Источники права афин

Среди многочисленных полисов Древней Греции Афины имели наиболее развитую правовую систему, оказавшую большое влияние на право других античных полисов, прежде всего членов афинского архе.

Источники права

Древнейшим источником права в Афинах был обычай. С конца VII в. до н.э. большое значение приобрела нормотворческая деятельность высших органов власти, хотя правовые обычаи продолжали играть важную роль. В 621 г. до н.э., по преданию, при архонте Драконте произошло создание писаного права, так называемых законов Драконта. Это был достаточно большой шаг вперед в развитии права, хотя данные законы больше известны из-за чрезмерной жестокости наказаний.

Законы Драконта ограничили кровную месть (отвечает только убийца, а не весь род); узаконили практику примирения с убийцей и его родом с помощью выкупа; стали проводить различие между умышленным и неумышленным убийством: первое каралось смертью, второе – изгнанием. Самооборона исключала ответственность, а подстрекатель стал нести равную долю ответственности с исполнителем преступления.

В начале VI в. до н.э. большая законодательная работа была проведена при Солоне. В V–IV вв. до н.э. законы становятся главным источником права. Наряду с законами большое место в афинском праве занимали так называемые псефизмы – постановления народных собраний, принятые в отношении отдельных лиц, но иногда содержащие и общие нормы права. Характерной чертой афинского права была его слабая систематизация, сохранение пережитков родового строя.

Важное значение в качестве источников права имели международные договоры, прежде всего с другими греческими полисами. Договоры заключались по самым различным вопросам: мирные договоры, договоры о союзах (афинская симмахия), об арбитраже, о правовом положении иностранцев (например, о праве заключать браки между гражданами полисов, приобретать недвижимость) и даже подобия договоров о правовой помощи (о компетенции судов в отношении граждан другой стороны) и др. Исполнение договоров обеспечивалось клятвами, а иногда заложниками.

Регулирование имущественных отношений

Афинское право, в отличие от римского, еще не выработало четкой классификации вещей. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Различалось «видимое» и «невидимое» имущество. К первому относили землю, дома, скот, рабов и т.п., ко второму – деньги и драгоценности. По-видимому, это связано со способностью второй группы вещей ускользать от налогообложения и конфискации.

Среди вещных прав выделялись владение как фактическое обладание и использование имущества и право собственности. Частная собственность еще не достигла высокого уровня развития и считалась производной от государственной, особенно в области недвижимости и земли. В собственности государства находились земли, рудники, рабы. Доходы от государственного имущества считались достоянием всех граждан и па народных собраниях определялся порядок их использования: распределить между гражданами или направить на решение каких-либо общегосударственных задач. Сохранялись общественные земли, принадлежащие отдельным филам и демам. Земельные наделы частных лиц хотя со времени Солона и рассматривались как их собственность, считались предоставленными государством, поэтому ежегодно архонты, вступая в должность, объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Существовали ограничения для неграждан; так, метеки не имели права приобретать недвижимость.

Основанием для возникновения обязательств в афинском праве были договоры, или деликты, так называемые «вольные» и «невольные» обязательства.

Для заключения договора стороны должны были прийти к соглашению. Особых требований к форме договора афипское право не выдвигало. Однако по наиболее важным вопросам договоры заключались в письменной форме. В зависимости от содержания он подписывался двумя сторонами (договор купли-продажи), или одной (договор займа). Афинское право знало различные виды договоров, среди которых особое распространение получили договоры купли-продажи, что обусловлено широким развитием как внутренней, так и международной торговли. Договор займа носил процентный характер (до 20%) и часто сопровождался залогом. В Афинах получила развитие ипотека (залог недвижимости), которая оставалась во владении и пользовании должника при потере им права распоряжения. Среди других договоров можно выделить договоры хранения, найма движимого и недвижимого имущества, товарищества, поручения, комиссии. Договор товарищества заключался для достижения определенных целей совместными усилиями нескольких лиц. Для этого участники товарищества вносили средства в общее имущество, а доходы и убытки от его использования делились либо пропорционально сделанным вкладам, либо по договоренности. В зависимости от цели существовали торговые, религиозные, похоронные и иные товарищества. Распространение договоров имущественного найма обусловливалось известными особенностями структуры собственности.

