Источники права понятие и виды

Понятие источников (форм) права

В самом обобщенном смысле слово источник означает то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь, например, Солнце — источник тепла и света.

С экономической точки зрения, источником права являются определенные экономиче­ские отношения, которые порождают соответствующие им правовые системы.

Нередко понятие «источник права» отождествляют с понятием «источник знаний о пра­ве», иными словами, то, откуда люди получают сведения о нем. К такого рода источникам относятся юридические памятники (Судебник Хаммурапи, «Русская Правда»), произведения юристов и т.д. Все это — источники познания права.

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других — ис­точниками, а в-третьих — их именуют одновременно и формами, и источни­ками права.

Об источниках права говорят, прежде всего, в смысле факто­ров, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствую­щего класса (всего народа) и материальные условия жизни общества.

Об источниках права пишут также в плане познания права и называют соответственно: историчес­кие памятники права, данные археологии, действующие право­вые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др.

Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руковод­ствуется в решении юридических дел. Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран пока­зывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права.

Важными ис­точниками римского права были деловые обыкновения — правила, выраба­тывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источни­ком в течение длительного времени (XIII-XIX вв.) считалась правовая док­трина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран — священная книга ислама, сунна, или традиции, связан­ные с посланием Аллаха, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества», и кияс, или суждение по аналогии. В континентальных госу­дарствах это в основном нормативные акты.Договор как источ­ник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедентконтинентальной правовой системой отвергается.

Представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволю­цию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних выделяются, например,сочинения римских юристов, которые некогда бы­ли практически значимыми, а в настоящее время сохранили лишь свою теоретическую и историческую значимость.

По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-пер­вых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и должна быть обусловлена существующим соци­ально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обес­печить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демокра­тических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и про­хождения нормативных актов в законодательном органе.

В юридической науке источник права — это специальный правовой термин, который обо­значает способ, внешнюю форму воплощения и закрепления юридических норм. Он представляет собой единственное место нахождения юридических норм, некое вместилище, откуда люди черпают (используют, применяют) эти общеобязательные правила поведения.

Чаще всего выделяется два понятия — «форма» и «источник» права. Одни прово­дят аналогию между этими двумя понятиями, другие их различают:

a) формы права — способ выражения вне юридичес­ких правил поведения

b) источник права — материальные условия жизни, определяющие появление и действие права.

В настоящее время форма права чаще всего рассматривается как источник права.

Какой смысл вкладывается в понятие формы (источника) права?

Во-первых, источниками права считают те материальные, социальныеи иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходи­мость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого ро­да источники называют материальными источниками права.

Во-вторых, под источниками права понимают такие фундаментальные правовые акты, исторические памятники, которые оказали значительное влияние на развитие как национального, так и зарубежногоправа. О таких правовых памятниках, как об источниках права, говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris civilis, Русской Правдой, ссылаются на Зако­ны XII таблиц, на кодекс Наполеона, и др.

В-третьих, источники права традиционно рассматриваются в виде «способа выражения государственной воли», способа установления право­вых велений или «способа, которым правилу поведения придается государ­ственной властью общеобязательная сила». Это — юридический смысл формы или источника права. Именно в этом, юридическом смысле, форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубеж­ными государствоведами и правоведами как тождественные понятия.

В отечественных научных и учебных изданиях под формой (источником) права иногда понимают внешнюю форму права. Наряду с ней выделяютвнутреннюю форму, которая рассматривается как система, внутреннее строение права, распределение правовых норм по от­раслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отно­шений и методу правового регулирования.

В юридической литературе выражение «источник пра­ва» используется в двух различных значениях: в значении «материального источника права» (источника права в материальном смысле) и в значении «формальногоисточни­ка права» (источника права в формальном смысле).

«Материальный источник права» — причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу, порождает (формирует)позитивное право, — те или иные матери­альные или духовные факторы, общественные отноше­ния, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и т.д.

«Формальный источник права» — форма внешнего выражения положений дей­ствующего права.

Источником права являются официальные государственные документы (законы, указы), в которых закрепляются правовые нормы. Выраженные в таких ак­тах, юридические нормы приобретают формальную определенность и общеобязательный ха­рактер, обеспечиваются мерами государственного принуждения.

