Источник финансового права

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.
В зависимости от юридической силы актов, содержащих пра­вовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.
Акты федеральных органов подразделяются на Законы Россий­ской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы РФ: а) Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юридиче­ скую силу, прямое действие и применяется на всей террито­ рии РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
б) Акты Федерального Собрания РФ:
%/ федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федера­ции и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституци­онный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Прези­дентом РФ и обнародованию;
федеральные законы. Федеральные законы принимаются Госу­дарственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рас­смотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в те­чение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обна­родованию;
акты Федерального Собрания (декларации, положения, поста­новления и др.).

Подзаконные федеральные акты:
• указы, распоряжения Президента РФ; • •постановления, распоряжения Правительства РФ;
нормативное акты министерств и других центральных органов;
приказы, постановления, инструкции иных федеральных орга­нов исполнительной власти.

Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов РФ.
Законы субъектов РФ:
конституции, уставы субъектов федерации;
законы субъектов федерации.

Подзаконные акты субъектов РФ:
указы, распоряжения Президентов (губернаторов);
постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;
нормативные акты министерств субъектов РФ;
приказы, постановления иных органов субъектов РФ.

Акты органов местного самоуправления — нормативные акты местной администрации, которые действуют только на терри­тории края, области, города, района, сельской местности.
Виды актов местного самоуправления:
распоряжения;
решения.,

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если между­народным договором РФ установлены иные правила, чем пре­дусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финан­сового права, принято определять как финансовое законодатель­ство.

Виды источников международного финансового права

Источником права в специальном юридическом смысле является внешняя форма выражения права, в частности, нормативный правовой акт. Источником МФП является такая внешняя форма выражения права, которая предназначена для регулирования международной финансовой деятельности с учетом ее особенностей.

Согласно формирующейся концепции, МФП принято рассматривать как особую отрасль права публичного, организационно-властного и цивилистического по своему характеру содержания, что обусловлено финансово-правовой и имущественной природой отношений, регулируемых МФП, учитывая при этом особенности как самих этих отношений, возникающих в международном обороте, так и их регулирования, в частности, международно-договорное происхождение значительного числа источников МФП. Не существует единого МФП, так как каждое государство применяет в области регулирования финансово-правовых и гражданско-правовых отношений с иностранным элементом не одни и те же нормы международного частного и публичного права, общие для всех государств, а различные нормы (за исключением случаев использования унифицированных норм международных договоров и общих начал международного права).

Если международная финансовая деятельность опосредуется как отношениями частноправового характера (имущественные с иностранным элементом и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников), так и отношениями публично-правового характера (международный и национальный публичный порядок организации международной финансовой деятельности), то и источниками МФП следует признать любые внешние формы выражения права, содержащие как нормы международного частного права, так и нормы международного публичного права, предназначенные для регулирования международной финансовой деятельности.

Правовое регулирование международной финансовой деятельности осуществляется международными договорами, актами внутреннего (национального) законодательства, обычаями (обыкновениями) делового финансового оборота, судебной, арбитражной практикой и доктриной.

Система названных источников находится в сложном взаимодействии.

Во-первых, в литературе отмечается определенная неоднородность, двойственный характер источников правового регулирования международных финансовых отношений. С одной стороны, это международные договоры и международные обычаи, с другой — национальные нормативные правовые акты, судебная практика и обычаи делового финансового оборота.

Во-вторых, международное и внутригосударственное регулирование международной финансовой деятельности, несмотря на известные различия, определенным образом согласовано. Международно-правовая норма применяется к международным финансовым отношениям в результате ее преобразования в норму внутригосударственного права путем ратификации, издания акта о применении международного договора или издания иного внутригосударственного акта. Одновременно действует правило, предусмотренное ст. 7 и п. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Трансформация не ведет к превращению унифицированных норм в нормы национального нрава, они остаются нормами международного права, поскольку унифицированные нормы специально создаются для регулирования определенных отношений в тех государствах, которые присоединяются к международному соглашению при унификации. Судебная практика ориентирована на то, что приоритетными являются не только правила международного договора РФ, но и общепризнанные принципы и нормы международного права. Основанием этого является, в частности, положение ст. 17 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».

