Источники государственных финансовых ресурсов

Говоря о муниципальном образовании, необходимо отметить исключительную важность такого инструмента осуществления стоящих перед ним задач, как муниципальные финансы, понимая под этим, как правило, совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения муниципальные финансовые ресурсы могут образовываться из следующих основных источников:

средств, поступающих в муниципальный бюджет;

средств, аккумулируемых муниципальными внебюджетными фондами.

Основной составляющей финансов муниципального образования является муниципальный бюджет.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. изменил уровни и типы бюджетов муниципальных образований, формируемых на современном этапе (рис. 2) .

Средства муниципального бюджета — важнейший источник финансирования местных потребностей развития территориальной инфраструктуры. Муниципальный бюджет служит инструментом воздействия местных властей (через уровень обязательных платежей, устанавливаемых ими в рамках своих полномочий) на масштабы производства и потребления на данной территории. Местные бюджеты играют все более возрастающую роль в реализации экономической и социальной политики государства. Их величина и степень сбалансированности во многом определяют перспективы социально-экономического развития территорий.

В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные доходы и заемные средства .

На рисунке 3 представлен состав доходов местного бюджета.

Рисунок 3 — Состав доходов бюджетов муниципального образования

К собственным доходам бюджетов муниципального образования относятся:

закрепленные в установленном порядке источники доходов;

отчисления, получаемые в бюджеты по регулирующим доходным источникам;

дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов федерации и местного самоуправления.

Соотношение этих трех основных источников в структуре местных бюджетов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре бюджетов первой или третей группы источников порождает зависимость от органов государственной власти или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе. Следовательно, самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени от собственной финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций, а также от степени профессионализма кадров органов местного самоуправления, занимающихся организацией финансовой деятельности .

Закрепленные доходы — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее 5 лет) поступают в соответствующий бюджет. К ним относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доля федеральных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. К другим собственным налогам местных бюджетов относятся:

доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с Государственной программой приватизации;

доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;

платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;

доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);

государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Финансовые ресурсы государственного (муниципального) предприятия — это децентрализованная часть финансовых ресурсов государства, представляющая собой совокупность собственных денежных доходов и внешних поступлений, предназначенная для финансирования государственных заказов, программ, расширения производства и выполнения финансовых обязательств.

Финансовые ресурсы предприятий являются материальным выражением правоотношений с участием государственных или муниципальных предприятий.

Особенности финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий обусловлены отсутствием права собственности предприятия на закрепленное за ним имущество.

Источники поступления финансов предприятия образуют структуру его финансовых ресурсов. Перечень доходов государственных и муниципальных предприятий определяется в их учредительных документах, каковыми являются уставы.

В зависимости от источников образования финансовые ресурсы предприятия можно подразделить на собственные (внутренние) и привлеченные (внешние). Собственные финансовые ресурсы состоят из доходов, прибыли от основной и иной деятельности, выручки от реализации выбывшего имущества (за вычетом затрат по его реализации), амортизационных отчислений.

Привлеченные источники финансовых ресурсов предприятия состоят из заемных средств, средств, поступающих в порядке перераспределения, и бюджетных ассигнований.

Заемные средства могут быть мобилизованы предприятием на финансовом рынке в качестве коммерческого кредита.

К средствам, поступающим в порядке перераспределения, относятся страховые возмещения по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от других предприятий (ассо-циаций, концернов, объединений), дивиденды и проценты по привлеченным ценным бумагам, бюджетные субсидии.

Бюджетные ассигнования выделяются государственным и муниципальным предприятиям как на безвозвратной и безвозмездной основах, так и на условиях бюджетного кредита.

Бюд- жетное финансирование предприятий осуществляется в целях выполнения ими государственных заказов, публично значимых инвестиционных программ или для краткосрочной материальной поддержки производственной деятельности. Размеры выделяемого бюджетного финансирования во многом определяются теми публичными функциями, которые реализуются государством через деятельность каждого конкретного предприятия.

Структура источников финансовых ресурсов предприятия имеет важное значение, поскольку показывает соотношение собственных и заемных средств в активе предприятия. Деятельность предприятия, осуществляемая в большей степени на внутренние финансы, свидетельствует о его финансовой надежности и ликвидности баланса. Напротив, привлечение внешних источников финансирования не всегда может быть оправданным, поскольку предполагает выплату процентов за пользование чужими денежными средствами и тем самым неоправданно отягощает ликвидный баланс предприятия.

