Избирательное право зарубежных стран

Важнейшими принципами избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования,декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами (законами, кодексами и т. д.).

Избирательное право формально провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено участием в выборах только так называемого «избирательного корпуса», т. е. совокупностью граждан, обладающих по закону правом голоса. В течение длительного периода времени во всех странах в той или иной степени велась политическая борьба за предоставление всем гражданам права голоса на выборах (преодоление цензовых ограниченийизбирателей- имущ., возрастн., в зависимости от пола, грамотности и оседлости). В крупнейших европейских странах введение всеобщего избирательного права надолго затянулось. До 1917 г. женщины имели активное избирательное право лишь в нескольких странах — Австралии, Дании, Исландии, Новой Зеландии, Норвегии.

Одним из важнейших принципов избирательного права является принцип равенства, закрепляемый текстами конституций. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям избирательных законов и не отстраненные от участия в голосовании по формальным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности как избиратели. Принцип равного избирательного права предусматривает возможность избирателя иметь только один голос, и, соответственно, голос одного избирателя формально равен голосу любого другого избирателя. При этом считается, что ни социально-экономические, ни политические факторы, ни личные качества избирателя, ни другие условия не должны влиять на общее положение гражданина как избирателя. Равное избирательное право включает в себя и требование равенства избирательных округов, в которых проводятся выборы, с темчтобы каждый депутат избирался примерно равным числом избирателей.


Вместе с тем формально декларируемое равенство избирательного права в политических целях часто нарушается. Делается это обычно при разбивке страны на избирательные округа.Правящая партия так нарезает избирательные округа, что они могут принимать самые причудливые формы, часто противореча элементарной логике. На практике сторонники правящей политической партии оказываются искусственно сконцентрированными в одном или немногих избирательных округах, где и получают все мандаты, но зато в большинстве других избирательных округов они оказываются в меньшинстве и вынуждены отдать мандаты своим противникам. Эта система получила название избирательной геометрии, избирательной географии или системы джерримендеринг,по имени ее изобретателя губернатора американского штата Массачусетс Джерри, впервые успешно ее применившего еще в XIX веке.

В большинстве зарубежных стран выборы подразделяются на прямые и косвенные(многостепенные). Прямое голосование за кандидатов на самые различные выборные должности является наиболее распространенным и наиболее демократичным.

Неявка избирателей на выборы получила название абсентеизма.Австралия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Италия, латиноамериканские страны в законодательном порядке вводятобязательное голосование.В данном случае выборы квалифицируются в качестве «общественной функции», которая включает в себя не только право, но и обязанность граждан голосовать.

Косвенные выборы, чаще всего двухстепенные, означают, что воля избирателя опосредуется специальными лицами — выборщиками или специальными органами. В данном случае граждане избирают выборщиков или специальный орган, которые, в свою очередь, и избирают кандидата на данную выборную должность. Косвенные выборы применяются при избрании верхних палат (сената) в ряде зарубежных стран (Франции, Индии, Малайзии и т. д.). Система выборщиков применяется на президентских выборах в США. В соответствии с американской Конституцией выборщики избираются прямым голосованием в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года, а в первый понедельник после второй среды в декабре того же года они собираются в столицах своих штатов или в иных местах, установленных законодательными собраниями этих штатов, и подают голоса за кандидатов в президенты и вице-президенты.

Коллегия выборщиков никогда не собирается вместе в полном составе, а голосование происходит фактически в 51 коллегии (50 штатов и федеральный округ). Для избрания президента и вице-президента необходимо абсолютное большинство (больше половины)

голосов всех выборщиков. Кандидаты на должность главы исполнительной власти вынуждены вести не одну общенациональную избирательную кампанию, как в других странах, апятьдесят одну — по отдельности в каждом штате и в федеральном округе Колумбия.

Понятие, социальное назначение и политическая роль парламента.

Парламент – высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа и призванный регулировать важные органы общественного отношения путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью исполнительной власти и высших должностных лиц.

Определяется как носитель верховной законодательной власти.

В парламентарных странах парламент испытывает эффективное воздействие со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента.

В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее президенты и в этих случаях располагают средствами воздействия на парламент.

