История финансов в России

Сегодня много говорят о состоянии финансовой системы страны. Это система финансовых отношений, сгруппированных по определенному признаку. И нужно сказать, что такие финансовые отношения в нашей жизни присутствуют повсеместно. Они складываются между людьми и государством, между странами, между юридическими лицами или юридическим и физическим лицом. В финансовую систему входит все, что касается денежных отношений. Так что даже домашний бюджет можно считать одним из звеньев оговоренной цепи.

Вот почему так важно понимать особенности функционирования и состояние финансовой системы страны. От функционирования этой системы напрямую зависит уровень жизни населения, развитие экономической системы и темпы, которыми эта система развивается.

Общие сведения о развитии финансовой системы государства

Финансовая система РФ – это достаточно сложное явление. Её основой можно назвать денежные фонды. А состоит она из институтов, которыми пронизана вся экономическая система страны.

В любом государстве именно финансовая система является основой. Ведь уровень экономического развития государства, а также политического и социального развития напрямую зависят от того, насколько развита финансовая система. Вот почему в современных государствах уделяют так много внимания развитию этой системы.

В странах мира есть немало проблем, которые способно решить грамотное развитие финансовой системы:

  • недостаточные темпы экономического развития государства
  • социальная напряженность, которая негативно влияет на процесс
  • снижение уровня жизни граждан страны

По мере развития финансовая система постоянно сталкивается с трудностями, вызовами, которые негативно влияют на экономическую сферу. Именно для того, чтобы предупредить такие трудности и для того, чтобы уметь быстро устранять проблемы, которые возникают время от времени в экономике любого государства, и важно понимать основные принципы развития финансовой системы РФ.

В наше время финансовая система России сталкивается с многочисленными трудностями – это девальвация национальной валюты, экономические санкции со стороны других стран, медленные темпы развития экономики, существенное понижение цены на нефть и другие. И чтобы последствия этих проблем не были глобальными, важно своевременно предпринимать меры, которые бы способствовали развитию финансовой системы страны, нормализации ситуации внутри государства. А для этого важно точно понимать, как она функционирует. И это довольно сложная наука.

Немного истории

Если рассматривать историю становления финансовой системы России, изучать её можно начинать примерно с 9 века. В те времена появились княжеские казначеи, которые собирали дань. Именно дань и стала основным источником доходов княжеств.

Существенные изменения отмечены в период правления Петра Первого. В то время появился Сенат, который должен был заведовать казной государства. Также именно Петр Первый учредил Бурмистрскую палату, в задачу которой входил сбор долгов, и Ближнюю канцелярию, которая занималась ведением доходов и расходов казны государства. Правда, крепостное право существенно тормозило активное развитие финансовой системы. Так как в стране использовали в основном крепостной труд, это задерживало развитие частной предпринимательской деятельности. И в таких условиях существенного пополнения казны ожидать было нельзя, соответственно государственный долг рос. В таких условиях основным источником дохода для покрытия государственного долга стала эмиссия ассигнаций. Кроме того, для покрытия дефицита Россия начала брать кредиты у других стран. Первый крупный кредит сумела получить Екатерина II.

Первое Министерство финансов в Российской империи появляется в 19 веке во времена правления Александра I. Интересно, что первый министр финансов успешно работал на благо государства и за время своей работы сумел существенно сократить государственный долг Империи. Сегодня именно 19 век называют золотым периодом становления финансовой системы России. Грамотная политика государя позволила наблюдать экономический подъем.

Именно Александр Первый стал на пути существенных экономических реформ. И успешному развитию финансовой системы способствовало не только появление Министерства, но и отмена крепостного права, что повлекло за собой снятие многих ограничений на деятельность предприятий. В таких условиях активно стала расширяться банковская система. Правда, все это не уберегло страну от экономического кризиса, который разразился в 1890 году. Но все же грамотная политика государства позволила стране достаточно быстро выйти из кризисной ситуации. И экономика страны успешно шла бы вверх, если бы в начале 20 века не активировались революционные движения.

После революции 1917 года Министерство финансов Российской империи перестало существовать. На смену ему пришел Наркомат финансов РСФСР. Задачи этого управления состояли в том, чтобы проводить кредитную финансовую политику государства. Все частные банки стали государственными, а Государственный банк Российской Империи переименовали в народный Банк РСФСР. Основными источниками пополнения доходов государства остались налоги и средства от народного хозяйства. А расходными статьями преимущественно было финансирование народного хозяйства и проведение культурных мероприятий.

Некоторые изменения произошли в перераспределении расходов в период Второй мировой войны. Значительная часть финансовых ресурсов государства шла на военные расходы. Все свободные финансовые ресурсы отправлялись на нужды войны.

Война существенно усугубила финансовое положение России. И долгие годы в стране царил кризис. Кардинальные шаги для выхода из сложившейся ситуации начали предпринимать в 1970 годах. А в 1980 году произошла полная перестройка всей существующей финансовой системы, в результате которой сформировалось Министерство экономики и финансов РСФСР.

Министерство финансов РФ создано в 1992 году. Политика современного министерства финансов довольно грамотная, но, тем не менее, частые потрясения периодически негативно влияют на эффективное и уверенное развитие финансовой системы страны. Становление современной финансовой системы прошло довольно продолжительный путь от простых торговых отношений до слаженного финансового механизма. И нужно сказать, что этапы развития никогда не заканчиваются, потому что уклад современного общества накладывают особые требования для дальнейшего изменения системы РФ.

Современный этап становления и развития финансовой системы страны

Современная история становления и развития финансовой системы РФ начинается с 1991 года. До этого времени государственный бюджет включался в бюджет СССР, как и у других союзных республик.

В 1991 году финансовая система Российской Федерации претерпела значительные изменения. Выделились три основных звена – федеральный бюджет, бюджеты административных образований и местные бюджеты. Причем все звенья цепи работают автономно. Такая система напоминает структуру финансовых систем стран Запада. При этом каждое звено имеет как собственные статьи доходов, так и собственные расходы. Правда, если говорить о местных бюджетах небольших городов, селений, часто возникает проблема недостаточного уровня их доходности, в результате чего такие муниципальные образования не способны покрыть даже свои первостепенные статьи расходов. Но эту проблему изучает Министерство финансов страны и предлагает успешные шаги для решения проблем дефицитов местных бюджетов.