Среди международных договоров как источников МФП следует, прежде всего, выделить многосторонние и двусторонние международные договоры.

Многосторонние международные договоры заключаются группой стран, и тем самым создается универсальный международно-правовой режим отношений для лиц, имеющих соответствующую государственную принадлежность. К ним относятся:

  • — статьи Соглашения Международного валютного фонда (приняты в г. Бреттон-Вудсе 22 июня 1944 г.);
  • — Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г.);
  • — Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (заключена в г. Варшаве 16 мая 2005 г.);
  • — Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в г. Нью-Йорке 10 января 2000 г.);
  • — Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, касающаяся взаимной правовой помощи (заключена в г. Палермо 15 ноября 2000 г.);
  • — Конвенция ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г.).

На протяжении многих лет ведется активная работа различных международных организаций по подготовке и принятию многосторонних международных соглашений. Среди таких организаций следует упомянуть Гаагскую конференцию по международному частному праву, ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА, ЮНКТАД и ряд других. Ими разработаны десятки важнейших многосторонних международных соглашений в различных областях МФП. Наиболее важные из них: Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в г. Оттаве 28 мая 1988 г.) и Конвенция УНИДРУА о международном факторинге (заключена в г. Оттаве 28 мая 1988 г.).

К числу многосторонних международных договоров следует отнести также соглашения, которые хотя и не носят межгосударственного характера, но заключены специальными субъектами (банками, страховыми компаниями, биржами, инвестиционными фондами и др.) международных финансовых отношений, ТНК и профессиональными международными ассоциациями. Такие источники МФП, не относящиеся ни к внутреннему (национальному) правопорядку, ни к межгосударственному правопорядку, получили название «косвенных» источников публичного финансового правопорядка, поскольку появились как результат объединенных усилий участников международных транснациональных организаций.

В качестве примера можно привести соглашение основных американских и европейских коммерческих банков по созданию Международного банка непрерывных расчетов. Другие подобного рода источники появляются в результате действии международных банков (соглашения о еврооблигациях) международных страховых организации и т.п.

Двусторонние международные договоры в основном являются каналами реализации международного сотрудничества по вопросам о кредитовании, о налогах, финансовой помощи, развитии, поощрении и защите частных инвестиций. Например, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений заключены между Россией и Албанией, Аргентиной, Бельгией, Грецией, Данией, Египтом, Италией, Люксембургом и рядом других государств.

В рамках таких соглашений договаривающиеся стороны берут на себя обязательства поощрять инвесторов другой стороны осуществлять капиталовложения на своей территории. Стороны гарантируют в соответствии со своим законодательством полную и безусловную правовую защиту капиталовложениям инвесторов, обязуются обеспечивать таким капиталовложениям справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению капиталовложениями.

Выделяют также смешанные источники МФП. К ним относят договоры, заключаемые между государством, с одной стороны, и частными лицами другого государства, с другой.

Эти соглашения играют значительную роль в международном финансировании инвестиций и банковской деятельности. Характеризуя международные договоры, следует также учитывать их различие по юридической силе. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЭ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры РФ подразделяются на межгосударственные (заключаемые от имени Российской Федерации), межправительственные (заключаемые от имени Правительства РФ) и межведомственные (заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти). Высшей юридической силой среди международных договоров обладают договоры, заключенные от имени Российской Федерации и ратифицированные Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Национальное финансовое право (банковское, налоговое, бюджетное, валютное, страховое, долговое и др.) также следует рассматривать в качестве источников МФП. Например, использование государством обменного курса или процентных ставок, установление определенного инвестиционного климата, ряда других предписаний, ограничений и запретов, касающихся международного оборота финансов, в принципе является внутренней компетенцией государства, вытекающей из суверенитета.

