История ОВД

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Реферат

НА ТЕМУ ИСТОРИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Челябинск

2011г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………..3

История охрана порядка на этапе становления

государственности………………………………………..4

История министерства

— в 18 веке…………………………………………………4-5

— в 19 веке…………………………………………….…5-11

— в начале 20 века………………………………………11-14

— в годы СССР…………………………………………14-15

Реформа 2001г……………………………………………15

Структура МВД Российской Федерации………………16

Положение о Министерстве внутренних дел РФ……17-18

Заключение………………………………………………19

Список используемой литературы………………………20

ВВЕДЕНИЕ

История Министерства внутренних дел России насчитывает уже более двух веков: манифест императора Александра I «Об учреждении министерств», в котором было впервые упомянуто Отделение внутренних дел, был издан 8 сентября 1802 года.

Уникальность МВД среди прочих органов государственной власти состоит в том, что именно органы охраны правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами. От работы сотрудников полиции зависит соблюдение законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой в домах и квартирах самих граждан. По числу обеспечиваемых социально значимых государственных функций, по степени проникновения во все слои общества с Министерством внутренних дел могут сравниться разве что Министерство здравоохранения и социального развития или Министерство образования и науки.

Сегодня от работы МВД зависят многие аспекты повседневной жизни граждан. Органы внутренних дел занимаются обеспечением порядка на улицах, предотвращением и раскрытием преступлений, защитой и охраной частной собственности, государственных и коммерческих объектов. Подразделения МВД борются за безопасность на дорогах страны, обеспечивают проведение массовых мероприятий, днем и ночью приходят на помощь гражданам в чрезвычайных ситуациях. От министра до участкового Министерство внутренних дел – на страже интересов гражданина, закона и общества.

Государственная власть, государственное управление обществом осуществляется при помощи государственного механизма, т.е. совокупности органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности.

В государственный механизм входят законодательные, исполнительные органы, органы юрисдикции и силовые структуры.

В Древней Руси на этапе становления государственности охрана порядка осуществлялась на тех же основах, что и других государствах. По мере усложнения и дифференциации управления так же, как и в других странах, создавался государственный аппарат. Сначала разделение охранительных функций шло по пространственному принципу, между центром и местами: князь – посадники, наместники. Затем последовала чисто функциональная дифференциация: наравне с другими были созданы органы государства, занятые преимущественно охраной и обеспечением правопорядка. Первыми такими органами стали губы (в уезде, волости) во главе с Разбойным приказом. Их создание прежде всего отражало особенности процесса развития феодализма: стремление ограничить полномочия местных властей, что объективно находилось в русле процессов, связанных с формированием с стране абсолютизма.

В Москве и Московском уезде функции Разбойного приказа осуществлял Земский приказ. Однако компетенция его была значительно шире. Он выступал в качестве административного органа с весьма широкими полномочиями, а охрана порядка и безопасности, борьба с преступностью составляли лишь его часть. Это в большей мере соответствовало характеру феодального государственного управления с незавершенной специализацией государственных органов.

Полицейские функции осуществляли и другие приказы, причем не только из территории приписанных слобод и волостей. Так, объезжие головы, которыми ведал Разрядный приказ, должны были во всех слободах выполнять определенные полицейские обязанности. Стрелецкий приказ отвечал за противопожарные меры по всейи Москве. Поместный приказ посылал специальных сыщиков для борьбы с побегами крестьян. Почти во всех приказах были свои тюремные учреждения. Они имелись в распоряжении губных старост.

18 век:

Такое положение дел вело к снижению эффективности охраны порядка, вызывало многочисленные злоупотребления. Создание в 1718 г. собственно полицейских органов было в русле мер, направленных на дальнейшую централизацию государственного управления, усиление власти царя, утверждение абсолютизма. Объективно это вело к резкому ограничению круга субъектов, облеченных административно-полицейскими полномочиями, в известной мере было шагом к своего рода «разграничению властей» и таким образом опережало время, ибо феодальное крепостническое государство строящееся на иных принципах. Не случайно местные власти противились учреждению полицмейстерских канцелярий, и последние очень медленно создавались в крупных городах. При ближайших преемниках Петра Великого их число сократилось и значительно понизилась их роль.

