Источники европейского права

Понятие и классификация

Как и в других правовых системах, нормы права ЕС создаются посредством их закрепления в определенных источниках. Источники права Европейского Союза – это внешние формы выражения его правовых норм.

Круг источников права Союза чрезвычайно широк (многие тысячи документов) и разнообразен по предмету и содержанию. Он включает в себя все основные виды документов, характерных для современной правовой цивилизации, прежде всего нормативные акты и нормативные договоры. Место источника права ЕС прочно заняла и судебная практика Суда ЕС, квалифицируемая в англосаксонской доктрине как прецедентное право ЕС. В некоторых случаях формируются обычаи ЕС, однако роль самостоятельного источника за такими стихийно складывающимися правилами поведения официально не признается.

В европейской доктрине к числу источников права Союза принято относить также акты рекомендательного и политического характера, которые не имеют общеобязательной силы. В качестве собирательного их наименования используется термин «мягкое право» (англ. soft law) – в отличие от права «жесткого», т.е. права в традиционном смысле этого слова. Во многих случаях институты, органы, учреждения ЕС издают акты индивидуального характера, адресуемые строго определенным субъектам, в том числе физическим и юридическим лицам (например, решения Комиссии о наложении штрафов на предприятия за антиконкурентные действия).

Все источники права Союза образуют взаимосвязанную систему, построенную па иерархических принципах. Документы основополагающего характера, обладающие высшей юридической силой в правовой системе ЕС, составляют источники первичного права, кратко – первичное право (англ. primary law; франц. droit primaire). Подобно конституции государства, они образуют ядро, базис правовой системы ЕС (см. 2.5.2).

На основании первичного права принимаются правовые акты Союза и иные документы, составляющие вместе источники вторичного права, кратко – вторичное, или производное право (англ. secondary/derived law; франц. droit secondaire/derive). Подавляющее большинство юридических норм, из которых складывается правовая система ЕС, закреплено именно здесь. В то же время источники вторичного права по своей юридической силе должны соответствовать праву первичному, а в случае противоречия ему подлежат отмене (см. 2.5.3).

Важную самостоятельную роль в системе источников права ЕС приобрела и судебная практика, создаваемая решениями судебного института ЕС – Суда ЕС (см. 2.5.4).

Источники первичного права

А. Учредительные документы и Хартия Европейского Союза об основных правах

1. Общая характеристика

Источниками «первичного права», как видно из названия, должны выступать документы основополагающего, учредительного характера. Учредительным актом государства (в юридическом смысле) выступает его конституция, принимаемая в демократических странах собранием народных представителей (парламентом, учредительным собранием) или непосредственно народом на референдуме.

Учредителями ЕС выступают его государства-члены, поэтому «конституция» ЕС оформлена не как основной закон, а как международный договор. При этом в силу особенностей истории формирования Союза в его основе лежит несколько учредительных документов, в настоящее время два:

  • 1) Договор о Европейском Союзе 1992 г. (неофициально «Маастрихтский договор») и
  • 2) Договор о функционировании Европейского Союза 1957 г. (неофициально «Римский договор»).

Первый документ, относительно краткий по объему, учреждает ЕС и закрепляет наиболее общие принципы его устройства, взаимоотношения с государствами-членами и мировым сообществом. Второй документ устанавливает детальные правила функционирования ЕС, что и обусловливает его название.

Несмотря на различия в предмете и содержании, а также разное время заключения, оба учредительных документа ЕС образуют целостную логическую систему. Они предназначены для совместного применения и, по этой причине, наделяются равной (высшей) юридической силой в праве ЕС.

Как гласит ст. 1 ДЕС: «Союз основывается на настоящем Договоре и на Договоре о функционировании Европейского Союза (далее именуемых «Договоры”). Эти два Договора имеют одинаковую юридическую силу» (абз. 3). Аналогичным образом, ст. 1 ДФЕС предусматривает: «Настоящий Договор и Договор о Европейском Союзе выступают в качестве Договоров, на которых основывается Союз. Эти два Договора, которые имеют одинаковую юридическую силу, обозначаются термином «Договоры”» (§ 2 ст. 1 ДФЕС).

С 1 декабря 2009 г. учредительные документы (Договоры) действуют в редакции Лиссабонского договора 2007 г. (вступил в силу 1 декабря 2009 г.), который включил в их содержание основные положения подписанной, но не вступившей в силу Конституции для Европы 2004 г. (см. § 4 гл. I).

Учредительные документы, как и другие источники права ЕС, устанавливают права и обязанности не только субъектов публичной власти (государств-членов, институтов, органов, учреждений ЕС), по и частных лиц. Следовательно, они способны обладать прямым действием. Принцип прямого действия права ЕС применяется к учредительным документам при выполнении общего требования, установленного судебной практикой Суда ЕС – нормы должны быть «безусловными и достаточно четкими» (см. 2.2).

Таким образом, если некоторые нормы учредительных документов являются непосредственно действующими (например, запрет дискриминации между гражданами государств-членов, четко и безусловно зафиксированный в ст. 18 ДФЕС), то другие выступают скорее как «программные положения» для институтов и государств – членов ЕС (так их квалифицирует Суд ЕС), из которых невозможно вывести какие-либо субъективные права (например, повышение занятости и другие цели социальной политики, закрепленные в ст. 151 ДФЕС).

Несмотря на способность к прямому действию, учредительные документы ЕС в современной (равно как и во всех предыдущих редакциях) никогда не включали в себя полноценного «каталога» основных прав и свобод личности, соблюдать которые обязан в ходе своей деятельности Европейский Союз. Этот пробел был восполнен принятием Хартии Европейского Союза об основных правах. Утвержденная в 2000 г. в качестве совместной декларации трех политических институтов ЕС – Европейского парламента, Совета ЕС и Европейской комиссии – благодаря реформе Лиссабонского договора Хартия стала еще одним источником первичного права ЕС.

В соответствии с § 1 ст. 6 ДЕС: «Союз признает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., адаптированной 12 декабря 2007 г., которая имеет такую же юридическую силу, как и Договоры». Некоторые изъятия из обязательной силы Хартии, предусмотренные для двух государств-членов (Великобритании и Польши), а в дальнейшем и Чехии (см. 2.2), не отменяют общего вывода о том, что в настоящее время этот документ является составной частью первичного права ЕС в целом наравне с Договорами.

