Изучение личности преступника

Личность преступника – это совокупность социально значимых негативных свойств индивида, влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) на преступное поведение.

«Личность преступника» не уголовно-правовое, а криминологическое понятие. Уголовно-правовым понятием является «субъект преступления».

Понятие «личность преступника» не следует отождествлять с понятиями «преступная личность» и «криминогенная личность».

«Преступная личность» — лицо, устойчиво ведущее преступный образ жизни.

Личность преступника отличается от личности непреступника общественной опасностью.

Категория «личность преступника» имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания. После отбытия наказания человек уже не преступник, а потому не может рассматриваться как личность преступника.

Структура личности преступника – это система социальных характеристик личности преступника и соотношение между разными видами данных социальных характеристик.

Система социальных характеристик включает: 1) уголовно-правовую; 2) социально-демографическую; 3) социально-психологическую; 4) индивидуально-психологическую характеристику.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Уголовно-правовая характеристикаличности преступника включает данные о виде, характере и степени тяжести совершенного преступления, о соучастии, совершении преступления впервые или повторно, о длительности преступной деятельности, объекте преступного посягательства, формах вины, о виде и размере назначенного наказания, о принадлежности к группировкам «воров в законе», лидеров, активных участников преступных сообществ, к числу профессиональных преступников и другие данные.

Социально-демографическая характеристика включает данные о поле, возрасте, образовании, социальном происхождении и положении, роде занятий, национальной и профессиональной принадлежности, семейном положении, уровне материальной обеспеченности, принадлежности к городскому или сельскому населению.

Социально-психологическая характеристика личности преступника включает данные о социально-ролевых функциях индивида, его статусе в семье, в группах сверстников, в школе, в трудовом коллективе, о мере удовлетворения потребности в самореализации и др. Эти данные характеризуют личность преступника как субъекта и объекта общественных отношений.

Уголовно-правовые, социально-демографические и социально-психологические признаки характеризуют личность преступника с внешней стороны.

Они не позволяют познать внутреннее содержание личности преступника – его мировоззренческие взгляды, убеждения, ценностные ориентации и т.п. Этому служит индивидуально-психологическая характеристика личности преступника, включающая интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.

К интеллектуальным свойствам личности преступника относятся уровень умственного развития, объем знаний, жизненный опыт, широту или узость взглядов, содержание и разнообразие интересов и др.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Понятие личности преступника, задачи и значение ее изучения.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Понятие личности преступника, задачи и значение ее изучения.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Понятие личности преступника, задачи и значение ее изучения.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Стр 1 из 6

Тема 7. Психология распознавания лжи и лжесвидетельства в следственной деятельности

Тестовый контроль

1. Полиграф — это:

а) многоканальный регистратор, приспособленный для записи психофизиологических реакций человека в процессе проводимого в установленном порядке обследования;

б) техническое средство, определяющее «симптомы лжи» у обследуемого;

в) многоканальный регистратор, приспособленный для определения профессионально важных качеств обследуемого;

г) техническое средство для динамической записи изменений психических состояний у обследуемого.

2. Полным противопоказанием для проведения исследования с применением полиграфа является наличие следующих заболеваний:

а) острых психозов;

б)эпилепсии;

в) шизофрении;

г) всех вышеуказанных.

3. Метод гипнорепродукции информации сложился как:

а) способ получения оперативной информации;

б) специфический прием медицинской экспертизы;

в) способ получения оперативной информации и специфический прием медицинской экспертизы;

г) средство получения судебных доказательств.

4. Наиболее распространеными методами, используемыми лицами, обладающими экстраординарными (экстрасенсивными) способностями при раскрытии преступлений, являются:

а) биолокация и некоторые формы ясновидения;

б) гипносуггестия;

в) лозоходство, лозоискательство, биоиндикация и биодиагностика;

г) индуцирование.

5. Особыми формами ясновидения являются:

а) обнаружение мест захоронения трупов, поиск без вести пропавших лиц, определение местонахождения лиц, причастных к преступлению;

б) описание внешних примет лиц, участвовавших в совершении преступлений, особых признаков предполагаемого преступника, его характерологических и физических данных;

в) предоставление информации, характеризующей способ совершения преступления и последовательность преступных действий, состояние разыскиваемого лица (жив или мертв), описание предметов и транспортных средств, использованных при совершении преступлений;

г) ретроспекция и проскопия.

Теоретико-методологические основы юридической психологии

Тестовый контроль

I. Как называется отрасль науки психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере,регулируемой правом:

а) социальная психология;

б) криминальная психология;

в) юридическая психология;

г) правовая психология.

2. Что является предметом изучения учебного курса «Юридической психологии»:

а) педагогические факты, закономерности и механизмы образования, обучения, воспитания и развития, присущие правовой сфере, действующие в обществе и влияющие на
состояние законности и правопорядка, на деятельность
юридических органов и их персонал;

б) психологическая реальность, изучаемая через психологические феномены, механизмы и закономерности проявляемой субъективной правовой активности конкретных людей и их общностей, включенных в правовую систему;

в) объективные закономерности, обусловливающие необходимость применения российскими оперативно-розыскными и следственными органами специальных сил,
средств, методов для защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.

3. Что является объектом изучения учебного курса «Юридическая психология»:

а) отдельные люди и их общности как субъекты правовой
активности в рамках правового регулирования;

б) правовая сфера общества, законность и правопорядок,
деятельность структур, органов и людей, целенаправленно
занимающихся их укреплением;

в) конкретные люди и социальные общности, включенные в
специфические отношения, связанные с напряженными и
экстремальными условиями их жизнедеятельности.

4. Какова цель науки юридической психологии?

а) познание юридико-педагогических явлений, относящихся к данному предмету исследования, разработка системы научных знаний о них, а также обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на
практике;

б) совершенствование практической деятельности правоохранительных органов на основе раскрытия юридико-психологических реальностей, зависимостей, механизмов
и разработка системы научных знаний о них;

в) защита от преступных посягательств на жизнь, здоровье-
права, свободы, собственность человека и обеспечение
безопасности человека, общества и государства.

5. Какой из указанных методологических принципов относится
специальным принципам юридической психологии:

а) принцип взаимосвязи и взаимодействия;

б) принцип гуманности и законности;

в) принцип взаимосвязи психики и деятельности.

6. Какой из специальных методологических принципов юридической психологии позволяет вскрывать в интегративных юридико-психологических феноменах психологическую составляющую:

а) принцип юридической специфичности;

б) принцип системности;

в) принцип гуманности и законности;

г) принцип психологической специфичности.

7. Когда зародилась специализированная отрасль психолого-юридических знаний (криминальной психологии):

а) XIX в.;

б) XX в.;

в) VI век до н.э.;

г) XVIII в.

8.Основателем антропологического направления в уголовном
праве считается:

а) Чезаре Ломброзо;

б) Ганс Гросс;

в) Франц Йозеф Галль;

г) Альберт Хельвинг.

9.Исследования, состоящие в программированном изучении личности преступника, потерпевшего и других участников уголовного
процесса на протяжении длительного времени, называются:

а) лонгитюдными;

б) сравнительными;

в) комплексными;

г) формирующими.

10. Основным в юридической психологии является метод:
а) тестов;

б) беседы;

в) эксперимента;

г) наблюдения.