Лишь через полвека вновь была предпринята попытка законодательно оформить отделение суда от администрации и полиции, определить статус полиции.

Конец 18 века характеризуется тем, что в это время завершается социально-классовое формирование феодализма, четко определяются сословия, юридически оформляется их правовое положение. В то же время обозначились признаки разложения крепостного строя, появления капиталистического уклада. Эти два вектора развития отразились и на всей системе государственного управления, включая полицию.

На полицию возлагается чрезвычайно широкий круг обязанностей. Формула «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности» стала на долгие десятилетия наиболее полно и точно определяющей ее компетенцию. Даже в конце 18 века в законодательстве термин «полиция» употреблялся и как управление в широком смысле, и как орган государства.

19 век:

Кризис крепостничества, формирование капиталистического уклада привели к реформам, направленным на поиск форм управления. Одним из звеньев этих реформ явилось создание министерств, в частности министерства внутренних дел. Образование министерств, строившихся на принципе единоначалия, означало дальнейшее углубление централизма государственного управления.

8 сентября 1802 года Александром Первым был подписана Манифест «Об учреждении министерств». Для управления государственными делами создается единое Министерство, разделенное на 8 отделений: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Руководитель каждого отделения именуется Министром, и сами отделения сразу после их учреждения официально называются Министерствами. Все министерства вместе с Комитетом министров просуществовали до 1917 г. (кроме Министерства коммерции, упраздненного в 1810 г.).

Первым Министром внутренних дел назначается граф Кочубей Виктор Павлович. Товарищем Министра — граф Павел Александрович Строганов.

Министру Внутренних Дел подчинены:

  • Мануфактур коллегия (кроме экспедиции заготовления и хранения вексельной и гербовой бумаги),
  • Медицинская коллегия,
  • Главная соляная контора,
  • Главное почтовое правление,
  • Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, кроме дела камеральнаго стола и печатания векселей,
  • Губернские правления и приказы общественного призрения, казенные палаты, по устройству и содержанию публичных зданий и по исчислению народонаселения.

К ведению Министерства внутренних дел Российской империи относятся местные административно-полицейские учреждения, сословные органы дворянства и городских сословий.

Министерство внутренних дел было многофункциональным. Кроме административно-полицейских задач, ему были подведомственны вопросы местного хозяйства, дела по печати, обществам и собраниям, по исполнению воинской повинности, почта и телеграф, статистика, народное продовольствие и здравоохранение, прием иностранцев в российское подданство, руководство органами городского и земского управления и др., т.е. внутренние дела в широком смысле.

Министерство внутренних дел можно охарактеризовать как «разросшуюся полицию», полицию, приобретшую новое качество. Даже формулировка основных задач МВД: «пекись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи» — почти идентична приведенной ранее и касавшейся полиции за столетие до этого.

7 января в 1803 г. утвержден штат (45 человек) Канцелярии МВД России, получивший название Департамента внутренних дел, первоначально состоявшего из четырех экспедиций, к ведению которых относились:

  • Народное продовольствие и соляная часть — Первая экспедиция.
  • Спокойствие и благочиние — Вторая экспедиция.
  • Совершенствование земледелия, государственные фабрики и заводы, добыча полезных ископаемых, состояние дорог — Третья экспедиция.
  • Приказы общественного призрения, больницы, богоугодные заведения, тюрьмы — Четвертая экспедиция.
  • При Департаменте учреждается Общество Дворян «для составления истории каждой части управления, систематизации сведений о каждой губернии для составления общей статистики государства, производства следствий на местах, помощи Экспедициям, исполнения особых поручений Министра».

Выходит первый номер «Санкт-Петербургского журнала», официального периодического печатного органа МВД (до 1809 г.). В его издании принимают непосредственное участие В.П. Кочубей, М.М. Сперанский и сам Александр I.

Журнал состоял из двух разделов. В первом разделе публиковались императорские указы, важнейшие правительственные акты, а также, впервые для широкой публики, отчеты Министра внутренних дел о положении в Империи и деятельности вверенного ему ведомства. Второй раздел содержал материалы о зарубежных органах государственного управления, научные статьи, относящиеся к деятельности МВД.

