Источники права в древнем вавилоне

Общественный строй Вавилонского государства: Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Рабы составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Рабыни, имевшие детей от своих владельцев, то такие дети считались свободными. Свободное население делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные граждане составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию. Низшие ступени занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков. Государственный строй Вавилона: Древне-Вавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.

Историки выделили в Судебнике 282 статьи. Нормы Судебника изложены в казуистической форме, то есть они закрепляли отдельный судебный случай. К примеру, перечисляя конкретные виды вещей. Право носило формально казуистический характер. Судебник Хаммурапи основан на принципе сословности, то есть в нем открыто закрепляется различный правовой статус отдельных категорий населения.

Значительная часть судебника Хаммурапи посвящена регулированию имущественных отношений. Древневосточное право не знало еще общего понятия права собственности и лишь разделяло законное или не законное владение. Если владелец не мог доказать законность овладения вещью, то он автоматически считался вором. Судебник Хаммурапи закреплял институт услуг владения за службу.

В судебнике Хаммурапи регулируются такие договоры, как купля-продажа, найм, заем, личные подряды. Государство активно вмешивалось в регулирование этих договоров, определялся процент ставки по договору займа или оплату услуги и т.д. Текст судебника свидетельствует о распространенности письменной формы заключения договора.

Основная часть судебника посвящена определению наказания за правонарушение. Преступление понималось, как ущерб, нанесенный отдельному лицу или корпорации. Не было различия между частным и публичным деликтом. Судебник Хаммурапи допускал применение принципа Талиона, т.е. наказание соответствовало нанесенному ущербу. Такой Талион назывался «зеркальный». Наряду с ними в судебнике Хаммурапи используется два вида талиона – символический (когда нет полного соответствия между ущербом и наказанием, но при этом учитывается способ совершения правонарушения – врач неумело сделал операцию, то его нужно лишить руки), абсурдный (когда к ответственности привлекается лицо, вообще не совершавшее правонарушение). Принцип талиона применялся между равными, в том случае, если правонарушитель принадлежал к более низкому сословию, то он нес более серьезное наказание. Если правонарушитель принадлежал к боле высокому сословию, то исполняется право «частной композиции», т.е. правонарушитель откупается от талиона и уплачивает штраф потерпевшему.

Судебник Хаммурапи определял наказание как за преступление против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление, клевета) и правонарушение имущественное (кража, разбой, повреждение имущества). За большинство правонарушений судебник определяет наказание в виде смертной казни. Обращает на себя внимание то, что в судебнике Хаммурапи не определяется наказание за посягательство на жизнь царя, жрецов, чиновников. Это объясняется тем, что такие преступления считаются наиболее тяжкими и за них наступала немедленная расправа. При этом квалификацией наиболее тяжкой считались кража царского имущества и имущества храмов.

Судебник Хаммурапи закреплял обвинительный суд состязательностью процесса. Это объяснялось тем, что преступление понималось, как вред, нанесенный отдельному лицу, поэтому инициатором возбуждения судебного преследования был сам потерпевший. Он находил преступника, арестовывал его, приводил в суд, предъявлял и обосновывал доказательства. В свою очередь подсудимый эти доказательства оспаривал, государство в лице судебного органа занимало пассивную позицию, лишь оценивала доказательства и выносила решение. В качестве доказательств использовались вещи, показания свидетелей, документы, а так же ордалии – «божий суд» — испытание водой или клятва.

Право собственности

В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошли много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д. Государственные земли принадлежали дворцу. Часть этих земель царь передавал мелким землевладельцам за плату натурой (иногда даже с инвентарем), другую часть — представляет должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество Илку.

Имущество Илку было изъято из оборота. В соответствии со статьей 40 кодекса Хаммурапи устанавливалось два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам; во-вторых, другим покупателям с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов.

Обязательственное право

Обязательственное право знает:

а) договорные обязательства;

б) обязательства из причинения вреда.

Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку.

Известны договоры: купли продажи и межличный и имущественный наем, заем, поклажа, поручение, товарищество, договор тамкара с шамалу (денежных людей — с торговыми агентами).

Обязательства из причинения вреда предусматривали возмещение причиненного вреда в случаях:

нанесения ущерба ирригационным сооружениям;

неосмотрительности пастуха, по вине которого скот пасся на чужом поле;

порубке дерева в чужом лесу;

столкновения судов (отвечал плавающий вверх по реке);

ранение в драке;

нечаянного убийства раба или рабыни.