Исполнение договора обеспечивалось задатком, залогом, поручительством третьих лиц, а до реформ Солона и личностью должника. Задаток использовался в торговых сделках. Если договор не исполнялся по вине покупателя, последний терял задаток. Если же продавец отказывался от исполнения, он возвращал задаток в двойном размере. В случае залога во владение кредитора передавались вещи, которые он мог продать в случае неисполнения обязательства. При залоге земли (ипотеке) в случае неисполнения земля переходила кредитору. При поручительстве если основной должник не мог исполнить обязательство, это должен был сделать поручитель.

Обязательства из деликтов возникали при нанесении имущественного вреда. Виновный должен был возместить ущерб, причем в случае умышленного причинения вреда – в двойном размере. За действия подвластных лиц (детей, рабов) нес ответственность глава семейства, который мог компенсировать ущерб из своих средств или выдать виновного, например раба, потерпевшему. Причинение вреда личности, как правило, влекло уголовную ответственность.

Источники права. В древнейшее время источниками права были обычаи. В эпоху архаики зарождается законодательство. Самые древние афинские законы, Законы Драконта 621 г. до н.э.,
в своем первозданном виде не сохранились. Известно, что Драконт установил процедуру судебного разбирательства по делам об убийствах, ввел запрет на кровную месть и различал предумышленное и непредумышленное убийства (последнее наказывалось не смертной казнью, а изгнанием). По Законам Драконта можно было судить не только людей, но и животных и неодушевленные предметы. В законах были предусмотрены суровые наказания за незначительные преступления, вроде кражи овощей или плодов, так что эти законы стали символом всех вообще жестоких законов («Драконовские законы»). В дальнейшем большая часть Законов Драконта была отменена Солоном. Были сохранены только положения об убийстве, нанесении ран и попытке установления тирании.
В начале VI в. до н.э. Солон ввел в Афинах свое законодательство, которое послужило основой афинского права в конце архаики и в классическую эпоху. Важным нововведением Солона стало также установление исономии, равенства всех граждан перед законом.

Регулирование имущественных отношений.Афинское право не проводило четкого различия между вещами. Оно выделяло «видимое» и «невидимое» имущество. К первому относились земля, скот, рабы. Ко второму – деньги и драгоценности. Они «невидимы», так как используются в качестве средства обращения и могут ускользать от налогообложения и конфискации. Афиняне уже различали понятия собственности и владения, но в законодательстве отсутствовало точное определение прав собственника. (Не было даже особого термина для обозначения совокупности данных прав.) Право выделяло государственную и частную формы собственности. Особое развитие институт частной собственности получил после реформ Солона. Однако даже в это время частная собственность на недвижимость могла принадлежать только гражданам, метеки и прочие иностранцы ею не обладали. Таким образом, отношения собственности были поставлены в прямую зависимость от принадлежности к гражданской общине. Ограничениями прав собственников были и так называемые литургии – повинности, наложенные на состоятельных афинских граждан. За свой счет они были обязаны снаряжать военные корабли и их экипажи, готовить театральные представления, организовывать гимнастические состязания и т.д. Литургии выступали своеобразным налогом на имущество богатых лиц.

