Источники дисциплины правоохранительные органы

После изучения настоящей главы студент должен:

знать

• понятие нормативных источников и их классификацию;

уметь

• ориентироваться в системе нормативных источников курса «Право- охранительные органы»;

владеть

  • • юридической терминологией, касающейся предмета, системы, нормативных источников курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»;
  • • навыками работы с нормативными актами, их текстом.

Общая характеристика нормативных источников, их классификация

Предметом изучения учебного курса «Правоохранительные органы России» являются акты законодательства, регламентирующие организацию судебной власти и правоохранительных органов, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям.

  • 1. В зависимости от юридической силы нормативного акта они подразделяются на Конституцию РФ, законы, подзаконные нормативные акты, общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией.
  • 2. По относимости регулируемых вопросов к ведению Российской Федерации или ее субъектов нормативные акты можно подразделить на федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов РФ. Сферы ведения, в том числе совместного, Российской Федерации и ее субъектов регламентированы ст. 71–73 Конституции РФ.
  • 3. В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты можно подразделить:
    • – на акты органов законодательной власти;
    • – акты федеральных органов исполнительной власти; акты органов судебной власти.
  • 4. В зависимости от вида субъекта правоотношений акты можно подразделить на следующие группы:
    • – о суде и судебной власти;
    • – о прокуратуре;
    • – об органах, осуществляющих деятельность по раскрытию и расследованию преступлений;
    • – об органах юстиции;
    • – о нотариате;
    • – об адвокатуре и адвокатской деятельности и т.д.

Конституция Российской Федерации в системе нормативных источников

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст. 15 Конституции РФ). Она является основой для построения и деятельности всего государственного механизма, в том числе системы судебной власти и правоохранительных органов. Конституция РФ предполагает принятие федеральных конституционных законов о судебной системе РФ, полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов; федеральных законов, регламентирующих деятельность прокуратуры, дополнительные требования к судьям судов РФ, порядок и основания прекращения и приостановления полномочий судьи, порядок привлечения к уголовной ответственности судей, финансирование судов, порядок назначения судей, деятельность суда присяжных и т.д.

Помимо этого, Конституция РФ содержит большое число норм, затрагивающих деятельность судов и правоохранительных органов и имеющих прямое действие. Так, в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержатся нормы о судебном контроле за правомерностью ограничения неприкосновенности личности, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, о равноправии граждан перед законом и судом, об обеспечении прав и свобод человека путем доступа к правосудию, о праве на квалифицированную юридическую помощь, на судебное обжалование решений и действий всех государственных органов и должностных лиц, о презумпции невиновности, о праве не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников, об обязанности государства возмещать ущерб, причиненный жертвам преступлений или злоупотреблений властью. В гл. 7 «Судебная власть» устанавливаются основные принципы осуществления правосудия: правосудие осуществляется только судами, созданными в соответствии с федеральным конституционным законом, судьи независимы и подчиняются только закону, разбирательство судебных дел должно быть открытым, судопроизводство должно осуществляться на основе состязательности и равноправия сторон и т.д.

Понятие, признаки и общая характеристика правоохранительных органов РФ

Правоохранительные органы — это государственные органы или негосударственные образования, которые осуществляют правоохранительную деятельность в целях охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также общества и государства от противоправных посягательств.

Из указанного определения следует, что правоохранительные органы обладают определенными признаками.

1. Правоохранительные органы созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Именно в действующем законодательстве установлен перечень указанных органов, а также приведены их полномочия. Что касается перечня, то его можно назвать исчерпывающим, так как не может быть создано государственного правоохранительного органа без соответствующего указания в законе.

2. В перечень правоохранительных органов входят как государственные, так и негосударственные структуры. Отнесение правоохранительных органов к первой или второй группе зависит не столько от их значимости, сколько от того, каким образом будут обеспечиваться права и законные интересы лиц.

3. Основным содержанием деятельности данных органов является охрана и защита прав и законных интересов физических и юридических лиц. Под охраной понимается недопущение нарушений закона со стороны кого бы то ни было. Защита — это активные действия правоохранительных органов, направленные на восстановление ранее нарушенных прав. Осуществляя охрану и защиту, правоохранительные органы реализуют имеющиеся у них полномочия по собственному усмотрению, но не превышая их и не пользуясь заведомо противозаконными средствами и способами.

4. Правоохранительные органы в ходе своей деятельности тесно взаимодействуют друг с другом, реализуя общие задачи правоохраны путем использования своих специфических полномочий.