На данный момент структура доходов бюджета страны выглядит примерно следующим образом:

История в датах: основные этапы становления

Историки выделяют такие основные этапы развития финансовой системы государства:

  1. Период с 9 по 15 век. В это время активно развиваются торгово-денежные отношения, появляется денежная единица, возникает понятие внутреннего рынка.
  2. Период с 15 по 17 век – формируется бюджет, появляется налогообложение. В это время также появляется первый официальный орган, который осуществляет контроль за налогообложением – Сенат.
  3. Период с 17 по 19 век – в это время отмечается уже становление финансовой системы. Проводятся денежные реформы, появляется банк, утверждается официальная денежная единица. Также этот период ознаменован появлением рынка ценных бумаг.
  4. Период с 1917 по 1925 годы. Разваливается установленная финансовая система, а также налоговая система. Формируется система денежного коммунизма. В эти годы наблюдается децентрализация эмиссии денег.
  5. Период с1925 по 1992 годы – формируется командно-административная система. Она направлена на стабилизацию экономической ситуации в стране путем искоренения неравенства. Руководство при этом должно было вестись из единого центра. Важная роль отводилась огосударствлению народного хозяйства. При этом государство устанавливало планы для предприятий, которые должны были выполняться.
  6. Период с 1992 года – переходная модель финансовой системы страны. Она принесла свободы предприятиям. В этот период заметно возросло количество небанковских посредников, формируется рынок ценных бумаг и возрождаются негосударственные страховые фонды.

Существующие сегодня рекомендации для перспектив развития финансовой системы

В любой стране финансовая система оказывает огромное влияние на состояние экономики государства. И Россия не исключение. Это делает особенно актуальным анализ и определение проблем финансового сектора для принятия срочных и эффектных мер, которые будут способствовать устранению трудностей.

Многие современные экономисты уверены, что основная задача управления экономикой – достижения среднесрочной стабильности финансовой системы. И именно этот подход реализовывают на сегодняшний день в стране. Но он давно устарел и требует существенных изменений в условиях современных рыночных требований. Сегодня намного важнее подчинить финансовый сектор задачам развития экономики страны. Важно ориентировать деятельность на развитие производственного сектора для выхода продукции, как на внутренний, так и на внешний рынок. А это требует четкого контроля разных звеньев финансовой системы, среди которых налоговая система, банковская система, денежно-кредитные элементы и прочие. Пока на уровне РФ контроль всех оговоренных систем является недостаточным, а это не способствует решению всех существующих проблем.

Ведущие экономисты считают, что перспективами развития отечественной финансовой системы можно назвать следующие меры:

Изменение законодательных актов, которые регулируют процедуру банкротства. В первую очередь не помешает пересмотреть сроки проведения реструктуризации предприятий, которые не отличаются конкурентоспособностью.

  1. Пересмотр антимонопольного законодательства.
  2. Изменение налоговых законов, в том числе изменение ставки налогов, уменьшение налогового бремени для предприятий. По мнению экономистов, снижение налогового бремени на предприятия приведет к снижению налоговой задолженности предприятий страны и росту поступлений в местные бюджеты.
  3. Уменьшение барьеров для инвестиций в отечественную экономику.
  4. Отказ от кредитования компаний за средства государственного бюджета. Эти функции лучше передать специальным организациям.
  5. Контролировать обязательства бюджетных учреждений.
  6. Шаги для реструктуризации государственного долга.

Это только часть методов, которые озвучивают финансисты в условиях реального времени.

Проблемы и трудности развития финансовой системы в современных условиях

На данный момент современная финансовая система страны не показывает экономический подъем. И на это есть ряд причин. У России есть ряд проблем, которые не способствуют эффективному развитию финансовой системы и подъему экономики.

  1. Одна из проблем – экономические санкции, под гнетом которых уже не первый год находится наше государство. Так как экономика страны зависима от внешних рынков, санкции со стороны европейских государств не способствуют экономическому подъему.
  2. Теневая экономика – эта проблема возникла давно, и пока еще нет эффективных методов её решения. Процент теневых доходов в государстве, к сожалению, довольно большой. Он составляет не менее 2,5% ВВП. Сумма в итоге довольно значительная. Она с легкостью могла бы способствовать снятию социальной напряженности и позволить повысить эффективность государственных финансов. Эта проблема не нова, теневая экономика в РФ возникла давно, и она значительно ухудшает экономическое состояние страны. Но пока еще не найдено эффективных методов решения подобной ситуации.
  3. Проблема распределения сырья. Парадокс в том, что многим отечественным компаниям выгодно вывозить сырье с небольшим уровнем обработки и продавать его иностранным компаниям. Российские производственные компании не получают отечественное сырье, что соответственно снижает их производственные возможности. Государству необходимо усилить контроль за деятельностью сырьевого сектора. Это может способствовать увеличению поступлений в бюджет.
  4. Финансы в большей мере сконцентрированы в федеральном бюджете страны. При этом значение региональных и местных бюджетов уменьшается. А развитие регионов позволяет существенно улучшить экономическую ситуацию в государстве.
  5. Заметный отток денежных средств из РФ для хранения их на счетах зарубежных банков.
  6. Огромный отток средств в счет покрытия государственного долга. На данный момент используются не самые эффективные методы для уменьшения долга страны, что также негативно влияет на финансовую систему.
  7. Значительный рост позиций в рейтинге самых коррумпированных стран мира. Высокий уровень коррупции в России уже не один год остается одной из основных проблем страны, которые не способствуют уверенному экономическому росту, какие бы меры для этого не предпринимали финансисты.

В любые времена и в любом государстве состояние финансов всегда было зеркалом социальных, политических и экономических проблем. Россия в этом плане не была исключением.

Ключевая роль государства в экономической системе была заложена еще Петром I. С этого времени вопрос пополнения источников, которые финансировали политику государства всегда стоял особо остро. Чтобы не падать в грязь лицом, главам молодой империи приходилось расходовать для поддержания своего статуса не меньше своих европейских коллег. При это источников для такого расточительства было крайне мало. Да и саму экономическую систему страны того времени нельзя назвать стабильной и основательной.

