Избирательное объединение

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

Д.ю.н., проф. С. Князев

Избирательные объединения представляют собой одну из самых многочисленных групп коллективных субъектов современного российского избирательного права. Их правовой статус закрепляется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Данные законодательные акты относят к избирательным объединениям такие общественные объединения, которые удовлетворяют ряду требований.

Во-первых, это должно быть политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), основными закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Во-вторых, политическое общественное объединение должно быть создано в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Поскольку федеральное законодательство о политических общественных объединениях (политических партиях) до настоящего времени не принято, то регистрация политических общественных объединений осуществляется в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями от 7 мая 1997 г. и 19 июля 1998 г.).

В-третьих, политическое общественное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне. Данное требование направлено на обеспечение адекватного по своему характеру влияния того или иного политического общественного объединения на различные этажи публичной (государственной и муниципальной) власти соответственно занимаемому им месту в иерархической структуре политической организации общества.

В-четвертых, действующий устав политического общественного объединения либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а при назначении досрочных выборов — не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Это является своеобразной гарантией, направленной на предотвращение в преддверии выборов рождения сиюминутных избирательных объединений, рассчитанных, как правило, на организацию избирательной кампании своих лидеров и получение государственного финансирования. Думается, однако, что оправданнее было бы привязать требуемый по законодательству стаж политического избирательного объединения не ко дню голосования, а к дате обнародования решения о назначении соответствующих выборов. И дело здесь не столько в увеличении сроков, сколько в обеспечении равенства прав избирательных объединений, в особенности в условиях переноса выборов.

Оценивая законодательство об избирательных объединениях с учетом тех изменений, которые были осуществлены в течение 1998-1999 годов, нельзя не признать, что оно преследует цели сужения круга тех общественных объединений, которые могли бы претендовать на электорально-политический статус. Тем не менее по данным Министерства юстиции Российской Федерации на выборах в Государственную Думу в декабре 1999 г. 139 политических общественных организаций вправе были претендовать на статус избирательных объединений. Данное обстоятельство достаточно красноречиво свидетельствует о значимости института избирательных объединений для современной модели организации и проведения выборов в Российской Федерации.

Избирательные объединения наделяются законодательством целым комплексом прав. Они могут выдвигать кандидатов, участвовать в формировании избирательных комиссий, назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей, иметь своих представителей (уполномоченных представителей), вести предвыборную агитацию, иметь свою символику (эмблему). Что же касается обязанностей избирательных объединений, предусмотренных законодательством о выборах, то к ним относится создание избирательных фондов при выдвижении списков кандидатов, а также соблюдение установленных в нормах права требований, касающихся недопущения злоупотреблений правом на предвыборную агитацию, в предоставлении отчетов о размерах, источниках формирования своих избирательных фондов, произведенных из них затратах и т.п. Особо следует подчеркнуть, что политическое общественное объединение, являющееся учредителем, членом либо участником другого политического общественного объединения, выступающего на выборах в качестве избирательного объединения либо принимающего участие в образовании избирательного блока, не может выступать на тех же выборах в качестве избирательного объединения как самостоятельно выдвигающего кандидата (кандидатов), так и участвующего в образовании избирательного блока.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что отношение к избирательным объединениям и особенностям их правового статуса далеко не однозначное. Это прежде всего касается такого их уникального правомочия, которым они наделены при проведении выборов в представительные (законодательные) органы государственной власти и местного самоуправления и которое предоставляет им возможность выдвигать не только кандидатов в одномандатных (многомандатных) избирательных округах, но и списки кандидатов при проведении выборов по правилам пропорциональной избирательной системы. В юридической литературе справедливо отмечается, что поскольку право выдвижения так называемых «партийных списков» принадлежит только избирательным объединениям или их блокам, то остальные граждане ставятся в неравные условия реализации своего пассивного избирательного права, и никакие интересы становления многопартийности в Российской Федерации и ее субъектах не могут оправдать это. Наглядным примером такого неравенства может служить факт, когда на выборах в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации 17 декабря 1995 г. 49 кандидатов, которые не смогли получить искомый мандат в одномандатных избирательных округах, все равно стали депутатами благодаря включению их избирательными объединениями в федеральные списки кандидатов. На неравные условия как для избирателей, так и для кандидатов в депутаты при выдвижении избирательными объединениями списков кандидатов обращалось внимание и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Более того, сохранение пропорциональной компоненты на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации приводит к ущемлению статуса парламентариев, избранных по одномандатным округам. Не случайно в ходе избирательной кампании по выборам Государственной Думы, состоявшимся 19 декабря 1999 г., депутаты-одномандатники образовали депутатскую группу «Народный депутат» и Центр поддержки независимых кандидатов. Они выступили за изменение закона о выборах, за отмену выборов по партийным спискам, за избрание депутатов по мажоритарной системе в одномандатных округах, за изменение роли Совета Государственной Думы, за внесение поправок в думский Регламент. Состоявшееся 30 октября 1999 г. Всероссийское совещание независимых кандидатов обратилось ко всем партиям с Заявлением, в котором предлагалось принять нелегкое, но крайне важное решение об изменении принципов избрания Государственной Думы, отменяющих выборы по партийным спискам. В этой связи самого серьезного внимания заслуживают предложения об ограничении возможностей избирательных объединений в выдвижении списков кандидатов и даже о полном отказе от пропорциональной избирательной системы. При этом последний вариант выглядит предпочтительным, поскольку только он позволит в полной мере обеспечить равенство избирательных прав всех граждан, независимо от их принадлежности к тем или иным избирательным объединениям.

