История уголовно исполнительного права

Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства

Изучаемая отрасль законодательства на протяжении многих лет имела различные названия. До середины 1920-х гг. она развивалась преимущественно в рамках уголовного и уголовно-процессуального закона, а также отдельных нормативных актов по организации исполнения лишения свободы и именовалась тюремным, или пенитенциарным, законодательством. С момента принятия ИТК РСФСР в 1924г. данная отрасль законодательства получила статус самостоятельной и название «исправительно-трудовое законодательство». Свое наименование оно получило от признанного приоритетным в советский период средства исправления осужденных – общественно полезного труда.

Особенностью данной отрасли законодательства являлось то, что ее нормы регулировали порядок и условия исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Нормами закона (ИТК РСФСР 1924 г., 1933 г., 1970 г.) традиционно регламентировалось только исполнение лишения свободы, ссылки, высылки, исправительных работ, исполнение остальных видов уголовных наказаний до 1983 г. регулировалось ведомственными нормативными актами МВД СССР. Указами Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР 15 марта 1983 г. и 16 июля 1984 г. были приняты соответственно общесоюзное и республиканское положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. В Положении о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, регламентировалось исполнение: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; взыскания штрафа; общественного порицания; конфискации имущества; лишения воинского или специального звания; увольнения от должности; возложения обязанности загладить причиненный вред.

Следовательно, в начале 1980-х гг. фактически сформировались две обособленные отрасли законодательства, регулирующие исполнение уголовных наказаний: 1) исправительно-трудовое; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Это обстоятельство, а также вступление России в середине 1980-х гг. в эпоху кардинальных социально-политических и экономических преобразований потребовали проведения реформы законодательства об исполнении уголовных наказаний.

С 1980-х гг. силами ученых и практических работников МВД СССР, МВД РФ была проведена большая работа по созданию нового законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний (табл. 1). Основополагающими принципами здесь выступали: необходимость создания единого уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего исполнение всех видов уголовных наказаний, в том числе и смертной казни, а также иных мер уголовно-правового воздействия; наиболее полное его соответствие международным стандартам обращения с осужденными; последовательное осуществление гуманизации и демократизации порядка и условий отбывания наказаний.

Таблица 1

Основные этапы развития уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Принятие УИК РФ ознаменовало создание в России новой самостоятельной отрасли законодательства – уголовно-исполнительного. В нем нашли отражение международные стандарты обращения с осужденными, были закреплены новые тенденции развития системы исполнения уголовных наказаний, обусловленные изменениями в политической, экономической и общественной жизни России. В УИК РФ были учтены и новые правовые реалии, связанные с развитием преступности в стране, с криминогенной обстановкой в целом.

Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе

Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства продолжается и в настоящее время. С момента принятия УИК РФ и по октябрь 2007 г. в него 28 раз вносились изменения и дополнения. Кодекс был дополнен ст. 77.1 и 77.2, в новой редакции изложены одиннадцать статей, корректировке подверглось более 100 статей, восемь статей и приложение были исключены. На значительную гуманизацию исполнения уголовных наказаний направлены новации законодательных актов, принятых в последние годы.

Системные изменения в уголовно-исполнительное законодательство и практику его применения были внесены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»». Этим Законом были изменены 53 статьи УИК РФ, пять его статей даны в новой редакции, восемь статей и Приложение 1 исключены.

Общей направленностью Закона на дальнейшую гуманизацию и демократизацию процесса исполнения уголовных наказаний пронизано большинство изменений норм Общей части УИК РФ. В первую очередь это касается расширения прав осужденных. Так, второе предложение ч. 2 ст. 12, в котором содержится запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение с осужденными, дополнено словами «или взысканию». Подобная редакция не только в большей мере соответствует формулировке ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, но и гарантирует, что теперь и дисциплинарные взыскания, налагаемые на осужденных, могут применяться только в строгом соответствии с Законом. Статья 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ также дополнена ч. 6.1, закрепляющей право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Тем самым на законодательном уровне урегулировано фактическое положение, которое сложилось в местах лишения свободы после создания полноценной психологической службы УИС. При этом предписание закона о том, что участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия, является важным условием соблюдения этого субъективного права в отношении конкретного осужденного.

