Избирательные органы

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 32, пункт 2): «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Список общероссийских выборов и референдумов

За новейшую историю России было проведено большое количество общероссийских избирательных кампаний и голосований.

Дата Событие
26 марта 1989 года Выборы народных депутатов СССР
17 марта 1991 года Референдум о сохранении СССР
Референдум о введении поста президента РСФСР
12 июня 1991 года Выборы Президента РСФСР
25 апреля 1993 года Референдум о доверии Президенту РФ Ельцину Б.
об одобрении социально-экономической политики, осуществляемой президентом
о досрочных выборах Президента РФ
о досрочных выборах народных депутатов РФ
12 декабря 1993 года Референдум по Конституции России
Выборы в Государственную Думу
Выборы в Совет Федерации
17 декабря 1995 года Выборы в Государственную Думу
16 июня 1996 года Выборы Президента России
19 декабря 1999 года Выборы в Государственную Думу
26 марта 2000 года Выборы Президента России
7 декабря 2003 года Выборы в Государственную Думу
14 марта 2004 года Выборы Президента России
2 декабря 2007 года Выборы в Государственную Думу
2 марта 2008 года Выборы Президента России
4 декабря 2011 года Выборы в Государственную Думу
4 марта 2012 года Выборы Президента России
18 сентября 2016 года Выборы в Государственную Думу
18 марта 2018 года Выборы Президента России
1 июля 2020 года Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений, вносимых в Конституцию РФ

Уполномоченные органы

Для проведение выборов и референдумов разных уровней в России действуют независимые от любых органов государственной власти и общественных объединений избирательные комиссии. Избирательная комиссия — коллегиальный орган, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан. Избирательные комиссии отвечают за регистрацию кандидатов, списков кандидатов, изготовление избирательных бюллетеней, составление списков избирателей, подготовку избирательных участков ко дню голосования.

По иерархии полномочий организационная структура избирательных комиссий, комиссий референдумов определена следующим образом:

  • Центральная избирательная комиссия РФ;
  • избирательные комиссии субъектов РФ;
  • избирательные комиссии муниципальных образований;
  • территориальные (районные) комиссии;
  • окружные комиссии;
  • участковые комиссии.

Решения и акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех органов и граждан. Решения, которые противоречат законодательству, вправе отменить только вышестоящая комиссия и суд.

Финансирование избирательных комиссий осуществляется на постоянной государственно-бюджетной основе.

Центральная избирательная комиссия

Центральная избирательная комиссия РФ является федеральным государственным органом, которому принадлежит главенствующая роль по организации подготовки и проведения выборов, референдумов в России. Также оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем.

История ЦИК началась в 1993 году, когда 29 сентября был утверждён временный состав из 21 человека для проведения предстоящих выборов в Федеральное Собрание России.

20 декабря 1993 года Указом президента «О мерах по совершенствованию избирательной системы Российской Федерации» были закреплены постоянные полномочия, и установливалось, что ЦИК России возглавляет систему избирательных комиссий.

В действующем законодательстве количественный состав ЦИК России – 15 членов. Пять – от Государственной Думы (из числа кандидатур, предложенных депутатскими фракциями), пять – от Совета Федерации и пять – от Президента России.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет пять лет.

Территориальные избирательные комиссии

В избирательной системе работают порядка 1140 членов избирательных комиссий субъектов РФ с правом решающего голоса, 27 270 членов избирательных комиссий муниципальных образований и около 850 000 членов участковых избирательных комиссий.

Избирательные комиссии субъектов РФ Срок полномочий избирательных комиссий субъектов РФ — пять лет. Число членов установлено в рамках — от 10 до 14 человек.

Формируются комиссии субъектов Российской Федерации следующим образом:

  • половина членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти региона, другая половина — высшим должностным лицом региона;
  • минимум половина этих назначенцев должна формироваться на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в регионах;
  • минимум два члена назначаться на основе поступивших предложений ЦИК РФ.

В 2017 году были внесены изменения в ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», которые предоставили общественным палатам право назначать наблюдателей в региональные избирательные комиссии на президентских выборах.

Избирательные комиссии муниципальных образований Срок полномочий — пять лет. Число членов устанавливается уставом муниципального образования — 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса; для поселений число — 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса.

