Избирательная реформа

«Общие идеи всегда ненавистны частным; отсюда борьба против прогресса». Виктор Гюго.

XIX век стал для Великобритании временем расцвета. Усиливалось политическое и экономическое могущество этого государства. Однако все это достигалось большими усилиями.

В ходе урока вам предстоит узнать об избирательной системе в Великобритании XIX века и чартистском движении.

К середине XIX века в Англии завершилась промышленная революция, которая внесла изменения в социальную и экономическую жизнь. В это время быстрыми темпами шло железнодорожное строительство. Уже в 1850-е годы протяжённость путей составляла около 50 тысяч километров.

Развивалась тяжёлая и хлопчатобумажная промышленность, система транспорта, средства связи.

Развитие машинного производства привело к росту городов. Великобритания вышла на первое место по этому показателю. В городах становилось все больше представителей средних слоёв.

Как видите, жизнь здесь набирала обороты, и требовались изменения во всех сферах.

Формой правления в Великобритании была конституционная монархия. При ней государством правит монарх, но реальная власть принадлежит парламенту, который имеет законодательное право.

К началу XIX века избирательная система устарела и ей были необходимы реформы.

Дело в том, что в Англии было большое количество так называемых «гнилых местечек». Это малонаселённые или совсем обезлюдевшие города и деревни, которые по старинной традиции имели право представительства в Парламенте. Они принадлежали лэндло̀рдам, которые и распоряжались голосами.

Один из новых депутатов Палаты общин написал: «Вчера я был единогласно избран одним избирателем, дабы представлять интересы нашего старинного округа».

В то же самое время новые большие промышленные города не имели мест в парламенте, так как рабочие и промышленная буржуазия не обладали правом голоса. Таким образом, складывалась ситуация, что из 20 миллионов жителей Великобритании голосовать могли только 160 тысяч, а парламент представлял интересы меньшинства.

Началось движение за избирательное право. Рабочие проводили митинги и демонстрации. Однако они не имели никакого действия. Широкую известность получил митинг в Манчестере.

16 августа 1819 года на площади выступал оратор Хант, который призывал к проведению реформы избирательного права. Около 80 тысяч человек, среди которых были женщины и дети, собрались его послушать. Толпа была безоружна, даже трость при себе могли иметь только старики и калеки. Правительство решило разогнать митинг с помощью конной полиции и гусар.

В результате погибли около 15 человек, а почти 700 были ранены. Это событие получило название «битва при Питерло̀о», так как митинг проходил на площади святого Петра, а гусары были участниками сражения при Ватерлоо.

Недовольство нарастало все больше. И тогда правительство, чтобы избежать революции, пошло на уступки. В 1824 году были отменены законы, которые запрещали рабочим создавать какие-либо объединения. Стали появляться профессиональные союзы рабочих. Их называли тред-юнионы.

В 1832 году была проведена Первая избирательная реформа. Проект предложила, пришедшая к власти партия вигов.

Напомним, в Великобритании с конца XVII века соперничали две партии. То̀ри – представители земельной аристократии, которые старались сохранить существующие порядки. Вѝги – представители торгово-промышленной буржуазии, выступавшие за перемены.

Итак, в 1832 году у власти были виги и премьер-министр Чарльз Грей. Именно они и приняли реформу, по которой:

у «гнилых местечек» отбиралось право представительства в парламенте. Это были города с населением меньше 2 тысяч;

было увеличено количество мест для больших промышленных городов;

было увеличено количество избирателей, теперь этим правом обладали 650 тысяч человек;

для избирателей сохранялся довольно высокий имущественный ценз.

По итогам реформы рабочие и представители мелкой буржуазии не получили избирательного права, так как не обладали необходимым имущественным цензом. Сохранялось открытое голосование. Однако теперь в парламент получила доступ промышленная буржуазия, а аристократия утратила своё абсолютное влияние. Это стало важным событием в дальнейшей истории Великобритании.

В 1834 году парламент принял «Новый закон о бедных». Раньше забота о них возлагалась на приходы, что естественно увеличивало налоги. Теперь, все бедные должны были направляться в работные дома. Количество таких людей росло с каждым днём.

1825, 1836 годы – время экономических кризисов, много людей остались без работы, снижались зарплаты. Рабочие были вынуждены отправляться в работные дома. Естественно, это все вызывало бунты и недовольство.

16 июня 1836 года создана Лондонская ассоциация рабочих, в состав которой вошли в основном ремесленники. Её секретарём стал столяр Уильям Ло̀ветт.

Бороться за свои права собирались только мирным путём.

8 мая 1838 года они опубликовали свою программу, или «Хартию».

Этим положили начало чартѝзму – движению за избирательную реформу.

