Источником избирательного права в РФ является

УДК 342.8(470 + 571)

Лебедева Наталья Викторовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Сочинского государственного университета

Огурцов Алексей Юрьевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Сочинского государственного университета

СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Lebedeva Natalia Viktorovna

PhD in Law, Assistant Professor, Constitutional and Administrative Law Department,

Sochi State University

Ogurtsov Aleksey Yurievich

PhD in Law, Assistant Professor, Constitutional and Administrative Law Department,

Sochi State University

THE SYSTEM OF RUSSIAN ELECTION LAW SOURCES

Аннотация:

В статье проведен комплексный теоретико-право-вой анализ системы источников российского избирательного права. Представлена авторская модель системы источников избирательного права, учитывающая юридическую силу источников и территориальный признак. Сделан вывод о том, что именно от качества всей системы источников избирательного права, как и права в целом, зависит укрепление законности в стране, что является важным условием для формирования в России демократического правового государства.

Ключевые слова:

избирательное право, принципы избирательного права, источники избирательного права, система источников избирательного права, избирательное законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, нормативные правовые акты, решения избиркомов и судебных органов.

В современных условиях становления и развития России как демократического государства особая роль в формировании его органов отводится избирательному праву, которое, по мнению ряда ученых, является подотраслью конституционного права, претендующей на статус самостоятельной отрасли российского права . В таком понимании, согласно точке зрения М.В. Баглая, избирательное право представляет собой систему юридических норм, регулирующих порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления .

Избирательное право представляет собой одну из наиболее интенсивно меняющихся подотраслей конституционного права, что обусловлено прежде всего нестабильностью политической системы РФ. В силу демократических преобразований, происходящих в российском обществе, избирательное право, складывающееся в современной России, приобрело достаточно сложную систему источников. Вопрос об источниках избирательного права, определении их понятия, сущности, содержания, места и роли в системе российского права был и остается дискуссионным в конституционном праве РФ , а также зарубежных стран .

Как известно, российское законодательство в целом, и избирательное в том числе, строится в целях достижения правовых предписаний Конституции РФ. Правоотношения, связанные с организацией и проведением выборов в органы публичной власти, закреплены в различных источниках избирательного права. Так, в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ установлено, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» . Тем самым Основной закон РФ определяет свободные выборы как главнейший принцип демократического государства.

Под источниками избирательного права РФ следует понимать «правовые акты, которые содержат правовые нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления и регулирующие порядок осуществления этого права» , иначе говоря, «это формы внешнего выражения его норм» .

Будучи подотраслью конституционного права, источники избирательного права характеризуются такими же признаками, как и источники отрасли. Как отмечает О.Е. Кутафин, «основными признаками источника конституционного права являются: нормативный характер предписаний; обязательность для исполнения; сила государственного принуждения» .

Как справедливо отмечают А.А. Безуглов и А.С. Солдатов, в России «фактически уже сложились три относительно самостоятельных — федеральный, субъектов РФ и муниципальный — нормативных массива в области избирательных правоотношений. Завершено их структурирование по различным элементам» . Система источников российского избирательного права представлена различными нормативными правовыми актами, включая Конституцию РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, различного вида и уровня нормативные правовые акты, решения органов конституционной юстиции, а также акты ЦИК РФ и избиркомов субъектов РФ, которые образуют в совокупности избирательное законодательство. Источники избирательного права, являясь составной частью системы источников конституционного права и российского права в целом, по мнению О.Е. Кутафина, «характеризуются всеми особенностями, которые свойственны этой системе, -множественностью, строгой иерархией и главенствующей ролью закона» .

Отнесение общепризнанных норм (принципов) международного права, международных договоров РФ к источникам избирательного права напрямую вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей положение о том, что они включены в состав правовой системы России. К источникам данного вида следует отнести: Всеобщую декларацию прав человека (1948) , Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) , Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950) , Европейскую хартию местного самоуправления (1985) , Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов (1994) , Конвенцию СНГ о правах и основных обязанностях человека (1995) , Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ (2002) , международные договоры, закрепляющие общепризнанные стандарты свободных выборов и устанавливающие обязательства государств предоставлять права и свободы для участия в выборах лицам, которые находятся под их юрисдикцией.