Утверждены и начинают вводиться новые штаты полиции сначала в Санкт-Петербурге, Москве, а позднее в других губернских и уездных городах. Столичная полиция разделяется на внутреннюю и внешнюю:

Внутреннюю часть составляют управы благочиния, частные приставы, квартальные надзиратели, исполнявшие распоряжения городских властей и судебных мест, производящие следствие, контролирующие деятельность торговых заведений и соблюдение паспортного режима;

Внешняя часть состоит из полицейских и пожарных команд, ночных дозоров, т.е. подразделений, несущих регулярную патрульно-постовую службу.

Ответственность за поддержание общественного порядка возложена на полицмейстеров и брандмейстеров.

Вслед за Санкт-Петербургом Москве создается своя профессиональная пожарная команда, распределенная по городским частям.

В 1806 г. по инициативе Кочубея и Сперанского происходит реорганизация Министерства, смысл которой сводится к передаче в ведение МВД Почтового департамента, изменению структуры и функций Департамента внутренних дел, введению новых структурных подразделений низшего уровня — столов во главе со столоначальниками.

В штат Министерства внутренних дел входят:

  • Министр и его товарищи,
  • Общество дворян при Министре и 5 секретарей,
  • Департамент внутренних дел,
  • Медицинский совет,
  • Главное управление почт с отдельной канцелярией.

Департамент внутренних дел составляют:

  • Экспедиция Государственного хозяйства (87 служащих) с Мануфактур-коллегией и Главной соляной конторой;
  • Экспедиция Государственного благоустройства (25 служащих), состоящая из двух отделений,
  • Строительный комитет (4 служащих)

Функции Первого отделения Экспедиции Государственного благоустройства:

  • сбор сведений о всех происшествиях, преступлениях, о лицах прибывающих из-за границы и выезжающих из страны,
  • контроль «за благочинием» публичных зрелищ и собраний — первый стол;
  • надзор за состоянием дорог и соблюдением порядка на них,
  • «установление» штатов городских полицейских команд, ночной и пожарной стражи, служителей тюрем,
  • контроль за доставкой осужденных к местам отбытия наказания,
  • организация рекрутского набора в армию — второй стол;
  • назначение, награждение, увольнение полицейских чиновников на местах — третий стол.

Второе отделение, в основном, рассматривает жалобы на полицию.

Последующий период в истории страны (1985-1991 гг.) известен как период перестройки, когда вся общественно-политическая жизнь в стране оказалась подвержена существенным преобразованиям. Не остались в стороне от них и органы внутренних дел.

Следует отметить, что к середине 1980-х гг. обозначились тревожные тен­денции в развитии преступности. Это, прежде всего – тенденция к ее росту, а также рецидивности (профессионализации) и организованности преступности. Так, во времена так называемого «брежневского застоя» количество преступлений в СССР держалось на уровне около 2 млн. зарегистрированных в год (при населении около 280 млн. человек). В 1988 г. в одной Рос­сии с населением в 147 млн. человек было зарегистрировано 1 млн. 867 тыс. преступлений и выявлено 1 млн. 286 тыс. лиц, обвиняемых в этих преступлениях. Коэффициент преступности составил 657 преступлений на 100 тыс. населения. Вместе с тем, в США, по данным на 1987 г. коэффициент преступ­ности составлял 5550 на 100 тыс., во Франции — 5689 на 100 тыс., в ФРГ — 7269 на 100 тыс. населения. Таким образом, рост уровня преступности в СССР являлся отражением общемировой тенденции, вместе с тем по уровню преступности СССР все-таки существенно отставал от стран Запада.

За 1974-1984 гг. на 44% возросла рецидивность (число лиц, совершивших повтор­ные преступления). На 95% возросло число преступлений, со­вершенных особо опасными рецидивистами. На 36% — пре­ступлений, совершаемых в течение первого года после освобож­дения из мест лишения свободы и снятия с учета спецкомендатур и почти на 45% во время нахождения под административным надзором. К 1985 г. каждое четвертое преступление совершалось лицами, ранее судимыми, а каждое восьмое — группой. В целях противодействия этой тенденции 21 февраля 1985 г. был издан приказ МВД СССР «О состоянии и мерах усиления борьбы с рецидивной преступнос­тью», предусматривавший ряд определенных мер в этом направлении.