Каждая система права имеет свои конкретно опреде­ленные источники права.

Применительно к разным системам права известны следующие основные виды источников (форм) позитивного права: правовой обычай (обычное право), судебный прецедент, юридическая доктрина (так называ­емое «право юристов»), религиозный памятник («священ­ные книги» различных религий), нормативно-правовой до­говор, нормативно-правовой акт, естественное право.

Источник – это основные начала, исходные положения. Обычно различают источники права в широком и узком смысле слова. В учебной литературе есть и другие классификации источников права: в материальном, в идеологическом и формально-юридическом смысле. В научной литературе дискуссионным остается также вопрос о том, какие, помимо формально юридических источников, есть еще источники права.

Существующие различные расхождения в трактовке понятия «источник права» объясняются различными подходами к правопониманию (социальной природы и сущности права). Если в основе правопонимания лежит нормативистский подход, то обычно под источниками права понимают волю законодателя, то есть правотворческую деятельность государства. При естественно-правовом подходе источниками права считают принципы свободы, равенства и справедливости, которым должно следовать положительное (законодательное) право.

Термин «источник права» может иметь несколько значений. В смысле технического термина под источником права понимаются способы выражения юридических норм, действующих в каждом обществе. Это нормотворческая деятельность государства и уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях – всего народа (референдум), результатом которой является создание правовых норм. В нормативных юридических актах выражается воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят общеобязательный характер. С другой стороны, под источниками права могут быть поняты и средства познания самого права, то есть то, откуда мы черпаем наши знания о праве (например, исторические памятники права, свод обычаев, тексты законов, юридическая практика и т. д.).

Источниками права могут быть и объективные факторы материального характера, определяющие само содержание правовых норм. Это такие материальные условия жизни общества, как система экономических отношений, уровень развития экономики, формы собственности, материальные условия жизни людей. Появление и действие права обусловлено не только материальными, но и духовными условиями общественной жизни. К культурно-историческим факторам, определяющим возникновение и развитие права, можно отнести уровень развития правосознания и правовой культуры общества, уровень цивилизованности общественных и государственных институтов. Существующий уровень правовой культуры общества – это показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. Правовая культура – это не только знание юридических норм, но и уважительное отношение к праву и правосудию. Духовной предпосылкой появления и существования права также является осознание человеком своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности.

Конституция Российской Федерации (гл. 2) содержит целый раздел о правах и свободах человека и гражданина, что говорит об универсальности этих прав. Конституция признает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Это принципиальное положение Основного закона касается происхождения основных прав и свобод. Человек имеет основные права и свободы от рождения, а не от государства, которое, если придерживаться этатистских теорий, может «даровать» права и свободы по своей «милости» или отнимать их по своему произволу. Это примитивный подход, ставящий в центр всей правовой и политической системы не личность человека с его неотчуждаемыми правами и свободами, а государство. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» – таков основной дух новой Конституции РФ, которая провозгласила Россию демократическим и правовым государством.

В отечественной юриспруденции под «источниками права» традиционно понимаются внешние формы выражения (установления) правовых норм. Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Если объединить эти понятия, то получится, что источником права является воля законодателя, хотя на самом деле это не так. Тогда искажается истинная природа права, его социальная сущность. «Форма права» показывает, как содержание права выражено вовне, то есть внешнее выражение правовых норм, а «источник права» – истоки формирования права, система факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Если мы отождествляем понятия «источник права» и «форма права», то получается, что смешиваем понятие позитивного права как «совокупности формально определенных и общеобязательных правил поведения» с понятием о том, откуда мы берем наши знания о праве и чем определяется само содержание юридических норм. Конечно, в положительном праве закрепляется признак общеобязательности правовых норм. Однако это не означает, что содержанием права является воля законодателя (государственной власти). Усмотреть источник права в государстве, его власти – это значит считать право силой в руках государственной власти. Тогда государство может подчинить себе все слои общества и его институты. Государство не создает право, а придает ему определенную форму. Роль государства в правовом развитии общества заключается в том, чтобы создавать условия для нормального функционирования и развития правовых институтов. А. Шопенгауэр писал: «Те, которые вместе со Спинозой отрицают, что вне государства может существовать какое бы то ни было право, смешивают средства к осуществлению права с самим правом. Охрана права, разумеется, обозначена только в государстве, но самое право существует независимо от последнего, ибо насилие может только подавить его, но не уничтожить. Вот почему государство – это не что иное, как охранительное учреждение, ставшее необходимым вследствие тех бесчисленных посягательств, которым подвергается человек и которые он в состоянии отражать не в одиночку, а в союзе с другими людьми».

