История социального государства

Идея «социального государства».

В настоящее время получила распространение и, сверх того, стала некой модой с претензией на статус «передовой» идея социального государства, которая в виде общей терминологической формулы нашла закрепление в ряде конституций последнего времени (Германии, Испании, Турции и др., а ныне — и России).

Объективные предпосылки идеи социального государ­ства — те же, что и основания «второго поколения» прав человека: гигантский научно-технический прогресс и переход общества от традиционных к либеральным цивилизациям, потребовавшие углубления гуманистического содержания либерализма, развития начал солидаризма, обеспе­чения достойного уровня жизни людей, выработки форм социальной, в том числе государственной, деятельности, направленной на «общественное служение».

Более того, само возникновение и смысл идеи социаль­ного государства связывается в литературе (и это вполне логично) именно с концепцией прав человека «второго поко­ления», с «обязанностью государства принимать меры, содействующие обеспечению «нового поколения» прав чело­века» (право на труд, право на отдых, право на образова­ние и т.д.).

С этой точки зрения вызывает настороженность уже то обстоятельство, что по сути дела термин «социальное государство» является стыдливым аналогом термину «социалистическое государство». Небезынтересно, что Б.А.Кистяковский, обосновывая социальные функции государства, в открытую, без обиняков говорил именно о социалистиче­ском государстве, о поглощении с его помощью частного права правом публичным. Пожалуй, только ужасы сталин­ского «социализма» и гитлеровского «национал-социализ­ма» потребовали терминологических корректив, замены дискредитированного выражения «социалистическое государство» на более обтекаемое и неопределенное — «соци­альное государство». Впрочем, и ныне при освещении деятельности «социального государства» подчас употребля­ются характеристики, присущие именно социалистической государственности, прежде всего подчеркивается его «всеохватывающая деятельность», когда государство является «планирующим, управляющим, производящим, распреде­ляющим».

Но если даже не связывать идею социального государ­ства с категорией прав человека «второго поколения», а видеть те фактические социальные потребности и запросы, которые предъявляет к обществу и государству современ­ная эпоха, идея социального государства все равно вызыва­ет серьезную тревогу.

Эта тревога обусловлена тем, что кредо рассматривае­мой идеи, по мнению ее сторонников, состоит в усилении государства в решении социальных вопросов, активизация его деятельности в экономике, в сфере распределения.

Усиление же государства в экономико-распределитель­ных отношениях неизбежно сопряжено с ужесточением и расширением властно-императивных начал, доминирова­нием публично-властного управления по исконно экономи­ческим делам. А значит — с ростом государственного аппарата, дальнейшим укоренением бюрократических сто­рон его функционирования, чиновничьим всемогуществом, с тенденцией вмешательства во все сферы экономической и социальной жизни и, как показывает жизненная практи­ка, — с неизбежными в этом случае злоупотреблениями властью, коррупцией и мздоимством.

Идея социального государства, таким образом, входит в противоречие с требованиями свободной рыночной эконо­мики, демократической государственности и — что надле­жит особо подчеркнуть — с основополагающими принципами правового государства, верховенства (правления) права в демократическом обществе.

Вот и получилось, что линия в либерализме на «кон­сенсус», выраженная в идеологии социального государства, породила на практике новые трудности и проблемы.

В тех странах, где такое направление получило реали­зацию в законодательной и управленческо-административной государственной деятельности, начались негативные процессы, выраженные в ослаблении стимулов к свободно­му предпринимательству, а следовательно, замедлении мо­дернизации производства, падении его эффективности и, что особенно тревожно, в разбухании чиновничьего аппара­та, неоправданном росте государственных расходов, бюро­кратических, антидемократических тенденциях. Вдобавок произошло усиление в политической сфере групп давле­ния, лоббистских механизмов, особенно там, где начал все более признаваться приоритет политических методов над рыночными, идеология «социального государства».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в нескольких основных проявлениях и его можно анализировать на следующих соответствующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, (пример: Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Конституция Российской Федерации вкладывает в понятие социальное государство то, что оно должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. Имеется в виду, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

1. История развития социального государства

социальный российский государство

Термин «социальное государство» был введен в 1850 году Лоренцем фон Штейном, но его активная теоретическая разработка началась в первой половине ХХ века, тогда как понятие «правовое государство» возникло раньше — в ХIХ веке, хотя истоки того и другого следует искать в древности. Уже известные мыслители античности (Платон, Аристотель и др.) обращались к поискам принципов, форм и конструкций согласованного взаимодействия власти и права.

