Историческое значение соборного уложения

§ 82. Соборное уложение 1649 г. и его значение

В июле 1648 г. царь созвал у себя свою боярскую думу и совет патриарха («освященный собор») и совещался с ними о том, что надо сделать, чтобы водворить порядок и правосудие в государстве, чтобы «всяких чинов людям, от большого и до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем ровна». И было решено поручить боярину князю Н. И. Одоевскому с четырьмя помощниками собрать все старые законы, то есть Судебник 1550 г., дополнительные к нему указы (которых накопилось много за сто почти лет) и статьи из Кормчей книги (§ 12). Все эти законы надлежало привести в порядок и систему, исправить и дополнить их и таким образом составить из них новый полный свод. Предполагалось, что, когда кн. Одоевский окончит собирание старых законов, в Москве соберется земский собор и «общим советом» обсудит его труд, дополнит и утвердит его. Земскому собору велено было собраться в Москву к 1 сентября 1648 г.

Таким образом, молодой государь хотел утвердить правосудие и лучшие порядки, дав народу новый свод законов. Эта мысль была очень разумною и правильною. Народ тогда не знал тех законов, по которым должен был жить и судиться; это-то главным образом и помогало беззаконию дьяков и воевод. Старый Судебник не был напечатан; его можно было только списывать, и поэтому мало кто его знал. Еще меньше знали Кормчую, которая была так велика, что ее было трудно переписать. Что же касается до дополнительных к Судебнику указов, то их никто не знал, кроме чиновников, потому что указы обыкновенно народу не объявлялись, а только записывались в «указанные книги» московских приказов. В таких условиях дьяки и судьи вертели делами, как хотели, одни законы утаивали, а другие толковали вкривь; проверить же их никто не имел возможности. К такому порядку и относилась старая едкая поговорка: «Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Привести в порядок старые законы, сделать из них один свод и напечатать его в общее сведение было делом очень нужным. А кроме того, необходимо было и пересмотреть законы по их содержанию, улучшить их и дополнить, чтобы они лучше соответствовали нуждам и желаниям населения. Все это и решено было сделать «общим советом» на земском соборе.

Собор начал действовать около 1 сентября 1648 г. На нем были выборные представители от 130 городов, как служилые люди, так и тяглые горожане. Они заседали в одной из палат дворца, отдельно от боярской думы и духовенства. Слушая доклады князя Одоевского, собиравшего старые законы и указы по разным отраслям управления (сословное устройство, землевладение, суд и т. д.), выборные люди обсуждали их и входили к государю по поводу их с челобитьями. В этих челобитьях они всем собором просили государя об установлении новых законов в отмену устаревших или неудобных. Государь обыкновенно соглашался, и новый закон, таким образом, утверждался и вносился в собрание князя Одоевского. Важнейшие из новых законоположений были следующие: 1) Духовенство было лишено права впредь приобретать себе земли (§ 56) и потеряло некоторые судебные льготы. 2) Бояре и духовенство потеряли право селить около городов, в «слободках», своих крестьян и холопов и принимать к себе «закладчиков» (§ 79). 3) Посадские общины получили право возвратить всех ушедших от них «закладчиков» и удалить из посадов всех не принадлежащих к общинам людей. 4) Дворяне получили право искать своих беглых крестьян без «урочных лет». Наконец, 5) купцы добились того, что иноземцам было запрещено торговать внутри Московского государства, где бы то ни было, кроме Архангельска. Рассматривая все эти новые постановления, замечаем, что они все сделаны в пользу служилых людей (дворян) и посадских людей (горожан). Служилые люди закрепили за собою земли (которые доселе уходили от них к духовенству) и крестьян (которые все еще переходили с места на место). Посадские люди уничтожили закладничество и замкнули посады от посторонних людей, которые отбивали у них торг и промыслы и уводили закладчиков. Поэтому дворяне и горожане были очень довольны новыми законами и говорили, что «нынеча государь милостив, сильных из царства выводит». Зато духовенство и бояре не могли хвалить новых порядков, которые лишали их разных льгот; они думали, что эти порядки допущены «боязни ради и междоусобия от всех черных людей, а не истинной правды ради». Недовольна была и чернь: закладчики, возвращенные в податное состояние, крестьяне, лишенные возможности выхода. Они волновались и были склонны уходить на Дон. Таким образом, новые законы, установленные в пользу средних классов населения, раздражали высшие классы и простонародье.

