Избирательная система в РФ

УДК: 342

DOI: 10.24411/2312-3184-2019-10029

4(91)2019

Шелегов Юрий Владимирович

доцент кафедры

государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России

кандидат юридических наук E-mail: shelegoff@list.ru

Shelegov Yury Vladimirovich

associate Professor of the Department

of State and Legal Disciplines

of the East-Siberian Institute of the Ministry of

Internal Affairs of the Russian Federation

candidate of Law Sciences

E-mail: shelegoff@list.ru

Шелегов Владимир Георгиевич

доцент кафедры автомобильных дорог Иркутского национального исследовательского технического университета

кандидат технических наук E-mail: shelvg@mail.ru

Shelegov Vladimir Georgiyevich

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ: В ПОИСКАХ КОМПРОМИССА

Введение: в статье рассматриваются особенности избирательной системы Российской Федерации, анализируется насколько она соответствует уровню развития российского общества, насколько позволяет реализовать принцип народовластия. Рассматриваются сильные и слабые стороны пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Исследуется роль и значение преференциальных механизмов при реализации пропорциональной избирательной системы.

Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, конституционно-правовое законодательство, научные исследования в области конституционного права. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы сравнения, анализа, обобщения и описания.

Результаты исследования: позволили выявить недостатки действующей избирательной системы, связь избирательной системы с институтами гражданского общества; раскрыть влияние пропорциональной избирательной системы на формирование многопартийной системы, установить недостатки избирательной системы Российской Федерации.

Выводы и заключения: исследованные особенности избирательной системы России позволили выявить ряд положительных и отрицательных особенностей ее организации, на основе чего были сделаны предложения по модернизации отечественного избирательного законодательства. Предлагается при сохранении смешанной избирательной системы установить открытые списки при голосовании по пропорциональной системе. Списки должны формироваться избирателями при предварительном голосовании за порядок списочного состава партии. Предлагается допустить к участию в выборах депутатов от общественных организаций и беспартийных кандидатов при формировании представительного законодательного органа.

Ключевые слова: избирательная система, избирательные права, выборы, народовластие, политические партии.

RUSSIAN ELECTION SYSTEM: SEARCHING FOR A COMPROMISE

Key words: electoral system, suffrage, elections, democracy, political parties.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Избирательная система играет важнейшую роль в реализации принципа народовластия. Ее организация говорит о многом. Во-первых, как реализуется в государстве непосредственная или представительная демократия, во-вторых, как осуществляется связь государственных институтов с институтами гражданского общества, в-третьих, какую ответственность народные представители несут перед своими избирателями.

Представляется, что свободные прямые выборы — оплот истинной демократии, важнейший компонент демократического государства, они позволяют реализовать народовластие и обеспечивают истинную легитимность органам государственной власти.

Избирательные механизмы имеют огромное значение для реализации народовластия. Избирательная система должна способствовать активизации участия граждан в выборах.

В случае низкой явки избирателей можно говорить о невысоком уровне правосознания и правовой культуры общества, либо о том, что граждане не доверяют избирательной системе. Что является прямым указанием на необходимость ее модернизации.

В каждом государстве своя специфика избирательной системы, соответствующая историческим, культурным особенностям. Избирательная система в России имеет длительную историю. Первые выборы были проведены в 1917 г. Это были выборы в Учредительное собрание . В советский период свободные выборы были невозможны по причине установления однопартийной системы и тоталитарного политического режима.

Современная избирательная система России начала формироваться относительно недавно. В Конституции РФ не прописана организация избирательной системы, но в ней говорится о народовластии, устанавливается, что народ является единственным источником власти.

Законодатель апробировал многие избирательные механизмы на выборах разного уровня для максимальной реализации этого принципа. Однако до сих пор ни в науке, ни на практике не сложилось единого мнения об избирательной системе России: как необходимо формировать Государственную думу, законодательные органы субъектов, как избирать главу субъекта, главу муниципального образования?

С момента принятия Конституции, установления основ конституционного строя ведется научная дискуссия о том, как должна быть организована избирательная система . Для определения преимуществ и недостатков различных избирательных систем необходимо рассмотреть их особенности.