Юридическая природа банковских валютных, кредитных сделок, инвестиционных соглашений с точки зрения источников МФП небесспорна. Придерживаясь цивилистической концепции, отметим, что банковская и финансовая деятельность по инвестированию капитальных вложений опосредуется различными по природе правоотношениями: частными (участие в договоре) и публичными (государственное регулирование).

Государство играет здесь двуединую роль: публичного органа (при реализации властной компетенции) и частного лица (при реализации гражданской правоспособности) законодательства. По свидетельству Д. Карро и П. Жюйера: «Никто не отрицает такого шага государства, если это не влечет за собой масштабных последствий для экономических отношений с его торговыми партнерами, то есть международные соглашения и внутреннее (национальное) законодательство являются источниками международного экономического права».

Следует подчеркнуть, что односторонние акты государств в сфере регулирования международных финансовых отношений нередко играют определяющую роль. МФП признает доминирующую роль финансового законодательства наиболее передовых государств (США, Великобритании, Швеции и др.), которые располагают властью и действуют в качестве международных «налоговых, банковских, страховых законодателей» и контролеров через международные организации, находящиеся под их контролем (например, МВФ, МФК, МБРР, ЕБРР, МАГИ, МАСН и др.). Подтверждением является периодическое проведение экономических саммитов стран «Группы восьми», включающих такие влиятельные страны, как Канада, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония, ФРГ и Россия.

Особенности национального правового регулирования международных финансовых отношений могут находить закрепление как в общих нормативных правовых актах типа ГК РФ, так и в специальных законах. Так, в ряде стран (например, Австрии, Германии, Швейцарии) были приняты специальные законы по вопросам международного частного права (затрагивающие финансовые аспекты), что не исключало применения к международным финансовым отношениям общих и иных специальных законов.

В России действует ряд федеральных законов, непосредственно относящихся к сфере регулирования международных финансовых отношений. Это, в частности:

Международно-правовые нормы, включенные в национальное право, выполняют гармонизирующую функцию в процессе правового регулирования финансовых отношений разных стран. Они включают значительный массив финансово-правовых норм, вытекающих как из правовой организации международных финансовых отношений, так и из соответствующей компетенции государственных органов отдельных стран. Гармонизированные нормы, помимо координирующей роли в совершенствовании финансового законодательства государств, признаются авторитетными эталонами оценки уровня его развития.

Российское законодательство систематически испытывает на себе влияние норм МФП, поскольку Россия является частью глобальной финансовой системы. Принимая во внимание тот факт, что российское финансовое законодательство переживает сложный этап формирования общих институтов, представляется целесообразным проанализировать роль документов международных финансовых организаций как источников норм МФП. Из документов МФО большим авторитетом пользуется Декларация Базельского комитета о предотвращении преступного использования банковской системы в целях отмывания денежных средств от 22 декабря 1988 г.. Исключительно активную роль играют в унификации норм МФП Сорок рекомендаций ФАТФ о мерах по противодействию «отмыванию» денег, принятых на Конференции ФАТФ (г. Берлин, июнь 2003 г.).

Большую роль в регулировании международных финансовых отношений играют обычаи делового оборота.

Обычаи делового оборота признаются источниками МФП, включая международные расчетные, валютные, кредитные, лизинговые, вексельные сделки. В ст. 5 ГК РФ определены понятие и признаки обычая делового оборота. Обычаем делового финансового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области финансовой деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Таким образом, признаки обычая делового оборота сводятся к следующему:

  • — это правило поведения, не предусмотренное законодательством, которое применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям международного договора, национального законодательства или внешнеэкономического контракта;
  • — это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет;
  • — правила, содержащиеся в указанных документах, являются частью договора;
  • — это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской (финансовой) деятельности.

Тенденцией международного правотворчества является превращение МФП в самоорганизующуюся совокупность деловых обычаев и управленческих функций (функций международного управления), применяемых в национальных правовых системах часто без прямой трансформации в национальное финансовое законодательство.

Международные финансово-экономические договоры выполняют координирующую функцию в процессе организации правового регулирования торгово-экономических отношений разных стран. Международное публичное право, международное частное право и право международных организаций включают значительный массив международных финансово-экономических договоров, возникающих как из правовой организации международных торгово-экономических отношений, так и из соответствующей компетенции международных экономических организаций, их разрабатывающих и внедряющих в мировой хозяйственный оборот.