11. По целям исследования методы юридической психологии под-
разделяются на:

а) методы научного исследования, психологического воздействия на личность и судебно-психологической экспертизы;

б) методы организации исследования, сбора, обработки данных, интерпретации и оценки данных;

в) методы психологического анализа уголовного дела,
анамнестический, наблюдения, естественного эксперимента, инструментальные, изучения личности и социальных групп;

г) методы наблюдения, эксперимента, личностные опросники, анкеты, метод анализа продуктов деятельности, документов, контент-анализ, беседы, интервью, биографический, обобщения независимых характеристик.

Человек, совершивший преступление, является носителем многих социально значимых качеств. Из них для состава преступления имеют значение только возраст, вменяемость и в отдельных случаях — признаки специального субъекта. Только эти признаки входят в состав как основание уголовной ответственности. Более широкий круг социально значимых качеств лица, совершившего преступление, образует понятие «личность преступника».

Одним из наиболее сложных и важных теоретических вопросов криминологии является отличие понятий «субъект преступления» и «личность преступника», которые, на первый взгляд, похожи, но по своей сути и содержанию различны. Вместе с тем отождествление этих понятий неизбежно приводит к методологической ошибке, которая подстерегает каждого исследователя при их изучении. Поэтому существенным и необходимым моментом с позиции и теории, и методологии является, разграничение, или отличие, этих понятий друг от друга.

Необходимо, проводить четкое различие между понятиями «субъект преступления» и «личность преступника».

С понятием «личность преступника» непосредственно связаны многие нормы уголовного права. Требование учитывать личность виновного является одним из общих начал назначения наказания, отдельные свойства личности преступника находят отражение в перечне смягчающих и отягчающих обстоятельств. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, применение условного осуждения — эти меры одним из условий их применения предусматривают учет личности преступника.

Данные о личности имеют также юридическое значение для решения вопросов об освобождении от уголовной ответственности и для условно-досрочного освобождения от наказания.

Определяя понятие «личность преступника», необходимо иметь в виду, что учет личности связывается законодательством с решением вопросов индивидуализации наказания и освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Криминология исходит из того, что личности преступника не существует до и помимо совершенного им преступления. Тем самым отвергается понятие преступной личности, обреченной на совершение преступлений.

Словом, данные характеристики личности преступника, как уже было отмечено выше, наряду с другими обстоятельствами учитываются при дифференциации уголовной ответственности и наказания, что не всегда делается на практике. Особенно тщательно и с наибольшей полнотой должно производиться изучение личности несовершеннолетнего преступника.

Значение изучения понятия личности преступника заключается в следующем:

1. Понимание личности преступника, его структуры направляет ученых, изучающих причины преступлений, на выявление определенной группы личностных качеств, охватываемых именно этим понятием;

2. Анализ личности преступника и ее структуры объясняет истоки преступного поведения; позволяет выявить причины образования негативных свойств личности и условий их устойчивости;

3. Изучение личности преступника позволяет группировать преступник по определенным типам, а соответственно и прогнозировать вероятность совершения этим человеком преступлений в будущем и с учетом этого прогноза выбирать меры реагирования на совершенное преступление;

4. Знание отрицательных качеств, обусловивших преступление, позволяет организовать процесс исправления преступника в соответствующих учреждениях и принимать обоснованное решение об условно-досрочном освобождении;

Таким образом, установление характерных свойств (особенностей) личности конкретного преступника с учетом его индивидуальных качеств имеет большое практическое значение как на стадии расследования преступления, так и в процессе рассмотрения уголовного дела в суде, что способствует более правильной индивидуализации наказания.

Преступник – это человек, который совершил общественно опасное деяние, запрещенное законом, что влечет за собой уголовную ответственность. Личность преступника включает в себя весь комплекс его физического и психического развития, особенности его характера, нравственного мира во взаимодействии с теми условиями, в которых находился индивид, совершивший преступление. Так, личность преступника включает в себя совокупность социально-демографических, социально — ролевых (функциональных) и психологических признаков, связанных с преступлением и объясняющих причину его совершения.

Увеличение эффективности деятельности правоохранительных органов возможно на базе развития научных знаний, где проводится всестороннее и полное изучение с позиций науки субъекта преступного поведения. При его изучении основной категорией является категория личности, практическое применение которой позволяет структурно раскрыть общественные качества каждого конкретного человека, совершившего уголовно наказуемое деяние, включая его психические особенности и различные факторы влияния.

Личность преступника изучает юридическая психология, так как она обладает более широким спектром характеристик личности индивида, совершившего преступление, нежели общая психология.

Таким образом, юридическая психология оказывает помощь правоохранительным органам в следующих случаях:

  • при необходимости принять решения уголовно-правового, уголовно-процессуального характера. Например, при квалификации противоправных действий, избрании меры пресечения обвиняемому, определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности и т.д.;
  • при выборе тактических комбинаций, решений, методов воздействия на обвиняемого в следственных ситуациях;
  • в ходе установления ряда обстоятельств, которые подлежат доказыванию. Например, выяснение мотива преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (подсудимого) и т.д.

Системный подход в изучении личности преступника

Системный подход к личности преступника в юридической психологии предполагает наличие двух подсистем: социально-демографической и психологической.

1.Социально-демографическая подсистема личности преступника включает в себя признаки, которые характеризуют личность преступника как индивида, выполняющего свои ролевые функции и обязанности, а так же такие характеристики, как пол, возраст, семейное положение, образование, профессию, род занятий, социальное, материальное положение и т.д.

Специалистами доказано, что социально-демографические признаки тесно связаны с психологическими качествами человека, с его психикой. Так, низкий образовательный уровень зачастую связан с невысоким интеллектом человека, а трудности человека в социальной адаптации могут быть связаны с его эмоционально-волевой неустойчивостью, агрессивностью и т.д. Таким образом, при расследовании преступлений важно обращать внимание на социально-демографические признаки личности преступника.

2. Психологическая подсистема включает в себя психологические структуры, которые разрабатывались психологами с целью изучения личности преступника.

Уголовно-релевантные базовые свойства личности

В юридической психологии предлагается точка зрения, согласно которой суд, при вынесении приговора, должен в каждом конкретном случае учитывать совокупность свойств и состояний личности каждого обвиняемого, а так же механизмы, влияющие на его преступное поведение. В данном подходе выделяются основные группы уголовно-релевантных базовых свойств личности:

  • свойства, позволяющие судить о закономерностях или случайностях содеянного человеком преступления (направленность личности, ценностные ориентации, уровень интеллектуального развития, жизненная позиция и т.д.);
  • свойства личности, которые лежат в основе способности человека к произвольной регуляции своего поведения, т.е. к способности управлять своим поведением (эмоционально-волевая устойчивость, обусловленная особенностями нервной системы, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, ведущие свойства характера и т.п.).

Все перечисленные психологические свойства определяются с помощью разных современных личностных и психодиагностических методик. К таким методикам относятся ММР (СМИЛ или ММИЛ), 16-ФЛО Р. Б. Кеттелла и др.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Методики изучения преступной личности

Методики изучения личности преступника позволяют на основе психологических критериев отличать преступников от законопослушных граждан, проводить различную профилактическую работу и т.д.

