Избирательный закон 1907

11 декабря 1905 г. после того, как было подавлено вооруженное восстание в Москве, издается Указ об изменении Положения о выборах в Государственную Думу, которым значительно расширялся круг избирателей. Правительство отказывалось от ряда уступок, сделанных в ходе революции.

К трем куриям прибавилась четвертая — рабочие. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. По новому закону предусматривались 4 избирательные курии: от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз. Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания; крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими. Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупных городов.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым. Схема выборов уполномоченных от предприятий было следующей: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одном уполномоченному, от крупных предприятий – 1 уполномоченный от полной тысячи рабочих. Таким образом, давалось преимущество мелким предприятиям и ограничивалось представительство от крупных, где был организованный пролетариат. Крестьянские выборы были четырехстепенными: первую степень образует волостной сход, вторую — съезд уполномоченных от волостей, третью — губернское избирательное собрание.

Изменения в Положении о выборах в Государственную думу

3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске Думы и об изменении избирательного закона. В тот же день были арестованы некоторые члены социал-демократической фракции. Председатель Думы Ф. А. Головин дал действиям Столыпина следующую оценку: «был действительно заговор, но не заговор 55 членов Думы против государства, как утверждается в манифесте, а заговор Столыпина и К° против народного представительства и основных государственных законов».

Издание нового закона о выборах явилось фактически государственным переворотом, поскольку оно нарушало «Основные государственные законы», по которым ни один закон не мог последовать без одобрения его Думой.


В результате третьеиюньского 1907 г. черносотенного государственного переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как «бесстыжий»: столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в третьей Думе крайне правого монархическо-националистического крыла.

Новый избирательный законсохранил антидемократические положения прежнего закона и добавил еще три:

1) в 53 губерниях Европейской России выборщиков перераспределили таким образом, что крупные помещики получили 49,4% выборщиков, рабочие и крестьяне — около 25%.

2) изменили порядок выбора депутатов: прежде их избирали выборщики от курий, теперь — все губернское избирательное собрание;

3) народы Средней Азии и Сибири, кочевые народы полностью лишили права голоса. В Царстве Польском из 37 депутатов оставили 14, на Кавказе из 32 депутатов — 10.

Закон 3 июня 1907 г. предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442.

Избирательный закон 3 июня, его сенатские «разъяснения», действия местной администрации, широкая избирательная кампания правых и черносотенных партий, обстановка разочарования в революции, репрессии дали соответствовавший надеждам правительства результат выборов.

Манифест 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.

Манифест 17 октября 1905 г.

«…Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.


На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле» .

С февраля до октября 1905 г. Николай II соглашался на создание только законосовещательной думы. Но в условиях октябрьской политической стачки Николаю II пришлось согласиться на ограничение самодержавие законодательной Думой.

Хронология проведения реформы.

18 февраля 1905 г. – рескрипт на имя Булыгина (см. выше).

6 августа 1905 г. – Манифест, объявлявший о создании законосовещательной Государственной думы (в народе ее назвали Булыгинской).

17 октября 1905 г. – Манифест (ввел политические свободы, Дума получила законодательные права).

История подготовки и издания Манифеста. 9 октября 1904 г. С.Ю. Витте предложил Николаю II свою записку, содержавшую программу реформ: создание Совета министров во главе с председателем (премьер-министром); Совет министров проводит реформы; Витте согласился возглавить Совет министров.

В условиях Всероссийской октябрьской политической стачки правительство искало выход из политического и социального кризиса. Рассматривались два варианта выхода из кризиса: 1. проведение реформ; 2. введение военной диктатуры. Однако Николай не нашел желающего взять на себя диктаторские полномочия. Не было надежных войск для расстрела рабочих демонстраций и подавления возможного вооруженного восстания в столице. После совещаний с министрами и лицами, которым он доверял, Николай принял решение издать манифест, объявлявший о реформах.

Под руководством Витте был подготовлен вариант манифеста, предусматривавший введение политических свобод и предоставление Думе законодательных прав. По предложению Николая близкие доверенные лица разработали еще два варианта манифеста, не предусматривавшие придания Думе законодательных прав. Николай склонялся к подписанию более ограниченного по содержанию манифеста. Но Вите заявил, что если Николай не подпишет его вариант манифеста, он не согласится стать премьер-министром. Других кандидатур на должность премьер-министра в условиях острого политического кризиса у Николая не было. Как писал один из современников: Витте приставил Николая к стенке, и тот согласился принять условия Витте. 17 октября 1905 г. был подписан и издан Николаем II Виттевский вариант манифеста. Витте гордился тем, что спас монархию от крушения в октябре 1905 г.

