История судебной системы в России

народного просвещения, 1802-1902. — СПб. : М-во нар. просвещения, 1902.

11. Сплавская Н.В. Роль учреждений высшего профессионального образования в процессе формирования правового продуктивного поведения молодежи // Актуальные проблемы современной науки: Международная научно-практическая конференция. Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт (Россия); Словацкий университет святых Кирилла и Мефодия (Словакия); Словацкий технологический университет в Братиславе (Словакия); Северо-Кавказский федеральный университет, институт информационных технологий и телекоммуникаций (Россия); Филиал ВНИИ МВД России по СКФО (Россия). — 2013. — С. 64-66.

Романова С.В., Жуенко С.Н.

история СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

Судебная защита, по мнению исследователей, являясь одновременно и государственной, и правовой защитой, выступает наиболее эффективным и цивилизованным из всех имеющихся в мировой практике способом охраны прав личности. Судебная защита в ряде случаев является единственным средством правовой защиты человека, как, например, при реабилитации незаконно осужденного, привлеченного к уголовной ответственности лица, объявление умершим, признание без вести пропавшим, установление отцовства. Следовательно, уровень судебной защиты в государстве — это показатель правового его характера и демократичности общества .

В этой связи особую актуальность представляет собой проблема становления и развития в России института судебной защиты.

Россия по созданию эффективной независимой судебной системы прошла серьезный путь, однако ее реформирование продолжается и по сегодняшний день. Современная система судебной системы в России во многом является схожей с той, которая была в пореформенной России XIX века. Однако преимущество той системы заключалось в единстве ее судебных органов и судебной практики, обеспечивающимся Правительствующим сенатом, в настоящее время отмечается обособленность деятельности судов.

В 1990-е годы в России появилась необходимость проведения судебной реформы. Концепция судебной реформы 1991 года в качестве основой задачи определила построение правового государства, а также утверждение независимой судебной власти .

Основные направления судебной реформы также получили свое закрепле-

ние и развитие в Конституции Российской Федерации 1993 г. Конституция РФ гарантировала судебную защиту прав и свобод граждан, было закреплено равенство всех перед судом и законом, была определена независимость судей, а также равноправие и состязательность сторон.

В проведении судебной реформы в современной России выделяется четыре периода. Первый период начался 24 октября 1991 г. с принятием Концепции судебной реформы в РСФСР Данный этап характеризуется принятием важных законодательных актов, которые определили статус судей (в частности, Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»), процедуру судопроизводства и саму структуру судебной системы (в частности, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). В этот же период была сформирована система судебных органов.

Второй период связан с принятием Правительством РФ Постановления «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 20022006 годы» от 20.11.2001 г. № 805. В этот период в России создаются все виды судов, указанные в законе; процессуальное законодательство было приведено в соответствие с положениями конституции, приняты новые процессуальные кодексы: Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, введены суды с участием присяжных заседателей и возрождена мировая юстиция.

Начало третьему периоду положило утверждение 21 сентября 2006 г. Правительством РФ федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007-2012 годы» от 21.09.2006 г. № 583. На данном этапе было принято значительное количество значимых федеральных законов, которые направлены были на дальнейшее совершенствование судопроизводства и судоустройства.

В настоящее время продолжается реформирование судебной системы на четвертом этапе ее современного развития. На основании принятых в 2014 году законов из перечня федеральных судов был исключен Высший арбитражный суд РФ. Верховный суд РФ был наделен дополнительными полномочиями, что позволило ему стать единственным высшим судебным органом по административным, гражданский, уголовным и иным делам, а также по экономическим спорам.

Следовательно, современная Россия прошла весьма серьезный путь по созданию эффективной независимой судебной системы, которая основывает деятельность на демократических принципах правосудия, но ее реформирование до сих пор не нашло своего логического конца.

В этой связи необходимо обратиться к положительному историческому опыту. Обоснованным выступает проведение параллели современных судебных преобразований с российской Судебной реформой 1864 г.

Современная судебная система во многом сравнивается с судами, которые были созданы на основании Судебных уставов 1864 г. В этой связи можно дать сравнительную характеристику по вопросам судоустройства и судопроизводства на современной и постреформенной России XIX века.