Социальное государство (государство социальной демократии) — это современная политико-правовая теория, где слово «социальная» несет большую смысловую нагрузку: оно связано с социальной жизнью людей, подчеркивает, что государство берет на себя заботу о материальном благосостоянии граждан, осуществляет функцию регулирования экономики с обязательным учетом экологических требований, обеспечивает защиту экономических и социальных прав человека.

Казалось бы, «правовое государство» и «социальное государство» несовместимы. Первое предусматривает определенную свободу личности от государства, от его опеки. Второе, наоборот, опирается на активность государства в социальной защите личности, особенно социально-ранимой (пенсионер, инвалид, безработный не по своей вине).

Между тем, вторая половина ХХ в. соединила эти понятия, обогатив каждое из них. Когда говорят о построении социального правового государства, имеют в виду, прежде всего, воплощение в нем:

· Принципа верховенства права (господство правового закона) как ведущего в правовом государстве;
· Принципа социальной справедливости (обеспечение государством социальной безопасности личности) как ведущего в социальном государстве.

Понятие «социального государства» выдвинуто в 1929 году немецким государствоведом Х. Хеллером, после чего распространилось в Европе. В США идея социального государства была воспринята позднее, чем в странах Европы, поскольку тип сознания американского общества был ориентирован на принцип индивидуализма.

В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями. Его цель — при помощи социальной политики, обеспечение равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.

Понятие правового государства все более совмещается с концепцией так называемого «государства всеобщего благоденствия», или, говоря иначе, «социального» государства». Это совмещение происходит, прежде всего, на основе гарантий системы экономических, социальных и культурных прав.

Ученые (Г.А. Риттер, Роулз, и др.) выделяют три модели современного социального государства:

1. «Позитивное государство» (США), в котором имеется наименьшая степень вмешательства государства в экономику и социальное обеспечение, ориентированное на соблюдение индивидуализма и защиту корпоративных интересов (социальная политика государства выступает как средство контроля);

2. Собственно социальное государство (Великобритания), в котором обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство стартовых возможностей (социальная политика государства как средство обеспечения полной занятости);

3. «Государство благосостояния» (Нидерланды), в котором обеспечивается минимальный уровень жизни и устанавливается максимальный уровень доходов, уменьшается различие в зарплате, гарантируется полная занятость (социальная политика государства как средство обеспечения «равенства, кооперации и солидарности»).

Эти модели имеют тенденцию перехода от одной к другой и нигде полностью не были реализованы.

Было бы ошибочным полагать, что правовое и социальное государство хорошо сочетаются, и в состоянии полностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального равенства (свойства социального государства) находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина (свойства правового государства).

Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение — наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конфликтов и социальных потрясений.

Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространятся в границах соблюдения основных прав человека. И, наоборот, социальное государство будет в противоречии с правовым государством всегда, когда «человеческое благосостояние», «социальная безопасность», «социальная справедливость» станут считаться более высокими ценностями. Развитие государства как социального должно базироваться на таком фундаменте как «правовое» государство.

2. Функции социального государства

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. охрана труда и здоровья людей;

3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. забота о сохранении мира в обществе.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды.

3. Признаки социального государства

Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными чертами, то есть описание фактов, позволяющих сделать вывод о наличии интересующего явления, являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Исходя из этого можно сказать, что социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, и идет по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Оно призвано обеспечивать благо индивида: социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Государство непосредственно занимается распределением общественного богатства, но при этом не подрывает такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождает массовое социальное иждивенчество.