В тех странах, где существует конституционный контроль (США, Италия, ФРГ, Франции, Япония, Индия, Австрали), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.

Значение парламента отвергается в странах исламского фундаментализма. Там взамен парламента создается совещательных орган при правителе (духовные лица, старейшины, знать).

Классификация парламентов.

Однопалатные / Двухпалатные

Верхняя палата призвана выступать как средство сдерживания демократических тенденций, проявляющихся в нижней палате. Если верхняя палата перестает играть такую роль и становится аналогичной по своему составу нижней палате, то она превращается в бесполезный дубликат последней.

Верхняя палата, если она не является назначаемой, как правило, избирается на более длительный срок. В одних странах она обновляется целиком, а в других — по частям. Например, Сенат США (обновляется каждые два года на одну треть), Совет штатов Индии, Сенат Франции. Это определяет ее особое положение и дает определенные организационные преимущества. Она превращаются в некий символ непрерывности и стабильности власти.

Чаще всего верхние палаты образуются путем косвенных или двухстепенных выборов (Австрия, Франция, Нидерланды). В некоторых странах они избираются непосредственно населением (США, Япония, Италия), в ряде государств — смешанная система, при которой сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия). Другие методы формирования верхней палаты — в ФРГ Бундесрат состоит из членов правительств земель. Поэтому партии, не участвующие в правительствах земель, не могут получить места в Бундесрате.

Срок полномочий нижней палаты каждого созыва: 2-7 лет (в США Палата представителей на 2 г, Бундестаг ФРГ и Палата представителей Японии — на 4 года, Национальное собрание Франции — на 5 лет, Палата представителей Ирландии — на 7 лет).

В тех странах, где допускается досрочный роспуск парламента, досрочно могут распускаться только нижние палаты.

По характеру закрепления законодательной компетенции классифицируют так:

с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности (США).

(2) с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу (Великобритания, Новая Зеландия, Ирландия).

(3) с относительно определенной компетенцией, для которых характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои функции (Индия).

3. По социальному составу:

(1) социально однородные парламенты, не имеющие социал-демократического или коммунистического представительства (Конгресс США). В условиях демократии такая социальная однородность парламента возможна только при высоком уровне благосостояния населения и при стабильном политическом развитии страны. Также в странах, где установлены авторитарные политические режимы и запрещены оппозиционные политические партии (Ливия, Ирак в период правления С. Хусейна).

(2) с представительством социал-демократических и коммунистических партий (Великобритания, ФРГ, Канада, Италия, Швеция, Финляндия, Индия, Япония и др.). Чем выше представительство таких партий, тем чаще парламент выступает в поддержку идей государственного регулирования экономики и ограничения крупной собственности.

Из лекций Янюк Е.Э.

Англо-саксонское право: триединая палата (палата лордов, палата общин и королева)

Индия – президент также входит в парламентскую систему

Страны с влиянием англо-саксон. права – двуединая палата (президент + 1 палата) – Танзания.

Континентальное право: 2 палаты, президент не участвует (Франция)

Египет: глава государства является частью однопалатного парламента.

В ЮАР: раньше (до 94 г.) было 3 палаты. 1 палата – только для белых

Некоторые страны Африки и Океании: существуют палаты вождей, обладают правом совещательного голоса по ряду вопросов.

Однопалатные парламенты – Греция, Дания, Египет, Португалия, КНР

В большинстве стран верхняя палата обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.

Слабая – когда она может отсрочить, но не воспрепятствовать принятию решения (Польша, Великобритания)

Роспуск нижней палаты: не может быть распущен

во время чрезвычайного или военного положения;

за несколько месяцев до окончания его срока

президентом за 6 месяцев до окончания его полномочий

иногда ограничивается число роспусков (Румыния – 1 раз в год)

иногда президент обязан проводить референдум (Египет)

Парламент не функционирует:

роспуск

каникулы (лето, Пасха, Рождественские каникулы)

сессия.

В этом случае парламент может быть замещен другими органами (Мексика – Постоянная комиссия), Швейцария – Правительство).