Состав источников финансов предприятий зависит от гражданско-правового статуса последних. Согласно ст. 113—115 ГК РФ государственные и муниципальные предприятия создаются в форме унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Правовой режим финансов унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, устанавливается собственником (государством, субъектом РФ или муниципальным образованием) и фиксируется в его уставе. Уставной фонд унитарного предприятия подлежит полной оплате собственником на момент регистрации предприятия. Однако последующую от-ветственность перед государством (муниципальным образованием) и кредиторами за соответствие величины уставного фонда размеру чистых активов несет само унитарное предприятие.

Министерством экономического развития и торговли РФ был утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения , на основании которого источниками формирования имущества унитарного предприятия являются: имущество, переданное предприятию по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти: доходы предприятия от его деятельности, в том числе дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие; заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций; целевое бюджетное финансирование, дотации; иные источники, не противоречащие законодательству РФ.

Например, источниками формирования имущества федерального государственного унитарного предприятия «Центральный депозитарий — Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка» являются взнос в уставный фонд Центрального депозитария; выручка от реализации товаров (работ, услуг); доходы, получаемые от использования своего имущества; добровольные имущественные взносы и пожертвования; другие не запрещенные законом поступления .

Правовой режим финансовых ресурсов казенных предприятий отличается более узким объемом их финансово-правовой компетенции в данной сфере деятельности.

Согласно постановлению Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий» финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов. Основой составления сметы федерального казенного предприятия выступает программа его деятельности, утверждаемая федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие. В случае если при осуществлении деятельности предприятия выявлена возможность получения доходов или необходимость осуществления расходов, которые не были учтены при формировании сметы, либо фактические расходы превысили запланированные, в смету вносятся соответствующие изменения.

Как правило, казенное предприятие самостоятельно (т. е. за счет доходов, полученных от реализации своей продукции) осуществляет материальное покрытие затрат по выполнению государственного (муниципального) заказа, плана производственного и социального развития, мероприятий по мобилизационной подготовке и содержанию объектов непроизводственной сферы. Однако самостоятельное распоряжение полученными доходами допускается только в порядке и объемах, согласован- ных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При недостаточности собственных финансовых средств казенное предприятие вправе осуществлять заимствования, но только при условии согласования с уполномоченным органом объема и направлений использования привлекаемых средств. Учет долговых обязательств также ведет уполномоченный орган исполнительной власти. При этом ответственность казенного предприятия перед кредитором гарантируется Правительством РФ.

Особенностью правового режима финансовых ресурсов казенных предприятий является нормативно установленная обязанность государства по дополнительному финансированию. При недостаточности доходов, полученных от реализации своей продукции, казенному предприятию выделяются средства из федерального бюджета.

Решение о выделении казенному предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ на основании документации, подготовленной Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РФ. Принятие положительного решения по данному вопросу возможно только при наличии сведений об общих результатах хозяйственной деятельности казенного предприятия за предыдущий год и указания целей расходования выделяемых денежных средств. Сумма денежных средств, предназначенная на дополнительное финансирование деятельности казенного предприятия, указывается в законе о федеральном бюджете отдельной строкой. Например, приложением 10 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрено выделение субсидий казенным предприятиям оборонной промышленности.

Распределение и использование доходов предприятия осуществляются на основе сметы доходов и расходов. Федеральное казенное предприятие обязано часть чистой прибыли перечислять в доход федерального бюджета.

Законодательством предусмотрена обязанность казенного предприятия использовать бюджетные ассигнования в течение финансового года; по истечении года неиспользованные государственные средства подлежат возврату в федеральный бюджет. Выделение бюджетных денежных средств сопряжено и с усиленным режимом финансового контроля за их использованием, поскольку казенное предприятие представляет уполно- моченному органу, в ведении которого оно находится, отчет о целевом использовании предоставленных ассигнований.

Таким образом, характерным признаком финансовых ресурсов казенных предприятий, отличающим их от финансовых ресурсов унитарных предприятий, следует считать наличие государственных гарантий, благодаря которым минимально снижаются риски их финансовой деятельности.

Автономные учреждения самостоятельно распоряжаются полученными доходами и используют их для достижения целей, ради которых образованы. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» запрещает собственнику имущества автономного учреждения получать доходы от осуществления деятельности такого учреждения и использовать закрепленное за ним имущество.