Методика ММР1 (ММИЛ или СМИЛ) помогает сравнить усредненные показатели тестирования лиц, осужденных за преступления. Например, такое сравнение лиц, осужденных за совершение корыстных и насильственных преступлений, показало, что в психологическом профиле их личности ведущими являются шкалы F, 4, 6, 8 и 9 с показателями по некоторым из них (особенно шкалы 6, 8) выше верхнего предела средней нормы в 70-Т баллов (рис.1).

Таким образом, лица, которые относятся к группам 1 и 2 имеют много похожих черт насильственно-корыстных преступников, наделенных однородной совокупностью примерно одних и тех же одинаково выраженных качеств, свойств, психологических комплексов, ведущих тенденций личности.

В то же время личностный профиль корыстных преступников (1), несмотря на повторяемость профиля личности корыстно-насильственных преступников (2), немного снижен, т.к. группа корыстных преступников по способу совершения преступлений менее однородна и при построении их усредненного профиля происходило сложение разнонаправленных ведущих личностных тенденций. Однако общий набор личностных качеств у представителей рассматриваемых групп преступников делает их похожими.

Таким образом, комплекс личностных особенностей в определяемых шкалах F, 4, 6, 8 и 9 включает в себя такие ведущие качества личности, как высокая активность, выраженная раскованность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, спонтанность в выборе форм поведения. Так же у данных лиц наблюдается эгоцентризм, агрессивность, склонность к конфликтам и нежелание подчиняться, безразличие к общественным нормам, личностная дезинтеграция, излишняя подозрительность, завистливость, упорство, одержимость какими-либо целями, предпочтение внешнеобвиняющих форм реагирования непредсказуемого характера и т.д.

В соответствии с методикой ММР1 высокие показатели 6-й шкалы характерны для лиц, способных на корыстные преступления, а в сочетании с высокой 8-й шкалой они отражают враждебно-агрессивные ведущие тенденции. Сочетание 4-й и 6-й шкал при их высоких значениях означает эксплозивный тип реагирования, а высокое значение шкалы F, сопровождающееся повышением профиля по 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкалам, встречается у лиц, склонных к аффективным реакциям.

Еще один пример касается изучения личности военнослужащих, отбывавших наказание за нарушение уставных правил взаимоотношений («дедовщину») (рис.2)

Рис. 2. — Усредненный личностный профиль (но ММР1 — СМИЛ):
1 — осужденные за «дедовщину»; 2 — законопослушные военнослужащие.

Был обнаружен набор качеств личности, который включал в себя сочетание вышеупомянутых шкал в качестве ведущих со значениями выше верхнего предела средней психической нормы (70-Т баллов).

Эту закономерность подтверждают и данные обследования лиц, которых отбирают для службы в органах МВД и проходящих там службу. Сотрудники различных подразделений МВД, у которых в психологическом профиле ведущими были 4-я, 6-я, 8-я и 9-я шкалы с высокими значениями (особенно выше 80-Т баллов), составляли группу риска, т.к. в 75-83% случаев они являлись виновниками различных чрезвычайных происшествий. Это подтвердили опросник Р.Б. Кеттелла.

Таким образом, у большинства преступников наблюдается высокое сочетание по шкалам F, 4,6 и 8, что может говорить о потенциальной предрасположенности личности к совершению преступления.

Другой психологический профиль личности был выявлен у лиц, совершивших преступление по неосторожности. В их профиле их ведущей была 7-я шкала, в которой выделяются такие качества личности, как психастения, повышенные тревожность, неуверенность в себе, избыточный самоконтроль, склонность к излишним волнениям в стрессогенной обстановке (рис.3)

Рис. 3. — Усредненный психологический профиль личности (по ММР1 — ММИЛ):
1 — правонарушители, совершившие противоправные действия по неосторожности; 2 — отбывающие наказание за умышленно совершенные насильственные преступления.

В непредсказуемых ситуация эти лица быстрей поддаются страху, у них наблюдается быстрое эмоциональное реагирование, нежели склонность к рациональному подходу.

Использование данных методик важно при расследовании автотранспортных происшествий, оценке годности к представителям летных профессий. Так, лица, в психологическом профиле которых 7-я шкала является ведущей с высоким значением, «не могут отвечать требованиям, предъявляемым к успешному разрешению экстремальной ситуации в условиях движения».

Нельзя не отметить роль проективных методик для изучения мотивов совершения преступления. Для изучения деформации нравственно-смысловых ориентиров, как правило, используют опросники, к примеру CPI, тест смысложизненных ориентаций и другие.

Некоторые специалисты полагают, что опросники могут в большой степени подвергаться мотивационным искажениям. Повысить достоверность опроса в данном случае можно, не учитывая анкеты, ответы на которые довольно искажены. Данным подходом можно пользоваться лишь при массовых исследованиях, цель которых заключается в получение средних выборочных оценок, и если их не применяют при индивидуальном оценивании. Существенное снижение мотивационного искажения достигается в случае, когда в ходе тестирования не следует сопротивляться влиянию мотивации, а нужно попытаться воспользоваться ею для повышения достоверности итогов исследования. С этой целью разумно пользоваться таким диагностическим инструментарием, при использовании которых испытуемый ощущает себя не «подопытным», а активным исследователем. Такими активными инструментами выступают проективные методы изучения, действие которых направляется на актуализацию процесса самопознания исследуемого субъекта.

Например, для изучения нарушений структурного плана побуждений личности агрессивно-насильственного преступника пользуются теоретическими и практическими разработками швейцарского психолога Л.Зонди, известного своим судьбоанализом.

Как полагает Л. Зонди, в центре системы побуждений личности находятся 8 основополагающих потребностей, соотнесённых с более важными сферами жизнедеятельности человека. Для каждой сфере отведены определённые цели действий, это могут быть или устойчивые стремления, обозначающие потребности, или же сиюминутные желания. Л. Зонди объединяет по две из этих восьми потребностей в одно цельное побуждение, динамическое взаимодействие которых формируют «вектор мотивационной направленности» субъекта. Каждую потребность Л. Зонди, в свою очередь, согласно принципам диалектики, делит на противоположные тенденции. У структуры системы побудительных факторов можно выделить четыре мотивационных вектора, восемь потребностей и шестнадцать мотивационных тенденций, которые, по мнению ученого, включают все возможные формы существования побуждений личности. Среди них выделяются:

  • Наличие сексуального мотивационного вектора, который характеризуется взаимодействием потребностей в персональной любви и сублимированной нежности, а также активностью, мужественностью и самоотверженностью.
  • Наличие пароксизмального (аффективного) вектора, который формируется из двух потребностей, которые выражают такие реакции, как импульсивность, ярость, страх и чувство справедливости, стыд и стремление к значимости.
  • Наличие вектора побуждений «Я”, который можно определить такими потребностями субъекта, как «быть» и «иметь». Направленность тенденций данных потребностей называют проекцией, инфляцией, интроекцией и негацией. Наличие вектора побуждений контактов включает потребности в соединении и разъединении с объектом, а также в стремление к изменению или сохранению его в прежнем состоянии.

В зависимости от роли, которую они исполняют в структурном личностном плане, мотивационные вектора можно разделить на:

  • периферические, или вектора края, отвечающие за удовлетворение базовых потребностей, в которые включены сексуальные побуждения контактов;
  • центральные, или вектора середины, которые ответственны за регуляцию деятельности. В них входят пароксизмальный вектор и побуждения «Я”.