19 октября 1905 г.был созданСовет министров во главе с Витте.Премьер-министр был вторым лицом в государстве. Он имел право направлять, координировать, контролировать деятельность министерств, разрабатывать программу реформ. Первым премьер-министром России стал Витте (до апреля 1906 г.)

11 декабря 1905 г.– избирательный закон(Положение о выборах в государственную думу). Он расширил избирательные права. Выборы проходили по 4 куриям:

— землевладельческой (преимущественно проходили дворяне, купцы)

— городской

— рабочей

— крестьянской.

Не получили избирательные права:

— женщины

— молодежь до 25 лет

— военнослужащие.

Избирательный закон не предусматривал проведение всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании. Тем не менее Государственная дума, созванная на основании этого закона, была лево-либеральной по составу.

20 февраля 1906 г.изданы два закона – о Государственной думе и Государственном совете.

Гос. Совет (создан при Александре I с законосовещательными функциями) преобразован в законодательный орган власти. Получил право законодательной инициативы, право обсуждения законопроектов. Стал верхней палатой российского парламента. Председатель Гос. Совета назначался императором.

Система формирования Гос. Совета:

50% его членов назначались императором;

50% избирались корпоративами: дворянскими собраниями, торгово-промышленными организациями, университетами, Академиями наук, РПЦ. (народные низы не участвовали в его создании).

Государственная дума получила права:

— законодательной инициативы

— обсуждения законопроектов

— направлять запросы министрам.

Дума избиралась на основе закона от 11 декабря 1905 г. (куриальная система). Срок работы Думы одного созыва – 5 лет. Депутаты обладали депутатской неприкосновенностью. Председатель Думы избирался депутатами Думы путем голосования. В думе могли быть созданы комиссии для разработки проектов законов.

Таким образом, Дума и Совет получили равные законодательные права, но они по-разному формировались. Совет всегда занимал более правые позиции, чем Дума.

Первый Основной закон России, который подходил под определение конституции, был незаконно изменен императором Николаем II. Однако подписанный им в обход Государственной Думы новый избирательный закон оказался одним из самых успешных в своей сфере на долгие годы. О последствиях «непринципиального нарушения конституции», или непризнанного государственного переворота, рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

3 июня 1907 года указом Николая II была распущена II Государственная Дума. Причиной роспуска явилась невозможность наладить конструктивное взаимодействие между царским правительством и депутатами, большинство которых были кадетами и представителями левых социалистических партий.

Дума регулярно отклоняла правительственные законопроекты и предлагала свои, которые были настолько радикальны, что их заведомо не могли утвердить Государственный Совет (верхняя палата российского парламента) и император. Этот созыв российского парламента получил название «Дума народного гнева».

Сложившийся кризис мог быть разрешен именно досрочным роспуском Думы, что и произошло. Царь, однако, этим актом не превысил свои полномочия: согласно Основным государственным законам он имел на это право. Поэтому день 3 июня называют датой государственного переворота не потому, что в этот день была распущена Государственная Дума, а по другой причине.

Дело в том, что одновременно с роспуском парламента император принял новый избирательный закон. А вот этого делать он не имел права, ибо в его же Манифесте от 17 октября 1905 года прямо говорилось: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы…» Это же положение было зафиксировано в Основных государственных законах Российской империи, которые многие называли конституцией.

Следовательно, единолично законодательствовать, как это было во времена абсолютной монархии, царь не мог. И тем не менее он это сделал, понимая, что его законопроект по избирательному праву, направленный на сокращение представительства в новом парламенте левых и демократических сил, через эту Думу не пройдет.

Истины ради стоит отметить, что это был единственный «прокол» Николая II в части нарушения «конституции». Больше он подобного не допускал. И объяснялся этот шаг именно безвыходной ситуацией в управлении государством, конституционным кризисом.

