Сегодня много говорят о состоянии финансовой системы страны. Это система финансовых отношений, сгруппированных по определенному признаку. И нужно сказать, что такие финансовые отношения в нашей жизни присутствуют повсеместно. Они складываются между людьми и государством, между странами, между юридическими лицами или юридическим и физическим лицом. В финансовую систему входит все, что касается денежных отношений. Так что даже домашний бюджет можно считать одним из звеньев оговоренной цепи.
Вот почему так важно понимать особенности функционирования и состояние финансовой системы страны. От функционирования этой системы напрямую зависит уровень жизни населения, развитие экономической системы и темпы, которыми эта система развивается.
Содержание
- Общие сведения о развитии финансовой системы государства
- Немного истории
- Современный этап становления и развития финансовой системы страны
- История в датах: основные этапы становления
- Существующие сегодня рекомендации для перспектив развития финансовой системы
- Проблемы и трудности развития финансовой системы в современных условиях
- План финансов на 1810 год М. Сперанского
Общие сведения о развитии финансовой системы государства
Финансовая система РФ – это достаточно сложное явление. Её основой можно назвать денежные фонды. А состоит она из институтов, которыми пронизана вся экономическая система страны.
В любом государстве именно финансовая система является основой. Ведь уровень экономического развития государства, а также политического и социального развития напрямую зависят от того, насколько развита финансовая система. Вот почему в современных государствах уделяют так много внимания развитию этой системы.
В странах мира есть немало проблем, которые способно решить грамотное развитие финансовой системы:
- недостаточные темпы экономического развития государства
- социальная напряженность, которая негативно влияет на процесс
- снижение уровня жизни граждан страны
По мере развития финансовая система постоянно сталкивается с трудностями, вызовами, которые негативно влияют на экономическую сферу. Именно для того, чтобы предупредить такие трудности и для того, чтобы уметь быстро устранять проблемы, которые возникают время от времени в экономике любого государства, и важно понимать основные принципы развития финансовой системы РФ.
В наше время финансовая система России сталкивается с многочисленными трудностями – это девальвация национальной валюты, экономические санкции со стороны других стран, медленные темпы развития экономики, существенное понижение цены на нефть и другие. И чтобы последствия этих проблем не были глобальными, важно своевременно предпринимать меры, которые бы способствовали развитию финансовой системы страны, нормализации ситуации внутри государства. А для этого важно точно понимать, как она функционирует. И это довольно сложная наука.
Немного истории
Если рассматривать историю становления финансовой системы России, изучать её можно начинать примерно с 9 века. В те времена появились княжеские казначеи, которые собирали дань. Именно дань и стала основным источником доходов княжеств.
Существенные изменения отмечены в период правления Петра Первого. В то время появился Сенат, который должен был заведовать казной государства. Также именно Петр Первый учредил Бурмистрскую палату, в задачу которой входил сбор долгов, и Ближнюю канцелярию, которая занималась ведением доходов и расходов казны государства. Правда, крепостное право существенно тормозило активное развитие финансовой системы. Так как в стране использовали в основном крепостной труд, это задерживало развитие частной предпринимательской деятельности. И в таких условиях существенного пополнения казны ожидать было нельзя, соответственно государственный долг рос. В таких условиях основным источником дохода для покрытия государственного долга стала эмиссия ассигнаций. Кроме того, для покрытия дефицита Россия начала брать кредиты у других стран. Первый крупный кредит сумела получить Екатерина II.
Первое Министерство финансов в Российской империи появляется в 19 веке во времена правления Александра I. Интересно, что первый министр финансов успешно работал на благо государства и за время своей работы сумел существенно сократить государственный долг Империи. Сегодня именно 19 век называют золотым периодом становления финансовой системы России. Грамотная политика государя позволила наблюдать экономический подъем.
Именно Александр Первый стал на пути существенных экономических реформ. И успешному развитию финансовой системы способствовало не только появление Министерства, но и отмена крепостного права, что повлекло за собой снятие многих ограничений на деятельность предприятий. В таких условиях активно стала расширяться банковская система. Правда, все это не уберегло страну от экономического кризиса, который разразился в 1890 году. Но все же грамотная политика государства позволила стране достаточно быстро выйти из кризисной ситуации. И экономика страны успешно шла бы вверх, если бы в начале 20 века не активировались революционные движения.
После революции 1917 года Министерство финансов Российской империи перестало существовать. На смену ему пришел Наркомат финансов РСФСР. Задачи этого управления состояли в том, чтобы проводить кредитную финансовую политику государства. Все частные банки стали государственными, а Государственный банк Российской Империи переименовали в народный Банк РСФСР. Основными источниками пополнения доходов государства остались налоги и средства от народного хозяйства. А расходными статьями преимущественно было финансирование народного хозяйства и проведение культурных мероприятий.
Некоторые изменения произошли в перераспределении расходов в период Второй мировой войны. Значительная часть финансовых ресурсов государства шла на военные расходы. Все свободные финансовые ресурсы отправлялись на нужды войны.
