Источники права вооруженных конфликтов в международном праве

Международное право возникло в значительной мере как право войны. Вышедшая в 1625г. классическая книга Г. Гроция называлась «О праве войны и мира» («De jure belli ас pacis»). Главное внимание уделялось определению правовых оснований для начала войны, т.е. праву на войну (jus ad bellum). Вторая часть — право войны (jus in bellum), устанавливающая правила ведения военных действий, развивалась медленнее. А вот защита жертв войны, раненых, пленных, мирного населения привлекла внимание международного права лишь во второй половине XIX в.

В 1945 г. война объявлена тягчайшим преступлением против человечества. Однако вооруженные конфликты начались уже вскоре после окончания второй мировой войны (война в Корее 1950 г.).

За последние 65 лет в мире произошло более 500 вооруженных конфликтов и локальных войн.

Право вооруженных конфликтов (ПВК) — совокупность договорных и обычных международно-правовых норм и принципов, специально предназначенных для применения в вооруженных конфликтах и ограничивающих свободу воюющих сторон в выборе средств и методов ведения военных действий (Гаагское право) и норм, защищающих население и имущество, затронутое военными действиями (Женевское право).

Предметом регулирования этой отрасли МП являются международные вооруженные конфликты, а также определенные аспекты вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Спектр правил, регулирующих эти отношения, очень широк. Он охватывает:

1) нормы, определяющие временные рамки вооруженного конфликта и регламентирующие порядок прекращения состояния войны (о начале войны и ее окончании, перемирии, капитуляции, мирном договоре);

2) нормы о пространственных ограничениях ведения военных действий (о театре войны, нейтралитете, нейтрализованных и демилитаризованных зонах, об оккупированных территориях);

3) нормы, содержащие характеристику статуса отдельных категорий лиц (режим раненых и больных, военнопленных, гражданского населения, иностранных граждан);

4) нормы, запрещающие или ограничивающие применение в условиях военных действий оружия, причиняющего излишние страдания людям и чрезмерные повреждения либо имеющего неизбирательное действие;

5) нормы об ответственности за нарушение правил ведения войны, преступлений против мира и человечества и о наказании военных преступников.

Соответствующие международно-правовые акты разрабатывались на протяжении последних ста с лишним лет, начиная с Петербургской Декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль и комплекса Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., в том числе о неупотреблении определенных видов пуль и снарядов, о законах и обычаях сухопутной и морской войны.


Основы современного ПВК — универсальный свод правовых документов; который составляют четыре Женевские конвенции 1949г. и два Дополнительных протокола к ним 1977г.

1. Женевские конвенции от 12 августа 1949г. о защите жертв войны:

1.1 об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

1.2 об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

1.3 об обращении с военнопленными;

1.4 о защите гражданского населения во время войны;

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от 8 июня 1977г.:

— О защите жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I),

— О защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II);

2. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954г.

3. Самостоятельный комплекс образуют конвенции:

3.1 Запрещающие оружие массового уничтожения:

— Конвенция о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972г.,

— Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993г.;

3.2 Либо запрещающие или ограничивающие применение в военных действиях определенных видов обычного оружия:

— Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться носящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1981г., и протоколы к этой Конвенции (о необнаруживаемых осколках, о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств, о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия).


4. Следует иметь в виду также региональные договоры. К их числу относится заключенное в рамках СНГ Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 2 сентября 1993г.

Важнейшие принципы ПВК:

1)гуманность при введении вооруженной борьбы;

2) ограничение воюющих в выборе средств ведения войны;

3) защита раненых, больных, военнопленных;

4) недискриминация жертв войны;

5) разграничение между гражданскими и военными объектами;

6) ответственность за нарушение ПВК.

Соответствующие правила должны соблюдаться в случае любого вооруженного конфликта международного характера (с участием двух государств и более) или немеждународного характера (в пределах одного государства).

Серьезные нарушения, определяемые в четырех Женевских конвенциях 1949г. — преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, преднамеренное применение тяжелых страданий; серьезные увечья и нанесение ущерба здоровью, проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Виды ответственности за нарушения ПВК:

— политическая, материальная ответственность государства;

— уголовная ответственность индивидов.