В «Хартии» чартисты выдвинули следующие требования:

введение избирательного права для всех мужчин старше 21 года;

введение тайного голосования;

введение вознаграждения депутатам;

отмена имущественного ценза для участия в выборах;

создание равных избирательных округов – то есть, от каждого округа будет одинаковое количество представителей в парламент;

ограничение срока работы парламента в 1 год.

В это же время появились и те, кто рассматривал восстания и забастовки как методы борьбы. Среди них был ирландский адвокат Фѐргюс О’Коннор. Им была основана газета «Северная звезда». В ней печатались статьи, которые призывали к решительной борьбе. Позже в газете много внимания уделялось революционному движению во Франции.

4 февраля 1839 года в Лондоне собрался Первый национальный конвент чартистов. Его участниками стали 53 человека. В ходе долгих споров о средствах борьбы, большинство склонилось на сторону О’Коннора. Было решено, что если парламент отклонит «Хартию», то сторонники реформы будут вправе взяться за оружие.

На протяжении 5 месяцев собирались подписи среди рабочих, проводились митинги. В результате под Хартией, которую направили парламенту, подписались 1 миллион 280 тысяч человек. В июле депутаты парламента её рассмотрели и отклонили.

В Великобритании начались митинги рабочих, все чаще случались столкновения чартистов с полицией. Однако парламент не шёл на уступки.

В 1842 году была принята «Вторая Хартия», дополненная возмущением несправедливостью по отношению к рабочим. Она собрала уже более трёх миллионов подписей. Текст «Хартии» был огромным, по улицам Лондона её несли 16 человек. Но и она была отвергнута парламентом.

Движение чартистов постепенно затихало, пока в 1847 году не начался новый экономический кризис, сопровождавшийся безработицей. В 1848 году была принята «Третья Хартия».

Чартисты утверждали, что собрали пять миллионов подписей, но во время проверки оказалось, что их гораздо меньше. К тому же на документе стояла подпись королевы и даже апостола Павла, что, естественно, невозможно. Хартию отклонили, а чартизм постепенно угас.

Все эти события заставили парламент пересмотреть рабочее законодательство.

В 1842 году был принят «Закон о шахтах».

В Великобритании большое количество женщин работали на шахтах, они целыми днями переносили тяжёлые грузы. Этот закон запретил женский труд под землёй, теперь они занимались сортировкой на поверхности.

В 1844 году приняли «Фабричный закон».

По нему было определено время работы для детей и установлено время для посещения ими школы. Рабочий день для малолетних детей сокращался до шести с половиной часов. Подростки и женщины теперь работали по 10 часов в день.

В XX веке пять статей из Хартии чартистов были законодательно утверждены. Единственное, что так и не было принято – это ограничение срока работы парламента одним годом.

Давайте подведём итоги.

Избирательная система Великобритании была устаревшей.

В XIX веке существовали «гнилые местечки» – обезлюдевшие города и деревни, которые по старинной традиции имели право представительства в парламенте.

В 1832 году была проведена Первая избирательная реформа, по которой в парламент получила доступ промышленная буржуазия.

В 1834 году был принят «Закон о бедных», по которому бедняки должны были направляться в работные дома.

С 1836 по 1848 годы в Великобритании существовало чартистское движение за избирательную реформу.

Романова Марина Ибрагимовна — кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Хабаровского государственного университета

Реформа 1832 г. была первой реформой избирательного права в Англии. Она положила начало переходу от средневекового избирательного принципа равного представительства от корпоративных единиц к новому демократическому принципу представительства от количества населения.

Суть реформы свелась к перераспределению мест в палате общин и увеличению электората . Палата общин насчитывала 658 членов, до реформы представлявших: 188 мест от 114 графств, 465 — от 262 местечек, 5 — от университетов . Общее количество депутатов сохранилось, но было ликвидировано 56 «гнилых» местечек, которые посылали по 2 депутата. 32 «карманных» городка с населением до 4 тыс. человек вместо 2 стали посылать по 1 депутату. Освободившиеся 144 места в парламенте перераспределили между графствами и городами. 42 города получили право посылать депутатов (среди них крупные торгово-промышленные центры — Бирмингем, Лидс, Манчестер, Шеффилд). Было создано 22 новых избирательных округа, 14 из них — в индустриальных районах на севере Англии .

Хотя избирательный ценз не был снижен, как это предполагалось по первому варианту билля, количество электората увеличилось за счет того, что активное избирательное право было предоставлено фермерам и тем арендаторам, которые уплачивали 10 фт. стерл. в год арендной платы. Таким образом, количество избирателей значительно увеличилось в основном за счет сельского населения. Например, в Шотландии их количество выросло с 4 тыс. до 65 тыс. человек .