В результате Судебной реформы 1864 г. провозглашены и реализованы были

демократические принципы правосудия, включающие в себя несменяемость и независимость судей, устность, гласность, состязательность и равенство всех перед судом и т.д. Данные принципы нашли свое закрепление в Конституции РФ и федеральном законодательстве.

Сходство можно найти и в системе судебных органов, которые были созданы в ходе проведения судебной реформы второй половины XIX века и на современном этапе. В Судебном уставе 1864 г. было закреплено основание института мировых судей и общих судов, таких как: окружной суд, судебная палата, кассационный департамент Правительствующего Сената. В современной России система судебных органов более сложна, чем в России XIX века, однако сходство определенно присутствует. Принятый в 1996 году Закон №1-ФКЗ подразделил все суда на две группы — федеральные и суды субъектов. Такое деление является схожим разделением судов в пореформенной России XIX века — общие и мировые суды.

На основании Закона №1-ФКЗ к федеральным судам относятся Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом РФ, арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным судом. К судам субъектов отнесены конституционные (уставные) суды субъектов и мировые суды.

Система федеральных судов общей юрисдикции состояла из районных судов, судов уровня субъектов Федерации: верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономной области, автономных округов, городов федерального значения, а также Верховный суд РФ.

Более того, в системы федеральных судов общей юрисдикции входят военные суды — гарнизонные и окружные (флотские) военные суды .

Систему арбитражных судов РФ составляли арбитражные суды субъектов Федерации, федеральные арбитражные суды округов, а также Высший арбитражный суд РФ. С 2003 года в систему арбитражных судов в качестве суда апелляционной инстанции введены были апелляционные суды .

Гораздо более сложная структура современных судебных органов объясняется существенным усложнением современных общественных отношений. Необходимым и целесообразным в течение долгого времени считалось создание специализированных судов, к которым, например, относятся арбитражные суды, цель которых состоит в рассмотрении экономических споров.

Однако, несмотря на то, что арбитражные суды достаточно эффективно осуществляют свою деятельность, деление судов на общие и арбитражные суды вызывает массу проблем, например, такая, как разграничение между ними подведомственности, когда становится непонятным, в какие суды следует обращаться за защитой. Данные проблемы, несмотря на совершенствование процессуального законодательства, остаются до сих пор. Еще один недостаток разделения судов общей юрисдикции — отсутствие единой практики данных судов по схожим правовым вопросам.

Также является целесообразным провести сравнение инстанционной системы в судах пореформенной России второй половины XIX века с действующей в настоящее время. На основании процессуального законодательства 1864 г. мел-

кие дела рассматривались мировыми судами по первой инстанции. Окружными судами рассматривались неподсудные мировым судьям и к ведению палат дела по существу, в также в апелляционном порядке в установленных законом случаях проверяли не вступившие в законную силу акты мировых судов. Судебными палатами проверялись дела по апелляции, рассмотренные окружными судами по первой инстанции без участия присяжных, и рассматривали дела о должностных и государственных преступлениях. Правительствующий сенат выступал в качестве судебного органа страны, который проверял вступившие в силу акты нижестоящих судебных органов в кассационном порядке.

Рассмотрение дел было предусмотрено в трех инстанциях: первой — рассмотрение дела по существу; второй — проверка пока не вступивших в законную силу судебных актов суда первой инстанции; кассационной — проверка вступивших в законную силу судебных актов первой и апелляционной инстанций.

Такое законодательное урегулирование вопроса об инстанциях было теоретически обоснованным и логичным. Как видно, для проверки судебных актов, которые принимались судами первой инстанции и не успели вступить в законную силу, существовала лишь одна инстанция — апелляционная. Это соответствовало и самой сущности апелляции, цель которой состояла в недопущении вступления в силу необоснованных и незаконных судебных актов, принимаемых первой инстанцией. Акту суда апелляционной инстанции вступали в законную силу немедленно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Судебные уставы 1864 года в инстанции кассация регламентировали проверку вступивших в законную силу судебных актов предыдущих двух инстанций. В этом проявлялась сущность кассации, основная цель которой состояла в проверке вступивших в законную силу судебных актов. Следовательно, кассация выступала в качестве третьей проверочной инстанции.

