Источник избирательного права

Понятие ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО употребляется в двух основных значениях.

1) – избирательное право в широком (объективном) смысле – представляет совокупность норм и правил, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. В этом смысле оно образует обширный институт конституционного права.

2) избирательное право в узком (субъективном) смысле — нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах.

К числу источников на федеральном уровне относятся:

1. Конституция РФ;

2. ФКЗ «О референдуме РФ»;

3. ФЗ «О выборах Президента РФ»;

4. ФЗ «О выборах депутатов Г. Д.;

5. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

6. ФЗ «О Государственной автоматизированной системе РФ «Выборы»;

7. ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы МСУ» и др.

Нормативно-правовые акты о выборах закрепляют принципы избирательного права, под которыми понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов.

1.) Принцип всеобщего избирательного права означает, что все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2) Принцип равного избирательного права – означает, что каждый избиратель имеет такое же количество голосов, что и любой другой избиратель (обычно один голос) и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

3). Принцип прямого избирательного права – означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

4) Принцип тайного голосования – означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей.

5) Принцип свободного и добровольного участия гражданина Российской Федерации в выборах. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

6) Принцип обязательности и периодичности проведения выборов. Обязательность означает, что ни одно выборное должностное лицо, ни один выборный орган не может легитимно получить властные полномочия иначе как на основании волеизъявления народа, осуществленного на выборах. Периодичность означает, что выборы должны проводиться через определенные законом промежутки времени, соответствующие срокам полномочий выборных органов и должностных лиц.

7) Принцип альтернативности выборов. Он означает, что на выборах должна присутствовать состязательность различных кандидатов и избирательных объединений, а избиратели должны иметь возможность выбора между реальными альтернативами. Голосование должно проводиться более чем по одному кандидату или списку кандидатов.

8) Принцип подлинности и нефальсифицированности выборов означает, что выборы должны отражать действительную волю народа. Государство должно обеспечивать функционирование действенного правового механизма, препятствующего осуществлению кем-либо фальсификаций на выборах, искажению истинных итогов голосования.

Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения:

· Объективное избирательное право — институт конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти (или избирательное право в широком смысле);

· Субъективное избирательное право (или избирательное право в узком смысле) — право граждан государства избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право

Исходные основы, важнейшие принципы и нормы избирательного права закрепляются в конституциях страны. В первую очередь — это такие общие демократические принципы избирательного права, как всеобщие, равные, прямые выборы при свободном и тайном голосовании, гласность и открытость выборов, их периодичность и др.

Под принципами избирательного права (избирательной системы) принято понимать обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не бывают признаны легитимными.

Источниками избирательного праваявляются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие избирательные отношения, – нормы избирательного права.

Система источников избирательного права характеризуется такими качествами, как взаимосвязь и иерархия правовых актов. Основными составными частями системы источников избирательного права являются:

1) избирательное законодательство;

2) международно-правовые акты;

3) нормативные правовые акты местного самоуправления;

4) решения Конституционного Суда Российской Федерации;

5) решения Верховного Суда Российской Федерации;

6) нормативные правовые акты избирательных комиссий.

Так к числу базовых принципов избирательного права относится признание равного избирательного права, которое трактуется в Федеральном законе как участие граждан в выборах на равных основаниях.

Принцип равенства имеет значение, как для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т.д., на всех стадиях избирательного процесса.

Все голоса должны иметь равный вес, одинаково влиять на результат выборов.

Прямое избирательное право. Как уже отмечалось ранее, данный принцип означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Тайное голосование — обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давление или запугивание, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, установить личность избирателя.

Обязательность и периодичность выборов в качестве принципов их организации закреплена в ст. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 . Их отражение в Законе очень органично, ибо выборы являются единственным демократическим способом формирования властных органов. Источником этих принципов служат также международные документы.

Альтернативность и состязательность выборов обеспечивают избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. По мнению Конституционного Суда РФ, альтернативность, как крайне важно е условие свободных выборов, относится к самому существу избирательного права.

Гласность выборов — неотъемлемая черта российских избирательных кампаний последних лет с точки зрения правового обеспечения соответствующего режима. Он поддерживается огромным количеством норм.

Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов, норм, приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Избирательное право – совокупность норм, которые определяютпроцедурувыборов

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Избирательные цензы в РФ.

Избирательные цензы — этосистема условий и ограничений, установленных для осуществленияактивного или пассивного избирательного права.

В федеральном и региональном избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного избирательного права :

1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ — 35 лет. Законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат и ограничения максимального возраста — пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);

3) ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе Российской Федерации. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин Российской Федерации, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречат конституционному принципу равенства прав граждан Российской Федерации на всей ее территории и принципу единого гражданства;

4) языковый ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта Федерации, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе Российской Федерации. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;

5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) — народными депутатами Государственного Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Добавить комментарий