Краткий конспект лекций по курсу

ЛЕКЦИЯ 7. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ
СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

  1. Избирательное право: понятие и признаки.
  2. Принципы избирательного права и их гарантии.
  3. Избирательная система: понятие и виды.

1. Избирательное право: понятие и признаки

В юридической литературе избирательное право рассматривается в двух значениях — в объективном и субъективном.

Избирательное право как правовая категория в объективном смысле — это институт конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения выборов, деятельность субъектов избирательного процесса, их права и обязанности в сфере осуществления народовластия — выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Содержание избирательного права — это облаченное государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которых проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения со стороны граждан, политических объединений, избирательных комиссий, других органов, наделенных полномочиями по подготовке и проведению выборов, иных субъектов правоотношений на различных этапах избирательной компании. Базовым документом в нормативном порядке закрепляющем содержание избирательного права является основной закон страны, т.е. Конституция, но в ряде случаев данный правовой акт — далеко не единственный источник избирательного права.

Содержанием избирательного права являются также положения, регламентационные этапы, порядок, правила и процедуры осуществления избирательных действий и принятия компетентными органами решений: по регистрации или учету избирателей, составлению списков избирателей, образованию избирательных округов, избирательных участков, выдвижению и регистрации кандидатов, предвыборной агитации, проведению голосования и подведению его итогов и другим вопросам. Наконец, содержание избирательного права оставляют положения, предусматривающие ответственность лиц, нарушивших нормы избирательного права и восстановления субъективных избирательных прав тех или иных участников выборов (кандидатов, политических партий, избирателей).

В субъективном смысле избирательное право понимается как право, непосредственно принадлежащее конкретному гражданину и характеризующее его избирательную правосубъектность, т.е. право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме.

Различают:

Активное избирательное право — как право гражданина обладать при достижении установленного законом возраста (18 лет) решающим голосом при формировании органов государственной власти (депутатов, главу государства и т.д.) и органов местного самоуправления. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах.

Пассивное избирательное право — право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

2. Принципы избирательного права и их гарантии.

Принципы избирательного права есть основополагающие начала, которые пронизывают содержание избирательного права и на основе которых оно строится.

Принципы избирательного права — это обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституциях зарубежных стран.

Всеобщность означает принадлежность права участия в выборах всех совершеннолетним гражданам государства и отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям. То есть исключена возможность отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения: все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. В юридической литературе выделяется множество разновидностей избирательных цензов. Приведем следующую классификацию:

Технические цензы, позволяющие упорядочить процедуру и итоги выборов. Технически цензы выводят из числа участников избирательного процесса:

— недееспособных и несовершеннолетних лиц.

— лиц не имеющих устойчивых и определенных оснований для пользования активным избирательным правом. В большинстве стран к выборам допускаются только граждане, редким исключением можно привести Великобританию, Испанию, Польшу. Здесь можно привести и ценз оседлости, допускающий к выборам лишь лиц, имеющих постоянное местожительство на конкретной территории;

— лиц, возраст которых дает основания для отграничения их пассивного избирательного права.

Охранные цензы выводят из числа участников выборов лиц, влияние которых на политику может оказаться опасным для государственного строя (ограничения, налагаемые на военнослужащих, государственных служащих, банкротов, должников).

Дискриминационные цензы порождают бессрочное лишение избирательных прав, применяемые к представителям оппозиции, а также к категориям лиц со слабой социально-правовой защищенностью. Такие цензы исключают возможность участия в выборах женщин, лиц «низкого происхождения», определенной национальности, расы.

В прошлом весьма распространены были имущественные цензы, которые применялись к лицам, не имеющим достаточно высоких доходов.

Встречаются и такие цензы, природу которых определить сложно (внебрачное сожительство, ценз грамотности и др.).

Равное избирательное право означает равное количество голосов у каждого избирателя, равные основания и возможности участия в выборах всех избирателей, а также равенство избирательных округов.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

Принцип свободы выборов, означает, что участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается тем, что проведение агитации за день до выборов не допускается.

Тайное голосование — предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора.

Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении итогов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно в присутствии наблюдателей и общественных организаций.

3. Избирательная система: понятие и виды.