В 1984 г. министру внутренних дел СССР В.В. Федорчуку был представлен доклад «О результатах анализа разоблаченных преступных групп и выявленных форм организованной пре­ступности в Узбекской ССР». На основании данного доклада Главное управление уголовного розыска (ГУУР) МВД СССР в числе проче­го предлагало создать в составе МВД Узбекистана специализи­рованное подразделение — отдел по борьбе с организованными преступными группами численностью 25 штатных единиц. В июне 1985 г. вышло указание МВД СССР «Об усилении борь­бы с организованными преступными группами», а в сентябре 1985 г. коллегия МВД СССР, рассмотрев вопрос «О состоянии и мерах по усилению борьбы с опасными проявлениями груп­повой преступности», приняла решение о создании (до 15 де­кабря 1985 г.) в МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов подразделений по борьбе с опасными про­явлениями групповой преступности, а в составе 5-го отдела ГУУР МВД СССР — специализированного отделения. Во ис­полнение указанных решений в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ стали образовывать специализированные подразделения по борьбе с организованной и групповой преступностью, общая численность которых к 1988 г. составила около 1200 штатных единиц.

В целях противодействия нарастающим проявлениям орга­низованной преступности в структуре Министерства внутрен­них дел СССР 15 ноября 1988 г. было создано управление по борьбе с организованной преступностью — Шестое управление МВД СССР. Постановлением Совета Министров СССР 25 ян­варя 1989 г. в системе МВД СССР создано Главное управление по борьбе с организованной преступностью, 14 марта утвержде­ны его структура и штаты. В марте 1990 г. в МВД РСФСР, МВД автономных республик и ГУВД были созданы шестые специализированные управления, а в УВД Краснодарского, Ха­баровского крайисполкомов, ГУВД Ленинградского, Московс­кого облисполкомов, УВД Воронежского, Иркутского, Новоси­бирского, Нижегородского, Саратовского, Свердловского облис­полкомов образованы оперативно-розыскные бюро (ОРБ).

За период с 1976 по 1985 г. более чем в 5 раз возросло число преступлений, связанных с наркотика­ми (с 6978 до 35862), а количество лиц, употребляющих наркотики увеличилось с 58261 до 83171. Причем особо резкий рост был зафиксирован в 1983-1985 гг. Однако длительное время, несмотря на негативные тенденции в разви­тии наркомании, сколько-нибудь основательных мер не предприни­малось. В 1982 и 1986 гг. ЦК КПСС принимались постановления о повышении эффективности борьбы с наркоманией. Их реализация в организационном плане выразилась в увеличении штатной численности соответствующего отдела ГУУР МВД СССР до 12 человек, а общего числа сотрудников по всему Союзу ССР, специально занятых борь­бой с незаконным оборотом наркотиков — до 409 человек. И только в 1989 г. отдел по борьбе с наркотиками был реорганизован в 3-е Управление (по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступлениями, связанными с иност­ранными гражданами) ГУУР МВД СССР. Два из трех отделов 3-го Управления специализировались на проблеме наркотиков. В 1990 г. за счет перераспределения штатной численности ГУУР и ГУБХСС было создано Управление по борьбе с распро­странением наркомании ГУУР МВД СССР. В его структуре, помимо двух центральных, было сформировано еще семь межрегио­нальных отделов по борьбе с наркобизнесом, подчиненных не­посредственно МВД СССР. Общее число сотрудников, зани­мавшихся этой деятельностью, возросло почти до 1000 человек.

Серьезные недоработки имелись и в борьбе с хищениями социа­листической собственности. Хотя ежегодно число выявленных зло­употреблений в хозяйственной сфере возрастало, тем не менее, хи­щений предотвращалось не более 5%, а ущерб от них возме­щался примерно на 50%. Поэтому штатная численность службы БХСС была увеличена на 2800 единиц (2240 выделено вновь, а 560 — за счет перераспределения имеющейся штатной численности и сокра­щения аппарата управления МВД-УВД).