Под источниками права в формально юридическом значении понимаются внешние формы выражения правовых норм. Форма права – это способ выражения правовой нормы вовне, официального бытия правовой нормы, способ официальной фиксации. В системе норм права следует различать внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма системы права – это, во-первых, формальная определенность самой правовой нормы, в которой закрепляется мера свободы, масштаб поведения субъекта права и, во-вторых, структура (строение) системы права, то есть внутренняя организация правовых норм по отраслям и институтам права в соответствии с характером регулируемых ими общественных отношений и методом правового регулирования. Система норм права – это его внутренняя согласованность и единство в функциональной деятельности.

Под внешней формой права понимаются способы выражения правовых норм, устанавливаемые государством или санкционируемые им. Только под внешней формой правовые нормы получают юридическую силу и имеют общеобязательный характер. Таким образом, под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.

В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются:

1. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом).

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Юридический прецедент (судебный и административный).

4. Религиозные источники (священные писания, книги, трактаты).

5. Правовой обычай.

6. Нормативный правовой договор.

7. Доктрина, или юридическая наука.

1. Чаще всего правовые нормы содержатся в государственных правовых актах. Нормативный правовой акт является наиболее распространенным и основным источником права, в котором содержатся нормы права, установленные или признанные государством. Как основной источник права нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе. Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением (референдумом), в котором содержатся нормы права.

Нормативно-правовой акт характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, он имеет государственно-властный характер, так как исходит от государства. Нормативно-правовой акт создается в результате нормотворческой деятельности органов государства. Государство в лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Государство также осуществляет принудительное воздействие на субъектов правоотношений, нарушающих установленные правовые предписания. Нормативно-правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов.

Во-вторых, нормативно-правовой акт принимается с соблюдением определенной процедуры. Так, например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации устанавливает порядок внесения законопроектов и их рассмотрение в Государственной Думе. Статья 116 этого Регламента закрепляет положение, что «рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях». Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.

В-третьих, нормативно-правовой акт имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии системы законодательства. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Высшей юридической силой обладают законы государства по отношению к подзаконным нормативным правовым актам. В законах содержатся основополагающие принципы, базовые положения по основным вопросам регулирования государственно-правовой жизни. А подзаконный нормативно-правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему.

В-четвертых, нормативно-правовой акт имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Он вступает в силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в самом нормативном акте, а утрачивает юридическую силу с момента отмены данного акта и принятия нового. Пространственное действие нормативно-правового акта связывается с его распространением на территории государства. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства. Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означает распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.

В-пятых, в нормативно-правовых актах содержатся правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права. Индивидуальные юридические акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, предписывающие определенные юридические последствия для конкретных субъектов правоотношений (постановление о наложении штрафа, договор купли-продажи, акт о регистрации брака и т. д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют и так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой решения по конкретному юридическому делу и адресуются конкретным физическим или юридическим лицам (приговор или решение суда, указ или приказ о назначении на должность и т. д.). Эти акты относятся к конкретным жизненным ситуациям, имеют однократное применение и обязательны для исполнения только для тех, кому они адресованы. Индивидуальные юридические акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Их осуществление обеспечивается компетентными органами государства.