Брак в Вавилоне заключался по договору, без которого он считался недействительным.

Закон Хаммурапи

Представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы — древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия — в Московском музее им. А. С. Пушкина).

Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6—126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26—39 говорят о земельных наделах воинов.

Следующий раздел, включающий статьи 127—195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196—214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215—282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Брачно-семейное и наследственное право В Древневавилонском царстве (по законам Хамураппи)

Брачно-семейное право

Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания.

Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина — не жена».

Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (п. 130 — п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна». Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: «дети следуют за их отцами». Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.

Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136). «Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, — так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу». Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.

Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).

Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). «Если жена человека будет захвачена будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба «.

Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, «ходить из дома в дом», то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142).

В определенных обстоятельствах: болезнь жены (п. 148), женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей (п. 145), плохое поведение жены (п. 141)- муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья 141: «Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, — он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня». Слова «станет разорять свой дом» могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи. В этом же случае она могла, так сказать копить свои собственные заначки по вполне понятным причинам.

Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (п. 159 — п. 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (п. 151 — п. 152), об имуществе жены о котором сказано в п. 150, который сам по своему содержанию очень оригинален: «Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать». Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.

Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.

Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185).

Наследственное право

Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). «Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства».

Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы «Мои дети». И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171).

Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, «отдавать за серебро». Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172)

Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою «вдовью долю » (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).

Дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободными (п. 175). «Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека, и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство «. Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества «для своих детей» (п. 176). Вторая половина отходила к господину умершего раба. Характерно, что дети в этом именуются не «детьми раба», но «ее детьми». Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий.

Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу; однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи (п. 27 — п. 29, п. 31 — п. 32). Статья 31: «Если же он (воин) будет отсутствовать только один год и вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность». И в письмах того времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, «владением отцовского дома». Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца (п. 35 — п. 38). Статья 38: «Редум, баирум или приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, связанных с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг».

Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (п. 27), а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание (п. 29). «Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать вырастит его».

Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда (п. 39) «Из поля, сада и дома, которые он купил и приобрел, он может отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг».

Заключение

Законы Хаммурапи — сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи — так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. Законы эти дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.

«Законы» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.

Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

Древний Вавилон дважды за свою историю становился великой державой до того, как был подавлен персами. Вавилонская культура занимает важное место в мировой истории, наравне с культурой Ассирии и Шумера. Древний Вавилон не один раз был завоеван своими соседями, соответственно этнический состав города менялся на протяжении всей его истории. Жителями Вавилона в разное время считались касситы, халдеи, амореи, что также наложило отпечаток на культуру города-государства.

Был период, когда Вавилонская империя считалась самой богатой страной древнего мира, такое богатство нашло свое отражение в помпезных монументах, возводившихся в городе (как свидетельствуют источники, храм бога Мардука был выложен чистым золотом).

Жители Вавилона почитали многих богов, одним из самых главных считался Мардук – покровитель и защитник Вавилона, его часто изображали в виде дракона в росписях на улицах и постоянно проводили празднования в его честь.

Рисунок 1. Мардук. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К концу III тысячелетия до н.э. культура Ближнего Востока постепенно выходит за рамки территориальной замкнутости, и ее развитие во II тысячелетии проходит в тесном взаимодействии и под влиянием других культур. Благодаря удачному местонахождению города – на пересечении торговых путей, жители древнего Вавилона имели возможность питаться экзотическими продуктам и покупать качественные товары со всего мира.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Особенности культуры древнего Вавилона 490 руб.
  • Реферат Особенности культуры древнего Вавилона 230 руб.
  • Контрольная работа Особенности культуры древнего Вавилона 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Искусство древнего Вавилона

Искусство Ближнего Востока этого периода, представлено многолико и разнообразно, можно выделить три культурные зоны, которые определяли развитие искусства:

  1. Вавилоно-эламская культура, взяла в себя традиции шумеров, в определенной степени несла в себе городскую культуру.
  2. Хетто-хурритская культура или по-другому – горная культура, соединила в себе местные традиции с традициями городов, заимствования у соседей, именно в этой зоне появился каменный рельеф, которым украшали ворота и облицовывали здания.
  3. Финикийско-палестинская культура, которая своей «международностью» и эклектичностью определила культуру той эпохи.

До сих пор, мало что известно об искусстве Древнего Вавилона, важную роль здесь сыграли такие факторы, как разрушение города, подпочвенные воды, малое число находок при раскопках.