Некоторые изменения внесены в ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, обеспечивающую свободу совести и вероисповедания осужденных. Так, в связи с распространением экстремизма в России, в том числе и религиозной направленности, предлагается ограничить доступ представителей подобных организаций в исправительные учреждения и арестные дома, для чего первое предложение ч. 4 дополнено словами: «принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных». Упростить порядок реализации права на свободу совести и вероисповедания для осужденных, содержащихся в одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа исправительных учреждений, призвано исключение из ч. 5 рассматриваемой статьи и дополнение ст. 118 Уголовно-исполнительного кодекса РФ ч. 2.1, которая предусматривает посещение этих осужденных по их просьбе священнослужителями, принадлежащими к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.

Признание осужденных субъектом права позволяет им не только иметь субъективные права и юридические обязанности, но и способность независимо их осуществлять, в том числе путем подачи предложений, заявлений, ходатайств и жалоб по всем интересующим их проблемам в любые инстанции. Поэтому законодатель изъял из ч. 1 ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ положения, предусматривающие возможность обращений осужденных только по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.

Важные изменения внесены в нормы, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В частности, на суды возлагается обязанность рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не только в специальных случаях, предусмотренных законом, а по общим правилам в соответствии с законодательством РФ. Такой порядок предусмотрен гл. 25 ГПК РФ, регламентирующей производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В последние годы в связи со становлением правового государства и гражданского общества происходит расширение круга субъектов контрольной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний. Это требует отчетливого и своевременного закрепления их контрольного статуса в уголовно-исполнительном законодательстве. Правом беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, и, соответственно, контроля закон наделил Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также членов общественных наблюдательных комиссий, для чего внесены соответствующие изменения в ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2002 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А. А. Кизимова» изменен порядок представления осужденного к условно-досрочному освобождению, установленный ст. 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Правом ходатайствовать перед судом об условно-досрочном освобождении наделяются непосредственно осужденный, отбывший установленный УК РФ минимальный срок, а также его адвокат (законный представитель).

Ряд норм Федерального закона направлен на совершенствование механизма реализации отдельных прав и законных интересов осужденных. Так, теперь даже в обстановке режима особых условий в исправительных учреждениях не может ограничиваться деятельность медико-санитарных служб, тем самым осужденным гарантируется право на оказание медицинской помощи (ч. 2 ст. 85 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). В ч. 4 ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ конкретизирован порядок осуществления осужденными к лишению свободы права на получение юридической помощи. Для этого предусматривается предоставление свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

В ч. 2 ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ внесены изменения, предоставляющие осужденному возможность бесцензурной переписки не только с судом, прокуратурой, вышестоящим органом УИС и Уполномоченным по правам человека в РФ, но и с уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, Европейским судом по правам человека.

Закон предоставляет всем осужденным к лишению свободы более широкую возможность использования телефонной связи для общения с близкими (ст. 92 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), устанавливает минимальные стандарты обеспечения осужденных индивидуальными средствами гигиены (ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), обеспечивает выдачу осужденному при освобождении паспорта (ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Теперь в срок нахождения осужденных в обычных условиях (в строгих условиях) исправительных учреждений засчитывается время содержания осужденного под стражей в следственном изоляторе, если к нему применялась соответствующая мера пресечения и не применялось дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер (ст. 122, 124, 127, 130, 132 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В Законе расширены права и заметно гуманизированы условия отбывания лишения свободы для отдельных категорий осужденных, в частности в отношении осужденных женщин (ч. 1 ст. 98, ч. 4ст. 100, ч. 7 ст. 117, ч. 3 ст. 121 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), а также несовершеннолетних осужденных (ч. 9 ст. 74, ч. 3 ст. 141 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В 2004 г. уголовно-исполнительное законодательство было уточнено в связи с проводимой в стране административной реформой. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20 мая 2004 г.) была создана Федеральная служба исполнения наказаний. Закрепление правового статуса этого органа потребовало внесения соответствующих изменений в УИК РФ и, особенно, в Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2004 № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» началось практическое исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ.

На дальнейшее совершенствование правового регулирования исполнения исправительных и обязательных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы были направлены поправки, внесенные в УИК РФ в 2005 – 2007 гг.

Значительное изменение принципов и форм привлечения к труду осужденных к лишению свободы предусматривает Федеральный закон от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ. Согласно данному Закону в исправительных учреждениях вместо предприятий будут созданы центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские. Основными задачами этих структурных подразделений исправительных учреждений выступают организация трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному оплачиваемому труду, создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах, восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации в обществе.

Таким образом, развитие уголовно-исполнительного законодательства прошло несколько этапов.