Законодательные работы были окончены уже в 1649 г., и новый свод законов, названный «Соборным уложением» (или просто «Уложением»), был напечатан по тому времени в громадном количестве экземпляров (2 тыс.) и распространен по всему государству.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Соборное Уложение 1649 года явилось новым этапом в развитии юридической техники, оно стало первым печатным памятником права. До него публикации законов ограничивались оглашением их на торговых площадях и храмах, о чем обычно указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной степени исключило возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.

Соборное Уложение не имело прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться только со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. Из памятников права других народов по юридическому содержанию Соборное Уложение можно сравнить с Литовским Статутом.

Соборное Уложение — первый в истории России систематизированный свод законов , т.к. заключает в себе материал относящийся ко многим отраслям права.

— 18 —

Оригинал Соборного Уложения представляет собой столбец длиной в 309 метров из 959 отдельных составов. Этот уникальный документ позволяет судить о работе над его составлением. По лицевой стороне столбца написан несколькими писцами текст Соборного Уложения. На обороте — 315 подписей участников Собора. По склейкам лицевой стороны скрепа думного дьяка И.Гавренева. Скрепы думных дьяков Ф.Елизарьева , М.Волошенинова, Г.Леонтьева и Ф.Грибоедова сделаны на оборотной стороне тоже по склейкам. Специальные пометы на столбце указывают источники той или иной статьи. В рукописи имеются поправки, пропущенные при переписке места восстановлены. К Уложению приложена «Опись поправкам”. В то же время в судебной практике этим столбцом не пользовались. С подлинного столбца была сделана рукописная книга-копия «слово в слово”, с которой были отпечатаны экземпляры Соборного Уложения. Абсолютно точно установить число отпечатанных книг пока не возможно, но в одном из документов приводится цифра — 1200 книг.

В отличие от предшествующих законодательных актов Соборное Уложение отличается не только большим объемом (25 глав, разделенных 967 статей), но и большой целенаправленностью и сложной структурой. Краткое введение содержит изложение мотивов и истории составления Соборного Уложения. Впервые закон делится на тематические главы, посвященные если не определенной отрасли права, то во всяком случае имеющие конкретный объем номирования. Главы выделены специальными заголовками: например, «О богохульниках и церковных мятежниках» (глава 1), «О государственной чести и как его государьское здоровье оберегать» (глава2). Такая схема построения глав позволяла их составителям придерживаться обычной для того времени последовательности изложения: от возбуждения уголовного до исполнения решения. Это вызывает серьезные затруднения при анализе Уложения по отраслям права и по объекту права.

Первые главы (1 — 9) и последние три (23 — 25) охватывают отношения, связанные с положением церкви (глава 1), высшей государственной власти (главы 2-3) и установленным порядком управления (главы 4-9, 23-25). Первая глава Уложения содержит правовые нормы «о богохульниках и церковных мятежниках” — самом страшном преступлении, по мнению законодателей 17 века, так как оно рассматривается даже раньше, чем покушение на «государьскую честь” и «государьское здоровье” (глава 2). За хулу на Бога и Божию Матерь, честный крест или святых угодников, согласно 1 статье 1 главы Уложения, виновного, независимо от его национальности, ждало сожжение на костре. Смерть грозила и всякому «бесчиннику”, воспрепятствующему служению литургии. За всякие производимые в храме бесчинства и беспорядки полагались также суровые наказания, от торговой казни до тюремного заключения. Но с 1 главой с ее 9 статьями узаконения по церковным вопросам не исчерпываются, они рассыпаны по всему тексту Уложения. И в дальнейших главах есть постановления о присяге для людей духовного и мирского чина, об ограничении прав иноверцев, о браке, об охране церковного имущества, о почитании праздников и т.д. Все эти меры были призваны защитить честь и достоинство церкви. Но содержались в Уложении и пункты, вызвавшие сильное недовольство церковной иерархии. Согласно главе 13 утверждался особый Монастырский приказ, на который возлагался суд в отношении духовенства и зависимых от него людей. Духовенство лишалось судебных привилегий, причем сделано это было по челобитным выборных людей. Существенному ограничению подвергалось и церковное землевладелие. Принадлежавшие церковным властям в городах, на посадах и около посадов слободы и вотчины были взяты «за государя в тягло и в службы безлетно и бесповоротно» (гл.19,ст.1). Далее , всем духовным лицам и учреждениям категорически запрещалось кА