Война существенно усугубила финансовое положение России. И долгие годы в стране царил кризис. Кардинальные шаги для выхода из сложившейся ситуации начали предпринимать в 1970 годах. А в 1980 году произошла полная перестройка всей существующей финансовой системы, в результате которой сформировалось Министерство экономики и финансов РСФСР.
Министерство финансов РФ создано в 1992 году. Политика современного министерства финансов довольно грамотная, но, тем не менее, частые потрясения периодически негативно влияют на эффективное и уверенное развитие финансовой системы страны. Становление современной финансовой системы прошло довольно продолжительный путь от простых торговых отношений до слаженного финансового механизма. И нужно сказать, что этапы развития никогда не заканчиваются, потому что уклад современного общества накладывают особые требования для дальнейшего изменения системы РФ.
Современный этап становления и развития финансовой системы страны
Современная история становления и развития финансовой системы РФ начинается с 1991 года. До этого времени государственный бюджет включался в бюджет СССР, как и у других союзных республик.
В 1991 году финансовая система Российской Федерации претерпела значительные изменения. Выделились три основных звена – федеральный бюджет, бюджеты административных образований и местные бюджеты. Причем все звенья цепи работают автономно. Такая система напоминает структуру финансовых систем стран Запада. При этом каждое звено имеет как собственные статьи доходов, так и собственные расходы. Правда, если говорить о местных бюджетах небольших городов, селений, часто возникает проблема недостаточного уровня их доходности, в результате чего такие муниципальные образования не способны покрыть даже свои первостепенные статьи расходов. Но эту проблему изучает Министерство финансов страны и предлагает успешные шаги для решения проблем дефицитов местных бюджетов.
На данный момент структура доходов бюджета страны выглядит примерно следующим образом:
История в датах: основные этапы становления
Историки выделяют такие основные этапы развития финансовой системы государства:
- Период с 9 по 15 век. В это время активно развиваются торгово-денежные отношения, появляется денежная единица, возникает понятие внутреннего рынка.
- Период с 15 по 17 век – формируется бюджет, появляется налогообложение. В это время также появляется первый официальный орган, который осуществляет контроль за налогообложением – Сенат.
- Период с 17 по 19 век – в это время отмечается уже становление финансовой системы. Проводятся денежные реформы, появляется банк, утверждается официальная денежная единица. Также этот период ознаменован появлением рынка ценных бумаг.
- Период с 1917 по 1925 годы. Разваливается установленная финансовая система, а также налоговая система. Формируется система денежного коммунизма. В эти годы наблюдается децентрализация эмиссии денег.
- Период с1925 по 1992 годы – формируется командно-административная система. Она направлена на стабилизацию экономической ситуации в стране путем искоренения неравенства. Руководство при этом должно было вестись из единого центра. Важная роль отводилась огосударствлению народного хозяйства. При этом государство устанавливало планы для предприятий, которые должны были выполняться.
- Период с 1992 года – переходная модель финансовой системы страны. Она принесла свободы предприятиям. В этот период заметно возросло количество небанковских посредников, формируется рынок ценных бумаг и возрождаются негосударственные страховые фонды.
Существующие сегодня рекомендации для перспектив развития финансовой системы
В любой стране финансовая система оказывает огромное влияние на состояние экономики государства. И Россия не исключение. Это делает особенно актуальным анализ и определение проблем финансового сектора для принятия срочных и эффектных мер, которые будут способствовать устранению трудностей.
Многие современные экономисты уверены, что основная задача управления экономикой – достижения среднесрочной стабильности финансовой системы. И именно этот подход реализовывают на сегодняшний день в стране. Но он давно устарел и требует существенных изменений в условиях современных рыночных требований. Сегодня намного важнее подчинить финансовый сектор задачам развития экономики страны. Важно ориентировать деятельность на развитие производственного сектора для выхода продукции, как на внутренний, так и на внешний рынок. А это требует четкого контроля разных звеньев финансовой системы, среди которых налоговая система, банковская система, денежно-кредитные элементы и прочие. Пока на уровне РФ контроль всех оговоренных систем является недостаточным, а это не способствует решению всех существующих проблем.
Ведущие экономисты считают, что перспективами развития отечественной финансовой системы можно назвать следующие меры:
Изменение законодательных актов, которые регулируют процедуру банкротства. В первую очередь не помешает пересмотреть сроки проведения реструктуризации предприятий, которые не отличаются конкурентоспособностью.
- Пересмотр антимонопольного законодательства.
- Изменение налоговых законов, в том числе изменение ставки налогов, уменьшение налогового бремени для предприятий. По мнению экономистов, снижение налогового бремени на предприятия приведет к снижению налоговой задолженности предприятий страны и росту поступлений в местные бюджеты.
- Уменьшение барьеров для инвестиций в отечественную экономику.
- Отказ от кредитования компаний за средства государственного бюджета. Эти функции лучше передать специальным организациям.