4. Проблемы создания социального государства в России

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);

7. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

Заключение

Можно сделать вывод, что социальное государство нужное явление потому, что оно обеспечивает такое состояние в обществе, при котором взаимоотношения между классами, нациями не доводятся до социальных взрывов, социальных потрясений. Государство содействует обеспечению достойного уровня жизни всем своим гражданам, проявляет особую заботу о социально незащищённых, уделяет большое внимание проблемам образования, здравоохранения, досугу, быту людей. В такой стране человек признаётся высшей ценностью. Можно сказать, что институциализация социальной работы связана с социально-политическими преобразованиями в мире, с изменением статуса человека, с глобальными трансформациями в современном обществе. Истоки этой хорошо отлаженной в мире государственной и общественной системы лежат в традициях благотворительности, особенных для каждой страны. В последнее время стало возникать все больше вопросов о том, устарело ли социальное обеспечение как институт, эффективно ли действует система социального обеспечения, предпринимаются ли усилия для улучшения условий жизни человека и т.д. Международный опыт социальной работы показывает, что для распространения индивидуальной частной инициативы по социальному обеспечению необходимо создание целого ряда правовых, политических и экономических условий. Прежде всего, это правовое обеспечение рыночной экономики. Второй момент — экономическая политика. Для каждого отдельного человека это означает защиту его денежных накоплений. Третий момент — социальная политика, причем такая социальная политика, которая не ставит себе целью полное обеспечение граждан, но направляется на достижение социальной защиты, в рамках которой есть место и для
индивидуальной, личной инициативы. Четвертое — это законы, нормативные акты, которые регламентируют деловую активность учреждений, занятых дополнительным социальным обеспечением. И последнее — это налоговые стимулы для поддержки индивидуальной инициативы по социальному обеспечению.

В заключение данной работы можно сделать вывод о том, что социальное государство-это государство, которое заслуживает внимания.

Список литературы

1. Волгин Н.А., Грищенко Н.Н., Шарков Ф.И. — Социальное государство — Учебник, Москва: Дашков и К, 2003.

2. Григорьева И.А. — Социальная политика: взаимодействие государства, общества и человека. — Санкт — Петербург, 2005.

3. Нечаева Е.Г. — Социальное государство: правовое понимание и практика. — Москва, 2007.

4. Родионава О.В. — Социальная функция современного государства. — Москва, 2007.

5. Смирнов С. Демократия в России невозможна без социальной политики // Мир России. 1997.

Размещено на Allbest.ru

В результате изучения данной главы студент будет знать:

  • ? основные этапы исторической эволюции идеи социального государства;
  • ? предпосылки, признаки и функции социального государства; уметь:
  • ? анализировать основные проблемы, возникающие с практической реализацией идеи социального государства;
  • ? раскрывать основные признаки социального государства;
  • ? определять социальный характер российского законодательства и правоприменения;

владеть:

  • ? навыками критического анализа поредставлений о социальном государстве мыслителей прошлого (Платон, Аристотель, Т. Мор, А. Смитт, Дж. Локк, Л. фон Штейн, К. Маркс, Ф. Энгельс);
  • ? навыками анализа качества реализации идей социального государства на современном этапе.

Идея социального государства в истории политико-правовой мысли и ее реализация

История государственно-правовых идей есть история поиска наиболее гармоничной формы государственного устройства, либо объяснение невозможности ее осуществления. В этом отношении идеи правового государства, социального государства, гражданского общества очень близки. Человечество ищет различные пути обретения благополучной жизни в государстве, что выражается в практической деятельности реформаторов и революционеров. В учениях о государстве и праве каждый значительный по своему вкладу в развитие теории о государстве мыслитель так или иначе затрагивает проблемы происхождения государства, его назначения, сущности, форм правления, характера взаимодействия индивида и государственной власти и др. Сама идея о наилучшем устройстве государства для индивида очень значима, так как позволяет увидеть и понять смысл и ценностные основания государственной, т.е. в любом случае принудительной организации жизни человеческих сообществ. Именно поэтому идея социального государства появилась не случайно, это результат движения человеческого сообщества к гармоничной, приемлемой, государством защищенной жизни индивидов. Идея социального государства связана со справедливостью, справедливой организацией государственной жизни.

Самые первоначальные элементы понимания необходимости социально справедливого устройства встречаются в разной степени в Древнем Китае (Конфуций, идеи добродетельной организации жизни людей, уважения старших и забота о младших), Древней Греции (Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель (идеи гармонии, меры, «золотой середины»). Пифагор рассматривал как арифметическую, так и геометрическую разновидность справедливости. Демокрит видел в государстве общее благо и справедливость, а граждане, по его мнению, должны оказывать друг другу взаимопомощь. Платон в труде «Государство» обращается к пониманию идеального государства как воплощению мира идей в реальной жизни. Справедливые закон и правление лучших составляют основу идеального государства. Под правлением лучших он понимал правление философов как самых мудрых.

