Источники мусульманского права

Мусульманская правовая система.

Мусульманская правовая система представлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие.

Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право — шариат — это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права — Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя — открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.

Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:

Коран — речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме;

Сунна — биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;

Иджма — общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями — муфтиями, судьями — кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках;

Кийас — суждение по аналогии.

Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права. При отправлении правосудия судья не обращается напрямую к Корану или Сунне, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа. В целом, правосудие отличается простотой, меньшей формализацией по сравнению с романо-германскими и англосаксонскими правовыми системами.

Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный — консервативный характер, оно мало поддается модернизации и реформированию. Кроме того, его характеризуют казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.

Одним из признаков права является его формальная определенность. Правовые нормы фиксируются компетентными государственными органами в определенных источниках, изданных по установленным процедурам.

Источники права — это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.

Посредством источников права государственная воля объективируется вовне, приобретает материальное выражение, документально фиксируется. Источники права образуют многоуровневую систему, включающую нормативно-правовые акты, нормативные договоры, правовые обычаи, судебные прецеденты.

Правовые акты, официально издаваемые государственными органами, принято делить на нормативные и индивидуально-правовые.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы.

Нормативно-правовой акт содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом. Нормативно-правовые акты носят общеобязательный характер и служат нормативным основанием для вынесения судебного решения. Индивидуально-правовые акты при разрешении судебных споров не имеют приоритетного характера и оцениваются судами наряду с другими материалами по делу.

Индивидуально-правовой акт, в свою очередь, содержит конкретные предписания персонально определенному субъекту, рассчитанные на однократное применение. Многие правовые акты носят смешанный характер, то есть одновременно содержат и нормы, и индивидуальные предписания.

Российская правовая система (система правовых актов) основывается на следующих принципах:

1)Принцип иерархии актов или принцип законности. Соответствие актов нижестоящего уровня нормативным актам, обладающим большей юридической силой.

2) Принцип компетентности. Нормативные акты должны быть изданы в пределах компетенции соответствующего государственного органа или должностного лица.

3) Принцип формализованности. Обязательным условием законности нормативного акта является строгое соблюдение правотворческих процедур при его принятии и введении в действие. Этот принцип должен неуклонно соблюдаться на всех стадиях правотворческого процесса.

4) Принцип публичности или общедоступности. Любые нормативно-правовые акты должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, что обеспечивает реальное получение информации о содержании акта всеми лицами, права и интересы которых ими затрагиваются. Неопубликованный нормативный акт не применяется и не порождает правовых последствий.

5) Принцип приоритета международно-правовых источников. Если надлежаще ратифицированным международным договором установлены иные правила, чем нормативно-правовым актом, то применяются нормы международного договора.

6) Принцип перспективного действия. Нормативно-правовые акты обратной силы не имеют, если только самим актом не установлено иное.

Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы.

На вершине этой пирамиды находится Конституция России и Федеральные конституционные законы. Конституция это универсальный нормативный акт учредительного характера, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Таким образом, нормы иных нормативных актов относятся к конституционным нормам как конкретные к общим. Устанавливая правовые основы и принципы иных правовых отраслей, Конституция выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) — в РФ основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Согласно Конституции РФ ФКЗ принимаются по следующим вопросам: порядок принятия нового субъекта в состав РФ, изменение статуса субъекта РФ; установление Гос. флага, герба и гимна РФ, их описания и порядка официального использования; порядок деятельности Правительства РФ; установление судебной системы РФ, полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ, режим чрезвычайного и военного положения, порядок созыва Конституционного Собрания.

На уровень ниже находятся федеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции и ФКЗ. Принимаются либо высшим представительным органом государства — парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.