Как известно, существует две базовые избирательные системы, остальные являются производными. Итак, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. В соответствии с мажоритарной системой проходит кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Выделяют мажоритарную систему относительного большинства, квалифицированного и абсолютного .

В соответствии с мажоритарной системой относительного большинства лидирует тот кандидат, который, соответственно, набрал относительное большинство голосов, опередив тем самым своих оппонентов.

Нужно отметить, что такой избирательный механизм не позволяет отразить интересы всех избирателей, потому что при использовании такой системы для формирования законодательного представительного органа большинство депутатов займут свои кресла при незначительном опережении других кандидатов на получение заветного мандата, что в свою очередь не будет объективно выражать волю народа. Если же такой механизм будет применяться при проведении выборов президента, то к власти придет лидер по воле менее половины избирателей, что также не будет способствовать его легитимности.

Безусловно, более высокому уровню легитимности выбранных представителей народа, главы государства будет способствовать мажоритарная систем абсолютного большинства, когда для получения мандата или должности требуется набрать больше половины голосов избирателей.

Однако не всегда получается на президентских выборах набрать такой процент голосов, поэтому для объективной картины политической воли избирателей должен проводиться второй тур . Именно такой механизм в настоящее время используется в избирательной системе Российской Федерации.

В первом туре избиратели голосуют за кандидата, которому они отдают предпочтение, а во втором — за кандидата, который в большей степени устраивает их политические предпочтения, чья программа больше схожа с программой кандидата, за которого они голосовали в первом туре. Это имеет огромное значение для реализации воли народа, который в соответствии с Конституцией РФ является единственным источником власти

Но, несмотря на все положительные моменты данной избирательной системы, многие исследователи считают, что она способствует прохождению в парламент представителей только крупных партий, высказываются мнения, что подобная система бессмысленна при многопартийности, а работает только в двухпартийной системе. Она выгодна в первую очередь крупным партиям и не позволяет представителям небольших партий заполучить депутатский мандат, что также ограничивает представительство в парламенте интересов меньшинства .

Не меньший интерес для исследования представляет и мажоритарная система квалифицированного большинства. Несмотря на то, что эта система не использовалась в Российской Федерации, можно выявить ее достоинства и недостатки, опираясь на опыт ее использования другими государствами.

Суть подобной системы в том, что заранее устанавливается процент, который позволяет пройти кандидатам на выборах — 2/3 голосов всех избирателей или 67 %. Во-первых, это преимущественно два тура, соответственно затраты бюджета. Во-вторых, опять же это еще больший стимул для формирования двухпартийной системы и курс на отказ от многопартийности.

Как положительный фактор можно отметить объективное выявление мнения всех избирателей даже по тем кандидатам, которые по их личному рейтингу идут на втором месте. Но из оставшихся кандидатов после первого тура они представляются избирателям более предпочтительными.

Характеризуя в целом мажоритарную избирательную систему, можно заключить, что она больше подходит для двухпартийной системы, и не способствует формированию многопартийности, не отражает интересы меньшинства , а лишь дает компромиссный для них вариант при проведении второго тура выборов.

В отличие от мажоритарной пропорциональная избирательная система, напротив, способствует многопартийности и обеспечению выражения мнения меньшинства при формировании парламента.

Пропорциональная система заключается в голосовании за открытые или закрытые партийные списки. Эту систему всегда поддерживали небольшие левые партии, что позволяло им, набрав относительно небольшой пороговый процент голосов, обеспечить себе депутатские мандаты в представительном законодательном органе, кроме того, эта система обеспечивает представительство интересов меньшинства , что имеет огромное значение для реализации принципа народовластия. В отличие от мажоритарной системы при формировании представительного законодательного органа отражается реальное мнение электората .

При пропорциональной системе избиратель выбирает не кандидатов, а партию . Это совершенно иной подход к формированию законодательного представительного органа. Именно такой механизм использовался при формировании Государственной думы в 2004-2014 гг.

Говоря о плюсах пропорциональной избирательной системы, нужно отметить, что она пропорционально набранным голосам предоставляет депутатские мандаты всем партиям, набравшим так называемый минимум, проходной процент избирательных голосов. Это укрепляет многопартийную систему.