Аристотель понимает естественное право как справедливость, а само правление должно быть обозримым, т.е. население должно иметь ограниченную численность, потому что справедливость имеет свои пределы. Он в одной из своих трактовок государства определял его как «союз свободных для достижения счастливой жизни». В труде Аристотеля «Политика» упоминается Фалей Халкедонский (из г. Халке- дона), который уже был сторонником идеального устройства общества и государства на условиях справедливости применительно к античному полису. Он предлагал в том числе равный справедливый раздел земли, что и устранит многие противоречия между людьми. В Древнем Риме было известно высказывание «Благо народа — высшая цель».

Социалистические утопические идеи также связаны с поиском справедливости, формирования государства равного для всех и где все равны для него. Английский гуманист Томас Мор ввел в оборот слово «утопия», и в труде «Утопия — золотая книга, столь же полезная, как и забавная, а наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) предложил картину наилучшего обустройства жизни людей в придуманных общественных условиях. В формате социальной утопии другой известный представитель данной разновидности социальной теории итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639) также представил свои вариант наилучшего и справедливого устройства жизни людей. Ему принадлежат идеи отмены частной собственности, воспитания детей с помощью государства, в его заведениях. Но главное, что оба мыслителя предлагают общество, устроенное для всех, с уравнительностью, одинаковостью, но без эксплуатации, унижений и равным распределением благ. При этом все, конечно, обязаны трудиться.

Существуют различные точки зрения по поводу теоретического обоснования теории «социального государства», где главенствующим является какой-либо принцип. Можно выделить следующие.

1. Принцип индивидуализма. Индивидуалистический подход предполагает наличие широкой индивидуальной свободы, недопущения вмешательства в индивидуальную сферу государственного вмешательства. Свобода как высшая ценность может вымещать остальные атрибуты взаимодействия человека, общества, государства, но она принципиально выше остальных ценностей. К представителям данного направления можно отнести, например, Адама Смита, Бенжамена Констана, Джона Локка.

Выдающийся шотландский экономист и философ А. Смит (1723- 1790) полагал, что именно индивид есть основа всего общества, изучая мотивы и поведение человека, доказывал необходимость экономической свободы и свободы предпринимательства. Человек, включенный в предпринимательский процесс, влечет своей деятельностью реализацию других людей. Видный публицист времен Французской революции Б. Констан (1767-1830) выражал либеральные взгляды, где индивид есть главная ценность, а сама свобода есть основа частной собственности. Английский философ Д. Локк (1632-1704), основатель политического либерализма, утверждал, что государство получает от своих граждан ровно столько власти, сколько ее необходимо для осуществления общих целей. Свобода и собственность взаимосвязаны.

  • 2. Принцип социального равенства, воли всего народа как источника власти и социальной справедливости. Народ и индивид не одинаковые понятия. Наиболее ярким представителем данного подхода является Ж-.Ж. Русо (1712- 1772), который не отрицал роли индивидуальной свободы, но реализацию социально справедливой государственной организации связывал с наличием общественного договора, отражающего равенство всех. В управлении должны быть реализованы свобода и равенство.
  • 3) Принцип классовости, экономической детерминации политики, права, государства. Представителями можно считать К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Справедливое государство возможно лишь при полном уничтожении частной собственности, отсутствии эксплуатации одних классов другими, на основе программы социалистического развития, включая переходный период диктатуры пролетариата, стирания классовых различий в дальнейшем, где все становятся трудящимися. Лишь общегосударственная собственность, принадлежащая всем, но в тоже время никому конкретно есть основа социальной справедливости.

Весьма интересны взгляды немецкого философа, дипломата В. Гумбольдта (1767-1835), который полагал, что развитие индивидуальности воплощает пределы для государственного влияния, но достижение благосостояния граждан сопровождается вторжением государства в различные сферы человеческой жизни. Однако вплоть до XIX века само понятие «социальное государство» не было известно. И благодаря усилиям представителей немецкой социальной, политической, экономической, социолого-философской мысли впервые была создана теория социального государства. Причем идеи социально справедливого государства исторически формировались либо либеральными мыслителями, либо представителями идей социального равенства и воли народа как источника справедливой социальной организации, либо на основе идей социализма. Но оформились они в условиях консервативного направления в социальной и политической мысли.

