История государственного управления России

3-е изд., перераб. и доп. — М.: 2007. — 319 с.

Рассматривается государственное управление в России от IX в. до настоящего времени (начала XXI в.). Выделены основные этапы в эволюции аппарата управления Российского государства, рассмотрены становление и формирование центральных и местных органов государственного управления, судебной системы, важнейшие реформы по их переустройству и усовершенствованию в различные периоды русской истории.

Вводная глава содержит основные понятия о государстве, его типах, видах правления, что дает представление о многообразии мирового опыта государственного строительства. Расширен и доработан раздел по формированию новой системы государственного устройства в период созидания социализма и существования уникального в истории человечества государства — Советского Союза. Включены материалы по развитию государственности России в постсоветский период.

Для студентов вузов, работников государственных и муниципальных служб, а также всех интересующихся проблемами государственного управления и историей Отечества.

Формат: pdf / zip

Размер: 1,45 Мб

Скачать / Download файл

Оглавление
От авторов 3
Вводная глава 5
Раздел I. IX — начало XX вв. 27
Глава 1. Образование и развитие Древнерусского государства. IX—XII вв. 28
1.1. Начало государственности у восточных славян 28
1.2. Формирование государственной системы Киевской Руси (IX—X вв.) 33
1.3. Государственный строй в Древнерусском государстве (XI—XII вв.) 38
Глава 2. Государственное управление в период феодальной раздробленности Руси. XII—XV вв. 49
2.1. Феодальная раздробленность и складывание трех политических центров 49
2.2. Татаро-монгольское иго и государственность Руси 58
2.3. Политический строй и управление в русских княжествах XIV—XV вв. Начало объединения Русских земель 60
Глава 3. Русь на пути к централизованному государству. XV—XVII вв. 70
3.1. От Руси к России. Завершение единения Русских земель (XV в.) 70
3.2. Сословно-представительная монархия. Утверждение титула царя (XVI в.) 78
3.3. От сословно-представительной монархии к самодержавию (XVII в.) 90
Глава 4. Реформирование государственного строя России в первой половине XVIII в. 109
4.1. Утверждение абсолютизма ПО
4.2. Реформы Петра I 112
4.3. Государственное управление в эпоху дворцовых переворотов 125
Глава 5. Российская государственность во второй половине XVIII в. 133
5.1. Реформирование государственного управления при Екатерине II 133
5.2. Государственное управление при Павле I 144
5.3. Государственная политика в отношении церкви 146
Глава 6. Государственный аппарат России в первой половине XIX в. 159
6.1. Центральные органы власти 160
6.2. Местные органы власти и укрепление управленческой вертикали 174
Глава 7. Российское государство во второй половине XIX — начале XX вв. 183
7.1. Буржуазные реформы 60—70-х гг. и контрреформы 80—90-х гг. 184
7.2. Капиталистическое развитие России и государственное управление в начале XX в. 194
7.3. Государственное управление в годы Первой мировой войны 200
Государственная символика 213
Раздел II. Февраль 1917 — 2006 г. 215
Глава 8. Государственная система России в период Временного правительства (февраль—октябрь 1917) 216
8.1. Образование Временного правительства. Двоевластие. Проблема легальности и легитимности. 216
8.2. Государственное строительство 222
8.3. Общественные организации в переходный период 228
Глава 9. Становление и развитие советской системы управления (1917—1977) 235
9.1. Становление советской системы государственного управления 236 (1917—1922)
9.2. Система государственного управления СССР в довоенный 251 период (1922—1941)
9.3. Государственный аппарат в годы Великой Отечественной 258 войны (1941—1945)
9.4. Преобразования государственного аппарата в послевоенный 261 период (1945—1977)
Глава 10. Система государственного управления в Российской Федерации (середина 80-х гг. XX в. — 2006 г.) 272
10.1. Особенности государственного управления в СССР во второй половине 80-х гг. 273
10.2. Государственное управление после августа 1991 г. 287
10.3. Государственное устройство постсоциалистической России 294
Государственная символика 309
Заключение 312
Библиографический список

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

.

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Северо-Кавказская академия государственной службы

Волгоградская академия государственной службы

Учебник

Издание 3-е, переработанное и дополненное

Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора Р.Г.Пихои

Москва

Издательство РАГС

Научно-редакционный совет серии

«Учебники Российской академии государственной службы при

Президенте Российской Федерации»

Председатель совета

Медведев Д.А,

первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ

Сопредседатель совета

Егоров В.К.

президент-ректор РАГС

Члены совета

Бойков В.Э.

заведующий кафедрой РАГС

Григорьев В. В.

зам. министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ

Демидов Ф.Д.

проректор РАГС

Игнатов В.Г.

ректор Северо-Кавказской академии государственной службы

Кирпичников М.П.

первый зам. министра промышленности, науки и технологий РФ,

академик РАН

Мальцев Г. В.

заведующий кафедрой РАГС

Мерцалов А.А.

ректор Орловской региональной академии государственной службы

Месяц Г.А.

вице-президент Российской академии наук, председатель ВАК

Михайлов В.А,

заведующий кафедрой РАГС

Никандров Н.Д.