В объяснение данной структуры побуждений, как полагает Л. Зонди, главный момент действия механизмов заключается в регуляции мотивационного процесса. Он формируется в качестве процесса нахождения пути по осуществлению мотива в условиях преодоления противодействующих сил, которые складываются по результату межмотивационных соотношений.

В процессе данного движения формируется пересечение, столкновение разных мотивов, которые вступают в конкурентные отношения друг с другом, между ними происходит война за «моторный выход», то есть за воплощение в действие.

Одновременно, по мнению Л. Зонди, межмотивационные препятствия являются не единственной силой, которая может тормозить и сдерживать мотив от его воплощения в тенденцию действия. Для того, чтобы мотив был осуществлен, он должен пройти определённые стадии, то есть являться градуально-этапным, и зависеть от контролирующих его побуждений аффектов и «Я”, выполняющих разрешительную функцию.

Таким образом, защитная мотивация по Л. Зонди прямым образом связана с формированием личности: чем выше уровень развития личности, тем более эффективные механизмы защиты она использует и, напротив, примитивная личность применяет простейшие механизмы защиты.

Тест Л.Зонди был создан для экспериментального доказательства теоретически установленной судьбоанализом роли побуждений в характеристике поведения и характера личности. Так как некоторые болезни психики являются наследственными и могут выявляться в чертах лица больного человека, Л. Зонди предположил, что между структурой потребностей пациента, который запечатлен на фото, и побудительной структурой человека, который реагирует на данную фотографию, есть огромное сходство.

Стимульный материал теста Л.Зонди включает в себя 48 фотопортретов, на которых представлены психически больные люди (гомосексуалист, садист, эпилептик, истерик, кататоник, параноик, циркулярный психопат в депрессивной и в маниакальной стадии). Фотографии разделяются на 6 серий, по восемь в каждой, согласно основным потребностям побуждений, среди них. С обратной стороны каждого фото стоит цифра (с 1 по 8), место этого фотопортрета при раскладке их пред испытуемыми. Маленькой латинской буквой там же отмечают отклонение в психике человека, который изображен на фото, и побудительный фактор той или иной потребности, который связан с данным расстройством и обозначается первой латинской буквой заболевания ( h, s, e, hy, k, p, d, m ).

Процесс диагностики представляет собой выбор испытуемыми в каждой серии по 2 более симпатичных и наиболее непривлекательных из предложенных им фото, символизирующие побудительную активность индивида. Экспертом фиксируется реакция выбора в специальном протоколе ( «профиле побуждений”) и при его анализе составляется заключение о состоянии актуальных потребностей и характере мотивационной направленности человека. Обработка протокола включает оценку произведённого испытуемыми выбора фотокарточек по каждой потребности в отдельности:

  • фактор h (гомосексуалисты) – отражает потребность личности в стремлении к любви, нежности, а также в подчинении и уступчивости;
  • фактор s (садисты) – выражает потребность в побуждении к физической активности, насилию и агрессивной манипуляции объектом;
  • фактор e (эпилептики) – отражает потребность личности выразить сильные агрессивные или враждебные эмоции;
  • фактор hy (истерия) – отражает специфику индивида выразить наиболее тонкие, чувствительные эмоции;
  • фактор k (больные кататонической формой шизофрении ) – выражает потребность сохранить индивидуальность и целостность субъекта и тенденцию отделиться от окружающих объектов;
  • фактор p (больные паранойяльной формой шизофрении) — отражает стремление к экспансии, желание раствориться в окружающем мире;
  • фактор d (больные маниакально-депрессивным психозом в депрессивной стадии) – выражает потребность в поиске объекта, а также в сохранении достигнутого;
  • фактор m (больные маниакально-депрессивным психозом в маниакальной стадии) – отражает потребность прикрепиться к объекту, неустанной активности и предприимчивости.

Мотивация поведения испытуемых, как полагает автор методики, абсолютно согласуется с психологическим содержанием побудительной тенденции выбранного ими фото пациента, болезнь психики которого находит выражение в патологии этого типа побуждения. К примеру, выбор фото садистов свидетельствует о существовании стремления к активности, мышечной трате энергии, а если испытуемый выбрал 4 портрета и более, то — о тенденции у него к садизму или агрессии, которую отмечают в заключении восклицательным знаком. Такое напряжение в профиле теста имеет название перегруженного.

С другой точки зрения, когда выбор не делается, это означает отсутствие напряжения побуждения или его разрядку. Такие формы реакций в заключение называются «нулевыми”. Они играют важную диагностическую роль, т.к. означают сферу меньшего сопротивления соответствующего побуждения.

На базе полученной нулевой реакции подводится итог о манифестации у личности свободно наблюдаемого симптома соответствующего типа побуждения. К примеру, наличие нулевого выбора по отношению к фотокарточкам садистов может сказать о том, что человек уже разрядился в агрессивной форме.

Отрицательный выбор фотографий являет наличие негативного отношения к тем психологическим процессам, выражающим соответствующие стимулы, нередко это могут быть пассивность или подавление агрессии у испытуемых. В случаях когда, испытуемый во время этого теста выбирает фото садистов как приятных, так и и неприятных, то констатируют у него наличие амбивалентной позиции (обозначая знаком +/-) по отношению к действию этого побуждения. Это на субъектном уровне ощущается в качестве конфликта или наличия психологической дилеммы.

Амбивалентные реакции, как полагает Л. Зонди, являются определенной степенью самоконтроля, которую индивид выражает против спонтанной разрядки побуждения.

Тест Зонди в наибольшей степени подходит для проведения исследования личности агрессивно-насильственного преступника. Являясь проективной методикой, которая позволяет различать лиц по критерию «наличия–отсутствия» агрессивных мотивационных тенденций, он позволяет провести количественный и качественный (содержательный) анализ структуры потребностей испытуемых, указывает на зоны напряжения побуждений личности и его главные мотивационные защитные механизмы.

Психические аномалии и проблема ограниченной вменяемости

Психические аномалии с разной степенью выраженности наблюдаются у лиц, совершивших преступления и при этом имеющих нарушение социального функционирования, адаптации к окружающей социальной среде, отклонения от норм межличностного поведения, признаки социальной, личностной дезинтеграции, дисгармонии в эмоционально-волевой сфере и т.д.

На возникновения психических аномалий влияют различные наследственные факторы, последствия причиненных травм, неблагоприятные воздействия социальной обстановки и т.д. Здесь иногда очень тяжело провести грань между психической нормой с некоторыми отклонениями и действительной психической патологией.

В психологической науке под психическими аномалиями понимаются различные расстройства психической деятельности, которые не достигли психотического уровня и не исключают вменяемости, но влекут за собой личностные изменения, которые могут привести к отклоняющемуся поведению.

Ограниченная вменяемость – это вариант вменяемости, который отражает оценку влияния той или иной психической аномалии, психической недостаточности на криминальное поведение обвиняемого. Следствием этого влияния может быть неадекватная или неполная оценка ситуации, нарушение контроля деятельности и способности регулировать поведение.

Лица, имеющие психические аномалии, в большинстве случаев трудоспособны, дееспособны и признаются вменяемыми. Их психические аномалии представляют собой обостренные формы реагирования на конфликтную ситуацию, что не предполагает обязательное совершение преступления. Однако если преступления совершается, то оно имеет разрушительный характер, зачастую жертвами могут стать те, кто не причастен к конфликту. Иногда это может усугубляться сниженным уровнем интеллектуального развития, затрудняющим принятие ими адекватных решений в ситуациях выбора, сопутствующей повышенной агрессивностью, расторможенностью эмоционально-волевых процессов, снижением самоконтроля и т.д.