Основным источником российского избирательного права является Конституция РФ, нормы которой выступают в качестве юридической базы для концептуального развития российского законодательства, в том числе и всей системы избирательного законодательства. В Конституции РФ закрепляются республиканская форма правления и принцип народовластия, выступающий в качестве одной из основ конституционного строя РФ (ст. 3). Положения, содержащие избирательные права российских граждан, определены в ст. 32 Конституции РФ, согласно которой граждане РФ наделены правом избирать и быть избранными в органы публичной власти. При этом закрепляется ряд ограничений в осуществлении избирательных прав: не обладают избирательным правом граждане, которые признаны судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

На конституционном уровне определены федеральные государственные органы, которые непосредственно избираются гражданами РФ: Президент РФ (ст. 81), Государственная дума (ст. 95-97), закреплено проведение выборов в муниципальные органы власти (ст. 130). Конституция РФ имеет сугубо формальный и несколько отвлеченный характер, поскольку в ней нет специальной главы об избирательном праве. Нормы, содержащиеся в Основном законе, находят свое закрепление в различных главах: в ст. 3, 32, 81, 97, 130 и др. Как справедливо отмечает М.В. Баг-лай, «общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и в конституционных гарантиях» . Конституция РФ ограничивается лишь указанием на активное и пассивное избирательное право (ст. 32), а также на перечень основных принципов «всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании» только по отношению к выборам Президента РФ (ст. 81). По мнению ученых, «недостаточность конституционного регулирования создает серьезные препятствия для совершенствования избирательного законодательства. Решение этих вопросов исключительно средствами избирательного законодательства не всегда является возможным либо допустимым» . Таким образом, существует потребность в закреплении в Конституции РФ отдельной главы об избирательном праве (избирательной системе), наличие которой послужит правовым ориентиром для проведения всех видов выборов в России, что позволит избежать нарушений при их организации и проведении.

Наиболее распространенным источником избирательного права России являются федеральные законы, в которых регламентируется избирательный процесс по выборам органов государственной и местной власти, включая все его стадии от назначения выборов до подведения их итогов, определения результатов, а также устанавливаются гарантии избирательных прав

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

граждан, раскрываются особенности организации избирательных кампаний. Учитывая минимальный объем избирательных норм, содержащихся в Конституции, федеральные законы о выборах являются основными нормативными регуляторами. Говоря о федеральных законах как источнике избирательного права, следует прежде всего назвать такие федеральные законы, как: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002) , «О выборах Президента РФ» (2003) , «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (2014) , «О порядке формирования Совета Федерации РФ» (2012) , «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в РФ» (1999) , «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003) , «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (1996) . Принятие последнего связано с восполнением пробелов в законодательстве субъектов РФ о выборах в органы местного самоуправления.

Некоторые аспекты избирательных правоотношений регулируются и иными федеральными законами, в числе которых: «О средствах массовой информации» (1995) , «Об общественных объединениях» (1995) , «О политических партиях» (2001) , «О государственной автоматизированной системе РФ «Выборы»» (2003) , Уголовный кодекс РФ (1996) , Кодекс РФ об административных правонарушениях (2001) и иные законодательные акты, принимаемые на федеральном уровне, каждый из которых отличается собственным предметом правового регулирования, сферой действия и выполняет присущую ему функцию в организации и проведении выборов.

Среди указанных законов особый статус имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», содержащий фундаментальные положения и стандарты демократических выборов и являющийся по отношению к федеральным и региональным законам о выборах базовым нормативным актом, которому должны строго соответствовать закрепленные в них предписания. Принятие названного закона непосредственно связано с конкретизацией и развитием конституционных положений, восполнением некоторых ее пробелов.

