История становления орд

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12

Историческое развитие ОРД и её теории охватывает несколько этапов, рассмотрению которых и посвящён данный параграф.

Зачатки сыскной деятельности уходят в глубину веков, поэтому установление первоначального этапа возникновения основ ОРД вызывает определённые затруднения. Принято считать, что эта деятельность официально закреплена в 1539 г. Иваном IV, который учредил Разбойный приказ. В 1714 г. Пётр I издаёт Указ «О должности фискалов». В 1763 г. в Петербурге была учреждена Розыскная экспедиция.

Второй этап связан с судебной реформой 1864 г., когда с принятием судебных уставов на смену инквизиционному розыскному процессу приходит состязательный процесс, а методы сыскной деятельности получают законодательную регламентацию в Уставе уголовного судопроизводства. Этот период характеризуется разработкой научных рекомендаций по отдельным направлениям розыскной деятельности не только в ведомственных нормативных актах и инструкциях, но и в трудах по уголовному процессу, принятием в 1908 г. Закона «Об организации сыскной части».

Третий этап охватывает период с 1917 по 1956 гг., период ликвидации уголовно-розыскных аппаратов и последующего их восстановления. Для этого периода характерны разработка частных оперативно-розыскных теорий, определение предмета оперативно-розыскной деятельности (ОРД), её выделение из криминалистики и развитие в самостоятельную отрасль научного знания.

Четвёртый этап начинается с 1956 г., с момента организации самостоятельной кафедры оперативной работы в Высшей школе МВД СССР. Этим самым были созданы благоприятные предпосылки для планирования и организации научной разработки теоретических основ ОРД, укрепления связи теории и практики органов внутренних дел.

Пятый этап связан с принятием в 1992 г. Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», когда была начата разработка основ современного развития ОРД. На этом этапе идёт формирование оперативно-розыскного законодательства и методологии общей теории ОРД на основе синтеза научных знаний, дифференционных и интеграционных процессов в системе уголовно-правовых наук.


Розыскная, сыскная деятельность (как прообраз современной ОРД) сопутствует правосудию на всём протяжении его истории. Р.С. Белкин отмечал: «Именно в её функции входило раскрытие преступлений, установление и розыск виновных, подлежащих затем передаче в органы судебной власти. Зачатки сыскной деятельности можно обнаружить в эдиктах римских преторов, в инквизиционных процессах средневековых трибуналов, в практике дьяков российского сыскного приказа».

Методы проведения сыска имели законодательное закрепление уже в первой редакции «Русской правды» («Суд Ярослава»), упоминающей о такой форме розыска, как «свод» и «гонение следа». Можно предположить, что их внесению в один из древнейших законодательных актов русского права начала Х в. предшествовало длительное практическое применение, что подтверждается содержанием соответствующих статей.

Например, статья 35 «Русской правды» отрывает раздел о «своде» -розыске виновника похищения или присвоения домашнего животного или вещи (статьи 35-39). Розыск начинался при опознании собственников похищенной вещи и продолжался до установления виновного.

Статья 36 регламентировала различный порядок розыска преступника, совершившего кражу внутри города, а также в случае, если похищенная вещь обнаружена вне этого города. При этом, «свод в городе» не ограничивался установлением в городе числа владельцев украденной вещи, розыск вели до установления преступника. Свод по землям, вне городских стен истец вёл только до третьего владельца, который затем брал на себя дальнейший розыск. Для того, чтобы побудить этого владельца к продолжению свода и отысканию преступника, с него по счёту владельца взыскивалась стоимость украденной вещи.

Статья 37 регулировала розыск виновного, когда владелец украденной вещи купил её на торгу и это подтверждалось свидетелями. Статья 38 предусматривала розыск челядина, который знал, кто украл его у господина. Статья 39 ограничивала розыск похищенного и преступника территорией своей земли (общины, княжества, феодальной волости).