Впервые термин «социальное государство» использовал и ввел в научный оборот Лоренц фон Штейн (1815-1890). В отличие от К. Маркса, современником которого он был, Л. фон Штейн предлагает возможность возникновения социально справедливого государства посредством проведения социальных реформ, систематической политики государства для достижения социального благополучия различных классов и социальных групп. Государство стоит выше капитала и заинтересовано в социальном благополучии и согласии. К. Маркс (1818-1883) не верил в социальное назначение буржуазного государства, так оно, по его мнению, отражало интересы буржуазии, эксплу- ататоров-собственников и было не способно проводить реформы, направленные на удовлетворение потребностей и интересов всех классов и социальных групп. К усилиям государства Л. Фон Штейн относил повышение уровня дохода, жизни, обеспеченности бедных слоев до более высокого уровня, в идеале до уровня богатых. В теории Л. Фон Штейна можно отметить несколько характерных черт социального государства:

  • ? государство обязано оказывать всемерную поддержку, в том числе путем проведения реформ, бедным слоям населения и, таким образом, государство принимает на себя обязательства перед своими гражданами;
  • ? государство обеспечивает поддержку бедных и обездоленных слоев населения, так само заинтересовано в этом; государству важны социальная и политическая устойчивость, стабильность, сохранение власти;
  • ? государство как обязано, так и способно выполнять свои обязанности перед гражданами по выравниванию уровня жизни, материальной обеспеченности своих граждан.

Таким образом, государство, действуя в интересах собственного самосохранения, стабильности собственной власти, формирует условия социальной обеспеченности всем слоям. По сути, государство, с одной стороны, и бедные слои, с другой стороны социально-экономического пространства вместе достигают взаимно выгодные цели.

Теория социального государства в дальнейшем была развита австрийским юристом Ю. Офнером, немецкими учеными — геополитиком Ф. Науманном, экономистом А. Вагнером.

Теория социального государства после ее оформления, развивалась, дополнялась и более того впоследствии обрела новые параметры в силу объективной необходимости решения разными государствами схожих или различных задач. Экономические депрессии, войны, революции, социальные конфликты изменяли жизнь людей, нарушали единство пространства социального обеспечения и благополучия, требовали новых социально-экономических подходов, государственных решений, законов, способных формировать «общество для всех». Вопросы безработицы, эффективного преодоления радикального экономического неравенства также требовали своего решения. В определенной степени научные работы знаменитого английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) сыграли положительную роль в определенных политических системах. Значительная часть идей Кейнса была изложена в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

В России идеям социального государства отдали дань П. Новгородцев, Б. Кистяковский, Л. Петражицкий, Б. Чичерин, однако воплощение идей социальной государственности произошло на совершенно иных социалистических основаниях. Идеи утопического социализма (прежде всего французского утопического социализма) получили дальнейшее развитие и в результате анализа первоначального этапа накопления капитала. Так, К. Маркс, Ф. Энгельс создали собственную теорию преобразования общества и государства на новых началах. Эти идеи были развиты В.И. Лениным и получили практическое воплощение в России. Социалистические идеи в дальнейшем были реализованы в ряде государств мира. Следует отметить, что социализм как общественный строй, социалистическое государство значительный акцент делали на социальной защите, социальной сфере. Конституции Советского государства, его законы декларировали социально значимые аспекты политики и социальную направленность деятельности государства. Социальное государство предполагает наличие правого государства и гражданского общества. Однако в Советском государстве отсутствовала (была запрещена) частная собственность, которая как считается, есть условие правового государства и гражданского общества. Однако следует признать определенные достижения в социальной сфере в социалистических государствах, связанные с принципом всеобщности: бесплатного здравоохранения и медицинского обслуживания, образования, обязательность труда, отсутствие безработицы.

Впервые термин «социальное государство» нашел отражение в законодательстве и Конституциях государств в середине XX века. Впервые это было сделано в ФРГ в Конституции 1949 года, где государство было названо социальным. Социальная направленность государства, определение государства как социальное нашло отражение в Конституциях ряда государств: Франции, Испании, Италии, Португалии, Греции, Дании, Швеции, Японии, других государств.