Итак, в качестве основных источников первичного права современного Европейского Союза, его «конституции», выступают три взаимосвязанных документа – ДЕС и ДФЕС: учредительные документы, или «Договоры», на основании которых создана и функционирует организация «Европейский Союз», плюс Хартия Европейского Союза об основных правах, которая подтверждает и закрепляет в понятной для каждого человека форме основополагающие права личности, которые должны соблюдаться в процессе всей деятельности ЕС.

Учредительные документы («Договоры») заключены на неограниченный срок (ст. 53 ДЕС, ст. 356 ДФЕС), что не исключает возможности внесения в них в будущем поправок в соответствии с установленной процедурой пересмотра (см. ниже). Действие Хартии также не ограничено каким-либо сроком. Структура и содержание этого своеобразного «билля о правах» будут рассмотрены в гл. 5 при характеристике основ правового положения человека и гражданина в ЕС.

2. Договор о Европейском Союзе: структура и содержание

Договор о Европейском Союзе в современной («лиссабонской») редакции традиционно характеризуется как «мини-договор», поскольку он в довольно краткой, лаконичной форме определяет наиболее общие и фундаментальные начала устройства ЕС как интеграционной организации, а также принципы и цели деятельности ЕС па международной арене. ДЕС имеет простую структуру: преамбула и 55 статей, распределенных в шесть разделов:

Раздел II «Положения о демократических принципах» (ст. 9–12) устанавливает принципы демократического устройства ЕС как организации политической власти: равенство между гражданами Союза, представительная демократия и др.

Раздел III «Положения об институтах» (ст. 13–19) устанавливает основы правового статуса руководящих органов (институтов) ЕС: Европейского парламента, Европейского совета и др.;

Раздел IV «Положения о продвинутом сотрудничестве» (ст. 20) предусматривает возможность более тесной интеграции в разных областях части (не всех) государств-членов, при условии, что их количество составляет не менее девяти.

Раздел V «Общие положения о внешнеполитической деятельности Европейского Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности» (ст. 21–46) является самым крупным разделом ДЕС, единственным, который включает в себя дополнительные структурные элементы (главы, затем отделы). В нем закреплены правовые основы деятельности ЕС на международной арене, т.е. применительно к взаимоотношениям со странами, не входящими в его состав (третьими странами), и международными организациями.

Раздел VI «Заключительные положения» (ст. 47–55) дополняет положения о статусе ЕС в целом, изложенные в разделе I: наличие у ЕС правосубъектности (ст. 47), порядок пересмотра учредительных документов (ст. 48), условия и порядок приема новых государств-членов (ст. 49) и т.п.

3. Договор о функционировании Европейского Союза: структура и содержание

Договор о функционировании Европейского Союза был подписан в первоначальной редакции в 1957 г. под названием «Договор об учреждении Европейского экономического сообщества» (Договор о ЕЭС), затем (в 1992 г.) переименован в «Договор об учреждении Европейского сообщества».

Свое современное название и содержание он получил в результате реформы Лиссабонского договора 2007 г., после вступления в силу которого он стал вторым учредительным документом ЕС, детализирующим правила ДЕС. Роль ДФЕС в системе учредительных документов современного ЕС определяет его ст. 1: «Настоящий Договор организует функционирование Союза и определяет сферы, границы и порядок осуществления его компетенции» (§ 1 ст. 1 ДФЕС).

Таким образом, ДФЕС сконцентрирован на регулировании деятельности ЕС в разных областях, что обусловливает его значительный объем и довольно сложную структуру: преамбула и 338 статей, распределенных в семь частей. Многие части ДФЕС состоят из нескольких разделов; последние, в свою очередь, могут подразделяться па главы, а главы – на отделы.

Часть первая «Принципы» (ст. 1 – 17) корреспондирует разделу I ДЕС «Общие положения», т.е. закрепляет общие правовые основы деятельности ЕС. В ней оказаны различные категории и сферы компетенции ЕС, а также принципы деятельности ЕС.

Часть вторая «Недискриминация и гражданство Союза» (ст. 18–25) развивает положения раздела II ДЕС «Положения о демократических принципах» путем закрепления принципов правового статуса граждан ЕС, а также важнейших прав, связанных с принадлежностью к европейскому (наднациональному) гражданству.

Часть третья «Внутренняя политика и деятельность Союза» (ст. 26–197), состоящая из 24 разделов, подробно регулирует компетенцию ЕС по управлению общественными отношениями на его территории. Здесь же установлены принципы единого экономического пространства (внутреннего рынка) ЕС, основы правового регулирования экономического и валютного союза, включая правовой режим евро, пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС, положения о деятельности Союза в различных сферах внутренней политики (от сельского хозяйства до гражданской обороны).

Часть четвертая «Ассоциация с заморскими странами и территориями» (ст. 198–204) устанавливает порядок взаимодействия ЕС с некоторыми колониями государств-членов, которые не включены в территорию ЕС. В настоящее время эта часть, сохранившаяся почти без изменений с момента подписания ДФЕС в 1957 г., имеет ограниченное применение в связи с тем, что «заморскими странами и территориями» выступают только географически отдаленные острова, как правило, незначительных размеров (см. 1.1).

Часть пятая «Внешнеполитическая деятельность Союза» (ст. 205–222) конкретизирует и дополняет правила раздела V ДЕС применительно к установлению правовых основ деятельности ЕС на международной арене, его взаимоотношениям с третьими странами и международными организациями.

Часть шестая «Институциональные и финансовые положения» (ст. 223–334) развивает правила, закрепленные в разделе III ДЕС

«Положения об институтах», а также в разделе IV ДЕС «Положения о продвинутом сотрудничестве». Большинство норм этой части посвящены установлению правового режима функционирования руководящих органов (институтов) ЕС, а также некоторых вспомогательных органов и учреждений Союза. Здесь же установлены детальные правила продвинутого сотрудничества государств-членов в рамках ЕС и порядок разработки, принятия и исполнения бюджета ЕС.

Часть седьмая «Общие и заключительные положения» (ст. 335–338) дополняет и уточняет нормы, содержащиеся в последнем разделе ДЕС (раздел VI «Заключительные положения»). Например, первая статья раздела VI ДЕС (ст. 47), согласно которой «Союз обладает правосубъектностью», конкретизирована в первой статье части седьмой ДФЕС (ст. 335) правилом о признании Союза в его государствах-членах юридическим лицом с максимально широкой правоспособностью.