16 мая 1985 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об усилении борьбы с пьянством», а 17 мая 1985 г. последова­ло постановление Совета Министров СССР «О мерах по преодоле­нию пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Органы внутренних дел и, прежде всего милиции, провели большую работу по их воплощению в жизнь. Поскольку пьянство и алкоголизм яв­ляются питательной средой преступности, деятельность по их иско­ренению принесла ощутимые плоды. Как отмечалось на коллегии МВД СССР, обсуждавшей итоги работы в 1986 г. впервые за 10 лет снизилась общая преступность на 4,6% (в РСФСР — на 5,5%), и на 15,6% количество тяжких преступлений (убийств, краж, изнасилова­ний и т.д.). Преступность на почве пьянства уменьшилась на 26%. За спекуляцию спиртными напитками и самогоноварение в 1986 г. было привлечено к ответственности 260 тыс. человек, в 2 раза боль­ше, чем в 1985 г.

В 1987 г. оперативная обстановка еще более стабилизировалась. Общее количество преступлений сократилось на 9,5%, а тяжких — на 14,6%. На треть уменьшилось количество преступлений как умыш­ленных, так и неосторожных, повлекших гибель людей. Существенно снизилось число краж государственного имущества (10,2%) и групповая преступность (19,1%). В Российской Федерации, как и в предыдущем году показатели были лучше общегосударственных: со­кращение преступности в целом составило 11,4%, а число тяжких преступлений понизилось на 17,7%. Меры воздействия за наруше­ние антиалкогольного законодательства приняты более чем к 10 млн. человек, 397 тыс. привлечены к ответственности за изготовление самогона (в 2,5 раза больше, чем в 1986 г.). Вместе с тем, на почве пьянства было совершено 377 тыс. преступлений.

Одной из насущных задач в рассматриваемый период стало повышение уровня аналитичес­кой работы органов внутренних дел, совершенствование управления ими. Это потребовало восстановления штабных подразделений. Воссоздание штабов на­чалось в 1986 г., когда инспекторские управления, отделы, отделе­ния, группы союзного, республиканского МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ были преобразованы в организационно-инспекторские. В их состав возвращены дежурные части, подразделения информации и анализа, обобщения передового опыта. В июле 1989 г. был издан приказ МВД СССР «О мерах по повышению эффективности деятельности организационно-инспек­торских аппаратов», в котором получили обоснование основополага­ющие принципы организации работы штабов, определены меры со­вершенствования их структуры и организационно-штатного укреп­ления. В Положении об Организационно-инспекторском управлении МВД СССР говорилось, что оно является головной службой в орга­низации анализа, планирования и контроля. На первое место была выдвинута задача координации действий служб центрального аппа­рата.

Все возрастающий объем нормотворческой деятельности потре­бовал организационного обеспечения данной функции. В 1960-70-е гг. в системе МВД СССР имелись юрисконсульты, старшие юрискон­сульты, юридические подразделения. В 1986 г. организация право­вой работы в подразделениях центрального аппарата министерства и органах внутренних дел возложена на Управление делами МВД СССР. В 1989 г. был создан Отдел правового обеспечения деятельности органов внутренних дел МВД СССР, Положение о котором было объявлено приказом МВД СССР от 10 июля 1989 г. Отдел являлся самостоятельным структурным подразделением центрального аппа­рата Министерства внутренних дел СССР, на который возлагалась организация и непосредственное участие в работе по совершенство­ванию правовых основ деятельности органов внутренних дел. Струк­туру и штат отдела утверждал министр. Аналогично решался вопрос о назначении (освобождении) на должность начальника отдела.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февра­ля 1987 г. «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних и специальных учебно-воспитатель­ных учреждений по предупреждению безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних» были значительно расширены полномочия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Одновременно из ведения аппаратов исправительно-трудовых учреждений в под­чинение УУР (ОУР) МВД, ГУВД, УВД переданы приемники-распределители для несовершеннолетних. При реорганизации в 1989 г. в органах внутренних дел службы профилактики было приня­то решение о разъединении ИДН и аппаратов уголовного ро­зыска.

Предпринимались усилия по укреплению службы участковых инспекторов. В декабре 1986 г. в Главном управ­лении охраны общественного порядка (ГУООП) МВД СССР было создано Управление по организации работы участковых инспекторов милиции и их взаимодействия с общественностью. На 13,3% в 1986 г. были увеличены штаты участковых. 4 ноября 1987 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное поста­новление «О мерах по совершенствованию работы участковых инс­пекторов милиции, улучшению их материального положения».