Но есть и отрицательные аспекты в рассматриваемой системе. Во-первых, она не позволяет получить депутатский мандат беспартийным кандидатам, что в определенной мере ограничивает механизм народовластия, пассивное избирательное право граждан. Во-вторых, при голосовании по закрытым спискам избиратели не знают, кого они выбирают. Проходят те кандидаты, которые оказались нужными партии. Именно руководство партии решает, кто войдет в списки, какая очередность кандидатов в списке.

Некоторые авторы отмечают, что пропорциональная система способствует идейному расслоению общества . Партии используют различные приемы, для привлечения на свою сторону избирателей, формируют определенную идеологию, за которую голосуют граждане. Пропорциональная система не позволяет гражданам иметь представителей от своего одномандатного округа. Когда избиратель голосует, ему очень важно знать за кого именно он голосует. Он знает, что сможет обратиться к представителю лично. Связь населения со своими представителями в законодательном представительном органе очень важна.

Говоря об особенностях пропорциональной системы, нужно упомянуть о том, что не всегда списки кандидатов должны быть скрыты от избирателей. Существует так называемое преференциальное голосование, когда избиратель может выбрать не только партию, но и проголосовать за конкретного кандидата из списка .

Полагаем, что наиболее удачный вариант пропорциональной системы — это пропорциональная система с открытыми списками и системой преференциального вотума. Подобный механизм целесообразен, по нашему мнению, как на федеральном уровне, так и на региональном при проведении выборов в законодательный представительный орган субъекта Российской Федерации.

Проведение выборов с открытыми списками позволит повысить интерес избирателей, будет способствовать укреплению связи политических партий с избирателями. Последние будут голосовать адресно. По большому счету такой механизм избирательной системы — это что-то среднее между классической пропорциональной и мажоритарной системой. Избиратели могут активно участвовать в формировании законодательного органа.

Закрепленный в Конституции принцип народовластия наиболее эффективно может быть реализован, если перед выборами в законодательный представительный орган будет проводиться предварительное голосование за списочный состав партий, участвующих в выборах .

Когда избиратель участвует в формировании списков кандидатов, кандидаты выдвигаются не по инициативе руководства партии, а самими гражданами. Это способствует увеличению доверия избирателей как к партиям, так и к избирательной системе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Депутаты, не прошедшие в списки, могут при смешанной системе участвовать в выборах по одномандатным округам и самостоятельно как самовыдвиженцы. Право участвовать в выборах в депутаты законодательных органов самовыдвиженцам и членам общественных организации будет способствовать развитию демократии, укреплению связи государства и гражданского общества и, как следствие, повышению правосознания общества, что, в свою очередь, напрямую связано с явкой избирателей, которая в современных условиях оставляет желать лучшего.

Считаем, что низкая явка избирателей напрямую связана с легитимностью избирательной системы. Граждане не идут на выборы, не осознавая значимости своего голоса, понимая, что списки представителей от партий формируются лишь с учетом мнения партийной верхушки, подозревая, что тот, кто проспонсировал предвыборную кампанию, тот и попал в число первых в партийных списках. А личностные качества при формировании списков играют второстепенную роль.

Предлагаемые избирательные механизмы призваны развеять тень недоверия, призвать избирателя к участию в реализации народовластия.

Безусловно, избирательная система соответствует уровню развития общества, особенностям правовой культуры граждан. Общество должно быть готово к таким преобразованиям, усложняющим механизм выборов. Конечно, нельзя списывать, что это затраты, но затраты на развитие демократических механизмов, на повышение легитимности выборов законодательных органов.

Преференциальные механизмы пропорциональной избирательной системы предлагается вводить точечно, на уровне субъектов федерации, муниципальных образований, проводить при этом анализ явки, легитимности выборов и представительных органов.

Демократические способы управления государством применяются в России не так давно, поэтому у нас нет исторически сформированных правовых особенностей в этой области. Особенности формируются в настоящее время на наших глазах.