Международное право подразделяет вооруженные конфликты на два вида:

1. Вооруженный конфликт международного характера — столкновение между вооруженными силами государств, вооруженными силами национально-освободительного движения и метрополиями, вооруженными силами восставшей стороны и вооруженными силами другого государства.

2. Вооруженный конфликт немеждународного характера — любые вооруженные действия на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами и организованными вооруженными группами при условии наличия ответственного командования, соблюдения законов и обычаев войны, ведения непрерывных и согласованных военных-действий и осуществления контроля над частью территории.

Основное отличие международного вооруженного конфликта от немеждународного — в немеждународном конфликте воюющей стороной признается только центральное правительство (другие государства не имеют права вмешиваться во внутренний вооруженный конфликт, за исключением «гуманитарной интервенции» — вооруженной операции с целью прекращения внутреннего конфликта).

Внутренние международные конфликты при определенных обстоятельствах подпадают под действие международного права – Дополнительного протокола II.

Одним из древнейших обычаев, регулирующих отношения между участниками вооруженных конфликтов, был обычай, согласно которому фактическому началу боевых действий должно предшествовать формальное объявление войны. Данный обычай нашел отражение в статье 1 Конвенции об открытии военных действий 1907 года. В соответствии с ней, военные действия между договаривающимися сторонами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения. Предупреждение о начале войны может быть сделано в двух формах: в форме мотивированного объявления войны или в форме ультиматума с условным объявлением войны. Таким образом, государство, объявляющее войну, во всех случаях обязано мотивировать свои действия, причем ультиматум дает возможность второй стороне избежать войны в случае его выполнения. Действующее международное право не содержит каких-либо норм, касающихся срока, который должен пройти после объявления войны до начала фактических боевых действий.

Помимо формального объявления войны, в обязанности соответствующего государства входит незамедлительное оповещение об этом нейтральных государств. Это требование направлено на защиту законных прав и интересов нейтральных держав и их граждан.

Начало войны как правового состояния воюющих сторон влечет за собой определенные юридические (правовые) последствия, которые влияют на всю совокупность отношений с участием воюющих (а в ряде случаев и других) государств. К таким последствиям относятся:

-прекращение между воюющими государствами дипломатических отношений;

-применение к гражданам неприятельского государства специального режима, характеризующегося ограничением ряда прав и свобод;

-конфискация собственности неприятельского государства;

-начинает действовать система держав-покровительниц и мандат МККК;

-прекращение действия международных договоров, рассчитанных на мирное время;

-начало действия законов и обычаев войны, а также договоров, рассчитанных на военное время, включая положения о статусе нейтральных государств.

Следует обратить внимание, что в ряде случаев начало вооруженного конфликта влечет за собой изменение международного статуса (круга прав и обязанностей) третьих государств, непосредственно в войне не участвующих. Такими государствами могут быть участники различных международных соглашений, сторонами которых являются воюющие страны, нейтральные государства и державы-покровительницы. Например, в ходе Второй мировой войны дипломатическая связь между Германией и СССР поддерживалась через Швецию.

Все перечисленные последствия связаны с правовым состоянием войны. Вместе с тем, большинство вооруженных конфликтов в современную эпоху формально войнами не признаются: на практике боевые действия могут представлять собой гражданскую войну с элементами интернационализации (как было в Афганистане), межнациональный конфликт, операцию по ликвидации незаконных бандформирований, уже упоминавшуюся «гуманитарную интервенцию» и т. д. Как правило, указанные правовые последствия характерны только для войны в ее классическом понимании — как юридического состояния отношений между двумя и более государствами. Когда же речь идет о других категориях международных конфликтов, то отдельные последствия (например, разрыв дипломатических отношений) могут и не наступать. Однако, в соответствии с оговоркой Мартенса, нормы международного гуманитарного права должны применяться в любом вооруженном конфликте. В частности, статья 2 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года гласит, что конвенция применяется в случае как войны, так и всякого другого вооруженного конфликта, даже в том случае, если одна из сторон не признает состояния войны.