Найденные памятники искусства располагались не столько на территории Древнего Вавилона, сколько в тех местах, куда их увозили завоеватели. Стела с высеченными законами великого царя Хаммурапи была обнаружена в Сузах. Сама стела очень похожа на шумерскую стелу царя Ур-Намму, но выполнена горазда хуже, и не так богато украшена как у Ур-Намму.

Культы в древнем Вавилоне

Определение 1

Культ (от лат. cultus) — почитание, поклонение.

В древнем Вавилоне господствовали культы, одним из самых важных был культ небесных светил, с помощью них и их движения по ночному небу жители Вавилона видели божественную силу. Почитание небесных светил способствовало стремительному развитию астрономии и математики. В это время появляется шестидесятеричная система, которая и сейчас актуальна для исчисления в минутах и секундах.

Древние Вавилонские астрономы самыми первыми начали изучать обращение солнца и луны и периодичность затмений, однако, многие исследования были связаны с магическими ритуалами и заклинаниями, что было привилегией жрецов.

Замечание 1

Жрецы самыми первыми составили календарь, который после заимствовали другие государства. Год они разделили на 12 частей по 30 дней в каждой.

Древние Вавилоняне верили, что небо – великая книга знаний, считали небо отражением земли, и верили, что все, что происходит в небе, рано или поздно обязательно произойдет на земле.

Центральное место в древнем Вавилоне занимал культ воды, причем:

  • с одной стороны, воду считали источником добра и плодородия,
  • с другой стороны — безжалостной стихией, разрушающей все на своем пути, принося много бед.

Особенности архитектуры

Шумеро-аккадская архитектура достигает своего расцвета лишь в 3 тыс. до н.э. В это время создаются дворцы, храмы и храмовые башни, чем-то похожие на пирамиды древнего Египта, все этажи таких башен были выкрашены разными цветами и отделаны позолотой, а на сомой вершине располагался золотой купол, так как самая верхняя часть считалась местом обитания богов. Простых людей туда не пускали, иногда туда могли подниматься жрецы для своих наблюдений за небесными светилами.

Храмы строили всего в три этажа, что отражало устройство мироздания:

  • подземный мир,
  • земля,
  • небо.

Как уже было отмечено ранее, в этот период развивается математика, первые знания о геометрии появились также в древнем Вавилоне, это было связано с тем, что с развитием земледелия появилась необходимость измерять земельные участки. Понемногу копились знания в области медицины, еще Ассирийский царь Ашшурбанипал (правил с 669 – 635 г.г. до н.э.) собирал старинные книги по грамматике, материалы важных исторических событий Вавилона и Ассирии, трактаты по медицине.

В Вавилоне был свой эпос, его частью были сказания «О сотворении мира», «О Великом потопе», «Поэма о Гильгамеше». Свои выдающиеся литературные произведения вавилоняне писали на древнем языке народов шумеров, и использовали для этого глиняные дощечки.

Несколько скрепленных между собой глиняных дощечек образовывали книгу, так в районе Междуречья в 1887 году европейские историки нашли целую библиотеку, состоящую из таких табличек.

Рисунок 2. Глиняная табличка. Автор24 — интернет-биржа студенческих рабо

К основным особенностям культуры древнего Вавилона историки относят следующие:

  • культура развивалась хаотично, многие традиции были заимствованы у других народов;
  • развивались точные науки, математика, астрономия, многие открытия были сделаны именно в древнем Вавилоне;
  • появляются первые эпические произведения, которые и по сей день считаются великими памятниками древней культуры.
  • жители древнего Вавилона преклоняются и создают себе культы, обожествляют предметы.

Вавилонская культура оказала сильное воздействие на развитие культуры других народов.

Первые древневосточные государства возникли на ближнем востоке на слиянии двух рек – Тигр и Евфрат. В истории для обозначения территории применяют термин – Месопотамия, или Двуречье (Междуречье). На рубеже 3-4 тыс.до н.э. складывается государственность в Древнем Египте, в Том же тысячелетии появляются Шумерские государства: Ур,Аккад,Лагаш. (Шумеры — народ, заселявший Южную Месопотамию). Во 2тыс. до н.э. возникли гос-ва в Древнем Китае, тогда же возникли государства в Индии после вторжения арийцев. Древний Вавилон возник не позднее 3 тыс. до н.э. на месте древнего шумерского города Кадингир, название которого было впоследствии перенесено на Вавилон.

Вавилон — древний город в Месопотамии на берегах реки Евфрат, важный экономический, политический и культурный центр Древнего мира.

  1. Источники права древнего Вавилона.