В странах с устоявшимися демократическими традициями, исторически сформированными правовыми институтами, позволяющими реализовать народовластие, есть и свои особенные избирательные системы, которые учитывают и уровень правосознания, и правовую культуру общества, и политические предпочтения. Избирательные механизмы в некоторых демократических государствах развивались на протяжении не одного столетия,

Необходимо четко понимать, какую цель должны преследовать избирательные системы — формирование однопартийного законодательного представительного органа удобного для реализации единой политики государства, или стремление к реальному народному представительству, реализации народовластия в прямом смысле этого слова.

Кандидаты в депутаты или на иную выборную должность в органы государственной власти должны соответствовать по уровню образования и практическому опыту тем задачам, которые им предстоит решать. Это чрезвычайно важный момент, ему в настоящее время не уделяется достаточного внимания в действующем законодательстве.

Предъявление более высоких требований к кандидатам актуально в настоящее время, когда уровень образования общества достаточно высок. Есть отличные специалисты в области права, экономики, которые смогут внести дельные законопроекты, на высоком уровне в целом решать поставленные перед ними задачи, только это действительно должны быть ученые, внесшие вклад в развитие права и экономики.

При изменении требований к кандидатам в депутаты и другие выборные должности непременно произойдет и изменение в требованиях к членам партии, особенно к тем, кто намерен попасть в списочный состав на выборах.

Таким образом, конституционно-правовые отношения тесно связаны с развитием институтов гражданского общества. Применение в государстве той или иной из-

и и и и

бирательной системы способствует развитию либо многопартийной политической модели, либо двухпартийной.

Как было отмечено ранее, пропорциональная система способствует многопартийности, в то время как мажоритарная развитию двухпартийной системы. Надо отметить, что применение пропорциональной системы активно способствует развитию партий, в том числе и в субъектах федерации. Конституционно-правовые нормы в области избирательных отношений оказывают мощнейшие влияние на развитие институтов гражданского общества, такие как политические партии, общественные организации и др.

Конечно, пропорциональная система в свое время оказала известное влияние на формирование и развитие политических партий в России, но эта система ограничивала конституционные права граждан. Так в ч. 2 ст. 32 Конституции говорится, что «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в

референдуме»1. Однако по пропорциональной системе граждане не могут быть избраны в Государственную думу непосредственно, а только если они являются членами партии (и то по спискам этой партии). Таким образом, нормы избирательного права ограничивали прямое действие Конституции и ущемляли права граждан, установленные Конституцией.

Также пропорциональная избирательная система ограничивала прямое действие ст. 3 Конституции РФ и противоречила ст. 18, которая гласит, что «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они

определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной

и исполнительной власти…» .

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что пропорциональная избирательная система даже с преференциальными механизмами не должна применяться без мажоритарной. Так называемая смешанная система, когда половина депутатов избирается по партийным спискам, вторая по одномандатным округам наибольшим образом способствует реализации конституционных норм и развивает институты гражданского общества.

Смешанная избирательная система, бесспорно, сводит к минимуму недостатки пропорциональной и мажоритарной систем . Избиратель при смешанной системе может проголосовать и за партию, программа и идеи которой его в большей степени устраивают, и за кандидата в депутаты по одномандатному округу. Тем самым он может рассчитывать, что его интересы будут отстаиваться представителем непосредственно от того округа, где он проживает. Осознание этого очень важно для граждан. Это укрепляет их связь с непосредственными представителями от одномандатного округа, за которого они отдали свои голоса на выборах, обеспечивает легитимность представительного законодательного органа.

Однако смешанная избирательная система, действующая в России в настоящее время, в большей мере обеспечивает народовластие, чем пропорциональная, но все же

и т-ч и

она далека от идеальной. В первую очередь по той причине, что нет возможности беспартийным кандидатам выдвигать свою кандидатуру на выборы в Государственную думу. Во вторую очередь общественные организации не могут представить кандидата на выборы в указанный представительный орган даже по мажоритарному механизму, предусмотренному смешанной избирательной системой Российской Федерации.

Полагаем, что в демократическом государстве, в котором народ является единственным источником власти, в законодательном представительном органе должны его представлять не только члены политических партий, но и представители других общественных организации и непосредственные представители от народа — самовыдвиженцы.