- Контролировать обязательства бюджетных учреждений.
- Шаги для реструктуризации государственного долга.
Это только часть методов, которые озвучивают финансисты в условиях реального времени.
Проблемы и трудности развития финансовой системы в современных условиях
На данный момент современная финансовая система страны не показывает экономический подъем. И на это есть ряд причин. У России есть ряд проблем, которые не способствуют эффективному развитию финансовой системы и подъему экономики.
- Одна из проблем – экономические санкции, под гнетом которых уже не первый год находится наше государство. Так как экономика страны зависима от внешних рынков, санкции со стороны европейских государств не способствуют экономическому подъему.
- Теневая экономика – эта проблема возникла давно, и пока еще нет эффективных методов её решения. Процент теневых доходов в государстве, к сожалению, довольно большой. Он составляет не менее 2,5% ВВП. Сумма в итоге довольно значительная. Она с легкостью могла бы способствовать снятию социальной напряженности и позволить повысить эффективность государственных финансов. Эта проблема не нова, теневая экономика в РФ возникла давно, и она значительно ухудшает экономическое состояние страны. Но пока еще не найдено эффективных методов решения подобной ситуации.
- Проблема распределения сырья. Парадокс в том, что многим отечественным компаниям выгодно вывозить сырье с небольшим уровнем обработки и продавать его иностранным компаниям. Российские производственные компании не получают отечественное сырье, что соответственно снижает их производственные возможности. Государству необходимо усилить контроль за деятельностью сырьевого сектора. Это может способствовать увеличению поступлений в бюджет.
- Финансы в большей мере сконцентрированы в федеральном бюджете страны. При этом значение региональных и местных бюджетов уменьшается. А развитие регионов позволяет существенно улучшить экономическую ситуацию в государстве.
- Заметный отток денежных средств из РФ для хранения их на счетах зарубежных банков.
- Огромный отток средств в счет покрытия государственного долга. На данный момент используются не самые эффективные методы для уменьшения долга страны, что также негативно влияет на финансовую систему.
- Значительный рост позиций в рейтинге самых коррумпированных стран мира. Высокий уровень коррупции в России уже не один год остается одной из основных проблем страны, которые не способствуют уверенному экономическому росту, какие бы меры для этого не предпринимали финансисты.
В любые времена и в любом государстве состояние финансов всегда было зеркалом социальных, политических и экономических проблем. Россия в этом плане не была исключением.
Ключевая роль государства в экономической системе была заложена еще Петром I. С этого времени вопрос пополнения источников, которые финансировали политику государства всегда стоял особо остро. Чтобы не падать в грязь лицом, главам молодой империи приходилось расходовать для поддержания своего статуса не меньше своих европейских коллег. При это источников для такого расточительства было крайне мало. Да и саму экономическую систему страны того времени нельзя назвать стабильной и основательной.
К началу XIX века в России переход от феодального строя к буржуазному стал окончательным. Основным признаком буржуазного строя является извлечение прибыли от хозяйственной деятельности, которая затем облагается налогом. Однако сохранение крепостного права в начале XIX века тормозило создание буржуазного общества, что не влекло роста доходов. На этом фоне увеличение налогов вело только к снижению благосостояния всего общества и к полному обнищанию низших слоев населения.
План финансов на 1810 год М. Сперанского
Финансовая политика государства того времени заключалась лишь в повышении налогов, и дополнительном выпуске денег, что приводило к инфляции и расстройству денежной системы страны.
В 1801 году началось правление Александра I, а уже в 1802 году он начал проводить реформы. В первую очередь реформы коснулись государственного устройства и вместо коллегий, которые были созданы Петром I, появились министерства, среди которых было и министерство финансов. Первым министром молодого министерства был назначен граф А.В. Васильев. Но, несмотря на это, эмиссия денег по-прежнему продолжала расти, а в первые годы правления Александра I это происходило особенно стремительно. В условиях дефицита бюджета получить как внутренний, так и внешний заем для правительства было достаточно проблематично, и поэтому не видели другого выхода, как увеличивать денежную массу, которая не была подтверждена золотыми запасами. Так к концу 1810 года за один рубль ассигнациями давали 24 копейки серебром.
Созданное в конце XVIII века, состояние в 100 тыс. руб. ассигнациями, в начале 1810 года стоило 50 тыс. руб. серебром, а в июле 1810 года — 33 тыс. руб., в декабре 1810 года — не более 25 тыс. руб.
Обесценивание ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. Так, когда наступал срок уплаты по кредиту деньги, взятые в долг, имели гораздо меньшую цену, чем в тот момент, когда их брали. При такой ситуации заемщик нес колоссальные убытки. В этот период наблюдается резкий спад кредитных отношений, и сдерживание рыночных отношений в целом.
В 1809 году положение осложнилось, тем что был закрыт источник внешних займов. Собрать для казны с помощью внутреннего займа удалось лишь 3,8 млн руб. Это говорило о том, что свободных денег на руках у населения нет. Было ясно что необходимо проводить финансовые реформы. Для этого Александр I обратился к одному из умнейших людей того времени М.М. Сперанскому.