Выделялось два вида обязательств: вольные и невольные (известны по Никомаховой этике Аристотеля). Вольные обязательства – вытекающие из договора, невольные – вытекающие из причинения вреда (из деликтов). В первом случае основанием обязательства служило соглашение любого рода. Афинское право знало разные виды договоров: купли-продажи, найма, товарищества, займа, поклажи и др. Договор мог быть заключен как в письменной, так и в устной форме. Договор купли-продажи обычно заключался без письменного оформления. Право собственности переходило на покупателя с момента достижения договоренности о цене и оплате за покупку. Продавец обязан был дать гарантию от эвикции вещи и возместить убыток в случае обнаружения в ней скрытых недостатков (после ее продажи). В Афинах свободно продавались любые вещи, но приобретателем недвижимых вещей мог стать лишь гражданин полиса. Предметом купли-продажи являлись также рабы. Но торговля рабами была поставлена под контроль государства. Она могла осуществляться строго по определенным дням (в первый день каждого месяца), в отведенном месте и специально назначенными лицами, подобные сделки были обложены налогом в пользу казны. В письменную форму, как правило, облекались договоры товарищества или найма, заключенного с товариществом. Участники договора товарищества делали вклады в общее имущество для осуществления определенной цели. Доходы и убытки распределялись между членами товарищества в зависимости от заключенного соглашения, при отсутствии определенных условий – пропорционально сделанному вкладу. Договор поклажи предполагал хранение вещи с условием ее возвращения по первому требованию хозяина. Договор о хранении денег оформлялся с помощью особой расписки – хирографа, выполненной на коже. Большое распространение в Аттике имели договоры займа. До Солона выполнение данного обязательства гарантировалось личной ответственностью должника. Солон ликвидировал долговое рабство. В результате распространение получили другие средства обеспечения долговых обязательств – залог и поручительство. Они применялись и в случае возникновения других обязательств. Формой залога была ипотека, при которой заложенная вещь оставалась во владении и пользовании должника, и только в случае невыплаты долга она переходила к кредитору (широко применялась земельная ипотека). Обязательства могли возникнуть и из причинения вреда. Такого рода обязательства влекли за собой возмещение ущерба пострадавшей стороне. Если ущерб причинен умышленно, следовало возмещение в двойном размере. За вред, причиненный рабом, ответственность нес его хозяин; за вред, причиненный ребенком, отвечал его отец.

Брачно-семейное и наследственное право.Вступление в брак являлось обязательным, уклонение от него рассматривалось как забвение культа предков. В целях сохранения чистоты крови и удержания собственности за определенными родами в Афинах не только допускались, но и приветствовались близкородственные брачные союзы. Для дочерей-наследниц отцовского имущества такие браки были предписаны законом. Вступление в брак запрещалось родителям и детям, брату и сестре, рожденным от одних отца и матери (но разрешался брак между братом и сестрой по отцу). Брачный договор заключался между женихом и отцом невесты (либо другим ее родственником или опекуном). Договор, особенно в раннее время, носил характер покупки невесты. Для действительности союза требовалось также выполнение особого обряда, во время которого невесту в торжественном порядке вводили во фратрию мужа. Первоначально отец обязан был давать за дочерью приданое. Солон отменил этот обычай, но если невесту выдавал замуж брат, то на него возлагалась обязанность дать приданое. Приданое переходило под управление мужа при условии, что оно перейдет в наследство детям, рожденным в этом браке.

В браке супруги не были равноправны. Замужняя женщина была лишена имущественной самостоятельности и не могла вступать в сделки от своего имени. Жена обязана была вести затвор-нический образ жизни и все время проводить на женской половине дома. В случае прелюбодеяния жены муж не имел права ее убивать, но обязан был с нею развестись. Если мужчина продолжал с ней жить, он тем самым себя бесчестил и лишался всех прав гражданина. Неверная жена не могла больше посещать афинские храмы. Измена мужа не была предосудительна. Мужчина вполне мог содержать наложниц (вне общего дома) и проводить время с гетерами, обученными для развлечения мужчин. Развод для мужчины осуществлялся без особых формальностей. Если жена не была виновна в прелюбодеянии, при разводе ей возвращалось приданое. Развод по инициативе жены осуществлялся в более сложной форме: женщине необходимо было лично подать архонту-эпониму письменное заявление с изложением мотивов к расторжению брака. Архонт принимал решение по делу.

Власть отца над детьми в раннее время была довольно обширной, он вполне мог распоряжаться жизнью и свободой своих детей. Солон отменил продажу детей в рабство (исключение составлял случай продажи дочери, уличенной в связи с посторонним мужчиной). Но даже после этого отец обладал правом наказания детей, мог лишить их наследства и изгнать из дома. Отцовская власть прекращалась над сыном по достижении им 18 лет, над дочерью полновластие отца сохранялось до выхода ее замуж. Дети от наложниц получали права законнорожденных при условии их официального признания отцом (в случае отсутствия у него других законных детей). Гражданин, не имевший сына, мог усыновить чужого ребенка и передать ему свои права, если тот порывал всякие связи с прежней семьей. Дочь такого гражданина должна была выйти замуж за его приемного сына.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Законными наследниками признавались сыновья, при их отсутствии могли наследовать и дочери. При наличии сыновей дочери получали определенное содержание до выхода замуж. В случае отсутствия прямых наследников имущество могло перейти в боковую линию. Незаконнорожденные дети наследственными правами не обладали. Наследование по завещанию было установлено при Солоне и предполагало отсутствие законных детей у наследодателя. Если у него были только дочери, он должен был завещать имущество тому лицу, которое женится на одной из них и обеспечит приданым остальных. При определении действительности завещания учитывалась свободная воля наследодателя. Лишены были права составлять завещание женщины, несовершеннолетние и приемные дети.