Модели социального государства могут быть представлены следующим образом:

  • ? скандинавская модель (Швеция, Финляндия, Норвегия), где государство, именно государство, а не общественные фонды, частные ассоциации финансируют потребности социального характера, образование, здравоохранение;
  • ? евро-континентальная модель (Франция, Германия, другие страны Европы) соединяет финансирование социальных нужд по смешанному варианту: часть от государства, часть из иных источников, так, например, пенсии наряду с государственной частью, могут состоять из финансирования негосударственных пенсионных фондов, в которые плательщики заранее перечисляют определенные средства, при этом существуют у каждого государства приоритеты в финансировании направлений и институтов социальной сферы (например, здравоохранение, образование; а негосударственные фонды дополняют, например, сферу негосударственного страхования);
  • ? неконтинентальная — североамериканская модель (Англия, США) предполагает создание условий для активности негосударственных источников финансирования социальной сферы, их доминирование, но при этом государство определяет приоритеты государственной социальной поддержки, например, необеспеченным слоям.

Все модели достаточно условны и они могут изменяться в зависимости от появляющихся приоритетов и акцентов в социальной политике государств, необходимости решения тех или иных социальных задач.

Министерство образования и науки Российской Федерации

СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ университет

имени М. В. Ломоносова

Институт экономики и управления

Кафедра государственного, муниципального управления и менеджмента

Реферат

По курсу: » Основы социального государства»

Тема: » Социальное государство: условия возникновения и этапы развития»

Выполнила: студентка II курса

очной формы обучения

института экономики и управления

направление «менеджмент»

профиль «государственное и муниципальное управление»

АРХАНГЕЛЬСК

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Социальное государство.

1.1 Условия возникновения……………………………………………………. 4

1.2 Этапы развития социального государства………………………………. 6

2. Заключение……………………………………………………………………18

3. Список использованной литературы……………………………………….19

Введение

Актуальность. Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немало публикаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.

Целью работы является охарактеризовать и проанализировать условия возникновения социального государства и этапы его развития.

Объектом работы является история возникновения социального государства; факторы, влияющие на развитие социального государства, переходы от одного этапа развития к другому.

Цель работы определила задачи:

-определить факторы и явления, влияющие на возникновение и развитие социального государства

-определить основные этапы развития социального государства

Структура работы сформирована в соответствии с поставленными задачами. Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.

1. Социальное государство.

1.1 Условия возникновения.

Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. На сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором и шла речь.

Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита таких категорий граждан, как пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. в результате объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа — принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который — задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-экономических условиях социально ориентированная деятельность социалистического государства могла иметь только патерналистский (отеческий) характер, связанный с установлением убогого равенства.

1.2 Этапы развития

первый этап (с 70-х гг. Х1Х в. до 30-х гг. ХХ в.) – социалистический;

второй этап (с 30-х гг. до конца 40-х гг. ХХ в.) – правовое социальное государство;

третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) – государство социальных услуг;

четвёртый этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг. ХХ в.) – государство всеобщего благоденствия;

пятый этап (с начала 80-х гг. до середине 90-х гг. ХХ в.) – деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) – либеральное социальное государство.1

К середине XIX в. повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества.

Понятие «социальное государство», введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном2 в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального государства, предложенном Л. фон Штайном, содержался ряд принципиальных положений, расширявших традиционное понимание обязанностей государства. В частности, он отмечал, что социальное государство должно «поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан3, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»4.

В данном определении, по сути, преодолевается социологический подход к государству (как к арене классовой борьбы). В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей (личностей), признается доминанта дихотомии «личность-государство» взамен прежней «государство-общество», а главной целью государства — экономический и социальный прогресс. Такую трактовку понятия социального государства в дальнейшем поддержали Ю.Офнер, Ф.Науманн, А.Вагнер.

Таким образом, исходным критерием выделения социального государства в особый тип стал государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.

Примечательно, что признание равенства всех без исключения граждан явилось следствием не только и не столько распространения идей эгалитаризма, сколько изменения роли отдельного человека, личности на производстве и в обществе. Говоря словами О.Тоффлера, «наиболее существенным шагом в экономическом развитии нашей эпохи стало возникновение новой системы получения богатства, использующей не физическую силу человека, а его умственные способности»5.