В научной литературе избирательную систему принято рассматривать в узком и широком смысле слова. В широком смысле под избирательной системой понимают упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами, составляющие порядок выборов, которые в своей основе регулируются конституционным правом, но, кроме того, нормами общественных объединений, участвующих в выборах (прежде всего уставами и другими документами политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали и этики.

К избирательной системе относят также основные принципы избирательного права: всеобщность, свободное участие в выборах, обязательный вотум, равенство граждан при выборах, состязательность избирательного процесса, равные возможности претендентов, гласность при подготовке и проведении выборов и другие, на основе которых якобы строится избирательная система.

Представляется, что под избирательной системой в широком толковании следует понимать установленный в той или иной стране механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления с помощью выборов, который включает в себя несколько аспектов: закрепленную в законодательстве систему органов, на которые возложены полномочия по организации и проведению выборов, избирательный процесс как урегулированную законами и иными нормативными правовыми актами деятельности политических органов, других субъектов правоотношений (избирателей, политических партий, кандидатов, СМИ и т.д.) на различных стадиях или этапах выборов, а также способ установления результатов выборов и распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

В узком смысле слова избирательную систему принято рассматривать исключительно как закрепленный в законодательстве той или иной страны способ установления результатов выборов или способ распределения депутатских мандатов в зависимости от итогов голосования.

Виды избирательных систем

  1. Мажоритарная (от фр. — majorite — большинство) — исторически первая избирательная система. При этой системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. В зависимости от того, какое это большинство, различают мажоритарную систему относительного (простого), абсолютного (50% + 1 голос), квалифицированного большинства (последнее применяется крайне редко).
  2. Пропорциональная избирательная система предполагает распределение депутатских мандатов между партийными списками в соответствии с количеством голосов, поданных за каждый список.

В современных странах применяются различные избирательные системы, что обусловлено уровнем социально-экономического, политического, правового и культурного развития конкретного общества и имеет в своей основе исторические предпосылки.

Таким образом, подвергнуть понятие «избирательная система» однозначной трактовке представляется весьма сложным, в силу того, что целый ряд аспектов в том или ином варианте толкования упускается из поля зрения авторов. Тем не менее, выбор и соответствующее законодательное закрепление государством конкретного вида избирательной системы либо их комбинации, поставлены в зависимость от уровня развития общества, его политической и правовой культуры.

Наверх

Рассмотрим понятие и виды избирательных цензов, а также выявим их содержание.

Принцип всеобщности предполагает ряд законодательных ограничений в виде избирательных цензов.

Избирательный ценз – это требование или их набор, которым должен удовлетворять избиратель или кандидат для получения допуска к участию в выборах.

В зависимости от того, какое право они ограничивают, различаются два вида избирательных цензов: активный и пассивный.

Избирательный ценз гражданства предполагает, что избирательные права не имеют иностранцы и лица без гражданства, которые проживающие в стране проведения выборов. Например, для приобретения активного избирательного права в Аргентине необходимо наличие гражданства на протяжении не менее трех лет.

Ценз оседлости предполагает существование срока, который нужен для включения человека в списки избирателей либо его регистрации в качестве кандидата на выборную должность. Например, для кандидата на пост президента Республики Казахстан он составляет 15 лет, а в Республике Беларусь – 10 лет.

Возрастной ценз формирует требования к возрасту избирателя или кандидата. В большинстве государств активное избирательное право дается лицам старше 18 лет, в некоторых странах (Бразилия, Куба, Никарагуа) – с 16 лет, а в отдельных государствах – лицам старше года. Пассивное избирательное право обладает более высоким возрастным цензом (для Президента Италии – 50 лет, Германии – 40 лет, США и Беларуси – 35 лет).

Ценз языка предполагает, что кандидат и избиратель должны уметь читать и писать на государственном языке. В настоящее время он имеется в конституциях ряда стран Африки (Руанда), государств СНГ (Казахстан, Узбекистан, Молдова), а также в странах Балтии.

Ценз пола как избирательный ценз выступает явно дискриминационным и не используется в избирательном законодательстве большинства современных государств.

Религиозный ценз имеет распространение в основном в мусульманских странах. Например, для избрания в парламент Ирана нужно исповедовать ислам. Однако имеются исключения для граждан, которые исповедуют традиционные для национальных меньшинств конфессии и постоянно проживают в данном государстве.