Подобные особенности замечаются у подростков с умственными отклонениями, обучающихся в спецшколах. Из-за недобросовестного отношения многих окружающих к ним, у таких подростков формируется чувство внутреннего протеста, враждебности к другим, формирование агрессивной антиобщественной установки. Ведущими тенденциями у таких подростков будут тенденции удовлетворения ближайших потребностей, среди которых доминирующую роль играют мотивы психопатической самоактуализации.

Криминологи отмечают, что нельзя сводить все причины преступного поведения к одной лишь психопатизации личности, т.к. многие лица с психопатизированными чертами характера никогда не совершают преступлений или правонарушений. Здесь следует учитывать целый комплекс внутренних и внешних факторов.

Классификация психопатических расстройств

В юридической психологии существует следующая классификация психопатических расстройств личности:

1.Возбудимые (аффективные) формы психопатических расстройств лиц. Они отличаются эмоциональной неустойчивостью, вспыльчивостью, раздражительностью, гневливостью, импульсивностью, аффективно окрашенными формами реагирования, переменчивостью настроения, повышенной обидчивостью, жестокостью, склонностью к накоплению отрицательных переживаний и т.д.

В данной группе выделяются:

  • эпилептоидная форма (в суждениях преобладают «вязкость» мышления, «застревание» на аффективно окрашенных переживаниях, в поведении — мстительность, жестокость);
  • лица, проявляющие признаки неустойчивой формы возбудимой психопатии (для них характерна неорганизованность, безволие, легкомысленное отношение к происходящим явлениям, нетерпимость к какой-либо регламентации, повышенная внушаемостью, жажда новых развлечений, большая подверженность средовым влияниям);
  • паранойяльная форма (характерна узость, ригидность мышления, «застреваемость» на отдельных обстоятельствах, нетерпимость к иному мнению, противодействию, эгоцентрические притязания, повышенная самооценка, завышенный уровень притязаний, обидчивость, подозрительность, повышенная возбудимость, аффективно окрашенный модус реагирования).

2. Истероидная (истерическая) психопатия — это форма психопатического расстройства аномальной личности, которая влияет на ее асоциальное поведение.

Лица, имеющие данную форму психопатии, отличаются эгоцентризмом, демонстративным поведением, «жаждой признания», эмоциональной неустойчивостью, повышенной вспыльчивостью, особенно когда такого признания не получают. При общении наблюдается склонность к фантазированию. Поведение ситуативно, интеллектуальные возможности чаще всего ограничены. Преступления, совершенные такими лицами, характеризуются обманом, мошенничеством, умышленным введение в заблуждение потерпевших и т.д.

3. Тормозимый тип психопатических расстройств – форма психопатического расстройства, для которой свойственна самая низкая криминальная активность.

Здесь выделяют следующие категории психопатов:

  • Астенические;
  • Психастенические;
  • Аутистические (шизоидные).

Так, у лиц, имеющих черты психастенической психопатии, в поведении преобладает повышенная, некорригируемая тревожная мнительность, навязчивые сомнения, касательно необходимости принять решение, нерешительность, особенно в ситуациях неопределенности. Частыми видами противоправного поведения для таких лиц являются действия, направленные против общественного порядка, уклонение от общественно полезного труда, дезертирство (для военнослужащих), самоубийство.

К группе тормозимых психопатов, кроме лиц с астеническими и психастеническими чертами характера, относятся лица, которые имеют аутистические (шизоидные) психопатические расстройства с превалированием замкнутости, повышенной чувствительности, ранимости и в то же время эмоциональной холодности и отчужденности. Среди таких лиц бывают очень настойчивые люди, которые стремятся к достижению целей, часто прибегают к насильственным действиям.

Изучение личности преступника обусловлено тем, что причины преступного поведения заключены в психике самой личности. Именно внешние и внутренние факторы влияют на процессы формирования криминогенных черт в поведении человека. Само преступное поведение изучается не только для предотвращения и пресечения преступности, но и для определения механизма понимания его причин и мотивов.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Понятие личности преступника

Личность человека, совершившего преступление, входит в предмет изучения нескольких юридических наук. При общем подходе к личности преступника каждая наука выделяет в этой проблеме нечто особенное. Для криминологии эта особенность заключается в получении информации, необходимой для устранения причин совершения преступлений, то есть для их предупреждения.

Что представляет собой личность? С позиции философии личность рассматривается как целостное образование, и ее сущность образуют социальные качества человека. Отсюда следует, что, во-первых, человек в обществе реализует себя именно как личность, и, во-вторых, личность человека представляет собой индивидуальное бытие общественных отношений. Сам факт рождения человека не конструирует его личность, ибо ее формирование представляет собой длительный процесс. Личностные черты приобретаются в процессе общественной деятельности, иначе говоря, путем социализации.

Человеку как общественному существу свойственно сознание. Для того чтобы быть личностью, безусловно, необходимо осознавать не только окружающую действительность, но и себя в этих отношениях с действительностью, и свои знания о действительности. Казалось бы, личность и сознание — тождественные понятия. Но более тонкий анализ приводит к мысли, что сознание и личность относительно самостоятельны. П. Я. Гальперин подчеркивал, что хотя «личность невозможна без сознания, но и не сводится к нему — сознание не равно личности. Действует не сознание, а личность, которая регулирует свои действия на основе сознания».

Это означает, что кроме сознания личность неразрывно связана с социальной деятельностью. Человек прежде всего характеризуется как действующий субъект, который, живя в обществе, во взаимодействии с другими людьми, создает условия для своего существования и творит самого себя. Деятельность выступает своеобразным мостом, соединяющим внутреннее и внешнее человека. Посредством деятельности внешнее проникает во внутреннее, то есть общественные отношения, в которые вступает человек, преобразуются в черты личности. Внутреннее с помощью деятельности проникает во внешнее, так как человек опредмечивает себя и формирует эти отношения. Таким образом, личность характеризуют два аспекта: внутренний и внешний. Исходя из вышеизложенного следует, что личность — это совокупность социальных качеств, посредством которых человек встраивается в систему общественных отношений.

Чтобы показать содержание признаков, в совокупности раскрывающих сущность личности, нужно воспользоваться структурой личности. Она включает следующие элементы:

  1. социальный статус (пол, возраст, семейное положение, уровень образования, социальное положение и т. п.);
  2. социальные функции (то есть характеристика социального статуса в реальной деятельности человека);
  3. нравственно-психологические установки (отношение к нормам морали, гражданским обязанностям, к правовым нормам);
  4. правовой статус, то есть совокупность признаков, характеризую щих человека в качестве правонарушителя (ранее привлекался к правовой ответственности, является рецидивистом, профессио нальным преступником, совершил преступление по низменным мотивам).

Криминологическое учение о личности преступника базируется на философском подходе и состоит в следующем. Преступление — это событие, которое разделяет человека и общество. Преступник от непреступника отличается уже тем, что совершил, и, может быть, тем, что вновь совершит преступление. Личность преступника есть показатель опасности для общества. Она посредством своего внешнего аспекта, через противоправный поступок, наносит вред общественным отношениям, а посредством внутреннего аспекта угрожает повторностью их нарушения. Именно поэтому справедливо утверждение, что преступник обладает специфическим качеством, получившим название «общественная опасность личности». Понятие общественной опасности личности можно сформулировать следующим образом: это комплексная характеристика конкретной социальной роли человека, которая предопределила совершение преступления.