4. Протоколы и приложения к учредительным документам

Составной частью учредительных документов ЕС являются протоколы, приложенные к ним в разное время (прилагаются одновременно к ДЕС и ДФЕС, т.е. к обоим «Договорам», вместе взятым). Всего в настоящее время действуют 37 протоколов, некоторые из которых действуют с 1957 г. (например, Протокол об Уставе Европейского инвестиционного банка), другие приложены позднее, в том числе при подписании Лиссабонского договора 2007 г. (например, Протокол о внутреннем рынке и конкуренции или Протокол о переходных положениях). Подобно учредительным документам, все ранее подписанные протоколы к ним действуют сегодня в редакции Лиссабонского договора.

Как видно из приведенных примеров, в протоколы выносятся специальные положения по отдельным вопросам, которые признано нецелесообразным включать в основную часть учредительных документов.

Например, в протоколах содержатся статуты (уставы) Суда ЕС, Европейского инвестиционного банка, Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка (Протокол о Статуте Суда Европейского Союза 2001 г., упомянутый Протокол об Уставе Европейского инвестиционного банка 1957 г., Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка 1992 г.); закрепляется интеграция в правовую систему ЕС Шенгенских соглашений и дополняющих их правовых актов (Протокол о Шенгенских достижениях, интегрированных в рамки Европейского Союза, 1997 г.); определены правовые последствия истечения срока действия Договора о ЕОУС 1951 г. (Протокол об истечении срока действия Договора о ЕОУС и о Научно-исследовательском фонде угля и стали 2001 г.).

В протоколах также могут устанавливаться изъятия и исключения для отдельных государств-членов, например, в отношении перехода на единую денежную единицу евро (Протокол о некоторых положениях, в отношении Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, и др.).

Несмотря на то что протоколы по своей юридической природе являются не отдельными источниками первичного права, а лишь обособленными разделами учредительных документов, они имеют свою собственную структуру: преамбулу, статьи, у крупных протоколов – главы и разделы. Например, Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка 1992 г. содержит 50 статей, распределенных в девять глав.

Кроме протоколов, к учредительным документам имеются два приложения, содержащие различные списки (перечни): перечень видов сельскохозяйственных продуктов, которые подпадают под действие обшей сельскохозяйственной политики ЕС, и список «заморских стран и территорий», т.е. оставшихся за рамками ЕС колониальных владений отдельных государств-членов.

5. Порядок пересмотра учредительных документов и Хартии Европейского Союза об основных правах

Учредительные документы ЕС были заключены в форме международных договоров, поэтому вплоть до самого последнего времени изменения и дополнения в них вносились в соответствии с традиционной международно-правовой процедурой: подписание, затем ратификация государствами-членами ревизионных договоров, т.е. договоров, содержащих поправки в различные положения учредительных документов.

В качестве ревизионных договоров выступали Ниццкий договор 2001 г., Амстердамский договор 1997 г., частично ДЕС в первоначальной редакции, одобренной в Маастрихте в 1992 г. (содержал поправки в договоры, учреждающие Европейские сообщества), еще ранее Единый европейский акт 1986 г., а также другие ревизионные договоры, имевшие более специальный характер.

Ситуация несколько изменилась со вступлением в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора – последнего к настоящему моменту ревизионного договора, включившего в учредительные документы ЕС основные положения проекта Конституции для Европы 2004 г. и создавшего тем самым ЕС в его современном виде.

Отныне порядок пересмотра учредительных документов ЕС сочетает в себе черты процедуры пересмотра международных

  • (.межгосударственных) договоров и процедуры пересмотра конституции демократического государства за счет предоставления права голоса в этом вопросе институту ЕС, представляющего всех граждан ЕС и избираемого их прямым голосованием – Европейскому парламенту. При этом каждое государство-член сохраняет возможность накладывать вето на внесение любых поправок в учредительные документы.
  • 1. В соответствии со ст. 49 ДЕС, регулирующей порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы ЕС, обычная процедура пересмотра начинается с внесения в Совет ЕС «проектов, направленных на пересмотр Договоров», т.е. в ДЕС, в ДФЕС или сразу в оба учредительные документа, вместе взятые. Совет ЕС передает эти проекты Европейскому совету (т.е. руководителям всех государств-членов), а также уведомляет о них парламенты государств-членов (национальные парламенты).

Правом инициировать пересмотр учредительных документов изначально обладали правительство любого государства-члена и главный исполнительный институт ЕС – Европейская комиссия. В настоящее время таким же правом наделен и Европейский парламент.

2. Если большинство руководителей государств-членов поддерживают пересмотр учредительных документов, то Европейский совет после консультации с Европейским парламентом и Европейской комиссией созывает учредительное собрание под названием «Конвент» (напомним, что в прошлом аналогичные конвенты уже созывались в 2000 г. для подготовки Хартии и в 2001–2003 гг. для подготовки проекта Конституции для Европы 2004 г.).

В состав Конвента должны входить не только представители законодательной и исполнительной власти государств-членов (представители их национальных парламентов, глав государств или правительств), но и представители ЕС в лице уполномоченных делегатов Европейского парламента и Европейской комиссии (оба института представляют интересы Союза в целом, а не отдельных стран).

Конвент может не созываться лишь в том случае, если вносимые поправки имеют малозначительный характер («когда его созыв не является оправданным с точки зрения масштабов изменений»). Чтобы не созывать Конвент, необходимо специальное решение Европейского совета, нуждающееся в одобрении Европейского парламента.

Задача Конвента – рассмотреть проекты пересмотра учредительных документов и выработать соответствующую рекомендацию, которая может представлять собой и целостный проект ревизионного договора. Рекомендация принимается консенсусом, что предполагает одобрение представителями всех субъектов, назначающих членов Конвента – не только национальных парламентов и руководителей государств-членов, но и Европейского парламента и Европейской комиссии.

3. После принятия Конвентом рекомендации процедура пересмотра учредительных документов переходит на следующий этап – созыв Конференции представителей правительств государств-членов (межправительственной конференции). Если поправки являются малозначительными, и Конвент не проводился, то межправительственная конференция созывается на основании решения Европейского совета, определяющего ее мандат.

Задача межправительственной конференции – утвердить окончательный текст ревизионного договора, подписываемого по ее итогам представителями всех государств-членов («принять по общему согласию изменения, подлежащие внесению в Договоры»).

4. Подписанный ревизионный договор для вступления в силу должен пройти ратификацию во всех государствах-членах. Ратификация осуществляется «в соответствии с конституционными правилами каждого из них». Точных сроков ратификации ст. 49 ДЕС не устанавливает, однако предусмотрен ориентировочный срок – два года с момента подписания ревизионного договора.