К началу XIX века в России переход от феодального строя к буржуазному стал окончательным. Основным признаком буржуазного строя является извлечение прибыли от хозяйственной деятельности, которая затем облагается налогом. Однако сохранение крепостного права в начале XIX века тормозило создание буржуазного общества, что не влекло роста доходов. На этом фоне увеличение налогов вело только к снижению благосостояния всего общества и к полному обнищанию низших слоев населения.

План финансов на 1810 год М. Сперанского

Финансовая политика государства того времени заключалась лишь в повышении налогов, и дополнительном выпуске денег, что приводило к инфляции и расстройству денежной системы страны.

В 1801 году началось правление Александра I, а уже в 1802 году он начал проводить реформы. В первую очередь реформы коснулись государственного устройства и вместо коллегий, которые были созданы Петром I, появились министерства, среди которых было и министерство финансов. Первым министром молодого министерства был назначен граф А.В. Васильев. Но, несмотря на это, эмиссия денег по-прежнему продолжала расти, а в первые годы правления Александра I это происходило особенно стремительно. В условиях дефицита бюджета получить как внутренний, так и внешний заем для правительства было достаточно проблематично, и поэтому не видели другого выхода, как увеличивать денежную массу, которая не была подтверждена золотыми запасами. Так к концу 1810 года за один рубль ассигнациями давали 24 копейки серебром.

Созданное в конце XVIII века, состояние в 100 тыс. руб. ассигнациями, в начале 1810 года стоило 50 тыс. руб. серебром, а в июле 1810 года — 33 тыс. руб., в декабре 1810 года — не более 25 тыс. руб.

Обесценивание ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. Так, когда наступал срок уплаты по кредиту деньги, взятые в долг, имели гораздо меньшую цену, чем в тот момент, когда их брали. При такой ситуации заемщик нес колоссальные убытки. В этот период наблюдается резкий спад кредитных отношений, и сдерживание рыночных отношений в целом.

В 1809 году положение осложнилось, тем что был закрыт источник внешних займов. Собрать для казны с помощью внутреннего займа удалось лишь 3,8 млн руб. Это говорило о том, что свободных денег на руках у населения нет. Было ясно что необходимо проводить финансовые реформы. Для этого Александр I обратился к одному из умнейших людей того времени М.М. Сперанскому.

Вместе с крупными специалистами того времени в области экономики и финансов А.А. Балутьянски и Н.С. Мордвиновым, Сперанский уже через два месяца представил императору план финансов, который уже 1 января 1810 года был вынесен на рассмотрение Государственного Совета, а в 2 февраля того же года был опубликован как законодательный акт.

Разработанный план состоял из двух частей:

ь организация финансов в 1810 году;

ь организация финансов после 1810 года на будущее.

Определенно можно сказать что план был разработан с далеко идущей перспективой.

Целями программы было:

ь стабилизировать денежную единицу;

ь отрегулировать бюджет государства;

ь изменение налоговой системы.

Основным источником всех финансовых бед России Спиранский считал необеспеченный выпуск ассигнаций, которые он предлагал изъять из оборота за счет имущества государства. «Государственные расходы должны быть соразмерны его доходам» — говорил он, поэтому расходы надлежало сокращать, а доходы преумножать. При этом должен быть строжайший контроль за соблюдением бюджета при правильной организации налогообложения.

В своем плане Спераский четко описал характеристику налоговых поступлений, которые не были болезненным бременем для населения государства. Он назвал их «правильными». В первую очередь налоги не должны исчерпывать тот источник, откуда они поступают. Далее они должны равномерно распределяться. Кроме того, налог должен взиматься с чистой прибыли, а не с оборотных средств. Также способ взимания налога для правительства должен быть дешев, а для частных лиц не притязателен.

Поскольку Сперанский был приверженцем сбора налога с дохода, то подушную подать он считал основным источником налоговых поступлений в казну. Ведь только увеличение поступления налогов сможет обеспечить положительное сальдо государственному бюджету, считал он. Поэтому необходимо было создать условия для повышения доходов у граждан, что повлечет за собой повышение собираемости налогов. Но для этого необходимо прекратить выпуск безосновательных ассигнаций и провести монетизацию серебром.

Для регулирования кредитных отношений Сперанский предлагал создать Центральный банк, который будет являться акционерным обществом, одна треть акций которого будет принадлежать государству.

К реализации реформ приступили незамедлительно. Уже со 2 февраля 1810 года был прекращен выпуск новых ассигнаций. Создается комиссия по изъятию уже отпечатанных денег. Предполагалось два источника получения средств для обеспечения реформ:

ь приватизация части государственного имущества (леса и земли);

ь выпуск облигаций номиналом не менее 100 рублей серебром

Бюджет расходов был сокращен на 20 млн руб. Было установлено, что всеми поступающими доходами распоряжается казначейство и расходование этих средств может производиться только согласно бюджету. Расходы сверх бюджета производятся только с разрешения Министерства финансов, с обязательным утверждением Государственным советом.

С 20 июня 1810 года единственной монетной единицей Российской империи становится серебряный рубль. Не обошлось и без менее популярных мер — повышение уже имеющихся налогов, а также введение нового налогового бремени.

По мнению Сперанского, подоходный налог был бы идеальной формой налога, но дело в том, что, основная часть население не считала доход как результатом своей деятельности (исключение составляли купцы, но их доля среди всего населения страны была незначительной). Показателем благосостояния являлась земля. Поэтому была выдвинута идея введения поземельного налога. Однако финансовое положение страны было таково, что деньги были нужны здесь и сейчас, поэтому пошли простым проверенным способом — увеличили уже имеющуюся подушную подать. С крестьян она составила от 2 до 3 рублей, а подать с мещан увеличилась до 5 рублей. Тем не менее попытка введения подоходного налога была предпринята в 1812 году, однако уже в 1820 году этот налог упразднили.

Не обошли стороной и внешнеторговые отношения, так как пошлина от ввозимых в страну товаров также приносила немалый доход. Например, была проведена политика относительно тех ввозимых товаров, с которыми наши не выдерживали конкуренции. Эти группы товаров облагались повышенной пошлиной или вообще запрещались к ввозу в страну.