Классификацию нормативно-правовых актов можно произвести по различным основаниям: по юридической силе; по объему и характеру действия; по содержанию; по субъектам, их издающим. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Юридическая сила нормативно-правового акта определяет его место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: на акты общего действия, которые распространяются на всю территорию государства; на акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного действия, которые реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, военных действий, стихийных бедствий). По субъектам нормотворческой деятельности нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы), акты исполнительной власти (подзаконные акты), акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет перед законами или иными источниками внутригосударственного права. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Данное положение Конституции РФ предусматривает прямое действие норм международного права в случае их противоречия нормам национального права. Так, статья 69 Основного закона закрепляет, что «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

Правовыми последствиями провозглашения приоритета международного права перед национальным законодательством является, во-первых, то, что правоприменительные органы, в том числе Конституционный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции, в пределах их компетенции вправе и обязаны применять нормы международного права при рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. С другой стороны, физические и юридические лица на основе данного конституционного положения имеют право обратиться к нормам международного права в целях защиты своих прав.

Конституционный Суд РФ, рассматривая конкретные дела, весьма часто обосновывает свои решения ссылками на общепризнанные принципы и нормы международного права, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина.

3. Юридический прецедент создается в тех случаях, когда в силу неопределенности или противоречивости нормативных предписаний суд создает новые нормы права вследствие обнаруженных пробелов в праве при отсутствии соответствующего нормативно-правового акта. Различают судебный и административный прецеденты. В настоящее время правовой прецедент является одним из основных источников права там, где действует англосаксонская правовая система (в Англии и США, Канаде, Австралии, Индии), и имеет место в тех случаях, когда общеобязательная сила придается решениям суда по конкретному делу и такое решение становится общеобязательным для других аналогичных дел. В основе создания судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона. Суд обязан вынести решение по такому делу, и оно впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.

Если существует прецедент, то судебная практика может выработать нормы права. Принцип прецедента означает, что суд руководствуется накопленной практикой. Акты судебной практики обобщаются высшими судебными органами. И они же дают разъяснения по ним.

Высшие органы судебной власти создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел или же при противоречии нормативных актов конституции государства, общепризнанным принципам и нормам международного права. Нормотворческая деятельность судебной власти основана на конституционных принципах и ее полномочиях, закрепленных в законодательстве.

Прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям. Следовательно, эти нормы могут полнее отражать регулируемые ими общественные отношения, чем абстрактные нормы закона.

4. Священные религиозные книги (Талмуд, Библия, Коран) являются одним из древних источников права, сохраняющих свое значение в традиционалистских правовых системах. В них содержатся религиозные нормы, которые признаются государством в качестве общеобязательных. В настоящее время религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права, что является отличительной особенностью данной правовой системы. Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране – собрании изречений пророка Мухаммеда, ниспосланных ему Аллахом. Юридические положения Корана мы находим в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»). Это строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25). Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна – сборник преданий о пророке Мухаммеде, его действиях и высказываниях. Третьим источником мусульманского права считается иджма (или единое соглашение мусульманского общества), которая используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Четвертый источник – кияс, или суждение по аналогии. Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне.

5. Правовой (юридический) обычай – один из наиболее древних источников позитивного права. Он был распространен в эпоху Древнего мира и Средневековья (законы Хаммурапи, законы XII таблиц, законы Ману, Салическая Правда и т. д.). Юридический обычай – это исторически сложившееся, укоренившееся в результате постоянного и единообразного применения правило поведения и благодаря этому ставшее устойчивой нормой поведения, санкционированное затем государством. Правовой обычай – это такое правило поведения, в котором содержится отсылка к законодательству. Однако в современных условиях роль правового обычая как источника права невелика, и он сохраняет свою значимость лишь в тех случаях, когда закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу правового регулирования.

Не каждый обычай выступает в качестве источника права. Источником права является только правовой обычай. В чем же заключается различие правового обычая от простого обычая, не имеющего юридического значения? Правовым обычай становится тогда, когда в законодательстве государства содержится ссылка на него и государство придает ему обязательную юридическую силу. Поэтому отличительная особенность правового обычая заключается в том, что он санкционирован государством и ему присущи те же признаки, что и правовой норме. То есть правило поведения, заключенное в юридическом обычае, предоставляя известную сферу внешней свободы одним лицам, соответственным образом ограничивает внешнюю свободу других лиц.

Если правило поведения, содержащееся в обычае, включено в законодательный акт, то в данном случае это будет уже не правовой обычай, а правовая норма нормативно-правового акта.

