Ius gentium

IV. Право Юстиниана 6 век

Цивильное право или ius civileот civitas – гражданская община

В литературе есть тождественный термин ius Quiritium – право квиритов

Цивильным правом в узком смысле считалась закрепленная законами узко национальная система частного права. В более широком смысле цивильное право включало в себя также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения в XII таблицах. К концу республики существовало несколько таких комментариев. Для юристов эпохи принципата и домината ius civile было одновременно и совокупностью норм действующего права и наукой права; большая часть старых законов была даже заслонена учениями и толкованиями юристов. В законодательство империи ius civile вошло в качестве древнейшей части римского права.

Основной источник –законы XII таблиц, систематизарованный свод обычаев (451 – 450 г.г до н.э), позднее республиканские законы.

Отличалось строгим формализмом и обрядовостью. Применялось только к римским гражданам.

Цивильное право применялось только к римским гражданам. Не входившие в римскую общину считались «врагами» (hostis) и не пользовались защитой. С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота стало необходимым признать основные частные права (право собственности, право заключения договоров и т.д.) и за неримлянами. На этой почве и сложилась система права, получившая название ius gentium.

В итоге исторического развития эта система включила в себя разные элементы. К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (conubium) и права торговли (commercium). Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например свободные от формализма сделки обмена. Наконец, с распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

Ius gentium становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, ius civile, а с другой — национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы ius gentium применялись римским претором в Риме, оно остается римским правом. Претор перегринов фиксировал нормы ius gentium и работал в постоянном соприкосновении с городским претором. Последний в некоторых случаях применяет нормы ius gentium к спорам между гражданами, если они возникли из коммерческих отношений. Когда претор признавал данное притязание подлежащим защите, но это притязание не могло быть основано нормами цивильного права, преторы давали формулы исков, основанные на фактах (in factum conceptae), в которых основные моменты заимствовались из обычаев международной торговли и оборота. Так образовалось право, всецело приноровленное к жизни; оно разрабатывалось практикой судебных магистратов и нередко выражалось в торговых обычаях. Ius gentium соответствовало сложной стадии организации обмена товаров в самых разнообразных отношениях. В противоположность цивильному праву, строго формальному и малоподвижному, право народов лучше и быстрее приспособляется к развивающимся потребностям. Свободное от традиций глубокой старины, выросшее на базисе экономических, в частности торговых, отношений, в которых участвовали и римляне, и представители других народностей, ius gentium является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства.

Преторское право. Наряду с этой системой цивильного права постепенно сложилась другая система права — право преторское (ius praetorium или honorarium, от слова «honores» — почетная должность).

Цивильное право (лат. «ius civile») — право граждан, входивших в римскую городскую общину — civitas (есть мнение, что Ц. п. в ранний период называлось квиритским правом). Ц. п. понимается как закрепленная законами национальная система частного квиритского права по защите и распоряжению собственностью, т. е. система права, регулировавшая гражданско-правовые отношения.

Преторское право (jus honorarium или jus praetorium)—совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов.

Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Право народов (jus gentium) — разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право.

Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду.

Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами.

Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).

Источники раннего римского права.

Ниже перечислены источники римского права.

1. Надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э.) и т. д.

2. Законы XII Таблиц — свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме.

ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО — в Древ­нем Ри­ме нор­мы ча­ст­но­го пра­ва, вы­ра­бо­тан­ные пре­то­ра­ми.

Со­глас­но оп­ре­де­ле­нию римского юри­ста Па­пи­ниа­на, дан­но­му в Ди­ге­стах, преторским правом на­зы­ва­ют то пра­во, ко­то­рое вве­ли пре­то­ры с це­лью улуч­ше­ния, по­пол­не­ния или ис­прав­ле­ния гра­ж­дан­ско­го пра­ва для об­ще­ст­вен­ной поль­зы.

При всту­п­ле­нии в долж­ность пре­тор из­да­вал специальный эдикт (edic­tum tralaticium) — про­грам­му сво­ей дея­тель­но­сти. Осо­бое зна­че­ние име­ли эдик­ты, пре­ду­смат­ри­вав­шие вве­де­ние но­вых ис­ков и других про­цес­су­аль­ных средств су­деб­ной за­щи­ты прав соб­ст­вен­ни­ков, по­сколь­ку римское ци­виль­ное пра­во в си­лу при­су­ще­го ему фор­ма­лиз­ма не су­ме­ло при­спо­со­бить­ся к ус­ло­ви­ям бы­ст­ро раз­ви­вав­ших­ся хо­зяйственных свя­зей в ус­ло­ви­ях ра­бо­вла­дельческого об­ще­ст­ва. Пре­тор­ский эдикт дей­ст­во­вал в те­че­ние од­но­го го­да, но ка­ж­дый но­вый пре­тор при со­став­ле­нии эдик­та ис­поль­зо­вал наи­бо­лее важ­ные пра­во­вые ус­та­нов­ле­ния сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков.

Эдик­ты пре­то­ров об­ра­зо­ва­ли по су­ще­ст­ву са­мо­стоя­тель­ную пра­во­вую сис­те­му — пре­тор­ско­го (или го­но­рар­но­го) пра­ва. За­кон Эбу­ция (около 160 года до н.э.) de facto по­зво­лил пре­то­ру по сво­ему ус­мот­ре­нию ин­тер­пре­ти­ро­вать jus civile и в фор­ме эдик­тов его ис­прав­лять и вос­пол­нять.