С 1988 г., после временного падения 1986-1987 гг., вновь отмечается рост преступности (было зарегистрировано 1 млн. 867 тыс. преступлений), скачок которой пришелся на 1989 г. Только в 1988 г. осталось нераскрытыми 463 тысячи преступлений, в том числе 1558 убийств. В целом по стране суммарный остаток уго­ловных дел по нераскрытым преступлениям исчислялся уже двумя миллионами. В 1989 г. резко снизились результаты работы одной из самых многочисленных милицейских служб — патрульно-постовой. Число преступников, задержанных патрульно-постовыми нарядами, из года в год падало. Если в 1984 г. ими было задержано 316 тыс. чел., то в 1989 – всего 170 тыс. Все эти отрицательные результаты непосредственно связывались «с большими потерями в профилактике пьянства» и ухудшением кадрового состава милиции.

Характеризуя ситуацию с кадрами, достаточно сказать, что на 1 марта 1985 г. некомплект в милиции составлял 62,6 тыс. человек, в том числе 1,5 тыс. — в уголовном розыске, 1,2 тыс. — в БХСС, 1,3 тыс. участковых. Ситуация осложня­лась также тем, что с 1986 г. ЦК КПСС прекратил партийно-комсомольские «мобилизации» на работу в милицию, которые широко практиковались в предыду­щие годы и хотя бы на какое-то время обеспечивали укомплектова­ние рядов милиции до установленной положенности.

Ежегодно на должности рядовых принимали 70-80 тыс. че­ловек, около 12-15 тыс. на должности оперативного состава ми­лиции, начальствующего состава ИТУ, пожарной охраны. В системе МВД имелось 229 учебных центров и пунктов (108 по линии милиции и ИТУ, 121 — пожарной охраны). Но в 1987 г. каждый 4-й вновь принятый остался необученным. Более трети работников уголовного розыска, 27 тыс. участковых не имели юридического образования. Серьезные недостатки имелись в системе профессиональной под­готовки в рамках ведомственных учебных заведений. Так, ежегодно с дневных отделений школ милиции отчислялось до 10% курсантов, а с вечерних и заочных — до 20% слушателей. Уровень их подготовки также оставлял желать лучшего. Многие выпускники учебных заведений МВД твердо не владели правовыми нормами, навыками предупреждения и раскрытия пре­ступлений. Однако особенно слабой была признана профессиональная под­готовка рядового состава.

Начиная с середины 1980-х гг. наметилась тенденция массового перехода сотрудников из подразделений, непосредственно ведущих борьбу с преступностью, в другие, более спокойные службы. За два года (1987-1988 гг.) 7,7 тыс. работников уголовного розыска (каждый шестой) перешли в другие службы. Из БХСС ушло 3,5 тыс.человек, из следствия — 3,1 тыс. следователей. В результате в службах уголовного розыска, БХСС к концу 80-х гг. около половины сотрудников имели стаж до трех лет.

Из года в год увеличивалось число различного рода нарушений со стороны сотрудников милиции. В 1988 г. были привлечены к ответственности за нарушения законности 9,9 тыс. сотрудников (рост на 12,2% по сравнению с 1987 г.), привлечены к уголовной ответ­ственности 1475 чел., наказаны за укрытие и фальсификацию почти 2 тыс. человек. За три года к уголовной ответственности за преда­тельство и совместные с преступниками действия привлечено более 600 работников.

Эффективность деятельности милиции в рассматриваемый период, затронутой общими процессами разложения, характерными для партийно-государственного аппарата и ослаб­ленной бесконечными «реорганизациями» и «перестройками», уже была невысока. В условиях роста уголовной преступности милиция не использовала весь свой потен­циал в борьбе с ней из-за беско­нечных «перестроек». Кадровая чехарда выматывала все силы, отнимала уверенность, мешала сосредоточиться на работе. За 9 лет после Н. Щелокова (с 1983 г. по 1990 г.) сменилось 6 мини­стров внутренних дел СССР – В. Федорчук (1982-1986), А. Власов (1986-1988), В. Бакатин (1980-1990), Б. Пуго (1990-1991), В. Баранников (1991). И при каждой такой ротации не было случая, чтобы не рушились одни структуры и не изобретались новые, чтобы не калечились судьбы десятков специалистов высокого класса, готовившихся годами, — офице­ров и генералов.