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2 Там же.

Возвращаясь к беспартийным кандидатам, нужно отметить, что они могут быть включены в список партий и реализовать свое пассивное избирательное право. Однако, будучи включенным в партийные списки, беспартийный берет на себя ответственность за партийную программу, идеологию, цели и задачи партии. Он не вправе провозглашать свою собственную программу, цели и задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кандидаты от партий, от общественных организаций и самовыдвиженцы должны обладать равными правами при реализации своего пассивного избирательного права. Равными правами должны обладать и политические партии, и общественные объединения. Это также имеет важнейшее значение для реализации народовластия и развития институтов гражданского общества.

Как отмечалось ранее, возможность представлять кандидатов в депутаты от общественных объединений будет способствовать развитию институтов гражданского общества и повышать уровень правосознания общества.

Провозглашенный Конституцией принцип народовластия может еще более эффективно реализовываться, если на уровне федерального законодательства закрепить обязательное предварительное голосование граждан за кандидатов, которые будут занесены в партийные списки для выборов по пропорциональной системе .

К сожалению, в соответствии с действующим избирательным правом партийные списки на выборы формируются руководством партии. Избиратель не может не то чтобы выбрать, но и узнать, за кого он голосует.

Учитывая то, что пропорциональная избирательная система может реализовы-ваться и с открытыми списками, считаем целесообразным установить именно такой пропорциональный избирательный механизм, когда списки будут открыты для избирателя. Более того, избиратель, как указывалось выше, должен участвовать в формировании этих списков через предварительное голосование за списочный состав партии, подаваемый на выборы в представительный орган.

Граждане смогут участвовать в формировании депутатского состава не только через голосование по одномандатным округам, но и через предварительное голосование за списки, а затем через голосование по пропорциональной системе. Это повысит ответственность избирателя за формирование представительного органа, обеспечит высокий уровень легитимности избранного органа власти.

В пользу того, что назрела необходимость перемен в избирательной системе, говорит низкая явка избирателей на выборы.

Полагаем, что при использовании рассмотренных выше избирательных механизмов не только возрастет легитимность выборного органа, но и эффективно будут реализовываться избирательные права граждан, а также право на управление делами государства через представителей.

Смешанная избирательная система в большей степени обеспечивает конституционные права граждан, реализацию принципа народовластия, нежели пропорциональная или мажоритарная системы в отдельности.

Избирательная система нуждается в модернизации в соответствии с уровнем развития общества:

во-первых, необходимо закрепить на уровне федерального законодательства использование открытых списков при голосовании по пропорциональной системе. Причем эти списки должны формироваться избирателями при предварительном голосовании за порядок списочного состава политической партии;

во-вторых, необходимо допустить к участию в выборах депутатов от общественных организаций и беспартийных кандидатов при формировании представительного органа;

в-третьих, нужно повысить требования к образованию и опыту работы кандидата в депутаты. Считаем, что это должны быть профессиональные юристы или экономисты с богатым опытом трудовой или научной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

2. Авакьян С.А. Какая избирательная система лучше? // Российская Федерация сегодня. — 2004. — № 23. — С. 3.

3. Байрамбекова А.Н. Избирательная система Республики Дагестан // Вестник ДГУ. — 2011. — Вып. 2. — С. 109.

5. Гончарова И.А. Возвращение к смешанной избирательной системе на выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. — 2014. — № 3. — С. 19.

7. Кынев А.В., Любарев А.Е. Партии и выборы в современной России. — М., 2009. — С. 415.

8. Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий // Полис. — 1995. — № 5. — С. 136-146.

9. Малый А.Ф. Смешанная избирательная система: существует ли она? // Рос. юстиция. — 2014. — № 6. — С. 48-50.

12. Политаев П.П. Влияние трансформации избирательной системы на рост противоправных избирательных технологий в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. — 2013. — Т. 2. — № 5. — С. 209-213.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

2. Avakyan S.A. Which electoral system is better? // Russian Federation today. -2004. — No. 23. — P. 3.

3. Bayrambekova A.N. The electoral system of the Republic of Dagestan // Herald of the DSU. — 2011. — Issue. 2. — S. 109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kynev A.V., Lyubarev A.E. Parties and elections in modern Russia. — M., — 2009.