В условиях, когда древнее русское государство ещё не имело специальных органов уголовного сыска, эти методы позволяли осуществлять розыск и изобличение преступника без участия представителей государственной власти. В этой связи правомерно утверждение М. А. Чельцова-Бебутова о том, что «свод» и «гонение следа» являлись «способами коллективной самопомощи соседних общин», поскольку обе эти формы предполагали участие в розыске преступника не только потерпевшего, но и большего количества людей, составляющих общину.

Первым специализированным уголовно-розыскным учреждением в России второй половины XYIII в. становится Розыскная экспедиция, образованная в 1763 г. в Петербурге, которой поручалось ведать дела «татинныя, разбойныя и убивственныя». В 1782 г. часть функций экспедиции перешло к Палате уголовных дел, часть к Управе благочинения по следственному отделению.

В 1873 г. учреждается сыскная часть при канцелярии петербургского градоначальника, а в 1881 г. – при канцелярии московского полицмейстера.

С утверждением абсолютизма в России и созданием таких государственных органов, как Приказ тайных дел, Преображенский приказ, Верховный тайный совет, Канцелярия тайных розыскных дел, Тайная экспедиция и др., неразрывно связано возникновение и развитие теоретических предпосылок оперативно-розыскной деятельности.

В царской России полицейская деятельность в основном была подчинена обеспечению политической и экономической безопасности страны, поэтому главное место в полицейском механизме всегда занимала политическая полиция. В начале XYII в. политическому сыску придавалось особое значение. Дела по политическим преступлениям выделялись из общего количества уголовных дел. В Соборном Уложении они квалифицировались как государственные политические преступления, и за них чаще всего предусматривалась смертная казнь. Таким путём обосновывалась правовая база, обеспечивающая охрану царской власти и самого царя.

Исполнительным органом был Приказ тайных дел, учреждённый в 1650 г., который осуществлял контроль за расследованием деяний, направленных против существующего строя и против царя. Это Приказ контролировал деятельность других приказов: гласно – путём затребования различных сведений и отчётности, проверки делопроизводства; негласно – путём рассылки подьячим секретных наказов о контроле некоторых послов и воевод. Упразднённый в 1676 г. Приказ тайных дел можно считать родоначальником органов политического сыска в Русском государстве.

В начале XYII в. функции органов политической полиции выполняли Преображенский приказ и Тайная канцелярия, подчинявшиеся непосредственно царю. Пётр I лично знакомился с делами Преображенского приказа, писал по рекомендации и инструкции, излагал организационно-тактические методы розыскных и следственных действий.

В 1805 г. создаётся Особый секретный комитет — орган политического сыска, который в 1807 г. преобразуется в Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, «клонящимся к нарушению общего спокойствия». В его состав входят министры юстиции, внутренних дел, несколько сенаторов. Комитет рассматривал дела, сыск по которым вела общая полиция.

После подавления восстания декабристов Николай I реорганизует политическую полицию Указом от 3 июля 1826 г. создано Третье отделение «собственной Его Величества канцелярии» — орган политической полиции, непосредственно подчинённой царю. В 1880 г. завершился процесс создания единой системы полицейских органов, в ведение Министерства внутренних дел были введены политическая и общая полиция. Управление всеми видами полиции было сосредоточено в Департаменте государственной полиции. Третье отделение упразднялось, а общее руководство корпусом жандармов возлагалось на Министра внутренних дел, который получил звание Шефа жандармов.

С обострением классовой борьбы с стране, возникновением хорошо законспирированных революционных организаций вынудили правительство искать новые организационные формы и методы борьбы с революционным движением. В 1907 г. МВД П. Столыпин утвердил «Положение об охранных отделениях», в котором обоснованы правовые и организационные вопросы деятельности охранных отделений. Тактика и методы их работы излагались в инструкциях по организации наружного (филерского) наблюдения и по организации внутреннего агентурного наблюдения. Основным подразделением охранного отделения был агентурный отдел с секретным делопроизводством.

Внутреннее наблюдение осуществлялось через секретную агентуру. Секретные сотрудники делились на осведомителей и провокаторов. Первые не принимали активного участия в революционном движении, они собирали необходимую информацию. Провокаторы внедрялись в революционные организации, выступали активными их участниками, а затем сообщали сведения о других участниках.

