Избирательное право понятие принципы

Выборы– это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов.

Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах.

Во-первых, избирательное право в объективном смысле(позитивное избирательное право) — это порядок подготовки и проведения выборов.

Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле(субъективное избирательное право) — это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Виды избирательного права:

  • Активное избирательное право – право граждан избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  • Пассивное избирательное право – право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательная система в широком смысле– совокупность правовых норм, образующих избирательное право.

Избирательная системав узком смысле— порядок определения результатов голосования

Виды избирательных систем. Существуют два основных вида избирательных систем.

1. Мажоритарной избирательная система — Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.

Существуют три разновидности мажоритарной системы:

  • Абсолютного большинства — избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

  • Относительного большинства — кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов,

  • Квалифицированного большинства — победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Мажоритарная система применяется в России при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), а также при выборах в представительный орган власти (Дума, парламент).

+ системы: она проста и позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти.

при такой системе голосуют за конкретного человека, а не за список кандидатов от партии,

– системы: При ее использовании меньшинство граждан, с иными политическими взглядами, оказывается никем в парламенте не представленным.

мажоритарная система относительно дорога, так как часто нужно проводить второй тур голосования для выявления победителя, а это требует немалых финансовых затрат.

2. Пропорциональная система — это система, в которой каждая политическая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.

Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Для эффективного использования устанавливается заградительный барьер, лишающий малые партии, набравшие слишком мало голосов, возможности участвовать в распределении депутатских мандатов. В нашей стране он равен 5%

Существуют два главных вида пропорциональной избирательной системы – по закрытым партийным спискам и по открытым партийным спискам.

Закрытый партийный список– когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

Открытый партийный список– когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.

В Российской Федерации при формировании представительного законодательного органа используется смешанная избирательная система.

Это синтез мажоритарной избирательной системы и пропорциональной.

Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

Из 450 мест в Государственной Думе 225 заполняется по мажоритарной системе (одномандатные округа) и 225 – по пропорциональной.

Избирательное право:

1) Объективный смысл (широкий смысл) — представляет собой подотрасль КП, состоящую из совокупности правовых норм, регламентирующий порядок организации и проведения выборов и референдума, а также порядок реализации избирательных прав граждан и право на участие в референдуме

2) Субъективный смысл (узкий смысл) — это совокупность субъективных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы гос. власти, органы МСУ и на иную выборную должность: активное избирательное право (право избирать); пассивное избирательное право (право быть избранным)

Принципы ИП-это основополагающие начала, лежащие в основе организации и проведения выборов, направленные на наиболее полную реализацию субъективных избирательных прав граждан РФ, закреплённые в К. РФ и в нормах специального избирательного законодательства.

Помимо российского законодательства, основополагающие принципы ИП закреплены в международных ПА, которые в случае ратификации РФ являются обязательными для исполнения на её территории. Например, РФ ратифицировала конвенцию о стандартах демократических выборов стран-участниц СНГ.

Конституция РФ непосредственно закрепляет 4 основных принципа ИП:

1. Всеобщее ИП – граждане РФ, отвечающие предъявляемым избирательным законодательством требованиям, имеют право реализовать своё активное и пассивное ИП.

Исключением из данного принципа является наличие избирательных цензов. Избирательные цензы – это требования, при соблюдении которых лицо получает возможность участвовать в избирательном процессе, реализуя свои субъективные избирательные права. Перечень таких цензов в обязательном порядке должен быть закреплен в Конституции РФ или в нормах специального избирательного законодательства, на которое должна быть сделана ссылка в конституции.

Избирательные цензы ограничивают реализацию активного и пассивного избирательного права.

Действующие цензы: Гражданство РФ; Возраст; Оседлость; Несовместимость должностей; Неизбираемость; Образовательный ценз; Моральный ценз

2.Равное ИП — Все избиратели имеют равное количество голосов; голос каждого избирателя имеет равный вес и оказывает одинаковое значение на выборы

3.Прямое ИП — избиратель голосует сразу за кандидата или партийный список.

4.При тайном голосовании — направлен на исключение контроля за волеизъявлением избирателей.

Принцип свободы выборов предполагает добровольное участие лица на выборах.

Принцип обязательности выборов направлен на то, чтобы власть была легитимной, т.е. лица и органы государственной власти, являющиеся по Конституции РФ выборными, не были наделены полномочиями иным способ.

Принцип альтернативности выборов; Принцип недопустимости иностранного участия в избирательном процессе; Принцип сочетания государственного финансирования выборов с инымиисточниками,предусмотренными законом; Сочетание различных избирательных систем на выборах и другие.