Уголовное право.По объекту посягательства все преступные деяния можно разделить на следующие группы: 1) государственные (измена родине, оскорбление богов, святотатство, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание); 2) должностные (хищения казенного имущества, взяточничество); 3) воинские (дезертирство, уклонение от военной службы, незаконный переход из пехоты в кавалерию); 4) против семьи и нравственности (дурное обращение с родителями, прелюбодеяние жены, похищение девушки, сводничество, изнасилование); 5) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, шантаж, злостная клевета, оскорбление словом и действием); 6) имущественные (различные виды краж, поджог).

Обращает на себя внимание то, что религиозные преступления квалифицировались как государственные. К государственным преступлениям могло быть отнесено и преступление против личности, например, убийство, совершенное в храме. Оно считалось очень тяжким деянием, в случае его совершения проклятие распространялось даже на потомков преступника. При оценке преступных деяний право уже различало умысел и неосторожность, выделяло подстрекателя и исполнителя преступления, ему было знакомо понятие самообороны. Вместе с тем в афинском праве можно обнаружить еще архаичные черты, унаследованные от эпохи первобытности. Долго сохраняются пережитки кровной мести. Право преследования убийцы принадлежало близким родственникам жертвы. Вполне допускалась их сделка с убийцей: виновный мог выплатить им денежную компенсацию или удалялся в изгнание. Применялся и принцип талиона. В частности, закон Солона гласил: «кто выколет глаз одноглазому, тому за это выколоть оба глаза» (в изложении Диогена Лаэртского). Наказания различались для свободных и рабов. К свободным вообще не применялись телесные наказания, но они широко использовались в отношении рабов. Рабов подвергали бичеванию, клеймили, отправляли на каторжные работы в рудники. По афинскому праву наказания могли применяться также к животным и неодушевленным предметам. Животное, причинившее смерть человеку, убивали, а труп вывозили за пределы Аттики. Предметы, оскверненные человеческой кровью, также подлежали удалению с афинской земли.

Система наказаний, применявшихся к свободным лицам, включала в себя: смертную казнь, изгнание, лишение прав, продажу в рабство, конфискацию имущества, денежный штраф и тюремное заключение. В качестве дополнительных наказаний могли быть применены позорящие наказания: запрет носить украшения и посещать храм; отказ в погребении; надпись на стеле, содержащая проклятие. Смертная казнь часто приводилась в исполнение путем самоубийства: на выбор осужденному давались меч, веревка и яд и трехдневный срок для приведения казни в исполнение. Казнь могла совершаться также палачом или особыми служителями. Применялись такие виды смертной казни, как побивание камнями и сбрасывание в пропасть (баратрон). Лишение прав, атимúя, являлось наказанием за большинство преступлений. Атимия могла быть полной или частичной (лишение отдельных прав: избираться в Совет 500, выступать на народном собрании, быть жрецом и т.д.). В случае, если осужденный самовольно начинал пользоваться утраченными правами, его могли приговорить к смерти. Для снятия атимии требовалось решение народного собрания с участием не менее 6 000 граждан. Тюремное заключение в Афинах применялось редко, обычно для государственных должников, не представивших поручительства.