Одной из главных задач негласных агентов являлось внедрение в революционную среду. В директивах Департамента полиции говорилось, что «секретного сотрудника, находящегося в революционной среде … никто и ничто заменить не может».

Большую роль в агентурном отделе играли оперативные учёты. В картотечном учёте накапливались сведения о всех лицах проходивших по делам агентурного отдела. На социал-демократов заводились синие карточки, на эсеров – красные, на анархистов – зелёные, на кадетов и беспартийных – белые, на студентов – жёлтые.

Совершенствуя теоретические и практические основы агентурной работы, Департамент полиции разработал в 1914 г. новую совершенно секретную «Инструкцию по организации и ведению внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных учреждениях». На основе обобщения практики агентурной работы инструкция обосновывала положение о специализации агентурного аппарата, давала его определение и классификацию.

Внутренняя агентура – лица, непосредственно состоящие в какой-либо революционной организации и входящие в постоянный состав секретной агентуры внутреннего наблюдения (секретные сотрудники). Вспомогательные сотрудники или осведомителя не состояли в революционных организациях, но тесно соприкасались с ними. Последние делились на постоянных и случайных, предоставлявших информацию за вознаграждение.

Агентура специализировалась по направлениям работы: тюремная, железнодорожная, фабричная, сельская, профессиональная, просветительская, газетная. Была ещё пограничная агентура и агентура изобретательная, которая специализировалась на предотвращении попыток использования воздушных полётов и других изобретений в террористическим целями.

Итак, политический сыск в царской России опирался в своей деятельности, прежде всего, на агентурные методы работы, нашедшие своё теоретическое обоснование в различных нормативных актах.

Во второй половине XIX в., с развитием промышленности, возникает профессиональная и организованная преступность, рост преступности обгоняет прирост населения. Это потребовало новых, более эффективных организационно-правовых и научных форм и методов борьбы с преступностью, разработки научных основ такой работы.

В 1860 г. следственные функции отделяются от полиции и передаются органам юстиции. Участие полиции в производстве предварительного следствия было закреплено в разделе втором «О предварительном следствии» главы первой «О лицах, участвующих в производстве предварительного следствия» Устава уголовного судопроизводства от 20.11.1864 г. Статья 249 Устава указывала, что «предварительное следствие о преступлениях … подсудных окружному суду, производится судебными следователями при содействии полиции». Это своего рода предшествие современного понятия «оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования».

Полиция содействовала предварительному расследованию в форме дознания, выполнения отдельных следственных действий и выполнении отдельных поручений следователя, в том числе розыскных. Дознание было определено как «первоначальные изыскания, проводимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до неё слухов и сведений о преступлениях или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление». Таким образом, полиция была своего рода «фильтром» перед предварительным следствием, направленным на предотвращение необоснованных следственных действий, а также на то, что некоторые преступления трудно или невозможно выявить и раскрыть процессуальным путём без проведения специальных розыскных мероприятий. При подтверждении совершения преступления полиция передавала судебному следователю все необходимые сведения о преступлении, которые были собраны ею «посредством розысков, словесными расспросами и негласным наблюдением, не производя ни обысков, ни выемок в домах» (ст. 254 Устава). Здесь просматривается современный принцип негласности ОРД.

Рост уголовной преступности побудил правительство начать реорганизацию общеуголовного сыска. 6.07.1908 г. Государственная Дума приняла Закон «Об организации сыскной части», который предусмотрел открытие школ предварительной подготовки лиц для работы в уголовном розыске. Вопросы организации и тактики сыска, права и обязанности чинов сыскных отделений были изложены в Инструкции чинам сыскных отделений. В 1913 г. утверждена программа для обучения в специальных школах урядников полиции. Программа включала правовой и специальный разделы. В правовом разделе предусматривалось изучение юридических наук по сокращённой университетской программе.

В специальном разделе программы изучалось сыскное дело — вопросы криминалистики и оперативно-розыскной деятельности. Изучались темы: «Обнаружение вещественных доказательств», «Наружное наблюдение», Косвенные улики», «Работа с собакой», Антропометрия, дактилоскопия и фотография», «Отношение к прессе» и отношение общества к сыскной деятельности. Был сделан вывод, что к сыскной работе нужно привлекать «не отребье, а цвет полицейской силы, обладающей возможно большими познаниями до энциклопедичности».