Однако наряду с плюсами, в проведении реформы были и существенные минусы. Во-первых, сохранение высокого имущественного ценза не давало возможности представителям средней и мелкой буржуазии, а также рабочим быть избранными в парламент и получить политическую власть. Во-вторых, городки и поселки по-прежнему оставались «представленными» в новой избирательной системе. Имелось 5 местечек с электоратом менее 200 человек, а 115 депутатов представляли округа с населением менее 500 человек . В-третьих, все еще сохранялась диспропорция между городскими и сельскими округами. Парламент 1833 г. состоял из 399 депутатов от городских избирателей, и 253 депутата были избраны от сельских округов (в предыдущем парламенте эти показатели были еще хуже и составляли соответственно 465 и 188). Это несмотря на тот факт, что по данным переписи 1831 г. 56% населения Англии проживало в городах . Правда, указывая на этот недостаток избирательной системы, необходимо учитывать процесс урбанизации, активно проходивший в английском обществе в первой половине XIX в. и постепенно нивелировавший разницу между количеством городского и сельского населения.

Более серьезной проблемой являлось то обстоятельство, что многие населенные пункты, имевшие статус городов, были на самом деле тесно привязаны к сельской местности и по существу являлись сельскохозяйственными территориями. Например, городок Хантингтон, где число избирателей в 1832 г. составляло всего 390 человек, был описан в «Избирательных фактах» как «совокупность населения, занятого производством зерна, шерсти, солода, мягких сыров» . Хотя «города-собственности», которые фактически являлись вотчинами лендлордов и могли быть проданы или куплены, к этому времени исчезли, в «сельскохозяйственных» городках земельная аристократия по-прежнему сохраняла преобладающее влияние (около 70 депутатов-лендлордов было избрано в парламент от этих территорий).

Реформа имела скромные практические результаты по двум причинам: во-первых, из-за жесткого противодействия тори , во-вторых, вследствие того, что она проводилась правым, умеренно настроенным крылом либерального движения — вигами, которые стремились, сохранив политическое господство земельной аристократии, допустить к власти тесно связанную с ней банковскую олигархию. Но виги, укрепив свое влияние в парламенте союзом с финансовыми магнатами, не желали делиться властью с представителями среднего класса и тем более с рабочими.

Однако, несмотря на это, политическое значение реформы было огромным. Она показала возможность политических перемен под влиянием общественного мнения и подтвердила правоту либералов, отстаивавших реальность поэтапного осуществления демократической избирательной реформы. Ее следствием также стало изменение соотношения сил между палатами и короной в пользу палаты общин, кабинет министров теперь стал формироваться из представителей парламентского большинства. Нужно отметить, что именно поляризация мнений в парламенте по вопросу о парламентской реформе 1832 г. положила начало новому партийному размежеванию: делению на либералов (реформистов) и консерваторов — и созданию викторианской двухпартийной системы.

Выборы в новый пореформенный парламент начались осенью 1832 г. Они принесли успех представителям либерального направления. В первой половине XIX в. говорить об английских либералах как о партии неправомерно. Либерализм тогда являлся общественно-политическим движением, представленным в парламенте несколькими группировками. В первую очередь это были так называемые «новые» виги (или «либеральные» виги), т.е. пробуржуазно настроенная часть вигов — сторонников избирательной реформы. К 30-м годам XIX в. они составляли большинство среди вигских парламентариев.

Второй группировкой в новом парламенте стали «классические либералы» (или «философские радикалы», как они именовали себя сами). Представители этой группировки, такие как И. Бентам, Дж. Милль, Д.С. Милль, Д. Рикардо, Р. Кобден, наиболее полно и подробно сформулировали политические и экономические либеральные доктрины, ставшие основой классического либерализма. В состав «классических либералов» вошли фритрейдеры, последовательно отстаивавшие экономические интересы торгово-промышленной буржуазии, и тесно связанная с фритрейдерами либеральная интеллигенция.

Третьей либеральной парламентской группировкой были так называемые радикалы. Они выражали интересы мелких собственников и социально ущемленных слоев английского общества (рабочих, католиков, нонконформистов). Обращаясь к нуждам трудящихся, и в первую очередь рабочего класса, они боролись за проведение социальных реформ. Вместе с тем взгляды и деятельность английских радикалов можно охарактеризовать как либеральные, поскольку они протестовали против насильственных методов борьбы и предлагали только реформистский путь решения политических и социальных проблем. В реформированном парламенте радикальная группировка была представлена в основном ирландскими католиками и нонконформистами.

Самой большой либеральной группировкой, представленной в парламенте, были виги, занявшие 320 мест в палате общин. «Классические либералы» получили 50 мест. Радикальная группировка — 42 места, полученных ирландскими депутатами, 71 место заняли диссентеры . Таким образом, избиратели отдали предпочтение тем либеральным группировкам, деятельность которых ассоциировалась с осуществлением парламентской реформы, в первую очередь вигам. Электорат новых промышленных округов проголосовал за либералов .