Появление термина «социальное государство» фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Нельзя согласиться с мнением ряда авторов, что выполнение государством всех этих функций стало результатом реализации социалистических идей. По времени совпали два объективных, относительно независимых процесса — формирование социальных функций государства, обусловленное развитием производительных сил, изменением роли личности (на производстве, в обществе), и их идеологическое осознание.

Однако учитывая, что новые свойства государства во многом отвечают социалистической идее, представляется возможным обозначить первый этап становления социального государства, датируемый с 70-х годов XIX в. до 30-х годов XX в., как социалистический.

Первая треть XX в. ознаменовалась лавинообразным принятием социальных законов и инкорпорирование в политику многих стран принципов социального государства. Законы, связанные с социальным и медицинским страхованием, пенсионным обеспечением, пособиями по безработице, семейными пособиями и страхованием от несчастных случаев, в эти годы были приняты в Австрии, Австралии, Дании, Канаде, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Швеции и др.

Социальное законодательство стало не просто сектором правового поля, но начало оказывать мощное влияние на правовое содержание всей нормативной базы государств.

В 1930 г. Г.Геллер ввел понятие «социальное правовое государство»6, которое акцентирует право гражданина на социальных гарантиях со стороны государства.

Констатация правовой природы социального государства фактически закрепила за государством его социальные функции. Социальные функции последнего не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую базу государства. Личные права человека стали краеугольным камнем всей правовой системы государства, определяя через избирательное право власть, через гражданские права — политическую природу государства и его социальные обязанности, через социальные права — его социальные функции. Правовой фундамент придал социальным функциям обязательный характер. Социальные функции стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству.

Определение социального государства как правового явилось принципиальным для определения нового социального качества государства. Впервые в истории извечное противопоставление свободы и равенства — «на протяжении столетий люди стремились к свободе и равенству как к одним из первичных целей человеческой жизни, но полная свобода для сильных и талантливых несовместима с правом на достойную жизнь для слабых и малоодаренных» — было снято через компромисс, стало возможным ограничение свободы «ради социального благосостояния, чтобы накормить голодных, приютить обездоленных…»7.

Правовое обоснование социального государства окончательно оформило принцип естественных социальных прав человека. На основе этого возникла совершенно новая правовая коллизия, заключающаяся в несимметричности прав и обязанностей. Для теории права данная ситуация явилась настолько значимой, что некоторые авторы, например Э.Форстхофф, отвергают саму возможность совмещения правового и социального государства8 или констатируют их принципиальное противоречие9. Однако именно асимметричность социальных прав и обязанностей личности породила особый статус государства как монопольного субъекта социальной деятельности. Государство стало опосредующим звеном между всей совокупностью прав и обязанностей, нивелируя и делая их соразмерными посредством социальной политики. В этом качестве государство получило особые права по перераспределению благ и тем самым приобрело специфическую функцию реального обеспечения формального равенства людей.

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются: 1. Демократическая организация государственной власти. 2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства. 3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников. 4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства. 5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. 6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. 7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. 8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности. 9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

Этапы формирования социального государства в мире.

Появление термина «социальное государство» фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Нельзя согласиться с мнением ряда авторов, что выполнение государством всех этих функций стало результатом реализации социалистических идей. По нашему мнению, по времени совпали два объективных, относительно независимых процесса — формирование социальных функций государства, обусловленное развитием производительных сил, изменением роли личности (на производстве, в обществе), и их идеологическое осознание.

Однако учитывая, что новые свойства государства во многом отвечают социалистической идее, представляется возможным обозначить первый этап становления социального государства, датируемый с 70-х годов XIX в. до 30-х годов XX в., как социалистический.

Первая треть XX в. ознаменовалась лавинообразным принятием социальных законов и инкорпорирование в политику многих стран принципов социального государства. Законы, связанные с социальным и медицинским страхованием, пенсионным обеспечением, пособиями по безработице, семейными пособиями и страхованием от несчастных случаев, в эти годы были приняты в Австрии, Австралии, Дании, Канаде, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Швеции и др.

Социальное законодательство стало не просто сектором правового поля, но начало оказывать мощное влияние на правовое содержание всей нормативной базы государств.