Урядникам и всем полицейским внушалась необходимость строжайшего соблюдения законности. Так, тема «Допрос подозреваемого» начиналась категорическим требованием: «Не дозволяется вынуждать сознание у обвиняемого угрозами, ложными уверениями, а тем более физическим насилием».

Анализ дореволюционной юридической литературы по проблемам борьбы с преступностью позволяет сделать вывод о том, что активное формирование оперативно-розыскной науки происходило на рубеже XIX-XX вв.

Постановка организационно-правовых и тактических проблем ОРД в советский период первоначально был обусловлен изучением и переработкой инструкций царской полиции. По мере накопления и изучения опыта работы в новых условиях построения социалистического государства стали появляться первые научные работы по ОРД. В 1956 г. в Высшей школе МВД СССР образована самостоятельная кафедра оперативно-розыскной работы органов внутренних дел. В НИИ милиции создаётся отдел по обобщению практики оперативных аппаратов и исследований в этой области. В средних специальных школах милиции и школах подготовки начальствующего состава МВД вводится изучение курса оперативной работы. Издаются учебники по теории и практике ОРД. С 60-х годов усилия учёных направляются на разработку общей теории ОРД, определение её предмета, методологических и мировоззренческих основ теории. Развитию методологии теории ОРД способствовали труды А. И. Алексеева и Г. К. Синилова «Актуальные проблемы теории ОРД органов внутренних дел» (1973), Г. К. Синилова «Основы специального наблюдения» (1974), «Предупреждение и раскрытие обмана покупателей» (1968), «Применение экономико-правового анализа в деятельности аппаратов БХСС» (1986), посвящённых исследованию предмета, системы и методологии теории оперативно-розыскной деятельности; правовых, организационных и информационных основ деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступностью; методики и тактики выявления, предупреждения и раскрытия экономических преступлений; теоретических основ применения экономико-правового метода в борьбе с теневой экономикой и другими посягательствами на собственность; оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства.

Проблемам ОРД посвящали свои труды Д. В. Гребельский, В. В. Баранов, Ю. С. Блинов, В. Г. Бобров, В. П. Кувалдин, С. С. Овчинский и др.

Принятие в 1992 г. Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» и в 1995 г. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определили качественное развитие методологии оперативно-розыскной теории.

История оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту – ОРД) напрямую связана с развитием государства и права. Первыми известными правовыми источниками, регулирующими ОРД, были:

· Договоры Руси с Византией от 911, 945 гг.

· Русская Правда.

Государство добывало информацию для своей безопасности при помощи купцов и путешественников.

С принятием Русской Правды (1019 г.) более детально регламентируется ОРД, которая первоначально понималась как деятельность по поимке преступника. В Русской Правде упоминается о следующих формах розыска:

  • «гонение следа» – преследование преступника. В Пространной редакции Русской Правды определялся порядок розыска в городе и за его пределами.
  • «свод» – порядок установления личности преступника.

В 13-15 вв. появились специальные лица, которые получали полномочия от князя вести розыск в городах: наместники; волостели.

Для поимки разбойников из центра периодически посылались особые обыщики (или сыщики), с которыми на обыск отправлялись крестьяне. По окончании розыска сыщики доставляли материалы по розыску в приказ. Из них делались выборки, и результаты докладывались царю.

К числу методов розыска в данный период относились:

  • «повальный обыск» – опрос местных жителей территорий, на которых проводился розыск;
  • «поличное»– обнаружение и изъятие у подозреваемого похищенного имущества и других доказательств;
  • личное признаниеподозреваемого и т.д.

Дальнейшее развитие ОРД получила: в Судебниках 1497 г., 1550 г.; Соборном Уложении 1649 г.; указах царя и Боярской думы.

Полицейская деятельность была подчинена обеспечению: 1) политической безопасности государства; 2) экономической безопасности государства.

