История развития института права

Мысль о том, что у человека есть права и что они нуждаются в защите, возникла не вчера. Основным стимулом к её развитию послужили последствия двух мировых войн. Жертвы, понесённые многими народами, были настолько велики, что всерьёз заставили задуматься о будущем человечества. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека. Тридцать её статей содержат тот минимум прав, которым должен обладать каждый человек «без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Впрочем, о Всеобщей декларации и других международных документах в области защиты прав человека мы будем говорить отдельно. Сейчас же проследим историю развития этой идеи.

Начнём с того, что действенная защита прав человека невозможна без признания равенства людей в своих правах. По крайней мере, в некоторых из них. Когда и кто впервые высказал эту мысль, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Она присутствует, например, в принципе талиона. Помните? «Око за око, зуб за зуб»: мера наказания должна соответствовать вреду, причинённому преступлением.

Принцип талиона присутствует практически во всех памятниках обычного права.

Логично предположить, что такая трактовка справедливости в отношениях между людьми была присуща всем первобытным народам. Этнографы отмечают весьма своеобразные формы талиона. Скажем, в Эфиопии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на правонарушителя. Ну, а уж дальше как боги рассудят.

Кстати, идея равенства перед богами или судьбой также настолько древняя, что не представляется возможным определить, когда именно она возникла. Способ выбора решения (или человека) из нескольких возможных путём жребия основан именно на этой идее.

Что же касается первых писаных законов, то они достаточно последовательно придерживались этого принципа — равенства в ответственности. Чёткая фиксация наказаний (пусть даже очень жестоких) за определённые проступки значительно ограничивала возможность произвола властей. И в какой-то степени обеспечивала свободу человека. Ведь свобода — возможность делать произвольный выбор. А как его сделать, если не представляешь последствий тех или иных своих действий.

Вы уже, конечно, знаете о Законах Хаммурапи. Это самый древний (из дошедших до нас) кодекс правовых норм. Но не самые первые законы в истории человечества.

Задолго до вавилонского царя Хаммурапи, в конце XXIV века до нашей эры, лугалем (царём) шумерского города-государства Лагаш был избран Уруинимгина.

Востоковеды называют его первым известным нам социальным реформатором в истории. Рассказ обо всех реформах Уруинимгины и дискуссии о степени их прогрессивности оставим историкам. Отметим другое: в законах, принятых в его правление, мы впервые встречаем слово «свобода». Уруинимгина заявлял, что восстановил «свободу в Лагаше».

В частности, было восстановлено самоуправление общин: «Начиная с северной границы области <…> вплоть до моря чиновники суда не вызывали больше людей». Знатным лицам запрещалось захватывать дома и скот свободных общинников, рядовых воинов и вдов. Законы Уруинимгины охраняли граждан не только от воровства и убийств, но и от обмана чиновников при взимании налогов. Карался также сговор торговцев по установлению высоких цен.

Но всё же более осознанно к идее прав человека стали подходить мыслители и законодатели Древней Греции. Не будем повторять всё то, о чём мы говорили, изучая законодательство Спарты и Афин. Обратим внимание вот на какую вещь: мы с вами сейчас говорим о правах человека. То есть имеем в виду, что посредством законов государство должно защищать права не только своих граждан, но всех людей, которые находятся на его территории.

Сейчас трудно представить, что эта идея кому-то могла казаться революционной. Разумеется, грабить и убивать иностранных подданных закон запрещает так же, как и своих сограждан.

Но на самом деле в сфере прав и свобод люди очень долго делились на «своих» и «чужих». У «чужаков» никаких прав не было. В обществознании есть такой термин — трайбализм. Он происходит от латинского слова tribus — «племя». Трайбализм — форма групповой обособленности, основанная на представлении об исключительности своего племени, этноса, о его доминирующей роли в прошлом и настоящем. Обычным следствием трайбализма является враждебность по отношению к другим группам — племенам, народам. И отказ от признания того, что у них могут быть (и должны быть) такие же права.

Трайбализм естественен для замкнутых обществ. Любой чужак может рассматриваться как потенциальная угроза. Расширение связей между народами эту замкнутость разрушало. Прежде всего речь шла о торговых связях. Они приносили выгоду обеим сторонам, в них были заинтересованы. А значит, нужно было защитить тех, кто их осуществлял, — торговцев. Купец стал первым чужаком, чья имущественная и личная безопасность стала защищаться местными нормами.

Хотя, конечно, в античном сознании, как древнегреческом, так и древнеримском, идея прав гражданина преобладала над идеей прав человека. Метеки (переселенцы) в Древней Аттике были лично свободными людьми, но не пользовались гражданскими правами независимо от длительности проживания.