Особый интерес представляет личность министра внутренних дел СССР В. Бакатина, который не являлся профессионалом милицейской службы, будучи инженером-строителем по специальности и парт­работником по роду деятельности. Он стал, своего рода, «комиссаром» перестройки в МВД, задача которого заключалась в «очистке» рядов» милиции, привнесении гласности в ее работу милиции и т.п. В.В. Бакатин пытался улучшить социальное и материальное поло­жение сотрудников милиции, устранить из стиля работы МВД формализм, бюрократизм и бумаготворчество, поддерживал усилия А. Гурова (начальника Шестого управления, выделенного из ГУУР) по созданию боеспособного подразделения для борьбы с оргпреступностью. Вместе с тем, на практике стиль руководства В. Бакатина привел к очередной перетряске руководящих кадров. За короткий срок пребывания на посту министра он, по мне­нию профессионалов правоохранительной системы, не только ослабил, но в определенной мере и разрушил ее. Так, в частности, в соответствии с его приказом был разрушен институт осведомителей, который является неотъемлемым условием эффективного функционирования органов внутренних дел. Кроме того, в бытность на посту министра В. Бакатина был издан приказ, согласно которому работники милиции получили право работать по совместитель­ству, что в условиях 90-х годов вело к развалу право­охранительной системы как таковой.

В 1989-1991 гг. милиция была прямо втянута в политику, будучи задействованной в пресечении конфликтов на национальной почве (Нагорный Карабах, Ферганская долина и т.д.). Как показали эти и другие события, органы внутренних дел, по сути, оказались неспо­собными обеспечить правопорядок, действуя в штатном режиме. Учиты­вая складывающуюся обстановку, МВД СССР в ноябре 1987 г. приняло решение создать отряды милиции специ­ального назначения (спецназ) в Москве и некоторых дру­гих районах страны как специальные подразделения милиции по борьбе, как тогда говорили, с «митингующими неформалами». По сути, они изначально предназначались для использования в политических целях. Согласно приказу МВД СССР от 3 октября 1988 г. вместо милицейского спецназа были образованы отряды милиции особого назначения(ОМОН), основной задачей кото­рых является поддержание порядка при проведении различных массо­вых мероприятий, стихийных бедствиях, катастрофах, силовое обеспечение милицейских спецопераций и т.д. С конца 80-х годов их количество и штатная чис­ленность постоянно росли. Так, в 1996 г. функционировало уже 99 отря­дов, в том числе 75 — в республиканских, краевых центрах с населением свыше 200 тыс. Их общая численность составляла около 19 тыс. человек.

В качестве позитивного момента можно отметить расширение международного сотрудничества МВД СССР в сфере борьбы с преступностью. Так, в частности, 7 апреля 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции (Интерпол)». В сентябре 1990 г. на 59-й сессии Генераль­ной ассамблеи Международной организации уголовной полиции (Интерпол) в Оттаве (Канада) СССР был принят в члены организа­ции. 12 октября 1990 г. был издан приказ МВД СССР «О создании Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола», которое приступило к работе с января 1991 г.

В рамках процесса суверенизации союзных республик СССР, проходившего в данный период, было воссоздано Министерство внутренних дел РСФСР, ликвидированное после воссоздания общесоюзного министерства в 1966 г. 6 октября 1989 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ «Об образовании союзно-республиканского Министерства внут­ренних дел РСФСР». Постановлениями Совета Ми­нистров СССР и РСФСР «О мероприятиях, связанных с образова­нием Министерства внутренних дел РСФСР» соответственно от 25 и 28 декабря 1989 г. были внесены изменения в структуру цент­рального аппарата МВД СССР, была ут­верждена структура центрального аппарата МВД РСФСР. Она включала: руководство (министр — В.П. Трушин и 7 заместителей, колле­гия — 17 чел.), Главное управление уголовного розыска, Главное управление БХСС, 6-е управление, Главное управление по охране общественного порядка, Главное следственное управление, Главное управление государственной автомобильной инспекции, Главное уп­равление по исправительным делам, Главное управление лесных ИТУ, Управление пожарной охраны, Управление профилактической служ­бы, Управление внутренних дел на транспорте, Экспертно-криминалистическое управление, Оперативно-техническое управление, Уп­равление капитального строительства, Хозяйственное управление, Ме­дицинское управление, Управление материально-технического снабжения, Отдел по взаимодействию со СМИ, Отдел военно-мо­билизационной работы и гражданской обороны, Управление кадров.