Судебный процесс. В афинском праве отсутствовали четкие различия между гражданским и уголовным процессом. Одни уголовные дела рассматривались в частноправовом порядке, другие –
в государственно-правовом. Так, дела об убийствах относились к частноправовому разбирательству. Они могли возбуждаться только лицами, близкими к жертве. То же самое касалось мелких хищений частного имущества: дело возбуждалось самим потерпевшим. Но дела о нарушении супружеской верности или дела о крупных хищениях частного имущества, в которых афиняне усматривали угрозу общественным интересам, а равно дела о государственных или должностных преступлениях подлежали государственно-правовому разбирательству. В этом случае дело мог возбудить любой гражданин, даже не имевший к нему личного касательства. В связи с таким разграничением выделяли два типа процессов: дúке (δίκη) и графé (γραφή), соответственно частноправовое и государственно-правовое судебное разбирательство. Процесс дике мог быть прекращен его инициатором на любой стадии, процесс графе обязательно должен быть доведен до конца. В процессе дике истец мог рассчитывать на получение какой-либо материальной выгоды, в процессе графе (за редкими исключениями) выгода не предполагалась, истец должен был действовать бескорыстно. Более того, проигрыш такого процесса (при голосовании в пользу истца менее пятой части судей) мог завершиться для истца выплатой штрафа.

В общем виде афинский процесс был обвинительным. Стороны сами заботились о движении дела в суде, обеспечении его необходимыми доказательствами, они сами вели защиту своих интересов. Возбудить дело мог лишь полноправный гражданин. За женщину иск вчинял глава семьи (или ее опекун), за метека – его простат, за раба – его господин. Ответчиками же выступали мужчины и женщины всех званий. Сбор доказательств производился на стадии предварительного следствия.
В качестве доказательств привлекались документы, показания свидетелей, они составлялись заранее и скреплялись клятвами. Все доказательства фиксировались в письменной форме и помещались в медные или глиняные сосуды (ехины), которые затем опечатывались. Во время судебного разбирательства можно было ссылаться только на те доказательства, которые находились в сосуде (даже в случае обнаружения новых доказательств по делу). Из числа свидетелей исключались женщины, несовершеннолетние и близкие родственники сторон. Показания у рабов снимались под пыткой (только «голос тела» заслуживал доверия), но в делах об убийствах рабы могли давать показания наравне со свободными. По закону использовать адвокатов было запрещено, но на практике закон обходили. Стороны должны были выступать на суде с речами самостоятельно, поэтому такие речи сочиняли заранее (с помощью искусных ораторов) и заучивали наизусть.
В частных делах обе стороны могли произнести две речи, в государственных – одну. Время выступления строго фиксировалось. Решение по делу принималось путем голосования судей. После вынесения обвинительного приговора, судьи приступали к обсуждению меры наказания. По обычаю меру наказания мог предложить и сам подсудимый.

С.

Введение

Образование Афинского государства началось с проведением реформ, приписываемых легендарному Тесею (XIII в. До н.э.). При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах.

Афины являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством.

Среди многочисленных полисов Древней Греции наиболее развитую правовую систему имели именно Афины.

Изучение афинского права представляет не только исследовательский интерес, но и имеет практическую значимость, поскольку афинская демократия является первым в истории опытом создания демократического общественного устройства, где законы строго защищались и соблюдались.

В работе рассмотрены вопросы источников афинского права, имущественных отношений и уголовного судопроизводства по афинскому праву.

1. Общая характеристика афинского права. Источники

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.

Право в эпохе античности не сразу достигло зрелости и совершенства. На ранних этапах (сходство с правовыми системами стран Востока) право имело религиозно-мифологическую окраску в форме обычаев. С развитием полисной системы на смену не писаным обычаям приходит закон, имеющий светский характер и выраженный в письменной форме, без религиозной окраски. В архаическую эпоху появляются кодификации правовых обычаев.

В античных полисах следование закону становится для граждан делом чести и юридической обязанностью. Официальная теория связывала строгое соблюдение законов с самой сутью демократического правления. «Если в государстве будут соблюдаться законы, этим самым сохраняется и демократия»1,— писал один из политических деятелей Афин Эсхин. В гражданской присяге, которую принимал всякий молодой афинянин по достижении совершеннолетия, говорилось: «И я буду слушаться властей… и повиноваться установленным законам… И, если кто-нибудь будет, отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми»2.

Существовавшая в родоплеменной организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает «расщепляться». С появлением новых социальных отношений и расширением сферы социального регулирования, необходимости его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов, из элементарной нравственной нормы «взял — отдай» возникает долговая кабала). Поначалу это соответствовало интересам прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем — и большинства свободных, когда с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. Не исключено, что и сам Драконт был мифической личностью. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. Характерно, что такой пережиток родового строя, как кровная месть, был запрещен. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

Законы фиксировались на деревянных досках или на камнях, доступных лицезрению каждого.

