Избирательное право основное

В большинстве стран действуют выборные органы государства, местного управления, суды. В государственном праве таких стран содержатся нормы, регулирующие проведение выборов, применяется такое понятие, как избирательное право.

Понятие избирательного права используется для обозначения двух взаимосвязанных юридических явлений. Во-первых, под избирательным правом подразумевается институт, т.е. совокупность норм, регулирующих порядок и условия формирования выборных органов, замещения выборных должностей. Во-вторых, избирательное право обозначает субъективное право лиц на участие в выборах. Причем понятие субъективного избирательного права имеет два значения. Участие в выборах заключается в подаче голосов избирателями. Но выставление кандидатуры на выборный пост также представляет собой форму участия в выборах. Поэтому различают активное избирательное право, обеспечивающее участие в выборах в качестве избирателя, и пассивное избирательное право, то есть право участвовать в выборах на правах кандидата в депутаты, президенты, губернаторы, шерифы и на другие должности.

Задачи, которые возлагаются на выборы, цели, достигаемые посредством избирательного права, нельзя определить односложно. В демократических режимах выборы депутатов и президентов создают отношения политической ответственности органов власти перед большинством общества (народом), а также решают проблему легализации (законности) властвующих учреждений. Вместе с тем выборы итальянского главы государства, президентов в других парламентских республиках не столько выявляют политически активных лиц и связывают их обязанностями перед обществом, сколько выдвигают на высшую государственную должность уравновешенных деятелей, способных сохранять нейтральность в межпартийной борьбе.

Если же избираются судьи, то функция выборов сужается. Выборы лишь выявляют наиболее авторитетных и уважаемых лиц, которым можно доверить правосудие, по не связывают избранников политической ответственностью и обязанностями, заранее выработанной программой, принятыми обещаниями. Тем самым предотвращается возможность избрания на судейские должности лиц, имеющих явные политические склонности, способных привлекать симпатии граждан путем выдачи предвыборных обязательств. Состав кандидатов ограничивается довольно узким кругом людей, обычно солидного возраста, имеющих юридическую квалификацию, рекомендуемых к избранию коллегиями специалистов в области права (адвокатов, судей). В США федеральные судьи вообще не избираются, а назначаются президентом. А в Южной Корее для получения судейской должности необходимо пройти исключительно сложный экзамен. В других странах судьи избираются на длительные (например, десять лет) сроки или же занимают свою должность, пока отличаются «хорошим поведением», то есть становятся несменяемыми. Это делается для того, чтобы оградить судей от политической заинтересованности и изменчивого общественного мнения, заведомо вывести их из-под контроля граждан, партий, администрации и законодателей.

В тоталитарных режимах процедуру выборов используют для того, чтобы регулярно юридически подтверждать в обществе и перед внешним окружением обоснованность существующей системы бесконтрольной власти.

Практика избирательных кампаний и законодательство о выборах, сложившиеся в государствах, позволяют назвать некоторые зарекомендовавшие себя принципы избирательного права, то есть основополагающие начала, на которых избирательное право базируется.

Одним из наиболее известных является принцип всеобщего избирательного права. Всеобщее избирательное право означает, что право участия в выборах предоставляется всем совершеннолетним гражданам.

Не все страны придерживаются этого принципа. Наличие или отсутствие всеобщего избирательного права в национальных законодательствах определяют на основании анализа тех ограничений, которые установлены для участия в выборах. Такие ограничения называются избирательными цензами (квалификациями).

Цензы (квалификации) различаются. Одни цензы являются техническими, другие охранными, а третьи дискриминационными. Дискриминационные цензы означают отклонение от всеобщего избирательного права или даже отказ от этого принципа. Технические и охранные цензы корректируют этот принцип, по не нарушают его. Не всегда различия между цензами выглядят убедительно. Некоторые с внешней стороны технические и охранные ограничения избирательного права установлены с целью поддержания неравенства, дискриминации.