Если по истечении этого срока 4/5 государств-членов ратифицируют ревизионный договор, а одно или несколько других государств-членов «столкнутся с трудностями» в его ратификации, то Европейский совет должен рассмотреть вопрос и, возможно, принять меры, требуемые обстоятельствами (принять решение скорректировать ревизионный договор и т.д.).

В любом случае, ни одно из государств-членов не может быть принуждено к ратификации ревизионного договора. Каждое из них сохраняет в этом вопросе безусловное право вето.

Выше была охарактеризована обычная процедура пересмотра учредительных документов. Кроме нее ст. 49 ДЕС предусматривает «упрощенные процедуры пересмотра», которые могут использоваться для внесения поправок в отдельные положения учредительных документов.

В частности, для пересмотра отдельных положений части третьей «Внутренняя политика и деятельность Союза» ДФЕС не требуется созыв Конвента, проведение межправительственной конференции, а также подписание ревизионного договора. В данном случае пересмотр может быть произведен на основании решения Европейского совета, принимаемого единогласно и вступающего в силу после одобрения всеми государствами-членами «в соответствии с конституционными правилами каждого из них». Такая упрощенная процедура, однако, не может использоваться для расширения компетенции ЕС.

Другой разновидностью упрощенных процедур является процедура, направленная на дальнейшее повышение эффективности и демократизацию порядка издания правовых актов законодательными институтами ЕС – Европейским парламентом и состоящим из представителей национальных правительств Советом ЕС.

Повышение эффективности заключается в еще большем сокращении количества вопросов, по которым Совет ЕС по-прежнему обязан принимать правовые акты единогласно, а демократизация – в расширении сферы применения обычной законодательной процедуры, в рамках которой Совет ЕС и Европейский парламент обладают равными правами на издание законодательных актов.

Для достижения этих целей Европейский совет может принять решение о внесении поправок в соответствующие статьи ДЕС или ДФЕС, а именно, разрешить Совету ЕС постановлять по соответствующим вопросам квалифицированным большинством (вместо единогласия) или уравнять права Европейского парламента и Совета ЕС на принятие определенных законодательных актов (например, налогового законодательства, которое по сей день издается Советом ЕС единолично и на основе единогласия).

Проект решения Европейского совета, направленный па внесение указанных поправок, направляется сначала национальным парламентам. Если в течение шести месяцев ни один из национальных парламентов нс выступил с возражением, то Европейский совет вправе принять решение о внесении поправок. Перед принятием решения Европейский совет также должен заручиться поддержкой Европейского парламента.

Существует еще несколько вариантов упрощенных процедур, не указанных в ст. 49 ДЕС. В основном они касаются изменения протоколов к учредительным документам. Например, некоторые статьи Протокола об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка могут быть пересмотрены Европейским парламентом и Советом ЕС посредством совместного принятия законодательного акта (ст. 129 ДФЕС). В таком же порядке могут быть изменены и большинство положений Протокола о Статуте Суда Европейского Союза (ст. 181 ДФЕС). Протокол об Уставе Европейского инвестиционного банка может быть пересмотрен на основании единогласного решения Совета ЕС (ст. 308 ДФЕС).

Наконец, в учредительные документы могут вноситься поправки по случаю приема новых государств-членов, например, в целях расширения количественного состава различных институтов, органов, учреждений ЕС, установления долей новых государств-членов в уставном капитале Европейского инвестиционного банка и т.д. Подобные изменения оформляются договорами о присоединении, которые заключаются между действующими государствами – членами ЕС, с одной стороны, и вступающими в Союз государствами – с другой. Они нуждаются в ратификации всеми участниками, а также требуют предварительного одобрения Европейского парламента (см. 1.1).

В отличие от учредительных документов ЕС, третий источник первичного права ЕС – Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г. – являлась по порядку принятия не договором, заключенным государствами-членами, а особым правовым актом, принятым совместно законодательными и исполнительным институтами ЕС – Европейским парламентом, Советом ЕС и Европейской комиссией. В то же время юридически обязательная сила Хартии как источника первичного нрава ЕС базируется на признании ее в этом качестве государствами-членами па основании специального указания в ст. 6 ДЕС, включенного в нее Лиссабонским договором, согласно которому Хартия «имеет такую же силу, как и Договоры».

При этом отсылка производится к модернизированной редакции Хартии, которую принявшие ее институты утвердили накануне подписания Лиссабонского договора, – «Хартии Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., адаптированной 12 декабря 2007 г.» (напомним, что Лиссабонский договор был подписан 13 декабря 2007 г.).

Исходя из изложенных положений процедура пересмотра Хартии Европейского Союза об основных правах должна включать в себя два этапа (в самой Хартии эта процедура, к сожалению, прямо не указана):

  • 1) сначала каждый из трех принявших Хартию институтов должен утвердить поправки в этот документ. При этом Европейский парламент, Совет ЕС и Европейская комиссия действуют в соответствии со своими обычными внутренними процедурами принятия решений (см. гл. 4). Главное, чтобы новая редакция Хартии была утверждена ими в одинаковом виде (каждый из институтов, соответственно, имеет право вето);
  • 2) чтобы новая редакция Хартии приобрела обязательную силу, необходимо внесение поправок в ст. 6 ДЕС, которая

в настоящее время отсылает к редакции Хартии от 12 декабря 2007 г. Следовательно, эта отсылка должна быть заменена отсылкой к более поздней дате, когда утверждены последние изменения Хартии. Для внесения поправок в ст. 6 ДЕС применяется обычная процедура пересмотра учредительных документов, охарактеризованная выше.

  • В отечественной научной и учебной литературе встречается дословный перевод названия Хартии: «Хартия основных прав Европейского Союза». Такой перевод, однако, может привести к смысловой ошибке, поскольку Хартия закрепляет отнюдь не права ЕС как организации, а именно права человека и гражданина, которые обязан соблюдать и гарантировать Европейский Союз.

Б. Другие источники первичного права. Помимо ДЕС, ДФЕС (учредительных документов – «Договоров») и Хартии об основных правах в систему источников первичного права ЕС входят некоторые другие документы, которые носят дополнительный характер и, как правило, не предназначены для самостоятельного применения.