Что касается международно-правового регулирования окончания вооруженного конфликта, то здесь необходимо различать прекращение состояния войны, то есть ее юридическое окончание, и прекращение военных действий, то есть фактическое окончание войны. Иными словами, нужно различать войну как правовое состояние и войну как реальные боевые действия. Юридическое и фактическое окончание войны практически никогда не совпадают во времени: боевые действия могут вестись без формального объявления войны и закончиться задолго до ее юридического окончания.

Фактическое окончание войны, то есть военных действий, может происходить путем перемирия или капитуляции. Оба акта представляют собой решение участников вооруженного конфликта о прекращении боевых действий. Различие между ними состоит в том, что в случае перемирия стороны формально равны (война закончилась «вничью»), в случае же капитуляции есть сторона, признающая свое поражение и утрачивающая формальное равенство с победителем. Кроме того, перемирие означает лишь приостановление военных действий, а капитуляция предполагает их прекращение.

Перемирие может быть общим и локальным (местным), бессрочным и временным (например, для оказания помощи раненым или до окончания переговоров). Иногда общее бессрочное перемирие влечет за собой полное прекращение фактического состояния войны и последующее мирное урегулирование конфликта. Такую роль, в частности, сыграло Соглашение о военном перемирии от 27 июля 1953 года, закончившее войну в Корее. Нарушение перемирия является грубым нарушением международных законов и обычаев войны и освобождает другую воюющую сторону от необходимости его придерживаться. Вместе с тем, нарушение перемирия отдельными лицами, действовавшими от своего имени и по своей инициативе, не влечет недействительность соответствующего соглашения и лишь дает право пострадавшей стороне требовать наказания таких лиц и возмещения ущерба. Современному международному праву известна практика заключения перемирий по решению Совета Безопасности ООН. Совет Безопасности, принимая данные решения и контролируя их выполнение, руководствуется статьей 40 Устава ООН о временных мерах.

Капитуляция (окончание сопротивления) есть акт, прекращающий фактические военные действия при условии признания воюющей стороной своего поражения в войне. Нередко проигравшая сторона обусловливает акт капитуляции определенными требованиями, связанными с получением гарантий со стороны победителя. Капитуляция, не сопровождающаяся такими условиями (требованиями) называется безоговорочной капитуляцией. Именно безоговорочной капитуляцией закончились военные действия во Второй мировой войне.

При всем положительном значении перемирия и капитуляции они не заканчивают правовое состояние войны между воюющими сторонами. Как правило, война оставляет после себя много различных проблем и вопросов, требующих международно-правового разрешения. Фактически, с прекращением огня только начинается процедура урегулирования вооруженного конфликта. Поэтому единственным легитимным способом закончить войну в юридическом смысле, то есть формальное состояние войны, является подписание заинтересованными сторонами мирного договора. В мирном договоре решаются следующие вопросы:

-провозглашается окончание состояния войны;

-между государствами восстанавливаются дипломатические и консульские отношения;

-урегулируются территориальные проблемы, в том числе касающиеся государственных границ;

-решается вопрос об обмене военнопленными;

-вырабатываются механизмы возмещения убытков, возвращения депортированных лиц, вывезенного имущества и иных ценностей;

-определяется порядок привлечения к ответственности лиц, совершивших военные преступления;

-закрепляются меры послевоенного урегулирования и гарантийные меры безопасности;

-провозглашаются основы мирного сотрудничества и т.п.

Как показывает практика, только подписание справедливого мирного договора гарантирует нормализацию международных отношений, не оставляет между государствами неурегулированных вопросов. Нередко (особенно после глобальных конфликтов) мирный договор закладывает основы международного правопорядка на долгие годы, являясь заметной вехой развития международного права.

Истории известны примеры, когда правовое состояние войны заканчивалось без подписания мирного договора. Так, война между СССР и Германией формально завершилась лишь 25 января 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ. Еще позже завершилось состояние войны СССР и Японии: 19 октября 1956 года две страны подписали совместную декларацию о прекращении войны. Как показала дальнейшая история советско-японских (ныне российско-японских) отношений, отсутствие мирного договора стало серьезным препятствием для развития двустороннего сотрудничества двух государств. Как известно, японское правительство увязывает подписание мирного договора с проблемой Курильских островов.