В целом инстанционная система являлась единой для гражданского и уголовного процесса, что делает ее в пореформенных судах дореволюционной России более логичной, стройной и теоретически обоснованной.

По сравнению с ней, основным недостатком современной инстанционной системы выступает отсутствие на протяжении довольно длительного времени единообразия в прохождении дела по инстанциям в гражданском и уголовном процессах. В УПК РФ и ГПК РФ закрепляются разные инстанционные системы. Согласно ст. 354 УПК РФ в уголовном процессе предусматривается возможность обжаловать решение в кассационном порядке актов судов и первой, и апелляционной инстанций. А на основании ст. 336 ГПК РФ в гражданском процессе предусматривалась возможность обжаловать в кассационном порядке актов только лишь первой инстанции.

Данная ситуация сохранялась до реформирования современной инстанци-

онной системы на основании принятых в 2010 году федеральных законов (в частности, Федеральный закон от 09.12.2010 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 443-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»). В настоящее время в суды общей юрисдикции была введена единая инстанционная система в гражданском и уголовном процессах, как это было в период действия Уставов уголовного и гражданского судопроизводства 1864 г.

В современной России одной из проблем инстанционной системы уголовного и гражданского процесса в течение длительного времени выступало параллельное существование двух инстанций по пересмотру не вступивших в законную силу судебных актов — кассации и апелляции. В соответствии с УПК РФ и ГПК РФ апелляция была применима по отношению актов мировых судей, а остальные акты, не успевшие вступить в законную силу — обжаловались в кассационном порядке. Такое положение не соответствовало конституционному принципу равенства всех перед законом и судом; инстанции друг друга дублировали . Кассация выполняла не свойственные ей функции, что не соответствовало также и мировым стандартам .

В результате реформирования инстанционной системы на основании Закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» и Закона «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в настоящее время установлен единый апелляционный способ обжалования всех судебных постановлений, не вступивших в законную силу, а также единый кассационный способ обжалования уже вступивших в законную силу судебных актов. Данные новые положения в соответствии с законом о гражданском процессе применяются с 1 января 2012 года, а в уголовном процессе — с 1 января 2013 года. Они позволили усовершенствовать правила пересмотра судебных актов и повысить эффективность правосудия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что история развития судебной системы в нашей стране уходит в глубину веков и предназначается для разрешения споров. Судебная власть в России постоянно изменялась и совершенствовалась. С ее развитием появились специализированные органы и должностные лица правосудия, которые были призваны разрешать споры людей. При развитии и усложнении данных органов постепенно сложилась современная судебная система.

ЛИТЕРАТУРА

2. Борисова Е.А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе. — М.,

3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. — М., 2014.

4. Ветрила Е.В. К вопросу об определении статуса адвоката свидетеля в уголовном судопроизводстве России // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. — 2016. — № 3.

7. Курас Т. Л. Реформирование судебной системы в России: история и современность // Власть. — 2014. — № 10.

8. Матузов Н.И. Теория государства и права. — М., 2014.

9. Полевой В.В. К вопросу о реформе органов судебной власти Российской Федерации // Право и политика: теоретические и практические проблемы. — Рязань, 2013.

10. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. — 2012. — № 2.

11. Сплавская Н.В., Горохова В.И. Перспективы развития правового государства в РФ // Государство и право в XXI веке. — 2015. — № 2.

теория государства и права

Гайдидей Ю.М.

влияние повышения судебно-правовой культуры на уровень судопроизводства

Существующая связь культуры и судопроизводства бесспорна. В подтверждение тому, уже устоявшаяся аббревиатура использования основных терминов и понятий. Так, в научной литературе были предприняты попытки обозначения таких самостоятельных понятий, как «судебно-процессуальная правовая культура» , «культура правосудия» , «культура судопроизводства» , «культура судебного процесса» . Они в свою очередь имеют неоднозначные определения содержания.