Преторское право су­ще­ст­вен­ным об­ра­зом ре­фор­ми­ро­ва­ло та­кие ин­сти­ту­ты ча­ст­но­го пра­ва, как вла­де­ние, до­го­вор, на­сле­до­ва­ние. На ос­но­ве преторского права сло­жил­ся но­вый вид соб­ст­вен­но­сти (от латинского in bonis esse — бо­ни­тар­ная соб­ст­вен­ность), осо­бая фор­ма пре­тор­ско­го на­сле­до­ва­ния (на латинском bonorum possessor) и так далее.

По­сле па­де­ния рес­пуб­ли­ки нор­мо­твор­че­ская дея­тель­ность пре­то­ров всту­пи­ла в про­ти­во­ре­чие с но­вы­ми фор­ма­ми государственного уст­рой­ст­ва.

Во II веке по ука­за­нию императора Ад­риа­на римский юрист Саль­вий Юли­ан со­ста­вил окон­чательный текст пре­тор­ско­го эдик­та (edictum per­pe­tuum Hadria­ni). Эдикт вклю­чал в се­бя две час­ти, ка­ж­дая из ко­то­рых со­стоя­ла из оп­ре­де­лён­но­го чис­ла ти­ту­лов не­боль­шо­го объ­ё­ма: в пер­вой час­ти бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны отдельные мо­мен­ты и пунк­ты ис­ков, а во вто­рой — при­ве­де­ны ти­по­вые фор­му­лы ис­ков. Edi­ctim perpetuum фак­ти­че­ски ко­ди­фи­ци­ро­вал преторское право, и его раз­ви­тие пре­кра­ти­лось.

В IV-V веках про­изош­ло сбли­же­ние сис­тем преторского права и ци­виль­но­го пра­ва, при­вед­шее к пол­но­му их еди­но­об­ра­зию в ко­ди­фи­ка­ции Юс­ти­ниа­на.

Понятие и основные черты РЧП. Система курса и значение РЧП.

Частное — которое относится к пользе отдельных лиц.
Частное право противополагается публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства является ограниченным. Оно предоставляет известный простор автономии отдельных лиц, т. е. глав семейств, товаропроизводителей, выступающих на рынке, и подобных им частных собственников, представителей класса рабовладельцев: человек волен защищать или не защищать свою собственность, волен предъявить иск или не предъявлять иска; содержание договора определяется соглашением сторон, — и договор защищается органами государства лишь в случае предъявления иска лицом, потерпевшим от неисполнения договора.

Во избежание недоразумений отметим, что Рим не знал термина «гражданское право» в указанном выше значении. Римский термин ius civile имел ряд значений. В особенности он означал:а) древнее право римских граждан (цивильное право), и в этом смысле «цивильное право» противополагалось преторскому праву; б) всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве (civitas) и выраженных в законах этого государства; в этом смысле ius civile противополагалось ius gentium и ius naturale.

Характерные черты РЧП.
1. Казуистичность. Нормы права формулировали через казусы. Претор выносил определенные решения на основе моральных принципов. «Образцовые казусы» — наиболее типичные случаи, трансформировались в общие понятия, затем в юридические правила и институты права (процесс от частного к общему). В постклассическую эпоху наоборот.
2. Дуализм. Одновременное существование нескольких систем права (преторское и цивильное, цивильное и право народа).
3. Повышенная защита интересов собственника. Они имели приоритет над интересами добросовестного приобретателя. Собственник имел неограниченные права.
4. Формализм. Действия лиц влекли юридические последствия при соблюдении обрядов (манципация).
5. Традиционализм. Существовавшие нормы не отменялись, а подправлялись новыми системами права (напр. Преторское).
6. Тесная связь иска и субъективного права. Иск предопределял наличие субъективного права.

Изучение римского частного права имеет важное значение. Оно позволяет понять исторические корни современного гражданского права и подготовиться более основательно к изучению последнего

Система права. Цивильное право, преторское право, право народов.

Римское частное право, строилось их 3 подсистем:

Цивильное право появилось первым – регулировало отношение только между римскими гражданами. Основные законы 12 таблиц.

Цивильное право священным и вечным.

Цивильное право– совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее – сената. Источники цивильного права: обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан.

Преторское право дополняло цивильное право, т.е. регулировало ситуации.

Претору представлялась возможность толковать нормы цивильного права.

Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов.

Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Право народов (jus gentium) – третий элемент римского права.

Оно сложилось из Законов XII таблиц, постановлений Народного собрания Рима, Сената, респонса римских юристов.

Право народов не зависело от римских традиций, оно придерживалось тех правил, которые установлены для людей Высшим разумом. По сравнению с цивильным правом право народов является более гибким. Оно сложилось из правовых норм и торговых обычаев других стран античного мира, а также было заимствовано устран, находящихся в торговых отношениях с Римом или попавших под его господство. Право народов римляне применяли в отношениях ссоседними и покоренными государствами.

Правом народов разрешались войны, международная торговля, рабство и иные положения. Указанное право регулировало взаимоотношения между гражданами Рима и перегринами, а также между перегринами, которые находились на территории Римской империи.

Добавить комментарий