Образовательный ценз предусматривает допущение к выборам только тех лиц, которые имеют определенный уровень образования. Его разновидностью считают ценз грамотности, предполагающий умение писать и читать на государственном языке. В некоторых государствах имеется избирательное требование, согласно которому необходимо знать и понимать конституцию.

Имущественный ценз как избирательный ценз предполагает наличие у кандидата или избирателя определенного объема имущественной массы как условия для получения активного или пассивного избирательного права. Его разновидностью выступает избирательный залог, вносимый кандидатом в избирательную комиссию перед его регистрацией.

Общим правилом является недопущение к участию в выборах лиц, которые признаны судом недееспособными.

В некоторых государствах установлен избирательный ценз неопороченности, согласно которому не принимают участия в голосовании лица, находящиеся под стражей по приговору суда.

Ценз несовместимости предполагает запрет одновременно находиться на выборной и иной публичной должности. Несовместимость также предусматривает для выборного лица необходимость освобождения ранее занимаемой им должность в случае его избрания на иную должность. В ряде стран предусмотрен предварительный уход в отставку до выдвижения в кандидаты на выборную должность.

Избирательная система понимается в двух смыслах: широком и узком.

Избирательная система в широком смысле -совокупность общественных отношений как урегулированных, так и неурегулированных нормами права, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Избирательная система в узком смысле — это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Таких способов несколько. Однако все их многообразие можно свести к двум главным системам: мажоритарной и пропорциональной. Рассмотрим их более подробно.

1. Мажоритарная — в основу положен принцип большинства (избранным по избирательному округу считается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов). Эта система проста, но часто несправедлива: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов.

Различают три вида мажоритарной системы:

· относительного большинства (избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины (США, Англия, Индия и т.д.). При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

  • абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное большинство поданных за кандидата голосов (50%+1). Критикуется за не результативность (Франция). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании.
  • квалифицированного большинства (избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом (большее абсолютного) — Чили).

Наряду с названными тремя используются еще две разновидности мажоритарной системы:

o система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная) — в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата, а не за список кандидатов (Япония);

    • кумулятивный вотум (от лат. cumulatio — скопление)- каждый избиратель в многомандатном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, либо одному — все голоса (Бавария).

2. Пропорциональная — строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. (Такие выборы являются строго партийными — Финляндия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Австрия, Бельгия). Применяется только в многомандатных избирательных округах. Избиратель может не знать многих кандидатов от поддерживаемой им партии. Чтобы смягчить дефекты используются методы:

o избирательная квота (избирательный метр) — это наименьшее число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного кандидата (способы: естественная квота (метод Хэйра) и искусственная квота (метод Хагенбаха-Бишоффа);

    • метод делителей (метод д , Онта) — это последовательное деление числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.

Дополнительные правила распределения мандатов:

o правило наибольшего остатка (нераспределенные по квоте места получают по очереди партии, у которых наибольшие остатки голосов);

    • правило наибольшего избирательного числа ( места, не распределенные по квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшее число голосов);
    • правило суммирования (суммируются все остатки голосов партий по отдельно взятым округам и нераспределенное число мест в целом по стране, и затем вычисляется новая квота для страны в целом и по этой квоте распределяются между партиями оставшиеся места);
    • правило преодоления заградительного барьера (нераспределенные мандаты партий, не преодолевших заградительный барьер передаются партиям, которые его преодолели, пропорционально числу голосов, собранных этими партиями).

Однако искажать пропорциональную систему могут различные приемы:

1) панашаж (от франц. panachage — смесь): право избирателя проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата, либо вписывать в списки новых кандидатов (Бельгия);

2) прием соединения списков (блокирование) — партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество между собой;

3) заградительный пункт (заградительный барьер) — это установленный в законе минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Используется для создания в парламенте крупных партийных фракций, и избежания засилья в нем мелких группировок. Заградительный пункт неодинаков в разных странах: 1% — в Израиле, 2% — в Дании, 2,5% — в Шри-Ланке, 3% — в Аргентине, 4% — в Болгарии, Венгрии, Швеции, Италии, 5% — в Словакии, 8% — в Египте, 10% — в Турции.