Судебно-правовая культура представляет собой определенный уровень качественного состояния судебной системы, а также правосознания и правового

Ершов В.В., Сырых В.М., Колунтаев С.А. и др. История суда и правосудия в России. Том 5. Судоустройство и судопроизводство в период контрреформ и в эпоху буржуазных революций (1881 — октябрь 1917 года)
Москва : Норма, 2020. — 696 с.
Информация о файле: pdf, 14 mb.
Пятый том коллективной монографии «История суда и правосудия в России» посвящен судоустройству и судопроизводству в период контрреформ, войн и революций (1881 — октябрь 1917 г.). В работе на основе широкой источниковой и научно-литературной базы проанализированы историко-правовые проблемы системной политики самодержавия по «исправлению» Судебных уставов 1864 г., получившей в литературе название судебной контрреформы, а также метаморфозы судебной власти в контексте исторических катаклизмов и социальных конфликтов в стране в конце XIX — начале ХХ в., в эпоху войн и революций.
Для преподавателей, аспирантов и студентов, а также широкого круга читателей, интересующихся развитием законодательства и правосудия в Российском государстве.
Содержание
Раздел I. Историография правосудия в России в пореформенный период и в период революций
Глава 1. Историография судебной контрреформы
Глава 2. Литература о суде присяжных
Глава 3. Историография административно-судебной реформы 1889 г.
Глава 4. Комиссия Н. В. Муравьева в историографии
Глава 5. Историография судебной политики Временного правительства
Раздел II. Россия па рубеже XIX и XX веков
Глава 6. Основные черты социально-экономического и политического строя России на рубеже XIX—XX веков
Глава 7. Основные вехи в истории России периода 1881-1917 годов
Глава 8. Государственный строй России и его динамика.
Основные законы
§ 1. «Правительственный конституционализм»
§ 2. Формирование «думской монархии»
§ 3. Февральская революция и форма российского государства
Глава 9. Общая характеристика основных отраслей российского законодательства периода контрреформ, войн и революций (1880-е — октябрь 1917)
§ 1. Гражданское законодательство
§ 2. Фабричное законодательство
§ 3. Совершенствование уголовного законодательства
Глава 10. Генезис суда и правосудия (1881 — октябрь 1917): основные этапы
Раздел III. Судебная контрреформа: теоретические вопросы
Глава 11. Судебная контрреформа: понятие, цели, идеологическое обоснование
§ 1. Признаки (критерии) контрреформы
§ 2. Идеологическое обоснование судебной контрреформы
Глава 12. Периодизация и основные направления судебной контрреформы
Раздел IV. Трансформация политической юстиции
Глава 13. Новый закон о дознании по политическим делам 19 мая 1871 г.
Глава 14. Закон 7 июня 1872 г. и учреждение Особого присутствия Правительствующего сената
§ 1. Создание Особого присутствия Правительствующего сената
§ 2. Политические процессы в Особом присутствии
Глава 15. Изменения в судопроизводстве по государственным преступлениям в 70-е гг. XIX в.
Глава 16. Реформы политической юстиции в повестке правительственных комиссий
Раздел V. Ограничение принципов и институтов Судебных уставов 1864 года
Глава 17. Ограничение принципа несменяемости судей
Глава 18. Сужение гласности судопроизводства
Глава 19. Наступление на принцип состязательности процесса и правительственная политика ограничения адвокатуры
§ 1. Внутрисословные проблемы роста и деятельности адвокатуры
§ 2. Правительственные меры против адвокатуры
§ 3. Власть и адвокатура: непосредственное «общение»
Глава 20. Меры по сокращению подсудности суда присяжных
§ 1. Законодательство о суде присяжных конца 1870-х —середины 1880-х гг.
§ 2. Закон 7 июля 1889 г.
Раздел VI. Земские начальники и мировая юстиция: административно-судебная «реформа» 1889 года
Глава 21. Мировой суд под огнем критики
Глава 22. Подготовка административно-судебной реформы и ее проведение
Глава 23. Состав, структура и полномочия административно судебных институтов