Формируются муниципальные комиссии представительным органом муниципального образования следующим образом:

  • на основе предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учёбы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ, а формирование избирательной комиссии поселения — также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района;
  • минимум половина этих назначенцев должна формироваться на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в регионах.

Территориальные избирательные комиссии Срок полномочий — пять лет. Число членов устанавливается уставом муниципального образования — от 5 до 14 членов с правом решающего голоса.

Формируются ТИКи избирательными комиссиями субъектов РФ сообразно формированию муниципальных комиссий.

Окружные избирательные комиссии Это временные комиссии: они формируются в случаях, когда проводятся выборы по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. Формируютя также как муниципальные комиссии.

Участковые избирательные комиссии Срок полномочий — пять лет. Число членов устанавливается и формируются территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах:

  • до 1001 избирателя — 3 — 9 членов участковой комиссии;
  • от 1001 до 2001 избирателя — 7 — 12 человек;
  • более 2000 избирателей — 7 — 16 человек.

Выборы федеральных органов власти

Граждане России имеют право участвовать в выборах органов власти с 18 лет. Минимальный возраст для того, чтобы быть избранным в органы власти, устанавливается законодательством:

  • президент России не может быть моложе 35 лет;
  • депутат Государственной Думы — моложе 21 года.

Выборы Президента России

Президент РФ избирается всеобщим голосованием граждан путём свободного тайного волеизъявления.

В соответствии с Конституцией России выборы Президента РФ назначает Совет Федерации.

Право выдвижения кандидатов в президенты имеют политические партии, а также в порядке самовыдвижения (при условии поддержки самовыдвиженца группой избирателей). Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей.

Минимальный порог явки избирателей был отменён в 2006 году.

Победителем считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре никто из кандидатов не смог добиться этого результата, то назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие по итогам первого тура наибольшее количество голосов. Президентом становится кандидат, получивший более 50 % голосов избирателей, принявших участие во втором туре. При этом их число должно составлять половину списочного состава избирателей плюс 1 голос.

Новоизбранный президент вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента России.

Формирование Совета Федерации

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ о наделении его полномочиями члена Совета Федерации.

По действующему законодательству срок полномочий сенаторов соответствует срокам полномочий делегировавшего их органа власти субъекта Федерации, который имеет право отзыва члена Совета Федерации, если его действия не соответствуют в должной мере интересам региона.

Выборы Государственной Думы

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации, либо Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются на пять лет российскими гражданами на основе всеобщего тайного голосования.

В Государственную Думу избирается 450 депутатов по смешанной системе:

  • 225 депутатов по партийным федеральным спискам;
  • 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат).

Граждане РФ могут быть выдвинуты политическими партиями или как самовыдвиженцы, а в составе федеральных списков кандидатов — только как члены политических партий.

При выборах по партийным спискам депутатские места в Государственной Думе получают партии, набравшие не менее 5 % голосов избирателей.

Выборы региональных органов власти

Субъекты РФ формируют региональную избирательную систему, применяемую при формировании законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, учитывая стандарты, закреплённые федеральными законами и Конституцией России. Регионы вправе установить, и пропорциональную систему, и мажоритарную, и смешанную избирательную систему выборов в законодательные органы.

Глава (губернатор) субъекта Российской Федерации избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта. Это может быть любой гражданин России, достигший возраста 30 лет, и не имеющий гражданства иностранного государства (либо вида на жительство).

Также законом региона может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта. В этом случае кандидаты для избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ представляются в законодательный (представительный) орган региона Президентом России по предложениям политических партий.

Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Прямых судебных решений по отречению от должности губернатора в истории России пока не было.

Выборы местных органов власти

Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются совершеннолетними гражданами РФ, постоянно проживающими на территориях соответствующих муниципальных образований.

Минимальный возраст кандидата на должность:

  • для депутата представительного органа местного самоуправления — 18 лет;
  • для выборного должностного лица — 21 год.

Право выдвижения в качестве кандидата принадлежит гражданам и от общественного объединения. Выдвижение кандидатов начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов.

Согласно действующему законодательству, для регистрации кандидата в депутаты представительного органа (как и для кандидата на выборное должностное лицо) необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее 1 % от числа избирателей округа. Для регистрации кандидата не позднее 30 дней до дня выборов в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы в поддержку кандидата и другие документы. В течение трёх дней (после проверочных процедур, включая проверку подписей в поддержку кандидата) избирательная комиссия регистрирует кандидата.

Кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления может иметь до пяти доверенных лиц, а кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления — до десяти доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией.

Со дня регистрации до подведения общих итогов голосования все кандидаты находятся в «жёстких» рамках публично-общественной деятельности, например, не допускается проведение кандидатами благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.

Итоги голосования избирательная комиссия устанавливает не позднее чем через 10 дней со дня выборов.

Избранным депутатом представительного органа местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления, — считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше.

Срок полномочий избранных лиц определён в соответствии с федеральным и региональным законодательством и может отличаться в разных муниципальных образованиях.

Ссылки

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Официальные документы

  • ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ
  • Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 N 229-ФЗ
  • Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ
  • Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ
  • Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ

Примечания

  1. Первоначально закон требовал, чтобы все члены ЦИК России имели высшее юридическое образование либо учёную степень в области права. Затем, с учётом развития информационных технологий и их внедрения в практику проведения выборов, законодатель расширил возможности вхождения в Комиссию специалистам с высшим образованием различного профиля.
  2. Создаётся группа избирателей в количестве не менее 500 граждан России, обладающих активным избирательным правом. О месте и времени проведения собрания группы избирателей не позднее чем за пять дней до дня проведения указанного собрания должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия РФ либо избирательная комиссия субъекта РФ.
  3. В законодательстве отменена норма по сбору 1 млн подписей в поддержку кандидата.
  4. Ранее для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, в них должны были принять участие 50 и более процентов избирателей.
  5. Принцип формирования Совета Федерации начиная с 1993 года изменялся трижды. В 1993—1995 гг. верхняя палата парламента состояла из сенаторов, выбранных прямым голосованием населением субъектов Федерации. С 1995 года палата формировалась по принципу представительства в ней глав субъектов Федерации и председателей региональных парламентов субъектов Федерации. С 2000 года действует нынешняя система.
  6. Границы одномандатных округов определяет Центральная избирательная комиссия РФ.
  7. До выборов 1999 года включительно в голосовании по партийным спискам участвовали политические партии и избирательные блоки, в состав которых входили политические партии и общественные объединения. На данный момент правом участия в выборах обладают только политические партии.
  8. Кандидаты по одномандатным округам, если они не члены партий, которые на предыдущих выборах набрали не менее 3 % голосов, должны собирать не менее 200 тысяч подписей избирателей для участия в выборах по федеральным спискам.
  9. На выборах в 2007 и 2011 годах был установлен проходной барьер в 7 %, и голосование было только по-партийное.
  10. Пропорциональная избирательная система формирует выборные органы власти через партийное представительство. Избиратель голосует за партию (то есть за весь список в составе партии). Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией. Мажоритарная (фр. majorité – большинство) — избранным считается кандидат, набравший большее число голосов. Смешанная система — часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе.
  11. Кандидат на должность губернатора должен иметь поддержку от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ.
  12. С 1995 по 2005 год губернаторы избирались только жителями региона (без законодательных органов).
  13. В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ голосование по новой кандидатуре главы региона проводится во второе воскресенье сентября года, в котором досрочно прекращены полномочия, если полномочия были прекращены не позднее 1 июля, или во второе воскресенье сентября года, следующего за годом досрочного прекращения полномочий, если они были прекращены после 1 июля.
  14. Кандидат вправе не позднее чем за 5 рабочих дней до дня выборов снять свою кандидатуру.