Правовые нормы, регламентирующие средства и способы ведения вооруженной борьбы в ходе вооруженных конфликтов

Международное гуманитарное право (МГП) является отраслью международного публичного права и применяется с началом вооруженного конфликта ко всем противоборствующим сторонам в равной степени.

Цель МГП — использование всего комплекса международно-правовых норм для защиты тех, кто не участвует или прекратил участие в вооруженной борьбе, а также тех объектов имущества, которые не используются в военных целях.

Задачей МГП является регулирование военных действий с целью облегчения приносимых ими страданий и лишений.

Право вооруженных конфликтов устанавливает ряд международно-правовых норм, призванных ограничить права воюющих сторон входе вооруженного конфликта как международного, так и немеждународного характера, в выборе способов и средств ведения военных действий.

В настоящее время Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области МГП.

В России много делается для того, чтобы нормы национального законодательства соответствовали международным документам, регулирующим порядок ведения военных действий и меры по защите жертв войны.

Так, в Конституции Российской Федерации (ст. 15 ч. 4) говорится — общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

Это конституционное положение является основополагающей нормой по вопросу безусловного выполнения государством и его Вооруженными Силами обязательств в области МГП.

В Федеральном законе «Об обороне» содержатся положения о том, что законодательную основу обеспечения указанных сфер деятельности Российской Федерации наряду с национальным правом составляют международные договоры и соглашения, участником которых является Россия.

В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (ст. 26) определяется обязанность военнослужащих соблюдать принципы и нормы МГП и международные договоры РФ.

В Уголовном кодексе РФ глава 34 «Преступления против мира и безопасности человека» устанавливает уголовную ответственность за различные виды преступлений в области МГП.

Международным гуманитарным правом устанавливается ряд ограничений и запретов на применение воюющими сторонами способов и средств ведения боевых действий.

Во время ведения боевых действий запрещается:

— убийство или ранение гражданских лиц;

— убийство или ранение лиц, которые сдались в плен;

— убийство парламентера и сопровождающих его лиц;

— нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях, использующих десантирование с парашютом для выполнения боевой задачи);- принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства;

— отдача приказа никого не оставлять в живых;

— взятие заложников;

— вероломство;

— использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца, Красного Кристалла), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы ООН, кроме как с разрешения этой организации;

— нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов, которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам;

— террор в отношении гражданского населения;

— использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей;

— нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы и использующие установленные сигналы;

— огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;

— уничтожение культурных ценностей, исторических памятников и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в военных целях;

— уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;

— отдача на разграбление города или местности.

— в ходе вооруженного конфликта запрещается использовать следующие средства ведения боевых действий:

— пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии;

— снаряды весом менее 400 граммов, которые являются разрывными или снаряженные взрывчатым или зажигательным составом;

— любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

— яды или отравленные боевые средства;

— химическое оружие, в том числе химические средства;

— бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

— мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя;

— любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости;

— противопехотные мины, которые не обнаруживаются при помощи общедоступных миноискателей;

— мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким-либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами;

— самодельные мины-ловушки, выполненные в форме безвредных предметов;

— ослепляющее лазерное оружие;

— зажигательное оружие при любых обстоятельствах против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях.

Вопросы МГП нашли отражение и в документах, регламентирующих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерация:

— приказ министра обороны СССР №75 of 16 февраля 1990 года, объявляющий Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним для руководства в войсках и силах флота;

— приказ министра обороны Российской Федерации № 360 от 8 августа 2001 года «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в ВС РФ» значительно расширил область применения этого права;

— Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, который содержит прямое предписание каждому военнослужащему знать и неукоснительно соблюдать правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными;

— «Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации», в 2001 году утвержденное министром обороны Российской Федерации. Оно разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также с учетом международных договоров, относящихся к международному гуманитарному праву, участницей которых является Россия, в целях изучения и соблюдения командирами, штабами тактического звена, а также всеми военнослужащими ВС РФ норм МГП при подготовке и в ходе ведения боевых действий;

— Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя Сухопутных войск, где говорится о том, что каждый военнослужащий должен знать и соблюдать нормы МГП;

— Методические рекомендации по изучению норм международного гуманитарного права в ходе боевой подготовки. Данные рекомендации предназначены для командиров и органов управления воинских частей и подразделений Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск, морской пехоты береговых войск Военно-Морского Флота в целях оказания им методической помощи в обучении военнослужащих.