§ 1. Кадры административно-судебных институтов
§ 2. Подсудность административно-судебных учреждений
Глава 24. Производство дел в административно-судебных институтах
§ 1. Общие и специальные положения о судопроизводстве
§ 2. Практика административно-судебных институтов
Глава 25. Земские начальники по свидетельствам и в оценках современников
§ 1. Самооценка судебной практики земских начальников
§ 2. Профессиональная оценка институтов реформы 1889 г. в современной им литературе
§ 3. Официальные оценки итогов административно-судебной реформы 1889 г.
Раздел VII. Военная юстиция но чрезвычайным законам в условиях особых режимов
Глава 26. «Исключительное положение» и военная юстиция
Глава 27. Особенности производства в военных судах политических дел, переданных им на основании чрезвычайных законов
§ 1. «По законам военного времени»
§ 2. Политические процессы в военных судах
Глава 28. Изменения чрезвычайных законов в конце XIX века
Раздел VIII. Муравьевская комиссия (1894—1899) и прерванная судебная контрреформа
Глава 29. У истоков «второй судебной реформы»
Глава 30. Источники информации комиссии о состоянии российского суда
Глава 31. Проект нового судоустройства
Глава 32. Оценка проекта комиссии Н. В. Муравьева
§ 1. Официальная оценка ведомствами проекта комиссии Муравьева
§ 2. Неофициальные отклики на проекты комиссии Муравьева
§ 3. Причины неудачи проекта комиссии Муравьева
Раздел IX. Судебная политика правительства в конце XIX — начале XX века
Глава 33. Изменения правового регулирования деятельности чрезвычайных судов в конце XIX — начале XX века
Глава 34. Закон 7 июня 1904 г. и реформа политической юстиции
Глава 35. Перемены в судебной политике: «реанимация» подсудности суда присяжных и трансформация «административной юстиции»
Глава 36. Исторические итоги периода контрреформ. Суд и власть
Раздел X. Суд и первая русская революция. Военная юстиция в 1905—1907 годах
Глава 37. Общая характеристика состояния российской судебной системы начала XX века
Глава 38. Гражданская политическая юстиция периода первой русской революции: законодательные новеллы и практика
Глава 39. Нормативно-правовая основа деятельности военных судов в период первой русской революции
§ 1. Судоустройство
§ 2. Подсудность
§ 3. Изменения в сфере судопроизводства
Глава 40. Военно-полевая юстиция: устройство, подсудность, судопроизводство
Глава 41. Практика военной и военно-полевой юстиции в годы первой русской революции
Глава 42. Военно-судебные репрессии и общественное мнение. Современные «ревизии» военно-судебных репрессий начала XX века
Раздел XI. Реформа местной юстиции 1912 года.
Дореволюционный суд и законность
Глава 43. Социальные основания реформы местной юстиции
Глава 44. Необходимость реформы. Проекты и идеологические споры
Глава 45. Реформированный местный суд: устройство, подсудность и судопроизводство
§ 1. Мировой суд и мировой съезд
§ 2. Волостной суд
Глава 46. Значение и эффективность реформы местной юстиции
Глава 47. Дореволюционная российская юстиция в свете идеалов законности и правового государства
Раздел XII. Суд периода Первой мировой войны и Февральской революции (1914 год — октябрь 1917 года)
Глава 48. Царская юстиция в период Первой мировой войны (1914 год — февраль 1917 года)
§ 1. Суд и война: общее положение дел
§ 2. Законодательные новеллы в сфере общегражданской юстиции
§ 3. Изменения в законодательном регулировании военной юстиции
§ 4. Итоги военных лет
Глава 49. Общая характеристика судебной политики Временного правительства
Глава 50. Основные мероприятия Временного правительства в сфере общегражданской юстиции
Глава 51. Попытка создания административной юстиции: Положение 30 мая 1917 г.
Глава 52. Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства
Глава 53. Военная юстиция Временного правительства
Заключение. Итоги и уроки: перед новым историческим рубежом
Приложение