Вместе с крупными специалистами того времени в области экономики и финансов А.А. Балутьянски и Н.С. Мордвиновым, Сперанский уже через два месяца представил императору план финансов, который уже 1 января 1810 года был вынесен на рассмотрение Государственного Совета, а в 2 февраля того же года был опубликован как законодательный акт.
Разработанный план состоял из двух частей:
ь организация финансов в 1810 году;
ь организация финансов после 1810 года на будущее.
Определенно можно сказать что план был разработан с далеко идущей перспективой.
Целями программы было:
ь стабилизировать денежную единицу;
ь отрегулировать бюджет государства;
ь изменение налоговой системы.
Основным источником всех финансовых бед России Спиранский считал необеспеченный выпуск ассигнаций, которые он предлагал изъять из оборота за счет имущества государства. «Государственные расходы должны быть соразмерны его доходам» — говорил он, поэтому расходы надлежало сокращать, а доходы преумножать. При этом должен быть строжайший контроль за соблюдением бюджета при правильной организации налогообложения.
В своем плане Спераский четко описал характеристику налоговых поступлений, которые не были болезненным бременем для населения государства. Он назвал их «правильными». В первую очередь налоги не должны исчерпывать тот источник, откуда они поступают. Далее они должны равномерно распределяться. Кроме того, налог должен взиматься с чистой прибыли, а не с оборотных средств. Также способ взимания налога для правительства должен быть дешев, а для частных лиц не притязателен.
Поскольку Сперанский был приверженцем сбора налога с дохода, то подушную подать он считал основным источником налоговых поступлений в казну. Ведь только увеличение поступления налогов сможет обеспечить положительное сальдо государственному бюджету, считал он. Поэтому необходимо было создать условия для повышения доходов у граждан, что повлечет за собой повышение собираемости налогов. Но для этого необходимо прекратить выпуск безосновательных ассигнаций и провести монетизацию серебром.
Для регулирования кредитных отношений Сперанский предлагал создать Центральный банк, который будет являться акционерным обществом, одна треть акций которого будет принадлежать государству.
К реализации реформ приступили незамедлительно. Уже со 2 февраля 1810 года был прекращен выпуск новых ассигнаций. Создается комиссия по изъятию уже отпечатанных денег. Предполагалось два источника получения средств для обеспечения реформ:
ь приватизация части государственного имущества (леса и земли);
ь выпуск облигаций номиналом не менее 100 рублей серебром
Бюджет расходов был сокращен на 20 млн руб. Было установлено, что всеми поступающими доходами распоряжается казначейство и расходование этих средств может производиться только согласно бюджету. Расходы сверх бюджета производятся только с разрешения Министерства финансов, с обязательным утверждением Государственным советом.
С 20 июня 1810 года единственной монетной единицей Российской империи становится серебряный рубль. Не обошлось и без менее популярных мер — повышение уже имеющихся налогов, а также введение нового налогового бремени.
По мнению Сперанского, подоходный налог был бы идеальной формой налога, но дело в том, что, основная часть население не считала доход как результатом своей деятельности (исключение составляли купцы, но их доля среди всего населения страны была незначительной). Показателем благосостояния являлась земля. Поэтому была выдвинута идея введения поземельного налога. Однако финансовое положение страны было таково, что деньги были нужны здесь и сейчас, поэтому пошли простым проверенным способом — увеличили уже имеющуюся подушную подать. С крестьян она составила от 2 до 3 рублей, а подать с мещан увеличилась до 5 рублей. Тем не менее попытка введения подоходного налога была предпринята в 1812 году, однако уже в 1820 году этот налог упразднили.
Не обошли стороной и внешнеторговые отношения, так как пошлина от ввозимых в страну товаров также приносила немалый доход. Например, была проведена политика относительно тех ввозимых товаров, с которыми наши не выдерживали конкуренции. Эти группы товаров облагались повышенной пошлиной или вообще запрещались к ввозу в страну.
Несмотря на продолжительность реформ, проводимых М.М. Сперанским, они имели свои результаты. Путем увеличения доходов и запрета на эмиссию ассигнаций дефицит бюджета был снижен на 6 млн рублей. Однако, в связи с начавшейся Отечественной войной в 1812 году, снова пришлось прибегнуть к эмиссии, но для того, чтобы потом вывести эти ассигнации из обращения использовали метод, предложенный Сперанским.
Почему же все-таки реформы Сперанского не нашли своего продолжения? Историки выделяют три причины:
ь Война с Францией в 1812 году.
ь Неподготовленность общества к реформам.
ь Реформы Сперанского были слишком прогрессивными для своего времени.