Социальный состав парламентариев также был еще далек от пропорционального демократического представительства от разных слоев общества. Три четверти депутатов происходили из аристократического сословия, остальные представляли финансовую и торгово-промышленную буржуазию . Правительство по-прежнему было выразителем интересов земельной аристократии. Из 103 членов кабинета министров (с 1830 по 1866 г.) только 14 были представителями буржуазии. При этом самые известные из «буржуазных» министров Р. Пиль и У. Гладстон, будучи выходцами из семей торговцев, получили традиционное аристократическое образование, окончив Оксфордский университет (каждый с отличным дипломом сразу по двум специальностям). Исключением из общей тенденции господства аристократии в правительстве можно считать состав кабинетов лорда Дж. Мельбурна 1834 и 1835 гг., где представители буржуазии численно преобладали, но и в них ключевые министерские посты оставались за министрами-аристократами.

Имелось две важные причины сохранения влияния земельной аристократии в парламенте после реформы 1832 г. Во-первых, наличие парламентской традиции, согласно которой неподготовленный к политической деятельности и не имевший практического политического опыта человек лишался шансов стать не только членом правительственного кабинета, но и парламентарием. Во-вторых, сохранение высокого избирательного ценза ограничивало приток новых лиц в политику, поскольку профессионально заниматься политикой могли себе позволить только очень обеспеченные люди. По данным журнала «Экономист» даже в 1864 г. карьера политического деятеля была доступна в английском обществе узкому кругу лиц, насчитывавшему не более 5 тыс. человек .

Именно этими причинами во многом можно объяснить наличие большого числа избирательных округов, где кандидатов выбирали на безальтернативной основе. Так, за период с 1832 по 1852 г. из 501 кандидата, зарегистрированного в 67 избирательных округах Англии и Уэльса, 62% не имели соперников на выборах . Однако существование безальтернативных выборов было связано также и с политической апатией со стороны части избирателей, заранее уверенных в невозможности политических перемен или не интересующихся политикой; и с предварительной договоренностью между кандидатами от вигов и тори. Часто за день до выборов соперники договаривались, и одна из сторон, согласившись на поражение, снимала свою кандидатуру. Это делалось для того, чтобы избежать затрат на проведение процедуры выборов. В отчетах подобный политический сговор именовался «неоспоримым выбором» избирателей.

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 22

Суть любой избирательной реформы-перераспределение мест в нижней палате парламента (в Англии только палата общин была выборной и формировалась согласно традиции-по 2 человека от графства, по 2 от города).

Причины и предпосылки реформы избирательного права 1832:

Предпосылки-предварительные условия (политические, социально экономические, культурно-исторические).

Причины-внутренние обстоятельства, которые привели к другим событиям.

Предпосылкой для проведения реформы стало бурное развитее промышленности. Вследствие промышленного переворота появился многочисленный пролетариат, положение которого было крайне тяжелым. В городе сформировался класс крупной промышленной буржуазии, которая желала влиять на политику государства. Для этого необходимо было победить крупных аристократов (консерваторов, сторонников сильной исполнительной власти короля), которые опираясь на короля фактические осуществляли законодательную власть так как в парламенте их было классифицированное большинство-палата общин полностью состояла из пэров, а мандаты графств в палате общин так же принадлежали лендлордам (вследствие аграрной революции мелкая аренда земли была вытеснена, крупным капиталистическим фермерством).

Непосредственной причиной проведения избирательной реформы 1832 стала хлебная реформа(1815) (суть-цены на хлеб стали законом; из-за континентальной блокады Англии, лендлорды стали основными поставщиками хлеба для англичан-монополистами, устанавливающими высокие цены на хлеб. После снятия блокады, земельная аристократия не захотела терять свои позиции и пользуясь своим преимуществом в парламенте, которое давала древняя система избирательного права, приняла в 1815 году реформу, которая фактически закрыла доступ хлеба в Англии из других стран(запрет ввоза хлеба если цена на хлеб в этой упадет до 66 шиллингов за квартер).-реформа стала причиной массовых беспорядков со стороны рабочих, батраков, поддерживаемые буржуазией.

Причина-закон 1824 года, который отменил закон, запрещавший союзы рабочих. В результате стали появляться тред-юниоры-объединения рабочих по их специальностям для выработки общих условий труда, оказания помощи членам союза.-начинается движение за новую избирательную реформу.

Повод проведения реформы-активные действия рабочих, которые вышли на улицу с оружием.