В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писанный законодательный акт,принятый по воле правителя того или иного царства. Появление царских указаний было обусловлено особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн переворотов,завоеваний; развитием товарно-денежных отношений и т.д. Первые царские надписи не были законами или реформами в прямом смысле слова, а содержали сведения о действительных или мнимых победах царей, о защите царем своих подданных. Одним из таких исторических документов я вляются «реформы» Уруингины, правителя царства Лагаша. Первые царские надписи – не что иное кок старые порядки, старые обычаи, заложившие основу традиции письменного составления и обнародования законов. Действующими законодательными актами дошедшими до нас были : Законы царя Ур-Намму (основатель династии Ура), Законы Липид-Иштаря,законы царя Билаламы и т.д.

Самым значительным правовым документом являлись – Законы цыря Хаммурапи – древневавилонского правителя. Черный столб из базальта с текстом Законов найден в 1901-1902 годах французскими археологами в Сузах. В верхней части лицевой стороны был изображен сам Хаммурапи, молящийся покровителю справедливости и солнецчному богу Шамашу,который вручает ему законы ( на аккадском языке). Законы представляют из себя клинописный текст, состоящий из 3-х частей – введения,законов и заключения.Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Издание Законов связано с обьединением Месопотамии в 1755 году царем Хаммурапи. В союзе с Мари он поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеме остальными государствами Месопотамии. В 1755 году война завершилась полным триумфом Хаммурапи – законы были изданы после победы, как итог государственной деятельности царя.

  1. Правовое положение основных групп населения по Судебнику царя Хаммурапи.

В др.Вавилоне как и в ряде других стран др. Востока существовал общинный строй.В судебнике выделяются три группы людей по их правоспособности: авилум(полноправные), мушкенум(падающий ниц) и рабы. Всякий общинник — «авилум» возглавлял патриархальную семью, над членами которой (детьми и женой) располагал весьма значительной властью. Мушкенумы — люди, которые, не будучи членами какой-либо общины и не имея своей земельной собственности, должны были взять в держание участок царской земли или перейти на иное государственное обеспечение, попав тем самым в лично-административную зависимость от царя. Третье сословие — вардумы («рабы») составляли люди, имевшие хозяев — лиц, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой, а по-видимому, и жизнью

Каждая из них по-разному отвечала за те или иные проступки. Так, за ущерб, нанесенный какому-либо мушкенуму, штраф был меньше, чем за ущерб полноправному. Что же касается раба, то он «стоил» еще дешевле, а за правонарушения, совершенные им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания. Вообще рабы, если иметь в виду частных, считались собственностью хозяев — беглых ловили, укрывателей наказывали. Но при всем том раб имел и определенные права — на семью, хозяйство, имущество. Что касается мушкенумов, то это были, как упоминалось, зависимые царские люди, которые могли иметь хозяйство, нередко рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус. Статус раба носил наследственный характер (исключая детей раба от и свободной). «Авилумы» по закону могли становиться рабами только на время. Можно сделать вывод, что жизнь, здоровье и мера наказания за проступки оценивались по значимости сословия. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.

3. Собственность и обязательства по Судебнику царя Хаммурапи.

6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Согласно Законам – авилумы являлись членами общин. Общины пользовались самоуправлением, а члены их имели право на участки общинной земли. Цари не вмешивались во внутреннюю жизнь общин и в землевладельческие отношения общинников. Хаммурапи даже специально следил, чтобы его чиновники не покушались на огосударствление наделов «авилумов», однако, собирали с общин различные налоги.

В отличие от авилумов, мушкенумы не имели земельной собственности а находились на государственном обеспечение под условием службы (повинности) . Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.. Согласно ст.26 : В случае если мушкенум наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то имущество переходило наемнику, а наниматель подвергался смертной казни

Наряду с общинной существовала Частная собственность на землю. Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.

Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый привлекал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник.

Рабы-вердум — составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество переходило хозяину.

4. Брак и семья по Судебнику царя Хаммурапи.

Раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному прав Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина — не жена. Вопросы о неверности жены описаны в статьях 129-136. Так, согласно ст. 129 – неверность жены – карается смертью, но согласно ст.130-136 жена могла быть оправдана при определенных обстоятельствах. Так, например по ст.135 если жена во время пленения мужа из-за нехватки пропитания «вступила в дом другого мужчины и родила ему детей», то по возвращении мужа,она должна вернуться домой к супругу, а дети должна идти за своими отцами. Ст.135 оправдывала жену в связи с частыми войнами, и отсутствие такой статьи могло бы привести к сокращению населения. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133). Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (п. 159 — п. 164). Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа. Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185).