Определенные подвижки в направлении оптимизации правового регулирования статуса избирательных объединений и результатов их участия в выборах уже наметились в действующем законодательстве. В частности, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 80) установил «плавающий барьер» при распределении депутатских мандатов по федеральному округу в случае, если избирательные объединения (блоки), набравшие пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, не наберут в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При наступлении подобных условий к распределению депутатских мандатов допускаются также и объединения, которые получили менее пяти, но более трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Думается, что эта новелла избирательного законодательства отвечает интересам адекватного симпатиям избирателей распределения депутатских мандатов, замещаемых по правилам пропорциональной системы на выборах Государственной Думы.

Немаловажное значение при оценке правового статуса избирательных объединений имеет и вопрос ужесточения требований, предъявляемых к их допуску к участию в выборах. Как справедливо отмечается в юридической литературе, для России, где кандидатов нередко выдвигают мельчайшие партии, не имеющие общественной поддержки и получающие в итоге в масштабах государства при использовании пропорциональной системы доли процента голосов избирателей, существенный интерес могут представлять нормы зарубежного законодательства об условной и окончательной регистрации партий. Во всяком случае дифференциация правового регулирования процессов партийного строительства способна оказать сдерживающее воздействие на фактически вышедшую из-под контроля ситуацию с образованием в преддверии выборов многочисленных карликовых партий и иных политических организаций.

Несмотря на то, что политические объединения рассматриваются избирательным законодательством в качестве основных субъектов электорального процесса и наделяются рядом исключительных полномочий (формирование избирательных комиссий, выдвижение списков кандидатов и др.), правовые основы российской многопартийности страдают очевидной пробельностью. Опыт федеральных и региональных выборов свидетельствует, что наличие у политических партий электоральных привилегий должно быть уравновешено адекватными этим привилегиям дополнительными обязанностями партий перед обществом и государством. Все это диктует острейшую необходимость принятия закона о политических объединениях, который направил бы отечественную многопартийность в русло формирования партий парламентского типа, т.е. поставил бы надежные правовые барьеры против антиконституционных и антидемократических тенденций в развитии многопартийности, стал бы барьером на пути использования экстремистскими объединениями избирательных механизмов для прихода к власти, упорядочил бы финансовую деятельность политических объединений в межвыборный период, ослабил давление на сферу политики со стороны бизнеса, преодолел бы тенденцию сращивания партий с криминальными, мафиозными структурами, ввел в более жесткие правовые рамки влияние исполнительной власти на политический процесс, расширил бы возможности общественного контроля за деятельностью политических объединений и т.п. В противном случае рассчитывать на цивилизованный характер участия партий в политическом электоральном процессе не представляется возможным.

Применительно к статусу избирательных объединений нельзя не признать также, что в законодательстве отсутствует действенная система санкций, применяемых к ним за нарушения избирательных прав граждан. Предусмотренная ст. 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возможность отмены (аннулирования) решения о регистрации списка кандидатов не выглядит достаточной мерой. В связи с этим нельзя не согласиться с тем, что законодательство о выборах должно быть дополнено иными санкциями, касающимися ответственности избирательных объединений (вплоть до лишения права участвовать в выборах) в случае грубого нарушения ими требований, относящихся к использованию прав и исполнению обязанностей в качестве участников избирательных правоотношений.

Избирательный блок представляет собой добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Правовой статус избирательного блока идентичен статусу избирательного объединения. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде каждого из избирательных объединений, после чего уполномоченными представителями этих объединений подписывается решение о создании избирательного блока.