Суть реформы:

1)Закон лишил 56 гнилых местечек (обезлюдевшие графства) права представительства в парламенте, а 30 гнилых местечек могли посылать только 1 депутата. Освободившиеся мандаты достались крупным промышленным городам. 2)Закон предоставил избирательное право мужчинам(21 год(,уплачивающие налог на бедных(его могли уплачивать только собственники) и имеющие недвижимость в графствах с доходом не менее 10 футов, в городах не менее 50 футов-реформа обеспечила представительство в парламенте крупной буржуазии В связи с эти был укреплен принцип «ответственного правительства»-министерская власть переходит в руки партии победившей на выборах, а вторая партия становится оппозицией. В это время окончательно укрепилось правило-король царствует, но не правит. В следствии реформы произошло переименование партии тори в партию консерваторов, а партии виги в партию либералов, изменилась структура партий, появились постоянные члены партии, объединившиеся на местах в партийные организации.

Но реформа имела существенные недостатки-1)из-за налога на бедных, рабочие, снимавшие жилье были лишены избирательного права, 2) в парламент получила доступ лишь верхушка промышленной и торговой буржуазии.

Из-за неудовлетворения просьб трудящихся и кризиса перепроизводства стали возникать чартистские движения, они выступали за демократизацию политического строя(тайное голосование, всеобщие избирательное право, ежегодные выборы в парламент, отмена имущественных цензов и уравнение избирательных округов)-предъявляли парламенту свои требования в виде петиций о народной хартии(чартер), что и дало название движению.-они подавали петиции в 1838,1842 и 1848, но парламент отвергал их применял репрессии в сторону движения. К 50-года 19 века движения сошло на нет, но оставило заметный след в истории Англии.

Избирательная реформа 1867(предложена главой консервативного кабинета Дизраэли с поправками либиралов)

Причина-борьба народных движений тред-юнионов, либералов радикалов и средний и мелкой буржуазии.

1)новое перераспределение депутатских мандатов-ликвидация 11 гнилых местечек, 35-1 депутат.

2)избирательное право было предоставлено всем владельцам или съемщикам домов, уплачивающим налог в пользу бедных, квартиронаниматели платившие не менее 10 фунтов арендной платы при цензе оседлости 1 год. Понижен имущественный ценз в графствах до 5 фунтов.

3)налог на бедных засчитывается тем, кто платит налог на бедных не сам а через своего домовладельца (он раньше рассматривался как единственный налогоплательщик).

Избирательные права получили мелкая буржуазия, ремесленники и рабочие.

Но 2/3 населения Англии по-прежнему были лишены избирательных прав(основная масса рабочих и женщины), сохранялось старое неравномерное распределение округов.

В 1872 году было введено тайное голосование,

Назначение наказания за подкуп избирателей

Партии в Англии-

1)Консерваторы-Национальный союз консерваторов(опора-крупные земельные собственники, крупные фермеры и англиканская церковь)

2)Либералы-Национальный союз либералов(опора-крупная буржуазия, плюс добивались поддержки средней и мелкой буржуазии и оказывали значительное влияние на рабочий класс)

3)Лейбористская партия-основана в 1906 году-федерация различных организаций-тред-юнионов, независимой рабочей партии, социально демократическая федерация.

Избирательная реформа 1884-1885 годов

1)закон 1884 года распространил на сельских жителей требования предъявляющийся к городу. Теперь право голоса имел любой наниматель квартиры, плативший за нее не менее 10 фунтов в год. -ряды избирателей пополнились, но еще около 2-х миллионов мужчин были лишены избирательного права. Не имели избирательного права сыновья, проживающие с родителями, съемщики меблированных комнат, слуги, рабочие, не имеющие постоянного места жительства.

2)законом 1884 в городах отменялся имущественный ценз, а в графствах право голоса получили мелкие арендаторы на условиях, предъявляемых городским жителям реформой 1867 года.-число избирателей увеличилось вдвое

3)закон 1885 ввел новое перераспределение мест 105 местечек с населением менее 16 тысяч человек лишились самостоятельного представительства, с населением менее 57 тысяч-1 место

4)города и графства были разбиты на округа (50-54 тыс мест), выбиравшие по 1 депутату

Но! Новое законодательство сохраняло диспропорцию между числом избирателей и количеством мандатов

Сохранялся двойной вотум-лица, имеющие в разных городах и графствах собственность, дающую право голоса, могли голосовать несколько раз.

Выборы проходили не в один день по всей стране.

Модернизация местного самоуправления и суда

1835 — По закону 1835 г. управление городом переходило к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики — домохозяева и наниматели квар­тир обоего пола. Городской совет избирал на один год мэра города. Советы городов управляли городским имуществом, заведовали полицией, издавали постановления для охраны порядка. Муниципальная реформа, не затронула во­просы управления графствами, что означало очередной ком­промисс с земельной аристократией, которая сохранила управление в сельской местности в своих руках. Там власть оставалась в руках мирового судьи и помещика.