На следующем уровне иерархии нормативных актов находятся Указы Президента. Они могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми. В порядке исключения V Съезд народных депутатов Российской Федерации временно предоставлял Президенту России чрезвычайные полномочия принимать нормативные указы, имеющие силу закона, что затронуло, прежде всего, сферу частного права. Причем указы Президента, принятые в обеспечение экономической реформы, имели приоритет в системе действующего законодательства вплоть до принятия действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации.

Далее по нисходящей находятся Постановления Правительства. Указанные акты подписываются Председателем Правительства. Постановления Правительства, так же как и указы Президента РФ, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания, кроме того, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента России.

Низшим уровнем федеральной системы нормативных актов являются ведомственные нормативно-правовые акты. Они издаются в рамках компетенции различными органами исполнительной власти. Имеют форму инструкций, положений, правил, методических указаний и других документов. Указанные акты обязательны для граждан, организаций, иных государственных органов. Не допускается издание ведомственных нормативных актов в виде писем, телеграмм, рекомендаций. Последнее особенно актуально в банковской сфере, где Центральный банк России долгое время устанавливал нормы путем рассылки информационных телеграмм и писем. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Определенную подсистему представляют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Возглавляют «пирамиду» регионального законодательства Конституции (уставы) республик, краев, областей, округов. Высшие представительные органы субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать законы по предметам их ведения. По предметам совместного ведения краевые, областные, республиканские, окружные законы принимаются в соответствии с действующими федеральными законами и не могут им противоречить. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации издают в рамках своей компетенции нормативные указы или постановления. Органы местного самоуправления вправе принимать нормативные решения по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований.

Отдельные документы коммерческих и некоммерческих организаций могут содержать нормы локального характера, обязательные внутри этих организаций. К таким актам относятся различного рода уставы, положения, регламенты, правила внутреннего распорядка и т. п. Государственное санкционирование здесь проявляется в регистрации, утверждении корпоративных актов уполномоченными государственными органами.

Иджма (اجْمَاعٌ‎‎ араб. согласие, единодушное мнение, консенсус) — в исламской юриспруденции — единодушное мнение наиболее авторитетных лиц, которые обладают достаточным знанием, чтобы практиковать иджтихад — независимое правовое суждение по спорному вопросу. Составляет один из источников фикха.

В классической исламской юриспруденции согласие всех сведущих в праве — один из источников исламского закона. Это представление близко западному понятию consensus doctorum ecclesiarum (согласие святых отцов), но предполагает, что согласие должно быть вдохновлено Богом. В фикхе иджма — допустимый способ принимать решения по разным вопросам религии, права, общественной жизни в тех случаях, когда ответ на эти вопросы не удается найти в Коране.
Возникновение понятия связывается с деятельностью муджтахидов — первых законоведов (факихов), живших в Медине в 7 в., которые установили порядок решения спорных вопросов. Если их мнение по обсуждаемому вопросу совпадало, оно становилось правовой нормой. Наибольшим авторитетом пользуются единогласные решения соратников пророка Мухаммеда.

Фактически все мазхабы, кроме хариджитов, признают иджму как один из основных источников мусульманского права. Некоторые расхождения между мазхабами существуют в следующем: право на вынесение решения имеют только мединские факихи или такое решение может принимать любая авторитетная группа, способная на независимое, грамотное суждение в вопросах фикха.

Важнейшим источником шариата считается Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644- 656 гг.). В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «И так мы ниспослали его как арабский судебник». Коран предписывает арабам также покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом (2,165-166).

Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования разными мазхабами они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари (умер в 870 году). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг другу положений, и выбор наиболее «достоверного» из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число которых насчитывало более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название «иджтихад». Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает».

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. В VIII-IX вв. в связи с широким распространением метода «иджтихада» мусульманское право активно развивалось доктринальным путем в трудах указанных выше основателей главных правовых школ, а позднее в работах их ведущих последователей и учеников. В Х в. рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации накопленного к этому времени обширного правового материала. С XI в. в связи с обострившимися противоречиями между главными течениями в исламе и разными правовыми школами (мазхабами) мусульманское право фактически не существовало как единая система. Внутренние расхождения в нем приобрели существенный характер.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями, был кияс — решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями — ханифитами. Наиболее резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве источника права.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну.

Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов — фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.

В статье исследуются источники мусульманского права, к которым относятся: первоисточники – Коран и Сунна, рациональные источники – «иджма» ‒ единогласное мнение мусульман; «кияс» ‒ умозаключение по аналогии; «иджтихад» ‒ творческая работа и толкование правовых и религиозных норм; «фетва» ‒ решение высших мусульманских руководителей, облеченных соответствующей властью по отдельным религиозным и правовым вопросам, а также позитивные источники, в частности, правовые обычаи и местные традиции, которые не противоречат основам мусульманского права.

Мусульманское право является одной из крупнейших систем влияния: будучи неотъемлемой частью мусульманской религии, оно всегда применялось в большинстве стран исламской цивилизации Африки и Азии. Место мусульманского права в этих странах варьируется: в одних государствах оно принижено, в других остается господствующим .

Оно возникло в VII в. н. э. и развивалось в процессе становления и развития мусульманской государственности. Главной особенностью мусульманского права, отличающей его от других правовых систем, является сочетание и взаимодействие в нем сакрального и светского, религиозного и собственно юридического начала. Это дает основание полагать, что мусульманское право есть синоним шариату ‒ не совсем верно.

Шариат в собственном смысле ‒ религиозное явление, в котором место имеют лишь отдельные следы правового начала. Мусульманское право, в отличие от него, преимущественно правовой феномен, хотя и облаченный порой в религиозную оболочку и ориентированный на религиозное правосознание .

Шариат ‒ понятие более широкое, чем мусульманское право. Преобладает точка зрения, в соответствии с которой шариат включает три основные части ‒ религиозную догматику, исламскую этику и так называемые практические нормы. Последние, в свою очередь, делятся на культовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские взаимоотношения .

В мусульманском праве юридическая ответственность формально не подразделяется на уголовно-правовую, гражданско-правовую и т. д., поэтому различаются источники мусульманского права, вообще, и источники мусульманского уголовного права, в частности.

Источники мусульманского права принято подразделять на три группы:

  • первоисточники, к ним относятся Коран и Сунна;
  • рациональные источники, к которым относятся: «иджма» ‒ единогласное мнение мусульман; «кияс» ‒ умозаключение по аналогии;
  • «иджтихад» ‒ творческая работа и толкование правовых и религиозных норм; «фетва» ‒ решение высших мусульманских руководителей, облеченных соответствующей властью по отдельным религиозным и правовым вопросам;
  • позитивные источники, в частности, правовые обычаи и местные традиции, которые не противоречат основам мусульманского права.

Основным источником мусульманского права является Коран – священная книга мусульман. Правовая значимость Корана выражена в нем самом: «И так Мы ниспослали его как арабский судебник». Коран ниспослан Аллахом (через архангела Гавриила) Пророку Мухаммеду в древних городах Аравийского полуострова Мекке и Медине между 610 и 632 годам. При жизни Мухаммеда текст Корана передавался, главным образом, по памяти, а первые записи полного текста Корана появились в кругу ближайших сподвижников Пророка Мухаммеда лишь после его смерти в 632 г.

Коран состоит из 114 сур (глав) и более 6225 аятов (стихов). Аяты Корана подразделяют на «мухкамат» – бесспорные, недвусмысленные и «муташабихат», которые могут толковаться по-разному. Большинство мусульманских юристов полагают, что в судебных решениях не надо ссылаться на аяты, которые могут толковаться по-разному. Однако одна из проблем толкования конкретных аятов Корана заключается в том, что некоторые ученые относят их к бесспорным недвусмысленным стихам, которые толкуются буквально, а другие – к тем, которые могут толковаться по-разному.