— 19 —

ким-либо образом приобретать вотчины и мирским людям отдавать вотчины в монастыри (гл.17,ст.42). С точки зрения государства это способствовало дальнейшей централизации и укреплению самодержавной власти. Но положения нового кодекса вызвали сопротивления духовенства, т.к. Уложение лишало его, за исключением патриарха, судебных привилегий. В ведение Монастырского приказа передавались все церковные и монастырские земли.

Недовольный Уложением патриарх Никон называл его «беззаконной книгой», а первую главу Монастырского приказа – «Новым Лютером». В итоге напряженной борьбы, духовная власть одолела светсткую: в 1667 году упраздни Монастырский приказ.

Впервые в русском законодательстве Уложение выделяет специальную главу, посвященную уголовно-правовой защите личности монарха (гл.2). При этом подчеркивается, что даже умысел карается смертной казнью. Кроме того, определяются составы государственных, политических преступлений. Глава редко отделяет эти преступления от других «лихих дел», являясь «первой в истории русского законодательства кодификацией, в которой дана если не исчерпывающая, то все же относительно полная система государственных преступлений». Главе устанавливается состав каждого преступления, субъективная и объективная сторона стороны противогосударственных посягательств, обстоятельства, устраняющие наказуемость деяния, процессуальные нормы по этим делам, закрепляющие главенствующую роль розыска.

Следущая группа глав связана с «судом”, причем эти главы выделены как по субъекту, регулируемых отношений (гл.9 — суд о крестьянах, гл.10 — суд о посадских людях), так и по объекту (гл.17 — о вотчинах, гл.16 — о поместных землях). Некоторые авторы считают, что первые главы относятся к государственному праву, 10-15 — процессу, 16-20 — к вещному праву, 21-22 — к уголовному праву, 22-25 — добавочная часть: о стрельцах, о казаках, о корчмах и т.д. В первоначальном виде Уложение было снабжено перечнем статей, причем каждая имела свое собственное наименование. В последущие годы уложение дополнилось «новоуказными статьями”, важнейшие среди них: «Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах” 1669 года, «О поместьях” 1676 года, «О поместьях и вотчинах» 1677 года и т.д.

Статьи Соборного Уложения устанавливают правовое положении различных сословий и социальных групп общества: правовое положение крестьян устанавливают ст.ст. 1,5,12,16,32 главы 11; ст.13 главы 2; ст.ст. 94,235, 262 главы 10; ст. 7 главы 13; ст..ст. 9,15,37 главы 19. Из них видно, что Уложение окончательно закрепило полное закрепощение крестьянского выхода – отменялись «урочные лета» — срок для сыска беглых крестьян, после которого поиски прекращались и фактически сохранялась хоть малая возможность для выхода из крепостного состояния, пусть путем бегства. По Уложению розыск беглецов становился бессрочным, а за их укрывательство устанавливался штраф в 10 рублей. Тем самым крестьяне окончательно прикреплялись к земле и завершалось юридическое оформление крепостного права. Принятие этих норм отвечало интересам служилых людей, активно участвующих в третьем Соборе 1648 года. Но важно отметить, что по Уложению крестьяне обладали все же некоторыми сословными правами. Беглых крестьян категорически предписывалось возвращать вместе с их имуществом, тем самым признавались их имущественные права. Признанием личных прав являлось положение, согласно которому вступившие в брак в бегах крестьяне подлежали возврату владельцу только семьями. Но в целом крестьяне были почти совершенно бес