Особенностью финансов автономного учреждения является финансовое обеспечение со стороны учредителя выполнения заданий, возложенных на это учреждение. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных источников, не запрещенных федеральным законодательством.

Государственные и муниципальные предприятия имеют в составе своих финансов не только прямые бюджетные ассигнования, но и косвенные дотации органов государственной власти или органов самоуправления: бесконкурсное размещение государственного (муниципального) заказа, введение государственных ограничений на развитие предприятий иных форм соб-ственности в какой-либо сфере деятельности, налоговые льготы, льготы по аренде помещений и земли, оплате электроэнергии и т. д.

На государственных и муниципальных предприятиях финансовые ресурсы находятся в двух формах: фондовой и нефондовой. Первая включает финансовые ресурсы, обособленные в отдельные целевые фонды: амортизационный, оплаты труда; развития производства; материального поощрения; резервный и т. д. В нефондовой форме существуют финансы предприятий, направляемые на погашение банковских кредитов, расчеты с поставщиками, выполнение платежных обязательств перед бюджетной системой и т. д.

Финансовые ресурсы предприятий находятся в постоянном движении и используются на производственные или инвести-ционные цели. Конкретное распределение финансовых ресурсов зависит от вида деятельности государственного или муни- ципального предприятия, его места и роли в финансовой системе государства. Материальное содержание, состав, структура финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, а также текущая и перспективная эффективность их использования определяются в процессе финансового планирования.

Назначение государственных и муниципальных финансов

Общественные потребности

Потребности ОГВ и ОМСУ

Потребности субъектов хозяйствования и граждан

Система общественных потребностей

Назначение государственных и муниципальных финансов- обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения ими возложенных на них полномочий в целях удовлетворения общественных потребностей.

Источники формирования государственных финансовых ресурсов:

1. ВВП

2. Часть национального богатства

3. Доходы от внешнеэкономической деятельности

Факторы, влияющие на масштабы государственных и муниципальных финансов:

1. Уровень государственного регулирования экономики

2. Методы хозяйствования

3. Цели и задачи бюджетной политики в определенный период времени

Формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов:

1. Бюджеты

2. Внебюджетные фонды

Государственные и муниципальные финансовые ресурсы— это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления и предназначенные для решения вопросов, отнесенных к их компетенции.

Государственные и муниципальные доходы -это денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственные и муниципальные внебюджетные фонды на безвозмездной и безвозвратной основе.

Состав государственных (муниципальных) доходов:

1. Доходы бюджетов органов государственной власти (органов местного самоуправления)

2. Доходы государственных (муниципальных) внебюджетных фондов

Виды государственных и муниципальных доходов в РФ:

1.Налоговые доходы 2.Неналоговые доходы 3.Безвозмездные поступления

Виды государственных и муниципальных поступлений:

1. Поступления из внутренних источников финансирования дефицита бюджетов и внебюджетных фондов

2. Поступления из внешних источников финансирования дефицита

Денежные накопления органов государственной власти и органов местного самоуправленияобразуются из доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения бюджетов и внебюджетных фондов и предназначенных для осуществления расходов в последующие периоды.

Государственные и муниципальные расходы -денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных внебюджетных фондов в целях осуществления государственных полномочий и решения вопросов местного значения.

Состав государственных (муниципальных) расходов:

1. Расходы бюджетов органов государственной власти (органов местного самоуправления)

2. Расходы государственных (муниципальных) внебюджетных фондов

Виды государственных (муниципальных) расходов:

1. Расходы на обеспечение деятельности государственных и муниципальных органов

2. Расходы на оборону

3. Расходы на организацию общественного порядка и безопасности

4. Расходы на поддержку экономики и научно-технического прогресса

5. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство

6. Расходы на охрану окружающей среды

7. Расходы на здравоохранение

8. Расходы на образование

9. Расходы на культуру

10. Расходы на социальную защиту

Формы контроля

1. Внешний финансовый контроль

2. Внутренний финансовый контроль

Основные методы государственного финансового контроля:

1. Проверка — это единичное контрольное действие или система контрольных действий в отношении определенных финансово–хозяйственных операций субъектов хозяйствования)

2. Ревизия — система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово–хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.

3. Надзор — система периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления (например, надзор осуществляется, за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования)

Основные виды ответственности:

1. Административная ответственность

2. Уголовная ответственность

3. Гражданско-правовая ответственность.