  1. Разработка теоретических основ единого законодательства об исполнении уголовных наказаний и проектов Основ уголовно-исполнительного законодательства СССР и союзных республик (1970 – 1980-е гг.).
  2. Формирование уголовно-исполнительного законодательства РФ (начало 1990-х гг. – 1996 г.).
  3. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства на основе принципов гуманизации и демократизации (1997 г. – по настоящее время).

Наиболее перспективным путем развития уголовно-исполнительного законодательства остается совершенствование формы УИК РФ как сводного закона прямого действия, содержащего конкретные правовые нормы и предусматривающего механизм реализации закрепленных в нем норм. В то же время необходимо ускорить принятие ряда законов, предусмотренных УИК РФ. Данные законодательные акты должны дополнять и развивать его отдельные положения, конкретные аспекты отношений в сфере исполнения уголовных наказаний, подлежащие дополнительному регулированию.

Развитие уголовно-исполнительного права в Российском государстве, по общему признанию, отражает основные особенности экономических, социальных и политических изменений, происходивших в нашей стране на протяжении веков. Поэтому утверждение, что о состоянии общества можно судить по его тюрьмам, продолжает оставаться актуальным.

Замечание 1

Исследование прошлого должно служить средством для познания настоящего, предвидения будущего и осмысления дальнейшего развития любой отрасли права. Изучение истории системы исполнения наказаний призвано способствовать определению путей совершенствования данной отрасли законодательства.

Пенитенциарное право России допетровского периода

Формирование уголовно-исполнительного законодательства началось еще при становлении Древней Руси. Самым известным памятником права той эпохи, содержащим нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, является «Русская Правда», датированная $XI$ веком.

Предписания этого документа основывались на обычаях и сложившейся практике воздаяния преступникам за их противоправные деяния. Например, в качестве наказания за совершение убийства допускалась кровная месть, как разновидность смертной казни, приводимой в исполнение родственниками убитого. Вместе с тем, кровная месть могла быть заменена значительным штрафом в размере 40 гривен. За нанесение телесных повреждений также предусматривался штраф, но менее значительный – 3 гривны.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа История развития уголовно-исполнительного права 420 руб.
  • Реферат История развития уголовно-исполнительного права 280 руб.
  • Контрольная работа История развития уголовно-исполнительного права 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сурово относились законодатели того времени и к воровству. Так, любому человеку предоставлялось право убить вора, застигнутого на месте преступления. В качестве наказания за большинство преступлений в «Русской Правде» предусматривался денежный штраф, размер которого зависел от тяжести деяния, а также от сословного положения потерпевшего и виновного лица.

Дальнейшее развитие уголовно-исполнительного права отразилось в комплексных законодательных источниках: Судебниках 1497 и 1550 годов, в которых были объединены видоизмененные предписания «Русской Правды», гражданского права и судебно-прецедентной практики.

Система наказаний и процесс их исполнения по Судебникам приобретают все более суровый характер, направленный на устрашение населения. Значительная часть применявшихся ранее штрафных санкций вытесняется различными смертными казнями, телесными наказаниями, лишением свободы. Широкое распространение получило публичное избиение осужденного кнутом на торговой площади.

Соборное Уложение 1649 года включало в себя главы:

  • «О службе всяких ратных людей Московского государства»,
  • «О разбойных и шашиных делах»,
  • «За какие вины казниши»,
  • «О стрельцах».

Этот документ продолжил практику применения наказаний устрашающего и превентивного характера.

Согласно Соборному Уложению, более пятидесяти разновидностей преступных деяний могли повлечь за собой смертную казнь. Широкое распространение получили телесные наказания: болезненные, членовредительские и позорящие. Наметилась тенденция к расширению применения тюремного заключения. Впервые была введена ссылка преступников в окраинные города, остроги, крепости и имения.

Уголовные наказания в Российской Империи

Замечание 2

Важным историческим этапом становления уголовно-исполнительного законодательства на базе предшествовавшего отечественного и зарубежного опыта стал период правления Петра I. Им было принято более сотни специальных актов уголовно-исполнительного характера и создан прообраз основ цивилизованной регламентации данной сферы общественных отношений.

Основным комплексным источником предписаний о системе наказаний и их исполнении стали Артикул воинский и Краткое изображение процессов или судебных тяжб от 1716 года. В этом документе, наряду с другими вопросами, была произведена первая систематизация уголовно-исполнительных норм.

Артикул предусматривал усиление суровости наказаний. Более ста видов преступлений могли повлечь за собой смертную казнь. Широко применялись известные и новые разновидности членовредительных и болезненных наказаний, а также тех или иных позорящих мер. Значительное распространение получила ссылка на каторжные и крепостные работы.

