Источники предпринимательской деятельности

Понятие термина источник предпринимательского права

Источник предпринимательского права

— это внешняя форма выражения норм предпринимательского права.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

1) нормативный правовой акт;
2) обычай делового оборота;
3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Нормативный правовой акт:
1. Конституция РФ, которая:
а) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:
в) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 — 73).
2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.
3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:
а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
— Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
— Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:
— Закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
— Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»
в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
— Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
— Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
— Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»
— Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в ред. от 02.07.2010 г. и др.;
г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
-Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» в ред. от 28.09.2010 г. и т.д.
4. Подзаконные акты:
а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 22.06.2010 г.);
б) постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» в ред. от 26.01.2010 г.);
в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.);
5. Нормативные правовые акты субъектов РФ — издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 — 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.
6. Муниципальные правовые акты — принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

7. Обычаи — сложившееся и широко применяемое в какой-либо деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Понятие обычая определено в ст. 5 ГК РФ).
Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.
8. Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:
— Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
— Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.
Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

Что такое источник права, его виды

Термин «источник права» принято рассматривать в материальном и формальном направлении. Рассматривая источник права в материальном аспекте, под ним принято понимать ряд условий жизнедеятельности человека, общественные отношения, которые складываются реально.

В формальном же направление источником предпринимательского права является внешняя форма выражения норм предпринимательского права, иными словами, ряд разных способов закрепления, объективирования правил, которые сформировались в области предпринимательства и являются юридическими по своей сути.

Существует несколько видов источников предпринимательского права. Речь идет о нормативно-правовых актах, обычаях, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ.

Россия относится к странам романо-германской правовой системы и поэтому в этой стране судебный прецедент не выступает в качестве источника права. Противоположная ситуация наблюдается в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, США). И тут важно отметить, что судебная практика относительно дел, связанных в применением норм предпринимательского права, которая нашла отражение в ряде постановлений пленумов и президиумов высших судебных инстанций, играет особую роль в выработке единого понимания и использования предпринимательского законодательства, формировании предложений относительно его улучшения.

Нормативно-правовой акт, как ключевой источник права РФ

В качестве ключевого источника права в России выступает нормативно-правовой акт. Существует несколько ведущих нормативных правовых актов, которые регулируют предпринимательскую работу.

  1. Прежде всего это конституция, для которой свойственно не только закреплять ряд общих принципов правового регулирования источника предпринимательской деятельности, упомянутых выше, но и устанавливать минимальные гарантии прав и интересов тех, кто является участником предпринимательских правоотношений, которые не могут ограничить одинаковую защиту каждой формы собственности, гарантии судебной защиты свобод и прав, возможности ограничения свобод и прав людей исключительно федеральным законом и исключительно в такой степени, в какой это важно для того, чтобы защитить основы конституционного строя, нравственности, интересов других лиц, обеспечить оборону государства и безопасность страны.

Замечание 1

Для конституции важно закреплять ряд предметов ведения РФ и ее субъектов. Речь об этом идет в ст.71-73.

  1. Ряд отраслевых кодексов.
  2. Ряд федеральных законов.
  3. Ряд подзаконных актов.
  4. Ряд нормативно-правовых актов субъектов РФ, которые издаются законодательным и исполнительным органом субъектов РФ в рамках компетенции, которая установлена в ст.71-73 Конституции. Для них недопустимо не соответствовать федеральному законодательству.
  5. Ряд муниципальных правовых актов, которые принимаются относительно вопросов, которые имеют отношение к осуществлению права собственности на имущество, которое принадлежит муниципальным образованиям.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Обычаи: определение и особенности

В качестве источников российского предпринимательства выступают и обычаи.

Определение 1

В качестве обычая выступает правило поведения, которое сложилось и широко используется в определенной сфере предпринимательской или иной работы, оно не предусмотрено законодательством, и на это не влияет то, закреплено оно или нет в каком-нибудь документе.

Для обычаев, которые противоречат обязательным для участников соответствующих отношений ряду положений законодательства или договоров, не применимы.

Для обычаев свойственно использоваться в ситуациях, которые прямо указаны в законодательстве. Множество статей ГК содержат отсылки к обычаям.

Создание правового обычая связано со сложением двух частей. Речь идет о внутренней (когда соблюдаются сложившиеся правила участниками гражданского оборота) и внешней (когда придется обязательная сила обычаю при помощи прямого указания на него в ряде правовых норм) частях. Исходя из этого, для обычая важно быть санкционированным страной для того, чтобы выступить в качестве источника права.

Важно видеть разницу между обычаем и обыкновением. Для обычая характерно существовать самостоятельно от воли сторон, которые заключают договор, и использоваться как общее правило (в ситуациях, когда стороны не пришли к общему мнению относительного иного, когда иное е установлено в законе).