Разновидностью пропорциональной системы является система единственного передаваемого (переходящего) голоса — избиратель имеет лишь один голос, но этот голос он может использовать не для голосования за партийный список, а только для преференциального (предпочтительного) голосования за одну из кандидатур любого партийного списка кандидатов.

Пропорциональная система представительства может применяться наряду или совместно с мажоритарными системами (ФРГ). Пропорциональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил.

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кафедра Государственно-правовых дисциплин

» КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН »

на тему:

«Избирательное право зарубежных стран. Понятие. Принципы. Общие черты и особенности »

                Выполнил:

                студент 421 группы 2 курса

                заочного отделения

                Шаулова В.А.

                № зачетной книжки: 28236

                Вариант 15

                Проверил:

                Цветков Б.Н., К.ю.н

          Санкт-Петербург

Пушкин

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Избирательное право как институт конституционного права зарубежных стран………………………………………………………………………………….4

2. Понятие избирательной системы и виды избирательных систем в зарубежных странах………………………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………………………15

Введение

Избирательное право зарубежных государств — важный институт зарубежного конституционного права.

Важное значение для функционирования политической системы в зарубежных странах имеют избирательные системы, от характера которых в значительной степени зависит состав центральных и местных представительных учреждений, а также исход выборов должностных лиц — от президентов до муниципальных чиновников. Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Введение той либо иной избирательной системы всегда является результатом соотношения политических сил в обществе.

В своей работе я рассмотрю принципы организации и особенности зарубежных избирательных систем и избирательного права.

Избирательное право как институт конституционного права зарубежных стран

Избирательное право является важным институтом конституционного (государственного) права зарубежных стран. Для этого института отведено много места в зарубежных конституциях, так как формирование сильной твердой государственной власти напрямую зависит от эффективности избирательной системы, действующей в государстве.

Избирательное право зарубежных государств является самостоятельной подотраслью права, оно регламентирует организацию избирательной системы страны, порядок проведения выборов, раскрывает активное и пассивное избирательное право определяет избирательные цензы.

Выборы в зарубежных странах проводятся в установленные законом сроки. В странах, которые не знают института парламентской ответственности (президентские республики), глава государства обычно не имеет права роспуска парламента. Поэтому парламентские выборы в них проводятся в строго установленные сроки через определенные промежутки времени.

В парламентарных республиках и парламентарных монархиях парламентские выборы в обычных условиях проводятся по истечении срока полномочий общенационального представитель ного органа. Такие выборы называются очередными. В случае же досрочного роспуска парламента главой государства проводятся внеочередные выборы.

Президенты республик и другие выборные должностные лица избираются также в установленные сроки, и внеочередные выборы этих должностных лиц проводятся в случае отстранения от должности, отставки или смерти.

Обычно выборы объявляются указом главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования (этот срок либо определен конституцией, либо назван в указе главы государства).Выборы проводятся по избирательным округам, которые на основании закона учреждаются центральным правительством либо органами власти субъектов федерации.

Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам, как правило, проводится регистрация избирателей. Для осуществления всех действий, связанных с избирательной кампанией, в зарубежных странах учреждаются органы по проведению выборов, на которые возлагается обязанность проведения регистрации избирателей и составления избирательных списков, регистрация кандидатов на выборные должности, проведение голосования, подсчет голосов и определение результатов голосования. В каждой стране существует своя система организации таких органов. Одним из важнейших этапов выборов в зарубежных странах является регистрация избирателей и составление избирательных списков.

Практика зарубежных стран знает две системы регистрации избирателей. При постоянной системе регистрации избиратель, раз зарегистрировавшись, более не обязан являться для регистрации. Исправления в избирательные списки вносятся лишь в случае смерти, а также изменения места жительства или фамилии избирателя. При периодической системе регистрации в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются, избиратели регистрируются вновь и тем самым составляются новые избирательные списки. Эта система применяется в Великобритании, Канаде, Франции и других странах.

Важным этапом избирательной кампании является выдвижение кандидатов в депутаты.