— 20 —

правны как в личной, так и в общественной жизни (ст.13 главы 2, ст.6 главы 9, ст.261 главы 10) и т.д. Надо учитывать, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляет простор для произвола вотчинников и помещиков: в Уложении нет норм, регламентирующих размеры крестьянских повинностей.

Если положение вотчинных, и особенно помещичьих, крестьян было гораздо тяжелее положения государственных крестьян, то в самом низу этой лестницы стояли холопы и кабальные люди (ст.8,16,27,35,63,85 главы 27). Холопы не имели личных и имущественных прав, хотя фактически они все чаще превращались в пашенных людей и зачислялись в тягло. Если сравнивать статьи о крестьянах и о холопах, то можно отметить, что положение крепостного крестьянина приблизилось к правовому положению холопа. В Уложении много внимания уделялось и некоторым социальным вопросам. В Смуте силой, обеспечившей конечную победу над внешними и внутренними врагами, были сословия служилых людей и жителей посадов. 16 и 17 главы были посвящены упорядочению запутанных в годы «московского разорения” земельных отношений. Кто-то тогда утратил крепости на свои владения, кто-то получил их от самозванцев. В новом законодательном своде устанавливалось, что вотчинами имеют право владеть только служилые люди и гости. Таким образом, собственность на землю становилась сословной привилегией дворянства и верхушки купечества. В интересах дворянства Уложение сглаживало разницу между условным владением — поместьем (на условии и на время службы) и наследственным владением — вотчиной. Отныне поместья можно менять на вотчины и наоборот. Челобитьям посадских людей удовлетворяла специально посвященная им 19 глава. Согласно ей посадское население обособлялось в замкнутое сословие и прикреплялось к посаду (кроме того, борясь с попытками уклониться от посадского тягла, Уложение лишило людей «черных сотен” — права перехода из города в город (ст.19,22,37,38 главы 19). Все жители посада должны были платить определенные подати и исполнять повинности в пользу государства. Из посада теперь нельзя было уйти, зато и войти можно было только при условии вступления в тяглую общину. Это положение удовлетворило требование посадских людей оградить их от конкуренции разных чинов людей, которые, происходя из служилых, духовных, крестьян, торговали и занимались разными промыслами близ посадов, в то же время не неся тягло. Теперь все, кто занимался торгами и промыслами, обращались в вечное посадское тягло. Одновременно свободные ранее от тягла «белые слободы” (обеленные, т.е. освобожденные от податей и повинностей государству), принадлежавшие светским феодалам и церкви, безвозмездно прикреплялись к государевым посадам. Подлежали возвращению на посады все ранее ушедшие оттуда. Их предписывалось «свозити на старые их посадские места, где кто живал наперед сего, безлетно и бесповоротно”. Но это зафиксированное законом положение не было до конца реализовано на практике и весь 18 век посадские люди продолжали ходатайствовать о ликвидации «белых мест”, расширении городских территорий, запрещении крестьянам заниматься торгами и промыслами.

Главное внимание Уложение уделяет феодалам. Оно закрепило привиллегированное положение представителей господствующего класса (ст.1 главы 9, ст.27,30,90, главы 10, ст.1 главы 11) и т.д. Из текста Уложения видно, какие группы населения должны быть отнесены к феодалам-землевладельцам (ст.1 главы 9, ст.1 главы 11, ст.41-45,66 главы 16). Ряд статей подтверждает монопольное право феодала владеть землей с крестьянами (ст.46 главы 16), устанавливает их привилегии (ст.5,12,92,133,135 главы 10, ст.16,56 главы 18,9 и 22) и их обязанности нести «государеву службу” (ст.7,19 главы 7, ст.69 гл. 16, ст.2 гл. 20). Основная часть феодалов называлась «служилые люди”, хотя в их состав входили далеко не все феодалы, и не только феодалы, но и стрельцы, казаки, пушкари и т.д., не имевшие ни крестьян, ни поместий, ни вотчин, и получавшие за службу денежное и хлебное жалование и некоторые льготы. Уложение как кодекс феодального права защищает право частной собственности, и прежде всего, собственность на землю. Основными видами собственности феодалов на землю были вотчины (ст.13,33,38,41,42,45