К техническим цензам относятся ограничения, позволяющие упорядочить процедуру и итоги выборов. Технические цензы не преследуют целей отстранения от участия в выборах отдельных социальных слоев, лиц, враждебных существующему государственному строю. Они отражают устоявшиеся общественные представления о составе граждан, участие которых в политике может быть конструктивным и ответственным. Эти цензы позволяют полностью или частично воспользоваться избирательным правом всем категориям граждан, не связаны с национальностью, убеждениями, имущественным положением избирателей и прочими подобными обстоятельствами. Ограничения, связанные с техническими цензами, в большинстве своем не являются абсолютными, и каждый гражданин потенциально подлежит освобождению от них. Технические цензы выводят из числа участвующих в выборах:

а) недееспособных лиц. Это означает, что избирательным правом не пользуются умалишенные граждане, а также несовершеннолетние. Возраст, по достижении которого наступает политическое совершеннолетие, т. е. активное избирательное право, устанавливается по усмотрению законодателей каждого государства. Он зависит от политического состояния стран, от деятельности партий, заинтересованных в расширении корпуса избирателей, от степени влияния молодежных движений. Еще два-три десятилетия назад во многих странах возрастной ценз устанавливался на уровне 21 —25 лет. Но впоследствии эмансипация молодежи привела к тому, что возрастные цензы снизились, хотя, например, в Японии дееспособность наступает с 20 лет. Сейчас практически повсеместно активным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 18 лет. Очевидно, и этот ценз нельзя считать окончательным. В Швеции избирательным правом наделены лица в возрасте 17 лет, а в Бразилии с 1988 г. уже 16-летние граждане становятся избирателями;

б) лиц, не имеющих устойчивых и определенных оснований для пользования активным избирательным правом. По общему правилу к участию в выборах допускаются только граждане (подданные). Из этого правила,однако,следует сделать изъятия,которые встречаются в отдельных государствах, — в Великобритании членами палаты общин могут быть избраны граждане Ирландской республики, а также граждане (подданные) стран-участниц Британского Содружества Наций. Во многих странах участие в выборах ограничено цензом оседлости. Эта квалификация означает, что к выборам допускаются лица, имеющие устойчивую связь с территорией, на которой выборы проводятся. Иными словами, для того, чтобы воспользоваться избирательным правом, гражданин должен иметь постоянное место жительства в избирательном округе либо проживать на его территории определенный срок (в Норвегии — 10 лет), либо иметь там недвижимое имущество (наследство в виде земельной собственности — Франция), либо место работы, вести предпринимательскую деятельность. Ценз оседлости дает организаторам выборов время и возможность выявить и зафиксировать круг лиц, правомочных подать свой голос, упорядочивает учет избирателей.. Для получения права быть избранным губернатором какого-либо из штатов в США, лицо должно проживать на его территории не менее 5 лет. Ценз оседлости, видимо, основан на том мнении, что в решении вопросов, касающихся избирательного округа, должны участвовать лишь те, кому местные интересы близки, известен состав политических партий, личности кандидатов на выборные посты;

в) лиц, возраст которых дает основания для ограничения их пассивного избирательного права. Очевидно, есть причины, по которым считается, что доверять власть целесообразно тем, кто обладает жизненным опытом, устойчивыми убеждениями и ответственностью. Такие качества приобретают с годами. Поэтому установлены повышенные возрастные цензы для лиц, баллотирующихся в качестве кандидатов на выборах. Здесь наблюдается своего рода закономерность: чем более ответственным и значимым для общества является предмет состязания на выборах, тем более высокие возрастные цензы ограничивают пассивное избирательное право. На муниципальных (местных) выборах возрастной ценз, устанавливаемый для кандидатов, обычно соответствует возрасту наступления общей дееспособности. На выборах в нижнюю палату парламента кандидатами обычно становятся лица старше двадцати пяти лет. На выборах в верхнюю палату парламента, должности президента или члена высших судебных инстанций пассивным избирательным правом пользуются начиная с 30—40 лет.

Применение охранных цензов выводит из числа участвующих в выборах те категории лиц, влияние которых на политику может оказаться опасным для государственного строя, противоречит существу политического режима, но не связано с нарушением представлений о справедливости.

В число охранных цензов можно включить ограничения, налагаемые на военных и государственных служащих. Так, по Конституции Бразилии, в выборах не участвуют военнослужащие срочной службы, а офицеры, выставляющие свои кандидатуры, должны уйти в отставку. Их участие в выборах может стимулировать повышенный интерес к политике, тогда как армия и административный аппарат зачастую мыслятся как внепартийные, деполитизированные институты. Кроме того, в отдельных странах, применяющих систему разделения властей, считается необходимым обособить друг от друга законодателей и исполнительную власть. Тогда министры, чиновники лишаются права быть избранными в состав парламента, и это охраняет конституционный механизм разделения властей.