Несмотря на продолжительность реформ, проводимых М.М. Сперанским, они имели свои результаты. Путем увеличения доходов и запрета на эмиссию ассигнаций дефицит бюджета был снижен на 6 млн рублей. Однако, в связи с начавшейся Отечественной войной в 1812 году, снова пришлось прибегнуть к эмиссии, но для того, чтобы потом вывести эти ассигнации из обращения использовали метод, предложенный Сперанским.

Почему же все-таки реформы Сперанского не нашли своего продолжения? Историки выделяют три причины:

ь Война с Францией в 1812 году.

ь Неподготовленность общества к реформам.

ь Реформы Сперанского были слишком прогрессивными для своего времени.

Большинство населения того времени в Российской империи составляло крестьянство, которое было не только не образовано, но и не свободно. У крестьянина того времени не оставалось сил, для того чтобы извлечь какой-то доход для своего личного хозяйства, потому что он работал на барина и был абсолютно бесправен. Что говорить, если даже «просвещенные» слои населения, такие дворяне, которые работали во вновь созданных министерствах не могли правильно посчитать отдельные статьи бюджета. Кроме того, несмотря на то, что Российская империя постепенно начала превращаться в буржуазное государство, натуральное хозяйство в доле общего хозяйствования все еще преобладало. Товарно-денежные отношения были развиты очень слабо. По-прежнему, в обороте оставалось большое количество бумажных денег, которые не были обеспечены ресурсами государственной казны. Но несмотря на это, реформы Сперанского были очень прогрессивными для того времени и заложили зерна развития экономики страны, которые проросли намного позже.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Атаева Л.Б.

Атаева Лаура Бийсултановна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и кредита, Экономический институт

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск

Аннотация: финансы выступают непременным атрибутом любого государства -от самых древних до современных, поскольку финансы — это один из главных инструментов, который позволяет государству наиболее эффективно выполнять свои цели, задачи и функции, измерять свои ресурсы и достижения, а также любые блага универсальным вещественным мерилом.

Ключевые слова: финансы, финансовая система, деньги, капитал, экономика.

Финансы (лат. financia —доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств .

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства .

Финансы как историческая категория появилась одновременно с государством при расслоении общества на классы. В результате первого крупного деления общества на классы появились рабовладельцы и рабы, а также первое государство — рабовладельческое. Затем в процессе развития общества последовал переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной, что привело к образованию феодальных государств .

В начале 1910-х гг. состояние экономики империи начало улучшаться. Общий прирост промышленной продукции за 1908—1913 гг. составил небывалую величину — 50,8%. Экономический подъем способствовал процессу финансового оздоровления страны: восстановлению равновесия на рынке капиталов, преодолению дефицита финансовых средств, росту объемов доходов государственного бюджета. Впервые за долгие годы Российская империя смогла погасить часть государственного долга. Первая мировая война прервала широкое развитие банковской системы. Россия испытывала огромную потребность в денежных средствах для финансирования войны .

В 1914—1916 гг. правительство России производило массовые ежегодные выпуски билетов Государственного казначейства. В стране развивался инфляционный процесс, ее охватила разруха, голод, сопровождаемые массовыми митингами, стачками, демонстрациями. Наступала затяжная и жесткая инфляция. Качественные изменения произошли и в денежном обращении. Законот 27 июля 1914 г. отменил размен кредитных билетов на золото. И тут же начался процесс его исчезновения из обращения — тезаврация золота. Постепенно из обращения исчезали серебряные монеты, потом — медные. И в конце 1916 г. русское денежное обращение состояло уже только из различных бумажных денежных знаков, монеты практически отсутствовали .

Период с конца 1917 г. до середины 1921 г. ознаменовался ликвидаций дореволюционных кредитных учреждений, а его наиболее значительным законодательным актом был Декрет ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков. Однако в условиях военного коммунизма его деятельность замерла. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. основными доходными источниками бюджета государства были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения,

которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. В 1930-х гг. правительство СССР последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства .

В годы Великой Отечественной войны (1941—1945) принципиальных изменений в финансовой системе страны не произошло. В 1970-х гг. усилилось общее расстройство финансового хозяйства страны, что, безусловно, сказалось на развитии бюджета. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход .

В первой половине 1980-х гг. в целях совершенствования хозяйственного механизма страны проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствования, а позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование .

Человечество в процессе эволюции прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, всеобщим эквивалентом в которых стали деньги, а государство в развитии своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды .

Список литературы

1. Никитин В.В. Финансовое право Материалы лекций для студентов специальности «Юриспруденция». Кострома: КГТУ, 2008. 452 с.

2. Эриашвили Н.Д. Финансовое Право. 3-е изд. М.: 572 с., 2011.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ — центральное государственное уч­ре­ж­де­ние в России и СССР, в РФ федеральный орган исполнительной власти.