Большинство населения того времени в Российской империи составляло крестьянство, которое было не только не образовано, но и не свободно. У крестьянина того времени не оставалось сил, для того чтобы извлечь какой-то доход для своего личного хозяйства, потому что он работал на барина и был абсолютно бесправен. Что говорить, если даже «просвещенные» слои населения, такие дворяне, которые работали во вновь созданных министерствах не могли правильно посчитать отдельные статьи бюджета. Кроме того, несмотря на то, что Российская империя постепенно начала превращаться в буржуазное государство, натуральное хозяйство в доле общего хозяйствования все еще преобладало. Товарно-денежные отношения были развиты очень слабо. По-прежнему, в обороте оставалось большое количество бумажных денег, которые не были обеспечены ресурсами государственной казны. Но несмотря на это, реформы Сперанского были очень прогрессивными для того времени и заложили зерна развития экономики страны, которые проросли намного позже.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Атаева Л.Б.
Атаева Лаура Бийсултановна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и кредита, Экономический институт
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск
Аннотация: финансы выступают непременным атрибутом любого государства -от самых древних до современных, поскольку финансы — это один из главных инструментов, который позволяет государству наиболее эффективно выполнять свои цели, задачи и функции, измерять свои ресурсы и достижения, а также любые блага универсальным вещественным мерилом.
Ключевые слова: финансы, финансовая система, деньги, капитал, экономика.
Финансы (лат. financia —доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств .
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства .
Финансы как историческая категория появилась одновременно с государством при расслоении общества на классы. В результате первого крупного деления общества на классы появились рабовладельцы и рабы, а также первое государство — рабовладельческое. Затем в процессе развития общества последовал переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной, что привело к образованию феодальных государств .
В начале 1910-х гг. состояние экономики империи начало улучшаться. Общий прирост промышленной продукции за 1908—1913 гг. составил небывалую величину — 50,8%. Экономический подъем способствовал процессу финансового оздоровления страны: восстановлению равновесия на рынке капиталов, преодолению дефицита финансовых средств, росту объемов доходов государственного бюджета. Впервые за долгие годы Российская империя смогла погасить часть государственного долга. Первая мировая война прервала широкое развитие банковской системы. Россия испытывала огромную потребность в денежных средствах для финансирования войны .
В 1914—1916 гг. правительство России производило массовые ежегодные выпуски билетов Государственного казначейства. В стране развивался инфляционный процесс, ее охватила разруха, голод, сопровождаемые массовыми митингами, стачками, демонстрациями. Наступала затяжная и жесткая инфляция. Качественные изменения произошли и в денежном обращении. Законот 27 июля 1914 г. отменил размен кредитных билетов на золото. И тут же начался процесс его исчезновения из обращения — тезаврация золота. Постепенно из обращения исчезали серебряные монеты, потом — медные. И в конце 1916 г. русское денежное обращение состояло уже только из различных бумажных денежных знаков, монеты практически отсутствовали .
Период с конца 1917 г. до середины 1921 г. ознаменовался ликвидаций дореволюционных кредитных учреждений, а его наиболее значительным законодательным актом был Декрет ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков. Однако в условиях военного коммунизма его деятельность замерла. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. основными доходными источниками бюджета государства были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения,
которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. В 1930-х гг. правительство СССР последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства .
В годы Великой Отечественной войны (1941—1945) принципиальных изменений в финансовой системе страны не произошло. В 1970-х гг. усилилось общее расстройство финансового хозяйства страны, что, безусловно, сказалось на развитии бюджета. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход .
В первой половине 1980-х гг. в целях совершенствования хозяйственного механизма страны проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствования, а позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование .
Человечество в процессе эволюции прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, всеобщим эквивалентом в которых стали деньги, а государство в развитии своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды .
Список литературы
1. Никитин В.В. Финансовое право Материалы лекций для студентов специальности «Юриспруденция». Кострома: КГТУ, 2008. 452 с.
2. Эриашвили Н.Д. Финансовое Право. 3-е изд. М.: 572 с., 2011.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ — центральное государственное учреждение в России и СССР, в РФ федеральный орган исполнительной власти.