В странах, где проводится политика консолидации общества, разрушения трайбализма (племенных отношений), охранные цензы ограничивают избирательные права вождей племен и кланов. С их помощью политические отношения между депутатами и избирателями по возможности освобождаются от клановых, племенных привязанностей.

Довольно распространенным является лишение банкротов и несостоятельных должников права участвовать в выборах. В этом цензе можно усмотреть дискриминационное содержание. В самом деле, какое отношение имеют имущественные обязательства человека к его участию в выборах? Но, с другой стороны, подобные меры имеют свою логику: если человек не в состоянии отвечать за свои дела, обязательства, то, может быть, ему и не следует участвовать в решении вопросов, от которых зависит общее благополучие? Устанавливая ценз для банкротов, государство ограждает политику от граждан, личная безответственность которых подтверждена судом, рассмотревшим дело о банкротстве.

Практикуется также лишение избирательного нрава лиц, осужденных за совершение некоторых преступлений против основ государственного строя. Многие страны с социалистическим прошлым (Албания, Чехия и др.) теперь принимают законодательство о люстрации, которое устанавливает запрет бывшим партийным функционерам, работникам спецслужб занимать должности в правительстве, средствах массовой информации, а также избираться в депутаты. В большинстве штатов США бывшие заключенные в течение нескольких лет по отбытии наказания не участвуют в выборах280. Эти цензы часто оказываются дискриминационными по существу.

280 См.: Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США. М., 1991, с. 34.

Дискриминационные цензы порождают бессрочное лишение избирательных прав, применяемое к представителям оппозиции, а также к категориям лиц, социально-правовая незащищенность которых дает повод игнорировать их политические интересы. Дискриминационные цензы не связаны с такими обстоятельствами, как дееспособность, возраст, место жительства. В результате избирательной дискриминации в выборах не участвуют лица определенной национальности, расы, женского пола, «низкого» происхождения, имущественного и социального положения, придерживающиеся «неправильных» политических убеждений. Дискриминационные цензы нельзя обосновать соображениями удобства в учете избирателей, технологией выборов. Если они и выполняют функцию охраны, то охраняют не только и не столько интересы общества и права человека, сколько власть господствующей партии, элиты.

Важно психологическое восприятие ограничений, устанавливаемых цензом. Действительно дискриминационными можно считать лишь те ограничения, которые воспринимаются значительной частью общества как несправедливость, неосновательное ущемление прав281. Проблема нарушения естественных прав человека, в том числе избирательного права, возникает при том условии, когда гражданский статус личности должен быть признан, но остается непризнанным. По этому признаку к числу дискриминационных цензов можно отнести и ценз оседлости, и возрастные цензы, если они лишают политического выбора граждан, возраст которых фактически не препятствует пользованию избирательным правом.

281 Например, Конституция штата Иллинойс устанавливает, что Генеральная Ассамблея штата может установить в качестве условия допуска к выборам срок проживания в округе, который не должен превышать тридцати дней. Из этого можно сделать вывод, что более длительный срок ценза оседлости общество штата Иллинойс посчитало бы несправедливым, дискриминационным. См.: Конституция штата Иллинойс/Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М.,1996, с.102.

Бесспорно дискриминационным следует считать лишение избирательного права по расовому и национальному признаку, что практиковалось до недавнего времени в ЮАР. Отстранение женщин от участия в выборах теперь уже без сомнения можно отнести к дискриминационным цензам. В соответствии с Законом «О революции» от 22 ноября 1973 г. в Гамбии в выборах не участвовали «эксплуататоры», коммерсанты, владельцы средств транспорта и промышленных объектов и другие лица, использующие труд наемных работников, а также «тунеядцы». Дискриминационным является лишение лиц, получивших гражданство по натурализации, а не по рождению, права баллотироваться в президенты США.