1. Ревизионные договоры

Ревизионные договоры – это договоры, вносящие поправки в учредительные документы ЕС, т.е. в «Договоры», на которых основан ЕС. Процедура подготовки ревизионных договоров была рассмотрена выше. При этом сами подобные договоры не имеют самостоятельного значения, так как внесенные ими поправки включаются (инкорпорируются) в учредительные документы.

Так, с 1 декабря 2009 г. учредительные документы ЕС действуют в редакции Лиссабонского договора 2007 г. (неофициально – в «лиссабонской» редакции). Лиссабонская редакция сменила «ниццкую» – установленную Ниццким договором 2001 г., вступившим в силу 1 февраля 2003 г.

Последний ревизионный договор – Лиссабонский договор 2007 г. (полное название: Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества) – состоит из преамбулы и семи статей. Из них центральное место и наибольший объем занимают первые две статьи (ст. 3–7 содержат заключительные положения).

Статья 1 представляет собой набор поправок в ДЕС, последовательно изложенные в ее 60 пунктах. Еще более объемной является ст. 2 (295 пунктов), внесшая поправки в Договор об учреждении Европейского сообщества, в том числе в название документа (переименован в ДФЕС).

Непосредственно к тексту Лиссабонского договора приложены два протокола, также имеющие ревизионный характер: Протокол № 1 внес поправки в протоколы, ранее приложенные к учредительным документам ЕС, а Протокол № 2 – в Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, которое отныне не является частью ЕС. В связи с изменением порядка расположения и нумерации статей учредительных документов ЕС к Лиссабонскому договору также имеется приложение, указывающее соответствие между прежними и новыми номерами статей ДЕС и ДФЕС.

Одновременно с подписанием ревизионных договоров государства-члены также принимают многочисленные декларации, в которых отражается их политическая оценка тех или иных положений ревизионного договора. При этом сами декларации не являются элементом ревизионных договоров. Они не имеют юридически обязательной силы и не содержат правовых норм (декларации прилагаются не к самому ревизионному договору, а к заключительному акту – итоговому документу разрабатывавшей его межправительственной конференции).

Например, к Заключительному акту межправительственной конференции 2007 г., по итогам которой был подписан Лиссабонский договор, приложено в общей сложности 62 декларации. Большинство из них (50) отражают общую оценку государствами-членами отдельных положений Лиссабонского договора и права ЕС в целом. Например, в упоминавшейся выше Декларации о примате (декларация № 17) все государства-члены подтвердили свою приверженность принципу верховенства права ЕС, как он был установлен в судебной практике Суда ЕС. В Декларации в отношении Хартии Европейского Союза об основных правах (декларация № 1) отмечено, что Хартия подтверждает основные права, ранее признанные в рамках ЕС, и не направлена на дальнейшее расширение компетенции Союза (содержание этой декларации фактически дублируют положения заключительного раздела Хартии).

Кроме общих деклараций («деклараций конференции») отдельные государства-члены выступают с индивидуальными или совместными декларациями, отражающими их собственную позицию по тем или иным вопросам. Например, в совместной декларации при подписании Лиссабонского договора 16 государств-членов подтвердили свою приверженность символам Союза (флаг, гимн, девиз и др.) (см. выше, 1.1), которые «продолжат являться для них символами общей принадлежности граждан к Европейскому Союзу и их связи с последней» (декларация № 53). В индивидуальной декларации Бельгии о национальных парламентах это государство-член уточнило, что в соответствии с его конституционным правом в качестве палат бельгийского парламента следует рассматривать не только палаты федерального парламента, по и парламентские ассамблеи субъектов бельгийской федерации (декларация № 51).

2. Договоры о присоединении

Договоры о присоединении – это договоры, на основании которых новые государства вступают в ЕС. Договоры о присоединении заключаются государствами – членами ЕС с одним или несколькими государствами-кандидатами. Для вступления в силу они должны быть предварительно одобрены Европейским парламентом и затем ратифицированы парламентами всех государств-членов, а равно заинтересованных государств-кандидатов.

Всего, начиная с 1970-х гг., когда состоялось первое расширение ЕС, было заключено шесть договоров о присоединении: Договор о присоединении Великобритании, Дании и Ирландии 1972 г. (вступил в силу в 1973 г.), Договор о присоединении Греции 1979 г. (вступил в силу в 1981 г.), Договор о присоединении Испании и Португалии 1985 г. (вступил в силу в 1986 г.), Договор о присоединении Австрии, Финляндии и Швеции 1994 г. (вступил в силу в 1995 г.), Договор о присоединении 10 восточно-европейских стран, включая Мальту и Кипр (вступил в силу в 2004 г.), Договор о присоединении Болгарии и Румынии 2005 г. (вступил в силу в 2007 г.).

Каждый договор о присоединении, в первую очередь, юридически закрепляет вхождение в ЕС новых государств-членов (основная часть договора). Кроме этого, по случаю заключения договоров о присоединении вносятся поправки в отдельные положения учредительных документов ЕС и других источников права ЕС, называемые «адаптации» (например, в целях включения языков новых государств-членов в систему официальных языков ЕС, увеличения уставного капитала Европейского центрального банка и Европейского инвестиционного банка за счет вкладов новых государств-членов). Подобные «адаптации» включаются в акт об условиях присоединения, прилагаемый к договору о присоединении и являющийся его составной частью. К акту об условиях присоединения, в свою очередь, прилагаются протоколы и приложения по специальным вопросам.

Таким образом, как и ревизионные договоры, договоры о присоединении не предназначены для самостоятельного применения, а ставят целью адаптировать ЕС к вступлению новых государств-членов посредством внесения поправок в учредительные документы и другие источники права ЕС. Многие положения договоров о присоединении носят временный характер, т.е. утрачивают силу но истечении определенного переходного периода (например, семилетний переходный период для распространения свободы передвижения работников на граждан новых восточноевропейских государств-членов).

В то же время в договорах о присоединении имеются некоторые положения, рассчитанные на самостоятельное и постоянное применение. Они служат источникам подлинно дополнительных норм первичного права ЕС, которые уточняют правила учредительных документов ЕС по отношению к новым государствам- членам.

Как правило, речь идет об изъятиях из общих правил, касающимся отдельных государств-членов или территорий. Например, согласно ст. 4 Протокола о Фарерских островах, приложенного к Договору о присоединении Великобритании, Дании и Ирландии 1972 г., жители этого датского острова, не вошедшего вместе со своей метрополией в состав ЕС, не признаются в качестве граждан государств-членов, а значит не являются и гражданами Союза в целом. Протокол о Сеуте и Мелилье определяет специальный режим этих испанских территорий, расположенных в Северной Африке (приложен к Договору о присоединении Испании и Португалии 1985 г.).