Таким образом, общественная опасность личности преступника равна сумме оценок двух составляющих. Во-первых, она включает в себя степень опасности совершенного преступления, которая варьирует от преступления небольшой тяжести до особо тяжкого преступления. Во-вторых, включает степень готовности к повторению преступления. Обязательность оценки второй составляющей является предметом дискуссии не только в криминологии, но и в уголовном праве. Правы те ученые, которые не только не исключают ее из понятия личности преступника, но и связывают с ней правовые последствия. Например, справедливо указывал Б. В. Волженкин, что виновность лица означает, что в совершение преступления включилась личность субъекта преступления как разумного существа, и поэтому нужно выделять общественную опасность преступника как единство общественной опасности деяния и деятеля. Познать личность можно только при ее выражении вовне, то есть на основании ее поступков. Поэтому не должны быть наказуемыми случаи, когда деяние — преступление, а личность его совершителя не представляет никакой общественной опасности в том смысле, что возможность совершения им нового преступления полностью исключается.

Наряду с понятием «личность преступника» в криминологии используется понятие «криминогенная личность». Различие этих понятий состоит в следующем. Понятием «личность преступника» охватывается характеристика человека, уже совершившего преступление. Понятие «криминогенная личность» более широкое, так как помимо преступника оно относится к человеку, совершившему антиобщественные действия непреступного характера, и к человеку, отбывшему уголовное наказание, но предрасположенному к рецидиву преступления. В истории криминологии криминогенная личность именовалась по-разному. Например, Ломброзо называл такого преступника прирожденным, а Гарофало — естественным, или истинным, преступником.

Тип криминогенной личности, согласно исследованиям А. И. Долговой, отличают следующие компоненты в их совокупности: формирование личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи), наличие системы аморальных проступков и разного рода правонарушений, которые повторяются и после принятия установленных мер воздействия, отчуждение от ценностно-нормативной системы общества и государства; отсутствие чувства социальной ответственности, привыкание к негативной оценке своего поведения, выработка социально-психологических механизмов самозащиты; активность в ситуации совершения преступления и, как правило, совершение преступления без достаточно обоснованных внешних поводов и т. п. А. И. Долгова пришла к выводу, что комплекс более чем из 20 признаков, включая социально-демографические, социальноролевые и нравственно-психологические признаки, распознается у четырех из каждых пяти обследованных преступников.

Вышеизложенное позволяет сформулировать следующее понятие личности преступника: это характеристика социально дезинтегрированного человека, состоящая из совокупности признаков, повлиявших на совершение преступления и способных оказать такое влияние в будущем.

Этапы формирования личности преступника называются стадиями криминализации личности. Можно выделить несколько таких стадий.

Первая стадия связана с совершением антиобщественных поступков и правонарушений непреступного характера. В социальной направленности такой личности компонент негативной направленности лишь формируется и не занимает ведущего места. Эта первичная криминализация образует стадию предкриминальной личности.

Вторая стадия связана с совершением преступления. Позитивная направленность личности терпит поражение, роль негативной направленности торжествует. Совершенное преступление является реальным подтверждением перехода в стадию личности преступника (криминальной личности).

Третья стадия, посткриминальной личности, наступает после совершения преступления. С момента привлечения лица к уголовной ответственности, в идеале, начинается процесс декриминализации личности. Результатом этой стадии считается такое изменение личности, когда исчезает возможность рецидива преступлений. Позитивная направленность вновь занимает ведущую позицию в личности, то есть происходит исчезновение общественной опасности личности.

Если же лицо вновь совершает преступление, то третья стадия фактически остается незавершенной и личность возвращается во вторую стадию. Учет стадий криминализации личности имеет важное практическое значение. Например, индивидуальную профилактику преступлений целесообразнее осуществлять с учетом конкретной стадии криминализации объекта профилактики. В этом случае можно точнее спрогнозировать вероятность совершения преступления и определить конкретные меры профилактики.

В характеристику личности преступника обычно включаются следующие показатели:

  1. криминальная активность (данные о рецидиве преступлений, а также данные о совершении в прошлом правонарушений, за которые лицо подвергалось мерам административного или общественного воздействия);
  2. степень вины (время формирования преступных намерений и объем их реализации);
  3. мотив преступления (характер и степень низменности побуждений);
  4. отношение лица к совершенному преступлению (явка с повинной, полное, частичное или отсутствие раскаяния);
  5. нравственное состояние преступника (склонность к алкоголю, наркотикам);
  6. роль при совершении преступления (пособник, подстрекатель, исполнитель, особо активный участник, организатор, руководитель совершения преступления);
  7. производственная характеристика;
  8. социальная активность;
  9. бытовая характеристика;
  10. заслуги перед государством и обществом;
  11. психофизический статус (то есть состояние здоровья);
  12. постпреступное поведение (встал на путь исправления; идет по пути исправления; злостно нарушает порядок отбывания наказания).

Соотношение социального и биологического в личности преступника

Вопрос о соотношении социального и биологического в личности преступника имеет важное значение. Большинство криминологов признают социальную природу преступности и ее причин и считают, что определяющее значение в механизме преступного поведения имеют социальная среда и социальные качества индивида, а биологические детерминанты не являются причиной преступного поведения, хотя и играют важную роль. Сложившееся единство исходных положений в оценке соотношения социального и биологического не исключает разнообразия точек зрения в понимании частных вопросов. Оно во многом объясняется узостью эмпирической базы отечественной криминологии, что не позволяет во всех подробностях исследовать диалектику социального и биологического в общественно опасном поведении.

В отечественной криминологии специальному изучению подвергались лица с врожденными или приобретенными физическими и психическими недостатками (психическими аномалиями). Они рассматривались как особый тип, поскольку «либо вообще не в состоянии усваивать социальные программы, либо усваивают их в ограниченном объеме» (Г. М. Дитль, Г. Газе, Г. Г. Кранхольд). При этом криминологов интересовала лишь группа людей, у которых врожденные или приобретенные физические и психические аномалии, во-первых, повлекли личностные изменения, не исключающие вменяемость, во-вторых, могли привести к преступному поведению.

К числу психических аномалий, встречающихся у лиц, совершивших преступления, относятся: алкоголизм, психопатия, остаточные явления черепно-мозговых травм, олигофрения, наркомания, сосудистые заболевания с психическими изменениями, шизофрения в стадии стойкой ремиссии и эпилепсия. По данным Н. Г. Иванова, психические аномалии преобладали в следующем порядке: психопатоподобные черты характера составляют 31%; с признаками неврастении — 20,6%; психостении — 10,4%; олигофрении — 10,3%; истерии — 6,9%. При этом субъекты преступления с диагнозом «психопатия» наиболее часто совершали умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 11%; хулиганство — 19%; изнасилование — 9%.