Вторая проблема толкования аятов Корана заключается в том, что мусульманские ученые разделились в основном на три группы:

  • сторонников буквального толкования (ахл аз-Захир), которые не допускают наличия в тексте Корана тайного смысла;
  • тех, кто ищет в Коране «скрытый» «тайный» смысл (ахл ал-батин);
  • рационалистов, которые при коллизии норм Корана и Сунны, руководствуясь рациональным подходом в решении рассматриваемого ими вопроса, отдают приоритет разуму, а не писанию.

Третья проблема появилась в VIII в. при халифе аль-Мамуне (813-833) в период Аббасидов, и суть ее заключается в том, что в среде виднейших мусульманских богослов-традиционалистов существовало мнение, что Коран ‒ это предвечное и непосредственное «слово бога” (калам Аллах). Их оппоненты и, в первую очередь, мутазилиты, утверждали, что Коран ‒ сотворенное и предвечное «слово бога”.

Если считать Коран сотворенным, т. е. следует принять и возможность того, что Бог может сотворить его вновь. Но, с другой стороны, если Коран несотворенное слово Бога и является предвечным атрибутом его бытия, он не может быть изменен никем, и мусульманская община в своей жизни должна руководствоваться только предписаниями, содержащимися в этой вечной книге Бога .

Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна ‒ «Священное предание», состоящее из рассказов ‒ хадисов ‒ о поступках и высказываниях пророка Мухаммада. Следует отметить, что при жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно, и оба источника в письменной форме были составлены уже после смерти Мухаммада. Однако ее значимость до сих пор является предметом серьезных дискуссий. В их основы лежит проблема достоверности хадисов.

Первый сборник хадисов был составлен Маликом бин Анасом (713-795 г.), основателем маликитской правовой школы, и называется альМу-вата («расчищенная тропа”).

Аш-Шафии (767-820) ‒ факих, основатель шафиистикой школы права. В возрасте 20 лет он приехал в Медину, чтобы учиться у Малика бин Анаса. Аш-Шафии ‒ первый систематизатор источников права (усул ал-фикх), сформулировавший эти понятия, разграничивший их между собой и установивший их соотношение и соподчинение. Среди его учеников были Ахмед ибн Ханбал ‒ основатель ханбалитской правовой школы, объявивший Сунну единственным комментарием к Корану. Ханбалиты не ограничивались простой фикцией хадисного материала. Фактически вся ханбалитская литература IХ-Х веков представляла собой переложение тщательно подобранных и сгруппированных по темам хадисов. Это был важный этап обобщения и концептуализации хадисного материала, В дальнейшем богословы широко пользовались данной методикой .

При решении правовых споров халифы (Абу Бакр, Омар, Осман, Али) обращались к Корану и Сунне, но со временем стало ясно, что их конкретные предписания не всегда охватывают возникающие спорные ситуации, что они имеют много пробелов, которые необходимо было устранить. Наличие пробелов в праве поставило всех мусульманских правоведов перед необходимостью разработки собственной правовой доктрины. Именно в этот период, по мнению проф. Л.Р. Сюкияйнена, определилось дальнейшее развитие мусульманской правовой мысли. Основой правовой доктрины стал иджтихад – относительно свободное усмотрение, которое применялось при толковании норм Корана или Сунны или при формулировании новых правил поведения в случае их отсутствия в источниках. С развитием мусульманской теории права иджтихад стал обозначать достижение высшей ступени знания, дающей право самостоятельно решать вопросы, обойденные в Коране и Сунне, а муджтахиды ‒ лица, обладающие таким правом, стали законодателями .

В процессе толкования было выработано несколько методов.

Рай – индивидуальное толкование кого-либо из авторитетов суннитского богословия.

Иджма ‒ рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины», единодушное мнение или решение авторитетных мусульманских ученых, которых первоначально было 7 «факихов» г. Медины, по обсуждаемому вопросу, возникшему после смерти Пророка Мухаммеда, на который нет ответа ни в Коране, ни в Сунне.