Международные финансово-экономические договоры как источники МФП, помимо координирующей роли в совершенствовании гражданского законодательства национальных государств, признаются авторитетными эталонами оценки уровня его развития. Это обеспечивается спецификой структуры и содержания международных финансово-экономических (налоговых) договоров, представляющих собой комплекс базовых норм и принципов обеспечения управления финансами в международной коммерческой деятельности.

Известный юрист-международник Е. Т. Усенко отмечал, что когда речь идет о соотношениях различных национальных правовых систем, то возникает проблема более сложная, чем регулятивные возможности международного частного и публичного права в международных коммерческих отношениях, поскольку имеются ввиду категории различных систем права.

На развитие международного частного права оказывают влияние основные факторы современной действительности (то же можно сказать и о МФП).

Во-первых, в условиях глобализации и информатизации мирохозяйственных связей значительно возросла роль оборота отдельных видов сырья, товаров, работ, услуг, ранее не игравших доминирующую роль в мировом хозяйстве (телекоммуникации, информационные технологии, товары массового спроса).

Во-вторых, повышение международного значения фактора миграции рабочей силы в сфере торговли услугами из-за политических, социальных, национальных причин, отсутствия национальных рынков занятости и для получения образования.

В-третьих, проявление новых граней научно-технического прогресса требует активизации обращения к средствам международного частного права, поскольку оно оказывается все более необходимым для предотвращения «столкновения» российских и иностранных законов и формирования унифицированной юридической основы сотрудничества, усиления защиты прав и интересов участников международного гражданского обмена.

Все это имеет принципиальное значение для дальнейшего развития МФП как части международного частного права и как самостоятельной отрасли международного права для повышения его роли в деле правового обеспечения торгово-экономического, научно-технического сотрудничества между субъектами права различных государств. Состояние действующего российского законодательства в области МФП отражает сложившуюся практику включения норм, регулирующих отношения гражданско-правового и финансово-правового характера с иностранным элементом, в отраслевые кодификационные акты, например, ГК РФ, НК РФ и др.

Схема №19. Система источников финансового права.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Необходимо заметить, что понятие «Финансовое право» ШИРЕ понятия «Финансовое законодательство».

Финансовое законодательство Финансовое право
Совокупность специальных ф-п законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ФД. Совокупность не только законодательных актов, но и идей и принципов, которые прямо не прописаны в законах, но пронизывают все ф-п акты.

Опр. Финансово-правовая норма (ФПН) – установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях.

Специфические (отличительные) Признаки ФПН:

1) Имеют особую сферу применения – область финансовой деятельности государства,

2) Носят государственно-властный, императивный характер, т.е. выражены в категорической форме.

3) Имеют (должны иметь) материальное обеспечение.

4) Не возникают как фактические, а всегда устанавливаются государством в ф-п актах.

Структура ФПН: (если, то, иначе)

Гипотеза – определяет условия, при которых возникают финансовые правоотношения, и указывают субъектов – участников этих правоотношений.

Диспозиция – определяет права и обязанности субъектов, (особенность ФП – редко права, обычно – обязанности).

Санкция – указывает на меры финансового воздействия, установленные за нарушение ФПН (пени, штрафы, принудительное взыскание платежей).

Классификация ФПН по различным основаниям:(схема №20)

1) По выполняемым функциям:

Ø Регулятивные – направлены на регулирование общественных отношений,

Ø Охранительные – предусматривают применение мер государственного принуждения.

2) По характеру воздействия на участников отношений:

Ø Обязывающие – регулируют активное поведение субъекта, предписывают совершать определенные действия,

Ø Запрещающие — регулируют пассивное поведение субъекта, предписывают НЕ совершать незаконные действия,

Ø Уполномочивающие – предусматривают возможность субъекта действовать в рамках требований нормы по своему усмотрению.