Большой спектр источников избирательного права, которые разъясняют вопросы организации и проведения выборов, имеется и на подзаконном уровне: это акты Президента и Правительства РФ. По мнению А.Е. Постникова, «правовые акты Президента РФ, органов исполнительной власти могут иметь отношение к проведению выборов только в том случае, если их принятие предусмотрено самими избирательными законами либо они сами создают условия для реализации избирательных прав граждан» . Так, в качестве примеров нормативно-правового регулирования можно привести Указ Президента РФ от 30 мая 1997 г. «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников органов прокуратуры РФ и сотрудников Следственного комитета РФ» , постановление Правительства РФ от 5 мая 2003 г. «О мерах по содействию избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ» . В подобных актах, содержащих обязательные условия для обеспечения избирательных прав граждан, не определяются сами эти права и не устанавливается порядок проведения выборов.

К источникам избирательного права относятся и судебные решения, прежде всего постановления Конституционного суда РФ, содержащие конституционные права в области активного и пассивного избирательного права и влияющие не только на правотворчество, но и на правоприменительную деятельность в данной сфере. Примером может служить постановление от 15 мая 2014 г. «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с запросом Законодательного собрания Владимирской области» и иные решения .

Что касается прецедентной силы решений Верховного суда РФ, то она по-прежнему не является общепризнанной. Однако в качестве источника избирательного права следует признать следующие постановления: 1) «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», в котором Пленум дает разъяснения процедурных правил прямого применения Конституции РФ при рассмотрении конкретных судебных дел ; 2) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», в котором Пленум не только дает разъяснения, связанные с обеспечением «правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия», но и легально определяет общепризнанные принципы и нормы международного права ; 3) «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в котором Пленум с целью формирования единообразной судебной практики дает разъяснения по вопросам, возникающим у судебных органов при рассмотрении указанных категорий дел .

Дискуссионным в юридической литературе является вопрос об отнесении актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК РФ) к числу источников избирательного права. К нормативным актам избирательных комиссий, выступающим в качестве источников избирательного права, следует отнести инструкции и ряд иных правовых актов, принимаемых ЦИК РФ и избиркомами субъектов РФ на основе федеральных и региональных законов. Так, в ч. 13 ст. 21 закона «Об основных гарантиях…» установлено, что в пределах своих полномочий ЦИК РФ наделяется правом принимать соответствующие инструкции по вопросам, предусматривающим единообразное применение данного закона, которые обязательны для исполнения. В качестве примера можно назвать постановление ЦИК РФ от 15 июня 2011 г. «О Порядке проведения жеребьевки по распределению между зарегистрированными кандидатами и политическими партиями, выдвинувшими зарегистрированных кандидатов, печатной площади для публикации предвыборных агитационных материалов в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях при проведении выборов Президента РФ в 2012 г.» .

Следует отметить, что правовые акты ЦИК РФ не совсем вписываются в систему российского законодательства, поэтому этот проблемный вопрос требует дальнейшего научного исследования. В связи с вышеизложенным необходимо определить место правовых актов ЦИК РФ в системе законодательства РФ и наделить ее правом принимать нормативные акты по вопросам применения законодательных норм о референдуме и выборах, которые должны быть обязательными для исполнения на всей территории РФ.

На региональном уровне в качестве источников избирательного права выступают конституции, уставы и законы субъектов РФ, акты глав субъектов РФ и иных органов исполнительной власти, акты избиркомов субъектов РФ, решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

В учредительные документы некоторых субъектов РФ включена отдельная глава об избирательном праве (избирательной системе), которая в общей форме содержит положения избирательной системы и принципы организации и проведения выборов в рамках территории субъекта РФ. При этом система законов в области избирательного права конкретного субъекта РФ зачастую представлена законами о выборах высшего должностного лица и органа законодательной власти субъекта РФ, о выборах главы и депутатов представительного органа муниципального образования.