Наряду с Кораном и Сунной, иджма относится к наиболее авторитетным источникам права. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммада или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами. Иджма развивалась как в виде интерпретаций Корана и Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не были связаны с Мухаммадом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муджтахидов.

Большая роль иджмы в развитии мусульманского права состояла в том, что она позволяла правителям создавать новые нормы, приспособленные к меняющимся условиям развивающегося арабского государства и общества, учитывая специфику завоеванных стран. К иджме, в качестве источника права, примыкала и фетва ‒ решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

По способу достижения и доведения иджмы до общего сведения мусульман различаются:

  • иджма, высказанная вслух, т. е. общее решение, принятое при гласном обсуждении (иджма каули);
  • практическая иджма, т. е. решение не обсуждавшееся, но вытекающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах (алъ-имджма алъ-амали);
  • молчаливая (не высказанная) иджма, т. е. решение кого-то одного, известное в принципе всем, против которого не было сделано какихлибо возражений (ал-иджма ас-сукути).

Малик бин Анас и аш-Шафии в качестве иджмы признавали только единогласное мнение ученых города Медины. Абу-Ханифа же считал, что иджма может исходить от любой авторитетной группы, что открывало возможность возникновения иджмы в Сирии, Ираке, Египте и других местах независимо друг от друга .

Абу Ханифа – Ан-Ну’ман ибн Сабит ал-имам ал Аз’ам (699-767) – основатель ханифитского правовой школы, признавался первым, кто применил методы казуистического исследования правовых вопросов, таким образом, что стало возможным сближение схоластических разработок факихов (мусульманских юристов) с требованиями повседневной жизни. Абу Ханифа и его ближайшие последователи разработали методику использования рациональных принципов суждения по аналогии (киас) и предпочтения (истихсан) при решении правовых вопросов.

Кияс (кыяс) – буквально означает аналогия. Кияс ‒ это метод решения по аналогии вопросов, на которые нет ответа прямого ответа в Коране или Сунне. Кияс является одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями. Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к вопросу, который прямо не предусмотрен в этих источниках права. Таким образом, кияс обеспечивал гибкость правовой системы, приспосабливая ее к новым общественным отношениям. Однако некоторые течения в исламе не признают кияс в качестве источника права: наиболее резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве источника права.

Истислах (истихсан) – признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом в мусульманском праве.

Таким образом, к началу VIII в. мусульманско-правовая доктрина, ликвидируя правовые пробелы в основных источниках ‒ Коране и Сунне, сформулировала нормы, составившие вторую группу источников мусульманского права. Вышеперечисленные институты – рай, иджма, кияс, истислах – в научной литературе нередко называют собственно источниками мусульманского права .

Вряд ли с этим можно согласиться, поскольку они являются лишь методами толкования Корана и Сунны, а источники права – конкретные правовые нормы, возникающие уже как итог толкования с помощью того или иного метода.

Следует отметить, что развитие иджтихада сыграло выдающуюся роль в становлении мусульманского права, решив важнейшую проблему мусульманского права: как совместить вечность и абсолютность норм, предписанных Аллахом и необходимость развития и изменения этих норм. Сложность ситуации заключалась в том, что предписания Корана и Сунны имели сакральное значение, и не могли быть изменены. В подобных условиях мусульманские юристы-факихи, исходя из аксиомы, что в священных источниках имеются ответы на все вопросы и задача сводится только к тому, чтобы найти эти ответы, разработали специальные приемы «извлечения» новых норм. В этой связи Р. Давид справедливо отмечает, что для мусульманских юристов речь могла идти лишь о толковании, а не о создании права, но практически на основе Корана и Сунны им удалось разработать систему весьма детализированного права, состоящего преимущественно из казуальных норм .