Для деловых обыкновений свойственно использоваться в ситуациях, когда в договоре стороны пришли к общему мнению или в ситуациях, когда договор допускает предположение намерения сторон основываться на том или ином обыкновении. В качестве делового обыкновения выступает предполагаемое условие договора. В ситуациях, когда данного условия нет в договоре, то для обыкновения не допустимо выступать в качестве обязательного правила.

Еще один вид источника российского предпринимательского права – это общепризнанный принцип и норма международного права и международный договор РФ.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Одним из факультативных источников предпринимательского права является правовой обычай или обычай делового оборота, которым в соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК РФ).

В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» были даны следующие разъяснения: под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например традиции исполнения тех или иных обязательств.

Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, так как наличие таких документов вносит определенность в отношения сторон. Письменным подтверждением обычая делового оборота могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК РФ. Существование обычая или, напротив, его отсутствие в иных случаях сторона вправе доказывать, используя любые допускаемые правом доказательства.

Обычай делового оборота имеет факультативное значение, что подтверждается ст. 309 ГК РФ: обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Применение обычаев предусматривается и иными нормативными правовыми актами, в частности ст. ст. 134, 135, 138 Кодекса торгового мореплавания РФ, и может вытекать из положений международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Например, согласно ст. 138 Кодекса торгового мореплавания РФ («Палубный груз») перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами РФ либо обычаями делового оборота.


Поскольку обычай делового оборота признается источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если существует пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторонами договора.

В ряде статей ГК РФ используется термин «обычно предъявляемые требования». В научной литературе обычай делового оборота рассматривается как разновидность обычно предъявляемых требований, что представляется дискуссионным, так как обычай делового оборота — это дополнительный источник права, что прямо следует из ст. 5 ГК РФ. Обычно предъявляемые требования таким статусом не обладают. Вопрос о применении и содержании таких требований должен решаться в судебном порядке с учетом широкого круга факторов. На основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи делового оборота при наличии признаков, содержащихся в ст. 5 ГК РФ, и подтверждения широкой практикой их применения.

В законодательстве Российской Федерации используется и другой термин — «торговый обычай» (п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»). В научной литературе торговый обычай характеризуется как правило поведения, сложившееся в сфере международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий. Применение торговых обычаев допускают и международные договоры, участницей которых является Россия.

В п. 1 ст. 9 Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г. (Венской конвенции) говорится, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях.

Можно констатировать, что в настоящее время система обычаев делового оборота в Российской Федерации находится в стадии становления (исключение — обычаи морских портов). В то же время дальнейшее развитие и совершенствование предпринимательских отношений будут способствовать более широкому их применению в экономическом обороте.

Введение

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Возникновение частного капитала в современной России — результат действия объективных экономических законов, которые проявлялись еще в социалистическом государстве. Но тогда частный капитал образовывался и накапливался скрытно, нелегально, путем незаконного присвоения социалистической собственности частными лицами, совершения других экономических правонарушений, но он существовал, ему требовалось применение, этот капитал вывозился из страны, гражданами, покидавшими страну под различными благовидными предлогами, вывозился в те страны, где ему находилось применение.

С началом реформ во второй половине 80-х гг. XX в. частный капитал стал легализовываться и принимать активное участие в скупке государственного имущества в ходе приватизации. В результате разгосударствления, демонополизации и приватизации экономика России перестала быть социалистической, превратившись в многоукладную, самая сущность которой обусловливает процессы социально-экономической дифференциации и роста частного капитала.

За непродолжительный период (10-15 лет с конца 80-х гг. XX в.) частный капитал занял ведущие позиции в экономике России, что является естественным следствием преобразований. В данной работе необходимо рассмотреть источники предпринимательского права в России. Целью исследования является изучение нормативно правовых актов являющихся фундаментов предпринимательского права.

Объектом исследования является процесс изучения источников предпринимательского права. Предметом выступают сами источники предпринимательского права.

1. Понятие и виды источников российского предпринимательского права

Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах: материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающихся общественные отношения.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Принято выделять следующие виды источников предпринимательского права: нормативные правовые акты; обычай делового оборота; общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В настоящее время в юридической литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права России. Однако постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются в нашей стране источниками права, так как российская система права принадлежит к романно — германской системе права, где судебные прецеденты, в отличие от стран англо-саксонской правовой системы (Великобритания, США), не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, обзорах судебной практики по делам, связанным с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

2. Нормативный правовой акт как источник предпринимательского права

Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К нормативным правовым актам, регулирующую предпринимательскую деятельность, относятся:

1) Конституция РФ.

Закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8); защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (п. 2 ст. 8); разные виды собственности на землю и другие ресурсы (п. 2 ст. 9); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (п.1 ст. 34), предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71-73) и др.

Устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен: равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8); гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46); возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55);

2) ГК РФ, Налоговый кодекс РФ (НК РФ), КоАП РФ и др.

3) Федеральные законы.

Устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности: от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 27 декабря

2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Определяющие основные правила устройства и функционирования рынка: от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

Устанавливающее правовое положение хозяйствующих субъектов: от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.

Регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности: от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и др.

4) Подзаконные нормативные акты.

Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Постановления Правительства РФ (например, постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. №584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»).

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных агентств и служб и др.

5) Нормативные правовые акты субъектов РФ.

Издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах компетенции, установленной ст. 71-71 Конституции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6) Муниципальные правовые акты.

Принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

3. Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права

Обычай делового оборота – это сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота применяются в случаях прямо, указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (309, 311, 314, 315, 474 и др.).

Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е. соблюдения сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего — в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе), в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предложить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение – это подразумеваемое условие договора. Если такого условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать:

1) Конвенцию о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;

2) Конвенцию о договоре международной купли-продажи товаров 1980 г.

3) Конвенцию о договоре международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;

4) Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

5) Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

4. Особенности применения источников предпринимательского права

предпринимательский право источник акт

Правовые нормы, регулирующие предпринимательские отношения, реализуются в процессе правоприменительной деятельности. Правоприменение – это разрешение определенной конфликтной правовой ситуации в результате анализа и применение источников предпринимательского права к конкретным обстоятельствам, возникающим в процессе предпринимательской деятельности, и в результате – вынесение решения по конкретному делу. Обычно под применением права понимается властная деятельность компетентных органов, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.

Применение источников предпринимательского права предполагает прежде всего выяснение допустимости применения определенной правовой нормы. Для этого необходимо удостовериться, соответствует ли данная норма Конституции России и федеральным законам. Если правовая норма вступает в противоречие с конституционными нормами, она не может применяться. Согласно положениям гл. XIII Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» при рассмотрении дела в любой инстанции суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в данном деле, обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данного закона.

Если Конституционный Суд установит при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, он принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).

Применение законодательства о предпринимательстве имеет определенные особенности, обусловленные той особой ролью в регулировании товарно-денежных отношений с участием предпринимателей, которая отводится Гражданскому кодексу.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу. Эта норма направлена на обеспечение единства и согласованности гражданского законодательства.

Особое значение при применении источников предпринимательского права имеет предусмотренный Конституцией РФ конституционный правовой режим стабильности условий хозяйствования, выводимый из ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 и ст. 57 Конституции РФ. Первое упоминание об этом режиме содержалось в определении Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. № 111-0 по жалобе гражданина Варганова. Данный конституционно-правовой режим предполагает, что законодатель не вправе подрывать юридическую безопасность (определенность) и предсказуемость условий хозяйствования.

Юридическая безопасность — это широкая концепция, стержнем которой является предсказуемость, означающая отсутствие обратной силы вновь принимаемых законов, защиту закрепленных прав и реализацию законных ожиданий.

В п. 2 ст. 23 ГК РФ предусмотрено, что деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется без образования юридического лица. После вступления в силу части первой ГК с 1 января 1995 г. на практике возник вопрос о правовом статусе крестьянских хозяйств, созданных в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве, которые признавались юридическими лицами. По мнению одних авторов, после вступлению в силу части первой ГК все ранее созданные крестьянские хозяйства – юридические лица автоматически утратили этот статус и должны рассматриваться как предпринимательская деятельность без образования юридического лица. Однако с учетом принципа юридической безопасности автоматически права юридического лица не утрачиваются, и пока не изменения правового статуса крестьянского хозяйства не зарегистрированы в установленном порядке, оно должно продолжать оставаться юридическим лицом.

В целях пресечения незаконной практики обязывания крестьянских хозяйств, созданных как юридические лица, к изменению их правового статуса Министерство юстиции РФ подготовило разъяснение от 30 апреля 1999 г., в котором сказано, что предельные сроки для приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных до введение в действие гл. 4 ГК, в соответствии с положениями ГК никакими федеральными законами не установлены.

Определенной спецификой обладают правила применения правовых норм, содержащихся в нормативных постановлениях Правительства РФ и ведомственных нормативных актах. Постановления Правительства РФ, содержащие правовые нормы, которые регулируют предпринимательские отношения, могут быть изданы только на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ч. 1 ст. 115 Конституции России). Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», поскольку Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан (п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ) и действует на основании и во исполнение федеральных законов (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, ст. 2 и 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»), ни оно само, ни другие органы исполнительной власти не вправе устанавливать не предусмотренные федеральным законом обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы граждан.