Должность министра финансов учреждена министерской реформой 1802 года, ему подчинены Берг-коллегия, Монетный и Лесной департаменты и некоторые другие учреждения. Функции Министерства финансов расширились с ликвидацией Министерства коммерции(1810 год). Образование Министерства финансов завершилось с изданием «Общего учреждения министерств» 1811 года. Первоначально вне ведения Министерства финансов формально оставался государственный казначей, однако министр финансов осуществлял общее руководство его деятельностью, в 1811 году Государственное казначейство фактически вошло в состав Министерства финансов, что было законодательно закреплено в 1821 году. В 1872-1905 годах при Министерстве финансов действовал Совет торговли и мануфактур (создан путём объединения Мануфактурного и Коммерческого советов, образованных при Министерстве финансов в 1828-1829 годах), который имел местные комитеты торговли и мануфактур. Министр финансов являлся главноначальствующим Отдельным корпусом пограничной стражи (с 1893 года). В 1900 году по инициативе С.Ю. Витте центральные учреждения Министерства финансов по части торговли и промышленности (главные — Отдел торговли и Отдел промышленности, созданные при упразднении Департамента торговли и мануфактур) объединены в отдельную структурную часть Министерства финансов под руководством особого товарища министра финансов. В 1905 году управление этой сферой передано во вновь созданное Министерство торговли и промышленности (МТиП). После Октябрьской революции 1917 года на основании Декрета 2-го Всероссийского съезда Советов от 26.10(08.11).1917 года вместо Министерства финансов учреждён Народный комиссариат по финансовым делам (с июня 1918 года Народный комиссариат финансов, НКФ) РСФСР, в состав которого вошли многие центральные учреждения бывшего Министерства финансов. В 1923 году образован союзно-республиканский НКФ СССР, который руководил деятельностью наркоматов финансов союзных республик, через них — деятельностью наркоматов финансов автономных республик. В 1946 году все наркоматы финансов переименованы в соответствующие министерства. Министерство финансов РСФСР 11.11.1991 года объединено с Министерством экономики РСФСР в Министерство экономики и финансов РСФСР (с 25.12.1991 года — РФ), которому постановлением правительства РСФСР 15.11.1991 года подчинены структуры, подразделения и организации Министерства финансов СССР (ликвидировано 26.12.1991 года в связи с прекращением существования союзного государства). Министерство финансов РФ образовано 19.02.1992 года при разделении Министерства экономики и финансов.
Местные финансовые органы — губернские казённые палаты, казначейства (фактически с 1811 года, законодательно с 1821 года), губернские и окружные (образованные для одного или нескольких уездов) акцизные управления (1862-1918 годы), институт фабричной инспекции (1882-1905 годы), уездные по податным делам присутствия (1885-1898 годы), губернские и городские присутствия по квартирному налогу (1893-1917 годы), попечительства о народной трезвости (1894-1917 годы), губернские и городские по промысловому налогу присутствия (1898-1917 годы), губернские по фабричным и горнозаводским делам присутствия (1899-1905 годы), а также управления горных округов (до 1874 года), окружные таможенные управления (1811-1912 годы) и управления участковых таможенных инспекторов (1912-1918 годы); в советский период — финансовые отделы исполкомов Советов (губернских и уездных; краевых, областных, городских, районных), финансовые управления Московского и Ленинградского городских исполкомов и Московского областного исполкома.
На протяжении всей истории Министерства финансов (НКФ) в его ведении находились: монетные дворы; предприятия по изготовлению ассигнаций и всех бумаг с государственным гербом (с 1818 года Экспедиция заготовления государственных бумаг, с 1919 года Гознак); сберегательные кассы (1859-1919, 1923-1988 годы). В подчинении ведомства в Российской империи также состояли: государственные банки (Ассигнационный до 1847 года, Коммерческий в 1817-1860 годах, Заёмный до 1860 года, Государственный банк Российской империи в 1860-1917 годах, Крестьянский поземельный банк в 1883-1917 годах, Дворянский земельный банк в 1885-1917 годах); ссудные (1860-1895 годы) и сохранные (1862-1895 годы) казны при Московском и Санскт-Петербургском воспитательных домах; казённые горнозаводские предприятия (кроме кабинетских) и предприятия по добыче соли (до 1874 года, когда они переданы в ведение Министерства государственных имуществ); таможни (1810-1917 годы); Государственная комиссия погашения долгов (1812-1917 годы); Экспедиция государственных кредитных билетов (1843-1860 годы); акционерное общество Китайско-Восточной железной дороги (1896-1917 годы); город Дальний (китайское — Далянь) в Квантунской области. В подчинении НКФ (Министерство финансов) РСФСР и СССР находились: банки (Народный банк РСФСР, Государственный банк СССР; с 1932 года — Промбанк СССР, Сельхозбанк СССР, Цекомбанк СССР, Торгбанк СССР и др.), Госстрах (1921-1992 годы), Ингосстрах (1948-1991 годы), Гохран (с перерывами) и прочее.
К важнейшим функциям ведомства относятся составление проектов росписи годовых государственных доходов и расходов (бюджета) и отчётов об их исполнении, руководство выпуском и обращением денежных и расчётных знаков, чеканкой монеты, разработка общих вопросов денежного обращения и его регулирования (Министерство финансов и НКФ подготовили ряд денежных реформ — 1839-1841, 1895-1898, 1922-1924, 1947, 1961 годов и др.), разработка налогового законодательства, сбор налогов, пошлин, акцизов, проведение государственных кредитных операций, в т. ч. внешних и внутренних займов, перевод капиталов за границу и прочего.