Избирательная система – это порядок определения победителя на выборах, а так же порядок распределения депутатских мандатов в парламенте.

Виды избирательных систем:

1) Мажоритарная избирательная система – это избирательная система, при которой победитель на выборах должен набрать установленное законом большинство голосов. Разновидности большинства: Система относительного большинства; Система абсолютного большинства (50%+1); Система квалифицированного большинства

2) Пропорциональная избирательная система предполагает участие в выборах, выдвигаемых политическими партиями, списков кандидатов.

3) Смешанная избирательная система. В настоящий момент смешанная система применяется на выборах регионального уровня.

Классификация принципов избирательного права

Наибольшую разработку получили четыре принципа, всеобщности выборов, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Напомним, что впервые они были закреплены в Конституции СССР 1936 г. Эти принципы в первую очередь связывались с условиями реализации субъективного избирательного права и послужили основой выстраивания российской модели избирательного права и разработки соответствующих исследований, в том числе науки о принципах.

В свое время А.А. Белкин отмечал, что именно принципы субъективного избирательного права должны быть положены в основу концепции правового регулирования выборов, так как без них содержательное наполнение методов и способов юридического воздействия на участников общественных отношений, опосредующих организацию и проведение выборов, будет лишено социально значимых ориентиров и координат. С этих позиций рассматривали принципы А.Е. Постников. А.В. Иванченко, И.Л. Алебастрова, отмечая, что принципы субъективного избирательного права выступают условиями, соблюдение которых придаст выборам действительно демократический характер.

И.С. Бондарь и А.А. Джагарян называют их классическими, подчеркивая, что они являются нормативно-правовым выражением электорально-правового статуса личности, который есть не что иное, как элемент конституционного статуса, его предметно-конкретизированная суть.

С 1990-х годов — периода реконструкции избирательной системы — совершенно обоснованно наметился более широкий подход к принципам избирательного права. Исследователи начали выделять принципы объективного избирательного права, а также дополнительные принципы субъективного избирательного права, связанные с реализацией личного голосования и свободой волеизъявления. Некоторые авторы выделяли, как уже было отмечено, политические и организационные принципы избирательного права, а наряду с классическими и новые (нетрадиционные) принципы.

Проблема классификации принципов избирательного права находится в стадии разработки. Исследователи выстраивают систему принципов современного российского избирательного права, основываясь на их целевом предназначении в механизме правового регулирования избирательных отношений.

По этому критерию все принципы избирательного права делятся на две группы:

  1. принципы организации и проведения выборов;
  2. принципы участия российских граждан в выборах.

Первая группа — это принципы, которые образуют концептуальные начала правового обеспечения избирательных правоотношений. С.Д. Князев, например, относит к ним обязательность, периодичность, свободу, альтернативность выборов, допустимость различных избирательных систем, независимость органов, обеспечивающих организацию и проведение выборов.

Вторая группа — это принципы участия российских граждан в выборах, которые обеспечивают всеобщее, равное, прямое избирательное право, а также добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования.

Эту классификацию (по первой группе) исследователи дополняют следующими принципами: открытости и гласности, материально-правовым и (принципы материального избирательного права) и процессуально-правовыми (принципы избирательного процесса). производными от материально-правовых, которые конкретизируют. развивают их в отношении избирательного процесса.

Наверное, сюда надо было добавить и корреспондирующие (соприкасающиеся) принципы гражданского процесса, поскольку рассмотрение избирательных споров в судах обшей юрисдикции, а также дел по защите избирательных прав граждан Российской Федерации осуществляется посредством гражданского судопроизводства (ст. 259-261 ГПК).

Некоторые авторы вносят в систему принципов определенные уточнения в плане расширительного подхода, с включением реализации избирательных прав в межвыборный период, предлагая систематизировать принципы так:

  1. основные начала обеспечения реализации и избирательных прав граждан;
  2. основные начала индивидуального участия гражданина в осуществлении избирательных действий.

Необходимо учитывать и классификации принципов избирательного права, которые дают исследователи на основе их дифференциации: на внешние и внутренние, основные и дополнительные, классические и новые (нетрадиционные), объективного избирательного права и реализации субъективных избирательных прав, организации и проведения выборов и участия российских граждан в выборах и т.д.

При более общем подходе, как уже отмечалось, мы отталкиваемся от классификации принципов на общие, межотраслевые, отраслевые. а также рассматриваем принципы подотрасли и образующих ее институтов.

Добавить комментарий