— S. 415.

8. Leiphart A. Constitutional alternatives for new democracies // Polis. — 1995. -No 5. — P. 136-146.

9. Small A.F. Mixed electoral system: does it exist? // Russian justice. — 2014. -No 6. — P. 48-50.

— No 2. — P. 175-179.

ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ. Избирательные системы различаются прежде всего по способам определения результатов выборов. В зависимости от деталей различаю множество избирательных систем, но если исходить из принципиальных различий, то следует констатировать, что имеется две главные системы — мажоритарная и пропорциональная, — а также смешанная, объединяющая обе эти системы, поскольку часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной.

Мажоритарная система во всех ее разновидностях способствует созданию стабильного правительства, опирающегося на партию большинства (при парламентарной форме); пропорциональная система учитывает интересы меньшинства.

Мажоритарная избирательная система и ее разновидности. В основе данной системы лежит принцип большинства: избранным является кандидат (в одномандатном округе) или несколько кандидатов (в многомандатном округе), принадлежащих к одному и тому же списку партии, получившей в округе большинство голосов избирателей по сравнению с другими партиями (партийными списками).

При мажоритарной системе различают три вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное. В соответствии с этим существуют три главные разновидности мажоритарной избирательной системы. При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат, чтобы быть избранным. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т. е. больше 50% плюс 1 голос, но может быть и иным. Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов.

При мажоритарной системе абсолютного (простого) большинства для избрания необходимо получить не менее 50% всех поданных голосов. Этот процент ниже , чем при системе квалифицированного большинства, но тоже достаточно высок, поэтому также бывает второй тур в его двух вариантах: на повторное голосование выносятся либо две кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов, либо все кандидатуры, получившие установленный законом процент голосов (например, 12,5% на выборах в парламенты Франции и Шри-Ланки). В обоих случаях избранным считается кандидат, который получит относительное большинство голосов.

При мажоритарной системе относительного большинства кандидат (список кандидатов) , чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат. Эта система исключает обременительный второй тур, дает неплохие результаты при двухпартийной системе, когда соперников только два (США). Но когда кандидатов много и голоса избирателей распыляются между ними, эта система коренным образом искажает волю избирательного корпуса.

Пропорциональная избирательная система может быть применена только в многомандатных и общегосударственных (национальных) избирательных округах. В одномандатном округе ее применить нельзя, т. к. одно место нельзя разделить между различными кандидатами или партийными списками. Главное в пропорциональной системе — не установление большинства голосов, а вычисления избирательной квоты (избирательного метра). Это число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединением и т. п. Предположим, что в избирательном округе, от которого избираются пять депутатов, подано 100 тыс. голосов. В выборах участвовали четыре партии, каждая из которых выдвигала пять кандидатов, надеясь получить все места в округе. На деле партия А получила 56 тыс. голосов, партия В — 24 тыс., партия С — 15 тыс., партия Д — 5 тыс. При данной системе отнюдь не все депутатские места получит партия А, как это было бы при мажоритарной системе, поскольку эта партия набрала более половины голосов. Напротив, места будут распределены окружной избирательной комиссией пропорционально собранным каждой партией голосам. Чтобы их распределить, нужно сначала вычислить избирательную квоту, что делается по-разному.

Самый простой способ вычисления квоты — определение так называемой естественной квоты , или вычисление квоты по методу англичанина Хэйра. При этом способе общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мест по данному округу. В нашем примере мы делим 100 тыс. голосов на 5 депутатских мест и получаем 20 тыс. Следовательно, квота по данному округу равна 20 тыс. голосов и каждая партия получит столько депутатских мест, сколько раз собранное ею число голосов укладывается в число 20 тыс. Партия А, собравшая 56 тыс. голосов будет иметь два места (56 тыс. : 20 тыс. = 2), но у нее в остатке (неиспользованными) окажутся 16 тыс. голосов. Этого числа недостаточно для квоты. Партия В, собравшая 24 тыс. голосов получит одно место (остаток — 4 тыс.), партии С и Д не получат ни одного места, т. к., голосов, собранных ими недостаточно для квоты. Мы распределили только три места, а оставшиеся два будут распределены между партиями уже в соответствии с дополнительными правилами, предусмотренными на этот случай законом данной страны.