Поэтому главное место в полицейском механизме занимала политическая полиция. Уже в начале 17 века политическому сыску придавалось особое значение. Дела по политическим преступлениям выделялись из общего количества уголовных дел.

В Соборном Уложении была предусмотрена ответственность за государственные политические преступления, мерой наказания была смертная казнь. Тем самым была создана правовая база, обеспечивающая охрану царской власти и личности царя.

Ключевую роль в ОРД 17 века играл Приказ Тайных дел (учрежденный в 1655 г.). В его функции входили:

— осуществление контроля за расследованием деяний. Направленных против существующего строя и непосредственно против царя;

— контроль за деятельностью других приказов: гласно – путем затребования различных сведений и отчетности, проверки делопроизводства; негласно – путем рассылки подьячим секретных наказов о слежке за некоторыми послами, воеводами и другими должностными лицами.

В период правления Петра Ι создается регулярная полиция:

— 1711 г. – вводится должность генерал-фискалов;

— 1715 г. – создается полицейская канцелярия;

— 1718 г. – образуется Канцелярия Тайных розыскных дел;

— 1718 г. – вводится должность генерал-полицмейстера.

Дальнейшее развитие ОРД происходит при Александре Ι. Вместо государственных коллегий были учреждены министерства, в т.ч. Министерства внутренних дел (далее по тексту – МВД).

В составе министерства были выделены: специальный орган политического сыска – Особенная канцелярия МВД, осуществлявшая и функции контрразведки

В 1826 г. образуется Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии – орган политической полиции, непосредственно подчиненной царю. Важнейшей функцией созданного органа стала охрана государственной безопасности. В рамках ее осуществления особое значение придавалось сбору информации о тайных обществах и организациях.

В рассматриваемый период ведется активная борьба с общеуголовной преступностью. Были созданы сыскные части – специальные органы уголовного розыска.

Полное законодательное закрепление сыскная часть получила с принятием Закона «Об организации сыскной части». ОРД впервые как объект правового регулирования была выделена в 1894 г. в Уставе уголовного судопроизводства. Согласно ст. 254 Устава полиция получила право на проведение розысков, негласного наблюдения и словесных расспросов.

Таким образом, к началу 19 века во всей России сформировалась система политического и уголовного преследования, основными элементами которой были: 1) органы Третьего отделения (жандармерии) – занимались вопросами политического сыска; 2) сыскные части – занимались поиском уголовных преступников.

В 1913 г. на международном съезде криминалистов в Швейцарии московская сыскная полиция была признана лучшей в мире.

Следующим этапом в развитии ОРД стали события Октября 1917 г. В первые годы советской власти оперативно-розыскную функцию выполняли: органы ВЧК; оперативно-розыскные подразделения рабоче-крестьянской милиции.

В 1918 г. было принято Положение об уголовном розыске. В 1919 г. – Инструкция по уголовному розыску, которая закрепляла методы борьбы с преступностью. Оперативным отделам разрешалось иметь секретных агентов и информаторов.

В 1923 г. в соответствии со ст. 93 УПК РСФСР допускались негласные проверки оперативно-розыскными органами анонимных заявлений о совершенных или готовящихся преступлениях.

10 июня 1934 г. был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел, в состав которого в качестве Главного управления государственной безопасности вошло ОГПУ.

Ко второй половине 60-х г. окончательно сформировалась правоохранительная структура, двумя основными звеньями которой были:

— МВД СССР – занималось борьбой с уголовной преступностью;

— КГБ СССР – занималось борьбой с политической преступностью, охраной существующего строя.

С 1950-х гг. начинается разработка научных основ ОРД как самостоятельной отрасли знания, выделившейся из криминалистики.

В 1958 г. с принятием Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик впервые ОРД была признана государственной функцией борьбы с преступностью.

В 1970-1980 гг. теория ОРД стала развиваться как единая самостоятельная наука.

В этот период усилия ученых были направлены на определение ее предмета, методологической основы.

Были созданы кафедры оперативно-розыскного профиля. Стала совершенствоваться методика преподавания ОРД.