Безусловно, что эффективность применения законов и обычаев войны напрямую зависит от степени их знания каждым военнослужащим.

Однако значительная часть обязательств государств по соблюдению соглашений, относящихся к МГП, возлагается на командиров (начальников) всех степеней, которые в своей служебной деятельности должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами МГП и обучать этому своих подчиненных.

Соблюдение норм международного гуманитарного права — один из факторов, влияющих на достижение целей миротворческих операций

Российская Федерация как постоянный член Совета Безопасности ООН несет особую ответственность за поддержание мира и безопасности, призвана участвовать в международных миротворческих усилиях.

Постоянное повышение напряженности в различных сферах общественной деятельности (экономической, социальной, религиозной, этнической) и обострение военно-политической обстановки между государствами или социальными группами в различных регионах мира, все это так или иначе затрагивает национальные интересы России и накладывает на нее определенные обязательства в вопросах урегулирования напряженности.

В условиях формирования современной геополитической структуры мира и возрастания угрозы международного терроризма особую значимость приобретают усилия мирового сообщества положить конец войнам и кризисам во всех регионах мира. Использование вооруженных сил для поддержания международного мира и безопасности в соответствии с нормами международного права имеет большое значение для всех цивилизованных государств.

В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом РФ «Об обороне», Военной доктриной РФ Россия взяла на себя обязательства содействовать усилиям мирового сообщества в лице Совета Безопасности ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совета глав государств СНГ в предотвращении (локализации) вооруженных конфликтов, поддержании или восстановлении международного мира и безопасности. Миротворчество признается Россией одним из важных направлений государственной политики.

В Концепции национальной безопасности РФ отмечено, что ее Вооруженные Силы должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.

Понятие «миротворчество» для Российской армии является относительно новым. С началом использования воинских контингентов Вооруженных Сил РФ в миротворческих акциях возникла необходимость шире взглянуть на правовые вопросы применения частей и подразделений.

Любая миротворческая акция имеет цель уладить возникающий конфликт и нормализовать обстановку по возможности мирными, дипломатическими средствами, без кровопролития. Однако на практике это не всегда удается. На современном этапе миротворческие силы призваны выполнять задачи по поддержке превентивной дипломатии; строительству и способствованию миру; следить за поддержанием мира, обеспечивая выполнение соглашения сторон о прекращении огня; либо оказывать силовое воздействие на конкретного противника в ходе силового установления мира.

На основе обобщения многолетней международной и отечественной практики миротворческой деятельности сформулированы следующие принципы применения Миротворческих Сил:

— законность;

— превентивно-предупредительные действия;

— беспристрастность и нейтралитет;

— тщательность подготовки;

— четкое согласование усилий частей и подразделений миротворческих сил между собой и с представителями международных организаций; местной администрацией; силовыми формированиями, находящимися под командованием руководства страны пребывания (войсковыми частями и подразделениями, Внутренними и Пограничными войсками) и населением;

— обеспечение безопасности личного состава Миротворческих Сил.

Одним из основополагающих принципов является законность. Сущность этого принципа заключается в строгом соблюдении международных нормативно-правовых норм при привлечении воинского контингента Миротворческих Сил для разрешения конфликта и поддержания мира в регионе.

Задачи, которые выполняют Миротворческие Силы, сложны и многообразны. Они не всегда укладываются в рамки строгих стандартов, установленных инструкций и предписаний. Осуществляя контроль и наблюдение за прекращением огня, демаркационной линией, разделяющей противоборствующие стороны, обеспечением разоружения вооруженных формирований, миротворцы всякий раз в конкретной ситуации сталкиваются с незаконностями, «сюрпризами», преподносимыми обстановкой, поэтому они должны хорошо знать, чем и как следует руководствоваться, чтобы не преступить рамки закона, не вызвать усложнения конфликта, не нарушить права человека.