Значительная доля вины в том, что избирательной комиссии не удалось распределить все места, падает на несовершенство вычислительной квоты. Используется слишком огрубленный подход. Поэтому в некоторых странах эта система вычисления квоты усовершенствована: к делителю (числу мандатов) прибавляют единицу или даже две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается. Результат, который получается при этом, называется искусственной квотой , а способ вычисления — системой Хагенбаха — Бишоффа. В нашем примере, если мы прибавим единицу к числу мест, то число 100 тыс. голосов нужно делить не на 5, а на 6, и квота составит не 20 тыс., а 16,6 тыс., что дает возможность распределить сразу четыре места (партия А получает 3 и партия В — одно). Если же прибавим к делителю 2, то квота будет составлять 14,3 тыс., что дает возможность распределить все пять мест.

Наряду с вычислением естественной и искусственной квоты используются и другие способы, хотя в общем все сводятся к системе поиска квоты методом делителей.

При пропорциональной избирательной системе также может быть иногда два тура. В этом случае ко второму туру допускаются только партии, собравшие определенный процент голосов.

При смешанной системе избиратель имеет два голоса. Один он подает за конкретного кандидата по округу, второй — за ту или иную партию по общегосударственному списку. Первые голоса подсчитываются и места распределяются по мажоритарной системе, вторые — по пропорциональной.

Распределение мест внутри партийного списка кандидатов. При пропорциональной системе избиратель, как предполагается, голосует не за отдельную личность, а за программу партии. При этом он юридически в равной мере голосует за весь список партии, не делая различий между кандидатурами, в него включенными. Избиратель голосует за всех, а кто будет избран, зависит от того, на сколько депутатских мест хватит у партии собранных голосов. При этом список кандидатов, особенно если округ общегосударственный и, следовательно, список может быть очень длинным, не публикует в избирательном бюллетене. Он обычно публикуется заранее в периодической печати, а в бюллетене указывается одна или несколько фамилий лидеров партии, ее эмблема, краткий девиз. Партия обычно выдвигает список кандидатов, превышающий ее возможности получить соответствующее число голосов. Поэтому возникает вопрос: кому же из кандидатов, получивших юридически равное число голосов, отдать депутатские места?

Этот вопрос решается в избирательном законодательстве по-разному. Во-первых, существует принцип очередности кандидатов в списке: мандаты вручаются лицам, стоящим на первых местах в партийном списке. Естественно, что на первые места ставят себя лидеры партий, лица, направляющие ее политику.

Во-вторых, в некоторых странах при применении пропорциональной системы разрешается преференциальный (предпочтительный вотум). Он позволяет избирателю поддерживать голосованием определенную партию и вместе с тем отдать предпочтение конкретной кандидатуре из данного партийного списка. Голосуя за список, избиратель может отметить цифрами 1, 2, 3 тех лиц, которых он желал бы видеть избранными в первую очередь. Существуют и другие способы: выбор в партийном списке, панаширование (право голосовать за кандидатов из разных списков), прием соединения списков.

Пропорциональную систему искажает так называемый заградительный барьер, введенный в интересах целесообразности, прежде всего для создания в парламенте крупных партийных фракций и как следствие — для того, чтобы правительство опиралось в парламенте на партийное большинство, а не имело перед собой раздробленный конгломерат мелких партий. Только при условии, что партия получила этот минимум голосов, она допускается к участию в распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе. Заградительный пункт неодинаков в разных странах: от 1% в Израиле до 10% в Турции.

Из сказанного видно, что существует множество крупных и мелких разновидностей избирательных систем, которые неоднократно совершенствовались с целью обеспечить соответствие поданных голосов и распределяемых депутатских мандатов. Однако полного соответствия ,видимо, достичь невозможно: при мажоритарной системе меньшинство вообще не получает депутатских мест в округе, при пропорциональной системе всегда есть остатки неучтенных голосов.