1888-реформа местного самоуправления в графствах распространила на графства систему самоуправления, установленную в 1835 году в городах. Созданным в графствах выборным советам была передана вся административная власть. За мировыми судьями сохранились лишь судебные функции. Упр-е на уровне приходов реформа не изменила(в селах все оставалось по прежнему)

1894-1894 — в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать нецерковные дела. Для их решения в приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать в крупных населенных пунктах приходские советы. Созданная система органов самоуправления отличалась значительной самостоятельностью и от­сутствием «административной опеки» со стороны централь­ной власти, что стало характерной чертой английской мо­дели местного управления, отличающей ее от континенталь­ной (французской). В целом реформа 1894 г. нанесла серьезный удар влиянию духовенства и земельной аристократии; сельское население впервые привлекалось к обсуждению и решению местных дел.

Судебная реформа

Судебная система Англии исторически отличалась многозвенностью, двойственностью и неясностью юрисдикции, сложностью порядка обжалования судебных решений по гражданским и уголовным делам. Так, существовало три группы судов с формально несовпадавшей юрисдикцией: 1) суды общей юрисдикции, включавшие три разновидности – королевские суды, суды присяжных в виде большого и малого жюри, высшие суды общего права; 2) суды специальной юрисдикции по отдельным категориям дел, например, по завещаниям, по разводам, по вопросам Казначейства и др.; 3) собственные суды Шотландии и Ирландии. право – в церковных судах, морское право – в Высоком суде Адмиралтейства.

В целом, назрела острая необходимость в модернизации, упрощении и централизации судебной системы страны. Большинство недостатков исторически сложившегося судоустройства было устранено законами, принятыми между 1825 и 1875 гг., а завершение этой реформы было оформлено Законами о судоустройстве 1873 и 1875 гг.

По судебной реформе все высшие суды Англии были объединены в единый Верховный суд правосудия, состоявшего из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.

В Высоком суде имелось 5 отделений: 1) Суд королевской скамьи, частью которого юридически были суды ассизов; 2) Суд Лорд-канцлера; 3) Суд общих тяжб; 4) Суд Палаты шахматной доски (Казначейства); 5) Суд по делам Адмиралтейства, наследования и разводам. В 1881 г. 3-е и 4-е отделения были объединены вместе с отделением Суда королевской скамьи, и все эти три отделения стали применять как общее право, так и право справедливости. Отныне их компетенция в принципе была одинаковой, и судья одного отделения мог одновременно заседать в любом другом. Но в то же время Закон о судоустройстве 1873 г. не уничтожил дуализма английского права, и при возникновении коллизий и конфликтов норм общего права и права справедливости в ходе судебных разбирательств предпочтение должно было отдаваться нормам права справедливости.

Апелляционный суд как вторая часть Верховного Суда Правосудия осуществлял юрисдикцию сразу нескольких канцлерских судов, особых местных и специальных, а также юрисдикцию по морским делам Судебного комитета Тайного совета. Эта судебная инстанция рассматривала жалобы на решения Высокого суда, а с 1890 г. стала принимать иски о новом судебном рассмотрении дел в порядке полного пересмотра.

Палата лордов вплоть до реформ 1873–1875 гг. считалась наивысшей судебной (в том числе апелляционной) инстанцией, и первой инстанцией по делам в отношении пэров королевства, обвиненных в государственной измене и фелониях. И хотя по Закону о судоустройстве 1873 г. судебные функции Палаты лордов были упразднены, она в действительности сохранила их, поэтому с 1876 г. в ее состав были введены новые члены с юридическим образованием, имевшие право участвовать в вынесении судебных решений.

В 1879 г. был учрежден Департамент публичных обвинений, особая служба Генерального Атторнея. Этот чиновник обязывался возбуждать уголовное преследование в следующих случаях: 1) когда ответственность за совершение преступления предполагала применение смертной казни; 2) когда совершалось преступление фальшивомонетничества или злостного банкротства; 3) когда представлялось необходимым государственное вмешательство ввиду особой опасности преступления или сложности его расследования.

Рекомендуемые страницы:

(Reforme В.) — так называется парламентский акт 1832 г., изменивший и упорядочивший систему избрания депутатов в палату общин. В начале нынешнего века избирательные права английского народа покоились на основаниях отжившего уже свой век феодального устройства. Избирателями могли быть в деревнях лишь полные собственники (freeholders), платящие не менее 40 шиллингов налога. Оброчники (copyholders) и обыкновенные фермеры вовсе не пользовались этим правом, какова бы ни была доходность находившихся в их пользовании земель. В городах не существовало никаких общих и определенных правил или обычаев, определяющих, кому предоставлено быть избирателем. Так, в некоторых городах, как, напр., в Бекингэме, правом этим пользовались лишь городской бэлиф (см. Байльи) и 12 нотаблей. Некоторые города, основанные в позднейшие времена, значительно развившие, однако, свою промышленность и торговлю, вовсе были лишены права представительства; между тем как другие, находящиеся в совершенном упадке, избирали своих депутатов. Так, напр., Манчестер, Ливерпуль и Бирмингэм, несмотря на свою населенность и сильно развитую промышленность, не имели представителей в палате общин. Таким образом, избирательное право перешло в руки бедных жителей этих запустелых, так называемых «гнилых местечек» (rotten boroughs), чем пользовались владельцы последних и вообще аристократия для проведения в нижнюю палату своих родственников и клиентов, которые поддерживали интересы своего сословия и своих патронов. Это ненормальное положение оказывало крайне вредное влияние на весь ход государственного управления, тем более, что на 668 депутатов Англии и Уэльса больше ¾ избирались этими местечками, несмотря на то, что они имели лишь 80000 избирателей, тогда как в графствах их насчитывали до 340000. Те же порядки господствовали в Ирландии, где на 100 ее представителей более половины находились в полной зависимости от крупных землевладельцев, и в Шотландии, где избирателями могли быть лишь вотчинники, получившие некогда лен непосредственно от короля (tenantes in capite, proprietors), a таковых насчитывалось менее 3000. Уже в XVIII ст. это положение дел нередко подвергалось резким осуждениям и нападкам. В 1745 г. Дашвуд (Dashwood) требовал, чтобы было предоставлено «всем верным подданным короля постоянное пользование их неоспоримыми правами свободного и лояльного представительства в парламенте». Требование это представлялось в то время чересчур радикальным, почему и не получило удовлетворения. В 1769 г. образовалось особое общество под названием «общества поддержки билля прав», стремившееся к осуществлению более скромной, но вместе с тем более практической задачи, состоящей в установлении более полного и более независимого представительства страны. В то же время такие политические деятели, как Чатам (Chatham), Уилькес (Wilkes) и Кэртрайт (Cartwrigt) высказывались за расширение представительства и даже за всеобщую подачу голосов. В 1780 году герцог Ричмонд внес, хотя и безуспешно, предложение подобного содержания. Вскоре за тем (1782) предложение Питта, возобновившего попытку отца, было отвергнуто лишь большинством 161 голоса против 141; вторичная, однако, его попытка в этом направлении встретила несравненно большее сопротивление, и затем вопрос о реформе заглох под влиянием опасений, вызванных Французской революцией. Но лишь только установился мир, реформистская борьба снова загорелась, притом еще с большей, чем прежде, силой и ожесточением. В 1819 Бурдет предложил в нижней палате билль о реформе, который нашел поддержку со стороны вигов, видевших в увеличении количества депутатов среднего сословия усиление значения своей партии, но пока Кэстльри (Castlereagh) и тории стояли во главе парламента, билль этот встречал самое упорное сопротивление со стороны аристократов, склонявших правительство предпринимать против недовольного и грозившего революцией народа целый ряд ограничительных мер, умаляющих права свободы собраний и свободы печати, что, в свою очередь, вызвало заговор против всего министерства и покушение на Като-Стрит (1820). Последующие проекты реформы 1821, 1823 и 1826 г. постигла та же участь. Когда же при вступлении на престол Георга IV власть перешла к вигам и во главе министерства стал их глава лорд Грей, и реформистские стремления получили гораздо более шансов на успех. Лорд Джон Россель 1 марта 1831 г. внес билль реформы, заключающийся в предложении лишить 60 местечек избирательного права, а 40 другим предоставить избирать лишь одного депутата, увеличив 8-ю депутатами представительство Лондона, и распределить 34 депутатских вакансии между новыми, не пользовавшимися представительством городами. Таким образом, согласно этому предложению число членов палаты общин должно было уменьшиться до 596, но зато более полумиллиона граждан, не пользовавшихся до того правом избрания депутатов, получало это право. Билль этот вызвал в нижней палате оживленные прения и возражения как со стороны ториев, видевших в нем посягательство на права короны и независимость лордов, так и со стороны радикалов, считавших его недостаточным и требовавших всеобщего голосования. После продолжавшихся 7 ночей дебатов и произнесения 71 речи билль прошел во втором чтении лишь большинством 302 голосов против 301, а затем он был отвергнут нижней палатой большинством 299 голосов против 291. После этого парламент был тотчас распущен, и новые выборы значительно увеличили число реформистских депутатов, верхняя же палата решительно отказывалась от каких-либо уступок в пользу реформы. Так билль этот, снова предложенный на обсуждение палаты общин, прошел в ней при втором чтении большинством 367 голосов против 231, а при третьем — число его сторонников превышало противников 109 голосами, но, несмотря