В 1930 г. Г.Геллер ввел понятие «социальное правовое государство», которое акцентирует право гражданина на социальных гарантиях со стороны государства.

Констатация правовой природы социального государства фактически закрепила за государством его социальные функции. Социальные функции последнего не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую базу государства. Личные права человека стали краеугольным камнем всей правовой системы государства, определяя через избирательное право власть, через гражданские права — политическую природу государства и его социальные обязанности, через социальные права — его социальные функции. Правовой фундамент придал социальным функциям обязательный характер. Социальные функции стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству.

Определение социального государства как правового явилось принципиальным для определения нового социального качества государства. Впервые в истории извечное противопоставление свободы и равенства — «на протяжении столетий люди стремились к свободе и равенству как к одним из первичных целей человеческой жизни, но полная свобода для сильных и талантливых несовместима с правом на достойную жизнь для слабых и малоодаренных» — было снято через компромисс, стало возможным ограничение свободы «ради социального благосостояния, чтобы накормить голодных, приютить обездоленных…».

Правовое обоснование социального государства окончательно оформило принцип естественных социальных прав человека. На основе этого возникла совершенно новая правовая коллизия, заключающаяся в несимметричности прав и обязанностей. Для теории права данная ситуация явилась настолько значимой, что некоторые авторы, например Э.Форстхофф, отвергают саму возможность совмещения правового и социального государства или констатируют их принципиальное противоречие. Однако именно асимметричность социальных прав и обязанностей личности породила особый статус государства как монопольного субъекта социальной деятельности. Государство стало опосредующим звеном между всей совокупностью прав и обязанностей, нивелируя и делая их соразмерными посредством социальной политики. В этом качестве государство получило особые права по перераспределению благ и тем самым приобрело специфическую функцию реального обеспечения формального равенства людей.

Таким образом, второй период становления социального государства, длившийся с 30-х до конца 40-х годов XX в., можно обозначить как этап правового социального государства.

Следующему этапу развития представлений о социальном государстве начало положил знаменитый доклад В.Бевериджа «Полная занятость в свободном обществе», с которым он выступил в английском парламенте в 1942 г. В нем были изложены основные принципы «государства благосостояния», впервые выдвинута идея гарантированного единого национального минимального дохода, подчеркнута тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. С этого времени термин «государство благосостояния» — «welfare state» — стал в англоязычных странах синонимом социального государства. (Другие названия — «государство благоденствия», «государство всеобщего благоденствия», «государство провидения».)

Период до 60-х годов ознаменовался, с одной стороны, углублением теории социального государства или государства благоденствия, с другой — практической реализацией идеи социального государства на национальном уровне. Одним из ведущих проявлений социальных функций на данном этапе стало предоставление государством социальных услуг.

Выделение периода становления социального государства с середины 40-х по 60-е годы XX в. в особый этап, который можно обозначить как этап социальных услуг, связано с выполнением государством принципиально новых социальных функций (обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов).

Особенностью социальных услуг, предоставляемых государством, является то, что они не просто компенсируют человеку «разрыв» между его материальными возможностями и определенным стандартом жизни, но активно формируют условия достижения последних. При этом государство ответственно за обеспечение равных социальных возможностей для всех социальных групп. Суть этапа социальных услуг состоит в переходе государства от пассивной к активной социальной политике.

Несмотря на содержательную близость понятий «социальное государство» и «государство благоденствия», каждое из них с течением времени меняется.

Период с конца 50-х годов и до середины 80-х можно обозначить как этап государства всеобщего благоденствия.

С конца 70-х годов XX в. начинает нарастать критика государства всеобщего благоденствия, которая в середине 80-х годов становится лавинообразной и многосторонней. Критике была подвергнута как практика государства всеобщего благоденствия, так и его теоретические и идеологические основы.

Направленность усилий государства всеобщего благоденствия на обеспечение единого для всех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и цивилизационными ограничениями и кризисом механизма страхования.

В целом этот — пятый — этап развития (с начала 80-х до середины 90-х годов) можно обозначить как период деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия.

С середины 90-х годов начинают складываться новые представления о социальном государстве как о механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями.

На наш взгляд, начавшийся в середине 90-х годов этап развития социального государства можно обозначить как период либерального социального государства.

Добавить комментарий