Англия – страна, где обычаям (custom) придается самое большое значение. Здесь писаное законодательство строится на обычаях, и они могут быть даже источником конституционного права. Английские обычаи спасают Англию от английских правовых законов. При этом законодатель должен хорошо знать обычаи страны.

6. Договоры нормативно-правового содержания. Нормативный правовой договор как источник права признается во всех правовых системах. В развитом гражданском обществе он становится едва ли не главной юридической формой, определяющей права и обязанности его субъектов. Нормативные договоры не только устанавливают права и обязанности участников правоотношений, но и могут быть направлены на установление общеобязательных правил поведения, адресованных субъектам права на неопределенное время. Нормативный договор очень развит в области международных отношений. Международный договор – это соглашение между государствами, устанавливающее общее правило поведения в виде взаимных прав и обязанностей. Во внутригосударственном праве нормативные договоры как источник права имеют место в конституционном, гражданском, трудовом праве. В конституционном праве – договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов в составе Российской Федерации. В трудовом праве значительную роль в качестве источника права играют коллективные договоры между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Коллективный договор – это правовой акт, нормативно регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками предприятия, учреждения, организации. В гражданском праве – это договоры купли-продажи, аренды, найма жилого помещения, подряда, перевозки и т. д., которые устанавливают взаимные юридические права и обязанности между субъектами гражданских правоотношений.

Нормативно-правовой договор характеризуется следующими основными признаками:

• содержит нормы общего характера;

• добровольность заключения, то есть свободное волеизъявление сторон;

• равенство сторон как партнеров;

• согласие сторон по всем существенным аспектам договора;

• эквивалентный, чаще всего возмездный характер;

• взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

• законодательное обеспечение договоров, придающее им юридическую силу.

Таким образом, нормативный правовой договор можно определить как соглашение между сторонами об установлении, изменении или прекращении взаимных юридических прав и обязанностей.

7. Доктрина, или юридическая наука – это изложение правовых принципов, правил поведения в трактатах, трудах авторитетных представителей юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение. Доктрина как источник права признавалась в Древнем Риме. Римские юристы, авторитет которых был чрезвычайно высок, имели право давать разъяснения, которые были обязательны для судов. В период Средневековья такую же роль играли работы глоссаторов. А в XIX веке Российский Правительствующий Сенат цитировал в своих актах труды отечественных цивилистов. В настоящее время доктрина признается как источник права в Англии. Суды при рассмотрении дел ссылаются на трактаты юристов. А в мусульманском праве доктрина признается как важнейший источник права. Например, в законодательстве некоторых стран (Египет, Ливан, Сирия, Судан) судьи при рассмотрении семейных дел применяют «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы».

В современном российском законодательстве и в теории права в формальном юридическом смысле доктрина не признается источником права, а в широком смысле – признается. Комментарии к законодательству ведущих ученых-юристов и практиков, хотя и не являются официальным источником права, но применяются юристами в правоприменительной практике для разъяснения положений нормативно-правовых актов. Правовая наука имеет большое значение для развития юридической практики, правильного толкования закона, совершенствования законодательства. Опыт мировой правоприменительной практики свидетельствует, что значение и роль правовой науки растет. Многие ее разработки активно внедряются в реализацию права.

Все предметы → Теория государства и права

Это понятие достаточно многогранно. Впервые этот термин был упомянут в Римском праве, если не еще раньше, и означал все отношения между людьми по тому или другому поводу, памятники, обычаи и т.д.

В юридическом смысле под источниками права понимают способ внешнего выражения, закрепления и придания общеобязательной силы правовым норма. В настоящее время термины «источник права» и «форма права» используются в юридической науке как тождественные. При этом чаще всего рассматриваются источники в юридическом смысле.

Все источники можно объединить в две группы: типичные (традиционные) и нетипичные (нетрадиционные).

Типичные (традиционные) источники права

1. Правовой обычай – это правило, которое сформулировано обществом в течение длительного времени в результате многократного повторения в процессе жизнедеятельности, но признанное государством в качестве общеобязательного и подкрепленное мерами государственного принуждения. В РФ используется преимущественно в сфере частного права (обычай торгового оборота), но, например, в Конституции РФ есть норма, согласно которой первое заседание Госдумы открывает старейший депутат.

2. НПА (в мировой практике является наиболее распространенным) – документ, принимаемый компетентным правотворческим органом в порядке определенной правотворческой процедуры, закрепляющий правила поведения общего характера и обязательный для выполнения всеми в силу подкрепленности мерами государственного принуждения. Признаки: одностороннее волеизъявления, общий и общеобязательный характер, определенная форма. В РФ является основным, в виде законов, подзаконных актов.

3. Нормативный договор – добровольное соглашение двух или более компетентных публичных субъектов, в котором формулируется новая норма права, которая распространяется только на этих субъектов. Признаки: публичный субъект, т.е. на неопределенный круг лиц направлен, например, все граждане РФ, трудовой коллектив, какой либо организации; создается в процессе согласования. А индивидуальный договор на конкретных лиц направлен, не нормативен.

4. Судебный прецедент – решение вышестоящей судебной инстанции по делу, изначально предназначен для конкретного лица, но впоследствии используется в качестве образца для разрешения аналогичных дел. В РФ не признан, в Великобритании является основным (Окончательное одобрение дает ВС Великобритинии). Юридический прецедент по смыслу шире, чем судебный прецедент, т.к. первый охватывает весь круг правоприменения. В РФ есть принцип разделения властей, судебная власть не является органом, который создает право. ВС РФ имеет право толковать (разъяснять) нормы права, например, постановление пленума ВС РФ, но это не судебный прецедент. Сложнее состоит вопрос с КС РФ, т.к. К РФ наделила этот орган создавать нормы права (ФКЗ).

Нетипичные (нетрадиционные) источники права

1. Общие принципы права – нормы права, которые выступают источниками права практически во всех правовых системах, используются при пробелах в законодательстве; если невозможно найти похожую норму; если аналогия права запрещена, как, например, в УП. В РФ применяется.

2. Юридическая доктрина – это авторитетное мнение выдающегося юриста, которому придается общеобязательное значение. В Древнем Риме суды обязательно ссылались при вынесении решений на работы наиболее известных римских юристов — Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана (II-III вв.) и др. В английских судах также при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных юристов. В мусульманских странах труды известных ученых-юристов считаются единственным источником права. В РФ не признается, служит лишь справочным материалом.

3. Религиозные тексты – это священная книга, какой-то концессии, которая содержит правила поведения. Коран — священная книга всех мусульман; Сунна — жизнеописание пророка Мухаммеда; Иджма — согласие мусульманского общества относительно обязанностей мусульманина; Кияс — суждение по аналогии. Каноническое право играет важную роль в Германии. Израиль (Талмуд).

Понятие источников права

Определение 1

Источники права — это внешние формы проявления различных правовых норм, которые официально подтверждены и носят в целом обязательный характер.

В истории эволюции права сложилось несколько типов источников права. К тому же, значение источников права в каждом отдельном типе права различается. К числу основных источников относятся:

  • Обычай — это такое правило, норма поведения, которые исторически сложились из-за повторяемости обычая в течение длительного периода времени.

  • Судебный прецедент — это какое-то конкретное решение суда (чаще Высшего суда страны) по какому-то определенному делу, которое потом становится образцовой и обязательной нормой для подобных дел, которые будут разбираться в суде в будущем. Данный источник права на современном применяется в англосаксонских странах. Судебная практика является чрезвычайно громоздкой, запутанной и противоречивой; она позволяет суду выполнять законодательные функции как при отсутствии соответствующего закона, так и при его наличии.

  • Нормативное соглашение — это соглашение между различными юридическими лицами, содержащее верховенство права. Это главный источник международного права. Стоит отметить, что в некоторых случаях в национальном законодательстве используется нормативное соглашение (Федеральное соглашение о создании Российской Федерации, Соглашение о разграничении субъектов полномочий и полномочий между государственными органами Российской Федерации и государственными органами ее отдельных субъектов, коллективные соглашения между администрацией того или иного предприятия и его сформированным трудовым коллективом и др.).

  • Религиозные тексты– представляют собой различные священные книги, применяемые в судебной и юридической практике.

  • Нормативный правовой акт — это официальный акт, который представляется в письменном виде, сформированный тем или иным уполномоченным органом или сформированный, закрепленный абсолютно всеми жителями государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет или отменяет верховенство права. Нормативный правовой акт считается наиболее совершенным источником права, потому что он формирует основу права, создает ощущение ясности, точности и уравновешенности государственного регулирования, укрепляет верховенство права, доступность и видимость правовых требований. Нормативный правовой акт всегда облегчает контроль за выполнением законодательных требований, их интерпретацию, систематизацию, учет. Он характеризуется письменной и строго документированной формой и специальной, четко регламентированной процедурой принятия и публикации.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Понятие и виды рекомендательных источников права в российской системе права 410 руб.
  • Реферат Понятие и виды рекомендательных источников права в российской системе права 220 руб.
  • Контрольная работа Понятие и виды рекомендательных источников права в российской системе права 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Возможность и право формировать и закреплять различные нормативные акты установлено законом для строго определенных органов. Такие акты, регулирующие определенный вид, категорию общественных отношений, распространяют свое действие на определенный круг людей и органов, применяются многократно и действуют постоянно, независимо от их исполнения, чем и отличаются от правовых актов индивидуального значения (вердикт суда, выдача ордера на квартиру, договор аренды и т.д.

Абсолютно все правовые акты находятся в строгом иерархическом подчинении между собой, от которого зависит юридическая сила того или иного акта. Акты нижестоящих законодательных органов никогда не должны противоречить действиям вышестоящих органов.

Итак, правовые акты можно классифицировать по их юридической силе, которая определяется различными полномочиями и положением органа, издавшего их в государственном механизме, а также характером самих актов. Конституция и другие законы (конституционные и обычные), а также подзаконные акты (декреты, указы, инструкции, указы, постановления и др.) различаются между собой.

Понятие и виды рекомендательных источников права в российской системе права

Замечание 1

Рекомендательные источники права обычно формируются международными организациями для того, чтобы пользователь получил те или иные инструкции по регулированию своих действий, которые должны быть предприняты для достижения конкретных результатов.

Все действия, описанные в таких источниках права считаются желательными, но не носят обязательный характер. При этом за невыполнение этих рекомендаций никаких санкций не последует. Примером рекомендательного источника права могут служить рекомендации Европейского Союза.

Соглашения такого рода не образуют каких-то определенных юридических обязательств для тех сторон, которые договариваются между собой. Конечно, соглашения сторон должны соблюдаться, но политические обязательства являются лишь зафиксированными на бумаге, соблюдение которых оставлено на усмотрение сторон.

Применение этих норм может возникнуть в связи с необходимостью или желанием сформировать гибкую правовую базу, способную адаптироваться к быстрому развитию в конкретных сферах социальной или экономической жизни.

Рекомендательные источники права включают в себя:

  • типовые законы;
  • типовые кодексы;
  • рекомендательные резолюции;
  • рекомендательные решения и т.д.

Виды и названия закрепленных рекомендательных актов формируются согласно учредительному договору той или иной международной организации. Ведь именно этот договор формирует и закрепляет какой-то конкретный правовой статус и полномочия определенной международной организации.

Замечание 2

Все имеющиеся международные рекомендательные акты не налагают на Российскую Федерацию международных обязательств, а их применение не требует обязательного принятия (опубликования) законов и различных правовых актов.

Итак, можно сделать вывод, что с учетом анализа применения различных рекомендательных актов становится вполне возможным выделить такие виды рекомендательных источников:

  • международные справочные источники, реализация которых будет помогать успешному развитию российского законодательства и правоприменительной практики;
  • различные международные рекомендательные источники, положения которых при соответствующей адаптации и толковании могут способствовать развитию российского законодательства и правоприменительной практики;
  • международные рекомендательные источники, реализация которых может негативно сказаться на российском законодательстве и правоприменительной практике, поскольку положения таких рекомендательных актов не соответствуют основополагающим принципам национальной правовой системы.

Добавить комментарий