Следует отметить и Протокол о транзите людей сухопутным путем между Калининградской областью и остальными частями Российской Федерации (приложен к Договору о присоединении восточно-европейских государств 2003 г.). В соответствии с Протоколом «без ущерба суверенным правам Литвы» решения о сухопутном транзите через ее территорию между Калининградской областью и остальными регионами России должен принимать Совет ЕС. При этом ЕС обязан оказывать Литве помощь в целях организации и упрощения подобного транзита.

3. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Договор о Евратоме) 1957 г

Договор о Евратоме является одним из договоров, учреждающих Европейские сообщества, па основе которых в 1992 г. был создай ЕС. Вплоть до 1 декабря 2009 г. (до вступления в силу Лиссабонского договора) Европейское сообщество по атомной энергии являлось одним из элементов первой опоры ЕС, а Договор о Евратоме – одним из учредительных документов Союза в целом (см. гл. 1).

Однако после реформы, проведенной Лиссабонским договором, Евратом был отделен от ЕС и превратился в формально самостоятельную организацию, включающую те же, что и ЕС, государства-члены. Следовательно, с 1 декабря 2009 г. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии de jure не входит в систему первичного права ЕС, а выступает источником первичного права отдельной от права ЕС правовой системы – права Евратома.

В то же время на практике Евратом остается неразрывно связанным с ЕС, а право Евратома – с правом ЕС. Это обусловлено не только общим составом государств-членов, но и тем, что Евратом не имеет собственных руководящих органов и управляется институтами ЕС. Таким образом, de facto Договор о Евратоме может рассматриваться как дополнительный источник первичного права ЕС – как источник, распространяющий полномочия институтов ЕС на вопросы ядерной энергетики.

В современной редакции (в редакции Лиссабонского договора) Договор о Евратоме включает преамбулу и шесть разделов (ст. 1–225), а также четыре приложения, содержащие различные списки (например, список материалов, охватываемых общим ядерным рынком Евратома: приложение IV). Несколько протоколов, приложенных к учредительным документам ЕС, одновременно приложены и к Договору о Евратоме (например, Протокол о привилегиях и иммунитетах Европейского Союза или Протокол о Статуте Суда Европейского Союза).

Основным элементом в структуре и содержании Договора о Евратоме является его раздел II «Положения по содействию прогрессу в области ядерной энергии» (состоит из 10 глав). Именно в этом разделе закреплены правила интеграции государств-членов в области освоения и использования ядерной энергии. Сюда относятся, в частности, правила по развитию научных исследований атома и их результатов (гл. 1 «Развитие исследований» и гл. 2 «Распространение знаний»), по защите от аварий и других опасностей, порождаемых радиоактивными материалами (гл. 3 «Санитарная защита», гл. 7 «Контроль безопасности»), по созданию и функционированию общего рынка по ядерной энергии (гл. 9 «Общий ядерный рынок») и др.

На основании положений раздела II Договора о Евратоме институты ЕС издают в области ядерной энергии регламенты, директивы и другие правовые акты, относящиеся ко второй важнейшей группе источников права ЕС (а равно права Европейского сообщества но атомной энергии) – вторичного права.

  • До реформы Лиссабонского договора кроме рассматриваемых ниже документов к дополнительным источникам первичного права ЕС также было принято относить некоторые акты ЕС организационного характера, в частности, устанавливающие порядок избрания депутатов Европейского парламента (Акт 1976 г. об избрании представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием) и систему «собственных ресурсов» ЕС, т.е. источников доходной части бюджета ЕС (решение Совета о системе собственных ресурсов 2007 г.). В настоящее время подобные акты официально признаны законодательными актами ЕС, т.е. относятся к вторичному праву Союза. Как и другие источники вторичного права, они принимаются на базе учредительных документов и могут быть оспорены в Суде ЕС. В то же время, в отступление от общих правил законодательной процедуры, для вступления в силу они требуют последующего одобрения (ратификации) государствами-членами.
  • Аналогичные декларации принимались и в момент подписания самих учредительных документов в первоначальной редакции (т.е. в 1992 г. и в 1957 г.). Эти декларации сегодня представляют, в основном, исторический интерес. Политические декларации также принимаются по случаю издания правовых актов институтами ЕС. См.: Jacque j.-P. Les declarations unilaterales du Conseil, de Ia Commission et des Etats membres lors de l’adoption d’actes legislates europeens: Etude. Bruxelles: Parlement europeen, 2010.
  • Договоры о присоединении 1972 г. и 1994 г. также были подписаны Норвегией. Однако в обоих случаях Норвегия отказалась их ратифицировать ввиду отрицательных результатов референдумов о вступлении в ЕС.

Понятие Права Евросоюза

Определение 1

Право Европейского союза – это самостоятельная правовая система, которая регулирует процесс европейской интеграции и порядок функционирования европейских властных институтов, а также связанные с ними общественные отношения.

Формирование права Евросоюза стало необходимым доя приведения основ жизни европейцев к одному уровню, для создания «тесного союза народов». Его сфера действия охватывает все государства Евросоюза (их более 20), поэтому оно носит наднациональный и самостоятельный характер. Его можно сравнить с федеративным правом, которое охватывает субъекты одного государства, в данном случае таким единым государственным образованием выступает сам Евросоюз. Учитывая его особенности, европейские специалисты часто характеризуют его как транснациональное, подчеркивая его способность действовать через границы. Прямое действие права стало основой, которая позволила ввести гражданство Европейского Союза. Все, кто находится на территории Евросоюза, обязаны соблюдать его законы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Принципы и источники права Евросоюза 420 руб.
  • Реферат Принципы и источники права Евросоюза 280 руб.
  • Контрольная работа Принципы и источники права Евросоюза 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Право Евросоюза содержит в себе нормы, которые регулируют процесс создания и функционирования общих властных структур. Данная часть права носит название институционной и определяет, например, порядок проведения Европейского суда и его юрисдикцию. Вторая часть права регулирует сами общественные отношения, которые возникают между гражданами ЕС, юридическими лицами, членами-государствами и т.д. Сюда относится таможенное законодательство, уголовное, гражданское, трудовое, аграрное и т.д.

Замечание 1

Право Европейского Союза в основном содержится в нормативных актах, например, в регламентах, директивах, решениях, которые создаются органами-институтами ЕС.

Принципы права Европейского Союза

Принципы права отражают его смысл, способ его осуществления. Они выработаны в результате толкования учредительных документов, а также в процессе практики Европейского суда.

Выделяют следующим принципы права ЕС:

  • принцип верховенства: право ЕС является вышестоящим по отношению к национальному праву, его нормы должны входить в национальное законодательство, пронизывать его, определяя отношение к праву ЕС со стороны национальной системы. Данный принцип особенно важен в виду проблемы соотношения права Евросоюза и национального права. Только верховенство европейского права создает основу для интеграции и правоприменимости, а значит, саму основу ЕС.

  • принцип прямого действия: право Европейского Союза действует непосредственно на всей территории ЕС и обязательно для всех стран-участниц относительно всех субъектов права. Право ЕС напрямую наделяет всех участников правоотношений правами и обязанностями, которые должны исполняться.

  • принцип интегрированности: нормы права ЕС вступают в силу независимо от желания члена-государства и встраивания их в национальную систему. Все нормы европейского права должны применяться судами и другими государственными органами в том же объеме и в том же порядке, как и нормы национального права.

Вышеперечисленные принципы носят название функциональных. Кроме того, существуют также общие принципы права ЕС. Они соотносятся с принципами права национальных систем. Это такие принципы, как принцип охраны прав и свобод, недопущения дискриминации, принцип правовой определенности, принцип пропорциональности, а также другие процессуальные принципы.

Источники права Евросоюза

Определение 2

Источник права Евросоюза – это внешняя форма выражения и закрепления правовых норм, принятых институтами ЕС.

В основе европейского права лежит утверждение, что источником права ЕС, прежде всего, является совокупный интерес проживающих на территории ЕС народов и выраженная согласованная воля. Именно выражение своей воли по поводу вступления в ЕС означает выражение общего согласия с позицией ЕС, его законами и т.д. Наиболее хорошо данное положение выступает в учредительных договорных актах (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество, Европейское общество по атомной энергии).

Акты, которые издают властные институты ЕС, по своему характеру не являются ни национальными, ни международно-правовыми, а занимают между ними промежуточное положение.

В число источников права ЕС включают учредительные договора, декларации, резолюции, регламенты, директивы и решения, рекомендации и заключения. Также источником права является судебный прецедент и правовые обычаи (не самостоятельный источник, часто обозначается как акт «особой категории»). Некоторые исследователи включают в состав источников «мягкое право», т.е. систему правил поведения, которые не обладают официальной силой, но несут в себе значительный практический эффект.

Существуют разные попытки классифицировать источники права ЕС. Одно из частых делений подразумевает их разграничение на внутренние и внешние в зависимости от направления их действия. В таком случае внутренними считаются учредительные договора и основные принципы, а к внешним – международные.

Однако основной вид классификации источников европейского права исходит из их юридической силы. В таком случае их делят на две больших группы:

  1. источники первичного права
  2. источники вторичного права.

К первичным актам относят учредительные договора, международные договора. Первичные источники – это аналог национального конституционного права. Помимо учредительных договор в данную группу источников входят все договорные акты, которые вносят изменения или дополнения в учредительные документы.

К актам вторичного характера относят такие акты, которые принимаются институтами Евросоюза на основе первичных актов. К ним можно отнести регламенты, решения, директивы и т. д. Они носят юридически обязательный характер. В эту же группу можно отнести не законодательные акты и рекомендации, которые не имеют предписания к обязательному исполнению.

В настоящее время под источниками права понимаются внешние формы выражения правовых норм. В общей теории нрава можно выделить следующие источники:

  • — нормативные правовые акты, образующие сложную систему писаных источников;
  • — обычаи;
  • — судебные прецеденты.

Все вышеперечисленное применимо и к европейскому прав}’.

В западной доктрине не сформировался единый подход к источникам европейского права и их иерархии. Большинство авторов выделяют три источника европейского права: основные источники, вторичные источники и дополнительные источники.

Первичные источники — в большинстве своем это учредительные договоры ЕС: Договор о ЕС и ДФЕС, а также акты, дополняющие их, протоколы к ним и договоры о присоединении новых членов. Именно в них распределены полномочия между Союзом и государствами-членами, а также закреплены полномочия институтов ЕС. Акты первичного права определяют правовые рамки, в которых институты ЕС (его институты и органы) реализуют европейскую политику.

Вторичные источники права — это внутренние, локальные акты ЕС и соглашения. Локальные акты бывают двух видов: 1) перечисленные в ст. 288 ДФЕС: регламенты, директивы, решения, заключения и рекомендации; 2) не перечисленные в указанной статье: уведомления, рекомендации, белые и зеленые книги. К соглашениям относятся: международные договоры между ЕС как организацией и другими странами и международными организациями; договоры между государствами — членами ЕС; межведомственные договоры (между институтами ЕС).

Дополнительные источники включают в себя прецеденты Суда ЕС, ликвидирующие лакуны первичного и вторичного права, традиционные источники международного права и общие принципы права.

Существуют и более разветвленные иерархии источников европейского права. Например, семеричная иерархия: 1) учредительные договоры ЕС; 2) вторичные акты; 3) мягкое право; 4) международные договоры, заключенные между государствами-членами; 5) международные договоры, заключенные самим Союзом в рамках соответствующих полномочий; 6) решения Суда ЕС и 7) общие принципы права и основополагающие права, входящие в конституционные основы государств-членов.

В отечественной доктрине традиционной является следующая классификация источников европейского права.

1. Первичные источники. К первичным источникам относятся все учредительные договоры ЕС, которые по сути близки к конституции в национальном праве. Эти акты занимают высшую ступень в иерархии источников европейского права.

Помимо основных первичных источников существуют дополнительные первичные источники — ревизионные договоры, которые вносят поправки в учредительные договоры (например, Ниццкий, Амстердамский), и договоры о присоединении. Составной частью каждого договора о присоединении является акт об условиях присоединения, который вносит поправки в учредительные договоры и устанавливает переходный период для адаптации новых членов, также множество протоколов к этим актам.

2. Нормативные правовые акты ЕС — это акты, которые принимаются Институтами ЕС в соответствии с учредительными договорами и не противоречащие им.