12 июня 1990 г. Первым съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация «О государственном суверенитете РСФСР». 22 июня съезд принял постановление «О разграниче­нии функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)». Указанные акты устано­вили верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории России, а также ее право приостанавливать на территории России действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР. В результате МВД РСФСР было выве­дено из подчинения союзного министерства. Съезд народных депутатов РСФСР установил, что «МВД РСФСР подчинено только Совету Министров РСФСР и взаимодействует с МВД СССР».

В конце декабря 1990 г. была утверждена следующая струк­тура МВД РСФСР: Главное управление уголовного розыска, Управление по экономическим преступ­лениям (с января 1991 г.), Главное управление по организованной преступности, Управление по незаконному обороту наркотиков, Главное управление обеспечения общественного порядка, След­ственный комитет, Служба противопожарных и аварийно-спа­сательных работ, Управление информационного и оперативно-технического обеспечения, Главное управление ГАИ (с 18 декабря 1992 г.), Глав­ное управление внутренних дел на транспорте, Управление виз и регистрации, Центр общественных связей, Управление право­вого обеспечения, Управление международных связей, Управ­ление спецперевозок, Техническое управление, Главное управ­ление командующего внутренними войсками, Управление ре­жимных объектов, Военно-мобилизационное управление, Главное управление материально-технического и военного снабжения, Главное управление исполнения наказаний, Главное управле­ние лесных ИТУ, Главное управление кадров, Финансово-эко­номическое управление, Контрольно-ревизионное управление (с 14 февраля 1992 г.), Производственно-хозяйственное управ­ление, Управление строительством, Медицинское управление. 2 августа 1991 г. на базе Организационно-инспекторского управ­ления был образован Штаб МВД России.

Однако МВД РСФСР, которое, по существу, представляло параллельную, по отношению к МВД СССР, структуру, не было полностью укомплектовано, многие его подразделения существовали лишь на бумаге. Понятно, что это отражалось на выполнении функций и МВД СССР и МВД РСФСР. Сотрудники пытались угадать, какое из них наберет силу и на кого им ориентироваться, чтобы не поте­рять работу. Вместе с тем, уже в ближайшие месяцы произош­ли события, во многом изменившие статус, компетенцию и структуру МВД РФ. Имеются в виду события, связанные с попыткой государственного переворота, предпринятой ГКЧП и последующим распадом Советского Союза (1991 г.).

Таким образом, этап 1989-1991 гг. мо­жет быть охарактеризован как этап дезорганизации и деморализации ор­ганов внутренних дел, как и вообще всех силовых структур. В эти годы объективно ускоренными темпами шел процесс разрушения авторитета и силы органов внутренних дел. Этот процесс усугублялся вследствие участия милиции в межнациональных конфликтах, атмосферы разрушения государственного управления, мас­совых антиправительственных демонстраций и митингов, нравственно-политической дезориентации сотрудников МВД, когда рушившаяся система ценностей подменялась ее антиподами или не заменя­лась вообще ничем, вследствие чего образовывался нравственный и ценностный вакуум.

Контрольные вопросы

1. Чем характеризовалась деятельность на посту министра внутренних дел В. Федорчука?

2. Какие тенденции характеризовали развитие ОВД в 1980-е гг.?

3. Расскажите об особенностях кадровой политики в ОВД в первой половине 1980-х гг.

4. Какие новые задачи возлагались на ОВД в 1980-е гг.?

5. Чем характеризовалось развитие ОВД в годы перестройки?

6. Когда появляются подразделения по борьбе с организованной преступностью?

7. Когда появляются подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков?

8. Расскажите о деятельности ОВД по борьбе с пьянством и алкоголизмом в 1980-е гг.? Какие это имело последствия?

9. Когда было создано Управление по организации работы участковых инспекторов милиции и их взаимодействия с общественностью?

10. Чем характеризовалась деятельность В. Бакатина на посту министра внутренних дел СССР?

11. Когда появляются отряды милиции особого назначения? Чем это обусловлено?

12. Как можно охарактеризовать состояние кадров органов внутренних дел в период перестройки?

13. Когда и почему было воссоздано в 1980-е гг. МВД РСФСР?

Добавить комментарий