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

О проекте / Судебная система РФ / История возникновения и этапы становления судебной власти

Самым ранним письменным свидетельством о русском правосудии содержит первая летопись !Повесть временных лет». Само слово «суд» впервые упоминается в древнерусской истории в Уставе Владимира Святославича. С годами на Руси начал накапливаться законодательный материал и это послужило толчком к её кодификации. Постепенно возникает всё больше подобных сборников и на их основе формируется так называемая Русская Правда (также называемая Псковской грамотой).

Дальнейшее развитие русской судебной системы связывается с княжескими грамотами, благодаря которым решались определённые вопросы судоустройства. Так, Судебником от 1497 года был определён фактический круг обязанностей судебных чиновников и судей, а также сам порядок обращения в суд, вынесение решений и процесс судебного разбирательства. При этом, вся судебная система делилась на местную и центральную. В 1550 году Иван Четвёртый проводит новую судебную реформу, принимая обновлённый Судебник.

В 1649 году принимается Соборное Уложение. В данный период судебное право представляет собой самостоятельный комплекс норм, который регламентировал организацию судопроизводства и суда.

Вместе со светскими судами в стране в течение десяти веков были церковные суды, которые представляли собой обособленный институт в единой системе судебной власти в России. Юрисдикция церкви неоднократно терпела разные изменения из-за политических событий в государстве.

При Петре Первом организовывается военный суд. А уже в 1775 году Екатерина Вторая проводит новую судебную реформу. Создаётся целая система местных судов:

· уездные;

· губернские;

· специального назначения;

· общесословные.

В 1864 году проводится ещё одна судебная реформа. Вместо громоздкой и сложной структуры сословных судов формировались две отдельных системы: общие суды и местные. К последним относились: съезды мировых судей и мировые судьи. А к первым – судебные палаты и окружные суды. Возглавлял данную систему Сенат.

После событий октябрьской революции 1917 года правительство большевиков полностью разрушает судебную систему. Наступает упадок судебной системы России.

Двадцать второго ноября 1917 года СНК принимает Декрет о суде под номером первым, который предусматривал двойственность формы судебной организации. Единоличный мировой прежний судья заменяется коллегиальным местным судом, который избирался местным Советом. Также определяется его подсудность. Данный декрет устанавливал так называемый принцип сменяемости заседателей и судей.

Тридцать первого октября 1922 года проводится новая судебная реформа, которая закрепила принципы организации советской судебной системы: её построение в государственном устройстве, а также её единство и соответствие обновлённому административно – территориальному делению.

Двадцать шестого августа принимается Закон о судоустройстве Советского Союза и его республик, согласно которому устанавливается общая судебная система государства, которая состояла из судов республик и судов СССР.

В период ВОВ деятельность и организация судебных органов перестраивается. Большинство дел о преступлениях связанных с нарушением общественного порядка, государственной безопасности и пр. передаются на рассмотрение трибуналов.

Новый период в развитии СССР, который наступил после кончины Сталина и связанный с так называемой «либерализацией» политической жизни не привнёс существенных изменений в работу судебной системы. Так, судебная система СССР 1977 года просуществовала без изменений вплоть до «восьмидесятых» годов.

Фактическим началом восстановления судебной власти в обновлённом государстве считается двадцать четвёртое октября 1991 года, когда Верховный совет РСФСР принимает «Концепцию судебной власти». Новые реформы начинаются с ноября 2000 года, когда создаётся рабочая группа по совершенствованию судебной системы.

Интересное:

Становление судов в качестве самостоятельной системы органов государства принято связывать с именем Петра I, который в 1718 г. по примеру Швеции предпринял попытку отделить судебную власть от административной. Из-за упорного сопротивления боярства, церкви и администрации на местах полного успеха петровская судебная реформа не имела, а после кончины царя-реформатора и вовсе сошла на нет.

С именем императрицы Екатерины II связано возрождение реформаторских идей в области правосудия (вторая половина XVIII в.). Ею был издан важнейший законодательного акт — Учреждение для управления губерний, который знаменовал собой административно-судебную реформу 1775 г.

О становлении судебной системы в России следует говорить лишь со времени реализации судебной реформы 1864 г. Результатами реформы стали: формирование относительно самостоятельной судебной власти, отделенной от власти законодательной и исполнительной, которая всецело оставалась в руках монарха. Были образованы судебные округа, не зависящие от административно-территориального деления, что должно было обеспечить независимость судебной власти от местной администрации. Суды Российской империи по реформе 1864 г. были разделены на местные и общие, кроме того в судебную систему входили еще и военные суды. Судебные палаты учреждались для нескольких губерний (аналог современных областей, краев) или областей. Они рассматривали кассационные жалобы на решения окружных судов, рассматривали по первой инстанции дела о государственных и должностных преступлениях. Кроме того, они выступали апелляционной инстанцией в отношении решений окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей.