3) По содержанию:

Ø Материальные – закрепляют материальное (обычно денежное) содержание юридических прав и обязанностей,

Ø Процессуальные – устанавливают порядок применения и действия материальных норм.

4) По территориальному признаку:

Ø Действующие на всей территории РФ,

Ø Действующие на территории соответствующих субъектов РФ,

Ø Действующие на территории соответствующих МО.

5) По времени действия:

Ø Общие – устанавливаются на неопределенный срок,

Ø Временные — устанавливаются на определенный срок (пример – закон о бюджете).

6) По выполняемым в процессе правового регулирования операциям:

Ø Закрепительные — в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений (нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязательства),

Ø Дефинитивные – закрепляют существенные признаки соответствующих финансово-правовых категорий, понятий и терминов.

Ø Нормы-принципы – устанавливают основные начала финансового законодательства, формулируют отраслевые правовые принципы или задачи данной группы юридических норм,

Ø Комплексные — определяющие порядок применения и соподчиненность нормативно-правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае,

Ø Оперативные — определяют порядок вступления в силу финансово-правовых норм, отмены действующих, продления срока их действия и т.д..

Способы (формы реализации) ФПН:

1) исполнение,

2) применение,

3) использование,

4) соблюдение.

Понятие и классификация финансово-правовых норм

Финансовое право как отрасль права имеет свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.

Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образова­ния, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Преобладание в системе финансово-правовых норм обязывающих (императивных), компетенционных норм, а также специфика управомочивающих финансово-правовых норм показывает, что в целом нормы финансового права имеют императивный харак­тер.

Финансово-правовые нормы, как и все иные, имеют структуру. В структуре финансово-правовой нормы выделяются гипотеза, диспозиция, санкция.

Особенности финансово-пра­вовой нормы проявляются главным образом через ее санкции. Во-первых, санкции финансово-правовой нормы имеют денежный характер (ими предусматривается пеня, штраф). Во-вто­рых, финансово-правовые санкции имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пеня, к карательным (штрафным) санкциям — штраф. В-третьих, денежные средства, получаемые в результате применения санкций финансово-правовых норм, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды: бюджеты, государственные внебюджетные фонды.

Финансово-правовая норма не тождественна статье финансово-правового акта. Как правило, все элементы, из которых состоит финансово-правовая норма, не содержатся в одной статье финансово-правового акта, а обычно размещаются в разных статьях. Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формули­ровке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

Классификация финансово-правовых норм

В зависимости от функций, выполняемых финансовым пра­вом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятив­ные и охранительные.

К регулятивным финансово-правовым нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и воз­ложения на них обязанностей. К охранительным финансово-правовым нормам относятся те, которые предусматривают применение мер государственного при­нуждения за финансовые правонарушения.

Регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязываю­щие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовым нормы.

Обязывающие финансово-правовые нормы — это те, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия. Большинство финансово-правовых норм обязывающие. Например, в ст. 45 НК РФ установлено: «Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иного не предусмотрено законодательством о налогах и сборах».

Запрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме. Примером может служить норма ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и м же налогам.

Управомочивающие финансово-правовые нормы — это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению.

В науке выделяются так называемые специализиро­ванные нормы. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоеди­няются к регулятивным и охранительным нормам. Существуют следующие виды специализированных норм в финансовом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; коллизионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы.

По объему действия нормы подразделяютсяна общие и специальные. Общимu являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными — нормы, распространяю­щиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, рас­пространяющиеся на все налоговые отношения, а специальны­ми — нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налого­вых отношений

По территории действия различают финансово-правовые

нормы, действующие: а) на всей территории Российской Федерации; б) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; в) на территории соответствующего муниципального образования.

По времени действия финансово-правовые нормы подразделяются на общие и временные.

В зависимости от особенностей предмета финансово-правово­го регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Финансово-правовые нормы содержатся в источниках права. Под источниками финансового права понимается способ внешнего выражения правовых норм.