Миротворцы должны четко знать различие между военными операциями и операциями по подержанию мира. В первом случае войска могут вести боевые действия, непосредственно участвовать в вооруженном конфликте, в отличие от этого в миротворческих операциях миротворческие силы обязаны выполнять роль нейтрального наблюдателя.

Их защита гарантируется Женевской конвенцией, в частности статьей 3. Они имеют полномочия, вытекающие из соглашений на высоком уровне, так называемый Мандат на проведение миротворческой операции. Своим организационным единством Миротворческие Силы должны демонстрировать твердость, принципиальную настойчивость в достижении цели, не поддаваться на провокации, действовать спокойно и хладнокровно, уважать обычаи и нравы населения, проживающего в районе конфликта.

Личный состав Миротворческих Сил должен хорошо знать и неукоснительно соблюдать условия и порядок применения оружия и военной техники, прописанный в Мандате. При выполнении своих функций Миротворческие Силы, в порядке исключения, имеют право применять оружие:

— в целях обеспечения безопасности и защиты от любых посягательств на жизнь и здоровье военнослужащих и персонала Миротворческих Сил в порядке осуществления неотъемлемого права на самооборону;

— в случае попыток насильственного отстранения миротворческих сил от выполнения возложенных на них функций;

— для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания;

— для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на их жизнь и здоровье;

— для задержания лица, совершившего преступление, оказывающего вооруженное сопротивление, либо застигнутого при совершении тяжкого преступления, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнять законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно.

Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и порядке, определенных Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применять оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи в боевых условиях.

Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применять. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном вооруженном нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием, либо с использованием транспортных средств, а также при побеге из транспортных средств во время передвижения, ночью или в других условиях ограниченной ВИДИМОСТИ.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности окружающих граждан и в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим.

Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего и других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение невозможно. Всегда следует помнить, что оружие может применяться только в исключительных случаях и после принятия всех возможных мер для обеспечения безопасности мирных жителей. Порядок открытия огня должен быть строго оговорен соответствующими инструкциями. Применению оружия должны предшествовать четкие предупредительные действия. Требуется дать устное предупреждение; Произвести предупредительный выстрел вверх; произвести второй предупредительный выстрел в направлении цели; открыть огонь на поражение.
Применение группового оружия (минометов, артиллерии, бронетехники, противотанкового оружия) может быть в следующем порядке: по возможности первый выстрел произвести дымовой гранатой, осветительной ракетой или миной; подождать не менее одной минуты, чтобы противник понял намерения; произвести выстрел боевым зарядом в район цели; подождать еще раз не менее одной минуты после разрыва мины (гранаты); если все эти действия не дали результата, то открывается огонь на поражение. При этом нужно стремиться не допускать большого ущерба, чтобы не вызвать усиления напряженности.

Соблюдение норм МГП в ходе миротворческой операции является одним из основных факторов, способствующих достижению ее целей. Там, где военнослужащие миротворческого контингента действуют согласно установившимся международным правилам, явно просматривается либо позитивное разрешение конфликта, либо прекращение его эскалации. Там же где происходит нарушение норм МГП, установление мира в районе конфликта находится под большим вопросом, а личный состав Миротворческих Сил несет неоправданные потери. Наглядным примером этому может служить ситуация, сложившаяся в Афганистане и Ираке.

Рекомендуемая литература:

1. Батырь В., Гордиевский А. Международное гуманитарное право о законах и обычаях войны // Ориентир. — 2002. — № 8.

2. Бондаренко О. Международное законодательство о правовом положении участников боевых действий и миротворческих операций // Ориентир. -2007. -№1.

3. Гордиевский А. Под защитой права // Ориентир. — 2003. — № 8.

4. Корякин В., Колясников А. Учет норм международного гуманитарного права при организации и ведении боевых действий //Ориентир. — 2005. — № 12.

5. Право на поле брани. Учебный видеофильм по общественно-государственной подготовке военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации/МККК. — 2000.

старший офицер
Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ,
Подполковник
Вячеслав Сучков

«Ориентир» 2007.12

Теги: огп

Добавить комментарий