В прошлом весьма распространенными были имущественные цензы, которые применялись к лицам, не имеющим достаточно высоких доходов. Фактически социально-имущественные цензы сохраняются и поныне. Например, в Швеции учет избирателей ведут налоговые управления. Избиратели зачастую учитываются по месту постоянного проживания. Но часть граждан, может быть, и не платит налогов за неимением доходов. Встречаются и бездомные. Едва ли они испытывают неудобства из-за невозможности пользоваться правами избирателя, но принцип всеобщего избирательного права от этого терпит ущерб.

Встречаются цензы, природу которых определить сложно. Так, по закону 1965 г. в Руанде пассивного избирательного права были лишены граждане, практикующие полигамию и внебрачное сожительство. Ценз грамотности можно было бы расценивать как дискриминационный, однако возможность делать сознательный выбор прямо зависит от способности человека получать и обрабатывать информацию, т.е. от его образованности.

Принцип равного избирательного права имеет фундаментальное значение для государственного строя, хотя и его нельзя считать общепризнанным и окончательно утвердившимся. Равное избирательное право выражается в том, что каждое лицо, участвующее в подаче голосов, и одинаковой мере влияет на результаты выборов. Равное избирательное право означает также, что закон не дает преимуществ ни одному из кандидатов, претендующих на замещение депутатских мест, выборных должностей, и не устанавливает для них ограничений.

Одинаковое влияние избирателей на результаты выборов обеспечивается некоторыми основными условиями. Во-первых, должно соблюдаться правило «один избиратель — один голос». Если же иметь в виду возможность избрания нескольких кандидатов, это правило звучит иначе — каждому избирателю принадлежит равное количество голосов. Отклонением от равного избирательного права является предоставление избирателям неодинакового числа голосов. Подобное неравенство в количестве используемых голосов называется «плюральный вотум». Плюральный вотум в прошлом широко применялся, но сейчас он уже вышел из употребления. Во-вторых, для равного избирательного права важно, чтобы избирательные округа создавались с равной численностью избирателей. Если это условие не выполнено, избирательное право становится неравным. Допустим, что в округе количество избирателей вдвое превышает численность другого округа. Голос избирателя в многочисленном округе становится в два раза менее весомым. В малочисленном округе граждане используют меньше голосов, но выберут депутата с такими же полномочиями, что и в округе, где нужно было «потратить» вдвое больше голосов для получения того же результата.

Идеально равной численности избирателей в округах достигнуть никогда не удается. Но приблизительное равенство обеспечить можно. Другое, дело, когда неравенство используется намеренно, с целью политической выгоды. Так, сельское население обычно настроено более консервативно и лояльно к властям, чем горожане. Поэтому политики, находящиеся у власти, иногда создают малочисленные округа в сельской местности и достигают ‘ побед на выборах меньшим числом голосов, чем нужно было бы, если бы округа были равными. Этот вид политической игры называется избирательная география, или джерримандеринг. Ее следствием является нарушение равного избирательного права. В Болгарии, например, применение избирательной географии было отмечено как способ исключить политическое представительство этнических меньшинств, растворить их голоса в общей массе голосующих 282. Джерримандеринг был признан неконституционным в решении Верховного Суда США, вынесенном в 1962 г.

282 См.: Кисе Э. Искажают ли партии демократию? / Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1996, №2 (15), с. 44.

В-третьих, применение равного избирательного права возможно, если выборы проводятся по территориальному, а не по сословному принципу. Избиратели подают голоса не от корпорации, голосуют лично, а не в составе сословия.

Даже если корпорации избирают одинаковое количество депутатов, каждая из них состоит из разного числа избирателей. Поэтому сословные выборы делают избирательное право заведомо неравным. Например, можно ли считать избирательное право в Республике Гамбия равным, если обычные граждане и вожди племен участвуют в выборах на разных условиях — населением избираются 35 членов Палаты представителей, а вожди, составляющие свою избирательную курию, выбирают 5 депутатов. В Королевстве Бутан 10 депутатов Национальной ассамблеи избираются буддийскими монастырями, а 100 — сельскими старостами.

Избирательное право почти везде, по крайней мере официально, является свободным, то есть представляет собой возможность, которой избиратель вправе, но не обязан пользоваться. Но встречаются случаи, когда законом устанавливается обязательное избирательное право, которым не только можно, но и должно пользоваться. Так, по Конституции Италии уклонение от участия в выборах влечет моральную ответственность, а в Австрии, Австралии за такие правонарушения могут быть применены настоящие санкции, штрафы.