Долж­ность ми­ни­ст­ра фи­нан­сов уч­ре­ж­де­на ми­ни­стер­ской ре­фор­мой 1802 года, ему под­чи­не­ны Берг-кол­ле­гия, Мо­нет­ный и Лес­ной департаменты и не­ко­то­рые другие уч­ре­жде­ния. Функ­ции Министерства финансов рас­ши­ри­лись с ли­к­ви­да­ци­ей Ми­ни­стер­ст­ва ком­мер­ции(1810 год). Об­ра­зо­ва­ние Министерства финансов за­вер­ши­лось с из­да­ни­ем «Об­ще­го уч­ре­ж­де­ния ми­ни­стерств» 1811 года. Пер­во­на­чаль­но вне ве­де­ния Министерства финансов фор­маль­но ос­та­вал­ся государственный ка­зна­чей, од­на­ко ми­нистр фи­нан­сов осу­ще­ст­в­лял об­щее ру­ко­во­д­ство его дея­тель­но­стью, в 1811 году Государственное ка­зна­чей­ст­во фак­ти­че­ски во­шло в со­став Министерства финансов, что бы­ло за­ко­но­да­тель­но за­кре­п­ле­но в 1821 году. В 1872-1905 годах при Министерстве финансов дей­ст­во­вал Со­вет тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур (соз­дан пу­тём объ­е­ди­не­ния Ма­ну­фак­тур­но­го и Ком­мерческого со­ве­тов, об­ра­зо­ван­ных при Министерстве финансов в 1828-1829 годах), ко­то­рый имел ме­ст­ные ко­ми­те­ты тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур. Ми­нистр фи­нан­сов яв­лял­ся глав­но­на­чаль­ст­вую­щим От­дель­ным кор­пу­сом по­гра­нич­ной стра­жи (с 1893 года). В 1900 году по инициа­ти­ве С.Ю. Вит­те центральные уч­ре­ж­де­ния Министерства финансов по час­ти тор­гов­ли и промышленности (глав­ные — От­дел тор­гов­ли и От­дел промышленности, соз­дан­ные при уп­разд­не­нии Департамента тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур) объ­е­ди­не­ны в отдельную струк­тур­ную часть Министерства финансов под руководством осо­бо­го то­ва­ри­ща ми­ни­ст­ра фи­нан­сов. В 1905 году управ­ле­ние этой сфе­рой пе­ре­да­но во вновь соз­дан­ное Ми­ни­стер­ст­во тор­гов­ли и про­мыш­лен­но­сти (МТиП). По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года на ос­но­ва­нии Дек­ре­та 2-го Все­российского съез­да Со­ве­тов от 26.10(08.11).1917 года вме­сто Министерства финансов уч­ре­ж­дён Народный ко­мис­са­ри­ат по фи­нан­со­вым де­лам (с ию­ня 1918 года Народный ко­мис­са­ри­ат фи­нан­сов, НКФ) РСФСР, в со­став ко­то­ро­го вош­ли многие центральные уч­реж­де­ния бывшего Министерства финансов. В 1923 году об­разо­ван со­юз­но-рес­пуб­ли­кан­ский НКФ СССР, ко­то­рый ру­ко­во­дил дея­тель­но­стью нар­ко­ма­тов фи­нан­сов со­юз­ных рес­пуб­лик, че­рез них — дея­тель­но­стью нар­ко­ма­тов фи­нан­сов ав­то­ном­ных рес­пуб­лик. В 1946 году все нар­ко­ма­ты фи­нан­сов пере­име­но­ва­ны в со­от­вет­ст­вую­щие ми­ни­стер­ст­ва. Министерство финансов РСФСР 11.11.1991 года объ­е­ди­не­но с Министерством эко­но­ми­ки РСФСР в Министерство эко­но­ми­ки и фи­нан­сов РСФСР (с 25.12.1991 года — РФ), ко­то­ро­му по­ста­нов­ле­ни­ем пра­ви­тель­ст­ва РСФСР 15.11.1991 года под­чи­не­ны струк­ту­ры, под­раз­де­ле­ния и ор­га­ни­за­ции Министерства финансов СССР (ли­к­ви­ди­рова­но 26.12.1991 года в свя­зи с пре­кра­ще­ни­ем су­ще­ст­во­ва­ния со­юз­но­го го­су­дар­ст­ва). Министерство финансов РФ об­ра­зо­ва­но 19.02.1992 года при раз­де­ле­нии Министерства эко­но­ми­ки и фи­нан­сов.

Ме­ст­ные фи­нан­со­вые ор­га­ны — гу­берн­ские ка­зён­ные па­ла­ты, ка­зна­чей­ст­ва (фак­ти­че­ски с 1811 года, за­ко­но­да­тель­но с 1821 года), гу­берн­ские и ок­руж­ные (об­ра­зо­ван­ные для од­но­го или не­сколь­ких уез­дов) ак­циз­ные управ­ле­ния (1862-1918 годы), ин­сти­тут фаб­рич­ной ин­спек­ции (1882-1905 годы), уезд­ные по по­дат­ным де­лам при­сут­ст­вия (1885-1898 годы), гу­берн­ские и городские при­сут­ст­вия по квар­тир­но­му на­ло­гу (1893-1917 годы), по­пе­чи­тель­ст­ва о на­род­ной трез­во­сти (1894-1917 годы), гу­берн­ские и городские по про­мы­сло­во­му на­ло­гу при­сут­ст­вия (1898-1917 годы), гу­берн­ские по фаб­рич­ным и гор­но­за­вод­ским де­лам при­сут­ст­вия (1899-1905 годы), а так­же управ­ле­ния гор­ных ок­ру­гов (до 1874 года), ок­руж­ные та­мо­жен­ные управ­ле­ния (1811-1912 годы) и уп­рав­ле­ния уча­ст­ко­вых та­мо­жен­ных ин­спек­то­ров (1912-1918 годы); в советский пе­ри­од — фи­нан­со­вые от­де­лы ис­пол­ко­мов Со­ве­тов (гу­берн­ских и уезд­ных; крае­вых, об­ла­ст­ных, го­род­ских, рай­он­ных), фи­нан­со­вые управ­ле­ния Московского и Ле­нинградского городских ис­пол­ко­мов и Московского об­ла­ст­но­го ис­пол­ко­ма.