1990 гг. стали переломными для ОРД. Республикой Беларусь был объявлен суверенитет, принята Конституция, Закон «Об оперативно розыскной деятельности» (1992 г., 1998 г.).

УДК 93/94+ 351.74/.76

Кул ьчиков Д. Е.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

В данной статье исследованы этапы становления и развития оперативно-розыскной деятельности в России. Автор детально изучил процесс становления и развития оперативно-розыскной деятельности и выделил ряд периодов: 1) сыск IX — XVII вв; 2) процесс формирование сыскного дела в эпоху Петра Первого XVII — XVIII вв; 3) развитие розыскной деятельности во времена реформ XIX — XX вв; 4) период революции и существования СССР, 1917 — 1991 гг.; 5) современный этап развития оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, уголовный процесс, дознание, правоохранительная деятельность, раскрытие преступлений.

* * *

Kulchikov D.E.

HISTORICAL ASPECT OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF OPERATIVE — SEARCH ACTIVITY IN RUSSIA

Keywords: operational-search activity, criminal process, inquiry, law enforcement, crime detection.

Розыскная деятельность имеет глубокие исторические корни и в связи с этим неразрывно связана с формированием и развитием российской государственности. Однако в связи с тем, что зачатки этой деятельности уходят в глубину веков, назвать конкретный период возникновения ее основ весьма затруднительно. Изначальные упоминания об установлении лица по общему свойству следов на земле и определение места, где преследуемый находится, относятся к первобытнообщинному строю. Дальнейшее развитие элементов розыскной деятельности можно проследить по материалам о взаимоотношениях Киевской Руси с Византией, восточными и западными соседями. В те годы славяне активно добыва-

ли информацию, необходимую для обеспечения их безопасности, при помощи агентов, «путных людей», купцов, тайных лазутчиков и др.

Для детального изучения процесса становления и развития оперативно-розыскной деятельности необходимо разбить весь период формирования отечественного государства и права на ряд периодов:

— первый этап: сыск IX — XVII вв.;

— второй этап: процесс формирования сыскного дела в эпоху Петра Первого XVII — XVIII вв.;

— третий этап: развитие розыскной деятельности во времена реформ XIX — XX вв.;

— период революции и существования СССР, 1917 — 1991 гг.;

— современный этап развития оперативно-розыскной деятельности.

Однако есть и другая система деления оперативно-розыскной деятельности. В истории России принято выделять три базовых периода правового регулирования оперативно-розыскной деятельности:

1) правовая регламентация сыскной работы в Российской империи (XVIII в. — начало XX в.);

2) правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. — август 1991 г.);

3) правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в современный (постсоветский) период (с марта 1992 г. по настоящее время).

На начальном этапе становления отечественного государства и права обязанность по выявлению преступника и поиск пропавшего имущества лежала непосредственно на потерпевшем .

Однако уже в Русской Правде было закреплено положение о «вирниках», которые были представителями дружины князя, они осуществляли розыск преступника. Также в ранее указанном нормативном акте были установлены следующие формы сыска: «заклич» представлял собой объявление о преступлении; «свод» предполагал обязанность лица, у которого была выявлена украденная вещь, сообщить о продавце такой вещи; «гонение следа» выражался в виде поиска виновного лица.

В процессе развития отечественного государства приобретает соответствующий характер и розыскная деятельность (сыск). Первоначально сыск применялся только при расследовании тяжких противоправных деяний, но затем такой способ поиска преступника был применен при расследовании всех противозаконных деяний.

Согласно Псковской грамоте 1462 года сыскная деятельность получила официальный статус в процессе расследования преступлений. Правовое регулирование сыскной деятельности нашли свое отражения в последующих Судебниках (1497 г. и 1550 г.).

В Соборном Уложении 1689 года были урегулированы функции сыскной деятельности. Согласно Уложению, сыскная деятельность начиналась с подачи «извета» (заявления). Однако в ряде случаев сыск мог быть проведен на основании анонимного сообщения — «подметного письма». Также в Соборном Уложении вводится понятие «сыщика», «обыщика», которые являются представителями судебно-сыскной власти. Указанные должностные лица имели право осуществлять правосудие над чиновниками.