Общая характеристика правоохранительных органов

Все правоохранительные органы, действующие в Российской Федерации, составляют единую систему. В нее входят следующие государственные структуры: органы прокуратуры, органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, органы Федеральной таможенной службы, органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органы предварительного расследования, а также некоторые органы Министерства юстиции Российской Федерации.

Вместе с тем в России созданы и действуют негосударственные правоохранительные структуры, которые также входят в общую систему правоохранительных органов. К ним относятся адвокатура, частные охранные и детективные структуры.

В сфере нотариата выделяются государственные нотариусы и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Государственные нотариусы являются должностными лицами, входящими в подчинение Минюста России, а нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются представителями негосударственных правоохранительных органов.

Судебные органы в строгом смысле этого слова правоохранительными органами не являются. Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, а функция правосудия охраной прав и законных интересов не исчерпывается. Вместе с тем, поскольку правоохрана в деятельности судов занимает весьма важное место, их структура и полномочия также изучаются в рамках учебной дисциплины «Правоохранительные органы».

Содержание понятия правосудия, его свойства.

Под правосудием понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов, которая осуществляется от имени государства, в строго установленном законом порядке и содержанием которой является рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях, а также иных дел в пределах имеющихся у них полномочий.

Из данного определения вытекает ряд признаков правосудия.

1. Эту деятельность осуществляют специально созданные государственные органы. Согласно части 1 ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Таким образом, никакие иные органы деятельность, именуемую правосудием, осуществлять не вправе.

2. Для того чтобы правосудие состоялось, требуется, чтобы дело было рассмотрено законным составом суда. При этом должно быть надлежащее количество судей. Не вправе осуществлять правосудие те судьи, которые в соответствии с законом подлежат отводу.

3. Правосудие осуществляется от имени государства. Все судебные решения, которыми оканчивается правосудие, выносятся и провозглашаются именем Российской Федерации. В промежуточных судебных решениях специального указания о том нет, однако и в этих случаях они данному признаку соответствуют. Вторая составляющая данного признака заключается в том, что государство несет ответственность за законность, обоснованность и мотивированность принимаемых судом решений. Например, если обвинительный приговор суда впоследствии был отменен, то оправданное лицо приобретает право на реабилитацию, в том числе на выплаты за счет средств государственного бюджета.

4. Правосудие осуществляется в порядке, строго регламентированном действующим законодательством. В отношении данного вида деятельности в полной мере реализуется правило о том, что разрешено осуществление лишь тех действий и принятие лишь тех решений, которые прямо указаны в законе. Это же касается и разрешения вопросов организационного характера, прямо не входящих в содержание правосудия.

5. Содержанием правосудия является деятельность по рассмотрению гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях, а также иных дел.

Полномочия районного суда.

В соответствии со статьей 25 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» районный (городской) суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов. Тем самым подчеркивается, что данный судебный орган обладает универсальной компетенцией, а компетенция остальных судов определяется путем исключения из общего правила.

В рамках гражданского судопроизводства районный суд рассматривает все дела за исключением дел, подсудных мировому судье, военным судам, судам субъектов Федерации, а также Верховному Суду Российской Федерации.

Подсудность районному суду уголовных дел определена в статье 31 УПК РФ аналогичным образом, путем исключения из общей компетенции судов тех дел, которые подсудны мировому судье или вышестоящим судам.

В рамках административного производства районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, перечисленные в частях 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, если производство по ним осуществляется в форме административного расследования, а также дела, влекущие выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности. Кроме того, в районный суд может быть обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом или должностным лицом.

Районный суд может выступать в качестве суда второй инстанции по делам, решения по которым были приняты мировым судьей. К таким решениям могут относиться как приговоры и иные решения по уголовным делам, так и постановления по делам об административных правонарушениях и решения по гражданским делам, подсудным в качестве суда первой инстанции.

Если мировому судье был заявлен отвод, то дело другому мировому судье, действующему на территории того же судебного района, передается районным судом.

Районный суд изучает и обобщает судебную практику, а также осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Так, согласно статье 1 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Помимо перечисленного районный суд осуществляет следующие виды производств: о наложении денежных взысканий и штрафов в уголовно-процессуальном порядке и об обращении в доход государства залога, внесенного в качестве меры пресечения; о принудительной госпитализации или о продлении сроков принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством; по жалобам на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению решения или на отказ в совершении таких действий; о направлении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения или лечебно-воспитательные учреждения; по материалам, разрешаемым в порядке исполнения приговоров.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

В соответствии со статьей 119 Конституции России судьями могут стать лица, которые удовлетворяют следующим базовым требованиям:

· гражданство Российской Федерации;

· достижение 25 лет;

· наличие высшего юридического образования;

· стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Дополнительные требования к судьям различных судов закреплены в статье 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». При этом:

судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;

судьей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;

судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа — гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет;

судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей — гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

В ряде случаев к кандидатам на должности судей установлены дополнительные требования.