На про­тя­же­нии всей ис­то­рии Министерства финансов (НКФ) в его ве­де­нии на­хо­ди­лись: мо­нет­ные дво­ры; пред­при­ятия по из­го­тов­ле­нию ас­сиг­на­ций и всех бу­маг с государственным гер­бом (с 1818 года Экс­пе­ди­ция за­го­тов­ле­ния государственных бу­маг, с 1919 года Го­знак); сбе­ре­гательные кас­сы (1859-1919, 1923-1988 годы). В под­чи­не­нии ве­дом­ст­ва в Российской им­пе­рии так­же со­стоя­ли: государственные бан­ки (Ас­сиг­на­ци­он­ный до 1847 года, Ком­мер­че­ский в 1817-1860 годах, За­ём­ный до 1860 года, Го­су­дар­ст­вен­ный банк Рос­сий­ской им­пе­рии в 1860-1917 годах, Кре­сть­ян­ский по­зе­мель­ный банк в 1883-1917 годах, Дво­рян­ский зе­мель­ный банк в 1885-1917 годах); ссуд­ные (1860-1895 годы) и со­хран­ные (1862-1895 годы) каз­ны при Московском и Санскт-Пе­тербургском вос­пи­та­тель­ных до­мах; ка­зён­ные гор­но­за­вод­ские пред­при­ятия (кро­ме ка­би­нет­ских) и пред­при­ятия по до­бы­че со­ли (до 1874 года, ко­гда они пе­ре­да­ны в ве­де­ние Министерства государственных иму­ществ); та­мож­ни (1810-1917 годы); Государственная ко­мис­сия по­га­ше­ния дол­гов (1812-1917 годы); Экс­пе­ди­ция государственных кре­дит­ных би­ле­тов (1843-1860 годы); ак­цио­нер­ное общество Ки­тай­ско-Вос­точ­ной же­лез­ной до­ро­ги (1896-1917 годы); город Даль­ний (китайское — Да­лянь) в Кван­тун­ской об­лас­ти. В под­чи­не­нии НКФ (Министерство финансов) РСФСР и СССР на­хо­ди­лись: бан­ки (На­род­ный банк РСФСР, Го­су­дар­ст­вен­ный банк СССР; с 1932 года — Пром­банк СССР, Сель­хоз­банк СССР, Це­ком­банк СССР, Торг­банк СССР и др.), Гос­страх (1921-1992 годы), Ин­гос­ст­рах (1948-1991 годы), Го­хран (с пе­ре­ры­ва­ми) и прочее.

К важ­ней­шим функ­ци­ям ве­дом­ст­ва от­но­сят­ся со­став­ле­ние про­ек­тов рос­пи­си го­до­вых государственных до­хо­дов и рас­хо­дов (бюд­же­та) и от­чё­тов об их ис­пол­не­нии, ру­ко­во­дство вы­пус­ком и об­ра­ще­ни­ем де­неж­ных и рас­чёт­ных зна­ков, че­кан­кой мо­не­ты, раз­ра­бот­ка об­щих во­про­сов де­неж­но­го об­ра­ще­ния и его ре­гу­ли­ро­ва­ния (Министерство финансов и НКФ под­го­то­ви­ли ряд де­неж­ных ре­форм — 1839-1841, 1895-1898, 1922-1924, 1947, 1961 годов и др.), раз­ра­бот­ка на­ло­го­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, сбор на­ло­гов, по­шлин, ак­ци­зов, про­ве­де­ние государственных кре­дит­ных опе­ра­ций, в т. ч. внеш­них и внутренних зай­мов, пе­ре­вод ка­пи­та­лов за гра­ни­цу и прочего.

Министерство финансов Российской им­пе­рии так­же ве­да­ло пра­ви­тельственной по­ли­ти­кой в сфе­ре внеш­ней тор­гов­ли (1810-1905 годы), промышленности и внутренней тор­гов­ли (1819-1905 годы). Управ­ля­ло государственными зе­мель­ны­ми иму­ще­ст­ва­ми, с 1810 года — все­ми государственными иму­ще­ст­ва­ми, в том числе государственными кре­сть­я­на­ми (до об­ра­зо­ва­ния Ми­ни­стер­ст­ва го­су­дар­ст­вен­ных иму­ществ в 1837/38 году). Ру­ко­во­ди­ло вы­куп­ной опе­ра­ци­ей(1861-1906 годы) по­сле от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва. Совместно с Го­су­дар­ст­вен­ным кон­тро­лем про­ве­ло фи­нан­со­вые ре­фор­мы 1862-1868 годов. Осу­ще­ст­в­ля­ло над­зор за об­щественными и ча­ст­ны­ми кре­дит­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми, а так­же, до 1874 года, за ча­ст­ны­ми гор­ны­ми пред­при­ятия­ми. Сда­ва­ло с тор­гов вин­ные от­ку­па, с 1895 года осу­ще­ст­в­ля­ло государственную вин­ную мо­но­по­лию. Ус­та­нав­ли­ва­ло та­ри­фы железно-дорожных пе­ре­во­зок (1889-1905, 1906-1917 годы). Раз­ра­ба­ты­ва­ло фаб­рич­ное за­ко­но­да­тель­ст­во (до 1905 года). Вы­да­ва­ло при­ви­ле­гии на изо­бре­те­ния и усо­вер­шен­ст­во­ва­ния. В свя­зи с пре­об­ра­зо­ва­ния­ми фи­нан­со­вой сис­те­мы по­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года НКФ за­ни­мал­ся ли­к­ви­да­ци­ей преж­них кре­дит­ных уч­ре­ж­де­ний, на­цио­на­ли­за­ци­ей бан­ков. В пе­ри­од «во­ен­но­го ком­му­низ­ма» его роль в народном хо­зяй­ст­ве суще­ст­вен­но сни­зи­лась, вновь воз­рос­ла с пе­ре­хо­дом к но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке (НКФ раз­ра­бо­тал её фи­нан­со­вые ас­пек­ты). Впо­след­ст­вии НКФ и Министерство финансов управ­ля­ли фи­нан­со­во-кре­дит­ной сис­те­мой СССР, осу­ще­ст­в­ля­ли учёт и хра­не­ние государственных за­па­сов зо­ло­та, се­реб­ра, иностранной ва­лю­ты. С об­ра­зо­ва­ни­ем Со­ве­та эко­но­ми­че­ской взаи­мо­по­мо­щи Министерство финансов СССР раз­ра­бо­та­ло сис­те­му взаи­мо­рас­чё­тов на ос­но­ве пе­ре­вод­но­го руб­ля.