Возможность участия в выборах в составе избирательного блока позволяет политическим партиям и движениям объединять свои усилия, что в конечном итоге благоприятно сказывается на политической консолидации гражданского общества. Вместе с тем, законодательство предусматривает специальные гарантии, направленные на предотвращение злоупотреблений избирательными объединениями предоставленным им правом создания блоков.

Все избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии непосредственно после их образования либо одновременно с представлением в избирательную комиссию совместного списка кандидатов. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

Наименование избирательного блока определяется на съезде (конференции) представителей избирательных объединений. При этом не может быть использовано наименование общественного объединения, зарегистрированного на данном или более высоком уровне и не вошедшего в данный избирательный блок в качестве избирательного объединения, а также наименование иного, ранее зарегистрированного, избирательного блока. Использование имени и фамилии физического лица в наименовании избирательного блока возможно только с письменного его согласия.

Избирательные объединения и блоки не следует отождествлять с таким особым коллективным субъектом избирательного права, как общественные объединения. В таком качестве на выборах могут себя обнаруживать два вида добровольных объединений граждан. Во-первых, к ним следует отнести общественные объединения неполитического характера (профессиональные союзы, творческие союзы, клубы по интересам и т.п.). Во-вторых, таковыми могут быть признаны политические общественные объединения, если их уставы (или изменения в них) были зарегистрированы в установленном законодательством порядке менее чем за год до дня голосования, а при досрочных выборах — менее чем за шесть месяцев до дня голосования.

По сравнению с избирательными объединениями статус общественных объединений в качестве участников избирательных отношений характеризуется заметной «усеченностью». Они не обладают правом выдвижения кандидатов, не могут назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, не должны (не вправе) создавать избирательные фонды. Во всем остальном возможности их участия в избирательных кампаниях различного вида и уровня практически не ограничены.

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

Вся электронная библиотека >>>

Избирательное право

Законы. Юриспруденция

Избирательное право

Раздел: Экономика и юриспруденция

политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Формально-юридическими признаками избирательного объединения являются: определенная организационно-правовая форма; наличие в уставе соответствующих избирательным законам формулировок основных целей; наличие акта государственной регистрации в установленные законом сроки.

Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне.

Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения.

Политическое общественное объединение приобретает статус избирательного объединения с момента заверения соответствующей избирательной комиссией списка кандидатов в соответствии с п. 8 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». С момента заверения списка кандидатов конкретное избирательное объединение становиться участником избирательного процесса и начинает сбор подписей избирателей в поддержку списка кандидатов.

В Российской Федерации избирательные объединения выполняют в настоящий период времени ту роль, которую в избирательных системах зарубежных стран выполняют политические партии.

К содержанию: Российское избирательное право. Словарь-справочник

Избирательное право и избирательная система Российской Федерации….

Активное избирательное право – право гражданина избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления.

Понятие избирательного права и процесса. Понятие избирательной…

Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем. Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах.

Ценз оседлости. Всеобщее избирательное право. Смысл возрастного…

Этот принцип означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами.

Избирательное право в США. Принцип всеобщности избирательного…

Избирательное право в США базируется на традиционных принципах всеобщности и равенства при тайном голосовании, являющихся универсальными.

Всеобщность избирательного права. Принцип свободного участия…

В принципе демократическое избирательное право допускает введение определенных цензов, т.е. специальных условий…

Понятие избирательной системы и избирательного права….

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов…

›Конституционное право России›

Объективное избирательное право и субъективное избирательное…

Говоря об избирательном праве, обычно разграничивают два его аспекта: объективное избирательное право и субъективное избирательное право.

Источники избирательного права. Конституция РФ. Федеральный закон…

Для выборов Президента РФ Конституция РФ определяет основные принципы: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Избирательное право. Объективное избирательное право – это система…

Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения…

Российское избирательное законодательство. Избирательная система…

Реализацию и защиту избирательных прав граждан, подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии.

Активное избирательное право. право голоса. Избирательные права….

Сюда относится прежде всего активное избирательное право, или право голоса, которое иногда называется также общим избирательным правом.

Принципы избирательного права. Активное избирательное право….

Принципы субъективного избирательного права урегулированы Конституцией в главе о политических правах разд. II «Об основных правах и гарантиях».

Принцип всеобщего избирательного права. Принципы избирательного…

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Закон об избирательных правах. Поправки к Конституции США. Реформы…

Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Женское избирательное право очень долго ограничивалось в США.

Равное избирательное право. Этот принцип предполагает равную…

Куриальная система нарушает не только принцип равного избирательного права, но и вообще равноправие граждан.

Избирательное право независимой Индии. Общая характеристика…

Избирательное право независимой Индии значительно демократизировано избирательным законодательством по сравнению с колониальными временами.