Поэтому многие исследователи «прощают» императору этот незаконный акт. Известный историк Ричард Пайпс в книге «Русская революция» описывает третьеиюньские события не как государственный переворот, а как непринципиальное нарушение конституции, имеющее целью создание жизнеспособного парламента, то есть как действие, произведённое в интересах развития системы представительного правления. Профессор А. Зубов называет манифест 3 июня «наименьшим злом» и «единственной возможностью сохранить парламентские законодательные учреждения».

Новый избирательный закон существенно отличался от предыдущего. Правительство, подготовившее его, не скрывало своих целей: учитывая горький опыт двух первых несговорчивых «непослушных» созывов, надо было уменьшить представительство в Думе тех классов, слоёв населения и национальностей, представители которых в I и II Думах проявили себя оппозиционно.

Один из авторов законопроекта С.Е. Крыжановский прямо писал: новая избирательная система давала «возможность предопределить число представителей от каждого класса населения, установив таким образом состав Думы в соответствии с видами правительственной власти».

Согласно новому закону избиратели-горожане были разделены на две курии, с высшим и низшим имущественным цензом, но норма представительства более обеспеченных горожан была выше. Резко сократилось количество городов, выбирающих депутатов отдельно от своих губерний.

Было уменьшено представительство Кавказа и Польши. Полностью лишились представительства в Думе все жители Средней Азии, кочевые киргизы и калмыки, жители Якутской области. Русское население Остзейских губерний и Царства Польского стало выбирать депутатов по отдельной курии, с большей нормой представительства, чем коренное население.

Принципиальным новшеством явилось то, что отныне были отменены квоты по крестьянской и рабочей куриям. Иначе говоря, ранее для представителей этих сословий было «забронировано» установленное число мест в Госдуме. Теперь же такая гарантия представительства рабочих и крестьян отсутствовала.

Выборщики от этих сословий имели право выбора, но по новому закону они его реализовывали только путем участия в работе общего губернского собрания, большинство в котором всегда составляли землевладельцы (помещики) и горожане первой курии. Это приводило к тому, что выборщики от рабочих и крестьян «растворялись» в большинстве представителей других классов и потому не имели возможности повлиять на результаты голосования.

Смысл и цель этой новации были настолько очевидными, что сам разработчик нового закона С.Е. Крыжановский называл этот вариант законопроекта «бесстыжим».

Таким образом, согласно новому избирательному закону выборы в III Думу не были всеобщими, прямыми и равными. Относительно последнего критерия надо заметить, что они были еще более «неравными», чем прежде. Так, один выборщик от землевладельческой (помещичьей) курии шел от 230 избирателей, выборщик от первой городской курии (крупная буржуазия) представлял 1000 избирателей, от второй городской курии — 15 000 избирателей, а крестьянский выборщик выдвигался от 60 000 человек.

Наибольшей дискриминации подверглись рабочие: они могли избирать одного выборщика от 125 тысяч человек. В итоге закон 3 июня 1907 года радикально перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии: они получили 2/3 общего числа выборщиков, а рабочие и крестьяне имели около 1/4 выборщиков.

Государственный переворот в виде изменения избирательного законодательства прошел относительно спокойно. Серьезного масштабного общественного возмущения не случилось. Как раз к этому времени наблюдался спад революционной волны. Окончание Первой русской революции и принято датировать 3 июня 1907 года.

Выборы проходили осенью этого же года. На фоне отката революции и установившейся стабильности положения вся избирательная кампания прошла спокойно и под контролем властей.

В результате всех предпринятых усилий правительства и новаций в избирательном законодательстве выборы в III Государственную Думу дали ожидаемые результаты. Ее состав сильно изменился: она явно поправела. Эсеры и народные социалисты, имевшие во II Думе 43 мандата, вообще отказались участвовать в этих выборах. Фракция социал-демократов сократилась с 65 до 19 депутатов. Количество депутатов «трудовиков» снизилось катастрофически: было 103, осталось 10. Уменьшилось и представительство «профессорской партии» — кадетов с 98 до 53. Исчезла казачья фракция, во II Думе их было 17 человек. Национальные фракции (польское коло, мусульманская и польско-литовско-белорусская фракция) уменьшились с 76 до 26 депутатов.