Министерство финансов РФ по­сле рас­па­да советской бюд­жетной сис­те­мы основные уси­лия на­пра­ви­ло на дос­ти­же­ние фи­нан­со­вой ста­би­ли­за­ции. Оно фор­ми­ру­ет государственный бюд­жет на ос­но­ве ры­ноч­ной идео­ло­гии, раз­ра­ба­ты­ва­ет и ре­а­ли­зу­ет стра­те­гические на­прав­ле­ния государственной фи­нан­со­вой, бюд­жет­ной, на­ло­го­вой и ва­лют­ной по­ли­ти­ки, обес­пе­чи­ва­ет кон­цен­тра­цию фи­нан­со­вых ре­сур­сов на при­ори­тет­ных на­прав­ле­ни­ях со­ци­аль­но-эко­но­мического раз­ви­тия, управ­ля­ет гососударственными внутренним и внеш­ним дол­гом и прочим. Раз­ра­ба­ты­ва­ет за­ко­но­про­ек­ты, нор­ма­тив­ные ак­ты и другие до­ку­мен­ты по во­про­сам, от­но­ся­щим­ся к сфе­ре дея­тель­но­сти Фе­де­раль­ной на­ло­го­вой служ­бы, ко­ор­ди­ни­ру­ет ра­бо­ту Фе­де­раль­ной служ­бы фи­нан­со­во-бюд­жет­но­го над­зо­ра и Фе­де­раль­ного казначейства. В 2000-2008 годах Министерство финансов спо­соб­ст­во­ва­ло фор­ми­ро­ва­нию без­де­фи­цит­но­го фе­де­раль­но­го бюд­же­та, ак­тив­ной вы­пла­те внеш­ней за­дол­жен­но­сти, вве­де­нию «пло­ской шка­лы» по­до­ход­но­го на­ло­га, соз­да­нию ста­би­ли­зационного фон­да РФ. В 2009-2010 годах осу­ще­ст­в­ля­ло ме­ры, на­прав­лен­ные на пре­одо­ле­ние по­след­ст­вий ми­ро­во­го фи­нан­со­во­го кри­зи­са. В ве­де­нии Министерства финансов РФ на­хо­дят­ся Го­хран РФ, Го­знак РФ, Российская государственная про­бир­ная па­ла­та, Ал­маз­ю­ве­лир­экс­порт. Ме­ст­ные ор­га­ны Министерства финансов — тер­ри­то­ри­аль­ные под­раз­де­ле­ния фе­де­раль­но­го ка­зна­чей­ст­ва, тер­ри­то­ри­аль­ные кон­троль­но-ре­ви­зи­он­ные ор­га­ны, ре­гио­наль­ные управ­ле­ния по ва­лют­но­му кон­тро­лю, тер­ри­то­ри­аль­ные ор­га­ны стра­хо­во­го над­зо­ра. В рес­пуб­ли­ках, не­ко­то­рых кра­ях и об­лас­тях РФ дей­ст­ву­ют ми­ни­стер­ст­ва фи­нан­сов, ко­то­рые не­по­сред­ст­вен­но не под­чи­ня­ют­ся Министерству финансов РФ, но пред­став­ля­ют ему свои от­чё­ты.

При Министерстве финансов сфор­ми­ро­ва­на од­на из круп­ней­ших спе­циа­ли­зированных биб­лио­тек (с 1824 года). Учеб­ные за­ве­де­ния и на­учные уч­ре­ж­де­ния Министерства финансов (НКФ): по­ли­тех­нические ву­зы, ком­мерческие, тор­го­вые, тех­нические, ре­мес­лен­ные и другие профессиональные сред­ние и низ­шие учеб­ные за­ве­де­ния (до 1905 года, ко­гда они бы­ли пе­ре­да­ны в ве­де­ние МТиП); Институт эко­номических ис­сле­до­ва­ний (1919-1931 годы), Москковский фи­нан­со­во-эко­но­мический институт (с 1919 года; ны­не Фи­нан­со­вый университет при Пра­ви­тель­ст­ве РФ), Конъ­юнк­тур­ный ин­сти­тут (1923-1928 годы), Ле­нинградский фи­нан­со­во-эко­но­мический институт (1930-1946 годы; ны­не Санскт-Пе­тербургский государственный университет эко­но­ми­ки и фи­нан­сов в сис­те­ме Министерства об­ра­зо­ва­ния), Центральный за­оч­ный институт фи­нан­со­во-эко­но­мических на­ук (1930 год; с 1993 года Все­российский за­оч­ный фи­нан­со­во-эко­но­мический институт), Ака­де­мия бюд­же­та и ка­зна­чей­ст­ва (соз­да­на в 1988 году как Фи­нан­со­вый институт по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции, с 1996 года современное название). Сре­ди ве­дом­ст­вен­ных из­да­ний: «Ука­за­тель пра­ви­тель­ст­вен­ных рас­по­ря­же­ний по Ми­ни­стер­ст­ву фи­нан­сов» (1864-1885 годы), «Внеш­няя тор­гов­ля по ев­ро­пей­ской гра­ни­це: Тру­ды Ста­ти­сти­че­ско­го от­де­ле­ния Де­пар­та­мен­та та­мо­жен­ных сбо­ров» (1884-1916 годы), «Вест­ник фи­нан­сов, про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли…» (1885-1917 годы), «Це­ны на хле­ба и спирт, фрах­ты и стра­хо­вые пре­мии по те­ле­граф­ным све­де­ни­ям…» (1888-1905 годы, с 1905 года из­да­ние МТиП), «Сбор­ник та­ри­фов рос­сий­ских же­лез­ных до­рог» и «Свод­ная ста­ти­сти­ка пе­ре­во­зок по рус­ским же­лез­ным до­ро­гам» (1889-1917 годы), «Тор­го­во-про­мыш­лен­ная га­зе­та» (1893-1917 годы), «Рус­ское эко­но­ми­че­ское обо­зре­ние» (1897-1905 годы), «Свод ста­ти­сти­че­ских дан­ных по же­ле­зо­де­ла­тель­ной про­мыш­лен­но­сти» (1903-1917 годы) и др.; «Из­вес­тия На­род­но­го ко­мис­са­риа­та фи­нан­сов РСФСР» (1919-1922 годы), «Из­вес­тия На­род­но­го ко­мис­са­риа­та фи­нан­сов СССР» (1927-1931 годы), журнал «Фи­нан­сы» (в 1926-1954 годах «Фи­нан­сы и на­род­ное хо­зяй­ст­во»; в 1954-1992 годах «Фи­нан­сы СССР»), «Фи­нан­со­вая га­зе­та» (с 1991 года).