Как известно, избирательное законодательство на федеральном уровне не кодифицировано. Однако кодификация избирательного законодательства получила определенное распространение на уровне субъектов РФ, более чем в десяти субъектах РФ приняты избирательные кодексы (например, в Москве, Свердловской области, Хабаровском крае и др.) . На наш взгляд, опыт такой кодификации нуждается в глубоком изучении для того, чтобы распространить его на федеральный уровень, использовать в законодательной практике других субъектов РФ и на местном уровне.

К числу источников избирательного права на местном уровне относятся нормативные акты местного самоуправления, которые могут содержать избирательные процедуры на основе федеральных и региональных законодательных актов. Так, с учетом Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в учредительных актах муниципальных образований — уставах должно содержаться указание на структуру и процесс формирования органов местной власти. Учитывая, что указанные требования к содержанию устава являются обязательными, этот правовой акт приобретает ключевое значение в определении не только типа избирательной системы, но и сроков «полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также оснований и порядка прекращения полномочий указанных органов и лиц».

Что касается правового регулирования непосредственно избирательных процедур, это не является вопросом ведения муниципальных образований, поскольку порядок организации и проведения выборов на местном уровне регламентируется законами субъектов РФ. Но в отсутствие законов субъектов РФ, закрепляющих порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, указанные выборы проводятся с учетом положений об их проведении, принимаемых представительными органами местного самоуправления в соответствии с указанным законом.

На основе анализа представленных в науке конституционного права видов и систем источников избирательного права предлагаем авторскую, на наш взгляд оптимальную, модель системы источников избирательного права, расположенных в порядке их иерархии по юридической силе и территориальному признаку:

1. Конституция РФ.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

3. Решения Конституционного суда РФ с нормативным содержанием.

4. Подзаконные нормативные акты, регулирующие различные сферы избирательно-правовых отношений.

5. Постановления палат Федерального собрания РФ нормативного характера.

6. Конституции (уставы) субъектов РФ.

7. Отдельные акты субъектов РФ: законы субъектов РФ (избирательные кодексы), акты, принимаемые высшими должностными лицами субъектов РФ, регламенты региональных парламентов, регулирующие избирательно-правовые отношения.

8. Отдельные акты органов местного самоуправления: решения, принимаемые должностными лицами, представительным органом и иными предусмотренными уставом органами на местном уровне, регулирующие сферу избирательных правоотношений.

Полагаем, что представленная модель отличается многообразием и наполнена новым содержанием. Целостность и стабильность предложенной модели источников избирательного права должна положительным образом сказаться на развитии как избирательного, так и всего российского права в целом.

Таким образом, на современном этапе в России сложилась целостная система источников избирательного права на федеральном, региональном и местном уровнях, которая представлена общефедеральной Конституцией, конституциями (уставами) субъектов, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, нормативными актами различного вида и уровня, решениями органов конституционной юстиции, в целом составляющими законодательство в области избирательных правоотношений.

Система источников избирательного права имеет большое значение для укрепления законности в России. Именно от качества всей системы источников избирательного права, как и права в целом, зависит в том числе прочность законности в стране, что является важным условием для формирования в России демократического правового государства.

Ссылки:

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. М., 2007. 784 с.

3. Избирательное право : учебник / под ред. В.О. Лучина. М., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Безуглов А.А., Солдатов А.С. Конституционное право России : учебник. В 3 т. Т. 1. М., 2001. С. 43.

7. Конституционное право России : учебник. С. 475.

8. Кутафин О.Е. Источники конституционного права. М., 2002. С. 19.

9. Безуглов А.А., Солдатов А.С. Указ. соч. С. 43.

10. Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 22.

11. Всеобщая декларация прав человека от 10 дек. 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека : сб. док. М., 1990.

12. Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

13. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950 г. // Российская газета. 1995. 5 апр.

14. Европейская хартия местного самоуправления от 15 окт. 1985 г. // Бюллетень международных договоров. 1998. № 11.