президент Российской академии образования

Степашин С.В.

президент Российского книжного союза, председатель Счетной палаты РФ

Филиппов В.М.

министр образования РФ

Фролов Г.Я.

директор Издательского центра РАГС

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», а также для слушателей, обучающихся в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих

Рецензенты:

Данилов А.А., д.и.н., проф.;

КомиссаренкоА.И., д.и.н., проф.;

Соколов А.К., д.и.н., проф.

Редакционная коллегия:

Пихоя Р.Г. — д.и.н., проф., Тимофеев П.Т. — д.и.н., проф., Малышева О.Г. — д.и.н.

Авторский коллектив:

Болотина Н.Ю. к.и.н. (глава 5); Герасименко Г.А. — д.и.н.,

проф. (главы 7, 10); Гусев К.Е. — д.и.н., проф. (глава 8);

Введение

Многие поколения россиян на просторах Евразии создали гигантскую страну с большим производственным, научным, культурным потенциалом, значительными природными и людскими ресурсами, что вызывает чувство законной гордости всех народов России. История российской государственности — это непрерывный процесс возникновения и развития идей государственности, становления институтов государства, совершенствования (реформирования) высшего, центрального и местного аппаратов власти (учреждений) в целях более эффективного управления громадными территориями России.

В своем развитии российское государство существовало в различных политических формах — как великое княжение, царство, империя, республика: буржуазно-демократическая, советская, парламентско-президентская.

Российская государственность имела ряд характерных особенностей в управлении, прежде всего, этатизм, то есть активное вмешательство государства в жизнь страны, в систему управления на всех его уровнях, а также патернализм, то есть официально провозглашенный курс государства на поддержку наиболее незащищенных слоев населения.

История России, ее государства — это исторический опыт народа, его социальная память, которая циркулирует в обществе в виде народных преданий и представлений, социальных ожиданий и оценок, памятниках литературы и искусства, а также в виде научных монографий, брошюр и статей. В кризисные периоды своей истории народы обращаются и к своему прошлому, где ищут ответ на поставленные вопросы.

Современная Россия вновь на перепутье. Как ее «обустроить»? Кризис ее государственности приобрел затяжной характер. Вопрос об укреплении российской государственности и налаживании государственного управления и местного самоуправления стал важнейшим среди всех острых вопросов общественной жизни. По словам выдающегося государственного деятеля России В.Н. Татищева, сподвижника Петра Великого, талантливого администратора и основателя исторической науки в России, «история учит о добре прилежать, а зла остерегаться».

Опыт государственного управления в России самобытен, ибо государство российское обладает значительным своеобразием. Это и территория, охватывающая два континента, это более 100 национальностей с множеством разных конфессий, разным образом жизни, уровнем экономики и культуры, это более чем тысячелетняя история и яркая, богатая культура, ставшая частью мирового культурного наследия. Что удерживало народы России вместе несколько столетий? Что обеспечило выживание государства в тяжких испытаниях — набегах, войнах? Что порождало смуты, бунты, революции, разрывавшие страну?

Изучение специфики управленческого опыта, его удач и поражений представляет особый интерес и несомненную актуальность.

В государственном управлении в России проявились и особые черты характера ее народа, создавшего единую русскую культуру — культуру универсальную и терпимую к культуре других народов. Она отразила такие черты национального характера, как широта и щедрость, доброта, любовь к свободе, терпение, дружелюбие, коллективизм. Однако проявлялась и такая черта, как стремление во всем доходить до крайности, до пределов возможного, до замены понятия свобода — другим, не тождественным свободе понятием воли. В последнем отсутствует представление об ответственности за совершенное. В безответственной воле — истоки «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».

Учебное пособие. – М. , 2001. – 230 с.История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обуславливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей страны. Неслучайно сложились представления о Руси XVI–XVII вв. как о «служилом государстве».
Киевская Русь не знала служебной повинности. Княжеская дружина состояла из лиц, добровольно поступивших на службу и остававшихся на ней, пока им это было выгодно. «Муж», явившийся к князю, не подчинялся правилам служебной дисциплины. Его переход к другому князю был правом, признававшимся договорными грамотами князей. Дружинник смотрел на службу как на средство удовлетворить честолюбие, возможность показать свою удаль, побиться за землю русскую. Еще дореволюционные юристы и историки отмечали, что дружина, составленная из таких лиц, ничем не напоминала дисциплинированного чиновничества позднейшего времени. Более того, по важным вопросам управления великий князь советовался с наиболее авторитетными дружинниками.
Объединение княжеств северо-восточной Руси под властью московского князя оказало серьезное влияние на служилое сословие. Чем раньше владельцы уделов переходили на положение великокняжеских слуг, тем более почетные места на службе они получали. Великий князь стремился гарантировать привилегированное положение при распределении государственных должностей и их прямым потомкам. При этом, правда, предполагалось безусловное подчинение московскому князю. Начиная с правления Ивана III любой служилый человек (включая князей) официально обращался к государю так: «Се аз, холоп твой. » Он подписывался уничижительным именем. Его отъезд со двора московского князя (царя) преследовался как государственная измена.

Добавить комментарий