История финансового права

Развитие финансово-правой отрасли и образование финансово-правовых источников необходимо рассматривать параллельным образом по отношению к развитию финансово-правовой науки, потому как, финансовое право и финансово-правовая наука — понятия, которые имеют тесную взаимосвязь.

Традиционно выделяют следующие этапы финансового права:

  • кон. 19 века – нач. 20 века;
  • с 1917 года — до 40-х годов 20 века;
  • с 40-х годов до конца 80-х годов 20 века;
  • с начала 90-х годов — до настоящего момента.

Конец 19 века – начало 20 века

Первый этап развития финансового права и образования источников финансового права связывают со сложным характером общества буржуазного типа. Финансовые отношения обретают чрезвычайно сложный характер, это обусловливает скорейшее возрастание правовых норм, которые регулируют данные отношения.

Резкий темп увеличения объема правовых актов связан с глубокими политическими и экономическими процессиями, которые происходят в капиталистическом обществе конца 19 века. Достаточно острым образом ставились вопросы, во-первых, о месте финансового права в системе образовавшихся правовых отраслей, во-вторых, о возможности обособленности финансового права от смежных правовых отраслей.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Этапы финансового права 480 руб.
  • Реферат Этапы финансового права 250 руб.
  • Контрольная работа Этапы финансового права 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Появление финансово-правовых источников и развитие науки финансового права ведет к отделению финансового права в отделенную правовую отрасль.

Замечание 1

Специфичность правовых актов заключена в том, что самые важные источники, то есть законодательные акты, не могли обрести силу без императорской санкции.

Толкование законодательных документов и разрешение правовых коллизий находились в ведении Сената. Некоторые постановления Сената, которые были утверждены Императором, обретали статус законов. Закон должен отражать общую волю трех субъектов, которые обладали совместной властью, это:

  • Государственная Дума;
  • Государственный Совет;
  • Император.

1917 год — до 40-х гг. XX века

Второй этап развития финансового права и образования финансово-правовых источников связывается с периодикой установления советского государства и права социалистического типа, где началось образование базисов нового права. Необходимо понимать, что финансово-правовая наука получила активное развитие до Октябрьского переворота 1917года. А уже после происшествия Октябрьской революции и до 1939 года наука в Российском государстве имела слишком слабые темпы развития. Это обуславливалось в итоге снижением роли финансов в условиях социализма.

Замечание 2

На этом этапе произошло важное событие, выражаемое в принятии Основного закона, то есть Конституции РСФСР 1918 года, закрепляющей национально-территориальные принципы Федерации; образовавшуюся систему органов управления и власти, как на высшем уровне, так и на местах.

В пятом разделе, именуемом «Бюджетное право», Конституции 1918 года определялась финансовая политика. Именно этим Конституция 1918 года указала науке финансового права ее задачи: она должна была заниматься исследованием бюджетного права.

Особенностью развития финансового законодательства в период меж двух Конституций 1918 и 1924 годов, являлась в круге правотворческих субъектов; в форме актов законодательства, в которых содержатся лишь нормы-принципы, нормы-лозунги, нормы-определения. Но источников финансового права в данный период было чрезвычайно мало.

С 40-х гг. до конца 80-х гг. XX века

Третий этап финансово-правового развития и образования источников финансового права захватывает период с 40-х годов до начала 90-х годов 20 века.

В этот период возрождается финансовое право и появление многих его институтов. Это связывалось с изменениями в политике страны, экономике, с созданием новых экономических методик планового руководства, расширением самостоятельности хозяйствующих предприятий. В 1940 года финансовое право включили в программы юридических факультетов, начались исследования теоретических проблематик области финансового права.

Особенным значением обладало принятие Конституции 1977года, в которой отслеживались как положительные, так и отрицательные моменты развития финансового права и образования финансово-правовых источников. Важно учитывать, что среди финансово-правовых источников было много таких, которые включали нормы и иных правовых отраслей — административного, государственного, гражданского и т.п. В частности это законодательство о различных звеньях местных Советов народных депутатов, банковские уставы и пр. Главное место из таких актов заняли совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, особенно по вопросам усовершенствования механизма хозяйствования.