Основные этапы проведения государственного финансового контроля:

1. Планирование

2. Проведение контроля

3. Систематизация результатов и составление отчетности

4. Реализация результатов.

Виды государственного финансового контроля:

1. Бюджетный

2. Налоговый

3. Таможенный

4. Валютный

5. Контроль в страховой сфере

6. Контроль за деятельностью государственных внебюджетных фондов и др.

Органы управления государственными финансами на федеральном уровне:

1. Президент Российской Федерации

2. Федеральное Собрание

3. Правительство Российской Федерации

Виды предметов ведения

· предметы исключительного ведения федерации

· предметы исключительного ведения субъектов федерации

· предметы совместного ведения федерации и ее субъектов

Причины возникновения

· Стихийные бедствия, иные ЧС

· Военные действия

· Экономический спад

· Привлечение инвестиций

· Решение крупных задач в области соц-эк. политики гос-ва.


При привлечении ресурсов страны должны ориентироваться на предельный̆ объем долга, который̆ составляет не более 60% ВВП

Классификация:

1. по экономическому содержанию :

· капитальный- вся сумма выпущенный и непогашенных долговых обязательств, гарантированных им обязательств, включая начисленный проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам

· основной – номинальная стоимость всех долговых обязательств по предоставленным гарантиям

· текущий- предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым гос-ом или муниципальным образованием, обязательства по погашению тех долговых обязательств, срок оплаты которых наступил

2. по типу заемщика:

· суверенный/государственный (гос, долг фед или центр правительства)

· субъекта федерации

· муниципальный долг

3. в зависимости от вида долговых обязательств:

· по осуществленным займам путем выпуска гос и муниципальных цб

· обязательства по кредитам

· долговые обязательства по бюджетным кредитам

· по предоставленным гос и муниципальным гарантиям

· иные

Срок долговых обязательств

· краткосрочный (до 1 года)

· среднесрочный (1-5 лет)

· долгосрочный (свыше 5 лет)

для РФ и субъектов долговой период не может превышать 30 лет. Для муниципальных образований – не выше 10 лет.

7. обращаемость/ форма движения

· рыночный

· нерыночный

Содержание задачи и принципы формирования государственного внебюджетного фонда (ГВФ)

Под формированием ГВФпонимается его формирование как фонда денежных средств по доходам и расходам, а также обеспечение его сбалансированности

При формировании ГВФ должны решаться следующие задачи:

· Полное отражение его доходов и расходов

· Обеспечение надежности показателей, используемых при формировании (прогноз соц-экономического развития)

· Обеспечение реалистичности расчета

· Укрепление доходов ГВБФ, оптимизация расходов

Принципы:

1.Единства бюджетной системы,

2.Разграничения доходов , расходов и источников финансирования бюджетов

3.Принцип равенства бюджетных прав не учитываем

4.Принцип сбалансированности

5.Принцип полноты отражения доходов и расходов

6.Принцип общего совокупного расхода не применяем

7.Принцип прозрачности и открытости

ГВФ формируется на тех же принципах, что и бюджетная система РФ в целом. Однако не применяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов вследствие целевого характера внебюджетных фондов.

Экономичемкую основу ГВФ составляют финн. ресурсы, которые поступают в распоряжение органов управления этих фондов. При этом эти ресурсы образуются преимущественно за счет целевых, закрепленных за ними на постоянной основе доходных источников. Целевое назначение расходов ГВФ определяется целями их создания в соотв. с конкретными функциями и задачами государства.

К доходам ГВФ в РФ могут относиться:

· неналоговые доходы специальные страховые взносы, установленные законодательством для данного фонда;

· другие доходы: бюджетные средства; доходы, полученные от размещения временно свободных средств; добровольные взносы физ. и юр. лиц; прочие источники, не запрещенные законодательством.