С момента усиления власти и централизации государства при правлении Ивана Грозного судебная деятельность осуществляется государственными «судебными местами». В тот период была сформирована централизованная система органов управления — «приказы». При этом термины «сыск» и «розыск» стали идентичны.

В ходе укрепления инквизиционного процесса процедура розыска стала базовым звеном в отправлении правосудия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным моментом с истории отечественного сыска является создание в 1655 году Приказа Тайных дел, в связи с этим было положено начало существования тайной полиции .

Петровские реформы не могли обойти вниманием розыскную деятельность, которая направлена главным образом на защиту государства. Данный период можно охарактеризовать как время законодательной регламентации сыскной деятельности. На это указывают распоряжения Императора об усилении тайной политической полиции, создавая Тайную полицию розыскных дел (1718 г.), розыскные команды, фискальная служба для борьбы с казнокрадством. Особую роль сыграл Сыскной приказ для расследования важных государственных дел.

Процесс создания регулярной полиции с урегулированием ее функций свидетельствовал о формировании нормативной основы для обособленности общеполицейских и следственно-судебных полномочий в правоохранительной деятельности. Полиц-

мейстеры канцелярии осуществляли поиск виновных лиц, передавая их для расследования Юстиц-коллегии в Петербурге и Сыскному Приказу в Москве.

В период реформ, проводимых Екатериной Великой, изменилась правовая регламентация сыскной деятельности. В связи с принятием «Учреждения для управления губернией» и «Устава Благочинного» произошло формальное разделение управления от судебной власти, однако в саму процедуру сыскной деятельности кардинальных изменений внесено не было.

В 1802 году в результате реформ Александра I было образовано Министерство внутренних дел, которое выполняло функции деятельности полиции и сыскную работу. В 1826 при Николае I, после восстания декабристов при Министерстве внутренних дел было сформировано Третье Отделение Собственной его Императорского Величества канцелярии как обособленный орган, выполнявший сыск и следствие по политическим преступлениям. До реформы Александра II досудебная стадия уголовного процесса состояла из двух частей: формальное и предварительное следствие .

Предварительное расследование проводилось в свободной форме. На этой стадии принималось решение относительно мер сыска, которые хоть и не могли быть использованы в качестве доказательств, однако способствовали обнаружению следов преступления. Главной задачей предварительного расследования было «установление истины», имело ли место то или иное деяние. Формальное расследование проводилось административным органом — полицией. Процесс перехода России от феодального государства к буржуазному повлек за собой изменения в сыскной деятельности. Началом реформы Александра II считается утверждение проектов «Учреждение судебных следователей», «Наказ судебным следователям», «Наказ полиции о первоначальных расследованиях», в соответствии с которыми для расследования уголовных дел

назначались специальные чиновники, которые были подчинены Министерству юстиции. В связи с этим у полиции была изъята функция расследования.

Позднее в юридической науке было сформировано понятие «дознание», которое стало прерогативой полиции. Обострение классовой борьбы в стране и возникновение законспирированных революционных организаций побудило правительство искать новые организационные формы и методы борьбы с революционным движением. В 1907 г. министр внутренних дел и председатель Совета министров П.А. Столыпин утвердил «Положение об охранных отделениях», в котором были отражены правовые и организационные вопросы деятельности охранных отделений. Тактика и методы их работы излагались в инструкциях по организации наружного (филерского) наблюдения и по организации внутреннего агентурного наблюдения. Основным подразделением охранного отделения был агентурный отдел с секретным делопроизводством .

При правлении Николая II впервые был создан специальный закон «Об организации сыскной части» от 6 июля 1908 г., согласно которому на территории Российской империи были сформированы сыскные отделения.

После Октябрьской революции 1917 года и установления Советской власти кардинально изменилась правовая регламентация всех сфер общества. В связи с этим Постановлением ВЦИК был ликвидирован институт судебных следователей, а затем было принято положение «О рабоче-крестьянской полиции». С момента прихода к власти большевиков была сформирована система негласной сыскной работы.