…власти и местного самоуправления. Избирательное право

Выборы регламентированы нормами конституционного (государственного) права, составляющими избирательное право.

›Основы государства и права›

В КНР избирательное право — всеобщее. Избирательные права….

В КНР избирательное право — всеобщее. Конституция устанавливает: «Все граждане Китайской Народной Республики, достигшие 18 лет…

…по пути признания всеобщего мужского избирательного права

Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству даже между теми категориями граждан, которым это право вообще было предоставлено.

…Президента и Государственной Думы. Избирательное право…

§ 4. Избирательное право и избирательная система современной России. Выборы — способ формирования важнейших органов государственной власти Российской Федерации как…

Конституционное право›

Избирательное объединение – это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований в качестве избирательных объединений могут выступать не только партии, но и иные общественные объединения. Это общественные организации, движения (их структурные подразделения), зарегистрированные на уровне, соответствующем уровню выборов (или на более высоком уровне), устав которых предусматривает участие в выборах. При этом указанные общественные объединения либо внесенные в их уставы изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации соответствующей партии, иного общественного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений (Минюст России). Наименованием избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, является наименование, указанное в решении о его создании. В случаях и порядке, предусмотренных законом, избирательное объединение вправе представить в организующую выборы избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в его уставе. Изменение наименований и эмблем избирательных объединений после их представления в избирательную комиссию не допускается.

Списки избирательных объединений

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, составляют список партий и иных объединений, имеющих право участвовать в выборах в качестве избирательных объединений по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов. Указанные органы юстиции не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов публикуют данный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях и размещают его в сети Интернет. В тот же срок они направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.

На выборах в федеральные органы государственной власти в этот список включаются партии, имеющие право принимать участие в выборах; на выборах в органы государственной власти субъектов РФ – партии и их соответствующие региональные отделения; на выборах в органы местного самоуправления – партии, их соответствующие региональные отделения и другие структурные подразделения, имеющие право принимать участие в выборах, иные общественные объединения, их структурные подразделения, отвечающие признакам избирательного объединения.

ФЗ «Об основных гарантиях…» содержит определение избирательного объединения: это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

Понятие избирательного объединения определяет его правовой статус, который состоит из двух частей: материально-правовой и процессуально-правовой.Материально-правовой статусизбирательного объединения означает его потенциальную возможность (способность) участвовать в избирательном процессе. Условиями обладания материально-правовым статусом являются:

1) государственная регистрация избирательного объединения в качестве политического общественного объединения;

2) истечение с момента государственной регистрации определенного периода времени с тем, чтобы срок между государственной регистрацией и днем голосования на выборах, в которых имеет право участвовать избирательное объединение, составлял не менее одного года (шести месяцев в указанных выше случаях).

В ст. 3 ФЗ «О политических партиях» закреплено понятие данного института, а также основы правового статуса и структура политической партии. Согласно указанной статье под таковой понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Нормативно-правовые требования, предъявляемые к политической партии:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены п. 6 ст. 23 ФЗ «О политических партиях». Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Под региональным отделением политической партии в ФЗ «О политических партиях» понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ. В субъекте РФ, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Дополним, что в действующей редакции ФЗ «О политических партиях» также имеет место категория «политическая партия, представленная в Государственной Думе Федерального Собрания РФ». Под таковой понимается политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, или политическая партия, федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат (переданы депутатские мандаты) в соответствии со ст. 82.1 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Дополняет указанные положения категория «политическая партия, представленная в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ», под которой понимается политическая партия, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, или политическая партия, списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным п. 17 ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях…».

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. (Ст. 36 ФЗ «О политических партиях»). Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения вправе принимать участие в выборах и референдумах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после предоставления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ. Политическая партия вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно в порядке, установленном избирательным законодательством.

Важной нормой ФЗ «О политических партиях», относящейся к деятельности избирательных объединений, является положение о том, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта РФ может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 7 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Основу процессуального статуса избирательных объединений составляют их права и обязанности (полномочия).Полномочия избирательных объединений (далее – ИО) складываются из процессуальных прав и обязанностей, предоставленных им нормами избирательного права. Избирательные объединения и обладают равными правами. Можно выделить следующие виды полномочий избирательных объединений, возникающие на разных стадиях избирательного процесса:

1)права в отношении кандидатов (списков кандидатов):

— на своих съездах (конференциях, собраниях) выдвигать кандидатов, списки кандидатов;

— осуществлять сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов (списков кандидатов) для последующей регистрации.