В силу п. 7 ст. 3 ГК РФ органы исполнительной власти могут издавать акты, регулирующие в числе прочих предпринимательские отношения в случаях и пределах, предусмотренных Кодексом, другими законами и иными правовыми актами. При этом ведомственные нормативные акты подлежат государственной регистрации в соответствии с установленным порядком. Верховный Суд РФ признает незаконным и не подлежащим применению со дня издания ведомственный нормативный акт, не зарегистрированный в установленном порядке в Министерстве юстиции РФ. Как указал Верховный Суд РФ, государственной регистрации подлежать нормативные акты министерств и ведомств РФ, затрагивающие права и законные интересы граждан или имеющие межведомственный характер, независимо от срока действия (постоянные или временные) и содержащихся в них сведений.

5. Применение норм иностранного права

Основой для применения международных актов являются положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила международного договора.

Положения международных договоров применяются к отношениям возникающим между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые между Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержаться ли такие соглашения в одной или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).

Особое значение имеют те многосторонние договоры (конвенции), которые имеют непосредственное отношение к регулированию предпринимательских отношений. Можно выделить Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Ее значение состоит прежде всего в том, что она представляет собой международную унификацию материально-правовых норм, регулирующих самый распространенный вид договора – куплю-продажу.

23 февраля 1996 г. Российская Федерация подписала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней, включая и Протокол № 1 30 марта 1998 г. был принят Федеральный закон о ратификации этой Конвенции. Статья 1 Протокола № 1 предусматривает, что каждое физическое и юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. В отличие от большинства других положений Конвенции указанная статья защищает не только физических, но и юридических лиц, в том числе общества и товарищества. Поэтому данное положение, а также решение Европейского Суда по правам человека являются важными источниками предпринимательского права.

Рассматривая дело о проверке конституционности ст. 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г., Конституционный Суд признал, что не только вещные, но и обязательственные по своей природе права кредитора в процедуре банкротства находятся под защитой ст. 35 Конституции России, которая как и ст. 1 Протокола № 1, устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества кроме как по решению суда.

Заключение

Законодательные акты о предпринимательстве носят комплексный характер, поскольку в этой сфере общественной жизни особенно важно обеспечить баланс между публичными интересами и частными интересами предпринимателей.

Законодательство о предпринимательстве имеет конституционную основу в виде конституционного правового института основ экономической системы – «экономической конституции».

Воплощение конституционных принципов, норм в содержании актов законодательства о предпринимательстве представляет собой их конституционное основание.

Законодательные акты о предпринимательстве классифицируются по их юридической силе и месту иерархии правовых нормативных актов в зависимости от того, в какой из сфер законодательного регулирования, установленных ст. 71-73 Конституции России, они приняты, по масштабу действия.

Список используемой литературы

1. Предпринимательское право Российской Федерации/ Учебник. Москва 2006 г. Под ред. Е.П. Губина и П.Г. Лахно.

2. Предпринимательское право/ Курс лекций. Москва 2010 г. Под ред. И.А. Смагиной.

3. Предпринимательское право/ Учебное пособие. Москва 2009 г. Под ред. И.В. Ершовой.

4. Гражданское право/ Учебник. Москва 2009 г. Под ред. Е.А. Суханова.

5. Конституция Российской Федерации.

6. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

7. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

8. Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1996 г.

1. Основным источником предпринимательскою права является Конституция РФ. Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

2. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы РФ: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Об административных правонарушениях, Уголовный. В частности, Гражданский кодекс РФ содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и заканчивая видами предпринимательских договоров — все это представлено в ГК РФ.

3. Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы, классификация которых может быть изложена следующим образом:

  • а) законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;
  • б) законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О финансово-промышленных группах»;
  • в) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности», Федеральные законы «О связи», «О рекламе» и др.;
  • г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» и др.;
  • д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.

4. Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно в первую очередь назвать указы Президента РФ (напр., Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановления Правительства РФ (напр., постановление, утвердившее Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества). Большой массив источников предпринимательского права составляют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономическою развития и торговли РФ, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сторонах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

6. Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так, применяется, правда с учетом многочисленных изменений, единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утвержденная письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г.

7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративною устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Например, локальным актом является приказ об учетной политике организации, о перечне сведений, составляющих коммерческую тайну.

10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки ему, в основном во внешнеторговом обороте, морских перевозках и др.

Составной частью правовой системы Российской Федерации выступают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Между тем, источниками предпринимательского права не являются акты арбитражных судов, в частности постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Они должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников права предпринимательской сферы.

И. Epшoвa

Предпринимательское право…

Добавить комментарий