Так, согласно статье 8 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» судьей данного Суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший к дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее 5 лет.

Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

Функции и полномочия Министерства юстиции РФ.

Органы юстиции — это правоохранительные органы, которые непосредственно не осуществляют правосудие и иную деятельность, связанную с восстановлением нарушенных прав. Вместе с тем они играют весьма важную роль в общей системе правоохранительных органов Российской Федерации, так как создают надлежащие предпосылки для деятельности многих иных органов, а также обеспечивают исполнение решений правоохранительных органов, прежде всего судебных.

Органы юстиции представляют собой систему федеральных органов государственной власти, которые проводят государственную политику и осуществляют управление в сфере юстиции, а также координируют деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Основными задачами органов юстиции являются:

  1. реализация государственной политики в сфере юстиции;
  2. обеспечение прав и законных интересов личности и государства;
  3. обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;
  4. обеспечение установленного порядка деятельности судов;
  5. обеспечение исполнения актов судебных и других органов;
  6. обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Систему органов юстиции, действующих на территории Российской Федерации, составляют: Министерство юстиции Российской Федерации; территориальные органы и учреждения этого министерства; органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказаний; органы и учреждения Федеральной службы судебных приставов; органы и учреждения Федеральной регистрационной службы.

Полномочия Минюста России:

1) вносит Президенту и в Правительство Российской Федерации проекты законов и иных нормативных правовых актов, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства;

2) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, иных законов и подзаконных актов, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) обобщает практику применения российского законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;

5) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

6) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных российским законодательством;

7) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции России и федеральным законам;

8) ведет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

9) утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством о нотариате;

10) определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации;

11) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;

12) обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, принимает меры, направленные на ее совершенствование;

13) осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству Российской Федерации;

14) организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;

15) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Нотариат в РФ.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. ¹ 4462-1 нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Правовой статус нотариуса

На должность нотариуса в Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами.

Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами о нотариате.

Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами.

Нотариус не вправе: заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской; оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

В субъектах Российской Федерации государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Полномочия нотариуса:

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки;

2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

10) удостоверяют время предъявления документов;

11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные надписи;

14) совершают протесты векселей;

15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

16) принимают на хранение документы;

17) совершают морские протесты;

18) обеспечивают доказательства.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают те же нотариальные действия, что и нотариусы, занимающиеся частной практикой, а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.

Понятие, признаки и общая характеристика правоохранительных органов РФ

Правоохранительные органы — это государственные органы или негосударственные образования, которые осуществляют правоохранительную деятельность в целях охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также общества и государства от противоправных посягательств.

Из указанного определения следует, что правоохранительные органы обладают определенными признаками.

1. Правоохранительные органы созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Именно в действующем законодательстве установлен перечень указанных органов, а также приведены их полномочия. Что касается перечня, то его можно назвать исчерпывающим, так как не может быть создано государственного правоохранительного органа без соответствующего указания в законе.

2. В перечень правоохранительных органов входят как государственные, так и негосударственные структуры. Отнесение правоохранительных органов к первой или второй группе зависит не столько от их значимости, сколько от того, каким образом будут обеспечиваться права и законные интересы лиц.

3. Основным содержанием деятельности данных органов является охрана и защита прав и законных интересов физических и юридических лиц. Под охраной понимается недопущение нарушений закона со стороны кого бы то ни было. Защита — это активные действия правоохранительных органов, направленные на восстановление ранее нарушенных прав. Осуществляя охрану и защиту, правоохранительные органы реализуют имеющиеся у них полномочия по собственному усмотрению, но не превышая их и не пользуясь заведомо противозаконными средствами и способами.

4. Правоохранительные органы в ходе своей деятельности тесно взаимодействуют друг с другом, реализуя общие задачи правоохраны путем использования своих специфических полномочий.

Предыдущая1234567891011

Предмет. Система.

Учебный курс ПО является вводной комплексной юридической дисциплиной, в которой изучаются правовые нормы об устройстве и деятельности правоохранительных органов РФ.