1. Основным источником финансового права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. К нормативным правовым актам как источникам финансового права относятся:

А) Конституция РФ. Многие ее нормы имеют прямую финансо­во-правовую направленность. Это, например, норма ст. 57, устанав­ливающая обязанность каждого платить законно установленные на­логи и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливаю­щие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщи­ка, обратной силы не имеют; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие прин­ципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанав­ливаются федеральным законом; нормы п. «ж» и «з» ст. 71, закреп­ляющие в ведении Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и оборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, наделяющая Счетную палату правом контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене нало­гов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая норму о том, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; п. «а» ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Б) Финансово-правовые нормы содержатся также в законода­тельных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конститу­цией РФ). В их числе — Федеральный закон от 11.01.1995 «О Счетной палате Российской Федерации»,принятый в соот­ветствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ и определяющий компе­тенцию и порядок деятельности органа государственного финан­сового контроля.

Наиболее важное место в системе источников финансового права занимаюткодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наибо­лее полно регулирующих определенный круг общественных отно­шений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регу­лирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сбо­ров в Российской Федерации, а также отношения по поводу налого­вого контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения. В 2001 г. вступила в силу вторая часть НК РФ, содержащая 4 главы; в 2002 г. она дополнена еще двумя гла­вами. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17.07.1998 и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджет­ной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов, осуществления государственных и муниципальных заимство­ваний, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса. К источникам финансового права можно отнести и Таможенный кодекс РФ, принятый 28.05.2003.

К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные законы,содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового права. Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания, например, Налоговый кодекс РФ. Все нормы, состав­ляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные законы, которые являются ис­точником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Феде­рации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию му­ниципальных займов и др.

Источником финансового права являются и законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, которые принима­ются в пределах компетенции данного субъекта в области финан­сов. Среди них — закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют зако­ны о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие — законы о порядке предоставления налоговых льгот.

В) Среди нормативных правовых актов как источников финан­сового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конститу­ции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового ре­гулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы от 25.06.1996 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля», от 16.07.1998 «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стране», от 14.05.1998 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации».Однако в 1993 г. Президент РФ принимал и указы, имеющие силу закона. Такое право было предоставлено ему V Съездом народных депутатов РФ, состоявшимся в 1991 г., и более не применялось после 25 декабря 1993 г. в связи с вступлением в силу Конституции РФ. В их числе такие указы, как: «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», а также «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году», принятые 22 декабря 1993 г.

Г) Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопросам государственных финансов велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения госу­дарственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной влас­ти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Д) Часто источником финансового права являются ведомст­венные нормативные правовые акты. Основное место среди них занимают инструкции и письма Федеральной налоговой службы, Министерства финансов РФ, а также Федеральной таможенной службы. В частности, по каждому виду налогов, установленных Налоговым Кодексом РФ, Федеральной налоговой службой приняты инструкции.

Все ведомственные финансово-правовые акты должны прини­маться на основе и во исполнение законов. Ведомственные норма­тивные правовые акты как источники финансового права приоб­ретают юридическую силу после их государственной регистрации в Министерстве финансов РФ.

Е) Источником финансового права являются и локальные нор­мативные правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения уче­ных советов государственных высших учебных заведений, уставы государственных и муниципальных унитарных предприятий, ут­вержденные компетентными органами, затрагивающие вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.

2. Помимо нормативного правового акта в качестве источника финансового права в последние годы стал выступать норма­тивный договор.Нормативный договор — это договорный акт, устанавливающий правовые нормы типа поведения, обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правила поведения. В качестве источника финансового права выступают международные договоры и соглашенияРоссийской Федерации с другими странами в сфере налогообложения, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 02.03.1994 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества», соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 08.06.1983 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».

Признание международно-правового договора в качестве источника российского права основано на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы.

Помимо международных договоров в качестве нормативного договора как источника финансового права выступаютдоговоры между органами государственной власти РФ и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налого­вым вопросам. Например, договор от 02.11.1995 «О бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа».

3. К источникам финансового права также относятся решения Конституционного Суда РФ.

Добавить комментарий