В 1920 году был принят нормативный акт под наименованием «Положение о следственно-розыскной милиции», в соответствии с которым в полномочия милиции была включена как и следственная, так и розыскная деятельность при полном отсутствии прокурорского надзора.

Важную роль в развитии сыскной деятельности сыграло Положение 1918 года об организации Уголовного розыска. Затем ведомственными нормативными актами были предприняты попытки установить тактическую и организационную базу оперативной деятельности. В связи с этим были сформированы специальные подразделения по борьбе с отдельными категориями преступлений. Главным методом борьбы с преступностью оставался негласный сыск. В правовом аспекте имелось отличие в том, что присутствовала розыскная досудебная деятельность, в связи с чем смешивались следственные и розыскные функции. В данной области произошли изменения с принятием в 1922 г. первого Уголовно-процессуального закона РСФСР. Данным нормативным актом формируется организационная обособленность дознания и следственных органов. Органами дознания являлась милиция и органы уголовного розыска. Однако постепенно вновь произошло слияние функций следователя и дознавателя.

В 50-х годах XX века произошло общее обновление отечественного законодательства. Так, в 1958 году были приняты Основы уголовного судопроизводства . Впервые, законодатель посвятил отдельную главу правовому регулированию оперативно-розыскной деятельности. Органы дознания могли осуществлять все необходимые оперативно-розыскные мероприятия, используя в том числе фото- и видеосъемку в целях установления преступника. Выявленные в рамках оперативно-розыскной деятельности обстоятельства могли служить доказательствами по уголовному делу после их де-

тальной проверки. Это был явный прогресс в законодательном регулировании оперативной деятельности. Прослеживался путь интеграции деятельности оперативных сотрудников и органов следствия для достижения единой цели — раскрытия преступления.

После распада СССР в 1991 году изменилась структура правоохранительных органов, а также правовая регламентация их деятельности.

Впервые в истории России был принят специализированный закон, регламентирующий оперативно-розыскную деятельность . Основной целью оперативно-розыскной деятельности определена защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Следует согласиться с мнением И.Л. Хромова, который утверждает, что оперативно-розыскная деятельность, помимо своего основного предназначения, является в сущности единственным средством эффективного воздействия на осужденных, нарушающих режим содержания в исправительных учреждениях, на криминогенные явления, процессы и конкретные противоправные действия, нейтрализация и предотвращение которых с помощью гласных мер административно-служебного, уголовно-процессуального либо воспитательно-профилактического характера невозможны .

Таким образом, в процессе развития Российского государства развивался и институт оперативно-розыскной деятельности, принимая разные формы и методы борьбы с преступностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лапин Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник и практикум для СПО. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018.

2. Шумилин С.Ф. Использование результатов ОРД в уголовном судопроизводстве: Монография. Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2014.

3. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. 4-е изд. М.: Дело и сервис, 2015.

4. Захарцев С.И. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: Монография. М.: Инфра-М; Норма, 2017.

5. Закон СССР от 25.12.1958 г. «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости ВС СССР. 1959. №1. Ст. 15.

7. Хромов И.Л. Противодействие преступности в учреждениях, исполняющих наказания: криминологические и оперативно-розыскные аспекты: Монография. М.: Юриспруденция, 2011.

1. Lapin E.S. Operativno-rozysknaya deyatel’nost’: Uchebnik i praktikum dlya SPO. 2-e izd., pererab. i dop. M.: YUrajt, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. SHumilin S.F. Ispol’zovanie rezul’tatov ORD v ugolovnom sudoproizvodstve: Monografiya. Belgorod: Bel YUI MVD Rossii, 2014.

3. Ryzhakov A.P. Pravoohranitel’nye organy: Uchebnik dlya vuzov. 4-e izd. M.: Delo i servis, 2015.

4. Zaharcev S.I. Operativno-rozysknaya deyatel’nost’ v XXI veke: Monografiya. M.: Infra-M; Norma, 2017.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

КУЛЬЧИКОВ Дмитрий Евгеньевич, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин ФГКОУ ВПО «Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова», г. Орел.

Добавить комментарий