Но зато правый фланг, на что и рассчитывали составители нового избирательного закона, существенно укрепился. Партия «Союз 17 октября» получила 148 мандатов —вместо прежних 20. Фракция умеренно-правых возросла с 24 до 69 депутатов. И крайние правые получили 49 депутатов вместо прежних 10. Всего число депутатов по новому закону сократилось с 518 до 442 и потому численность трех последних фракций, составлявших в сумме 266 депутатов, давала уверенность в том, что данный состав парламента вполне может найти общий язык с царским правительством.

И действительно, премьер-министр П.А. Столыпин, опиравшийся на самую многочисленную фракцию — октябристов — наладил конструктивную работу с III Государственной Думой. И этот состав — единственный — просуществовал весь положенный по закону срок.

Столыпин умело использовал центристское положение октябристов: примкнув к правым, они обеспечивали принятие консервативных решений, а если они голосовали вместе с кадетами, то в Думе утверждались и либеральные законопроекты, вносимые правительством. Работал так называемый «октябристский маятник», позволявший премьер-министру реализовывать свою политику лавирования.

Таким образом, новый избирательный закон привел к созданию условий, обеспечивавших проведение постепенных умеренных прогрессивных реформ под руководством Столыпина. Он мечтал о 20 годах покоя, в течение которых страна могла бы разрешить все назревшие вопросы мирными преобразованиями, не допуская революционного взрыва и насилия. И, возможно, такая грамотная реформа их бы ему обеспечила, если бы не Первая мировая война.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 6 июля

По новому закону усилилось неравенство избирательного права: вся власть оказывалась в руках помещиков и крупной буржуазии. Новый порядок выборов вдвое сокращал представительство от крестьян и рабочих, в несколько раз — от других национальностей.

Ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия. Помещики и крупная буржуазия, составлявшие в общей сложности менее 1% населения страны, отныне получали более 2/3 мест в Государственной Думе.

Состав III Думы. Характер ее деятельности.

В III Думе заседали 147 правых депутатов, 154 октябристов, 28 прогрессистов, 54 кадета, 26 представителей национальных групп, 14 трудовиков и 19 социал-демократов.

В Думе фактически оказалось два большинства. В зависимости от позиции октябристов по тому или иному вопросу могло воз никнуть правооктябристское или октябристско-кадетское большинство. Так, например, при обсуждении аграрной реформы октябристы группировались с кадетами и прогрессистами, получая нужно количество голосов, а при решении вопроса об усилении террора против оппозиции октябристы вступали в союз с монархистами.

Председателями III Государственной Думы были представитель правых Н.А. Хомяков, октябристы А.И. Гучков и М.В. Родзянко.

Эта Дума просуществовала весь отведенный ей по закону пятилетний срок. Подавляющее большинство принятых ей законов представляли собой второстепенного характера законы (тарифные сборы, сметы ведомств и пр.), которые современниками были окрещены «законодательной вермишелью». Вместе с тем III Дума занималась и рядом важных вопросов, поставленных в ходе революции 1905-1907гг.: и прежде всего аграрным.

Третьеиюньская политическая система.

В результате государственного переворота 3 июня 1907г. В России установилась так называемая «третьеиюньская»политическая система, или «третьеиюньская монархия».Ее характерной чертой был союз самодержавия с крупной монополистической буржуазией.

Третьеиюньский режим был вместе с тем и сдвигом в сторону бонапартизма, политики лавирования между дворянством и буржуазией. Свое название она получила по имени французского императора Наполеона III, впервые использовавшего такой подход.

Такая политика сделалась неизбежной для самодержавия после 1905 г., в условиях острого противоречия между растущим капитализмом и крепостническим землевладением, решительного размежевания социальных групп и роста революционной активности общества.


II. Деятельность П.А. Столыпина.

Взгляды П.А. Столыпина.

Важнейшей страницей этого времени была деятельность П.А. Столыпина, министра внутренних дел и Председателя Совета министров в 1906-1911 гг. Государственный строй России после революции 1905-1907гг. Столыпин характеризовал как парламентский, дарованный самодержавием сверху. Поэтому, доказывал он, все представительные учреждения (Государственная дума и Государственный совет), как дарованные монархом, должны быть подчинены воле монарха. Для его взглядов была характерна идея превращения России в «государство правовое», но под руководством самодержавия, которое и призвано создать такую обновленную Россию.

Столыпин считал, что сначала необходимо применяя жесткие меры навести в стране порядок, а затем можно уже проводить реформы..