Россия
Государство Госдума • Правительство • Правоохранительные органы • Судебная система • Избирательная система • Центробанк (золотой запас • СПФС • «Мир» • Мир Pay • Система быстрых платежей • НСПК) • СПЧ • Список государственных сайтов России
Вооружённые силы Армия (модернизация ВС) • Вооружения • (пехотное оружие • военная техника • бронетехника • танк Т-14) • Военно-морской флот • Военные округа
Символика Герб России • Флаг России • Девиз России • Гимн России • Георгиевская лента • Национальные символы России
История Правители России • Миф о вековой отсталости России • Изменения границ (территориальные споры) • Будущее России • Реформа Конституции России (хронология реформы • голосование по поправкам)
Экономика Крупные проекты • Промышленность • Сельское хозяйство (темпы роста • Потребление продуктов питания) • Электроэнергетика • Туризм • Жилой фонд (жилищные условия • благоустройство • площадь) • Продовольственная безопасность • Импортозамещение • Российская продукция • Компании-лидеры
Финансы Российский рубль (курс доллара • курс евро) • ВВП России (регионы РФ по ВРП • регионы РФ по ВРП (ППС) на человека) • Бюджет (финансирование науки) • Дотации регионам • ФНБ • Внешний долг • Экспорт (экспорт углеводородов) • Цены на нефть • Цены на бензин • Ставки по депозитам • Инфляция • Зарплаты и доходы (распределение по доходам • коэффициент Джини • МРОТ • дефицит денежного дохода) • Пенсии • Уровень жизни • Прожиточный минимум • Численность бедных • Уровень безработицы • Налоги • Деофшоризация • Детенизация • Производительность труда • Инвестиции в основной капитал
Транспорт Автомобилизация • Трансполярная магистраль • Северный морской путь • Морские порты (доступ к океану) • Аэропорты • SSJ 100
Технологии Изобретения • Хайтек-продукция (новые разработки) • Оборонка • Авиапром • Космос • Атом (атомная энергетика) • Судостроение • Автопром • Двигателестроение • IT-сектор (микропроцессоры • смартфоны) • Робототехника • Нефтепром
Медицина Медицина • Фармацевтика • Вакцинация
Демография Численность населения (по возрастным группам • трудоспособное население • инвалиды • численность мужчин и женщин • городское и сельское население) • Численность сельских поселений • Браки и разводы • Продолжительность жизни • Естественный прирост • Рождаемость (СКР) • Смертность (материнская • младенческая) • Миграция (Эмиграция • Миграция в бСССР) • Число заключённых • Социальная политика (материнский капитал) • Человеческий капитал • Уровень бедности (по оценке Всемирного Банка)
Достижения Сферы лидерства России • Россия занимает первое место в мире • Рекорды России (история) • Царь-вещи • Российский спорт
Культура Музыка и песни о России • Стихи о России • Стихи о войне • Цитаты о России • Русский язык (пословицы и поговорки) • Русский характер • Лучшие современные фильмы о России • Будущее России в фантастике • Достижения российской культуры (современные достижения • новые храмы • восстановленные памятники • утраченные памятники) • Культурная политика
Регионы и города Регионы РФ (геостратегические регионы) • Города (центры экономического роста • города-герои • города воинской славы • исторические поселения) • Федеральные округа • Экономические районы • Макрорегионы • Российская Арктика • Символы регионов

Выборы
Выборы в России Избирательная система в России • Выборы в Государственную Думу (2016) • Выборы Президента (2018) • Голосование по поправкам в Конституцию России
Мифы о выборах Миф:146 % • Миф:Гауссиана на выборах
Выборы в мире Президентские выборы на Украине (2014) • Выборы в Верховную Раду Украины (2014) • Выборы в ДНР и ЛНР (2014)
См. также Эссе:12 секретов предвыборной методички

В российской юридической и научной литературе используются два разных понятия избирательной системы. Для их различия применяются два термина: «избирательная система в широком смысле» и «избирательная система в узком смысле».

Понятие избирательной системы

Избирательная система в широком смысле– совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве.

Избирательная система в узком смысле –совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования. Исходя из этих правовых норм определяются: вид выборов, тип избирательных округов, форма и содержание бюллетеня, правила подсчета голосов и т.д.

В зависимости от того, какой вид избирательной системы (в узком смысле) будет использован на конкретных выборах, результаты при одних и тех же итогах голосования могут быть разными.

Виды избирательных систем

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и порядком распределения мандатов по итогам голосования. По сути, в мире существует столько типов избирательных систем, сколько существует стран, формирующих органы власти с помощью выборов. Но за многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем, на основе которых происходят выборы во всем мире..

Три основных вида избирательных систем:

  1. Мажоритарная (фр. majorité – большинство) избирательная система. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.

    Существуют три разновидности мажоритарной системы:

    • абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;
    • относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;
    • квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.
  2. Пропорциональная избирательная система.

    Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

  3. Смешанная избирательная система.

    Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно.

  4. Гибридная избирательная система.

    Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

Избирательная система РФ

Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем.

Избирательная система РФ описывается следующими Федеральными законами:

  • № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
  • № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  • № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
  • № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.

При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%

Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.

Добавить комментарий