Афинское гражданство не приобреталось по факту рождения. Гражданами становились лишь дети граждан. Метеки не имели также права приобретать в собственность недвижимое имущество, в первую очередь землю. Не могли обращаться к властям за защитой своих прав. Это мог делать только их покровитель, избранный из числа афинских граждан. Если такого представителя избрано не было, метеки наказывались лишением имущества.

Необходимость уравнения в правах многонационального и придерживающегося разных религий населения вплотную вставала перед великими завоевателями древности. С именем одного из них связывают первую в истории декларацию прав человека. По крайней мере, именно так этот документ в шестидесятых годах XX века назвал Мохаммед Реза Пехлеви, последний шах Ирана. Правда, далеко не все историки и политологи с ним согласны.

Но не будем более интриговать — речь идёт о Манифесте Кира. Его ещё называют «цилиндром Кира», из-за внешнего вида этого исторического документа.

Кир Второй Великий — персидский царь, правивший в середине VI века до нашей эры. Став вождём племён персов, Кир возглавил восстание против мидийского царя. Мидия тогда властвовала и над персами, и над Урарту, и над частью Месопотамии. Амбиции Кира не ограничивались лишь этой территорией. В 539 году до нашей эры напора его армии не выдержал Вавилон, затем последовали и другие завоевания. Но именно после подчинения Вавилонского царства и был создан «цилиндр Кира».

Значительная часть клинописного текста, размещённого на нём, была посвящена обоснованию «правильности» захвата Вавилона. В общем, всё как обычно. Вавилонский царь Набонид причинил много обид верховному богу Мардуку, и тот сам нашёл Кира, чтобы внушить ему мысль избавить народ Вавилона от этого никуда не годного правителя. И народ, тоже осознававший необходимость этого, мирно, без сопротивления встречал нового царя-освободителя. Но среди всех этих велеречивых заявлений есть несколько важных для нас вещей. Обещание отменить рабство и провозглашение свободы вероисповедания: «Я объявляю, что буду уважать традиции, обычаи и религии народов моей империи».

Первым среди мыслителей древности чётко сформулировал идею естественности прав человека Домиций Ульпиан.

По происхождению он был финикийцем, что не помешало его карьерному росту на государственной службе в Римской империи. Но во всемирную историю он вошёл как выдающийся юрист. Вспомним, что в 426 году его правовым сочинениям была придана обязательная юридическая сила. Из богатейшего наследия Ульпиана сейчас приведём лишь одну мысль: «Что касается цивильного (то есть гражданского) права, рабы считаются никем; не так, однако, в естественном праве, поскольку по естественному праву все люди равны».

В феодальном обществе средневековой Европы свобода была крайне ограничена. Такое общество можно назвать обществом всеобщей зависимости. Сословная иерархия исключала равенство перед законом. Внеэкономическое принуждение большей части населения — крепостных крестьян — практически лишало их свободы. Всевластие монархов порождало произвол и систематическое насилие. Пожалуй, только религия утверждала некоторое равенство людей.

В том смысле, что каждый должен будет лично, независимо от своего социального или иного положения в земной жизни, нести ответственность во время Страшного суда. И Божьи заповеди, в отличие от средневековых законов, были одинаковы для всех.

Но именно в это время были сделаны первые попытки встроить в государственную власть сословное представительство, ограничить права монарха, ввести для него правила, которым он обязан был следовать. С самой удачной из этих попыток вы хорошо знакомы. Да, речь идёт о Великой хартии вольностей 1215 года.

Она требовала от королевских чиновников неукоснительного исполнения правовых норм. Монарх не должен был назначать судьями, шерифами, констеблями лиц, не знающих законов. Хартия провозглашала неприкосновенность имущества, назначение наказаний только по приговору суда, право подданных свободно покидать страну и возвращаться обратно.

«Второй великой хартией» в Англии называют петицию о праве 1628 года. Это был документ, представленный королю Карлу Первому от имени обеих палат английского парламента. Во время Тридцатилетней войны монарх решил своей волей (без одобрения парламента) ввести принудительные займы (по сути, новые налоги) для поддержания прохудившейся государственной казны. Отказывающихся «одалживать» деньги государству отправляли в тюрьму. Палата о́бщин, которую Карл Первый вынужден был собрать после очередной военной неудачи, стала в оппозицию к королю. Несмотря на все угрозы, она заявила, что монарх нарушает права нации, и требовала, чтобы «ничья злая воля не осмеливалась нападать на них».

Противостояние Карла Первого с парламентом завершилось Английской буржуазной революцией. Король, не желавший следовать законам, закончил свою жизнь на эшафоте. А парламент в 1679 году принял Хабеас корпус акт. Согласно этому документу граждане, подвергшиеся задержанию или аресту, могли требовать, чтобы суд немедленно проверил законность этих действий.