В качестве дополнительного источника права шариат допуска местные обычаи, которые не вошли непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречили прямо его предписаниям и нормам. Признавались правовые обычаи, сложившиеся как в самом арабском обществе (урф), так и у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся влиянию мусульманского права (адаты) в более позднее время.

Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов – фирманы. В последующем в некоторых мусульманских государствах в качестве источника права стали рассматриваться законы – кануны, роль которых возрастала с развитием законодательной деятельности. Фирманы и кануны не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административноправовые отношения государственной власти с населением.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы относительно особенностей формирования и функционирования источников мусульманского права:

  • мусульманское право и шариат ‒ не идентичные понятия. Шариат представляет собой совокупность всех предписаний Корана и Сунны, а мусульманское право (фикх) является только его частью и содержит как правовые предписания, содержащиеся в Коране и Сунне, так и правовые нормы, разработанные муджтахидами в процессе толкования;
  • значительное большинство конкретных норм мусульманского права – итог его доктринальной разработки. Характеризуя их, важно иметь в виду, что мусульманские юристы долгое время не решались формулировать обобщенные абстрактные правила поведения и предпочитали искать решения по конкретным случаям. При этом они выполняли важную роль приспособления общих предописаний-ориентиров и казуальных норм, закрепленных в Коране и Сунне, или индивидуальных решений сподвижников Пророка к потребностям. Поэтому с наступлением «периода традиции» развитие доктрины и, следовательно, системы действующего мусульманского права не только не прекратилось, но продолжалось весьма активно в рамках нескольких школ;
  • появление школ-толков фактически закрепило положение мусульманско-правовой доктрины в качестве основного источника мусульманского права, которое стало практически правом той или иной школы, применяемого разными народами и государствами. В этом и заключается оригинальность современной мусульманской правовой системы, основанной не на конкретных, строго фиксированных источниках, а на гибкой, подверженной изменениям системе толкования.

Литература

Мусульманское право

Мусульманское право — шариат («надлежащий путь следования, жизни»). Его возникновение и оформление связано с эволю­цией арабской государственности от небольшой патриархальной, религиозной общины начала VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных империй VIII—X вв. (при дина­стии Омейядов и Аббасидов).

Шариат возник и развивался как конфессиональное право, сли­тое с религиозной догматикой ислама и мусульманской моралью. Теология устанавливает догмы, а шариат предписывает верующим действия, которые они должны или не должны совершать. Поэто­му мусульманское право является неотъемлемой частью ислама, выражением его идеологии.

В основу шариата положены представления об обязанностях мусульманина. Выделяются обязанности по отношению к другим людям (гражданские обязательства, подаяния бедным) и по отно­шению к Аллаху (ибадат): ежедневное совершение молитвы, со­блюдение поста, правил захоронения и т.д.

В то же время в шариате существует понятие прав индивида. Особенностью норм шариата является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Ког­да одна из сторон не является мусульманином, религиозный прин­цип отступает.

В структуре шариата выделяются правила божественного свой­ства (Коран) и доктринально-нормативная часть (фикх). Фикх — наука, теория мусульманского права, изучающая источники шари­ата и нормы материального права, которые вытекают из расхож­дений в толковании божественного закона.

1.Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых Мухаммеду. Коран включает в себя 114 сур (глав), 6219 стихов. Лишь 500 стихов содержат правила поведения мусульман. Большинство из них носят казуаль­ный характер — конкретные толкования, данные пророком в связис частными случаями. Но многие установления имеют неопределенный вид и могут приобретать разный смысл.

2. Сунна — «священное предание» — состоит из рассказов (хадис) о поступках Мухаммеда, изложенных его последователями.

Хадисы содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее достоверных из них относился к усмотрению богословов и судей. Поэтому стали выделять аутентичные (достоверные) хадисы, которые и послужили основой для выработки правовых норм.