Криминологические исследования установили зависимость между отдельными видами психических аномалий и отдельными видами преступлений. Данные о высоком уровне лиц с психическими аномалиями среди убийц (72%) практически совпадают с результатами исследований, проведенных в 1920-е гг. В целом, среди лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления (убийства, причинение вреда здоровью, изнасилования, грабежи, разбои), более половины имеют различные психические аномалии. Алкоголиков больше среди тех, кто совершил разбой, грабеж, хулиганство. Психопатов, лиц, страдающих остаточными явлениями черепно-мозговых травм и органическими заболеваниями центральной нервной системы, — среди тех, кто совершил убийство, хулиганство, изнасилование, грабеж и разбой. Для олигофренов характерно совершение изнасилований и хулиганства; для эпилептиков и шизофреников — убийств и хулиганства, а для наркоманов — убийств, хулиганства и краж.

Таким образом, врожденные или приобретенные психические аномалии могут оказывать заметное влияние (а при заболеваниях, исключающих вменяемость, — решающее влияние) на усвоение человеком социальных программ. Психические аномалии препятствуют усвоению личностью общественных ценностей, установлению нормальных социальных связей, способствуют сужению и однообразию ее социальной деятельности. Они снижают сопротивляемость к воздействию ситуаций, особенно конфликтных и проблемных, создают препятствия для развития позитивных черт личности, особенно для ее адаптации к внешней среде, ослабляют механизм внутреннего контроля.

Из вышесказанного следует, что психические аномалии способствуют формированию личности преступника, однако вовсе не свидетельствуют о генетических корнях преступности. Во-первых, значительная часть психических и физических аномалий, о которых говорилось выше, не обусловлена генетически. К сожалению, это обстоятельство редко учитывают в ходе конкретных криминологических исследований. Во-вторых, влияние генетически вызванных заболеваний на развитие и поведение личности может быть скорректировано под воздействием социальной среды и лечения.

Роль психических аномалий различается в зависимости от стадии криминализации личности. На начальной стадии их роль менее существенна. Значительно сильнее они проявляют себя на второй и третьей стадии, так как в это время такие лица в большей мере отчуждены от общества, от малых социальных групп. Их социально полезные связи деформированы, круг семейных, досуговых, деловых отношений резко сужен, неустойчив или вовсе отсутствует. Это приводит к тому, что такие лица склонны к фрустрации и их поведение конфликтогенно. Иначе говоря, у психоаномальных субъектов сфера личности сужена по сравнению с нормальными людьми и, соответственно, путь влияния биологического фактора на поведение короче.

Признание криминологией опосредованного влияния психических отклонений на совершение преступления исключает необходимость медикопсихиатрического воздействия и предполагает в первую очередь надлежащее воспитание, необходимые коррекционные социально-психологические мероприятия, способные оказать профилактическое воздействие.

Нельзя не отметить, что в США продолжаются исследования генетики поведения в контексте анализа агрессивного и преступного поведения. При том что методика таких исследований существенно усовершенствовалась по сравнению с XX столетием, с помощью молекулярной генетики пока не удалось идентифицировать специфические гены, связанные с пожизненной устойчивой делинквентностью. Однако повышенное внимание к этому генетическому факту свидетельствует о больших надеждах, с которыми американские ученые связывают разработку программ по предотвращению преступлений. Свой вывод они формулируют следующим образом: «Если криминологи будут и далее игнорировать все увеличивающееся число фактов, свидетельствующих о том, что антисоциальное и преступное поведение имеет, по меньшей мере, некоторую генетическую составляющую, то подлинное понимание того, как природа взаимодействует с воспитанием в развитии подобного поведения, никогда не будет достигнуто».

Типология личности преступника

Одним из методов изучения личности преступника является построение ее типологии. Типология личности преступника показывает динамику формируемой у лица криминогенности, и в этом заключается ее прогностический аспект. Практическое значение типологии состоит в возможности планирования предупреждения преступлений с учетом типовой оценки личности преступника.

От типологии преступников нужно отличать их классификацию. Типология имеет объективный критерий построения, она обобщает типичные для всех или определенных групп особенности, в то время как классификация в известной мере носит субъективный характер, потому что подразделяет преступников на группы согласно произвольно выбранному единичному признаку. Классификация обычно предшествует типологии.

Типологии личности преступника в криминологии разнообразны. Предлагается, например, типология, основанная на характере самого преступления (Н. С. Лейкина). В ней предусмотрены следующие типы:

  1. лица, совершившие особо опасные преступления;
  2. лица, совершившие умышленные насильственные преступле ния;
  3. лица, совершившие корыстные преступления;
  4. лица, совершившие нарушение общественного порядка;
  5. лица, совершившие неосторожные преступления.

Есть типология, основанная на сочетании общей направленности личности и ситуации совершения преступления (Г. М. Миньковский). В ней предусмотрены четыре типа преступников, общественно опасное деяние которых:

  1. противоречит общей направленности личности, является случайным;
  2. реально возможно с учетом общей устойчивости личностной направленности;
  3. соответствует антиобщественной направленности личности, но случайно с точки зрения повода и ситуации;
  4. соответствует преступной установке личности и результатам активного поиска или создания повода и ситуации.

Наконец, разработана типология, основанная на соотношении негативной направленности личности и ее позитивной направленности (В. Н. Бурлаков). Она состоит из пяти типов, различающихся по степени личностной детерминированности преступления:

1) профессиональный тип (лица со значительной негативной направленностью). Это самые опасные преступники, у которых социальная направленность личности сильно деформирована. Отличаются правовым нигилизмом, низкой общей и моральной культурой, антиобщественной установкой. Для этого типа характерна внутренняя тяга к совершению повторных преступлений, активность в нахождении или создании собственными усилиями ситуаций, способствующих совершению преступлений. К нему относятся профессиональные преступники, опасные и особо опасные рецидивисты;

2) привычный тип (лица со средней и значительной негативной направленностью личности). Для него характерна значительная деформация социальной направленности, позитивный компонент слабо выражен, социально-психологические свойства личности неустойчивы и противоречивы. Отличается низким уровнем правосознания, отсутствием четких границ между моральным и аморальным, между «можно» и «нельзя». От профессионального типа отличается тем, что для совершения преступления использует благоприятные ситуации, но не активен в их создании. К нему относятся лица, совершающие повторные преступления, в том числе рецидивисты; рецидив может быть многократным и простым, специальным и смешанным. Преступления совершает умышленно;

3) неустойчивый тип (лица со средней негативной направленностью). Для него нехарактерно наличие стойких и значительных деформаций в структуре социальной направленности личности. Компоненты негативной и позитивной направленности примерно равны, но тенденции у них противоречивы. Это может привести как к усилению, так и к ослаблению криминогенности личности. Для таких преступников всегда важен повод к совершению действия, личностная интерпретация которого либо ведет, либо не ведет к совершению преступления. До совершения преступления поведение такого типа характеризуется как аморальное, асоциальное. Преступления совершает, как правило, умышленные;

4) небрежный тип (лица с незначительной или средней негативной направленностью). Социальная направленность личности этого типа в основном выражена позитивным компонентом, негативная направленность незначительна по сравнению с ней. Этих лиц характеризует легкомысленное отношение к правовым нормам, предназначенным исключить причинение вреда от деятельности людей в разных сферах жизнедеятельности. Их преступления могут быть как умышленными, так и совершенными по неосторожности;

5) случайный тип (лица с незначительной негативной направленностью). Характеризуется значительной позитивной направленностью, без деформаций со стороны негативного компонента. Устойчивый уровень правосознания. Лица этого типа совершают преступления под влиянием, главным образом, складывающейся жизненной ситуации — например, преступления в состоянии аффекта, необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, повреждение чужого имущества по неосторожности.