Активная законодательная деятельность в Афинах в V—IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законодательного материала, порою противоречивого и в целом неупорядоченного. От законов отличались принятые народным собранием псефизмы — постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родового строя.

К сожалению, ни законы Драконта, ни законы Солона до нас не дошли в подлиннике и целиком. Они известны по тем сообщениям, которые содержатся в произведениях древних авторов.

Оставаясь в течение ряда столетий не кодифицированным, афинское право страдало массой противоречий; формально действующим считались и такие законы, которые фактически давно перестали применяться. И, наоборот, многие новые отношения не были урегулированы правом. В силу этих обстоятельств верховный суд Афин — гелиэя — мог руководствоваться не только законами и обычаями страны, т. е. ее писаным и неписаным правом, но и убеждением, создавая норму права своим решением.

Говоря об обычае, имеются в виду те нормы права, которые, будучи известны с древнейших времен, оказались по ряду причин не записанными.
Многие из них носили сакральный, т. е. священный, характер и относились к делам культа, религиозным преступлениям, семейным отношениям и пр.
Судебный оратор Лисий сообщает, например, что Перикл советовал применять в делах о религиозных преступлениях не только писаные законы, но и неписаные, на основе которых жрецы дают свои разъяснения3.

2. Регулирование имущественных отношений

Афинское право еще не выработало четкой классификации вещей. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Различали также «видимое» и «невидимое» имущество. К первому относили землю, дома, скот, рабов и т.д., ко второму — деньги, драгоценности. По-видимому, это связано со способностью данных вещей ускользать от налогообложения и конфискации.

О прежней эпохе, когда частной собственности еще не существовало, напоминает обычай литургий. Он заключается в обязанности богатого гражданина устраивать на собственный счет празднества, шествия, театральные представления и пр.

В этом обычае нельзя не видеть своеобразного выкупа, который разбогатевший член общества должен был платить за свое право владеть большим достоянием, чем другие, за право неравенства имуществ. Литургии налагались в соответствии с имущественным положением лица, ибо одни из них требовали больших, другие меньших расходов. Обязанное лицо могло переложить литургию на другого, которого оно считало более богатым, а если тот отказывался, — предложить ему обменяться имуществом. Такие сделки действительно происходили4.

В зависимости от имущественного положения определялись и суммы прямого налога, падавшие на граждан. В этом случае каждый гражданин должен был заявить под страхом ответственности за ложное показание о составе своего имущества.

Среди вещных прав выделялись владение и право собственности. Частная собственность еще не достигла высокого уровня развития и считалась производной от государственной, особенно в области недвижимости, земли. В собственности государства находились земли, рудники, рабы. Земельные наделы частных лиц, хотя со времени Солона и рассматривались как их собственность, считались предоставленными государством. Поэтому ежегодно архонты, вступая в должность, объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества.

Суровыми мерами афинское право защищало частную собственность граждан. Достаточно сказать, что воровства наказывалось, как правило, смертной казнью.

Для исков о нарушении права собственности были установлены определенные формы. Строго охранялась не только собственность, но и всякое правомерное владение. Нарушение владения влекло за собой, помимо возмещения убытков потерпевшему, уплату штрафа государству.

Основанием для возникновения обязательств в афинском праве были договоры, или деликты, так называемые обязательства «вольные» и «невольные».

Для заключения договора стороны должны были прийти к соглашению. Особых требований к его форме афинское право не выдвигало. Однако по наиболее важным вопросам договоры заключались в письменной форме. В зависимости от содержания он подписывался двумя сторонами (договор купли-продажи), или одной (договор займа). Афинское право знало различные виды договоров, среди которых особое распространение получили договоры купли-продажи, что обусловлено широким развитием как внутренней, так и международной торговли. Договор займа носил процентный характер (до 20%) и часто сопровождался залогом. В Афинах получила развитие ипотека — залог недвижимости, — которая оставалась во владении и пользовании должника при потери им права распоряжения. Среди других договоров можно выделить договор найма движимого и недвижимого имущества, договор товарищества, поручения, комиссии,

Исполнение договора обеспечивалось задатком, залогом, поручительством третьих лиц, а до реформ Солона и личностью должника.