Правоохранительные органы в широком смысле – это суды, органы выявления и расследования преступлений, прокуратура и другие государственные органы, а также негосударственные юридические институты, так же, как и адвокатура, и частная охранная и сыскная деятельность.

В узком смысле слово нужно понимать, что:

СУД – это отдельная ветвь власти, что ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА – это органы исполнительной власти, а АДВОКАТУРА – институт гражданского общества.

Правоохранительная деятельность имеет несколько характерных основных признаков:

1) Состоит в защите прав и юридических лиц от противоправных посягательств;

2) Правоохранительная деятельность осуществляется в особом порядке или в процессуальной форме, которая разделяется на различные стадии;

3) Осуществляется особо уполномоченная государственными органами и субъектами, обладающими соответствующим правовым статусом;

4) Правоохранительная деятельность осуществляется от имени государства, в ней реализуются властные полномочия и применяются меры государственного принуждения.

Направления правоохранительной деятельности:

— конституционный контроль;

— осуществление правосудия;

— прокурорский надзор;

— выявление и расследование преступлений;

— охрана общественного порядка;

— обеспечение государственной безопасности;

— оказание квалифицированной помощи.

Структура учебного курса ПО:

В структуре учебной дисциплины правоохранительные органы в РФ принято выделять 3 части:

— общая часть (в которой изучаются основные теоретические положения данного курса, такие, как понятия и признаки судебной власти, правосудия, принципы их, судебная система и прочее).

— особенная часть (в которой изучается организация и деятельность конкретных правоохранительных органов юстиции зарубежных стран)

— специальная часть (в которой изучается организация и деятельность судебных и правоохранительных органов зарубежных стран)

Совокупность названных вопросов образует систему учебного курса, который включает 19 тем.

Учебный курс ПО тесно связан с другими учебными юридическими дисциплинами (ТГП, где студенты получают сведения по системе и функциям государства, теория разделения властей и др.)

Это конституционное право, в котором раскрываются понятия о независимости, самостоятельности судебной власти, правовом статусе и организации высших судебных органов т.д.

Дисциплина тесно связана с другими процессуальными отраслями, такими, как:

— уголовный процесс;

— гражданский процесс;

Поскольку в этих дисциплинах отражаются стадии правоохранительной и судебной деятельности, принципы судопроизводства и прочие важные положения.

Нормативные источники курса ПО

Нормативные источники курса – законы и подзаконные нпа, которые регулируют правосудие, прокурорский надзор, оказывают гражданам квалифицированную юридическую помощь и т.д.

Главный нормативно-правовой источник :

1) КОНСТИТУЦИЯ РФ, которая устанавливает основы государственного и общественного строя.

— имеет отдельный раздел «О судебной власти и правосудии»;

— содержит принципы деятельности судов и других государственных органов и положения, касающиеся правового статуса личности

— все иное законодательство вытекает и основывается, не может противоречить Конституции.

2) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ (Ф КЗ), которые издаются по вопросам специально названными Конституцией, например, ФКЗ «О судебной деятельности РФ».

Данные законы принимаются в особом порядке обеими палатами Законодательного Собрания РФ квалифицированным большинством, и в отношении этих законов прездиент не имеет права ВЕТО. (т.е. не может их отклонить).

3) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РФ, в числе которых кодексы, основы законодательства и отдельные федеральные законы, например, уголовно-процессуальный кодекс.

4) КОНСТИТУЦИИ, УСТАВЫ И ИНЫЕ ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РФ.

В число нормативно-правовых источников относятся так же и ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ :

— постановления Совета Федерации и Государственной Думы.

— указы президента

— постановления правительства

— ведомственные нормативные акты, регламенты, инструкции, приказы, которые издают руководители правоохранительных органов, например, министры внутренних дел или генеральный прокурор.

Особую группу нормативно-правовых источников составляют:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

Их можно вслед за Конституцией РФ, согласно которой, международные договоры и общепринятые нормы, принципы международного права являются частью национальной правовой системы и имеют преимущества перед национальными законодательствами.

Для международных договоров характерно, что они вступают в силу после ратификации их парламентом и государственной думой. Она же может отозвать свое одобрение.

Этот процесс именуется ДЕНОНСАЦИЯ.

Ведомственные нормативные акты, т.е. приказы, инструкции, регламенты министерств и ведомств общего межведомственного характера должны иметь регистрацию в министерстве Юстиции, после чего, как и другие законы, публикуются.

Добавить комментарий