5. Преступления и наказания по Судебнику царя Хаммурапи .

Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи. Преступления и наказания описывают ст. 196-214

Система преступлений содержит:

должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12 кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем);

ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью);

преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол);

ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона;

похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14);

Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний:

смертная казнь (более чем в 30 случаях);

членовредительские наказания;

телесные наказания (удары плетью);

наложение знака бесчестил;

изгнание из родной местности или дома;

денежные взыскания;

увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем

6. Суд и судебный процесс в Древнем Вавилоне.

В старовавилонском обществе до Хаммурапи ведущее место в отправлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебного органа выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. Рано упоминаются в источниках и царские суды.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные суды по-прежнему состояли из членов совета старейшин, но руководить ими стали рабианумы. Этим судам не были подсудны царские люди, они не могли рассматривать дела, касающиеся царского имущества. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни апелляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Здесь вообще не было судебных инстанций, всякое судебное решение было в принципе окончательным. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.

Наряду с профессиональными царскими судьями, как свидетельствуют источники, существовали особые судебные должности глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий — «божьего суда», который считался важным средством установления истины (обычно испытывали водой). К ордалиям прибегали в случае прелюбодеяния и чародейства. Субъектами права могли быть по современной терминологии, не только физические лица, но и лица юридические — храм и дворец (т. е. государство). И в этом отношении законы Хаммурапи далеко опередили не только свою, но и дальнейшие эпохи.

В Вавилоне судебные решения в сознании людей издавна связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Китту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 5 законов Хаммурапи, предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того, как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

Судебный процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело».

Обвинение поддерживало частное лицо, общественного обвинения не было. Денежные штрафы взимались по инициативе потерпевших. Что же служило доказательством на суде? Клятва, письменные акты, показания свидетелей, письменные акты. Что до клятвы, то клялись богами и именем монарха. Свидетели были всегда. Протоколы записывались на глиняных таблицах, при этом указывалась суть дела и назывались свидетели. Было предусмотрено не возбуждать дважды одно и то же дело (брали письменные обязательства, подвергали штрафу в случае нарушения).

Законник Хаммурапи дает возможность представить общественную структуру, классовый характер древневавилонского государства, правовое положение населения. Социальный состав здесь гораздо сложнее, чем предполагалось раньше, особенно трудно определить его внутри двух основных груп: авилум и мушкенум. Общество состояло из двух основных классов-сословий: рабовладельцев и рабов. Невольники — это обычно пленные, но закон знает и долговое рабство, оно ограничивалось тремя годами. В состав господствующего класса-сословия входила верхушка знати: царь и его приближенные, жрецы, военачальники, тамкары и другие чиновники. В общинах — старосты, члены совета старейшин, в городах — начальники кварталов. Авилум, по ЗХ, «сын мужа» — это полноправный человек. Охране жизни, здоровья, защите его имущественных интересов посвящена значительная часть законника. Общинники-земледельцы являлись основной массой производителей материальных благ.

К угнетенному классу-сословию относились рабы, рядовые общинники, мушкенумы. Последние — это бедняки, состоящие на службе царя, государства, от которого они получали средства производства и жилье, изгои. Мушкенум — свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государственной службе и выполнял свои обязанности. ЗХ ставит мушкенума в приниженное положение, по сравнению с авилумом, в охране его жизни, защите имущества и др. Авилум за телесные повреждения другому авилуму отвечал по признаку талиона (равное за равное). Но если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил зуб, причинил в результате побоев выкидыш его дочери, то подвергался штрафу (ст.ст. 200, 201, 211). Если же ави- лум ударил дочь другого авилума и причинил ей выкидыш, то платил штраф. Если она умерла, полагалось убить дочь виновного — (ст.ст. 209, 210). Если мушкенум погиб в драке от неосторожного удара, то штраф был меньше, чем за гибель авилума. Мушкенум меньше платил врачу за лечение.

Месопотамская цивилизация (с греч. – «Двуречье») находилась в долине двух рек: Тигр и Евфрат. Население – племена шумер. Их происхождение неизвестно. Затем на территорию вторглись племена аккадцев (3 тыс. до н.э.) Они создали город-государство Древний Вавилон.

У аккадцев активно выражена имущественно-социальная дифференциация, разложение родоплеменного строя.

Во главе государства был правитель лугаль или энси, который избирался народным собранием или советом старейшин.