— 21 —

главы 17) и поместья (ст.1-3,5-8,13,34,51 главы 16). Уложение делает серьезный шаг в направлении приравнивания правового режима поместий к режиму вотчин, это касалось широких кругов феодалов, в особенности мелких. Не случайно глава о поместьях стоит раньше в законе главы о вотчинах.

Приравнивание поместий к вотчинам шло по линии преимущественно предоставления помещикам права распоряжения землей. До сих пор правом собственности на землю обладали по существу только вотчинники (но и их права были несколько ограничены, что сохранилось и в Уложении), однако в принципе вотчинник обладал необходимым элементом права собственности — правом распоряжения имуществом. По-иному обстоит дело с поместьем: в прежние годы помещик был лишен права распоряжения, а порой — и права владения землей (это было в том случае, если помещик покидал службу). Соборное Уложение внесло в это дело существенные изменения: прежде всего оно расширило право помещика на владение землей — теперь помещик, вышедший в отставку, сохранял право на землю, и хотя ему не оставляли прежнего поместья, но давалось по определенной норме так называемое прожиточное поместье — своеобразная пенсия. Такую же пенсию получала и вдова помещика, и его дети до определенного возраста.

Право распоряжения поместьем по Соборному Уложению проявлялось в разрешении так называемой сдачи прожиточного поместья, в возможности обмена поместья, в том числе и на вотчину. Что касается вотчин, то их можно было продавать почти неограниченному кругу феодалов, и статьи, посвященные «государевым дворцовым и черным” землям, раскрывали положение царя как крупного феодала.

В Уложении много статей, охраняющих другие многочисленные объекты хозяйствования феодалов, а также и торгово-ремесленного населения. В 10 главе есть статьи и по другим вопросам гражданского права. Все обязательственное право в Уложении тесно связано с уголовным, за неисполнение многих договоров грозило уголовное наказание.

Большое внимание уделено уголовному праву (гл.1-5,10,21,22 и др.) и процессу. По сравнению с предыдущим законодательством, Уложение предусматривает больше случаев применения публичного уголовного преследования (ст.31 главы 21, ст.14 главы 22). В карательной политике четко выступают черты права-привилегии (ст.90,92 главы 10, ст.10 главы 22). Общее понятие преступления остается прежним, но можно отметить развитие представлений о его составе. Усложняется система преступлений. Совокупность норм о них, предусмотренных Уложением, впервые приобретает характер именно системы. На первое место ставятся наиболее опасные для феодального общества преступления: против церкви, государственные преступления, против порядка управления (первые главы Уложения). Далее идут преступления против личности, имущественные преступления, хотя четкое разграничение по объекту преступления в систематизации не всегда выдерживается. Одним из обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, признавались действия, напоминающие необходимую оборону и крайнюю необходимость (ст.105,200,201,283 главы 10, ст.88-89 главы 21, ст.21 главы 22). Усложняется и система наказаний. Наказание повышается при наличии квалифицирующих обстоятельств (ст.90 главы 21, ст.1,2,16 главы 25).

В процессуальном праве усиливается тенденция к расширению сферы розыска, хотя суд по объему подсудности все еще на первом месте. Утверждается значение судебных документов, устанавливаются правила поведения в суде и т.д.