Дополним, что согласно последним изменениям в действующем избирательном законодательстве политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (далее – Госдума), в органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Ранее от сбора подписей избирателей на выборах соответствующего уровня освобождались партии, представленные в Госдуме, законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Федерации, представительных органах муниципальных образований. Не требовалось собирать подписи и тем, которые были представлены в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в 1/3 регионов. Теперь при проведении выборов (кроме выборов Президента России) все политические партии освобождены от сбора подписей избирателей. Что же касается выборов Президента РФ, то сохранено требование о сборе подписей избирателей партиями, не представленными в Госдуме, законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в 1/3 регионов. Однако необходимое количество подписей уменьшено. Так, в поддержку кандидата на должность Президента РФ нужно собрать не менее 100 тыс. (вместо 2 млн) подписей избирателей. С 2 млн до 300 тыс. сокращено количество подписей, которое требуется от самовыдвиженца. Указанные поправки в избирательное законодательство вступили в силу с 3 мая 2012 г. Следовательно, отмеченные нормативные положения будут применяться к выборам, назначенным после этой даты;

— отзывать кандидатов, списки кандидатов;

— исключать кандидатов из списков кандидатов.

2)права по осуществлению предвыборной агитации:

— в допускаемых законом формах правомочны вести предвыборную агитацию. ИО, которые зарегистрировали списки кандидатов (при пропорциональной избирательной системе), гарантируются равные по сравнению с другими избирательными объединениями условия доступа к средствам массовой информации, в том числе возможность использования бесплатного эфирного времени, печатной площади, помещений для проведения массовых мероприятий;

3)права и обязанности по финансированию избирательной кампании:

— после выдвижения списков кандидатов обязаны создавать избирательные фонды;

— вправе распоряжаться средствами своих избирательных фондов;

— обязаны вести учет поступления и расходования средств избирательных фондов и не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего избирательного фонда, а также обо всех произведенных затратах;

4)права по контролю за ходом выборов:

— ИО, зарегистрировавшие списки кандидатов, вправе назначить членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, обладающими установленными законом правами по контролю за деятельностью избирательных комиссий, контролю за ходом голосования, подведением его итогов и определением результатов выборов, уполномоченных и доверенных лиц;

5)права по формированию избирательных комиссий:

— право направлять соответствующим представительным и исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям предложения по назначению членов избирательных комиссий субъектов РФ, окружных, муниципальных, территориальных и участковых избирательных комиссий. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны назначить не менее одной второй состава избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, представительном органе местного самоуправления.

Процессуальный статусизбирательного объединения прекращаетсяв случаях:

1) отказа от участия в выборах. Избирательное объединение вправе в любое время, но не позднее, чем за пять дней до дня голосования, отозвать кандидата, выдвинутые им списки кандидатов и отказаться от участия в выборах по решению органа, принявшего решение о выдвижении кандидата, списки кандидатов по единому избирательному округу, представив решение об этом соответствующую избирательную комиссию;

2) отказа в регистрации или отмены регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением;

3) если избирательное объединение не набрали необходимого для принятия участия в распределении мандатов количества голосов (после официального опубликования результатов выборов).

Избирательные объединения, принявшие участие в распределении мандатов на выборах и сформировавшие фракции в законодательных органах государственной власти, сохраняют свой статус и по окончании соответствующего избирательного процесса.

(англ. electoral assotiation) — по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до 6 месяцев. Эти сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения (ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»**).

Напр., применительно к выборам депутатов Государственной Думы ст. 32 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»** определяет И.о. как общероссийское политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в Минюсте РФ в порядке, установленном федеральными законами. Список политических общественных объединений, отвечающих требованиям, предъявляемым этим федеральным законом к И.о., составляется Минюстом РФ. На основании запроса ЦИК РФ указанный список по состоянию на день получения запроса направляется в ЦИК РФ в 10-дневный срок со дня получения запроса. Политическое общественное объединение, являющееся учредителем, членом либо участником др. политического общественного объединения, выступающего на выборах депутатов Государственной Думы в качестве И.о. либо принимающего участие в создании избирательного блока, не может выступать на этих выборах в качестве И.о., как самостоятельно выдвигающего список кандидатов, так и участвующего в создании избирательного блока. Правами И.о. обладают также избирательные блоки, создаваемые на период проведения выборов депутатов Государственной Думы.

При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления И.о. признается общественное объединение, а также его региональные и местные отделения, которые в соответствии с законодательством имеют право выдвигать кандидатов, (ст. 2 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, являющегося приложением к ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»**).

Смотреть больше слов в «Большом юридическом словаре»

Добавить комментарий