А Билль о правах, принятый в 1689 году, вводил свободу слова и дебатов, подачи петиций королю, запрещал монарху изменять законы, устанавливать налоги. Виновные в преступлениях не должны были подвергаться жестоким и необычным наказаниям. Устанавливались также правила участия присяжных в судебных заседаниях.

Все эти документы сыграли важнейшую роль в становлении прав человека. В них не просто перечислялись некоторые права, а закладывались процедуры, которые могли гарантировать их реализацию и защиту. Они ограничивали государственную власть в её действиях против личности. Подумайте над вопросом: почему именно в Англии раньше, чем в других странах, были приняты подобные законы?

Дело, начатое в метрополии, продолжалось в её заморских владениях. Правда, не во всех. В тех, где большинство населения составляли английские колонисты. Права человека (белого и свободного) защищали Законы и свободы Массачусетса, Хартия Пенсильвании, Декларация прав Вирджинии и другие подобные документы. Их логическим завершением после образования США и принятия Конституции этого нового государства стал Билль о правах 1791 года — десять конституционных поправок, которые перечисляли основные незыблемые права граждан Соединённых Штатов.

Ещё одним важнейшим документом стала Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Французская революция закрепила традицию внесения прав человека в публичное законодательство. В XIX веке положения о правах личности были включены в швейцарскую, бельгийскую, итальянскую, датскую, австро-венгерскую, испанскую конституции.

А в 1864 году была принята первая Женевская конвенция об охране и облегчении участи раненых и больных воинов во время военных действий. Она стала первой серьёзной попыткой установления единых для всех государств стандартов международного права.

Выделим основные этапы развития идеи прав человека с древности до начала XX века.

Общая характеристика прав человека и гражданина и становления конституционно-правового института прав человека и гражданина

Права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. Это был поиск способов взаимодействия индивидов, как с государством, так и между собой.

В течение тысячелетий человек отвоевывал у государства все больше прав для себя, а государство, в свою очередь, все больше признавало в человеке свободную личность. «Всемирная история, — писал Гегель, — это прогресс в сознании свободы, прогресс, как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах». (Гегель. Сочинения. — М.-Л. — Т. 8. — С. 98-99.)

Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание сущности и общепризнанный набор прав и свобод человека. Так, античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной крестьянин свободнее античного раба, а наемный рабочий раннего буржуазного общества свободнее средневекового крепостного.

Становление человеческой социальности происходило из первобытной морали, обычаев, традиций, ритуалов. Люди убеждались на практике, что определенные табу, правила необходимы и полезны. Первое упоминание слова «свобода» можно отнести к XXIV в. до н.э., когда правитель Шумера установил «свободу» для своих подданных путем применения санкций к бессовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и запрета закабаления храмовых слуг первосвященниками.Права человека накануне XXI в. – С. 271.

В первобытном обществе существовали определенные нормы поведения человека, которые носят название «мононормы», поскольку они еще не могут быть подразделены на нормы морали, религии и права. Мононормы никогда не давали преимущество одному члену общества перед другим. Ими закреплялось так называемое «первобытное равенство». Индивидуум полностью поглощался обществом себе подобных, все действия, которых строго регламентировались.

Формы рабовладельческого государства были разнообразны и определялись разным соотношением сил между группировками господствующего класса (военная, бюрократическая, религиозная).

Своеобразной формой рабовладельческого государства была деспотия. Специфической разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила начальные формы прав человека. Это связано с возникновением определенного пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.

Мыслители того времени стали задумываться над взаимоотношениями личности и государства. Так, Аристотель, анализируя современное ему общество, наделял личность некоторыми правами, прежде всего политическими. Впервые появился термин «равенство». Но какое это было равенство и для кого?

В VI веке до н.э. архонт Солон разработал Конституцию (Закон XII таблиц), закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников. Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права. Римские юристы создали учение о естественно-правовой справедливости и справедливом праве. Это учение существенно повлияло на формирование и развитие юридической концепции прав и свобод человека. «Опираясь на источники действующего права, римские юристы в своей трактовке прав индивидов интерпретировали сложившиеся правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости (aequitas) и в случае коллизий зачастую изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве (aequum ius). Такая правозащитная и правообразующая деятельность римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права».Права человека / Под ред. Е.А. Лукашева. — С. 55.

Однако права, закрепленные в законах древних греческих и римских городов-государств, еще нельзя назвать правами человека, в том смысле, в котором мы сейчас понимаем этот термин. Сам человек еще не стал полноценной личностью и играл в обществе ту роль, которая определялась и диктовалась ему социальным положением. Неравномерность распределения прав между различными классовыми и сословными структурами (и полное лишение рабов этих прав) было неизбежным для тех этапов общественного развития.