В начале 2 тыс. до н.э. Вавилон становится столицей государства, образованного ассирийцами. В этот период он достигает наивысшего расцвета, при правлении царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Это государство существовало до конца XVI в., после было завоевано племенами касситов.

В 539 г. до н.э. было захвачено персами.

Общественный строй:

Население делилось на свободных и рабов.

Свободные: авилумы (благородные) и мушкенумы (обычные).

Рабовладение носило как правило домашний характер. Поэтому рабы имели ряд прав: могли вступать в брак со свободными женщинами, дети от этого брака были свободными; могли приобретать имущество и землю, которые наследовали жена и хозяин в равных долях.

Вдова-рабыня с детьми становилась свободной после смерти ее свободного мужа.

Если дети от рабыни признаны свободным мужем, они наследуют наравне с другими детьми от свободных женщин.

Государственный строй:

Центральное управление: царь

Центр управления: царский дворец

Чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, были высшими должностными лицами в государстве, они также следили за строительством и выполняли другие функции.

Нубанда – главный помощник царя. У него в подчинении был большой штат подчиненных чиновников.

Местное управление:

Государство разделено на области, во главе которых были царские наместники. Они поддерживали в порядке регуляционные сооружения, строили новые сооружения, осуществляли полицейские функции, собирали налоги, собирали ополчение в случае войны. Для контроля за наместниками царь направлял гонцов, наделенных большими полномочиями, в т.ч. отстранить наместников.

Низшая административная единица – община. Назначаемый царем глава общинного совета – рабианум.

Судебная система:

Судебная власть не отделена от административной, т.е. судебные функции выполняли царь и царские чиновники, в областях – наместники, в общинах – рабианумы.

В больших городах назначались царские судьи.

Существовали храмовые суды. Они привлекались для «божьего суда», дачи клятв, также если участниками спора были жрецы.

Вооруженные силы:

Первоначально вооруженными силами являлись народные ополчения из крестьян; затем появилась постоянная армия (при правлении царя Саргона), это были воины-профессионалы на содержании у царя. Воины получали за службу землю с домом, скотом и рабами. Это имущество изымалось из гражданского оборота, но могло наследоваться детьми, если сын становился воином армии; в остальных случаях лишь часть имущества оставалась семье.

Право Древнего Вавилона:

Главным источником права были законы царя Хаммурапи. Они высечены на базальтовой стеле, поэтому дошли до наших дней.

Они были переведены французским ученым востоковедом-ассириологом Шейлем. Всего 282 статьи:

1-5 статьи – процессуальный характер

6-126 статьи – имущественные отношения

127-195 статьи – семейное и наследственное право

196-214 статьи – защита личности

215-282 статьи – остальное

Право собственности:

Доминировала государственная собственность на землю, была также храмовая, частная и общинная собственность.

Законы Хаммурапи четко подразделяют имущественные права собственника, арендатора, права наемных рабочих. Соответственно разграничивает меры ответственности за невозврат, причинение вреда имуществу и др.

Договор займа: ограничивался процент займа (33,5 % max)

При продаже важных вещей составлялся документ в виде глиняной таблетки.

Много статей посвящены аренде имущества и земли.

Брачное и наследственное право:

Семья – главная ячейка общества. Власть главы семьи – власть распорядителя рабочей силы.

При заключении брака жених выплачивал компенсацию (выкуп) тестю, дочь была с приданым, которое становилось собственностью мужа.

Обязательно составлялся письменный договор. Если его не было, женщина не являлась женой.

По сравнению с Египтом, положение женщины было принижено.

Имущество по наследству передавалось сыновьям, дочери получали приданое.

Уголовное право:

Преступления:

– Государственные (смертная казнь)

– Религиозные (смертная казнь)

– Против личности

– Имущественные

– Против чести и достоинства

Распространение получил принцип талиона.

Казни отличались жестокостью.

Если авилум причинил вред мушкенуму, наказание легче.

За клевету смертная казнь.

Законы Хаммурапи как и другие источники права Древнего Мира и Средневековья носили казуистичный характер, т.е. отсутствовали общие понятия, термины, категории. Ярко выражен социально-классовый характер (наказание зависит от социального положения).

Судебный процесс:

Гражданский и уголовный процессы не различались.

Доказательства: клятвы, письменные документы, свидетельские показания, «божий суд» (ордалии).

Строгая ответственность за лжеобвинения на суде.

На глиняных табличках составлялись протоколы.

Решение судьи не могло быть отменено и пересмотрено.

Добавить комментарий