Современная характеристика личности преступника

Социально-демографическая характеристика. Среди преступников подавляющее большинство — мужчины. Доля женщин колеблется в пределах 16%. Однако фактор женского пола становится значимым при совершении определенных видов преступлений. Так, удельный вес женщин, совершающих хищения посредством присвоения, растрат либо путем злоупотребления служебным положением, достигает 40%, и, напротив, среди лиц, совершающих грабежи и разбои, не превышает 6%.

Возрастная дифференциация преступников показывает, что чаще всего совершаются преступления в возрасте от 25 до 29 лет, затем следуют 18–24, 14–17 и 30–40-летние. Реже всех совершают преступления лица старше 50 лет. Наибольшая криминальная активность у преступников в возрасте до 24 лет. Возрастной фактор влияет на избирательность преступного поведения. Так, в возрасте до 25 лет чаще всего совершаются кражи, угоны автотранспортных средств, хулиганство, изнасилования. Лица после 30 лет преобладают среди тех, кто совершил экономические преступления.

Уровень образования у преступников относительно низкий. На фоне всеобщего среднего образования населения в России преступники чаще имеют незаконченное среднее образование. Преступники с высшим образованием составляют незначительную долю. Более высокий уровень образования отмечается у должностных преступников, ниже всего уровень образования у лиц, совершивших убийства, разбои, хулиганство.

Характеризуя преступников по роду занятий и социальному положению, нужно отметить, что выделяются специфические группы лиц как среди занятых трудовой деятельностью, так и не занятых ею. Среди занятых трудовой деятельностью это: а) лица, которые постоянно или длительное время занимались неквалифицированным физических трудом (около 30%); б) учащиеся, студенты (около 8%). Среди незанятых трудовой деятельностью это: а) трудоспособные лица, не имеющие определенных занятий и постоянного источника дохода (порядка 50%), в том числе б) безработные (около 9%). Трудовая деятельность преступников имеет существенные особенности. Как правило, выполняемая работа характеризуется низким уровнем квалификации, частой сменой места ее выполнения, сопряжена с недобросовестностью исполнения обязанностей, прогулами и т. п.

Семейное положение у лиц, совершающих преступления, также имеет особенности. Криминология свидетельствует, что в целом распространенность преступлений среди лиц, имеющих семью, ниже, чем среди разведенных, холостяков и одиноких. Таким образом, семья в большинстве случаев не стимулирует преступное поведение, осуществляет контроль за поведением членов семьи и подчиняет это поведение требованиям моральных норм, лежащих в основе брака и семьи. Вместе с тем статистика показывает, что около половины всех преступников — холостые (или не замужем). По данным криминологических исследований в отношении конкретных категорий преступников, например рецидивистов, насильников, убийц, доля холостых (или разведенных) выше среднестатистической, тогда как среди так называемых экономических преступников эта доля соответственно уменьшается.

Правовая характеристика. К ней относятся: характер совершенных преступлений (имущественные, насильственные, экономические и др.), их неоднократность, рецидив, криминальная организованность, криминальный профессионализм, криминальная мотивация.

Уголовная статистика показывает, что среди выявленных преступников около четверти ранее совершили преступление. Примерно 30% из них осуществили преступные действия в группе. Наиболее высок уровень рецидива (смешанного) у лиц, совершивших умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования (около 40%), а также грабежи, разбои (около 35%).

Групповая преступная деятельность наиболее характерна для лиц, совершающих разбои (до 70%), кражи, грабежи (до 50%), изнасилования (до 40%). Несовершеннолетний преступник чаще всего совершает преступление в составе группы (до 80%).

Статистика позволяет определить лишь криминальную мотивацию по характеру совершенного преступления. Вместе с тем мотивация преступного поведения не всегда напрямую связана с характером совершенного преступления. Нельзя, например, исходить из привычных схем: корыстное преступление — корыстный мотив, хулиганство — хулиганские побуждения. Мотив следует «извлекать» из личности, поскольку мотивация связана с глубинными характеристиками лица, такими как потребности, интересы и ценностные ориентации. Они же, в свою очередь, зависят от возраста преступника, условий его воспитания, длительности занятия преступной деятельностью и т. д. Но есть нечто общее, что объединяет преступников. Это искаженность и примитивность потребностей, ограниченность социально-позитивных интересов. Если опираться на структуру преступности в России, то следует признать, что преобладающими мотивами являются: на первом месте — корысть, на втором и третьем местах оказываются насильственно-эгоистические и легкомысленно-безответственные побуждения.

Среди современных преступников выделяется небольшая (около 10%), но устойчивая группа криминальных профессионалов. В нее входят лица, обладающие антиобщественной установкой, которая заключается в постоянной субъективной готовности к определенному преступному поведению. К этой группе относятся лица, имеющие многократный специальный рецидив.

Нравственный облик преступников иллюстрируют следующие данные. Уголовная статистика показывает, что до 20% всех преступлений совершается в состоянии опьянения (алкогольного и наркотического), а таких преступлений, как убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования в аналогичном состоянии, — в среднем 50%. Далее, преступники имеют сильно деформированное правовое сознание. Криминологические исследования показывают, что у них преобладает пренебрежительное или негативное отношение к тем правовым нормам, которые оценивают их действия как преступление. Для них характерна позиция самооправдания, поиск доказательств вынужденности преступного поведения с целью заслужить снисхождение со стороны правоохранительных органов. Перед совершением преступления они часто испытывают надежду на безнаказанность, так как полагают, исходя из известных им случаев, что оно останется нераскрытым. Основными причинами правомерного поведения, по мнению самих осужденных, являются страх наказания и боязнь нежелательных последствий, но не осознание справедливости и пользы правовых предписаний.

Криминологический портрет современного преступника следующий. Это мужчина молодого возраста, невысокого уровня образования и социального статуса, холостой или разведенный, не занятый общественно полезной деятельностью, с криминологическим рецидивом преступлений, совершающий преступление в нетрезвом состоянии из корыстных или насильственно-эгоистических побуждений.

Использование информации о личности преступника в правоохранительной и предупредительной деятельности

На основе криминологической характеристики личности преступника более эффективно можно осуществлять следующую деятельность:

1) прогнозирование преступности и планирование борьбы с преступностью. Для этого используют социально-правовую характеристику преступников с целью прогнозирования изменений в этой характеристике на среднесрочную перспективу. Такой прогноз необходим для разработки мер предупреждения преступности как на региональном, так и федеральном уровне;

2) проведение индивидуальной профилактики преступлений. Информация о личности позволяет уточнить причины и условия, способствующие совершению преступления. Такая информация используется сотрудниками по делам несовершеннолетних, сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции ОВД, работниками специальных воспитательных учреждений, педагогическими работниками;

3) совершенствование правоохранительной деятельности в части решения задачи по предупреждению преступлений. Во-первых, в отношении практики вынесения справедливого и обоснованного приговора. Ее субъекты, судьи и прокуроры, при индивидуализации уголовной ответственности и наказания получают методическую базу для учета личности преступника. Во-вторых, эти же субъекты с помощью такой информации принимают решение об устранении причин и условий совершения конкретного преступления в предусмотренных для этого правовых формах (представлениях и определениях). В-третьих, в оперативно-розыскной деятельности появляется возможность реализации криминологической информации при составлении психологического розыскного портрета.

Добавить комментарий