С начала 90-х гг. — до настоящего времени

Четвертым этапом развития финансового права и его источников охвачена периодика с начала 90-х годов 20 века по настоящее время, он связывается с переходом к экономике рыночного типа, с изменениями демократичного характера, которые происходили в законодательной структуре.

В настоящий момент в России финансовое право и его источники начали особенно активно развиваться. Под воздействием демократизации жизни общества и движения государства по направлению рыночной экономики и интеграции Российской Федерации в мировое пространство изменениям подверглись формы правового урегулирования финансов и принципы. Это дало отражение в новых источниках финансового права, которые были созданы за последние годы:

  • Во-первых, свершилась кодификация конкретных институтов финансового права, появились Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.
  • Во-вторых, нормативный договор и судебный прецедент получили признание как источники финансового права.

Замечание 3

Следует заметить, что на разных исторических этапах развития финансово-правовой сферы система источников финансового права постоянно подвергалась изменениям.

История становления современного финансового права

В правовой доктрине России финансовое право было выделено в самостоятельную отрасль российского права недавно (начало 1990-х гг.), хотя как учебная дисциплина оно преподавалось в высших учебных заведениях еще до революции 1917 г. (отметим, что в то время экономика России могла характеризоваться как рыночная). В дальнейшем в период администрированной экономики официальная правовая доктрина Советского Союза не признавала наличия финансового права как отрасли, хотя ученые-юристы делали попытки указать на яркую специфику отношений, связанных с экономикой страны1. Однако до тех пор пока в России не начали возрождаться рыночные отношения, эти попытки оставались на уровне научных изысканий.

Так, известно, что до 90-х гг. прошлого столетия (в период существования социалистического строя) финансовое право не обособлялось в самостоятельную отрасль.

Однако уже в тот период велась дискуссия относительно необходимости обособления и поиска места финансового права как самостоятельной отрасли в системе советского права. Например, профессор Р. О. Халфина еще в начале 1960-х гг. пришла к выводу, что финансовое право является самостоятельной отраслью права, хотя она и ряд других ученых (М. А. Пискотин, С. Д. Цыпкин) полагали, что финансовое право выделилось из государственного и административного права. Однако после выхода монографии Е. А. Ровинского «Основные вопросы теории советского финансового права»5 вопрос о самостоятельности финансового права больше не стоял в юридической литературе. Профессор А. И. Худяков, рассматривая категории «финансовая деятельность» и «управление финансами», доказал, что критерием разграничения финансового и административного права служит характер общественных отношений, т.е. предмет правового регулирования. А поскольку в ходе финансовой деятельности государства с точки зрения экономических критериев могут возникнуть только финансовые отношения (как экономическая категория), их должны опосредовать лишь финансово-правовые отношения (как правовая категория).

Таким образом, даже беглый исторический обзор позволяет сделать вывод о том, что необходимость в наличии организованной в стройную систему совокупности норм, регулирующих (финансово-экономические отношения, связана прежде всего с наличием этих отношений в стране, а также с необходимостью их регулирования не административными, а рыночными способами7.

Отмстим попутно, что семи административное регулирование финансово-экономических отношений возможно в отдельно взятой стране (как это было в СССР), то это неприемлемо на международном уровне.

Таким образом, выведение финансового права в самостоятельную отрасль российского права в начале 90-х гг. XX в. было продиктовано необходимостью, поскольку объективно отражало специфику динамики экономических процессов этого периода времени в направлении построения рыночных экономических отношений. Одновременно, учитывая в целом консервативный подход юридической науки к доктринальным нововведениям, сам факт окончательного признания финансового права самостоятельной отраслью российского права можно расценивать как инновационный теоретический прорыв в юридической науке.

Итак, финансовое право (а именно — совокупность его норм) в масштабах отдельно взятой страны, условно говоря, представляет собой специфический инструмент, который используется публичным субъектом (например, государством, которое наделено суверенной властью) с целью упорядочивания в нужном для него направлении объективных экономических процессов. Очевидно, что объективность экономических процессов (отсутствие их зависимости от воли публичного субъекта) порождает их стихийность и непредсказуемость, следствием чего и являются цикличные экономические кризисы, которые в идеале должны предотвращаться или нивелироваться с помощью мер, к которым, в частности, относится принятие властным субъектом норм финансового права.

Добавить комментарий