3. Иджма — «общее согласие мусульманской общины». Появле­ние иджмы связано с необходимостью урегулирования новых пра­вовых ситуаций на принципах первоисточников ислама. Правовые

пения становились обязательными для верующих и обретали форму закона на основе единодушной поддержки компетентных лиц муфтиев и муджтахидов. Иджма имеет огромное практическое зна­чение: только записанные в иджму нормы подлежат применению современными мусульманскими судьями.

4. Кияс (с 10 в.) — решение правовых дел по аналогии. Этот способ толкования и применения права позволял быстро урегулироать новые общественные отношения.

По мусульманскому праву юридическое положение лица опре­делялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус имели только мусульмане. Неполноправное население — зиммии (христиане, иудеи). Они платили тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись лишь в тех случаях, когда зиммии заключали сделки с мусульманами или совершали пре­ступления. Рабы не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество.

В гражданском праве шариат исходит из неприкосновенности собственности. Праву собственности приписывалось божествен­ное происхождение. Оно рассматривалось как постоянное и нео­граниченное, собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи. Верховным собственником всех земель халифа­та признавалось государство. Выделялись земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской общины (Мекка с прилегающей территорией). Здесь могли селиться только мусуль­мане. Завоеванные земли становились собственностью государства и поступали в распоряжение халифа и эмиров. Местное население рассматривалось как арендаторы, обязанные выплачивать налог (харадж).

Классификация земельной собственности:

— общинное землевладение с выплатой в казну ренты-налога;

— земли членов правящего дома (земли савафи) и земли рели­гиозных учреждений (земли вакфы) не облагались налогами и не подлежали отчуждению;

— земли в форме икта — казенные земли, которые на правах условного владения получали государственные чиновники и офицеры. Они имели право взимать в свою пользу причита­ющуюся казне ренту-налог и могли переходить по наслед­ству, если сын наследовал должность отца;

— мульк — частная феодальная собственность, имела подчи­ненное значение по сравнению с государственной собствен­ностью и общинным землепользованием.

Шариат ввел понятие «вакуф» — имущество, переданное соб­ственником на религиозные или благотворительные цели. Оно освобождалось от государственного обложения и изымалось из торгового оборота.

Для обязательственного права характерно распространение од­носторонних обязательств — обетов. Обязательственные отноше­ния запрещали закабаление и ростовщичество. Однако на практи­ке запрет нарушался.

В семейном праве шариат исходит из мужского превосходства, полигамии (многоженства), ограничения права на развод. Брак рассматривался как религиозная обязанность мусульманина. Фор­мально требовалось согласие сторон, но так как родители вправе были выразить волю невесты, то он часто выступал в качестве сво­еобразной торговой сделки. Мусульманин не имел права всту­пать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Однако мусульманину разрешалось жениться на иноверках (муж обратит жену в ислам), женщинам — запрещалось заключать брачные со­глашения. Браки, нарушавшие эти условия, расторгались.

Коран признавал право иметь до 4 жен одновременно. Муж обя­зывался предоставить жене имущество, жилище, одежду, которые соответствовали бы ее положению. Разрешалось применять к женам наказания, в том числе телесные. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламенти­ровалось. Жена могла потребовать развода только через суд, ссыла­ясь на строго очерченные основания. Для мужчины существовало несколько видов разводов: временный развод (с испытательным сроком); развод в упрощенной форме (произносится установленная фраза «ты отлучена»). Допускалось наследование по закону и по за­вещанию. Особенность шариата в том, что наследованию подлежа­ли только имущественные права, а не обязанности.

Правосудие в мусульманском праве осуществляет духовенство. Высший судья государства — халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение. Коллегия виднейших богословов (од­новременно и правоведы) назначала судей — кадиев и уполномо­ченных, которые контролировали судей на местах (и те и другие — представители духовенства). Судебные решения и приговоры кадия окончательные и обжалованию не подлежат. Решения кадия мог из­менить только сам халиф или лица, им уполномоченные.

Судебный процесс носил состязательный, обвинительный ха­рактер.

Добавить комментарий