2. Столыпинская аграрная реформа:

а) задачи реформы

С именем Столыпина связано проведение реформы крестьянского землевладения, получившей название «столыпинской аграрной реформы». Избранный им путь решения заключался в ликвидации сельской поземельной общины и насаждения частного крестьянского землепользования.

Тем самым решалась и чисто экономическая задача — рост сельскохозяйственного производства, обогащение крестьянства, что должно было привести к расширению потребительского рынка и тем самым стимулированию всей экономики.

Но реформа, по замыслам автора, должна была решить прежде всего социально-политическую задачу: крестьянин-собственник должен был стать надежной опорой власти. А путем предоставления земли за Уралом убрать из центральных губерний малоземельное, наиболее радикально настроенное крестьянство.

б) основные положения

Основное содержание реформы было изложено в указе от 9 ноября 1906г. 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911г.

v Каждый крестьянин мог объявить частной собственностью надел земли, находящийся в его пользовании.


v Каждый крестьянин мог свободно выйти из общины, свободно избирать место жительства и род занятий.

v Любой крестьянин, закрепивший в частную собственность, мог потребовать соединить все его разбросанные полосы в один участок (отруб). Если на участок переносили усадьбу, то возникал хутор.

v Крестьяне, пожелавшие в связи с малоземельем переселиться за Урал, получали 15 га на главу семьи и до 45 га на всех остальных, 200 рублей и освобождение от налогов на 5 лет.

Определенного срока завершения реформы не предусматривалось, но Столыпин полагал, что для этого потребуется примерно 20 лет. За это время он намеревался провести ряд преобразований — в области местного управления, суда, народного просвещения и т.д.

в) ход реформы

Однако завершить реформу Столыпину не удалось. Если в 1908-1909гг. из общины ежегодно выходило в среднем свыше 500 тыс. домохозяев, то потом число их резко упало. Всего из общинного пользования было изъято около 22% земель.

Выходили из общины в основном «крайние» по своему имущественному положению слои крестьян — бедняки (их было большинство) и зажиточные. Если первые старались продать свои наделы и уйти в город, либо переселиться на свободные земли, то вторые выходили из нее с целью дальнейшего расширения своего надела.

г) итоги и значение

Как видим, реформы не была удачной и успешной. Переход от общины к хуторскому хозяйству означал по сути дела переход от многовековых испытанных способов жизни к формам, присущих скорее Центральной и Западной Европе. Психология крестьянской массы оставалась традиционной, уважительное отношение к частной собственности еще не сформировалось. Нередко соседи избивали крестьян, которые выходили из общины, поджигали их имущество и дома. Крестьяне, судя по всему, не спешили выходить из общины.

Даже те крестьяне, которые поддерживали ликвидацию общины и переход к частной собственности на землю и индивидуальному землепользованию, требовали предварительно дать крестьянству еще земель за счет помещиков. В это и состояло принципиальное расхождение между правительством и крестьянством.

В целом реформа способствовала ускорению развития экономики и буржуазной перестройке сельского хозяйства, дальнейшему расслоению крестьянства. Но по настоящему разрешить аграрный вопрос она сне смогла.

Сам Столыпин оказался в одиночестве: его реформу подвергли критике как либералы из кадетской партии, так и консерваторы, считавшие, что премьер покровительствует зажиточному крестьянству в ущерб дворянству. Реформа оказалась не в состоянии предупредить новый революционный взрыв, тем более в условиях мировой войны.

3. Рабочий и другие вопросы.

Помимо аграрного вопроса внимание Столыпина было приковано к решению рабочего вопроса. Были приняты законы об организации больничных касс для страхования рабочих, смешанных комиссий для решения трудовых конфликтов, о сокращении рабочего дня.

В национальном вопросе правительство Столыпина пошло по пути дальнейшего наступления на права окраин. В частности, была резко ограничена компетенция финского парламента.

Столыпиным также планировалось расширение земств на территории западных губерний, создание волостных земств, введение в России всеобщего начального образования. Однако сделать практически ничего не удалось, кроме первого, а именно: были введены земства на территории западных губерний (Западные Украина и Белоруссия, а также Литва).