Уложение включает в себя развитие всех отраслей права того времени. Целые главы посвящены административному и финансовому праву. Широко трактуются гражданские права — собственности, договоров, наследования. Статьи Соборного Уложения не дают полного представления о вопросах, связанных с государственным устройством, фор

— 22 —

мой правления, организацией аппарата государства и т.д., но есть статьи, позволяющие судить о механизме государства 17 века. Кроме того, Уложение закрепляет процесс усиления царской власти, свойственный сословно-представительной монархии и отражающий тенденцию к перерастанию в монархию абсолютную. Статьи, касающиеся Боярской Думы, дают некоторое представление о ее роли в государстве 17 века (ст.2 главы 10).

Соборное Уложение удовлетворило основные сословные требования дворянства и частично его союзников — верхушки посада, ознаменовало собой первый систематизированный свод законов, охватывающий почти все отрасли права, и явилось завершающим этапом в процессе становления единого Российского государства.

30. Структура и содержание Соборного уложения 1649 г

Изменения, произошедшие в общественно-политических отношениях, должны были получить отражение и в праве. Иначе невозможно полноценное существование государства. В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои заседания до 1649 г. Для составления проекта кодекса была учреждена специальная комиссия, обсуждение проекта представителями Земского собора проходило посословно. Подтолкнуло и ускорило ход работы Собора над кодексом неожиданное массовое восстание в 1648 г. в Москве.

Соборное уложение было принято в 1649 г. Земским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан в приказы и на места.

Источниками Соборного уложения были Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., указные книги приказов (Разбойного, Земского и др.), царские указы, приговоры Боярской думы, решения Земских соборов, литовское и византийское законодательство. Позднее Уложение было дополнено Новоуказными статьями.

Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. В нем было систематизировано и обновлено все российское законодательство. Интересно, что в Уложении наметилось разделение правовых норм по отраслям и институтам. В изложении норм права сохранилась казуальность. В тексте Уложения были открыто закреплены привилегии господствовавшего сословия и зафиксировано неравное положение зависимых сословий.

В Соборном уложении впервые был обозначен статус главы государства, т. е. царя, как самодержавного и наследного монарха.

С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян, теперь устанавливалось право бессрочного сыска и возвращения беглых прежнему владельцу.

Много внимания в Уложении было уделено судопроизводству и уголовному праву. Более детальной регламентации были подвергнуты формы судебного процесса: обвинительно-состязательная и розыскная. Выделялись новые виды преступлений.

Целями наказания были обозначены устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества.

В отличие от всех предыдущих кодексов, Соборное уложение 1649 г. долгое время оставалось вне конкуренции и было основным источником российского права до принятия Свода законов Российской Империи в 1832 г. Уложение царя Алексея Михайловича использовалось на протяжении почти двухсот лет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

21

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оглавление

  • Введение
  • Глава I. Изучение соборного уложения 1649 г. в XIX в.
  • Глава II. Советские историки о соборном уложении 1649 г.
  • Глава III. Современные российские исследования соборного уложения 1649 года
  • 3.1 Основные направления и тенденции изучения Соборного уложения 1649 г. современными российскими исследователями
  • 3.2 Характеристика Соборного уложения 1649 г. как источника по истории России XVII в.
  • 3.3 Историко-правовой анализ отдельных положений Соборного уложения 1649 г.
  • Библиография

Содержание

Введение

С Соборного Уложения начинается Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Более того, структура Уложения определила структуру последующих законов начиная с Уложения о наказаниях 1845 г.

соборное уложение историография собор

К середине XVII в. в России стала все сильнее ощущаться потребность в реформах, призванных модернизировать экономическую, религиозную, военную и другие сферы жизни Московского царства. Общее стремление к модернизации проявилось и в юридической сфере. Важнейшим событием стала реформа законодательства, связанная с созданием особого систематизированного акта — Соборного уложения.

В условиях, сложившихся к середине XVII в. в Московском государстве, систематизация законодательства не могла не означать и его модернизацию. Ведь в процессе систематизации неизбежно выявляются пробелы, требующие устранения, и коллизии, нуждающиеся в разрешении. Это порождает необходимость создания новых правовых предписаний.

