Источники права средневековой Франции

Правовые уклады и источники права. Основная тенденция развития феодального права Франции выражалась в постепенной унификации права на провинциальном и общегосударственном уровне и формировании общенациональной правовой системы. В средневековой Франции в течение ряда столетий не существовало одной системы нрава, каждая область имела свой особый правовой комплекс, включавший подчас разнородные правовые уклады, особенно это было наглядно на севере и юге.

Север Франции носил название «страна неписаного права». К северу от Луары преобладало обычное право, пришедшее на смену Салической правде и варварским обычаям, переставшим действовать к X в. На смену им пришли кутюмы – территориальные правовые обычаи отдельных регионов, сеньорий, общин, имевшие силу закона. Они отражали интересы феодалов данной местности, складывались в устной форме на основе обыкновений, известных с «незапамятных времен», т.е. по крайней мере 40 лет. Соблюдение обычаев было добровольным, а обязательную силу им придавали суды. Попытки знаменитых легистов кодифицировать кутюмы встречали решительное сопротивление феодальной знати.

Одну из первых и наиболее известных кодификаций обычаев в одном из судебных округов в графстве Клермонт – области Бовези – осуществил в 1283 г. выдающийся юрист, королевский бальи Филипп де Реми, сир де Бомануар (1256– 1296). Он составил сборник обычаев – «Кутюмы Бовези». Сборник состоял из пролога и 70 глав, включавших кутюмы и других судебных округов по вопросам организации суда и судопроизводства, правового статуса различных категорий лиц, имущественных правоотношений и т.д. Однако частные кодификации кутюмов вызывали много споров в суде при ссылке на их содержание. Поэтому в середине XV в. была предпринята официальная кодификация кутюмов. В 1454 г. Карл VII специальным ордонансом предписал всем бальи свести в единые сборники кутюмы их бальяжей и направить для обобщения в Парижский парламент. В соответствии с этим предписанием были составлены, а в XVI в. отредактированы 60 сборников «больших» кутюмов и около 200 сборников «малых» кутюмов.

Юг Франции называли «страна писаного права». Важнейшим источником права здесь стало римское право, на основе которого разрешали имущественные споры. Более развитые в экономическом отношении южные провинции входили прежде в состав Римской империи, что и обусловило придание римскому праву значения общего обычая. Оно стало фактором, объединившим различные правовые уклады и позволившим преодолеть «расщепленный» характер феодального права Франции. Возрождению римского права в решающей мере способствовали два обстоятельства: во-первых, потребность в правовой регламентации законных интересов и прав собственников: римское право содержало готовые юридические формулы регулирования имущественных, договорных отношений в условиях товарного хозяйства; во-вторых, интерес к гуманитарному наследию античного мира, подогреваемый деятельностью французских юристов-глоссаторов, широкое изучение римского права в университетах Франции, особенно в эпоху Возрождения (XIV в.), когда происходила переоценка ценностей европейского Средневековья. Деятельность французской школы глоссаторов в значительной мере способствовала повышению интереса к римскому праву, пониманию его роли и значения в качестве универсального правового регулятора. Французские юристы комментировали памятники римского права и тем самым приспосабливали их правовые предписания к новым условиям.

В XIII в. один из видных юристов-глоссаторов Плацетин организовал преподавание римского права в университете Монпелье. Позже юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции. Метод французской школы глоссаторов был достаточно прост: юристы комментировали «Дигесты» Юстиниана, вписывая в их текст пояснения и комментарии. При всем том на глоссы и комментарии юристов нельзя было ссылаться в судах. В значительно большей мере в принятии (рецепции) римского права были заинтересованы французские монархи, находившие в нем публично-правовое обоснование своих притязаний на абсолютную и неограниченную власть. Признав доктринальное значение римского права в качестве основания к установлению общности права, короли избирательно использовали его в правоприменительной деятельности в соответствии с принципом политической целесообразности. С усилением власти королей римское право получило широкое признание, происходила его рецепция. Тем не менее следует признать, что унификации французского права на основе рецепции римского права не произошло. Различия между двумя территориальными правовыми системами во Франции – писаным правом (на юге) и обычным правом (на севере) сохранились. Рецепция не была полной, она не означала полного восстановления римского права: если на юге оно доминировало, то на севере оно восполняло пробелы обычного права.