Манифестом, 17 октября с. г. изданным, мы возвестили о непреклонной воле нашей, не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь к участию в ней, в мере возможности, те классы населения, кои избирательными правами не пользовались, предоставив дальнейшее развитие общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

Согласно сему, в изменение положения о выборах в Государственную думу и изданных в дополнение к нему узаконений, повелеваем:

I. Предоставить участие в избрании выборщиков в городские избирательные собрания: 1) лицам, владеющим в пределах города, на праве собственности или пожизненного владения, не менее года недвижимым имуществом, обложенным государственным налогом или городским сбором; 2) лицам, владеющим в пределах города не менее года торговопромышленным предприятием, требующим выборки промыслового свидетельства; 3) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года государственный квартирный налог; 4) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года основной промысловый налог на личные промысловые занятия; 5) лицам, не менее года занимающим в пределах города на свое имя отдельную квартиру, и 6) лицам (за исключением нижних служителей и рабочих), не менее года проживающим в пределах города и получающим содержание или пенсию по службе государственной или по службе в земских, городских либо сословных учреждениях или на железных дорогах. …

III. Предоставить участие в съездах уездных землевладельцев, кроме лиц, указанных в положении о выборах в Государственную думу, также и лицам, которые не менее года, на основании письменного о том договора или доверенности, управляют в пределах уезда имением, достигающим по пространству земли, обложенной сбором на земские повинности, размеров, указанных в приложении к статье 12 означенного положения, или на тех же основаниях арендуют, в пределах уезда, такую же землю в упомянутом количестве.

V. Предоставить участие в избрании выборщиков в губернские и городские избирательные собоания рабочим в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности на следующих основаниях:

1. Участие в избрании выборщиков в губернские и городские избирательные собрания предоставляется рабочим всех находящихся в поименованных ниже, в статье 2, губерниях и городах предприятий фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности, в коих общее число рабочих мужского пола не менее пятидесяти. К предприятиям фабрично-заводской промышленности причисляются и железнодорожные мастерские с указанным общим числом рабочих мужского пола. …

4. Рабочие (ст. 1) избирают из своей среды уполномоченных по существующему расчету: в предприятиях с общим числом рабочих мужского пола от пятидесяти до тысячи — одного уполномоченного, а в предприятиях с общим числом рабочих свыше тысячи — по одному уполномоченному на каждую полную тысячу рабочих.

6. В избрании уполномоченных принимают участие рабочие мужского пола упомянутых в ст. 1 предприятий, кому бы последние ни принадлежали. Не принимают участия в выборах и не могут быть избираемы в уполномоченные либо в выборщики иностранные подданные, а равно лица, означенные в ст. 7 положения о выборах в Государственную думу.

7. Ко времени производства выборов в каждом предприятии, рабочие которого принимают участие в выборах, вывешивается за подписью подлежащего должностного лица фабричного или горного надзора, а в железнодорожных мастерских — начальника мастерской объявление об общем числе рабочих данного предприятия и числе подлежащих избранию от них уполномоченных.

8. Общий по губернии или городу список предприятий, в коих производятся выборы, с указанием общего числа рабочих и числа подлежащих избранию от них уполномоченных оглашается губернатором или градоначальником, по принадлежности, во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этого списка.

9. Избрание уполномоченных от рабочих производится во всех предприятиях губернии или города по возможности в один и тот же день, назначаемый губернатором или градоначальником, по принадлежности.

10. Избрание уполномоченных от рабочих производится в помещениях, отводимых для этой цели владельцами предприятий. Во время производства выборов лица, в них не участвующие, в указанные помещения не допускаются.

11. Способ и порядок избрания уполномоченных определяются самими рабочими каждого предприятия. Для поддержания порядка во время выборов и для руководства ходом последних рабочие избирают из своей среды одного или нескольких председателей.

12. В уполномоченные могут быть избираемы рабочие мужского пола, достигшие 25 лет и работающие в том предприятии, в котором производятся выборы, не менее шести месяцев.

13. Списки уполномоченных, избранных рабочими каждого предприятия, подписываются председателем и не менее как десятью избирателями. Списки эти передаются фабричному либо заводскому управлению, или начальству железнодорожной мастерской, которые немедленно препровождают их губернатору или градоначальнику, по принадлежности. Копии списков вывешиваются на видных местах для сведения рабочих. В указанных списках должны быть обозначены: имя, отчество, фамилия, звание и возраст лиц, избранных в уполномоченные.

14. Общий по губернии, области или городу список уполномоченных от рабочих, с указанием предприятий, от которых уполномоченные избраны, оглашается губернатором или градоначальником, по принадлежности, во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этого списка.