на то, он был отвергнут лордами. Ввиду такого затруднительного для министерства положения дел парламент был отсрочен, а реформисты принялись тем временем за грозные демонстрации, вызвавшие сильные беспорядки, сопровождаемые насильственными против светских и духовных аристократов действиями и потребовавшие для их прекращения вмешательства вооруженной силы. Когда король не согласился на предложение министерства сформировать правительственное большинство назначением новых пэров, министерство Грея подало в отставку, а образование нового кабинета было поручено Веллингтону, который, однако, вскоре должен был уступить, так как охватившая разом все государство политическая деятельность, громадные митинги, заседания политических обществ, деятельность прессы и угрожающие правительству демонстрации ясно указывали на пробудившееся во всем народе сочувствие реформе. Власть снова перешла в руки Грея, и когда снова внесенный в палату общин билль реформы прошел в ней громадным большинством голосов, король решился на последнюю меру, допускаемую в подобных случаях английской конституцией, увеличив число членов палаты лордов назначением новых пэров. Только при таких обстоятельствах билль реформы был 4 июня 1832 г. принят палатой лордов большинством 106 голосов против 22 и 7 июня утвержден королем. Этот законодательный акт лишил гнилые местечки 143 депутатских вакансий, которые были распределены между графствами и 42 городами, лишенными до того времени права представительства. Этим распределением, однако, устранялся лишь существенный недостаток английского представительства, но нисколько не устанавливалось правильного соотношения между числом избирателей и числом представителей, почему некоторые весьма населенные центры стали посылать в нижнюю палату то же количество депутатов, как и малолюдные местечки. Муниципальная реформа 1835 года пополнила основные положения этого билля, установив новый порядок выборов городских представителей и ограничив тягостные для городов привилегии «фримэнов» (freemen), т. е. лиц, получающих по своему происхождению право управления данным городом и в силу того считавшихся избирателями, что значительно способствовало более точному определению представительных прав среднего сословия. На основании этих постановлений в городах получали право быть избирателями все, занимающие дом (house holders), приносящий не менее 10 ф. ст. ежегодного дохода; в графствах же с полными собственниками (freeholders) относительно права выбора были сравнены вечные оброчники (copyholders), находящийся в пользовании коих участок приносил 10 ф. ст. дохода, а также все арендаторы (leaseholders) и фермеры (farmers), пользующиеся такой же доходности участком на основании договора на срок не менее 60 лет, и, наконец, все остальные фермеры, даже снимающие землю до востребования ее хозяином (tenants at will), если занимаемый ими участок приносил ежегодно чистого дохода по крайней мере 50 фунт. стерл. Последний класс избирателей был введен в той надежде, что аристократии удастся оказывать на него значительное влияние. Нововведения эти предоставили участие в управлении страной более 400000 жителям, прежде не пользовавшимся правом представительства и принадлежавшим по большей части к торговым и земледельческим классам, что значительно повлияло на состав нижней палаты, в которой, однако, несмотря на это, аристократический элемент сохранил немалое значение. Вообще в истории осуществления парламентской реформы, выдержавшей столь суровую борьбу со всеми партиями и нисколько не пошатнувшей конституции, особенно ярко сказалась та последовательность и твердость, с которой англичанин постоянно стремится к прогрессу не резкими политическими переворотами, а постепенным согласованием устаревших традиционных начал с новыми, предъявляемыми самой жизнью требованиями. Несмотря, однако, на тот консервативный характер, которым проникнуты постановления билля реформы, ими принципиально, хотя и не вполне, разрешен в высшей степени существенный вопрос предоставления всему народу участия в управлении государством. Эта сознательно допущенная неполнота билля реформы вскоре послужила основанием для обездоленных классов общества, находившихся в крайней нужде, предъявить требование новой — коренной (радикальной) реформы парламента, по которой избирательное право было бы предоставлено всем без исключения гражданам Великобритании без всякого ограничения каким-либо имущественным цензом, государство было бы разделено на равномерные избирательные участки, депутатам полагалось бы содержание, парламент сменялся бы ежегодно и подача голосов была бы закрытой. При содействии даровитого и популярного журналиста Вильяма Кобдена (см. это слово) и адвоката Фиргеса О’Коннора радикалы в особой «хартии народа» (the peoples charter) изложили свои требования, присоединив к политическим реформам и некоторые экономические, и образовали партию, известную под именем хартистов или чартистов (Chartist), сначала не имевшую большого значения, но впоследствии оказавшую заметное влияние на политическую жизнь страны (см. Чартисты). Все попытки этой партии к осуществлению поставленной ею себе задачи, равно как и сделанное 1852 лордом Джоном Росселем предложение, не имели успеха, хотя много содействовали распространению того воззрения, что право избрания должно быть предоставлено всякому, кто способен им пользоваться, воззрения, высказанного в парламенте Гладстоном и поддержанного лордом Дерби в 1866, при обсуждении закона, вошедшего в силу 1 янв. 1868. Закон этот, значительно расширивший избирательные права народа, был пополнен реформой 1884, являющейся решительным шагом к принятию системы всеобщего голосования, к чему и ныне стремится внутренняя политика Англии.

Добавить комментарий