Расходная часть бюджета

· обязательное пенсионное страхование (выплаты трудовой пенсии)

· гос пенсионное обеспечение(выплата пенсии военнослужащим, соц пенсси)

· дополнительное пенсионное обеспечение опр категорий работников (членам летных экипажей например, работникам организации угольной пром-ти)

· расх обяз-ва по соц поддержке отд категорий граждан

· предоставление материнского семейного капитала

· передача пенсионных накоплений негос-ым пенсионным фондам (когда гр-н принимает решение о переводе из пенс фонда в негос пенс фонд)

· предоставление межбюдж трансфертов бюджетам субъектов РФ – субсидии на укрепление материально-технической базы учреждений соц обслуживания населения и на оказание адресной соц помощи неработающим пенсионерам являющимися получателями пенсий по старости и инвалидности

· выплата пенсий назначенных иностранными гос-вами гражданам, проживающим на тер-ии РФ согласно заключенным м-н договорам и соглашениям

· обяз-ва по содержанию органов упр-я пенсонным фондом

· публичные нормативные обязательства – это выплата физ лицам

Закона об обяз соц страх

· ФЗ 225 «об обязательном соц страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

· 2-ФЗ 125 «об обязательном соц страх от несчастных случаев на производстве и профессиональном заболевании».

Состав ДОХОДОВ

1. налоговые – практически не поступают ; только в части погашения задолженности по ЕСН и прошлых налогов и сборов

2. неналоговые

2.1 подгруппа страх взносы на соц страх:

§ страх взносы в случае временной нетрудосп и материнства

§ страх взносы от несчастных случаев на пр-ве и проф заболевании

2.2 подгруппа доходы от использования имущества, находящегося в гос собственности РФ

2.3 Доходы от оказания платных услуг

2.4 доходы от продажи МА и НМА

2.5 штрафы, санкции, возмещения ущерба

2.6прочие неналоговые доходы

Безвозмездные поступления

§ межбюджетные трансферты из ФБ – средства на оказание соц помощи отд категориям гр-н в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; трансферты на обеспечение инвалидов техническими средствами; выпалты гр-нам подвергшимся радиации;

на оплаты 4 доп выходных дней родителям для ухода за детьми-инвалидами; ср-ва на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС

§ межбюджетные трансферты из ФФОМС – средства на оплату мед помощи женщинам в период беременности и родов и послеродовом периоде, а также на оплату диспансерного обеспечения ребенка в первые годы жизни

§ прочие

Средства Фонда направляются на:

· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также соц. пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг

· оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные, а также на лечебное (диетическое) питание

· частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание)

· частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан

· частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса)

· оплату проезда к месту лечения и обратно

· создание резерва для обеспечения финн. устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств гос. соц. страхования

· обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда

· финансирование деятельности подразделений органов исполн. власти, обеспечивающих гос. защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда)

· проведение научно-исслед. работы по вопросам соц. страхования и охраны труда

· осуществление иных мероприятий, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по соц. страхованию

· участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам соц. страхования

Доходы

1. Налоговыепоступают только в части погашения задолженности прошлых лет.

2. Неналоговые
2.1 подгруппа страх взносы на ОМС:

§ страх взносы в случае временной нетрудосп и материнства

§ страх взносы от несчастных случаев на пр-ве и проф заболевании

2.2 подгруппа доходы от использования имущества, находящегося в гос собственности РФ

2.3 Доходы от оказания платных услуг

2.4 доходы от продажи МА и НМА

2.5 штрафы, санкции, возмещения ущерба

2.6 прочие неналоговые доходы

3. Безвозмездные поступления – возможно межбюджетные трансферты из ФБ (на компенсацию выпадающих бюджета ФФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование)

3.1межбюд. трансферты из Фед. фонда ОМС

3.2 межбюд. трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам ОМС, в том числе поступления в качестве страховых взносов на ОМС неработающего населения

3.3прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством ее субъектов.

Расходные обязательства:

1) за счет средств ФФОМС – предоставление межбюджетных трансфертов(субвенции) на финансовое обеспечение организации ОФМ на территории субъектов – на выполнение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС

2) с предоставлением межбюджетных трансфертов бюджету ФСС РФ

3) с предоставлением субсидий на фин обеспечение реализаций программ и мероприятий по модернизации здравоохранения

4) по содержания органов управления ФФОМС

Источник финансирования дефицита бюджета ФФОМС: остатки средств на счетах по учету средств ФФОМС

ДОХОДЫ

1. Налоговыепоступают только в части погашения задолженности прошлых лет.