16. Конвенция СНГ о правах и основных обязанностях человека от 26 мая 1995 г. // Российская газета. 1995. 23 июня.

17. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ от 7 окт. 2002 г. // СЗ РФ. 2005. № 48. Ст. 4971.

18. Баглай М.В. Указ. соч. С. 407.

21. О выборах Президента РФ : федер. закон от 10 янв. 2003 г. : ред. от 13 июля 2015 г. // Там же. 2003. № 2. Ст. 171.

23. О порядке формирования Совета Федерации РФ : федер. закон от 3 дек. 2012 г. : ред. от 3 июля 2016 г. // Там же. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6952.

26. Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления : федер. закон от 26 нояб. 1996 г. : ред. от 4 июня 2014 г. // Там же. 1996. № 49. Ст. 5497.

27. О средствах массовой информации : федер. закон от 13 янв. 1995 г. : ред. от 3 июля 2016 г. // Российская газета. 1992. 8 февр.

28. Об общественных объединениях : федер. закон от 19 мая 1995 г. : ред. от 2 июня 2016 г. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

29. О политических партиях : федер. закон от 11 июля 2001 г. : ред. от 19 дек. 2016 г. // Там же. 2001. № 29. Ст. 2950.

31. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. : ред. от 7 февр. 2017 г. // Там же. 1996. № 25. Ст. 2954.

32. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. : ред. от 7 февр. 2017 г. // Там же. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

33. Постников А.Е. Указ. соч. С. 241.

34. Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников органов прокуратуры РФ и сотрудников Следственного комитета РФ : указ Президента РФ от 30 мая 1997 г. : ред. от 7 дек. 2016 г. // СЗ РФ. 1997. № 22. Ст. 2572.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. О мерах по содействию избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ : постановление Правительства РФ от 5 мая 2003 г. // Там же. 2003. № 2. Ст. 190.

36. По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с запросом Законодательного собрания Владимирской области : постановление Конституционного суда РФ от 15 мая 2014 г. № 11-П // Вестник Конституционного суда РФ. 2014. № 4.

37. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия : постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 окт. 1995 г. № 8 // Российская газета. 1995. 28 дек.

38. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ : постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 окт. 2003 г. № 5 // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2003. № 12.

39. О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ : постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 : ред. от 9 февр. 2012 г. // Там же. 2011. № 6.

40. О Порядке проведения жеребьевки по распределению между зарегистрированными кандидатами и политическими партиями, выдвинувшими зарегистрированных кандидатов, печатной площади для публикации предвыборных агитационных материалов в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях при проведении выборов Президента РФ в 2012 г. : постановление ЦИК РФ от 15 июня 2011 г. № 15/176-6 // Вестник ЦИК РФ. 2011. № 9.

Понятие и система источников избирательного права.

Под источником права понимается форма выражения правовых норм. Термин «источник права» содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами – «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают.

Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).

Источниками избирательного права являются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие избирательные отношения, – нормы избирательного права.

Система источников избирательного права характеризуется такими качествами, как взаимосвязь и иерархия правовых актов.

Основными составными частями системы источников избирательного права являются:

1) избирательное законодательство;

2) международно-правовые акты;

3) нормативные правовые акты местного самоуправления;

4) решения Конституционного Суда Российской Федерации;

5) решения Верховного Суда Российской Федерации;

6) нормативные правовые акты избирательных комиссий.

Избирательное законодательство в Российской Федерации можно разделить на виды по двум основаниям:

1) по уровню регулируемых выборов (предметному признаку) на законодательство о выборах федеральных органов государственной власти, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и законодательство о выборах органов местного самоуправления;

2) по субъекту правотворчества (субъектному признаку) на федеральное избирательное законодательство, избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.

Федеральное избирательное законодательство имеет следующую структуру.