Избирательное право реализуется по принципу прямых либо непрямых выборов. Принцип прямого избирательного права применяется при условии, если у избирателя есть возможность проголосовать непосредственно «за» или «против» кандидатов на выборные должности или депутатские места. Непрямое избирательное право имеет место тогда, когда между избирателями и избираемыми имеется посредник, которому доверено решить исход выборов. Непрямое избирательное право существует в двух видах — косвенные выборы и многостепенные выборы.

Косвенными являются выборы, в ходе которых избиратели формируют коллегию выборщиков. В США подобные коллегии избирают президентов, а в Свазиленде — депутатов и сенаторов парламента. На президентских выборах в Финляндии применяется альтернативный принцип — избирателю выдают два бюллетеня, одним из которых он голосует за кандидатуру президента, а другим — за выборщика. Если ни один из кандидатов не будет избран прямым голосованием по итогам подсчета первой группы бюллетеней, то его изберут выборщики косвенным голосованием.

Многостепенными называют выборы, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень представительных органов местного управления. Члены вышестоящих органов государства избираются их нижерасположенными коллегами. Так, в Китае население избирает уездные и районные собрания народных представителей, которые в свою очередь выбирают собрания народных представителей провинций, а те — Всекитайское собрание. Во Франции установлена своеобразная модель многостепенных выборов членов Сената. Для избрания сенаторов организуются специальные коллегии, в состав которых, однако, входят депутаты Национального собрания, а также члены местных (от регионов и департаментов) органов управления и делегаты от низовых муниципалитетов .

Сложна природа судейских выборов. В ряде стран судей не назначают, а избирают, причем не граждане, а представительные органы власти. Такие выборы нельзя считать многостепенными, поскольку суды не являются высшей или низшей ступенью для представительных органов власти. В то же время эти выборы не являются косвенными, так как для их проведения не образуются коллегии выборщиков. Очевидно, эта процедура представляет собой отдельную разновидность непрямых выборов

1) Агитационные материалы – это печатные, аудио-визуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.

2) Агитационный период– это период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

3) Агитация предвыборная (предвыборная агитация)– деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него, или них.

4) Агитация по вопросам референдума– это деятельность осуществляемая в период кампании референдума, и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать, либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенные на референдум вопрос.

5) Бюллетень– это избирательный бюллетень либо бюллетень для голосования на референдуме.

6) Вопрос (вопросы) референдума– это вопрос (вопросы), проект закона, иного НПА, по которым предлагается провести или проводиться референдум.

7) Выборное должностное лицо– это Президент РФ, а также избираемый непосредственно гражданами РФ, проживающими на территории муниципального образования, глава муниципального образования (высшие ДЛ субъектов).

8) Выборы– форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией, ФЗ, Конституциями (уставами), законами субъектов, уставами муниципальных образований, в целях формирования органов государственной власти, органа МСУ либо наделения полномочиями ДЛ.

9) Избиратель– это гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

10) Кандидат– это лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе государственной власти или органе местного самоуправления, либо зарегистрированное в соответствующей избирательной комиссии в качестве кандидата.

11) Активное избирательное право – это право граждан РФ избирать в ОГВ и ОМСУ.

12) Пассивное избирательное право– это право граждан РФ быть избранными в ОГВ и ОМСУ.

13) Избирательный округ– территория, которая образована (определена) в соответствии с законом, и от которой непосредственно гражданами РФ избирается депутат (депутаты), выборное ДЛ (выборные ДЛица).

14) Единый избирательный округ– это избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

15) Многомандатный избирательный округ – это избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов, и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально.

16) Одномандатный избирательный округ –это избирательный округ, в котором избирается 1 депутат.

17) Референдум – это форма прямого волеизъявления граждан в РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения, в целях принятия решений, осуществляемого по средствам голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме. Виды: референдум РФ, Референдум субъекта, местный референдум (референдум местный).

18) Избирательные права граждан – это конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в ОГВ и ОМСУ, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, предвыборные агитации, наблюдение за поведением выборов, работа избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях, в порядке установленных конституцией федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов.

Лекция № 10 (06.11.13)

Добавить комментарий