2. Неналоговые – страховые взносы ОСС только в части погашения задолженности прошлых лет

3. Безвозмездные поступления – очень значимый. Межбюджетные трансферты из бюджета ОМС(те средства которые поступают на выполнения территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС). Межбюджетные трансферты и бюджетов субъектов РФ (на дополнительное финансовое обеспечение реализации тер программы ОМС в рамках базовой программы ОМС) и иные

Расходные обязательства:

1) связанные с выполнением тер программ ОМС (за счет субвенций)

2) по содержанию органов управления

3) обеспечение сбалансированности – остатки средств на счетах по учету средств тер ФОМС

Финансовые ресурсы государства

Финансовые ресурсы — фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения. Эти фонды денежных средств образуются в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВВП, главным образом чистого дохода. Эти фонды предназначены для использования на расширенное воспроизводство и общегосударственные нужды.

В денежном выражении валовой внутренний продукт представляет собой c+ v+ m, где c — стоимость износа основных средств, в виде амортизационных отчислений, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии; v — стоимость необходимого продукта; m — стоимость прибавочного продукта. финансовый валовой амортизационный бюджет

Каждая часть ВВП соответствует определенным элементам финансовых ресурсов. Основная сумма финансовых ресурсов, состоящая из прибыли, налогов, неналоговых доходов, прибыли доходов от внешнеэкономической деятельности и другие элементы в сумме составляют прибавочный продукт. Часть необходимого продукта v, в виде налогов и других отчислений, направляется в бюджет и другие фонды, образуя финансовые ресурсы. Часть c в виде амортизационных отчислений также входит в финансовые ресурсы. Указанные части ВВП входят в финансовые ресурсы частично, прибавочный продукт (m) полностью.

Если рассматривать по удельному весу названных источников, то основным источником формирования финансовых ресурсов в составе ВВП является чистый доход. Часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов находящихся в распоряжении предприятий и организаций, т.е. на расширение производства на микроуровне. Они используются на новые капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технического прогресса и другие нужды производства.

Часть децентрализованных финансовых ресурсов в виде целевых денежных фондов направляется на расширенное воспроизводство стоимости рабочей силы.

Вторым по величине источником финансовых ресурсов после чистого дохода являются амортизационные отчисления. Хотя основная функция амортизационных отчислений вложение и замещение изношенных основных фондов, но, учитывая долговременный период, через который осуществляется замещение изношенных основных фондов, оно происходит на новой технической основе и таким образом амортизационный фонд выступает источником не простого, а расширенного воспроизводства. На практике амортизационные отчисления как равняются на новое строительство, реконструкцию, модернизацию и расширение основных фондов.

Кроме названных источниками децентрализованных финансовых ресурсов могут быть экономия от снижения стоимости строительства выполняемого хозяйственным способом, выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества предприятия и другие источники, например кредиты банка, средства полученные от операций с ценными бумагами и другие заемные и привлеченные средства.

Пропорции формирования денежных фондов финансовых ресурсов на государственные предприятия контролируются соответствующими органами. В условиях рынка хозяйствующие субъекты сами определяют размеры фонда развития производства, фонда социального развития и жилищного строительства и др.

Другая часть чистого дохода обеспечивает формирование централизованного финансирования ресурсов, то есть формирование финансовых ресурсов на макроуровне, обеспечивая общегосударственные потребности. Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения главным образом чистого дохода осуществляемого через налоговые и неналоговые платежи.

Формирование централизованных финансовых ресурсов осуществляется так же за счет отчислений хозяйствующих субъектов органами государственного страхования на социальные страхования, имущественное и личное страхование, во внебюджетные фонды. Кроме того, источником централизованных финансовых ресурсов являются средства госкредита, то есть полученные от реализации государственных ценных бумаг, облигаций и т.д.

Определенная часть централизованных финансовых ресурсов формируется за счет денежных поступлений от населения через налоги, сбора дохода от лотерей и др.

Часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот от продажи полезных ископаемых, и других не возобновляемых и возобновляемых природных ресурсов так же служит источником централизованных денежных фондов. При эффективной организации источником финансовых ресурсов является поступления от внешнеэкономической деятельности.

В результате перераспределительных процессов основная часть финансовых ресурсов государства аккумулируется в государственном бюджете. Это дает возможность осуществлять единую финансовую политику, финансировать важнейшие общегосударственные программы. В этих же целях в состав госбюджета включены ряд бывших внебюджетных фондов: дорожный фонд, фонд занятости и др., а с 2004 г. в состав госбюджета включен фонд социальной защиты населения.

Основные направления использования финансовых ресурсов — это финансирование развития народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, социальной защиты населения, финансирование обороны и правоохранительных органов, государственное управление и др.

Добавить комментарий