15. Съезды уполномоченных от рабочих созываются под предсе-дательством городского головы или заменяющего его лица: губернские — в городах губернских, а городские — в городах, в ст. 2 указанных. О дне и месте производства выборов в съездах заблаговременно оглашается губернаторами или градоначальниками, по принадлежности, во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность такого объявления.

16. Способ удостоверения личности уполномоченных от рабочих предоставляется председателям съездов.

17. Съезды уполномоченных от рабочих избирают выборщиков из своей среды закрытой подачей голосов посредством баллотировки шарами. Избранными считаются лица, получившие более половины избирательных голосов в порядке старшинства избирательных баллов. В случае равенства голосов избрание определяется по жребию. Если число лиц, получивших в съезде уполномоченных более половины голосов, не достигнет подлежащего избранию числа выборщиков, то на следующий день производятся окончательные выборы недостающего числа выборщиков, причем избранными считаются получившие относительное большинство голосов. …

19. Жалобы на неправильности, допущенные при избрании уполномоченных от рабочих, приносятся уездным, а на неправильности, допущенные при избрании выборщиков,— губернским по делам о выборах комиссиям и разрешаются сими комиссиями с соблюдением правил, постановленных в статьях 45—47 положения о выборах в Государственную думу. При рассмотрении упомянутых жалоб в состав губернских и уездных по делам о выборах комиссий входит один из чинов фабричного или горного надзора, по назначению губернатора.

20. Избранные по губернии или городу выборщики от рабочих участвуют в выборах членов Государственной думы в составе подлежащего губернского или городского избирательного собрания, по принадлежности.

21. Уполномоченным и выборщикам от рабочих, в случае их о том ходатайства, возмещаются из казны путевые издержки по поездке в губернский город на съезды (ст. 15) и на избирательные собрания (ст. 20) по расчету 5 коп. на версту в оба пути. …

XIII. В дополнение ст. 33 утвержденных нами 18 сентября с. г. правил о применении и введении в действие учреждения Государственной думы и положения о выборах в Думу, постановить:

1. Предварительно избрания волостными сходами уполномоченных в избирательные съезды сельские общества могут производить новое назначение выборных на волостные сходы.

2. Выборы уполномоченных производятся на волостных сходах закрытой подачей голосов посредством баллотировки.

XIV. В изменение и дополнение утвержденных нами 11 октября с. г. правил о применении положения о выборах в Государственную думу к губерниям Царства Польского, постановить:

В Люблинской и Седлецкой губерниях гмины, кои имеют быть особо указаны, выбирают сверх означенных в ст. 7 упомянутых правил уполномоченных от гминных сходов еще по два уполномоченных от каждой из сих гмин. Съезды этих уполномоченных созываются в подлежащих уездных городах, под председательством мировых судей, по назначению местных съездов мировых судей. Означенные съезды избирают из своей среды выборщиков в особое избирательное собрание, которое образуется в г. Холме Люблинской губ., под председательством председателя съезда мировых судей, по назначению министра юстиции Число сих выборщиков имеет быть определено особо. Избирательное собрание в Холме выбирает из своей среды одного члена Государственной думы, сверх числа членов Думы, указанного в приложенном к ст. 2 вышеупомянутых правил расписании их общего числа по губерниям Царства Польского и их городов…

Государственная дума и России в документах и материалах.— М., 1957.— С. 94—102.

Первоначально положение о выборах в Государственную думу было издано 6/9 августа 1905 г. Избирательные права предоставлялись лишь лицам, «владеющим собственностью». Не могли участвовать в выборах целые категории населения, прямо перечисленные в законе: женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, находящиеся на действительной службе, учащиеся, «бродячие инородцы», т. е. народы, которые вели кочевой образ жизни, все неимущие — рабочие, ремесленники, батраки, деревенская беднота, не являющиеся домохозяевами; 85% мест в Думе предоставлялось помещикам.

Ограничения содержал и новый закон от II декабря 1905 г. Так, по 3 п. (I) участие в выборах могли принимать только рабочие, занимавшие наиболее дорогие квартиры. Современники описали избирательные ухищрения и махинации царского правительства, когда каждый губернатор действовал по своему разумению, каждый пристав по-своему «толковал» избирательный закон.

Добавить комментарий