Да и сам создаваемый систематизированный акт представлял собой новую форму права. При этом самостоятельными, требующими своего ответа, становились вопросы о структуре этого нового акта, последовательности расположения и наименовании его составных частей.

Несмотря на достаточно продолжительную историю изучения, Соборное уложение продолжает возбуждать интерес исследователей и в наши дни. Актуальность темы настоящей работы подтверждается появлением в современной исторической литературе новых работ по истории Соборного уложения 1649 г.

Цель выпускной квалификационной работы по теме: «Соборное Уложение 1649 г.: история его изучения» — комплексное многоплановое исследование основных точек зрения отечественных историков на историю возникновения и содержание Соборного уложения 1649 г.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

— выделить основные направления российской и советской историографии истории земских соборов;

— проанализировать субъективные и объективные факторы, определившие многообразие взглядов на содержание отдельных положений Соборного уложения 1649 г.;

— проследить эволюцию историко-государственного направления в историографии Соборного уложения 1649 г.;

— выявить наиболее интересные и перспективные современные исследования по истории Соборного уложения 1649 г.;

— составить как можно более полный библиографический список по истории Соборного уложения 1649 г.

Объектом изучения стали события предшествовавшие и сопровождавшие принятие Соборного уложения 1649 г. в интерпретации отечественных историков.

Предметом изучения явились работы отечественных исследователей XIX-XXI вв. по истории Соборного уложения 1649 г.

Хронологические рамки работы охватывают период XIX — XXI вв. — время активного интереса к истории земских соборов в отечественной исторической науке.

Настоящая работа основана на общих методологических принципах научной объективности и историзма. Из многообразия методов научного исследования применяются проблемно-хронологический, историко — социологический, сравнительный подходы. Избранные методы позволяют провести поэтапное рассмотрение важнейших вопросов исследуемой проблемы.

По структуре настоящая работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также библиографии.

Во Введении дается общая характеристика исследования, обоснована его актуальность, определены объект, предмет, цель и задачи исследования; раскрываются теоретико-методологические основы работы.

Глава 1 «Изучение Соборного уложения 1649 г. в XIX в.» содержит достаточно подробный анализ основных направлений российской историографии вопроса начиная с первой четверти XIX в.

Глава II «Советские историки о Соборном уложении 1649 г.». В советской историографии изучение Уложения шло в основном в трех направлениях:

1) выявление и анализ источников,

2) рассмотрение права и судопроизводства по Уложению и примыкающим к нему памятникам (указные книги приказов, новоуказные статьи) и 3) изучение социально-экономического и политического развития России первой половины XVII в. Особое внимание в этой главе уделено дискуссии об отражении положения крестьянства в статьях Соборного уложения. Глава III «Современные российские исследования Соборного уложения 1649 года» состоит из нескольких разделов: 3.1 «Основные направления и тенденции изучения Соборного уложения 1649 г. современными российскими исследователями»; 3.2 «Характеристика Соборного уложения 1649 г. как источника по истории России XVII в. «; 3.3 «Историко-правовой анализ отдельных положений Соборного уложения 1649 г.».

Заключение содержит основные выводы ко всей работе.

Библиографический список представляет собой отдельный этап исследовательской деятельности и содержит довольно полное описание основных работ по истории изучения Соборного уложения 1649 г., начиная с XIX в.

Соборное Уложение стало предметом исследования уже в эпоху петровских реформ. Но как памятник права оно стало изучаться только после того, как перестало быть действующим законом.

Первая публикация об Уложении связана с внешней историей кодекса, в дальнейшем основное направление его изучения пошло по линии историко — юридической. Начало было положено В. Строевым, выпустившим специальное исследование в 1833 г.

Строева, Уложение представляет собою не кодекс, а свод прежних законов, основное назначение которых — в установлении «гражданского равенства» «в отношении справедливости», хотя сословия и не уравнивались «в отношении к суду».

Отмечая национальные корпи Уложения и называя его «Уложением Москвы», Морошкин тем не менее подчеркивал, что «оно не отвергает и чужеземного, не противится преобразованиям и усовершенствованиям».