Референдум — это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента.

Плебисцит — это тоже голосование избирателей, на часто плебисцитом называется голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности. Впрочем, никакой четкости в этой терминологии ни на официальном, ни на неофициальном уровне нет.

Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум — для этого необходимо проведение его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур.

Референдум (и плебисцит) — одно из важнейших средств прямой, непосредственной демократии. Он дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования.

На референдум, как правило, выносится вопрос (несколько вопросов), предполагающий положительный (да) или отрицательный (нет) ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений.

Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы безотлагательного характера, требующие специальных знаний; вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы.

Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, военного положения, не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу.

Организация референдума аналогична организации выборов. Референдум, как правило, признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50% + 1 голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Результаты референдума оформляются как итог подсчета голосов и определение результата. На его основе издаются необходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определенные положения в конституцию или учитываются его итоги при подготовке проекта.

В соответствии со статьей 3 (часть 3) Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя в статье 32 (часть 2) право граждан Российской Федерации на участие в свободных выборах и в референдуме, Конституция Российской Федерации исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

В Российской Федерации посредством выборов формируются следующие органы публичной власти:

1) Президент Российской Федерации;

2) Государственная Дума Федерального Собрания;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) представительные органы муниципальных образований.

Населением могут избираться и иные органы, например глава муниципального образования, если это предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования. Федеральное законодательство предусматривает также возможность избрания непосредственно населением мировых судей.

Понятие «избирательная система» можно раскрыть как в широком, так и узком смыслах.

Избирательная система в широком смысле представляет собой систему общественных отношений, возникающих в связи и по поводу подготовки и проведения выборов.

Избирательная система в узком смысле есть порядок определения результатов выборов. В мировой практике существует немалое количество видов избирательных систем, однако в России имеют распространение только два основных вида: мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система – такая избирательная система, при которой распределение мандатов происходит по избирательным округам на основе большинства поданных голосов. Выделяют:

— мажоритарную систему относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил большинство голосов избирателей относительно числа голосов, полученных другими кандидатами. По такой системе избираются органы местного самоуправления во многих муниципальных образованиях (например, во всех муниципальных образованиях Новгородской области);

— мажоритарную систему абсолютного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил абсолютное большинство (более половины) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. По такой системе избирается Президент Российской Федерации (в условиях проведения так называемого первого тура выборов).

Пропорциональная избирательная система – такая избирательная система, при которой депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам. С помощью данной избирательной системы формируются в настоящее время Государственная Дума, а также законодательные (представительные) органы государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации.

Иногда при формировании органа власти посредством выборов используются одновременно обе избирательные системы. Такое сочетание двух избирательных систем часто называют смешанной избирательной системой. Например, первые четыре созыва Государственной Думы избирались именно по такой смешанной системе: половина депутатов избиралась по мажоритарной избирательной системе (по одномандатным округам), другая половина – по пропорциональной. В настоящее время такая система используется при формировании законодательных (представительных) органов государственной власти большинства субъектов Российской Федерации (например, Новгородской областной Думы).

Субъективное избирательное право – установленная и гарантированная Конституцией Российской Федерации и законодательством возможность для гражданина избирать и быть избранным в органы публичной власти. Соответственно, субъективное избирательное право разделяется на активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным).

Активным избирательным правом обладает гражданин, достигший 18 лет и место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирательное право в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеет четыре основополагающих принципа: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Избирательный процесс – предусмотренная федеральным законодательством деятельность соответствующих органов, кандидатов, избирателей и иных лиц в связи с подготовкой и проведением выборов в органы публичной власти.

Стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов;

2) составление списков избирателей;

3) образование избирательных округов и избирательных участков;

4) образование избирательных комиссий;

5) выдвижение кандидатов;

6) предвыборная агитация;

7) голосование;

8) подсчет голосов и установление результатов выборов.

Подготовку и проведение выборов организуют и обеспечивают избирательные комиссии. В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

избирательные комиссии муниципальных образований;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Добавить комментарий