Министерство финансов Российской империи также ведало правительственной политикой в сфере внешней торговли (1810-1905 годы), промышленности и внутренней торговли (1819-1905 годы). Управляло государственными земельными имуществами, с 1810 года — всеми государственными имуществами, в том числе государственными крестьянами (до образования Министерства государственных имуществ в 1837/38 году). Руководило выкупной операцией(1861-1906 годы) после отмены крепостного права. Совместно с Государственным контролем провело финансовые реформы 1862-1868 годов. Осуществляло надзор за общественными и частными кредитными учреждениями, а также, до 1874 года, за частными горными предприятиями. Сдавало с торгов винные откупа, с 1895 года осуществляло государственную винную монополию. Устанавливало тарифы железно-дорожных перевозок (1889-1905, 1906-1917 годы). Разрабатывало фабричное законодательство (до 1905 года). Выдавало привилегии на изобретения и усовершенствования. В связи с преобразованиями финансовой системы после Октябрьской революции 1917 года НКФ занимался ликвидацией прежних кредитных учреждений, национализацией банков. В период «военного коммунизма» его роль в народном хозяйстве существенно снизилась, вновь возросла с переходом к новой экономической политике (НКФ разработал её финансовые аспекты). Впоследствии НКФ и Министерство финансов управляли финансово-кредитной системой СССР, осуществляли учёт и хранение государственных запасов золота, серебра, иностранной валюты. С образованием Совета экономической взаимопомощи Министерство финансов СССР разработало систему взаиморасчётов на основе переводного рубля.
Министерство финансов РФ после распада советской бюджетной системы основные усилия направило на достижение финансовой стабилизации. Оно формирует государственный бюджет на основе рыночной идеологии, разрабатывает и реализует стратегические направления государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития, управляет гососударственными внутренним и внешним долгом и прочим. Разрабатывает законопроекты, нормативные акты и другие документы по вопросам, относящимся к сфере деятельности Федеральной налоговой службы, координирует работу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства. В 2000-2008 годах Министерство финансов способствовало формированию бездефицитного федерального бюджета, активной выплате внешней задолженности, введению «плоской шкалы» подоходного налога, созданию стабилизационного фонда РФ. В 2009-2010 годах осуществляло меры, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса. В ведении Министерства финансов РФ находятся Гохран РФ, Гознак РФ, Российская государственная пробирная палата, Алмазювелирэкспорт. Местные органы Министерства финансов — территориальные подразделения федерального казначейства, территориальные контрольно-ревизионные органы, региональные управления по валютному контролю, территориальные органы страхового надзора. В республиках, некоторых краях и областях РФ действуют министерства финансов, которые непосредственно не подчиняются Министерству финансов РФ, но представляют ему свои отчёты.
При Министерстве финансов сформирована одна из крупнейших специализированных библиотек (с 1824 года). Учебные заведения и научные учреждения Министерства финансов (НКФ): политехнические вузы, коммерческие, торговые, технические, ремесленные и другие профессиональные средние и низшие учебные заведения (до 1905 года, когда они были переданы в ведение МТиП); Институт экономических исследований (1919-1931 годы), Москковский финансово-экономический институт (с 1919 года; ныне Финансовый университет при Правительстве РФ), Конъюнктурный институт (1923-1928 годы), Ленинградский финансово-экономический институт (1930-1946 годы; ныне Санскт-Петербургский государственный университет экономики и финансов в системе Министерства образования), Центральный заочный институт финансово-экономических наук (1930 год; с 1993 года Всероссийский заочный финансово-экономический институт), Академия бюджета и казначейства (создана в 1988 году как Финансовый институт повышения квалификации, с 1996 года современное название). Среди ведомственных изданий: «Указатель правительственных распоряжений по Министерству финансов» (1864-1885 годы), «Внешняя торговля по европейской границе: Труды Статистического отделения Департамента таможенных сборов» (1884-1916 годы), «Вестник финансов, промышленности и торговли…» (1885-1917 годы), «Цены на хлеба и спирт, фрахты и страховые премии по телеграфным сведениям…» (1888-1905 годы, с 1905 года издание МТиП), «Сборник тарифов российских железных дорог» и «Сводная статистика перевозок по русским железным дорогам» (1889-1917 годы), «Торгово-промышленная газета» (1893-1917 годы), «Русское экономическое обозрение» (1897-1905 годы), «Свод статистических данных по железоделательной промышленности» (1903-1917 годы) и др.; «Известия Народного комиссариата финансов РСФСР» (1919-1922 годы), «Известия Народного комиссариата финансов СССР» (1927-1931 годы), журнал «Финансы» (в 1926-1954 годах «Финансы и народное хозяйство»; в 1954-1992 годах «Финансы СССР»), «Финансовая газета» (с 1991 года).