Обязательства из деликтов возникали при нанесении имущественного вреда. Виновный должен был возместить ущерб, а в случае умышленного причинения вреда — в двойном размере. За действия подвластных лиц (детей, рабов) нес ответственность глава семейства5.

3. Уголовное судопроизводство

Во времена античности суды находились под покровительством Фемиды, древнегреческой богини правосудия. Её статуи до сих пор украшают здания многих европейских «дворцов правосудия». По древней традиции, в руках богини находятся весы, на которых она взвешивает все аргументы истца и ответчика, а глаза Фемиды закрыты повязкой, показывающей, что её ничто не отвлекает в поисках беспристрастного и справедливого решения. В европейской и отечественной классической литературе под именем Фемиды подразумевались правосудие и законы, а юристов называли жрецами или служителями этой богини. 6

Уголовное право Афин по сравнению с гражданским правом было менее развито. Ранее всего это проявляется в пережиточном сохранении институтов и представлений доклассовой эпохи, особенно кровной мести.

Афинский гражданин Эвфилет (IV в. до н. э.) узнал от служанки о неверности своей жены. Застигнутый на месте преступления ее любовник Эратосфен бросился к семейному очагу, чтобы, ухватившись за него, быть (по обычаю) в безопасности, но Эвфилет сбил его с ног. В присутствии свидетелей Эратосфен был связан и сознался в вине. Он просил взять выкуп. Но разгневанный муж, уповая на закон, его оправдывающий, хладнокровно убил Эратосфена.

Речь Эвфилета в суде присяжных, написанная знаменитым оратором Лисием, поражает сознанием правоты поступка и его полной безнаказанности.

Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.

Оскорбление и даже убийство посла считались преступлениями против религии: личность посла находилась под защитой богов.

Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались: государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью.

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.

Источники права.

1. обычаи- религиозные установления, нравственные предписания. Со временем они получают новое истолкование, некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, из элементарной нравственной нормы «взял — отдай» возникает долговая кабала

2. С конца VII в. до н.э. — становится законодательная деятельность верховных органов власти , а именно законы Тесея, Драконта и Солона.

Законы Драконта 621г.д.н.э До нас законы Драконта не дошли. Они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. (напр. За кражу овощей – смертная казнь). Н о кровная месть была запрещена.

Законы Солона 594 г.д.н.э. затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

Право собственности и обязательства. В афинском праве различалось владение — как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность — как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было.

Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов.

Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вред («вольные» и «невольные» обязательства).

Основанием возникновения договоров — соглашение сторон, без особых формальностей. Но наиболее важные договоры — в письменной форме. Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом (до реформ Солона договор займа обеспечивался и самозакладом должника).

Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица.

Залог земли — ипотека. заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, но без права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.

купля-продажа, имущественный наем движимости (в том числе и рабов) и недвижимости, личный найм, и договор товарищества, по которому несколько лиц вносили средства в общее имущество для достижения каких-либо целей (торговые, религиозные и иные товарищества). Доходы и убытки товарищества распределялись между его участниками так, как это было обусловлено договором, или пропорционально сделанному взносу.

Обязательства из причинения вреда. При нанесении ущерба имуществу — возмещение ущерба. Сознательный вред — в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц — детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб.

Брак и семья. Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Заключение — договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось. Женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение ее в семье было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была практически неограниченной (он мог продать сына в рабство). Со временем она ослабла, но оставалась значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению. Наследование:по закону – сыновья в равных долях; по завещанию – (если нет сыновей)

Преступления и наказания.

— против государства (наказание – казнь)

-преступления против личных интересов. (наказание — штрафы и конфискация имущества)

Однако граница между ними условна. Обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.

Наиболее тяжкими — государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов и пр. (смертная казнь)

Серьезные преступления — убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление кража, поджог и пр. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против государственных интересов.

Источники права: обычаи, религиозные нормы, законы. Самыми ранними законами считаются разработанные Драконтом в 7 в. до н.э.Гражданское право.

