда использоваться после ритуального очищения. См. также чушок.

Добавить комментарий