Дополнительная литература:
Министерство финансов. 1802-1902. СПб., 1902. Ч. 1-2;
Исторический обзор правительственных, общественных и частных кредитных установлений в России / Сост. Я. И. Печерин. СПб., 1904;
Податная инспекция в России (1885-1910 г.): Очерк деятельности податной инспекции за 25 лет ее существования в связи с развитием прямого обложения. СПб., 1910;
Департамент окладных сборов. . СПб., 1913;
Краткий очерк 50-летия акцизной системы взимания налога с крепких напитков и 50-летия деятельности учреждений, заведывающих неокладными сборами. СПб., 1913;
Министерство финансов. 1904-1913. ;
Таможенное дело России: Сборник документов и материалов. М., 1997-2003. Т. 1-6;
Судьбы России: Доклады и записки государственных деятелей императорам о проблемах экономического развития страны (вторая половина XIX в.) / Сост. Л. Е. Шепелев. СПб., 1999;
История Министерства финансов России. М., 2002. Т. 1-4.
Финансы: сущность, функции и принципы, виды и роль в рыночной экономике.
Финансы — система экономических отношений, связанных с формированиеv, распределением и использованием фондов денежных средств.
Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денеж. фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денеж.средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Финансовая наука начала развиваться в 15 веке. Ксенофонт – первый греческий автор по финансовому труду. Фома Аквинский впервые сделал попытку обосновать право короля на сбор налогов с поданных.
Предпосылки возникновения финансов:
1. возник государственный фонд денежных средств – бюджет
2. формирование и использование бюджета стало носить системный характер
3. товарно-денежные отношения приобрели преимущественный характер
Функции и принципы финансов
Функции:
1. Распределительная (проявляется при распределении нац.дохода, когда происходит структурная перестройка народного хозяйства, выделение приоритетных отраслей экономики; конечная цель – распределение и перераспределение нац.дохода и ВВП);
2. Контрольная (через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – сигнализирование о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств, поступление финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования и их экономное использование);
3. Стимулирующая или регулирующая (эта функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне эта функция стимулирует деятельность субъектов хозяйствования или предприятия путём создания различных фондов, способствующих улучшению качества производственного процесса. А на макроуровне эта функция с помощью экономических инструментов, таких как налоги, государственный кредит и другие, достигает таких же результатов).
Принципы:
1. единство (единство законодательной и нормативно-правовой базы; денежной, кредитной и налоговой системы)
2. сбалансированность (объем предполагаемых расходов должен соответствовать общему объему доходов)
3. целевая направленность (привлечение доходов в форме сборов и неналоговых поступлений)
4. диверсификация (каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не для одного, а для нескольких заемщиков, одновременно он должен заимствовать у нескольких кредиторов)
5. организация во времени (наряду с текущими задачами субъекты фин.отношений должны ориентироваться на среднесрочные и долгосрочные перспективы)
История финансов России. Современные финансы.
История формирования финансовых отношений в России и характеристики основных этапов. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
-изложение истории развития финансовой системы Руси;
-рассмотреть финансовую систему СССР;
-формирование финансовой системы при переходе к рыночным отношениям;
-дать определение финансовой системы России на современном этапе.
В первые века писанной истории Руси роль всеобщего эквивалента (денег) играл скот, а потом достаточно долго шкурки пушных зверей
Финансовая система Руси стала складываться с IХ века. Основным источником дохода княжеской казны была дань. В древней Руси было и поземельное обложение.
При этом в современной литературе отмечается целесообразность расширительного толкования финансов, включения в них и банковского кредита.
Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.
Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связанно с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.
Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей.
Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.
Принципы построения финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом — расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а
местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.
Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в федеративных государствах бюджеты членов федерации (штатов, земель, кантонов) не включаются в федеральный (государственный) бюджет.
Изменение принципа построения их финансовых систем предполагает:
• экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней в государстве: раздельное формирование на нормативной основе, утверждение и исполнение;
• взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства осуществляется по совместному соглашению;
• укрепление доходной части местных бюджетов;
• для общих республиканских, межрегиональных программ и мероприятий создаются целевые бюджетные фонды;
• возобновляется (после почти 30-летнего перерыва) система субвенций, носящих строго целевой характер. Субвенции выдаются на компенсацию недополученных доходов в связи с неравномерностью распределения доходов между регионами (вместо существовавших ранее обезличенных дотаций);
Финансовая система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода. Поэтому она служит и одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики. Такая форма регулирования со стороны государства носит название финансовой политики. Государство осуществляет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и перераспределению, использованию для своих функций на основе финансового законодательства страны.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности — финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему.
Таким образом, за 18 лет рыночных отношений в России нельзя не заметить значительный скачок в развитии финансов. После перестроения всей экономики Россия взяла курс на запад. Но не все так гладко: первые структурные преобразования вызвали массу негативных моментов – спад производства, безработицу, инфляцию и др. Инфляция стала очень сильным врагом России на пути ее развития. Но не смотря на все сложности, Россия сделала большой шаг на пути к рыночной экономике. Сейчас финансовая система имеет достаточно устойчивое состояние, имеет подкрепляющую базу и имеет социальный характер, что говорит о направленности ее к населению. Сферы и звенья финансовой системы взаимосвязаны и имеют целевой характер. Идет жесткое государственное регулирование, но в то же время дается большая свобода действий муниципальным образованиям. В общем, наблюдается перспектива развития финансов в России.