Статья 249 ДФЕС перечисляет пять типов актов, которые могут быть приняты Европейским парламентом, действующим совместно с Советом, Советом или Комиссией:

Для европейского права характерна презумпция разнообразия источников внутреннего права, поскольку, по мнению Суда ЕС, перечень ст. 249 не носит исчерпывающего характера, т.е. возможны юридически обязательные акты, которые не относятся ни к одной из перечисленных в Договоре категорий и которые обычно называются sui generis — акты особого рода.

В соотв. ст. 249 ДФЕС регламент как акт имеет общее применение. Он обязателен во всех своих составных частях и подлежит прямому применению в каждом государстве-члене. Кроме того, можно выделить следующие признаки этого акта: он содержит правила поведения общего, а не индивидуального характера, т.е. является источником норм права; регламент имеет обязательную силу на территории всех государств — членов ЕС; является нормативным актом прямого действия, т.е. наделяет физических и юридических лиц субъективными правами и обязанностями.

Регламент не требует для вступления в действие ратификации или иных действий, типично осуществляемых при заключении международных договоров. Регламент вводит единообразные правила поведения для субъектов европейского права и вытесняет законы и подзаконные акты государств- членов из регулирования конкретной сферы общественной жизни.

Второй главной формой правотворчества ЕС выступает директива средство гармонизации (или сближения) национального права, общие начала правового регулирования в конкретных сферах общественной жизни. В отличие от унификации, которая влечет за собой полное единообразие, в случае с директивами государствам-членам остается простор для собственного правового регулирования. Согласно ст. 249 ДФЕС «Директива обязательна для каждого государства-члена, которому она адресована, в отношении ожидаемого результата, но сохраняет за национальными властями свободу выбора форм и методов действий».

Из этого положения, а также из правоприменительной практики вытекают следующие юридические свойства директивы: директива, как и регламент, содержит правила общего характера, т.е. является нормативным актом (в отличие от решений); директива, как и регламент, обязательна для исполнения, обладает юридически обязательной силой (в отличие, например, от рекомендаций, которые таковыми не обладают и являются лишь пожеланиями); директива не нуждается в последующей ратификации в государствах-членах и может действовать вопреки воле некоторых из них; директива, как правило, обязательна на всей территории Союза; главный специфический признак директивы, отличающий ее от регламента, состоит в том, что директива адресуется государствам-членам, которые обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с ней.

Государство самостоятельно выбирает формы и методы действий приведения своего национального права в соответствие с директивой Союза. В зависимости от предмета директивы и особенностей правовой системы конкретного государства-члена, имплементация директив в национальное право осуществляется посредством изменения или отмены действующих либо издания новых законов и подзаконных актов. В зависимости от формы правления и государственного устройства страны это может потребовать усилий со стороны органов различных ветвей и уровней власти; общегосударственного парламента, правительства, министерства и ведомств, органов субъектов федерации, регионов, а иногда и местного самоуправления. При этом согласно требованиям, закрепляемым в самих директивах, все правовые акты, принятые в целях имплементации конкретной директивы, должны содержать ссылку на нее. Данное предписание вводится для того, чтобы обеспечить толкование правовых актов национальными судами строго в соответствии с директивой, послужившей для них основой.

Для своевременной имплементации директив в национальные правовые системы в них самих указывается период времени, до истечения которого государства-члены обязаны привести свое право в соответствие с директивой. Этот срок закрепляется указанием на календарную дату и может составлять, в зависимости от предмета директивы, от нескольких месяцев до нескольких лет. Если отдельное государство независимо от причины не приведет свое законодательство в соответствие с директивой в течение установленного срока, то подобное бездействие приравнивается к нарушению обязанностей, вытекающих из учредительного договора, т.е. признается правонарушением с точки зрения права ЕС.

Решение, как и регламент, обязательно во всей своей полноте. Оно не связано с достижением определенной цели, что свойственно директиве, но отличается конкретностью и адресатами норм. Это, как правило, индивидуальный акт, адресованный тому или иному лицу или группе лиц.

Рекомендации и заключения образуют особую группу актов Союза. Их объединяет общий признак: отсутствие обязательной силы. Это акты мягкого права ЕС. Как сказано в ст. 155 ДФЕС, Комиссия выносит рекомендации или заключения по вопросам, связанным с настоящим Договором. Делается это, когда Договор прямо предусматривает подобные действия и когда так считает сама Комиссия. О заключениях говорится в ст. 118, определяющей задачи Комиссии в сфере социальной политики: «С этой целью Комиссия будет действовать в тесном контакте с государствами- членами путем проведения исследований, выработки заключений и организации консультаций в отношении как проблем, возникающих в национальных рамках, так и проблем, которыми занимаются международные организации».

  • 3. Общие принципы права — это концентрированное выражение самых важных существенных черт и ценностей, свойственных данной правовой системе. Есть смысл выделить их в отдельную группу источников, чтобы подчеркнуть самостоятельность и независимость системы европейского права. Например, это принципы свободы и демократии, уважения прав человека и свобод.
  • 4. Судебные прецеденты — решения судебных органов ЕС, в особенности Суда ЕС. У таких актов значимое толковательное и преюдициальное (освобождающее от дальнейшего доказывания) значение. Нередко решения закладываются в основу нормативных правовых актов, как было в случае с принципом верховенства и прямого действия европейского права.
  • 5. Международные договоры. Среди международных договоров, являющихся источниками европейского права и не входящих в первую группу источников, выделяют:
    • — договоры Союза с третьими странами;
    • — договоры между странами-членами;
    • — межинституционные соглашения.

У государств-членов ЕС остается все меньше возможностей для заключения с третьими странами международных договоров, которые нс являлись бы источниками европейского права, а были лишь только источниками международного и национального права. Эго связано с расширяющейся компетенцией Союза. Па данный вид источников распространяются принципы международного права, такие как неизменность в одностороннем порядке, верховенство по отношению к национальному праву и др. Конечно же, такие договоры не должны противоречить учредительным договорам.

  • Если быть более точным, источник права — «объективированный в документальномвиде акт правотворчества, который является юридическим источником соответствующихюридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования» (см.: Алексеев С. С. Общая теория права : в 2 т. Т. 1., М.,1981. С. 314).
  • Law of the European Union. 10th Edition. John Fairhurst. 2014. P. 56.
  • Например, к акту об условиях присоединения Британии, Ирландии и Дании существует около 30 протоколов.
  • Хотя ст. 249 ДФЕС допускает издание директив в отношении отдельных государств-членов, на практике подавляющее большинство директив принимаются как обязательныедля всех государств.

Добавить комментарий