Дополнительная литература:

Ми­ни­стер­ст­во фи­нан­сов. 1802-1902. СПб., 1902. Ч. 1-2;

Ис­то­ри­че­ский об­зор пра­ви­тель­ст­вен­ных, об­ще­ст­вен­ных и ча­ст­ных кре­дит­ных ус­та­нов­ле­ний в Рос­сии / Сост. Я. И. Пе­че­рин. СПб., 1904;

По­дат­ная ин­спек­ция в Рос­сии (1885-1910 г.): Очерк дея­тель­но­сти по­дат­ной ин­спек­ции за 25 лет ее су­ще­ст­во­ва­ния в свя­зи с раз­ви­ти­ем пря­мо­го об­ло­же­ния. СПб., 1910;

Де­пар­та­мент ок­лад­ных сбо­ров. . СПб., 1913;

Крат­кий очерк 50-ле­тия ак­циз­ной сис­те­мы взи­ма­ния на­ло­га с креп­ких на­пит­ков и 50-ле­тия дея­тель­но­сти уч­ре­ж­де­ний, за­ве­ды­ваю­щих не­ок­лад­ны­ми сбо­ра­ми. СПб., 1913;

Ми­ни­стер­ст­во фи­нан­сов. 1904-1913. ;

Та­мо­жен­ное де­ло Рос­сии: Сбор­ник до­ку­мен­тов и ма­те­риа­лов. М., 1997-2003. Т. 1-6;

Судь­бы Рос­сии: Док­ла­ды и за­пис­ки го­су­дар­ст­вен­ных дея­те­лей им­пе­ра­то­рам о про­бле­мах эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны (вто­рая по­ло­ви­на XIX в.) / Сост. Л. Е. Ше­пе­лев. СПб., 1999;

Ис­то­рия Ми­ни­стер­ст­ва фи­нан­сов Рос­сии. М., 2002. Т. 1-4.

Финансы: сущность, функции и принципы, виды и роль в рыночной экономике.

Финансы — система экономических отношений, связанных с формированиеv, распределением и использованием фондов денежных средств.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денеж. фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денеж.средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансовая наука начала развиваться в 15 веке. Ксенофонт – первый греческий автор по финансовому труду. Фома Аквинский впервые сделал попытку обосновать право короля на сбор налогов с поданных.

Предпосылки возникновения финансов:

1. возник государственный фонд денежных средств – бюджет

2. формирование и использование бюджета стало носить системный характер

3. товарно-денежные отношения приобрели преимущественный характер

Функции и принципы финансов

Функции:

1. Распределительная (проявляется при распределении нац.дохода, когда происходит структурная перестройка народного хозяйства, выделение приоритетных отраслей экономики; конечная цель – распределение и перераспределение нац.дохода и ВВП);

2. Контрольная (через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – сигнализирование о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств, поступление финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования и их экономное использование);

3. Стимулирующая или регулирующая (эта функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне эта функция стимулирует деятельность субъектов хозяйствования или предприятия путём создания различных фондов, способствующих улучшению качества производственного процесса. А на макроуровне эта функция с помощью экономических инструментов, таких как налоги, государственный кредит и другие, достигает таких же результатов).

Принципы:

1. единство (единство законодательной и нормативно-правовой базы; денежной, кредитной и налоговой системы)

2. сбалансированность (объем предполагаемых расходов должен соответствовать общему объему доходов)

3. целевая направленность (привлечение доходов в форме сборов и неналоговых поступлений)

4. диверсификация (каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не для одного, а для нескольких заемщиков, одновременно он должен заимствовать у нескольких кредиторов)

5. организация во времени (наряду с текущими задачами субъекты фин.отношений должны ориентироваться на среднесрочные и долгосрочные перспективы)

История финансов России. Современные финансы.

История формирования финансовых отношений в России и характеристики основных этапов. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

-изложение истории развития финансовой системы Руси;

-рассмотреть финансовую систему СССР;

-формирование финансовой системы при переходе к рыночным отношениям;

-дать определение финансовой системы России на современном этапе.

В первые века писанной истории Руси роль всеобщего эквивалента (денег) играл скот, а потом достаточно долго шкурки пушных зверей

Финансовая система Руси стала складываться с IХ века. Основным источником дохода княжеской казны была дань. В древней Руси было и поземельное обложение.

При этом в современной литературе отмечается целесообразность расширительного толкования финансов, включения в них и банковского кредита.

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связанно с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей.

Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Принципы построения финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом — расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а

местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.

Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в федеративных государствах бюджеты членов федерации (штатов, земель, кантонов) не включаются в федеральный (государственный) бюджет.

Изменение принципа построения их финансовых систем предполагает:

• экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней в государстве: раздельное формирование на нормативной основе, утверждение и исполнение;

• взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства осуществляется по совместному соглашению;

• укрепление доходной части местных бюджетов;

• для общих республиканских, межрегиональных программ и мероприятий создаются целевые бюджетные фонды;

• возобновляется (после почти 30-летнего перерыва) система субвенций, носящих строго целевой характер. Субвенции выдаются на компенсацию недополученных доходов в связи с неравномерностью распределения доходов между регионами (вместо существовавших ранее обезличенных дотаций);

Финансовая система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода. Поэтому она служит и одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики. Такая форма регулирования со стороны государства носит название финансовой политики. Государство осуществляет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и перераспределению, использованию для своих функций на основе финансового законодательства страны.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности — финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему.

Таким образом, за 18 лет рыночных отношений в России нельзя не заметить значительный скачок в развитии финансов. После перестроения всей экономики Россия взяла курс на запад. Но не все так гладко: первые структурные преобразования вызвали массу негативных моментов – спад производства, безработицу, инфляцию и др. Инфляция стала очень сильным врагом России на пути ее развития. Но не смотря на все сложности, Россия сделала большой шаг на пути к рыночной экономике. Сейчас финансовая система имеет достаточно устойчивое состояние, имеет подкрепляющую базу и имеет социальный характер, что говорит о направленности ее к населению. Сферы и звенья финансовой системы взаимосвязаны и имеют целевой характер. Идет жесткое государственное регулирование, но в то же время дается большая свобода действий муниципальным образованиям. В общем, наблюдается перспектива развития финансов в России.

Добавить комментарий