Право частной собственности было развито в Афинах, но мы не найдем в нем положений об абсолютных правах собственников. Афинское право различало собственность движимую (рабы, утварь, украшения) и недвижимую (земля, строения), видимую и невидимую. К невидимой собственности относились деньги (их можно было спрятать, они могли находиться в торговом или ростовщическом обороте и функционировать в виде долговых расписок — хирогрофов). Договорные отношения достигают высокого уровня развития. Известны договоры купли-продажи, найма, займа, аренды, товарищества, подряда. Условиями действительности договоров являлись следующие:

а) согласие сторон;

б) законность основания;

в) соответствие нормам морали.

Способами обеспечения договоров были: залог, задаток, поручительство третьих лиц. Особым видом залога, возникшим в Афинах, была ипотека (14) – залог недвижимости, при котором заложенная вещь не передавалась кредитору, оставаясь во временном пользовании должника. Афинскому праву были так же известны обязательства из деликта, т.е. из причинения вреда. За вред, причиненный детьми, рабами, животными отвечали соответственно отец семейства, хозяин, собственник животного.

Брак и семья – важнейшие институты гражданского права – регулировались в основном обычаями. Заключение брака считалось обязанность афинянина. Долгое время брак сохранял черты договора купли-продажи. Против такого понимания брака выступил Солон. Афинянки полностью зависели от мужчин, они не допускались к участию в политической жизни и большую часть жизни проводили в стенах дома. Мужчина обладал большой властью над детьми. Он мог отречься от ребенка, изгнать сына из дома, передать его на воспитание властям, выдать дочь замуж, не считаясь с ее мнением. Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения в имущественной сфере, возможность фактически безнаказанно убить жену, которую муж застал с любовником – все это объяснялось тем, что труд женщины имел для экономики Афин небольшое значение. В период развития афинского права было известно два типа наследования – по закону и по завещанию. Наследование по завещанию возникало в тех случаях, когда законных наследников – детей не было. Законные наследники сыновья и дочери были уравнены в правах. Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, поэтому у них не редки были браки между близкими родственникам – теткой и племянником, двоюродными братом и сестрой. Такие браки объяснялись ограниченным кругом полноправных граждан и желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи.

В уголовно-правовой сфере Афин наблюдается определенный гуманизм, который проявлялся в следующем:

1. основными наказаниями были штрафы и конфискация имущества;

2. смертная казнь могла быть назначена за небольшое количество преступных деяний (измена, безбожие, обман народа);

3. приговоренный к смерти не только мог сам избрать способ ухода из жизни, но и самостоятельно привести приговор в исполнение;

4. телесные и членовредительские наказания, публичные казни не практиковались;

5. широко применялась атимия (бесчестье) – лишение политических прав.

Подобный гуманизм был обусловлен следующими причинами:

1. сравнительно невысокий уровень преступности среди граждан;

2. высокий уровень благосостояния позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;

3. граждан было немного, каждый был на счету как воин налогоплательщик и собственник;

4. граждане сами устанавливали для себя законы в том числе и уголовные.

В целом система уголовного права в Древних Афинах представляла собой следующее:

1. преступления против государства (измена, обман народа);

2. преступления против личности (убийство, оскорбление);

3. преступления против собственности (кража, грабеж);

4. преступления против семьи (похищение девушки, измена жены).

В Древних Афинах судейские функции исполняли фесмофеты (23). В Афинах существовало две разновидности судебного процесса: dike и graphe. Первый вид процесса начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Истец был в праве прекратить в любое время процесс. Обвинитель должен был уплатить судебную пошлину. При втором виде процесса, он начинался по заявлению любого гражданина. В случае положительного для себя решения, истец не получал для себя никаких материальных выгод и не платил судебную пошлину. Истец самостоятельно вызывал обидчика в суд. Ответчик мог заявить возражения. Изучив жалобу и возражения, судья рассматривал доказательства. По окончании предварительного расследования судья назначал день судебного разбирательства. Представленные в суд документы, вещественные доказательства, протоколы допроса свидетелей запечатывались в специальные сосуды, с тем, чтобы стороны в дальнейшем не могли ссылаться на новые доказательства. Судебное заседание открывалось оглашением жалобы и возражений, затем начинались прения, после которых судья выносил решение. При равенстве голосов, подсудимый считался оправданным.

Добавить комментарий