На основе проведенных Петром I реформ активизировалось дальнейшее развитие и правовая корректировка уголовно-исполнительных отношений. Большое внимание решению этой государственной задачи уделила Екатерина II, ко времени правления которой относится создание системы уголовно-исполнительных учреждений, организация приказов общественного призрения, учреждение работных и смирительных домов.

В 1819 году под покровительством Александра I в Петербурге было образовано Попечительское общество о тюрьмах, а к 30-м годам XIX века в России уже действовала целая система новых общих и специальных пенитенциарных актов: Устав о ссыльных, Положение для крепостных арестантов, Устав об этапах в Сибирских губерниях, Положение об арестантских ротах.

Первым систематизированным законодательным актом об исполнении лишения свободы стал Свод учреждений и уставов о содержании под стражей и ссыльных 1832 года, за которым последовали: Положение об исправительном заведении в Петербурге 1839 года, Военно-уголовный Устав 1839 года, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.

В соответствии с принятым при Николае I Уложением все наказания делились на два разряда: уголовные и исправительные. К первым, например, были отнесены:

  1. лишение всех прав состояния и смертная казнь;
  2. лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы, на поселение в Сибирь или на Кавказ;
  3. для людей, не изъятых от наказаний телесных, предусматривалась публичная порка – от 10 до 100 ударов плетьми через палачей – с наложением или без наложения клейма.

Применение каторжных работ и плетей разделялось по своей тяжести на семь степеней.

К исправительным мерам относились:

  1. временное заключение в крепости, смирительном доме, тюрьме с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного;
  2. краткосрочный арест;
  3. денежные взыскания;
  4. выговоры, замечания, внушения в присутствии суда.

Замечание 3

В целом, сложившаяся система наказаний и их исполнения в сравнении с Соборным Уложением и Артикулом воинским стала менее жесткой, однако назвать ее гуманной тоже никак нельзя.

Уголовно-исполнительное право советского периода

Советский период развития уголовно-исполнительного права продолжался с 1917 по 1993 годы.

Раздел «О наказаниях» судебного пункта программы РКП (б), принятой в 1919 году, предусматривал:

  1. отказ от наказаний, не совместимых с достоинством человека;
  2. усиление воспитательной стороны наказания;
  3. введение общественного порицания;
  4. замена лишения свободы принудительным трудом;
  5. замена тюрем воспитательными учреждениями;
  6. введение товарищеских судов для некоторых категорий рабочих и в армии.

В 1922 году был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР, на основе которого в 1924 году органы советской власти приняли первый в истории России единый кодифицированный акт уголовно-исполнительного характера – Исправительно-трудовой кодекс.

В начале 60-х годов $XX$ века принимается целый блок Основ законодательства СССР и союзных республик в сфере борьбы с преступностью, вводятся в действие новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР. На их основе принимаются меры по улучшению деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, разрабатываются и утверждаются новые законодательные акты пенитенциарного характера.

8. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Режим в исправительных учреждениях — установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности по поводу исполнения и отбывания наказания. Т.о. в сферу воздействия режима включены осужденные, администрация ИУ, администрация организации, где работаю осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями, должностные лица государственных учреждений, помещающие эти учреждения и участвующие в УИ процессе, граждане, находящиеся на объектах ИУ и территориях, прилегающих к ним. Важна территориальная сфера действия режимных правил: их действие распространяется на прилегающие к ИУ территории, на которых установлены режимные требования — на этих территориях администрация вправе производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы. При проживании осужденных за пределами ИУ на них также распространяется ряд режимных требований. Выполняет функции карательную, воспитательную, обеспечивающую, предупредительную.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Участие в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени исправления, применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно. Воспитательная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Основные формы и методы воспитательной работы — нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, способствующее исправлению.

Общественно полезный труд — каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности, исходя из наличия рабочих мест). Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных ГУП УИС и др. Осужденные мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет, инвалиды 1 и 2 группы, привлекаются по желанию.

Получение общего образования — в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы до 30 лет, общего образования (старше 30, инвалиды 1 и 2 группы — по желанию). Получение образования поощряется и учитывается при определении степени исправления. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются (им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания).

Профессиональная подготовка — осужденным, не имеющим необходимой специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка. Для мужчин от 60 и жен от 55 лет, инвалидов 1 и 2 группы — по желанию. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве.

Добавить комментарий