Одновременно возрастало значение королевских актов: эдиктов, деклараций, ордонансов. Эдикт – указ короля, приобретающий силу закона после ратификации представительным органом. Декларация чаще всего являлась формой толкования действующих законов. В период абсолютизма наибольшую силу имели королевские ордонансы – вид королевского указа, имеющий силу закона без утверждения сословно-представительным органом. Королевское законодательство не отличалось системностью, страдало декларативностью, что затрудняло его применение при разрешении конкретных споров. При Людовике XIV предпринимаются попытки официальной кодификации королевских ордонансов, создается специальный Совет по реформе законодательства под руководством Кольбера.

Рецепции римского права активно противостояла католическая церковь, стремящаяся оттеснить его на второй план и расширить сферу действия канонического права. Каноническое, церковное, право относилось к числу важнейших источников права, которое действовало как на севере, так и на юге Франции. Борьба с королевской властью в XII–XIII вв. существенно расширила судебную юрисдикцию церкви (церковных трибунатов), распространив ее и на светское население. Однако укрепление королевской власти в XIV в. привело к сужению сферы действия канонического нрава, которое рассматривало только дела клириков (священнослужителей). В период абсолютизма во Франции действовал принцип молчаливого признания королевской властью «Свода канонического права» 1582 г. Приобретали обязательную силу только те папские буллы, которые были промульгированы (одобрены) королем и сопровождались его специальными грамотами.

Расцвет ремесел и торговли в XI в. повысил политическую роль городов, боровшихся против сеньориального произвола за свободу и самоуправление. В городах складывалось городское право как самостоятельный источник права. Оно содержалось в городских хартиях, которые имели императивный характер и были формой компромисса горожан с королем или с отдельными сеньорами. В них закреплялись права и свободы граждан, не защищенные обычным правом (право на жизнь, имущество, неприкосновенность имущества), нормы, обеспечивающие правопорядок, поддержание мира, регламентирующие торгово-ремесленную деятельность.

Источники права. Важнейшим источником права средневековой Франции являлись кутюмы — территориальные правовые обычаи, пришедшие на смену родовым. На севере Франции кутюмы существовали в устной форме, на юге в качестве общего обычая действовало упрощенное римское право, которое дополнялось местными кутю- мами, получившими письменное оформление. К XIII веку возникает необходимость фиксировать обычаи, вследствие чего появляются первые писаные частные сборники кутюмов — Великие Кутюмы Нормандии (ок. 1255), Кутюмы Орлеана, Оверни и Анжу под названием «Учреждения св. Людовика» (1273), Кутюмы Бовези (1282), Кутюмы Тулузы (1296), Древний кутюм Бретани (1330). Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции, составленный в 1389 г. В XVI веке по приказу короля были собраны и отредактированы кутюмы всего государства, однако, несмотря на появившиеся новые качества, статуса законов кутюмы не приобрели.

В XII—XIII веках большое распространение получило каноническое право, однако с 1539 г. королевский ордонанс ограничил влияние норм церковного права на жизнь граждан; новые канонические акты издавались лишь с одобрения монарха. Среди источников городского права выделяют ряд городских хартий, регламентирующих основные нормы поведения горожан, правила поддержания правопорядка, ведения торговли и ремесла. Торговые правоотношения регулировались Реестром торговых и морских обыкновений, созданным в XIII в. и применявшимся во Франции и Англии.

Вещное право. Частная собственность на землю (аллод) прежде всего утвердилась в среде феодальной знати, но центральным и самым распространенным земельным правом были «держания» — феодальные зависимые права, приобретавшиеся от вышестоящего сеньора. Основными видами земельных держаний были феод и цензива.

Феод — благородное (дворянское) держание земли на основе вассальных (ленных) отношений. В отличие от бенефиция, которым наделялся вассал на условиях военной службы, он являлся наследственным владением феодала независимо от службы. Вассалы имели в отношении феодов права владения, пользования и передачи по наследству. Если вассал умирал, не имея наследников, то феод возвращался сеньору. Вассалу принадлежали все доходы феода. Только при переходе феода наследнику последний должен был платить рельеф (пошлину, равную годичному доходу феода по данным кутюмов XIII в.).

Право феодальной собственности на землю сочеталось с элементами общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла. Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян — для феодала земля представляла ценность не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделывающим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. С XIII века форма крестьянского землепользования меняется: серваж вытесняется цензивой — таким порядком держания земли лично свободными крестьянами, при котором уступка участка земли собственником аллода или владельцем феода делали крестьянина наследственным пользователем земли с возложением на него разнообразных платежей в пользу сеньора.

Обязательственное право. В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли. В X—XI веках, когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения, которым часто маскировали сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества — одаряемый — принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания.

В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и соответственно мог со временем повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сданная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряжение сеньора.

Брачно-семейное и наследственное право. Брак и семья во Франции до XVI в. регулировались исключительно церковными правилами. Брачный возраст устанавливался в 14 лет для жениха, и в 12 — для невесты. Недействительными считались браки духовенства и монашествующих, заключенные с некрещеными, между родственниками, под влиянием насилия или ошибки, без согласия брачующихся и родителей. Незаконным считался брак, заключенный после помолвки с другим лицом, в постный день, без предварительного публичного согласия, без совершения церковного обряда венчания.

Церковный брак являлся единственной формой брака. Главный принцип брачно-семейных отношений — власть мужа и отца: муж являлся главой семьи, имел право воспитывать жену и детей при помощи телесных наказаний. С XIV века жена не имеет дееспособности. Супружеская измена являлась правонарушением. На севере Франции брачно-семейные отношения более свободные; наблюдается общность семейного имущества, которым распоряжается муж. На юге Франции сохраняется римская власть домовладыки, общности имущества не существовало. Муж получал приданое, которым он и управлял.

В XVI—XVII веках брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII веке родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия. Вместе с тем личные отношения супругов по-прежнему определялись каноническим правом — главенство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т.п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей; отец пользовался правом просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

При наследовании по закону наиболее характерным институтом во Франции был майорат, т.е. передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. Наследование по завещанию получило распространение сначала на юге Франции; позже под воздействием церкви завещание стало проникать и в обычное право.

Преступление и наказание. В IX—XI веках преступление во Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц. Наказания сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. В XI—XII веках преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. В уголовном праве получают развитие такие подходы и принципы, как уголовная ответственность без вины (объективное вменение), жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений и назначаемых за них наказаний и т.п.

В XIII—XV веках с централизацией государства и усилением королевской власти в период сословно-представительной монархии сеньориальная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права. Здесь наказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказания стали возмездие и устрашение.

Судебный процесс до конца XII в. носил обвинительный характер. Большое распространение имели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из сторон обвиняла другую во лжи. С XIII века утверждается розыскная, инквизиционная форма процесса. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного процесса было дознание, предполагавшее сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки.

При розыскном процессе виновность обвиняемого презюмировалась, поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки, цель которой состояла в том, чтобы получить признание обвиняемого.

  • Кутюмы (от фр. coutume — обычай) — в феодальной Франции правовые обычаиотдельных провинций, округов, городов и т.д.

Источники права во Франции имеют иерархическую систему. Венчает её Конституция, ниже международные договоры и соглашения, еще ниже органические законы — новая категория, впервые введенная в оборот. Далее идут простые законы, ниже которых находятся регламенты и декреты.

Среди законодательных актов, издаваемых французским парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы — акты парламента — регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных относятся и кодексы, соответствующие традиционному законодательству.

В ст. 34 Конституции 1958 г. определен перечень областей правового регулирования, находящиеся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения.

Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, регулируются регламентарными актами различного уровня, издаваемыми, согласно ст. 37 Конституции Франции, исполнительно-распорядительными органами в лице правительства, министров, а так же уполномоченных на то органов администрации разных уровней.

Среди них наиболее значимыми являются ордонансы — акты, издаваемые Правительством по заключению Государственного совета. Ордонансы подлежат утверждению Парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона.

Важное место занимают подписываемые президентом правительственные декреты, некоторые из которых могут быть приняты только после заключения Конституционного совета, либо декреты, издаваемые Президентом без предварительного обсуждения их в Совете Министров.

Наряду с классическими кодексами, в XX в. распространение получила практика издания консолидированных законодательных актов. Они также именуются кодексами, но в отличие от «классических» могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. (Это кодексы — о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс о здравоохранения и др.).

Известную роль в качестве источников права играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда и Государственного совета.

О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.4.2. Особенности права Франции в Средние века

Для французского права в целом характерны типичные черты средневекового права Западной Европы. Когда к X в. во Франции перестала действовать Салическая правда, то локальное обычное право, называемое кутюмным, приобрело решающую роль. Особенно были распространены кутюмы (сборники правовых обычаев) в Северной Франции. Обычные права отличались необычайной пестротой и первоначально существовали в устной форме, но начиная с ХIII в. их стали записывать. Так, в XIII в. в Нормандии был составлен крупный сборник обычного права – Большой кутюм Нормандии. Предположительно в 1283г. по инициативе талантливого бальи Ф. де Бомануара был составлен один из самых известных частноправовых сборников обычного права – Кутюмы Бовези. Всего подобных «малых» кутюмов в Средние века во Франции было составлено более 200. Что касается официальных так называемых «больших» кутюмов, то и их число превышало 50. Это свидетельствует о партикуляризме права во Франции, который преодолевался крайне медленно.

На Юге Франции также действовали кутюмы, но с XIII в. там начинается подлинный «ренессанс римского права», который связан с деятельностью школы глоссаторов. Отношение французских королей к возрождению римского права было двойственным. С одной стороны, монархи признавали его доктринальное значение, поскольку ссылались на нормы этого права, но, с другой − ограничили его практическое применение.

К источникам права Франции следует также отнести нормы канонического права, городское право, законодательные акты короля (ордонансы, эдикты, приказы, декларации) и судебную практику парламентов, особенно Парижского парламента – высшей судебной инстанции страны.

К X в. характерной формой земельной собственности во Франции становится феод. Право феодальной собственности на землю сочеталось с остатками общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.

В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли. В X−XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания.

Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а впоследствии утверждаться нотариусами. С XIII в. в связи с развитием торгового оборота договор купли-продажи вступал в силу с момента его заключения сторонами. Его объектом могли выступать даже вещи, которые еще не были изготовлены.

В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог произвольно завышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сданная в аренду, по окончании срока договора возвращалась сеньору.

Сфера брака и семьи во Франции до XVI в. регулировалась исключительно церковными установлениями. Лишь в ХVI−ХVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм заключения брака, который стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия.

Личные отношения супругов в основном определялись каноническим правом: главенство в семье мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т.п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации разрешение на заключение в тюрьму непокорных детей.

При наследовании по закону наиболее характерным французским институтом был майорат, т.е. передача по наследству цельного земельного надела умершего старшему сыну, позволявший избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. Наследование по завещанию получило распространение сначала на Юге Франции, а затем под воздействием церкви форма завещания стала проникать и в обычное право на Севере страны.

В начале периода феодальной раздробленности страны (в IX- XI вв.) преступление рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц. Наказания же сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу этого периода, когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. В это время получают развитие такие негативные явления средневекового уголовного права, как ответственность без вины, чрезмерная жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений.

В период сословно-представительной монархии и особенно абсолютизма в связи с централизацией государства и усилением королевской власти в праве возрастает роль такого источника, как законодательство королей. В королевском уголовном законодательстве наказания не были четко определены: их применение во многом зависело от усмотрения суда, учитывавшего сословное положение обвиняемого. Целью наказания стали возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично, дабы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих. Признанными видами наказания стали смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т.д.); членовредительские и телесные наказания, тюремное заключение, конфискация имущества в качестве основного и дополнительного наказания.

Судебный процесс до конца XII в. имел обвинительный характер. Большое распространение приобрели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. С XIII в. под влиянием церкви утверждается розыскная инквизиционная форма процесса. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного процесса было дознание, т.е. сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки. Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании. Решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания свидетелей, письма обвиняемого, протоколы, составленные на месте преступления, и т.д. При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась, поэтому показаний одного свидетеля ныло достаточно для применения пытки. Цель последней состояла в том, чтобы получить признание обвиняемого.

+Важнейшим источником права, придававшим ему особую пестроту, был обычай. К Х в. во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. Обычаи складывались в устной форме они формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на какой-либо определенной территории. Сила и авторитет обычного права определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов феодального общества, возникало, как правило, из компромисса и не зависело всецело от произвола государственной власти.

Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права — Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев — Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар, дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права.

За Кутюмами Бовези последовал ряд других подобных сборников: Кутюмы Тулузы (1296 год), Древний кутюм Бретани (1330 год). Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции, составленный в 1389 году.

На Юге Франции постепенно важнейшим источником права становилось римское право, которое имело здесь достаточно глубокие исторические корни. Метод, использованный французскими профессорами-глоссаторами, был таким же, который применяли итальянские основатели этой школы. Они комментировали Дигесты Юстиниана, вписывая в их текст комментарии и пояснения (глоссы), которые в свою очередь также изучались, обобщались и глоссировались. Возрожденное таким образом и объясненное глоссаторами римское право оставалось далеким от практики королевских судов.

В Парижском университете официально преподавание римского права было разрешено в 1679 году при короле Людовике XIV. Признав доктринальное значение римского права, французские короли ограничивали его практическое применение. Постепенно на Юге местные правовые обычаи приходили в упадок, а римское право, которое во все большей степени следовало юстиниановым образцам, признавалось в качестве общего права и проникало в судебную практику.

В XVI в. во Франции сложилась и своя школа римского права, получившая название школы гуманистов.

К числу важных источников права, действовавших в равной мере на территории всей страны, относились также нормы канонического права. Право церкви создавать собственную юридическую систему для внутреннего употребления признавалось в римской империи и в монархии франков, откуда во Францию и перешло каноническое право. В последующие века в ходе упорной борьбы королевской власти за укрепление своих судебных полномочий сфера действия канонического права во Франции начинает сужаться. Королевский ордонанс 1539 года запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся не клириков, а светских лиц. К этому времени утверждается положение, согласно которому король один осуществляет власть в королевстве, а поэтому декреталии римских пап и постановления церковных соборов не являются обязательными для французов. В число королевских полномочий в период становления абсолютизма было включено придание обязательной силы нормам канонического права.

Нормы канонического права, принятые церковью уже после утверждения свода канонического законодательства (1582 год), требовали специальной королевской санкции. Большое значение во Франции в период средневековья имело и городское право, которое рассматривалось как своего рода обычное право. Оно отличалось значительным разнообразием, но ему были присущи и общие черты. Основным источником этого права являлись городские хартии, имевшие нормативный характер и отражавшие компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами. В хартиях и основанных на них внутренних регламентах городов предусматривалось поддержание мира и порядка, признавались важные права и свободы граждан, не защищенные обычным феодальным правом (право на жизнь и имущество горожан, неприкосновенность жилища и т.п.), регламентировалась торгово-ремесленная деятельность.

Постепенное развитие внутренней, а особенно международной торговли выявило и очевидные недостатки городского права, носившего местный партикулярный характер. Поэтому с XII в. в отношениях между купцами начинают использоваться нормы международного морского и торгового права, позаимствованные из сборников морских обычаев и торговых обыкновений, записанных в итальянских и испанских городах (Пизе, Барселоне и др.). Со временем такие сборники стали составляться и во Франции. Наибольшую известность из них получил Реестр торговых и морских обыкновений, составленный в XIII в. в Олероне и применявшийся во многих портовых городах Франции и Англии. По мере усиления королевской власти все более важное место среди других источников права занимают законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с Филиппа Красивого (конец XIII — начало XIV в.) королевские акты чаще всего стали именоваться ордонансами.

Под руководством Кольбера был создан специальный Совет по реформе законодательства. В это время издается серия королевских законов (так называемых больших ордонансов), которые по существу кодифицируют правовые нормы в области уголовного права и процесса, торгового и морского права, завещаний и т.д. Однако законодательные акты королей, которые затронули сравнительно небольшой круг общественных отношений, связанных главным образом с публичным порядком, не могли ввести во французское право системность.

В качестве дополнительного и сравнительно менее значимого источника французского средневекового права выступала судебная практика парламентов, особенно Парижского парламента. По многим вопросам, в частности, связанным с применением кутюмов, решения парламентов, вынесенные по отдельным делам, приобретали нормативно-обязательную силу.

Добавить комментарий