Для начального этапа историографии Уложения характерен анализ памятника в целом — его источников, причин и обстоятельств составления, места в ряду других законодательных памятников, общего значения и т.д.

Приложение законодательства к жизни, т.е. судебная практика, автором не затронуто.

Характеристика уголовного права по Уложению заняла существенное место в работе А.Н. Попова об уголовных судах Московского царства. Попов выделяет три вида уголовных дел — татъба, душегубство и разбой. По наблюдению автора, они с древнейших времен отделились от других преступлений и составили предмет ведомства губных судов и Разбойного приказа. Из дел этих ведомств они и попали в Уложение 1649 г. См. Маньков А.Г. Указ. соч.

Есипович Я.Г. Литературная разработка и общая характеристика Уложения 1649 г. // Журнал Министерства юстиции. 1859. №1.

ЛеонтовичЛеонтович Ф.И. Спорные вопросы по истории русско-литовского права. СПб., 1893. и ряд других исследователей, примыкавших по своим научным взглядам к государственно-юридическому направлению.

С восхождением на престол в 1645 году царя Алексей Михайловича назрела необходимость юридического определения полномочий государства и церкви, и законодательного закрепления приоритета государственной власти над церковной.

Исследовав текст Соборного уложения, можно сделать вывод о том, что судебные, административные и податные привилегии церкви подверглись значительному ограничению.

В советской историографии изучение Уложения шло в основном в трех направлениях:

2) рассмотрение права и судопроизводства по Уложению и примыкающим к нему памятникам (указные книги приказов, новоуказные статьи) и

Уложение осуществило в этой главе меру, предложенную Стоглавом.

1) нет достаточных оснований считать источником 9-14-й, 16-18-й статей IX главы московский перевод — редакцию

Заметные результаты были достигнуты советскими историками в издании и комментировании одного из наиболее массовых источников права: уставных и указных книг приказов — Разбойного, Земского, Поместного, Ямского и приказа Холопья судаПамятники русского права (ПРП). Вып. 4. М., 1956. С. 356-381; ПРП. Вып. 5. М., 1959. С. 128-238, 329-392, 431-483, 539-547. . Ранее известный состав уставных книг Разбойного приказа пополнен найденной А.А. Зиминым книгой 1635-1648 гг., непосредственно примыкающей к Уложению. Новое издание уставных и указных книг приказов расширило возможности оценки приказных книг как источника Уложения. Важным пополнением данного круга источников Уложения послужила найденная указная книга Московского судного приказаНазаров В.Д. Указная книга Московского судного приказа//Археографисекий ежегодник за 1962 г. М., 1963. С. 462-484. . Неизвестные ранее приговоры и указы, помещенные в книге, послужили источником ряда статей XX и X глав Уложения, т.е. по холопьим и судным делам. В том же смысле должна быть расценена статья К.Н. Сербиной об указных книгах Земского приказа, хотя и не устанавливающая непосредственную связь материала этих книг с УложениемСербина К.Н. Указные книги Земского приказа второй половины XVII в. //Исследования по отечественному источниковедению.М. — Л., 1964. С. 337-344. . В ряде исследований по истории крестьян, холопов, классовой борьба XVI-XVII вв. содержатся ценные, иногда высказанные попутно, замечания относительно источников или истоков тех или иных норм УложенияПанеях В. М, Холопство в XVI — начале XVII в.Л., 1975. С. 238-242; Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. М., 1975. С. 312 — 341. . В 1953 г. был напечатан небольшой специальный очерк об источниках Уложения, не раскрывавший, однако, этого вопроса в историографическом и фактическом планах во всем объемеЧерных П.Я. Язык Уложения 1649 г. М., 1953.

Широко использованы нормы Уложения применительно к изучению организации вооруженных сил XVII в. в книге Ф.И. КалинычеваКалинычев Ф.И. Правовые вопросы военной организации русского государства второй половины XVII в. М., 1954.

Добавить комментарий