Мировые судьи и съезды мировых судей образовывали местные судебные установления. Они осуществляли свою деятельность в пределах мировых участков. Участки объединялись в мировые округа. В территориальных пределах мировых округов созывались съезды мировых судей. Эти съезды рассматривали жалобы и протесты на решения мировых судей и окончательно разрешали начатые дела.

Над всей судебной системой, вне связи с нею, возвышался Верховный уголовный суд, всякий раз учреждаемый по высочайшему повелению для рассмотрения конкретного уголовного дела о государственном преступлении (особое присутствие) в составе, также определяемом императором.

Крушение царской власти и становлением советской ознаменовало отмену всех прежних законов, слом всей судебной системы и правоохранительных органов.

Опубликованный 24 ноября 1917 г. Декрет о суде № I2 упразднил царскую систему юстиции и судов полностью. Декрет приостановил действие мировых судей, заменив их местными судами, действовавшими в составе постоянного местного судьи и двух очередных заседателей.

Декрет о суде № 1 предусматривал создание революционных трибуналов для борьбы с контрреволюционными преступлениями, саботажем и спекуляцией. Декретом сохранена только кассационная инстанция, апелляционное обжалование судебных решений было отменено.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Изданным Советом народных комиссаров Декретом о суде № 3 от 20 июля 1918 г. организация судебных органов возлагалась на Народный комиссариат юстиции РСФСР. К 1918 г. на территории РСФСР функционировали местные народные суды, окружные народные суды и революционные трибуналы. Народный суд действовал либо в составе одного судьи, либо судьи с двумя или Шестью народными заседателями. Им были подсудны все гражданские и уголовные дела, кроме дел о контрреволюции, саботаже, шпионаже и других дел, подсудных революционным трибуналам. Кассационной инстанцией для решений народных судов стали Советы народных судей. Трибуналы же имели право передавать в народный суд любое уголовное дело, подсудное трибуналу, если оно не имеет политического значения.

К концу Гр-кой войны революционные трибуналы и народные суды слились в единую систему.

С принятием первого советского Положения о судоустройстве РСФСР 1922 г. сложилась новая советская судебная трехзвенная система. В ее основе — народные суды районов (городов), рассматривавшие подавляющее большинство уголовных и гражданских дел. В качестве вышестоящего (среднего) звена учреждался губернский суд, который стал судом первой инстанции по более важным категориям дел и судом кассационной инстанции в отношении решений народных судов. Высшим судебным органом Республики Советов провозглашался Верховный Суд РСФСР, который стал судом первой инстанции по особо важным делам, судом кассационной инстанции в отношении решений губернских судов и надзорной инстанцией — для всех судебных органов.

Революционные трибуналы были упразднены в 1922 г. Военные трибуналы сохранились только в Вооруженных Силах и других войсках. В России они действовали вплоть до апреля 1992 г., когда они были преобразованы в военные суды. Последнее советское Положение о военных трибуналах 1958 г. действовало до вступления в силу Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ.

В 1922 г. был образован СССР, в связи с чем в 1923 г. был создан Верховный Суд СССР. По первой инстанции он рассматривал наиболее важные дела союзного значения и стал высшей надзорной инстанцией для всех судов СССР. Принятие первой советской Конституции 1924 г. и Основ судоустройства СССР и союзных республик того же года положило начало строительству судебной системы Союза ССР. В принятом вслед за этим Законе СССР «О судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» 1938 г. были окончательно определены задачи социалистического правосудия, структура и функции судов.

Эта система сохранила свои существенные черты после принятия Конституции СССР 1977 г., первой редакции Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР, подготовленных и опубликованных в развитие этой Конституции, и в таком виде подошла к новому этапу своего существования, связанному с распадом СССР и идеей построения правового государства — независимой России.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    История становления и развития органов судебной власти в россии.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    История становления и развития органов судебной власти в россии.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    История становления и развития органов судебной власти в россии.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий