Источники правового регулирования деятельности

Источники права в туризме представлены комплексной совокупностью норм права, определяющих отношения в туризме и выраженных вовне в определенных правовых формах. К источникам права в туризме относятся соответствующие нормативные правовые акты РФ (законы и подзаконные акты), правовой обычай, нормативный договор, правовая доктрина, рекомендательные акты международного характера.

Отмстим, что урегулирование отношений в сфере туризма в ряде случаев осуществляется правовым обычаем. Под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей нс только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств|9.

Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком- либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой РФ), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются.

Обычай как источник права используется в договорных отношениях участников туристской индустрии, которые регулируются ГК РФ. Подчеркнем, что признание действующим гражданским законодательством правовых обычаев источником правового регулирования в тех или иных отношениях явно подтверждается широким использованием понятия «обычное», «обычно», «обычно предъявляемые требования», «обычные условия» в ГК РФ в различных по сущности и содержанию нормах. При этом правовой обычай в области предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере туризма, называется обычаем делового оборота. Обычай делового оборота понимается как общее правило, не выраженное в законе, но подлежащее применению в качестве диспозитивной нормы, если, конечно, иное прямо не будет установлено законом или соглашением сторон.

Еще одним источником правового ре1улирования отношений в сфере туризма могут быть нормативные договоры, различающиеся по видам, составу сторон, сфере применения и др. Сущность нормативных договоров предопределяет различные подходы к их пониманию: соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права; договорный акг, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо оттого, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения и др.

Примерами таких договоров могут быть типовые и примерные договоры, утвержденные в установленном порядке. Типовые договоры призваны упростить процесс заключения конкретных договоров, что может оказаться важным в случаях, когда предполагается многоразовое использование на практике однотипных договорных форм, как это характерно для туристской индустрии. Юридическая сила типовых договоров предопределяется тем органом, который их утверждает, в частности, ими могут быть Правительство или минис терство, иной орган исполнительной власти. В частности, типовой договор на туристское обслуживание был Приказом министра по инвестициям и развитию Республики

Казахстан от 30 января 2015 г. № 81 «Об утверждении типового договора на туристское обслуживание». Здесь необходимо отмстить, что положения типового договора являются правилами, обязательными для сторон, от которых они не имеют права отступать при заключении конкретных договоров, поскольку такие правила установлены компетентным органом.

Примерные договоры, в отличие от типовых, могут утверждаться как указанными органами, так и участниками туристской индустрии, например, ими могут быть общественные объединения и другие некоммерческие организации, создание и деятельность которых регламентирует законодательство РФ. Такие договоры не должны противоречить действующему законодательству, они носят рекомендательный характер для конкретного круга субъектов.

Отметим, что к источникам можно отнести правила профессиональной деятельности саморсгулирусмых организаций, а также профессиональные стандарты в сфере туризма. К первым, в частности, следует отнести правила профессиональной деятельности, ст. 11.1 Закона об основах предписанные к разработке объединением туроператоров в сфере выездного туризма, обязательные для этого объединения и его членов и регулирующие порядок осуществления им и его членами функций, связанных с формированием и использованием компенсационного фонда.

Необходимо учитывать, что профессиональный стандарт утверждается приказом уполномоченного органа — Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. На сегодняшний день приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 539н угвержден профессиональный стандарта «Экскурсовод (гид)». На подписании находится проект профессионального стандарта «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг».

Дополнительным источником правового регулирования отношений в сфере туризма, прежде всего в судебной практике по вопросам туризма, особое значение придается решениям Конституционного суда РФ, постановлениям и определениям Верховного суда РФ. Согласно утвердившемуся пониманию ученых-правове- дов, судебная практика высших судов России имеет особое значение в толковании и применении правовых норм в сфере туризма: при восполнении пробелов в законодательстве, устранении коллизий между нормативными актами одного уровня, обеспечении справедливого баланса между частными и публичными интересами; при отмене нормативных актов, при прямом применении Конституции РФ, при разрешении конкретных споров.

Несмотря на указанное, отметим, что основная часть источников права представлена нормативными правовыми актами, то есть правовыми актами, содержащими нормы права и направленными на урегулирование отношений в сфере туризма.

Наиболее распространенным нормативным правовым актом законодательства в сфере туризма выступают законы. Законы обладают разной юридической силой: закон, обладающий высшей юридической силой — Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы субъектов Российской Федерации.

Весь комплекс нормативных правовых актов, регулирующих отношения в туризме, представляется целесообразным классифицировать по их юридической силе и территории, выделив две главные группы — внутренние источники и международные правовые акты в сфере правового регулирования туризма.

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25″О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ» // Российская газета. 2015. 30 июня (№ 140) ; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 8.
  • В соответствии со ст. 2 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта примерная форма договора о реализации туристского продуктаутверждается Министерством культуры РФ. Проект приказа «Об утверждениипримерной формы договора о реализации туристского продукта» уже доступенк обозрению. URL: http://docs.cntd.m/document/420235534.

Библиографическое описание:



В законодательстве Российской Федерации туризм определяется следующим образом: «туризм» — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» .

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» в ст. 1 закрепляет в качестве основного понятия «туристическую деятельность», определяя ее как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий. При этом под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, а под турагентской — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта. Реализация туристского продукта — это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. Таким образом, квалификация деятельности в качестве туристской может происходить только через призму туристского продукта.

Кроме того, что туристская деятельность — это в том числе и иная деятельность по организации путешествий, она также рассматривается как совокупность организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, то вполне логичен следующий вывод. Иной деятельностью по организации путешествий является деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, оказывающего по договору с лицом, которое вправе осуществлять туристскую деятельность, туристу (туристам) отдельные услуги, входящие в туристский продукт, а также оказывающего отдельные или комплексные услуги, дополнительные к туристскому продукту, когда эти дополнительные услуги являются субъективной целью путешествия.

Таким образом, с одной стороны, ФЗ «Об основах туристической деятельности» определяет перечень как услуг, в комплексе формирующих путешествие, так и иных услуг, входящих в него, это с одной стороны, а с другой стороны, положения норм названного закона определяют туристского продукта довольно размыто. В любом случае возникает вопрос: являются ли все эти услуги туристскими и по какому признаку они могут быть отнесены к таковым?

Вероятно, что при квалификации в качестве туристской услуги не нужно руководствоваться только тем, что туристическая деятельность — это деятельность по организации путешествий, поскольку, ФЗ «Об основах туристской деятельности» не дает исчерпывающего перечня деятельности по организации путешествий.

В настоящий момент изучаемые отношения регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации, называя договор в сфере туристских услуг, договором возмездного оказания услуг (ст. 779) . Часть 2 ст. 779 ГК РФ указывает, что правила установленные для договора возмездного оказания услуг применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, такого перечисление в общем списке услуг, кажется не достаточно для нормативного закрепления столь распространенных правоотношения в сфере туризма.

Представляется необходимым внесение дополнений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», учитывающих некоторые особенности, например, особенности расторжения договора по внешним обстоятельствам (угроза здоровью или жизни), устанавливающих право заказчика (туриста), в случае наличия сведений, полученных из установленных законом источников, о возможности возникновения в месте предполагаемого пребывания туристов опасности для его жизни или здоровья, отказаться от исполнения договора на туристическое обслуживание без оплаты исполнителю (туроператору, турагенту) понесенных им расходов, а также право исполнителя (туроператора, турагента) отказаться при указанных обстоятельствах от исполнения обязательств по договору на туристическое обслуживание при условии возмещения заказчику (туристу) фактически понесенных им расходов.

В настоящее время наметились перемены в действующем законодательстве, призванные дать ответ на ряд волнующих всю туристическую и законотворческую общественность вопросов, основным из которых является вопрос, касающийся проблемы существования правовых коллизий между действующим общим и отраслевым законодательством, в частности между ГК РФ и ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».

Основная масса конфликтных ситуаций в сфере туризма связана с «недоинформированием» потребителей, а также неоказанием или некачественным оказанием отдельных услуг, но, думается, что наибольшее внимание следует уделять договорным отношениям, складывающимся между различными субъектами туристического рынка.

Первое правовое противоречие связано с введением в редакции 2007 г. Закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» такой формы как договор о реализации туристического продукта.

К. А. Проничев утверждает, что данная правовая коллизия связана с отсутствием в тексте ГК РФ такой формы как договор о реализации туристического продукта. Более того, как указывает автор, многие положения ГК РФ вообще делают невозможным использование такого договора в практике работы турфирм с туристами .

При анализе действующего законодательства в сфере туризма, возникают некоторые пробелы, которые связаны с несовершенством нормативно-правовой базы изучаемых правоотношений, среди самых распространенных следует отметить, следующие:

1) Отсутствие специальных норм в гражданском законодательстве, дело в том, что в тексте ГК РФ нет специального раздела, касающегося туристических договоров, поэтому приходится обращаться к главе 39, регламентирующей оказание услуг. При этом указано, что любые правоотношения между субъектами туристического рынка регламентируются отдельными видами соглашений, которые, к сожалению, часто противоречат федеральному законодательству в целом, и содержанию договора о реализации турпродукта, в частности.

2) Следующая проблема связана с тем, что туроператор чаще всего закупает услуги по отдельности, заключая при этом с каждым поставщиком отдельный договор, в соответствии с установленной ГК РФ формой. Комплектуя из услуг туры, туроператор заключает с турагентом агентский договор для последующей их реализации туристу, что и делает турагент по договору о реализации турпродукта, таким образом, возникает правовая коллизия, при которой участники рынка несут ответственность по соответствующим договорам, не отвечая по обязательствам главного договора — договора о реализации турпродукта.

3) Туроператор формально может уступить туристу свое право на получение и потребление отдельных услуг, что уже можно назвать «реализацией турпродукта». В такой ситуации становится не понятно — как применять Закон «О защите прав потребителей» , так как фактически уступку права на услуги или реализацию турпродукта как таково нельзя оценить параметрами «качественно» или «некачественно». В связи с этим возникает прямая ответственность за качество предоставляемых услуг у поставщиков услуг, а не туроператоров, что тоже вызывает определенную сложность при спорных исковых отношениях.

4) На практике туроператор допускает ситуацию, при которой между туристом и поставщиком услуг возникает два посредника — туроператор и турагент, так как турист может обратиться за приобретением турпродукта или отдельных услуг к самому туроператору, минуя турагента. Турист, выполняя роль турорганизатора, может приобрести непосредственно у поставщиков туристические услуги, организовать из них турпакет и отправиться в путешествие. ГК РФ содержит лишь некоторые нормы, регулирующие такие отношения, а отраслевой закон не имеет аналогичных норм.

5) Турагент, действуя от своего имени, заключает договор напрямую с туристом, соответсвенно, возникает гражданско-правовая ответственность. В указанном случае возникает целый ряд коллизий, которые связаны с правовым статусом турагента, со степенью его ответственности, а также с тем, кто будет стороной, принимающей жалобы от клиентов. Согласно ГК РФ, заключая договор с туристом от своего имени, турагент несет ответственность в полном объеме, но Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» устанавливает рамки гражданско-правовой ответственности — в пределах компетенции турагента, ограничиваясь, информированием туристов.

6) Туроператор не вступает в гражданско-правовые отношения с туристами, хотя может быть поименованным при заключении договора между туристом и турагентом. Согласно ГК РФ туроператор не должен нести ответственность за поставщиков услуг, или нести такую ответственность в определенных договорами пределах, а не в пределах агентского договора или договора о реализации турпродукта. Федеральный закон устанавливает ответственность туроператора перед туристами в полном объеме.

Таким образом, необходимо совершенствование законодательства о туристической деятельности в Российской Федерации, четкое определение понятийного аппарата и единого его понимания в различных нормативно-правовых документах, необходимо приведение в соответствие норм гражданского законодательства с иным отраслевым законодательством по вопросам содержания и правового статуса договора в сфере оказания туристических услуг. Следует четко сформулировать определение договора и обеспечить единую практику его применения на всей территории Российской Федерации, а также закрепить субъектный состав договорных отношений — перечень сторон, поскольку на сегодняшний день существует многообразие организационно-правовых форм и количественного состава лиц, участвующих в общественных отношениях в сфере туризма.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): туристский продукт, Российская Федерация, ГК РФ, договор, туристическая деятельность, услуга, организация путешествий, турист, сфера туризма, туристская деятельность.

Добавить комментарий