Существует множество способов и методов выдвижения кандидатов в депутаты, которые, тем не менее, можно свести к следующим.

1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей. Например, в Англии для выдвижения кандидата формально достаточно подачи заявления, подписанного несколькими избирателями,

2. Выдвижение кандидата осуществляется посредством официального представления от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей. В Швейцарии предложение о выдвижении кандидатов должно быть подписано 15 избирателями. Система петиций применяется в ряде штатов США на выборах в органы власти штатов и органы местного управления.

3. Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами — праймериз. (США).

В США два основных вида праймериз. К открытым праймериз относятся те, для участия в которых либо вообще не требуется установления партийной принадлежности Для участия в закрытых праймериз избиратель обязан доказать свою партийную принадлежность. Во всяком случае вопрос о выдвижении кандидатов решается руководством партий. Помимо партии, гражданин вправе принять участие в избирательной борьбе, выступив в качестве «независимого кандидата» Выдвижение кандидатов обставляется, как правило, рядом дополнительных требований. Так, в ряде стран регистрация кандидата осуществляется только в том случае, если он внесет определенную сумму денег — избирательный залог.

Голосование, т. е. подача голосов за выдвинутых кандидатов, обычно осуществляется лично. В некоторых случаях законодательство отдельных стран допускает голосование по почте, по доверенности (для отсутствующих избирателей), а также голосование представителей за неграмотных и больных.

Сам акт голосования законодательством большинства зарубежных стран рассматривается лишь как субъективное право избирателя, которым он волен распорядиться по своему усмотрению. Наряду с этим во многих странах введено обязательное голосование.

Обязательное голосование позволяет искусственно поднять активность избирателей. Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну. В настоящее время после длительной борьбы тайное голосование введено во всех зарубежных демократических странах. Исход выборов в значительной степени зависит от того, какими денежными средствами располагают партии и кандидаты. Во многих странах были приняты законы, ограничивающие избирательные расходы.

Деньги оказывают значительное, хотя и не решающее влияние на исход выборов. Голосование является завершающим этапом избирательной кампании, после чего приступают к подсчету голосов и определению результатов выборов.

В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потен циальному избирателю). общие требования — регламентируют активное избирательное право — право голосовать, и дополнительные требования — предъявляются к кандидатам на выборные должности.

Возрастной ценз — это установленное законом требование,согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени. Для получения активного избирательного права на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе (США — 1 мес., ФРГ — 3 мес., во Франции — 6 мес., в Канаде — 12 мес.). В ряде стран ценз оседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное жительство. В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме.

Первоначально избирательное право зарубежных стран было чисто «мужским» и совершенно не распространялось на женщин.

Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права. В 1893 году этот ценз был отменен в Новой Зеландии, затем в течение последующих десятилетий, а особенно после второй мировой войны, он пал в большинстве стран. США предоставили избирательные права женщине в 1920 году, Англия — в 1928, Франция — в 1944, Италия — в 1945, Греция — в 1956,Швейцария-в 1971 году.

Имущественный ценз в неприкрытой, откровенной форме встречается сейчас редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируется» другими цензами, которые фактически играют ту же роль.

Существует целый ряд других способов и методов лишения избирательных прав. В некоторых странах лишаются избирательных прав военнослужащие. Кое-где применяются различного рода «моральные цензы». В ряде стран фактически и юридически лишились избирательных прав «цветные» и некоторые другие национальные меньшинства.

Предоставление пассивного избирательного права сопряжено с целым рядом более жестких ограничений. Гражданин, зарегистрированный в качестве избирателя, для получения пассивного избирательного права должен удовлетворять ряду других требований. Прежде всего для кандидатов на выборные должности повсеместно устанавливается более высокий возрастной ценз. При предоставлении пассивного избирательного права значительно чаще применяется ценз оседлости и носит он обычно более жесткий характер. К кандидатам предъявляется ряд дополнительных требований: запрещается занимать определенные должности, кандидаты должны исповедовать определенную религию и т. д. Большинство кандидатов — это обычно профессиональные политики, бизнесмены, адвокаты и т. д., пользующиеся поддержкой политических партий.

Добавить комментарий