В эпоху Средневековья возникают попытки ограничения прав монарха, соединения монархии с сословным правительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать. В Англии противостояние монарха и рыцарства закончилось подписанием в 1215 году Великой хартии вольностей, ставшей фундаментом для становления личных и политических прав и свобод.

В ней содержались статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей и шерифов лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять.

В эпоху Просвещения были сделаны самые важные шаги для становления прав человека. Одним из достижений в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права – это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек. Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон и др.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что «Каждый человек свободен».

Зародившееся в эпоху рабовладения, христианство также выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как «дети Божии». Это сочетается с всеобщей свободой. «Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой». Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и др.). Век Просвещения заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума – гуманизм. Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом такого общества.

Так, голландский философ Спиноза утверждал, что есть права, которые вообще не могут быть отчуждены от индивида, например, способность суждения, способность познания Бога, право не свидетельствовать против себя. Вольтер утверждал, что свобода существует в первую очередь как свобода личная, частная, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова.

Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII – XVIII веков, которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание. Сторонники естественного права (Дж. Локк, Г. Гроций, Т. Гоббс) полагали, что независимость человека может быть ограничена, но лишь в связи с заключением общественного договора и образованием государства. Взгляды этих просветителей не полностью совпадают между собой, а в некоторых отношениях даже противоположны. Так, английский просветитель Дж. Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека, независимо от его социального происхождения. Этими правами человек наделен от рождения, в них сущность и смысл человеческого существования, и никто ни под каким предлогом не имеет права отнять или отменить их.

Другой ведущий представитель школы естественного права голландский юрист Г. Гроций в своем труде «О праве войн мира» писал о праве, «которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими, или же введено правами или молчаливым соглашением».

Английский философ и политический мыслитель Т. Гоббс полагал, что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы каждого отдельного гражданина – в противном случае наступает хаос, и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, – лишь на те случаи жизни, которые регулируются законом.

Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политической правды» отмечал различия между индивидом как частным лицом и индивидом как гражданином – членом «публичной персоны». Его дуализм человека – члена гражданского общества и человека – гражданина государства позже стал основной концепцией прав человека и гражданина.

Учение естественного права было развито американскими общественными деятелями Т. Джефферсоном и Т. Пейном. Ими была подготовлена Декларация прав Вирджинии (1776 г.), которую иногда называют первой декларацией прав человека. Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года.

Права человека, которые сложились в период буржуазных революций, в дальнейшем получили всеобщее конституционное признание и развитие. Закрепление того, что понималось под принципами естественного права, в революционных декларациях о независимости, создание документально оформленных конституций, – все это способствовало представлению о праве как первооснове общества. И хотя в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.

В XIX и XX веках ряд проблем прав человека привлек широкое внимание общественности и стал рассматриваться на международном уровне и оформляться в письменном виде. К этому периоду относится принятие первых международных соглашений, относящихся к правам человека. В Англии и Франции рабство было объявлено вне закона, а в 1814 году британское и французское правительства подписали Парижский договор о сотрудничестве с целью пресечения работорговли. На Брюссельской конференции 1890 года был подписан Акт против рабства, который позднее был ратифицирован восемнадцатью государствами. Первые Женевские конвенции (1864 и 1929 гг.) обозначали еще одно поле раннего периода международного сотрудничества государств, а именно, начало выработки правил ведения войны. В частности, Конвенция установила правила обращения с больными и ранеными солдатами. Идея защиты прав людей от правящих властей получила широкое признание. Отдельные страны уже признали важность этих прав в письменной форме, и описанные выше документы стали предвестником многих нынешних соглашений по правам человека.

После Первой мировой войны была создана Лига Наций, межправительственная организация, которая пыталась защищать основные положения прав человека. Но лишь после всех зверств, совершенных во время Второй мировой войны, и в основном как их следствие, возникла совокупность международных правовых норм. Именно из-за того, что произошло во время войны, стало возможным и необходимым международное согласие, принятие международных мер для защиты и систематизации, прав человека. Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в 1945 году, отразил это положение. В Уставе записано, что основной задачей ООН является «избавить грядущее поколение от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин». Всеобщая декларация прав человека была разработана Комиссией по правам человека ООН и принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года. С той поры международным сообществом был разработан целый ряд основополагающих документов, признанных гарантировать декларированные принципы.

История появления права и пути его формирования

Ключевые слова: история, появления, права, пути, формирования

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права — без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы).

Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

Например, по древневавилонским Законам Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), за любую кражу имущества вор возмещал собственнику убытки в десятикратном размере, а если похищенное имущество было «божьим или дворцовым», т.е. принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Более того, в особой статье прямо указывалось: «Если человек украдет достояние Бога или Дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить».

При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подлежала материальному возмещению.

Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп (О.Э. Лейст).

Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Право — более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, — нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).

На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием.

Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты). … читать далее …

Добавить комментарий