Конституция Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации регулирует наиболее важные стороны общественной жизни путем установления основных принципов построения государства и взаимоотношений его с личностью и является базой для формирования отраслей права и подотраслей собственно конституционного права, к которым относится избирательное право как совокупность правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Федеральная конституция регулирует избирательные отношения в нескольких аспектах.

Во-первых, в ней закрепляется принцип народовластия. Статья 3 гласит: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, закрепляя таким образом исходный (выборный) принцип организации системы органов государственной власти. Другим принципом организации этой системы является принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленный в ст. 10.

Во-вторых, Конституция признает и гарантирует избирательные права граждан. Статья 32 закрепляет: граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это единственное ограничение избирательных прав, установленное Конституцией (за исключением ограничений пассивного избирательного права для кандидатов в депутаты Государственной Думы и в Президенты Российской Федерации). Толкование этой статьи должно осуществляться во взаимосвязи со ст. 60 Конституции, которая устанавливает, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права с 18 лет.

В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следует особо подчеркнуть, что права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом, а не иными нормативно-правовыми актами, в том числе указами Президента Российской Федерации, а также конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Последние должны строго соответствовать (не выходить за рамки) тому федеральному закону, который устанавливает ограничения прав и свобод.

В-третьих, Конституция разграничивает компетенцию Федерации и ее субъектов в сфере избирательного законодательства. Статья 71 устанавливает, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (следовательно, и избирательных прав) находится в ведении Российской Федерации. Защита же прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72).

К исключительному ведению Российской Федерации относится установление системы федеральных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности, их формирование, а к совместному ведению относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Сама же система органов государственной власти субъектов Российской Федерации согласно ст. 77 устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В-четвертых, Конституция Российской Федерации не устанавливает основ избирательной системы в отдельном разделе, как это было в Конституции РСФСР 1978 г., а упоминает о принципах избирательного права: всеобщем равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании – только применительно к выборам Президента Российской Федерации в ст. 81. Однако ч. 4 ст. 15 позволяет включить в состав норм избирательного права, обладающих наивысшим приоритетом, нормы-принципы, содержащиеся в международных источниках и составляющие содержание международных избирательных стандартов.

2. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.

Данный федеральный закон является своеобразным «ядром» избирательного законодательства, его основополагающим актом.

Основные особенности Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»:

1) данный закон является универсальным актом, регулирующим любой избирательный процесс на территории Российской Федерации;

2) основной целью закона является гарантирование избирательных прав граждан. Данная цель реализована конкретизацией содержания избирательных прав граждан, закреплением основных принципов проведения выборов, а также установлением общей регламентации процедуры проведения выборов. Закон в ст. 2 содержит разъяснение основных терминов и понятий Закона, в ст. 3-7 закрепляет принципы свободного и добровольного участия граждан в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Закон закрепляет принцип обязательности проведения выборов, максимальные сроки полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3) главной особенностью Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» является его рамочный характер. Это означает, что нормы, содержащиеся в нем, адресованы как правоприменителям, так и самому законодателю. Закон устанавливает обязательные стандарты обеспечения избирательных прав граждан, подлежащие соблюдению не только в правоприменительном, но и в законотворческом процессе. Статья 1 прямо закрепляет верховенство данного закона в системе избирательного законодательства в Российской Федерации: федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить данному федеральному закону.

Данное положение корректирует принцип приоритета «специальной» правовой нормы над «общей» правовой нормой. «Специальные» нормы законов о выборах депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации, конкретных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления имеют приоритет перед нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» только в случае, если они не противоречат им;

4) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» имеет прямое действие. В случае если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат данному закону, применяются нормы Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…». Нормы закона применяются также в случае пробелов в «специальном»федеральном и региональном законодательстве. Принцип прямого действия Федерального закона об основных гарантиях означает также, что избиратель и иные участники избирательного процесса вправе обжаловать неправомерные решения и действия должностных лиц, государственных органов, организаций, в том числе избирательных комиссий, основываясь на данном федеральном законе.

Добавить комментарий